Влияние домашних животных на развитие ребенка

Влияние животных на развитие личности ребенка

Надежда Мишурова
Влияние животных на развитие личности ребенка

Консультация для родителей

«Влияние животных на развитие

личности ребенка»

Домашние животные, как и растения, приносят большую радость детям. Мир животных чрезвычайно привлекателен для ребенка. В отличие от растений, животные обладают определенным своеобразным поведением. Они могут ходить, бегать, лазать, плавать, едят и пьют почти как люди, слышат и видят, т. е. воспринимают окружающий мир и реагируют на него. Своеобразие и динамичность животных очень нравятся детям.

В 3-4 года ребенок активно познает окружающий мир. Психологи считают, что именно на данном этапе развития завершается формирование личности. Для ребенка уже можно завести первое домашнее животное, но ухаживать за ним придется пока взрослым. Животные,подходящие для детей данного возраста: аквариумные рыбки, птицы, морская свинка или кролик. Сначала нужно показать животное ребенку, рассказать о его повадках, характерных особенностях. Первое время ребенок будет просто наблюдать за тем, как взрослые ухаживают за живностью, затем постепенно следует привлекать его к уходу.

Нужно помнить о том,что интерес детей проявляется порой в самых неожиданных формах: малышу очень нравится рыбка, и он запускает руку в аквариум, чтобы подержать ее в руке; хочет погладить птичку, в результате чего она остается без хвоста. Поэтому следует всегда быть настороже и вовремя останавливать подобные действия детей, объясняя им, что так делать нельзя, рыбка или птичка может заболеть.

Самое главное – научить ребенка правильному обращению с животным: мягкости, неназойливости, умению считаться с желаниями животного, чувствовать его состояние, сопереживать ему. Это бесценные нравственные качества, без которых не могут развиваться гуманистические задатки в личности ребенка.

Ухаживая и наблюдая за ежом, белкой, рыбками, за птичкой, дети учатся заботливому и бережному отношению к ним, узнают, чем и как их нужно кормить. Ответная реакция животного на заботу и ласку ребенка, его привязанность к ребенку воспитывает в детях доброту и сердечность. Общаясь с животными, дети узнают много нового, интересного из их жизни.

Приобщая ребенка к миру природы с помощью наблюдения, мы сознательно развиваем различные стороны его личности, пробуждаем интерес и желание познавать природное окружение, вызываем у ребенка сочувствие к «тяжелой» самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показываем уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходиться.

Интеллектуальное развитие

Животные являются источником первых знаний о природе. Ребенок видит животное – он к нему тянется, распознает названия, отмечает различия, познает его поведение.

Животные являются источником развития сенсорики. Ни одна обучающая игрушка не может сравниться с природой. Ребенокнепосредственно через органы чувств воспринимает объект: форму, величину, цвет, запах, пространственное расположение, движения, мягкость, фактуру шерсти и т. д.

Животные являются источником развития логического мышления. На основе представлений о животных,дети учатся видеть связи и зависимости: киса мяукает у миски – голодная, хорек высоко подпрыгивает, гулит – хочет поиграть, затаился – охотится.

Животные источник для различных видов деятельности – наблюдение, игра, труд, творчество и т. д. В результате формируется любознательность, наблюдательность, развивается фантазия.

Животные – источник нравственного воспитания

– Источник первых переживаний и радости. Ребенок испытывает положительные эмоции в общении с животным. В современном обществе как раз больше всего не хватает положительных переживаний.

– В процессе общения у ребенка развиваются чувства прекрасного. Они учатся видеть естественную красоту.

– В процессе деятельности ребенок учится проявлять бережное (пассивное) и заботливое (активное) отношение к животному миру в целом. Таким образом у ребенка формируется основы экологической культуры, которая является составной частью духовной культуры.

Животные – источник эстетического воспитания и развития

Натуральная и естественная красота побуждает детей к творчеству. Дети любят стремятся отражать свои переживания с животным в детских стихах, рассказах собственного сочинения и конечно же в изодеятельности.

Источник трудового воспитания

В процессе наблюдения, ребенок знакомится с несложными трудовыми операциями. Под руководством взрослых у него формируются элементарные навыки по уходу за животными. Приобретаются дополнительные сведенья об условиях жизни в природе и в домашних условиях.

