Учим буквы

Лучший способ изучения букв. Часть 1

Учим буквы – игровая методика Полякова

Сергей Поляков автор методики раннего обучения детей

Возможно, заголовок этой статьи покажется вам нескромным, а автор — самонадеянным. Быть может, вы подумаете, что автор использовал такой заголовок для того, чтобы привлечь внимание читателей.

Да, это так. Цель этого заголовка — привлечь ваше внимание к действительно самому эффективному способу в кратчайший срок обучить ребенка буквам русского алфавита и научить его произносить эти буквы звуками. В простоте и действенности этого способа вы убедитесь сами, прочитав эту статью и начав с ее помощью учить своего ребенка буквам. Уже через пять занятий ваш ребенок будет хорошо знать все 10 гласных и начнет запоминать согласные, даже если до этого он не знал ни одной буквы. А, главное, учить буквы он будет в процессе игр и запомнит их твердо.

Но сначала небольшое отступление. Прежде, чем начать обучать ребенка буквам, вы должны решить, для чего ему это нужно. Некоторые родители гордятся тем, что сумели обучить буквам двухлетнего или даже полуторагодовалого ребенка. Но делать это стоит лишь в том случае, если одновременно вы начнете обучать ребенка чтению. Любое знание должно безотлагательно находить свое практическое применение. А обучение буквам само по себе, без одновременного обучения чтению, не имеет смысла. Есть много других, не менее эффективных, способов развивать память ребенка и стимулировать мозг в период формирования. Хорошо еще, если к началу обучения чтению ребенок забудет эти преждевременно выученные буквы и не станет произносить их так, как его научили: Бэ, Вэ, Гэ. или Бы, Вы, Гы. иначе при чтении это будет очень ему мешать. Вы спросите: “Ну, а если учить ребенка буквам и чтению одновременно, то с какого возраста лучше начинать, с двух лет уже можно?” Я считаю, что дома, в семье, мама с ребенком такого возраста уже вполне может заниматься; но сначала по полминуты, а потом по нескольку минут в течение дня. В результате таких “уроков”, построенных в форме игры, у ребенка выработается умение сосредоточиваться на каком-нибудь определенном занятии, и тогда начиная с трех лет и даже немного раньше его можно обучать чтению в группе таких же, как он, детей. Не забывайте только, что обучение чтению, а особенно раннее, должно проходить без принуждения, в игре, на фоне положительных эмоций.

Игровая методика изучения десяти гласных за 5 уроков

Итак, вы задались целью научить своего малыша читать книжки. Начнете вы, конечно, с того, что будете учить с ним буквы. В какой последовательности их учить? Конечно же, не в порядке алфавита и не в полном беспорядке, когда ребенку дают вперемешку то гласные, то согласные.

Важным фактором на начальной стадии обучения чтению по складам является твердое знание ребенком десяти букв, обозначающих гласные звуки (в дальнейшем для простоты я буду называть их просто “гласными”). Я не раз обращал свое внимание на то, что плохо читающие дети, даже школьники, неуверенно называют гласные, а при чтении запинаются, вспоминая, то ли это Е, то ли Ё, то ли Ю. Ввиду первостепенной важности знания десяти гласных для полноценного чтения (чтобы ребенок не “спотыкался” на каждом складе) я разработал эту игровую методику для их быстрого изучения, которой успешно пользуюсь вот уже несколько лет.

Продолжительность каждого из пяти уроков этой методики составляет несколько минут. Уроки проводятся два раза в неделю, а в остальные дни недели родители повторяют с ребенком содержание предыдущего урока в течение двух-семи минут в день. Я подсчитал, что все обучение ребенка десяти гласным по этой методике занимает в общей сложности чуть более часа.

В основу методики положен принцип многократного показа и синхронного озвучивания группы символов с постепенной частичной их заменой, предложенный выдающимся педагогом Гленом Доманом. В данном случае задача облегчается тем, что в русском языке гласные образуют пары, которые как бы рифмуются: А — Я, О — Ё, У — Ю, Ы — И, Э — Е. Многократный показ я дополнил пятью разработанными мною закрепляющими играми.

  • Цель занятий по этой методике — за пять уроков дать ребенку твердое знание десяти гласных. Зачастую родители считают, что их ребенок в этом не нуждается: “Он у нас с двух лет все буквы знает”. Когда же начинаешь показывать ему буквы, выясняется, что знает он их нетвердо. Путает Е с Ё или с Ю, не знает Э, Ы, иногда задумывается, вспоминая какую-нибудь букву. Прежде, чем приступить к обучению чтению, знание ребенком всех гласных нужно довести до автоматизма.
  • От других способов изучения букв, которые зачастую лишь тормозят их усвоение и затрудняют применение (А — арбуз, И — индюк или О — как бублик, Ю — Юлина буква, Я — похожа на столб с фонарем и т.п.), эта методика отличается простотой и эффективностью.

Урок № 1: гласные буквы а-я, о-ё

Напишите или напечатайте гласные буквы на плотной белой бумаге, каждую на отдельной карточке: буквы А, О, У, Ы, Э — крупным жирным красным шрифтом на карточках размером 12×10см, а Я, Ё, Ю, И, Е — синим жирным шрифтом чуть меньшего размера на карточках 9×10см. На первом уроке вам понадобятся только карточки А, Я, О, Ё.

АЯ
ОЁ

На обороте каждой карточки напишите эту букву от руки для себя, чтобы не заглядывать на лицевую сторону при показе букв ребенку.

Занятия могут проводиться преподавателем или из родителей ребенка.

Показ первых двух пар гласных (А — Я, О — Ё).

Сложите две пары карточек в стопку, как указано на левом рисунке, оборотной стороной к себе. Переложите ближнюю к вам карточку А вперед (как указано стрелкой на правом рисунке) и покажите ее ребенку. Скажите: “Это — А“. Потом переложите вперед следующую карточку и скажите: “Это — Я“; потом — “Это — О“; а потом — “Это — Ё“. Каждую карточку показывайте не дольше секунды. Делайте это весело, в виде игры. Смотрите не на карточки, а в глаза ребенку, чтобы видеть, куда он смотрит, и привлекать его внимание. Буквы А и О большинство детей уже знает. Можно сделать паузу и дать ребенку возможность самому назвать их. А буквы Я и Ё быстренько называйте сами, раньше ребенка, чтобы не дать ему возможности ошибиться. И не требуйте, чтобы ребенок повторял их. Ваша задача — быстро показать эти четыре буквы и одновременно продекламировать маленький стишок:

“Это — А

“Это — Я

“Это — О

“Это — Ё

Дети без труда запоминают и более длинные стихи, а тем более такой легкий стишок они скоро начнут повторять самостоятельно.

Если вы преподаватель, объясните присутствующей на занятиях маме ребенка, что она должна показывать ему и называть эти четыре буквы ежедневно до следующего занятия не менее пяти раз в день. Пусть она проделает это в первый раз в вашем присутствии, чтобы вы могли поправить ее, если она делает не так. Не стесняйтесь объяснять родителям все так же подробно, как и их детям, и проверять, как они вас поняли. Перемешайте карточки. Попросите маму разложить их в нужном порядке. Потом она должна посадить или поставить ребенка перед собой и во время показа букв смотреть ему в глаза. Незнакомые ребенку буквы она должна произнести четко и раньше него. Типичная ошибка, когда мама достает очередную букву и держит ее в другой руке, не накрывая ею крайнюю букву. При этом ребенок одновременно видит две буквы.