Источник физического развития

Животные – источник укрепления здоровья, психического развития: в процессе прогулок с собакой, хорьком, кроликом и т. д, в процессе труда дети также совершенствуются физически.

Влияние мультипликации на развитие личности дошкольника Дошкольное детство – значимый период личностного развития. Мультипликация как вид современного искусства в детстве очень востребован. Искусство.

Памятка для родителей «Факторы, оказывающие благоприятное влияние на развитие личности ребенка» Развитие характера и музыкальное восприятие формируется в большей степени под влиянием привычек родителей. Поэтому Ибука считает, что рёбенок,.

Консультация для родителей «Супружеские отношения и их влияние на развитие личности ребенка» Консультация для родителей «Супружеские отношения и их влияние на развитие личности ребенка» Родителям не следует забывать о негативном.

Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Консультация для родителей “Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка” «Ваше собственное поведение-самая решающая вещь.

Родительское собрание «Влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребенка» Я рада приветствовать вас сегодня! Тема нашего собрания “Влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребенка”. Мы сегодня.

Консультация «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Описание материала: материал будет полезен педагогам, родителям, старшим воспитателям, студентам педагогических факультетов. «Ваше собственное.

Влияние изобразительного искусства на развитие личности ребенка Изобразительное искусство было очень важным для человека даже в тот момент, когда он не умел говорить — в пещерах, на скалах мы четко различаем.

Влияние музыки на развитие личности Ни для кого не секрет, что ребенок с рождения живет в мире звуков, они окружают его везде и всюду. Для самых маленьких конечно подойдет.

Консультация «Влияние музыки на всестороннее развитие ребенка, а также развитие его музыкальных способностей в семье» Знакомство с музыкой — один из этапов эстетического воспитания ребенка, так как музыка особенно сильно воздействует на чувства, а через.

Влияние театрализованной деятельности на развитие личности ребенка с учетом ФГОС Известно, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игровая деятельность. Именно в игре и театрализованной деятельности.

Влияние домашних животных на психическое развитие детей
консультация на тему

Домашний питомец, как психолог, может избавиться ребенку от тревоги и застенчивости, поможет развить сенсорику, логическое мышление, ответственность.

Скачать:

ВложениеРазмер
statya.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние домашних животных на психическое развитие детей

Ваш ребенок еще мал, но при этом настойчиво просит вас завести «киску или собачку»? Конечно, прежде всего, вы понимаете, что домашнее животное заводите не только ребенку, но и себе. Большая часть обязанностей по уходу за питомцем ляжет именно на ваши плечи. И против этого можете возразить, что заводите нового члена семьи, который будет требовать не только много внимания, времени, но и определенных денежных затрат.

Но давайте прислушаемся к мнению ученых. По результатам исследований, доказано, что животные могут стать важнейшими партнёрами детей. Большинство детей поставили домашних питомцев в список 10 наиболее важных компонентов своей жизни, при этом для некоторых из них собака или кошка были важнее родственников! На первом месте в этом списке всё же стоят мамы, на втором — папы. Но есть и такие дети, которые на рисунке « Моя семья» изобразили себя только со своим питомцем.

В отличие от игрушки, животное бегает, активно играет, забирая часть тревог и напряжения у детей. Поэтому домашние животные и ребенок — тесно связаны между собой крепкой дружбой и нежными отношениями. Возможность поговорить, пожаловаться, поласкаться с домашними животными необходима детям, особенно когда взрослые уделяют им мало внимания.

Домашний питомец является не только источником тепла, ласки и другом, но и оказывает огромное влияние на развитие ребенка. Рядом с четвероногим другом ребенок учится быть организованным и дисциплинированным. Домашний питомец учит ребенка нести ответственность за других. Ребенок осознает, что животное — это не игрушка , и за ним нужно ежедневно ухаживать, кормить, выгуливать. Навыки общения с домашним животным помогут ребенку во взрослой жизни, он научится отвечать за свои поступки. В зависимости от возраста ребенка определяется и степень ответственности его в отношении питомца. Так, в возрасте 3 лет ребенок уже может выгуливать собаку или кошку вместе с родителями, помогать насыпать корм, следить, чтобы у животного всегда была чистая вода для питья. Четвероногий друг для ребенка — это лучший психолог и помощник в вопросах социальной адаптации. Дети, у которых есть собака, легче остальных вливаются в новый коллектив и заводят друзей. Собака может помочь застенчивому ребенку вступить в контакт со сверстниками во дворе, найти приятелей. Совместное выгуливание питомца может сплотить даже самых неразговорчивых детей.

Домашнее животное помогает ребенку познакомиться с окружающим миром. Четвероногий друг — это источник первых знаний о природе. Ребенок наблюдает за питомцем, за его поведением, отмечает реакцию на поглаживание, на различные команды. Животное также имеет большое значение в развитии сенсорики у ребенка. Через органы чувств ребенок воспринимает объекты и учится их называть: форма, величина, цвет, запах, движения, фактура шерсти, расположение и т.д.

Общение с домашним питомцем развивает и логическое мышление. Ребенок учится видеть связи и зависимости. Например, если кошка стоит у миски и мяукает – значит, она голодная, если собака подходит к двери, подпрыгивает и машет хвостом — значит она хочет погулять.
Животное является источником различных видов деятельности, в результате которых у ребенка формируется наблюдательность, любознательность, развивается фантазия.

Животное позволяет ребенку испытать первые переживания и радости. Четвероногий друг рождает положительные эмоции, что очень важно, потому что детям, у которых «занятые родители» именно положительных переживаний больше всего и не хватает. Общаясь с домашним питомцем, у ребенка развивается чувство прекрасного, он учится видеть естественную красоту. Бережное и заботливое отношение к домашнему животному, которое проявляет ребенок, переносится им и ко всему животному миру в целом.

Вопрос, который возникает перед родителями, все-таки решившимися на живность в доме, — это кто больше подходит малышу. Некоторые специалисты советуют ориентироваться на темперамент и тип личности ребенка. К примеру, интровертному, флегматичному нужен зверек, с которым можно было бы общаться с помощью звуков и прикосновений: например, морские свинки, хомячки, мышки. Как известно, люди веселые и активные лучше уживаются с пернатыми , кошками и собаками. С черепахами малышам скучно: наблюдать за ними неинтересно, общаться невозможно, и потому очень быстро хозяева вообще перестают обращать на них внимание . Аквариум с рыбками больше подойдет детям рациональным, а также беспокойным, легковозбудимым — длительное созерцание неторопливо плавающих рыб успокоит любую нервную систему. Не приобретайте экзотических животных и породы крупных, бойцовских пород.

Взвесьте все «за» и «против» и выберите именно того домашнего животного, который больше всего подойдет вашему ребенку. Поверьте, для него это будет самый лучший подарок!

Влияние домашних животных на психологическое развитие детей

Те, у кого уже есть опыт общения с собакой, кошкой или другой живностью, вряд ли будут задаваться вопросом о совместимости детей и зверей. Наша статья предназначена в первую очередь для тех, кто только размышляет над этой проблемой и никак не может решиться: заводить или не заводить питомца, и если да, то когда и какого именно.

Прежде чем обсуждать влияние того или иного животного на развитие малыша, мне бы хотелось остановиться на главном:

1. Покупать щенка, котенка или попугайчика следует только при согласии ВСЕХ членов семьи. При этом нужно заранее решить вопрос – кто возьмет на себя уход и воспитание питомца (рассчитывать на клятвы детей не советую, даже если речь идет о подростке).

2. Трезво взвесьте габариты квартиры и возможности выгуливания. Если взрослых целыми днями нет дома, собаке лучше предпочесть кошку, попугая или хомячка. Не стоит покупать собаку крупной породы в однокомнатную квартиру: в щенячьем возрасте будут большие проблемы с «лужами» и «кучками», во взрослом состоянии – с жизненным пространством.

3. Оцените свои финансовые возможности: кроме самой покупки животного или птицы, вам придется ежедневно обеспечивать его кормом, игрушками, предметами ухода, ветеринарными услугами. При этом учитывайте среднюю продолжительность жизни выбранного вами вида: хомяки в среднем живут 2-4 года, кошки – 15-16 лет, собаки – 10-16 (в зависимости от породы). Если речь идет о собаке, добавьте в список будущих хлопот и расходов съеденные туфли, жеваную мебель, провода, тапочки и детские игрушки.

4. Если отпуск вы проводите в разъездах, заранее решите, где и с кем будет в это время ваш питомец (сможете ли вы брать его с собой, оставлять в гостинице для животных или у друзей).