Скажите маме, что все домашние занятия займут у нее полминуты в день, т.к. один такой показ длится пять секунд. Важно только не пропускать их. Постепенно паузу после слова “Это. ” нужно увеличивать, а само слово произносить с вопросительной интонацией, как бы поощряя ребенка самому называть буквы. Ребенок должен просто назвать букву. Он не должен говорить “это А” или “буква А“. Отдайте маме изготовленные вами четыре буквы, попросите приносить их с собой на занятия.

Урок № 2: закрепление гласных звуков а-я, о-ё

К началу этого урока дети уже повторяли в течение двух-трех дней вслед за мамой А, Я, О, Ё и хорошо запомнили их в этом порядке.

Закрепляющие игры.

Теперь с этими четырьмя буквами нужно сыграть в пять закрепляющих игр для того, чтобы дети твердо запомнили их как в порядке выученного стишка, так и по отдельности.

Разложите на столе перед ребенком четыре карточки парами, называя их вслух, в том порядке, в котором их ему показывали. После этого приступайте к играм.

АЯ
ОЁ

игра. “Ветер”. Объясните ребёнку, что красные буквы — это большие братья, а синие — маленькие братики. Потом скажите: “Налетел ветер и перемешал всех братиков”. Перемешайте буквы сами, чтобы они не оказались перевернутыми. Потом пусть ребенок сложит их по порядку парами, называя вслух: А — рядом Я, О — рядом Ё (поначалу с вашей помощью).

игра. “Прятки”. Накройте меньшие карточки большими (красные буквы сверху) и поменяйте порядок расположения этих пар: “Маленькие братики спрятались под большими и поменялись местами, чтобы Леночка их не нашла. Угадай, какой маленький братик спрятался под большим братом О? Правильно, под О спрятался Ё! А под А? Правильно, Я!”

игра. “Перепрятки”. Играете так же, но на этот раз наоборот — большие братья прячутся под маленькими.

игра. “Ворона”. Водите ладонями над карточками, разложенными в правильном порядке, и приговаривайте: “Ворона летела, летела, летела, летела и. буковку съела”. Быстро накройте ладонью одну из букв: “Какую букву ворона съела?” Водить лучше одновременно обеими ладонями, чтобы ребенку было сложней догадаться, какую букву вы собираетесь накрыть. Если он не смог быстро ответить, оторвите ладонь на мгновенье и снова накройте букву. Если и тогда не скажет, подскажите, к примеру: “Рядом с О. Правильно, Ё!” Со временем ребенок запомнит расположение букв и будет их угадывать легко.

игра. “Карты”. Теперь этими же карточками играйте с ребенком так, как взрослые играют в карты. Вы тасуете карты, потом бросаете на стол перед ним карточку и спрашиваете: “Что это?” Назвал правильно — выиграл и забрал карточку, ошибся — забирает другой ученик, а дома — мама. Не торопитесь разрешать другим ученикам подсказывать, дайте ребенку немного подумать. Поначалу попробуйте бросать карточки парами: сначала О, за ней Ё, АЯ и т.д. Если ребенок выигрывает уверенно, бросайте парами, но в обратном порядке. Потом начинайте бросать вразброс.

Присутствующая на уроке мама запоминает и записывает, как играть в эти пять игр дома. Играть нужно только один раз в день, если ребенок сам не просит больше. Но каждый раз прекращайте игру, пока он еще хочет играть: “В другой раз доиграем”.

Показ трех пар гласных (А — Я, О — Ё, У — Ю).

После того, как вы сыграли в пять игр с первыми двумя парами букв, достаньте следующую изготовленную вами пару карточек У — Ю, надпишите их на обороте для себя и добавьте их в стопку (после урока отдайте эту стопку, все шесть букв, маме).

АЯ
ОЁ
УЮ

Показывайте теперь ребенку уже три пары букв так, как вы показывали ему на уроке № 1 две пары. Только на этот раз первые четыре буквы называет ребенок, а последние две вы быстро называете сами, не давая ему ошибиться (напомните об этом и маме). Дайте маме те же наставления, что и на уроке № 1. К следующему уроку за два-три дня показа ребенок запомнит уже новый стишок:

“Это — А

“Это — Я

“Это — О

“Это — Ё

“Это — У

“Это — Ю

Отдайте маме эти шесть изготовленных вами букв, попросите принести их с собой на следующее занятие.

Внимание! После урока № 2 мама показывает ребенку несколько раз в день уже эти три пары гласных, но в закрепляющие игры играет с ним пока лишь на первые две пары (А — Я, О — Ё) один раз в день.

Урок № 3: гласные у-ю, ы-и

К началу этого урока дети уже выучили стишок:

“Это — А

“Это — Я

“Это — О

“Это — Ё

“Это — У

“Это — Ю“,

а буквы А, Я, О, Ё благодаря пяти закрепляющим играм знают и вразброс. Теперь нужно закрепить знание последних выученных ими гласных У и Ю.

Закрепляющие игры.

Разложите на столе перед ребенком следующие шесть карточек парами, называя их вслух, в том порядке, в котором их ему показывали. После этого сыграйте в игры, подробно описанные в уроке № 2.

АЯ
ОЁ
УЮ

Показ трех пар гласных (О — Ё, У — Ю, Ы — И).

Уберите куда-нибудь подальше первую пару карточек А — Я, достаньте следующую изготовленную вами пару Ы — И, надпишите карточки на обороте для себя и добавьте их в стопку.

Начиная с этого урока, вы, каждый раз добавляя новую пару гласных, убираете первую пару, чтобы общее количество показываемых букв не превышало шести. Теперь карточки лежат в стопке в следующем порядке.

ОЁ
УЮ
ЫИ

Показывайте ребенку эти три пары букв так, как вы делали это на предыдущих уроках. Как и раньше, первые четыре буквы называет ребенок, а последние две вы быстро называете сами, не давая ему ошибиться (напомните об этом и маме).

Отдайте маме все изготовленные вами буквы, попросите принести их с собой на следующее занятие. Скажите маме, что все домашние занятия займут у нее теперь не более шести минут в день и напомните, что важно не пропустить ни одного из них.

Внимание! Обратите внимание мамы на то, что после этого урока ребенку нужно показывать несколько раз в день уже эти три пары гласных, отложив в сторону хорошо знакомые ему А — Я. А вечером необходимо один раз сыграть с ним в закрепляющие игры лишь на первые три пары: А — Я, О — Ё, У — Ю (пока без Ы,— И).

Урок № 4: закрепление всех гласных

К началу четвертого урока дети знают парами следующие гласные: А — Я, О — Ё, У — Ю, Ы — И, а буквы А, Я, О, Ё, У, Ю благодаря закрепляющим играм знают и вразброс. Теперь нужно закрепить знание последних выученных ими гласных Ы и И.

Читайте также:  Птицы. Карточки Домана. Звуки птиц

Закрепляющие игры.

Вы уже поняли, что количество гласных, с которыми мы играем в закрепляющие игры, увеличивается с каждым уроком: на втором уроке мы играли с четырьмя буквами, на третьем — с шестью, а теперь в эти пять игр нужно сыграть уже с восьмью буквами.

Разложите на столе перед ребенком следующие восемь карточек парами, называя их вслух, в том порядке, в котором их ему показывали. После этого сыграйте в игры, подробно описанные в уроке № 2.

АЯ
ОЁ
УЮ
ЫИ

Показ трех пар гласных (У — Ю, Ы — И, Э — Е).