5. Важный вопрос – планируете ли вы в дальнейшем рождение детей: некоторые породы кошек и собак склонны к ревности, и в этом случае их лучше не выбирать (сиамская кошка и другие ориентальные породы, некоторые собаки мелких пород).

Не советую приобретать новое животное до 3-летнего возраста ребенка:

– хомяк успеет умереть, пока ребенок дорастет до того, чтобы оценить его наличие;

– любое животное может стать источником инфекции, а у малышей иммунитет только формируется;

– маленький ребенок не может контролировать свою силу и может покалечить зверюшку или получить сдачу, что особенно опасно с учетом близости лица малыша к собаке или кошке;

– вам придется неусыпно следить, чтобы корм для животных, кошачий хвост, собачье ухо или красивое перышко попугая не попали ребенку в рот;

– большую часть своих первых 3-х лет жизни дети проводят на полу, и чтобы соблюсти правила гигиены, Вам придется не реже 1 раза в день пылесосить и мыть полы.

Если вы решите приобрести кошку или собаку, учитывайте, что они тоже требуют много внимания и терпения на первом году жизни, не говоря уже о том, что собаку еще и дрессировать необходимо. Так как в большинстве случаев звери, как и дети, – мамина забота, трезво рассчитайте свои силы и возможности.

Свою первую собаку я завела, когда детям было 2 и 4 года, и очень жалею, что поторопилась. Муж ничего не понимал в собаках, а у меня просто не хватало времени для серьезных занятий, к тому же я тоже работала. К счастью, мы завели немецкую овчарку – породу, которая отличается умом, сообразительностью и способностью к самообучению. Но получить в итоге ту собаку, о которой я мечтала, мне все равно не удалось.

Кто-то подумает: «При чем тут психологическое развитие детей?» А объясняется все просто. Представьте ситуацию: вы завели собаку, но кто-то в семье против, и ребенок регулярно наблюдает, как щенка пинают, орут на него, как члены семьи скандалят из-за его присутствия в доме. Или другой вариант: вы взяли котенка, который лазает по шторам, разбил любимую вазу, и вы, в лучшем случае, отдаете его в другие руки, а в худшем – выкидываете на улицу. Последствия для детской психики будут крайне негативными.

Итак, вернемся к теме нашей статьи. Любое домашнее животное, независимо от вида, размера и пола, играет очень большую роль в становлении личности ребенка, его психическом и даже физическом развитии. Уже давно замечено, что люди, содержащие животных, меньше болеют и более устойчивы к стрессам. Объяснить некоторые явления с научной точки зрения мы пока не можем, но очевидный факт, что большинство кошек лечат своих хозяев, а собаки нередко забирают болезнь хозяина на себя. Те, у кого есть знакомые «собачники», знают, что это всегда общительные и отзывчивые люди с оптимистичным взглядом на жизнь (речь идет о тех, кто действительно любит собак, а не о тех, кто заводит крупную собаку, чаще бойцовой породы, чтобы таким образом нейтрализовать свой комплекс неполноценности).

Питомец в доме может помочь родителям воспитать в ребенке такие качества, как ответственность, аккуратность, сострадание, умение рассчитывать свои силы и уважать чужое пространство. Если мы склонны многое прощать детям, собака и кошка никогда не будут терпеть хамское отношение к себе.

Животные помогут вашему малышу приобрести навыки самостоятельности, научат самостоятельно играть. По сути, они играют роль домашних психотерапевтов, которым дети рассказывают все свои проблемы и горести без риска нарваться на непонимание или ругань. Для ребенка очень много значит безоценочное принятие их личности, и кошка или собака идеально подходят для этой цели.

Во всем мире бурно развиваются методики терапии с использованием благоприятного воздействия животных на человека. За рубежом при детских больницах вводятся штатные должности для собак. Опыт показывает, что это позволяет существенно сократить сроки лечения, уменьшить количество осложнений. Если в приюте для престарелых есть кошка, пожилые люди дольше живут, меньше склонны к развитию неврологических и психических отклонений.