На этот раз вы убираете уже две первые пары карточек А — Я и О — Ё, а достаете последнюю изготовленную вами пару Э — Е. Надпишите и эти карточки на обороте для себя и добавьте их в стопку. Общее количество показываемых букв равно шести и стишок остается таким же легким для запоминания. Важно и то, что буквы Е и Ё, которые дети часто путают, никогда не “встречаются” при показе: когда “пришла” буква Е на четвертом уроке, буква Ё уже “ушла”. Теперь карточки лежат в стопке в следующем порядке.

УЮ
ЫИ
ЭЕ

Показывайте ребенку эти три пары букв так, как вы делали это на предыдущих уроках. Как и раньше, первые четыре буквы называет ребенок, а новые для него Э и Е вы быстро называете сами, не давая ему ошибиться (лишний раз напомните об этом и маме). Отдайте маме все десять изготовленных вами букв, попросите приносить их с собой на занятия. Скажите ей, что все домашние занятия займут у нее теперь не более шести-семи минут в день и напомните, что важно не пропустить ни одного.

Внимание! Обратите внимание мамы на то, что после этого урока ребенку нужно показывать несколько раз в день уже последние три пары гласных, отложив хорошо знакомые ему А — Я и О — Ё. А вечером необходимо один раз сыграть с ним в закрепляющие игры на первые четыре пары: А — Я, О — Ё, У — Ю, Ы — И (пока без Э, Е).

Статья предоставлена сайтом “7 ступенек к книжке”

Как выучить алфавит с ребенком

Разговоры в песочнице или в «родительском чате» детского сада часто заставляют нас паниковать. «А, мой уже читает!», «мы уже знаем все буквы». Если ребенок пока интересуется только окружающим миром и куличиками в песочнице, молодые родители часто начинают паниковать. Как выучить алфавит с ребенком, а, главное, стоит ли это делать, если ребенок активно сопротивляется — в нашем материале.

Когда начинать учить алфавит

Развитие ребенка делится на несколько этапов. В определенном возрасте малышу важна только близость с мамой, дальше он узнает новые тактильные ощущения, потом пробует мир на вкус и родителям приходится следить, как бы он не съел ничего запретного, но, чем ближе школа, тем больше волнения — не пора ли учить алфавит?

Первое, что надо сделать — выяснить, готов ли к этому ребенок? Проявляет ли он интерес? Заглядывает ли в вашу книгу или убегает, как только вы зовете его: «пойдем, покажу, как пишется буква А»? У кого-то этот интерес просыпается уже к 3-4 годам, а кто-то будет готов только к школьному возрасту. Ведь раньше читать учили в школе.

Одним из основных препятствий на пути к чтению, как это ни странно, является слишком раннее развитие. Наше время – время амбиций, время соревнования. Чем раньше начнешь, тем больше успеешь – так кажется многим родителям. И они прикладывают много усилий, с рождения занимаясь с ребенком по развивающим методикам, показывают им карточки, кубики, развивая отдельные способности ребенка, что часто идет в ущерб другим, позабытым, «непрестижным» и приводит в конечном итоге к неравномерному развитию, к очень неустойчиому фундаменту его знаний и навыков.

К двум годам некоторые дети уже знают весь алфавит, чем родители очень гордятся, и оказываются немало разочарованы, когда потом оказывается, что ребенок все позабыл. В 3-4 года родители пытаются научить некоторых карапузов читать, ведь есть же дети, которые читают в 4 года, значит и наш может… Очень хочется, чтобы ребенок выделялся среди сверстников интеллектом и навыками.

В этой гонке мы часто забываем о том, что все дети разные. Физиологически большинство из них не готовы учиться читать раньше, чем в 5-6 лет, не созревают еще механизмы мозга, которые позволяют складывать буквы в слова. И часто ребенок здесь оказывается в ситуации неуспеха, когда он просто не может выполнить то, что от него требуют родители. Кроме того, в этот момент часто начинается давление на ребенка. Его ругают за то, что он не хочет читать или покупают его усилия («прочтешь абзац – дам конфетку»). Бывает, что за чтение ребенку приходится «расплачиваться» подробным отчетом – понял ли он прочитанное, запомнил ли.

Не стоит настаивать, если ребенок пока не готов к тому, чтобы начать учить алфавит. Предлагайте ему новое занятие постепенно с уважением и терпением.

Как выучить буквы: с чего начать

Наши советы — это несколько простых решений, как выучить алфавит с ребенком.

  1. Заинтересуйте ребенка.
  2. Играйте с буквами.
  3. Развивайте мелкую моторику.
  4. Займитесь творчеством.

Как выучить алфавит с ребенком? Заинтересовать его! Вы читаете малышу любимую сказку, он удивляется — как выделаете это? Мимоходом можно показывать ему буквы и слова. Первая буква имени ребенка, А, Б и В — это те буквы, которые даются лучше всего. Можно потихоньку начать выделять их в тексте, обращать на них внимание ребенка, поначалу не требуя «строгих отчетов» — запомнил ли?

Играть с буквами — это здорово. Буквы, нарисованные на кубиках или магнитная доска, карточки с буквами и картинками, плюшевые буквы… Вариантов много. Пусть буквы станут героями ваших игр и сказочных историй. Истории — это то, что нравится и детям и взрослым. Малышам проще запоминать информацию в игре.

Складывайте буквы из пуговиц, камушков, бусин и других мелких предметов. Это поможет не только развивать моторику, но и запоминать новую информацию.

Рисуйте буквы пальчиковыми красками, выводите букву пальчиком ребенка, лепите из пластилина. Это укрепит вашу связь с ребенком и познакомит его с буквами.

Как выучить алфавит

Алфавит с ребенком учат по одной букве

  • Не стоит перегружать ребенка новой информацией, иначе в дальнейшем у него появится отвращение к учебе, к удивительному процессу познания. Когда ребенок уже знаком с буквами, можно попробовать начать выкладывать их в алфавитном порядке, попытаться складывать слова. Все это опять же подается в форме игры.
  • Психологи советуют игру в «мешочек», когда ребенок достает буквы из мешочка, называет их и пробует разложить в алфавитном порядке.
  • Запомнить алфавит проще под музыку. Вы можете вместе слушать детские песни про алфавит.

  • Многие программы в телефоне помогают детям учить алфавит. Много времени со смартфоном проводить все же не стоит, но полчаса в день с обучающей программой не навредит.

Как выбрать букварь

  • Если порядок букв в Азбуке строго соответствует алфавиту, то букварь учит главному — соединять буквы, которые ребенок уже знает, в слова. На первом месте по популярности в списке современных букварей уверенно держится «Букварь» Н. С. Жуковой. Этот букварь направлен на решение и предотвращение логопедических проблем. Дети учат буквы от звука к слову, постепенно вводятся слоги.
  • Если у малыша есть трудности в произношении, есть и другой хороший вариант, написанный логопедом «Мой букварь: книга для обучения дошкольников чтению» Н.В. Нищевой с авторской методикой. Простые и знакомые звуки для малыша постепенно облекаются в буквы с учетом возрастного развития речи ребенка, а также с учетом особенностей детей, у которых есть сложности с произношением.
  • Самостоятельность в чтении помогает развить «Букварь; пособие по обучению чтению детей» Е.И. Соколовой. Он написан педагогом-методистом детского сада с большим опытом работы.
  • Для творческих детей есть красочный «Букварь» Д.И. и Е.Н. Тихомировых. Дидактический материал этого букваря очень яркий и интересный. Если ребенку скучно учить буквы — это отличный вариант.
  • Главное помнить, что обучение буквам и алфавиту — это интересный и спокойный процесс, где не должно быть принуждения и страха. Мы учим детей читать, чтобы познакомить их с удивительным миром книг, чтобы они могли радоваться миру и перенимать опыт, знания других людей.

Есть такая проблема – страх перед книгой. Первый раз, когда он возникает, это в момент перехода от книги с картинками к той, в которой много букв. В этот период не важно, какую книгу первой «заглотит» ребенок, главное, чтобы совершился этот переход, — пишет Оксана Вениаминовна Смирнова, учитель литературы Православной Свято-Петровской школы («Традиционной гимназии»).

Дидактические развивающие игры «Учим буквы весело»

Людмила Макарова
Дидактические развивающие игры «Учим буквы весело»

«Учим буквы весело!» – развивающие и гры

Перед началом изучения букв важно не забыть:

Большинство педагогов-дошкольников сходятся в том, что, изучая буквы, лучше всего заучивать их «звуковую» интерпретацию (не «Ка» а «К», не «Бэ», а «Б» и т. д.).

Сравните, в каком случае ребенку будет легче «сообразить» как составить слог: Звуковой вариант: «Б» + «А» = «БА»

Буквенный вариант: «Бэ» + «А» =? – по логике вещей детям часто хочется в этом месте сказать «БэА», и вот тут-то и возникает основная проблема, с которой сталкиваются многие родители, научившие детей «классическим» названиям букв (типа «Бэ» «Вэ» и т. п.) – при чтении слогов ребенку трудно мысленно отбросить от «Ка» звук «а», от «Вэ» – звук «э» и т. п. (им хочется читать не «ВА», а «ВЭА», не «БУ», а «БэУ» и т. п.)

И эта сложность становится серьезным препятствием для обучения ребенка навыку соединения отдельных букв в слоги.

1. Раскрась букву

Тут все просто! Можно скачать из интернета раскраски с буквами и предложить ребенку их раскрасить. Ребенок будет с интересом заниматься творчеством, а заодно закреплять знания о новой букве.

2. Укрась букву

Дети с удовольствием будут буквы украшать! Украшать их можно пластилином, аппликацией, цветными стеклышками, детальками конструктора… да всем чем хочешь! Попробуйте украсить букву «А» – арбузиками, букву «Б» – бананами и т. п.

3. Вылепи букву

Очень полезное занятие – лепить буквы из цветного теста или пластилина.

4. Половинки – игра на закрепление знаний об уже знакомых буквах.

В процессе изучения алфавита важное значение имеет процесс повторения. Процесс повторения уже усвоенного материала будет веселее с игрой «Половинки»!

Вырежьте красивые карточки с буквами, разрежьте их на две части, перемешайте.

Предложите ребенку «сложить» буквы из двух половинок.

5. Мемори.

Понадобятся набор карточек, в котором каждая из картинок с определенной буквой представлена в двойном экземпляре. Перемешайте карточки и разложите их перед ребенком белой стороной вверх. Попросите его перевернуть любую из карточек, назовите звук, который обозначает открытая буква. Затем игроку нужно найти точно такую же карточку среди остальных еще не перевернутых. Игрок ищет нужную букву, переворачивая остальные карточки и проверяя, что на них нарисовано.

6. Пишем на манке.

Дети обожают рисовать на манке! Без исключения все – от мала до велика! Даже если вашему ребенку уже 10 лет и он кажется уже «таким большим», поверьте от рисования на манке он придет в восторг!

7. Выложи букву

Взрослый предлагает ребенку выложить знакомую ему букву из различных материалов: мозаики, семечек, мелких орешков, семян, пуговиц, веток, кусочков бумаги, счетных палочек и толстых ниток.

8. Протыкалочка

Нарисуйте букву на бумаге. Положите лист бумаги на ковер или мягкий диван и вручите ребенку зубочистку (предмет конечно острый… но в 90% случаев дети легко обучаются технике безопасности и проблем не возникает). Попросите его украсить буковку дырочками (проткнуть букву по контуру).

9. Обводилочка

Это отличная игра, для того, чтобы научиться писать буквы.

Нарисуйте букву красками. А затем попросите ребенка обвести её другим цветом… или несколькими цветами. Букву конечно лучше нарисовать на листе А 4.

10. Связь букв и звуков.

На какой звук начинается «Слон»? Правильно, на «С». Где же наша буква «С»? Давай вернем ее слонику! И т. п.

11. Найди

Найди на картинке все буквы «К» и обведи их в кружок!

12.Узнай букву

Ребенок закрывает глаза. В это время взрослый «пишет» на руке ребенка знакомую ему букву. Ребенок называет, какую букву «написал» взрослый на его руке.

13. Чудесный мешочек

Взрослый кладет в непрозрачный мешочек знакомые ребенку объемные буквы, сделанные из пластмассы, картона или дерева. Ребенок с закрытыми глазами достает из мешочка букву, ощупывает ее двумя руками и называет.

14. Сложи букву

Взрослый предлагает ребенку сложить целое изображение из частей и назвать букву, которая при этом получилась. (Карточка, на которой написана знакомая ребенку буква, разрезана на несколько частей.)

15. Опиши букву

Взрослый предлагает ребенку рассказать, из каких элементов состоит знакомая буква и как они расположены. Например: буква Н состоит из двух больших вертикальных палочек и одной маленькой горизонтальной палочки между ними.

16. Найди ошибку

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть два изображения одной и той же знакомой буквы, одно из которых написано неправильно. Ребенок должен зачеркнуть неверное изображение буквы

17. Допиши букву

Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть знакомую недописанную букву, назвать ее и дописать недостающие элементы.

Развивающие игры Доклад. Игра – это способ познания окружающего мира. Игра увлекает детей и делает их жизнь разнообразнее, богаче. В игре формируются все.

Дидактические и развивающие игры по теме «Деревья» Пробуждать любовь к окружающему миру, воспитывать бережное отношение к живой природе, необходимо начинать в раннем возрасте. Малыши очень.

Видео «Проект «Учим буквы». Использование новых технологий при подготовке к обучению грамоте детей с ОВЗ Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных.

Компьютерные развивающие игры Главный плюс компьютерных игр при подготовке к школе – развитие у малыша усидчивости и целеустремленности. Дети, которые обращаются «на.

Презентация «Дидактические и развивающие игры из фетра» Ориентируясь на новые стандарты дошкольного образования, согласно которым необходимо обеспечить воспитанников, разнообразием материалов.

Учим буквы с помощью ассоциативной азбуки Учим буквы с помощью ассоциативной азбуки учитель-логопед Гребенчук Татьяна Викторовна, воспитатель Мамедова Елена Викторовна, воспитатель.

Видео и мастер-класс «Учим букву А, цвета и весело рисуем» Учим букву А, цвета и весело рисуем. Развивающий мультик для детей малышей. Учим цвета и буквы. Отличная раскраска для малышей, учимся.

Видео и мастер-класс «Учим букву Б, цвета и весело рисуем» Учим букву Б, цвета и весело рисуем. Развивающий мультик для детей малышей. Учим цвета и буквы. Отличная раскраска для малышей, учимся.

Читайте также:  Няня или ясли: что лучше для ребенка

Видео «Мастер-класс «Учим букву Г, цвета и весело рисуем» Учим букву Г, цвета и весело рисуем. Развивающий мультик для малыш й. Учим цвета и буквы. Отличная раскраска для малышей, учимся рисовать.