Собак все чаще используют в лечении детей с психическими отклонениями: при умственной отсталости, аутизме и других, а лошади – великолепное средство реабилитации для людей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, в том числе для детей с ДЦП. В Израиле широко распространены психотерапевтические консультации, также практикующие иппотерапию (лечение лошадью). Методика дает очень хорошие результаты при лечении детей с гиперактивностью, неврозами, дефицитом внимания, при проблемах в обучении, неуверенности ребенка в себе и своих силах. Во время верховой езды происходит интенсивная тренировка всех групп мышц, развивается координация движений, чувство равновесия. Что же касается самооценки – как она может не расти, если тебя слушается такое большое, умное и сильное животное, как лошадь!

Присутствие дома любой живности делает нас и наших детей добрее, отзывчивее, общительнее, но в то же время каждый вид или порода обладает набором типичных черт, определяющих ее предпочтительность в том или ином случае. Сиамская кошка и схожие с ней породы не очень подходят для детей, так как могут быть агрессивны при нарушении их жизненного пространства и неаккуратном обращении. Персидские кошки обычно очень независимы и не склонны к играм. Хорошим характером обладают британская и шотландская (вислоухая) порода, очень ласковы сфинксы, но идеальным партнером для игр может стать обычный котенок «дворянского» происхождения, в котором сочетаются лучшие качества всех пород. Естественно, при этом следует учитывать и индивидуальность каждого конкретного котенка, условия, в которых он провел первые месяцы своей жизни.

Среди собак для детей подходят пудели, карликовая такса (рыжие добрее черно-подпалых, а длинношерстные ласковее короткошерстных), мопс, йоркширский терьер и, конечно же, дворняжка. Собаки крупных пород хорошо относятся к детям, легче дрессируются, но в этом случае практически весь уход ляжет только на ваши плечи, к тому же они плохой компаньон для игр ребенка дошкольного возраста просто в силу своих габаритов. Овчарки, стаффордширы, боксеры, ньюфаундленд и сенбернар скорее будут играть роль няньки и телохранителя, чем друга. Очень не советую покупать ребенку той-терьера, карликового пинчера или чихуа-хуа: эти собаки очень нежные, часто нервные и больше подходят в качестве «заменителя» ребенка для престарелых людей или одиноких женщин.

Попугая не следует заводить, если у Вас есть дети младше 4-5 лет: они могут больно клеваться, с ними не поиграешь, попугаи и другие птицы обычно сильно мусорят, и придется постоянно следить, чтобы ребенок не тащил это в рот.

Наблюдение за рыбками успокаивает нервную систему, но даже десятилетний ребенок не справится с уходом за аквариумом самостоятельно, тем более, что в большинстве случаев рыбки быстро надоедают детям, впрочем, как и черепашки.

Если у вас нет возможности завести кошку или собаку, лучшим компаньоном для ребенка станет крыса – они умны, быстро привыкают к хозяину и с удовольствием повсюду их сопровождают, к тому же их можно дрессировать, и живут они дольше хомячков.

Конечно, животные приносят с собой, кроме радости, много хлопот, но лично я не представляю себе дом без них, так же как без детского смеха. Сейчас у нас живут две собаки (немецкая овчарка и такса), кошка, рыбки, жил хомячок (умер от старости, а нового не заводим, чтобы не нервировать кошку), пару раз в год нас осчастливливают рождением котят или щенят. Конечно, это очень беспокойное хозяйство, но счастливые лица детей при рождении очередных малышей, их звонкий смех во время буйных игр с собаками, ласковое мурлыканье кошки на коленях воздают мне сторицей. Но самое главное – мои дети никогда и никому не сделают больно, и научили их этому в первую очередь наши звери.

Влияние домашних животных на развитие детей

Кошки, собаки, хомячки и волнистые попугайчики всегда привлекали внимание детей. Даже сегодня, несмотря на обилие развлечений и визуального контента, дети все равно просят родителей завести домашнее животное. Многие взрослые, как и прежде, скептически воспринимают идею появления дома четвероногого или летающего питомца. Ведь вместе с положительными эмоциями приходит необходимость заботиться и нести ответственность за жизнь и здоровье живого существа.

Роль домашних животных в развитии детей

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста общение с животными — это еще один способ познания окружающего мира. Привлекательный внешний вид, забавные привычки и особенности поведения дарят положительные эмоции не только ребенку, но и взрослому. Поэтому неудивительно, что многие дети рано или поздно начинают просить родителей купить собаку, котенка или хомячка.

В целом, домашние животные оказывают положительное воздействие на развитие ребенка. Общаясь с ними, он учится заботиться о существе, которое нуждается в защите человека. Животное в доме — это не только приятные эмоции, получаемые от привлекательного внешнего вида, игр или привычек, но и необходимость кормить, выгуливать и лечить. Тем не менее, многие взрослые опасаются того, что дети будут воспринимать питомца, как игрушку, которая быстро надоест и не осознают ответственности.

Следующий положительный аспект наличия животных в доме — это возможность более успешной социальной адаптации ребенка. Развитие ребенка неразрывно связано с необходимостью общаться с новыми людьми. Поэтому собака может помочь ему завести друзей или подружиться с одноклассниками, у которых тоже есть четвероногий друг. Известно, что общение с домашними животными способствует раскрепощению у тех людей, чья социальная адаптация протекает сложнее.

Животные способствуют повышению уровня интеллектуального и физического развития ребенка. Например, некоторые породы собак требуют активности и необходимости длительных прогулок на свежем воздухе. Наблюдая за привычками и реакциями животных, ребенок многое узнает об окружающем мире и ближе познакомиться с природой.

Стереотипы о месте домашних животных в развитии ребенка

Несмотря на положительные эмоции, которые получает ребенок от общения с животными, далеко не каждая семья может позволить себе завести питомца. Их содержание требует значительных финансовых вложений и ответственности. Многим родителям известны случаи, когда животное оказывалось полностью на их попечении, а ребенок отказывался от выполнения обязанностей под предлогом занятости.

Ощутимым минусом присутствия животного в доме многие родители считают его потенциальную опасность для ребенка. Они боятся, что животное может поцарапать, укусить или вызвать аллергию. Некоторые предпочитают избавиться от животного, как только в доме рождается ребенок, мотивируя это невозможностью совмещать заботу о животном и о младенце и страхом аллергии у малыша.

Однако возможных укусов и ранений можно избежать, если соблюдать правила общения животного и маленького ребенка. Малышам до 1 года лучше соблюдать дистанцию, а после 1 года — общаться с животным под контролем родителей. Кроме того, во избежание заражения опасным заболеванием все животные должны быть привиты.

Другая опасность от общения с домашними животными, по мнению многих взрослых, заключается в аллергии. Поэтому некоторые семьи спешат отдать животное, когда появляется новорожденный ребенок. На самом деле аллергия на животное возникает далеко не всегда. Чтобы проверить реакцию ребенка дошкольного возраста на животных, можно сходить в гости к друзьям, у которых уже есть животное или посетить выставку кошек или собак. Кроме того, некоторые породы кошек не вызывают аллергии.

Если ребенок хочет завести домашнее животное, то родителям необходимо познакомить его с особенностями ухода и содержания. Для этого можно посмотреть обучающее видео, прочесть книгу или понаблюдать за особенностями содержания питомцев у друзей и знакомых. Некоторые особенности поведения животных могут вызывать негативную реакцию у взрослых, например, склонность грызть предметы или обдирать когтями обои.

Приятные эмоции, которые взрослые и дети получают от общения с животными

Чтобы общение с животным приносило радость ребенку и его родителям, необходимо завести питомца в соответствии с возрастом ребенка и соблюдать правила взаимодействия с ним. Например, для малыша 3-4 лет можно завести рыбок, кролика или морскую свинку и научить ухаживать и кормить. А вот с необходимостью выгуливать собаку крупной породы ребенок в этом возрасте еще не справится.

В 5-6 лет физические возможности ребенка расширяются, и он вполне может заботиться о животных под контролем взрослых — насыпать корм, чистить клетку, наливать воду. Для 7-8 летнего ребенка можно завести кошку или некрупную собаку, уход за которыми должен осуществляться под контролем взрослых. Подросток или студент может осуществлять полноценный уход за крупной собакой.

При заведении животного необходимо учитывать несколько факторов. Первый — это жилье. Если семья проживает в коттедже или частном доме, то возможности для содержания значительно расширяются. Но для малогабаритной квартиры крупная собака будет не самым лучшим вариантом. Второй фактор — это желание всех членов семьи. Если у кого-то из них уже есть аллергия на шерсть, то от идеи завести собаку или кошку придется отказаться. Человек может не любить тот или иной вид животных и вправе ограничивать взаимодействие с ними.