Русский алфавит для детей. Учим буквы по порядку

Здесь вы найдете русский алфавит для детей от “А” до “Я” в картинках с заданиями для каждой буквы. Красочные картинки и веселые буквы не смогут оставить вашего ребенка равнодушным! В каждом задании малышу будет предложено из всех, картинок, что находятся на страничке с изучаемой буквой, обвести только те, названия которых начинаются на эту букву. Задания больше подойдут ребятам, которые уже практически выучили алфавит и имеют представление о том, какая буква в слове является заглавной.

Перед тем, как приступить к изучению алфавита, постарайтесь четко объяснить ребенку разницу между буквой и звуком, а также взаимосвязь их между собой, чтобы не создать путаницы в голове малыша. Для облегчения задачи, сделайте транскрипцию нескольких слов и наглядно покажите ребенку, как звуками можно расписать эти слова.

Русский алфавит для детей – Все буквы от А до Я

Прежде, чем начинать учить русский алфавит для детей и выполнять наши задания, в которых изучаются все буквы по порядку от “А до Я”, нужно провести с ребенком урок с транскрипциями. На примере транскрипции малышу будет легче понять, почему в алфавите звуков больше, чем букв, ведь ребенок увидит, что в некоторых случаях, одна буква может обозначать не один, а два звука. Малыш должен также знать, что мягкий знак служит для смягчения согласных, твердый – делает звук твердым, но сами эти буквы не могут передавать звука.

Лучше всего начинать изучать русский алфавит с гласных букв, причем последовательность здесь не имеет никакого значения. Не стоит пытаться одним махом охватить сразу все гласные буквы, для малыша это будет очень сложно, начните с изучения 3 – 4-х букв. Занятия не должны быть длительными, лучше проводить их чаще, не менее 5 – 6 раз в день. К изучению следующих букв приступайте не раньше, чем через 3 дня, убедившись, что малыш твердо запомнил предыдущие буквы.

После того, как ребенок выучит все гласные буквы, предложите ему выполнить задания с этими буквами, которые вы можете скачать во вложениях внизу страницы данного материала. Положите на столик перед малышом все задания с гласными буквами и попросите назвать, какие буквы ему знакомы. Когда вы убедитесь, что все буквы названы ребенком верно, прочитайте ему условие первого задания и попросите выполнить его, затем следующее и так далее.

Русский алфавит по порядку – Найди картинки на каждую букву

Здесь вы можете посмотреть и скачать все картинки с заданиями, в которых представлен русский алфавит по порядку. В процессе занятий по изучению русского алфавита необходимо на примерах объяснять детям, что очень часто в русском языке мы произносим в слове один звук, а на письме – это уже совсем другая буква, например: слышим “абезьяна” а пишем “обезьяна”, “карова” – “корова” и так далее.

Если все задания с гласными буквами выполнены, а вы убедились, что ребенок хорошо усвоил пройденный материал, приступайте к изучению согласных букв. Только прежде хочется отметить следующее: теперь вы должны знакомить малыша не с названием буквы, а ее звуком, очень важно, чтобы родители это понимали и не совершали ошибок, которые потом будет сложно исправить.

Объясним почему: в дальнейшем, когда вы приступите к обучению малыша послоговому чтению, вам будет очень сложно научить ребенка соединять слоги, ведь малыш, выучивший название букв “ЭН”, “ЭМ”, “КА”, будет приходить в замешательство – почему соединяя букву “ЭМ” и “А”, получается слог “МА”, а не “ЭМА”. Поэтому во время занятий необходимо использовать только звуки: если это буква “ЭН” – используем звук “Н”, если буква “ДЭ” – звук “Д” и так далее.

Скачать русский алфавит для детей с буквами по порядку от А до Я вы можете во вложениях внизу страницы

После того, как ребенок выучил все согласные буквы, приступайте к выполнению заданий!

Буква А и Б в русском алфавите

Помоги русалочке Ариэль найти предметы – слова, которые начинаются на букву А, обведи их в кружок. Слова: окно, очки, огурец, ананас, апельсин, акула, обезьяна, орехи, осьминог, арбуз. Помоги котенку найти среди картинок слова на букву Б, обведи их в квадратик. Слова: пчелки, бабочка, подарок, барабан, портфель, будильник, белка, бант, бананы.

Помоги волку найти картинки, которые обозначают слова на букву В, обведи их в треугольник. Слова: волк, пирамидка, воробей, поезд, верблюд, виноград, светильник, велосипед. Также помоги гному найти слова на букву Г и обведи их в кружок. Слова: гном, грушка, голубь, гриб, глаза, сова, гитара, гармошка.

Помоги девочке найти слова, начинающиеся на букву Д, обведи их: дерево, тигр, дом, торт, телефон, доска, дракон, девочка. Помоги щенку найти картинки, которые начинаются на букву Е: щенок, енот, дельфин, морской конек, ежевика, Емеля, юла.

В этом задании с русским алфавитом для детей тебе нужно помочь бурундуку Дэйлу найти среди картинок слова на букву Ё: мёд, самолет, кот Леопольд, щётка, Ёлка, ёжик, лёд. Помоги Даше путешественнице найти картинки, начинающиеся с буквы Ж. Слова: шляпа, шар, жук, жаба, шишки, жираф, жемчужина, желудь.

Буквы З и И русского алфавита

Помоги зайке найти предметы, начинающиеся на букву З среди картинок: заяц, зебра, солнце, змея, зонт, слон, замок, сахар, свеча, звезда. Помоги героине мультфильма найти слова на букву И. Слова: девочка, избушка, удочка, игла, игрушки, индюк, инжир.

Помоги сверчку найти слова на букву Й среди картинок: сверчок, енот, ель, ёжик, шоколад, йогурт, йод. А также помоги найти предметы – слова, начинающиеся на букву К: бегемот, кот, крокодил, хлеб, книги, карандаши, крот.

Буквы Л и М в русском языке

Помоги львенку найти слова предметы, которые начинаются на букву Л: лев, луна, лисичка, лимон, слива, лягушка, весло, лук, лестница. Помоги мишке найти картинки со словами на букву М: пластилин, нитки, маленький Мук, молоток, муравей, мышка, морковь, мишка.

Продолжаем учить русский алфавит для детей. Помоги мальчику найти слова на букву Н, остальные зачеркни. Слова: носорог, ноты, ножницы, нитки, магнит, штанга, нож. Также дети должны помочь обезьянке найти картинки, начинающиеся на букву О, подчеркни их линией. Слова: обезьянка, очки, огурцы, помидор, корова, одуванчики, осел.

Детям нужно помочь бегемотику найти предметы слова, которые начинаются на букву П: бегемот, пароход, перец, птицы, олененок, рукавицы, паук, подарок, поросята. Во второй картинке помоги лисенку найти слова на букву Р: робот, ракушка, радуга, ручка, рыбки, русалка, привидение, кресло, роза.

Буквы С и Т в русском языке

Помоги совёнку найти слова, названия которых начинаются на букву С: сова, скворечник, компас, балалайка, слон, соска, свечи, скрипка, стул, спички, слива. Помоги зайчику найти среди картинок слова на букву Т: тетрадь, дельфин, троллейбус, тигрята, телефон, термометр, трактор, торт, топор, жук.

Помоги Белоснежке найти на картинке все слова на букву У: кубик, указатели, утенок, утюг, удочка, юла, улитка, гусеница. Во второй картинке нужно помочь Буратино найти картинки, начинающиеся с буквы Ф. Среди них: фонарь, футболка, фотоаппарат, акварель, флаг, фартук, фонарь, черешня.

Буквы Х и Ц – Русский алфавит для детей

В первой картинке ребенку необходимо найти все предметы, которые начинаются на букву Х. Слова: карандаш, хурма, холодильник, колокольчики, клоун, хомяк, хамелеон. А также помоги львенку Симбе найти слова на букву Ц среди таких картинок: салют, свеча, седло, цыплята, стол, царь, цветы, цепочка.

Нужно помочь Чебурашке найти все слова на букву Ч среди таких картинок: компас, чемодан, чеснок, кисточка, чайник, черепаха, чашки. На второй картинке дети должны помочь Шарику из Простоквашино найти слова на букву Ш. Картинки для поиска: Шары, мяч, шляпа, шишки, глобус, шкаф, штанга, шахматы, шарфик, кепка.

В первом задании нужно помочь гномику найти слова на букву Щ среди картинок: щетка, щит, щенок, часы, шарик, щука, чеснок.

Второе задание: Знаешь ли ты, что не существует слов на букву Ъ – твердый знак? Также ее не бывает в конце слов. Ёжик нашел несколько слов, где эта буква встречается в середине (подъезд, объятие, взъерошить, объезд, объем, изъян, объедать, объяснить, объявление, инъекция. А какие слова знаешь ты?

Знаешь ли ты, что не бывает слов, которые начинаются с буквы Ы? Ты встретишь их только в середине слова. Помоги белке найти предметы, в названии которых встречается буква Ы. Слова: цветы, книга, сыр, кости, лыжи, мышка, цыпленок, мыло. Также не существует и слов, начинающихся с буквы Ь. Помоги Даше путешественнице найти картинки, в названии которых встречается эта буква: коньки, кольца, богатырь (или Илья Муромец), муравей, лягушка, апельсины, олень.

На первой картинке дети должны помочь мышке найти слова на букву Э среди таких картинок: ёжик, енот, экскаватор, эльф, эскимо. На второй картинке надо помочь ученикам найти все, что начинается с буквы Ю и подчеркнуть найденные картинки. Слова: юнга, утюг, юла, утенок, юбка.

Буква Я в русском алфавите

Помоги зайке найти из всех нарисованных картинок единственную, в которой нет буквы Я – зачеркни ее. Слова: обезьяна, лягушка, змея, вишня, ящерица, мяч, яйца, свеча, яблоко.

Также вы можете дополнить обучение чтению и другими материалами нашего сайта:

Если ваш ребенок уже выучил весь алфавит и проявляет интерес к чтению – не теряйте времени напрасно – скачайте наши необычные и увлекательные задания, в которых нужно составить слово из заданных букв.

В этом материале вы найдете 3 задания в картинках для скачивания, в каждом из которых нужно найти слово по буквам. Задания подойдут детям от 5 лет.

В этом разделе вы найдете тексты с картинками вместо слов для детей по чтению, которые можно скачать во вложениях внизу страницы бесплатно и без использования файлообменников.

В этом разделе вы найдете чтение по слогам – методика Зайцева – в виде карточек в картинках для распечатки.

Здесь вы найдете задания для распечатки в картинках на единственное и множественное число существительных.

Здесь вы можете скачать, а затем распечатать увлекательные прописи для детей с заданиями и картинками.

В этом разделе вы найдете увлекательные кроссворды для детей онлайн, которые могут разгадывать дети от 6 до 14 лет.

В этом разделе вы можете скачать занимательные кроссворды, распечатать для детей на цветном принтере и разгадывать сколько душе угодно.

Как выучить буквы и алфавит с ребенком 3-6 лет

Хотите узнать о самом эффективном способе научить ребенка буквам и выучить алфавит в кратчайший срок? С нашими рекомендациями вам не составит труда научить ребенка алфавиту в 3-6 лет. Всего за месяц коротких занятий вы сможете выучить с ребенком гласные и согласные звуки и начать читать.

www.fullhdoboi.ru

Зачем учить ребенка алфавиту

Прежде чем познакомить ребенка с буквами русского алфавита, ответьте себе на вопрос, ЗАЧЕМ вы хотите это сделать именно сейчас. Вашему малышу 5 или 6 лет и вы хотите подготовить его к школе? Ему 2 года и вы хотите похвастаться успехами маленького гения перед знакомыми и родственниками? Малышу 3 года и вы хотите всеми доступными вам способами «вложить в него максимум», чтобы не упустить оптимальный момент для всестороннего развития? Что?

Безусловно, можно научить ребенка алфавиту в любом возрасте. Вы можете показывать карточки с буквами уже с пеленок, но… Давайте отбросим в сторону родительские амбиции и сфокусируемся на объекте — ребенке. Для чего ему знать буквы? Правильно, чтобы читать! А вы уверены, что прямо сейчас он ГОТОВ постигать азы чтения? Почитайте, какие условия необходимы для того, чтобы научить ребенка читать в наших статьях и только после этого примите правильное решение:

Любые знания должны находить применение на практике. Вы должны четко понимать, что за изучением букв и алфавита идет обучение ребенка чтению. Иначе нет смысла, есть куча других эффективных способов развить память, мышление, речь. Не обязательно для этого учить буквы с полуторагодовалым малюпасом, который еще не в состоянии их правильно произнести. Если вы слишком рано начнете знакомство с алфавитом, высока вероятность, что ребенок просто забудет буквы к тому моменту, когда будет готов осваивать чтение. Или второй, более «страшный» момент. Выучив «бэ», «вэ», «дэ», ребенок не сможет читать, ведь при чтении работают другие правила. Чтобы сливать слоги и превращать их в слова, нужно произносить звуки совсем не так. Переучивать всегда сложнее. Будьте аккуратны с выбором говорящих игрушек и книг: там не всегда правильно произносят буквы!

happymama.ru

Само по себе знание алфавита ничего не даст малышу. Он просто зазубрит его как песенку или стишок, но это не научит его читать. Поэтому оставьте изучение алфавита для детей 5-6 лет, которым он понадобится в школе, а с малышами просто учите буквы, не придерживаясь алфавитной последовательности.

  • Алфавит — это не просто все буквы, это буквы в ОПРЕДЕЛЕННОЙ последовательности.
  • Алфавит — это база любого языка.
  • Алфавит — это ключ ко всем словарям, справочникам, энциклопедиям и пр. документам, где важен порядок и систематизация.
  • Знание алфавита экономит время.

Учим буквы: с чего начинать

В какой последовательности учить буквы? Нужно ли учить алфавит? Начинать с гласных или согласных?

Давайте четко, итак:

1. Не нужно учить буквы в алфавитном порядке.

2. Не учите буквы вперемешку: то гласные, то согласные.

3. Первыми выучите с ребенком 10 букв, обозначающих гласные звуки.

О том, как выучить 10 гласных за 5 занятий мы подробно писали. Методика действительно очень эффективная и простая. Справится любая мама.

4. Согласные лучше учить после гласных.

5. Называйте звуки, а не то, как буква произносится в алфавите.

Почему важно хорошо выучить 10 гласных?

Как показывает практика, плохо читающие дети запинаются, потому, что забывают, как читаются гласные. Чтобы ребенок не «спотыкался» во время чтения, не торопитесь, изучая буквы. Уделите внимание на начальном этапе именно гласным: как произносятся, как выглядят на письме. И только после этого переходите к согласным.