Гармоничное общение животных и ребенка возможно при осознании уровня ответственности за живое существо и способности взрослых научить его правилам обращения с ним. В этом случае наличие питомца способно существенно расширить кругозор ребенка и привить ему навыки заботы и ответственного отношения к тем, кто нуждается в защите со стороны человека. Постоянная забота о животном способна развивать эмпатию, положительно воздействовать на эстетический вкус и коммуникативные способности.

Центр социальной помощи семье и детям Невского района

Влияние домашних животных на воспитание и развитие ребенка

Влияние домашних животных на воспитание и развитие ребенка

Д омашние животные приносят радость своим хозяевам. Но помимо удовольствия и верной дружбы, питомцы оказывают прямое влияние на развитие и воспитание детей.

Научно доказанный факт, что в семье, где с детьми живут домашние животные, развитие ребенка отличается. Дети быстрее понимают, что животное — это не игрушка, а живое существо. Оно требует определенного ухода за ним и внимания.

В каждой второй квартире, не говоря уже о частных домах, имеются домашние питомцы – пушистые и гладкие, пернатые и чешуйчатые, разговорчивые и молчаливые. Человеку просто необходимы маленькие друзья, которые будут с нетерпением ждать его дома и радоваться тому, что они могут просто находиться рядом. Если у вас еще нет домашнего животного, а малыш уже подрастает, задумайтесь над приобретением мягкого комочка или говорливого попугайчика – пусть и у вашего малыша будет верный друг, который научит его любви и доброте.

Как животные влияют на развитие детей?

  • С животными нельзя обращаться, как с игрушками – ребенок поймет это вскоре после приобретения питомца. Кошка может и поцарапать, а собака сильно обидится или огрызнется, если ей сделать больно. Это сможет научить вашего ребенка отвечать за свои поступки, быть внимательным и ласковым;
  • Даже учеными доказано положительное влияние животных, особенно кошек, на человека — они умеют успокаивать своим мурчаньем, лечить некоторые болезни, да и просто избавлять человека от депрессии. По статистке у детей, имеющих домашнее животное, отсутствуют аллергические реакции. Животные приносят нам массу удовольствия, радости, и, глядя на них, невозможно не улыбаться – это дает ребенку заряд положительных эмоций, что немаловажно в нашем современном мире;
  • Кошки и собаки терпят до последнего, но если малыш все же «перегнет палку», кошка может и ударить лапой, а собака громко гавкнуть. Подобное поведение животного может напугать малыша, но в итоге научит ребенка осторожности, мышлению и понимаю чувств других живых существ;
  • Дети, выросшие рядом с домашними животными, всегда добрые и отзывчивые, ведь животное становится лучшим другом ребенка, может спать ним в одной постели, ластиться к нему на руки, чтоб его погладили, участвовать с ним в игровой деятельности;
  • Кошки умеют общаться посредством мяуканья и мурчанья, собаки гавкая и рыча, попугаи «разговаривают» по-своему, и детки с удовольствием повторяют эти звуки, как бы отвечая своим питомцам – это помогает ребенку развить в себе способности воспроизводить всяческие звуки;
  • К тому же, дети всё так же познают мир через прикосновения, и если это будет мягкая шерстка животного, ребенок будет получать самые положительные эмоции. Животные – это первые проводники детей в мир природы, сенсорного восприятия, навыков и знаний. Именно на примере домашнего любимца малыш узнает разницу между кошкой и собакой, начинает чувствовать форму, цвет, фактуру шерсти, её мягкость, распознавать движения;
  • С животными ребенок всесторонне развивается — с питомцем можно и поиграть, и понаблюдать за ним, и потрудиться (убрать, гулять, почистить, покормить). Уровень ответственности у таких детей намного выше;
  • Практически все домашние питомцы эстетически красивые существа, поэтому они развивают в ребенке вкус к прекрасному, возвышенному и правильному;
  • Иногда животные заменяют детям друзей и даже любовь родителей, и это особенно важно в тех случаях, когда мама с папой не могут уделять много времени малышу. Собака, кошка, и даже хомяк будут невольными слушателями ребенка, его друзьями и поддержкой;
  • Влияние собак на личность ребенка неоспоримо, ведь дети, имеющие таких питомцев, намного общительнее своих сверстников, более дисциплинированны и склонны к лидерству. К тому же, выгуливая такого питомца, легко знакомиться с другими собачниками, заводить новые знакомства с такими же детками, которые тоже выгуливают своих четвероногих друзей;
  • Даже некоторым взрослым порой бывает трудно переступить через свой эгоизм и понять печаль живого существа рядом, а детям это сделать вдвойне труднее, ведь они эгоцентричны. Но с помощью животных они учатся понимать чувства других и сопереживают им, ведь они никогда не скрывают своей злости или обиды. Да и ухаживать теперь нужно не только за собой, но и за животным, что дисциплинирует ребенка и учит его ответственности;
  • Постоянные игры, баловство, беготня с питомцем – это именно то, что наилучшим образом разовьет в ребенке физически сильную и развитую личность.