Как научить ребенка алфавиту в 3-4 года

Если вы решили учить ребенка буквам в 3 года, помните, что ничего нельзя делать через силу, только игры, только занимательные упражнения и НИКАКОГО ПРИНУЖДЕНИЯ. Эти рекомендации актуальны для любого возраста, ведь вы не хотите выработать нежелание учиться и ходить в школу в дальнейшем.

  • Не ждите, что ребенок сразу запомнит много букв. Не преследуйте цель выучить весь алфавит, на это потребуется время.
  • Два раза в неделю давайте ребенку новый материал, а в остальные дни повторяйте и закрепляйте пройденное.
  • С ребенком 3-4 лет достаточно заниматься 2-7 минут в день.
  • Учите гласные парами, так ребенку будет легче запомнить: А — Я, О — Ё, У- Ю, Ы — И, Э — Е.
  • Прежде, чем знакомить ребенка с согласными и приступать к обучению чтению, убедитесь, что знание всех гласных доведено до автоматизма.
Читайте также:  Руководство для беременных. Часть 1

Как выучить согласные: игровая методика

Согласных гораздо больше, чем гласных. На их изучение потребуется больше терпения, сил и времени. Но все получится, если четко следовать рекомендациям и не торопиться.

Приготовьте таблица. Каждая таблица состоит из шести строк. В верхней строке напишите или напечатайте синим цветом твердые согласные, зеленым — мягкие. В остальных строчках напишите короткие открытые слоги.

ББ Ь
Б АБ Я
Б ОБ Ё
Б УБ Ю
Б ЫБ И
Б ЭБ Е
ВВ Ь
В АВ Я
В ОВ Ё
В УВ Ю
В ЫВ И
В ЭВ Е
ГГ Ь
Г АГ Я
Г ОГ Ё
Г УГ Ю
Г ЫГ И
Г ЭГ Е
ДД Ь
Д АД Я
Д ОД Ё
Д УД Ю
Д ЫД И
Д ЭД Е
ЗЗ Ь
З АЗ Я
З ОЗ Ё
З УЗ Ю
З ЫЗ И
З ЭЗ Е
ЛЛ Ь
Л АЛ Я
Л ОЛ Ё
Л УЛ Ю
Л ЫЛ И
Л ЭЛ Е
  • Вместе с ребенком пропойте песенки гласных звуков: грубым низким голосом А, О, У, Ы, Э и высоким тонким голосочком Я, Ё, Ю, И, Е.
  • Четко произнесите согласные в верхней строке таблицы. На каждом занятии работайте с 6 таблицами.

ВАЖНО! Следите, чтобы ребенок и вы сами произносили согласные чисто, чтобы после них не слышались посторонние гласные Ы или И. Если ребенок привыкнет говорить Ды, Сы вместо чистых звуков Д, С, то и читать он будет неправильно.
Сложней всего произносить чистые звуки Б, В, Г, Д; БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ. Остальные легче, особенно глухие.
Научить ребенка правильно произносить З и ЗЬ, например, очень просто. Спросите ребенка: «Как большой комар гудит? З-З-З. Нет, не Зы, а З-З-З! Комар не умеет говорить Зы, он делает З-З-З. А как маленький комарик гудит? ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ. Комарик не умеет говорить Зи, он делает ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ. Вот так мы и называем эти буковки: З-З-З и ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ«.

  • Точно так же пропойте слоги, как вы делали это с гласными.
  • Покажите ребенку в таблицах букву Ь и скажите, что она называется «мягкий знак». Время от времени напоминайте ему ее название.

Буква Ь не обозначает звука, а лишь УКАЗЫВАЕТ на мягкость согласного.

  • На отдельной карточке напишите Й. Назовите, как этот звук звучит. Приведите примеры слов, которые начинаются на этот звук: йод, йогурт, йог.

Само название буквы «И краткое» ребенок узнает позже, когда будет учить алфавит. Время от времени напоминайте ребенку об этой букве, ПРОИЗНОСЯ ЕЕ ЗВУКОМ.

  • По несколько раз в день возвращайтесь к этим таблицам и пропевайте вместе с ребенком склады. Делайте это регулярно.
  • Когда увидите, что ребенок все делает правильно, замените 2 таблицы двумя новыми.
ММЬ
МАМЯ
МОМЁ
МУМЮ
МЫМИ
МЭМЕ
ННЬ
НАНЯ
НОНЁ
НУНЮ
НЫНИ
НЭНЕ

Методика такая же. Пропевайте все 6 таблиц ежедневно вместе с ребенком. В результате — ребенок повторит старые и выучит 2 новых буквы.

  • Снова замените 2 таблицы двумя новыми и т.д.

Если вы будете придерживаться плана «2 раза в неделю новое, в остальные дни повторяем», ваш ребенок выучит 32 буквы русского алфавита за месяц. С Ъ вы познакомите ребенка позже, когда он начнет читать и встретит эту букву в словах.

ВАЖНО! В русском языке есть звуки и склады-близнецы: Ж-ЖЬ, ЖО-ЖЁ, Ш-ШЬ, ШО-ШЁ, Ч-ЧЬ, ЧО-ЧЁ, Щ-ЩЬ, ЩО-ЩЁ, ЦЫ-ЦИ. Пишутся они по-разному, но звучат одинаково! Обязательно обратите на это внимание ребенка.

Как научить ребенка алфавиту в 5-6 лет

Возраст 5-6 лет наиболее оптимальный для изучения алфавита и начала обучения чтению. Лучше, когда в школу ребенок пойдет подготовленным. ВАЖНО только готовить его грамотно, чтобы учителю не пришлось переучивать, а ребенку — страдать из-за неумелых действий родителей или сердобольной бабушки, которая хотела «как лучше».

Все те же приемы, что были подробно описаны для обучения алфавиту детей 3-4 лет применимы и с дошкольниками 5-6 лет.

Если ваш ребенок уже знает часть букв, вы можете немного ускорить процесс: учить и повторять гласные одновременно с согласными. Параллельно можно учиться читать по слогам.

Самое важное в этом возрасте — обращать внимание на ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ. При необходимости обратитесь к логопеду, чтобы помог поставить правильные звуки, ведь от этого напрямую зависит успех в обучении в школе.

Частая проблема в этом возрасте — звук Р. Вы можете поработать с ребенком самостоятельно, регулярно выполняя специальные упражнения.

Уважаемые читатели! Поделитесь в комментариях своим опытом и мнением, как научить ребенка алфавиту.

Предлагаем Вашему вниманию программы развивающих занятий с собаками- терапевтами в зависимости от возраста ребёнка и Ваших пожеланий:

  • Тренинг по освобождению от страха собак. 3+
  • Занятия с собаками-терапевтами «Почитай собаке». 5+
  • Занятие для малышей «Собаки-обнимаки». 0+ (до 3 лет)
  • Обучающее занятие «Детям о профессиях людских и собачьих». 4+
  • Обучающие занятия с собаками-терапевтами в рамках творческого лагеря. 8+
  • Занятия с собаками-терапевтами и детьми с нарушениями в развитии. 5+
  • Развивающий курс «Собака — друг человека». (4 занятия). 4+

«Учим буквы весело!» – развивающие игры для нескучных детей!

1. Раскрашиваем.

Тут все просто! Можно скачать из интернета раскраски с буквами и предложить ребенку их раскрасить. Ребенок будет с интересом заниматься творчеством, а заодно закреплять знания о новой букве.