Психолог отделения пофилактики безнадзорности для несовершеннолетних №1

Влияние домашних животных на развитие детей

По мнению психологов, дети, которые растут без домашних животных в доме, имеют уровень интеллекта ниже, чем сверстники, имеющие питомцев. Наверное, нет такого человека, который не хотел бы иметь домашнего любимца. Благодаря животным дети быстро забывают о своих проблемах и неприятностях, обретают душевное равновесие.

Многие малыши относятся к собаке или кошке, как к лучшему другу. Те дети, которые боялись одиночества, быстро становятся самостоятельными после покупки питомца. Домашние животные могут вылечить от заикания, а также помогают замкнутым детям влиться в окружающий мир. Конечно, есть развивающие кружки для детей, в которых учат быть ответственными, но только домашнее животное способно привить малышу любовь и нежность.

Нельзя не отметить оздоровительный эффект, который научно доказан и обоснован. Говорят, что поглаживание кошки способно значительно нормализовать артериальное давление, а сами пушистики часто ложатся на то место на теле человека, которое его беспокоит.

Многие придерживаются мнения, что у малыша может появиться аллергия, поэтому специально не заводят домашних любимцев. Однако многочисленные исследования показали, что дети, которые растут в контакте с животными, быстро приобретают иммунитет и устойчивость к аллергическим реакциям. Кроме этого отмечается низкий уровень инфекционных заболеваний, поскольку постоянное нахождение рядом с собакой или кошкой заставляет организм сильнее сопротивляться вирусам.

Некоторые родители опасаются, что малыш будет проявлять жестокость, мучая кота или собаку. Однако это не произойдет, если он будет видеть позитивное отношение взрослых. Дети имитируют поведение своих родителей, поэтому никогда не обидят беззащитное существо. Очень важно прививать хорошее отношение ко всему живому на планете и демонстрировать, как следует ухаживать за питомцем.

Моя дочка считает своим долгом поносить на ручках нашего кота Мультика (дети ему-то и имя дали), и если раньше, будучи еще котенком, он свободно умещался на ее руках, то теперь важная 88-сантиметровая хозяйка тащит кота, а его задние лапы и хвост волочатся по ковру. А еще кот спокойно спит в ее кукольной коляске, а Аня ходит на цыпочках и всем говорит: тссссс…

Специалисты считают, что детям-флегматикам больше всего подходят хомячки и морские свинки, а более активным малышам можно покупать попугаев или канареек, кошек или собак.

Черепахи сильно привлекают внимание, но дети быстро теряют к ним интерес, поэтому от такого животного лучше отказаться. Хотя есть детки, которые могут часами наблюдать за передвижением черепах по террариуму. Так что ориентироваться нужно только на своего ребенка.

Не нужно покупать экзотических животных, так как они не всем нравятся, да и условия для проживания нужно создавать соответствующие.

Беспокойному малышу можно поставить в комнате аквариум с рыбками, так как они успокаивают нервную систему, учат вниманию и наблюдательности. Собака или кошка подойдет любому человеку, однако важно, чтобы малыш уделял достаточно внимания животному. Уже 4-5-летний ребенок может следить за тем, чтобы в миске у животного была свежая вода.

Можно сказать, что домашний питомец просто необходим для нормального умственного, морального, духовного и физического развития. Очень часто взрослые не находят достаточно времени, чтобы полностью посвятить себя малышу, а рядом с домашним животным он никогда не будет чувствовать себя забытым и одиноким.

Читайте также:  Как общаться с малышом
Ссылка на основную публикацию
2 июля 2009, 8:00