Чтобы процесс раскрашивания не наскучил ребенку, нужно использовать для этого разные интересные техники:

– раскрашивать буквы не только карандашами, но и красками, восковыми мелками, штампами;

– раскрашивать пальцами, используя пальчиковые краски;

– использовать нетрадиционные техники рисования (ватными палочками, скомканной бумагой, кляксами и т.п.).

Дети с удовольствием будут буквы украшать!

Украшать их можно пластилином, аппликацией, цветными стеклышками, детальками конструктора… да всем чем хочешь!

Попробуйте украсить букву «А» – арбузиками, букву «Б» – бананами и т.п.

3. Лепим.

Очень полезное занятие – лепить буквы из цветного теста или пластилина. А если соединить лепку с прослушиванием песенок Екатерины Железновой из альбома «Музыкальный букварь» (в которых очень интересно «пропевается» весь процесс лепки) – то лепить будет еще веселее.

Замечательные мамы, увлеченные развитием детей, давно уже сделали из этих песенок забавные видео и выложили их в сеть.

Вот так например, играя и просматривая веселый ролик, можно весело и интересно слепить букву А:

Палочки две наклоните,

Как палатка буква А!

4. Половинки – игра на закрепление знаний об уже знакомых буквах.

В процессе изучения алфавита важное значение имеет процесс повторения. Еще бы! Ведь пока дойдешь до “Я” – надо постараться букву “А” не забыть .

Процесс повторения уже усвоенного материала будет веселее с игрой «Половинки»!

Вырежьте красивые карточки с буквами, разрежьте их на две части, перемешайте.

Предложите ребенку «сложить» буквы из двух половинок.

5. Мемори.

Для закрепления пройденного материала также подойдет всем известная игра «Мемори» (заодно и внимание с памятью тренируются). Понадобятся набор карточек, в котором каждая из картинок с определенной буквой представлена в двойном экземпляре.

Перемешайте карточки и разложите их перед ребенком белой стороной вверх.

Попросите его перевернуть любую из карточек, назовите звук, который обозначает открытая буква. Затем игроку нужно найти точно такую же карточку среди остальных еще не перевернутых. Игрок ищет нужную букву, переворачивая остальные карточки и проверяя, что на них нарисовано.

Открыл не ту букву? Переверни ее обратно белой стороной вверх и ищи пару дальше!

Когда нужная карточка найдена – игрок забирает две карточки себе и игра продолжается, пока к каждой карточке не будет найдена пара.

6. Пишем на манке.

Дети обожают рисовать на манке! Без исключения все – от мала до велика! Даже если вашему ребенку уже 10 лет и он кажется уже «таким большим», поверьте от рисования на манке он придет в восторг!

7. Лото и фольга.

Еще один способ изучения и повторения букв – лото.

Не все дети относятся к буквенному лото с энтузиазмом. Для того, чтобы заинтересовать ребенка этой игрой можно использовать фольгу или бумагу.

Подготовьте игровое поле, а также заверните в фольгу или бумагу фигурки букв.

Предложите ребенку развернуть букву и положить ее на свое место на игровом поле лото.

Лото может быть звуковым – в этом случае нужно положить букву на карточку, на которой нарисован предмет, который начинается на эту букву.

8. Буквоед.

У вас дома может появиться веселый Буквоешка. Проще всего для этого взять перчаточную куклу или мягкую игрушку.

Например вот этот петушок –

очень необычный! Он ест буквы! Ну-ка! Дай ему покушать букву Б! А теперь он хочет букву А! Ах как вкусно ты петушка кормишь!

В буквоешку можно поиграть и по-другому:

В этой коробочке живут смешные человечки. Они не едят ничего кроме букв. Давай их покормим? (ротики человечков – прорези в коробке).

Вот их еда (рисуем буквы фломастером на фасольках):

Кормим человечков (каждому человечку свою букву, если малыш ошибется – человечки весело плюются, закрывают ротик и требуют чтобы их покормили другой едой, которая им больше подходит (фасолькой со “своей” буквой):

9. Конструируем.

Выкладываем силуэты букв из счетных палочек, спичек, конструктора Лего и всего остального, что попадется под руку:

Некоторым детям может быть трудно строить буквы из подручных материалов (особенно если малыш младше 3,5 лет).

С такими детками можно конструировать, используя метод «наложения».

Для этого можно нарисовать вот такие простые схемы:

Также, для того чтобы строить буквы, можно использовать музыкальный букварь Железновых, о котором уже писалось в п.3 этой статьи.

Например стихи и песенку, которая описана в п.3 для “А” можно использовать и для конструирования этой буквы из палочек (Палочки две наклоните, наверху соедините, перекладина одна – как палатка буква А! )

11. Протыкалочка.

Нарисуйте букву на бумаге. Положите лист бумаги на ковер или мягкий диван и вручите ребенку зубочистку (предмет конечно острый… но в 90% случаев дети легко обучаются технике безопасности и проблем не возникает). Попросите его украсить буковку дырочками (проткнуть букву по контуру).

12. Обводилочка.

Это отличная игра, для того, чтобы научиться писать буквы.

Нарисуйте букву красками. А затем попросите ребенка обвести её другим цветом… или несколькими цветами. Букву конечно лучше нарисовать на листе А4.

Таким способом можно даже «писать» целые слова:

13. Связь букв и звуков.

Посмотри, эти зверики потеряли свои буквы:

На какой звук начинается «Слон»? Правильно, на «С». Где же наша буква «С»? Давай вернем ее слонику!

14. «Найди!»

Найди на этой картинке все буквы «К» и обведи их в кружок!

А на этой картинке – все буквы “Т”:

Найди все красные буквы «М»… А теперь синие … А теперь оранжевые и т.п.

А теперь посчитай – сколько букв “М” всего ты нашел?

15. Игры с мозаикой.

Выложи букву из мозаики по образцу:

Вариант попроще и поинтереснее:

Раскатываем тесто, рисуем на ней буковку фломастером… и украшаем ее мозаикой!

Украшать буквы на тесте можно также и другими предметами, например крупой:

16. Подвижная игра «Беги к букве»

Эта игра хороша тем, что она подвижная – она больше похожа на веселую игру в “догонялки”, а не на процесс обучения. Её можно использовать вместо подвижной паузы на занятии чтобы отдохнуть с пользой.

Развесьте на стенах комнаты изображения различных букв (вы можете использовать буквы, которые “украшали” вместе с ребенком).

А теперь даем команду ребенку: «Быстро-быстро беги к букве C!».

А теперь к букве «А»!

Эта игра не только помогает изучать буквы в движении, она также развивает внимание и память.

Если ребенок отказывается бегать по вашей команде – можно взять его за руку и побегать вместе с ним.

Очень интересную вариацию этой игры придумала и предложила на своем сайте Наталья Чистоклетова (ссылка на источник). Это игра – “Закрой букву ладошкой”:

Игра “Накорми монстрика”:

17. Подвижная игра «Прыг-скок-команда!»

Эта игра тоже подвижная, и поэтому дети ее тоже очень любят!

Помните веселую передачу «Прыг-скок-команда» на канале «Карусель»?

Играть в «прыг-скок-команду» можно и с буквами!

Берем кубик с буквами! (если нет готового – его можно сделать…. Ну уж в крайнем случае просто перевернуть карточки с буквами вниз изображением и вытягивать их по одной).

Например вот такой простой кубик можно сделать, используя детский кубик, скотч и бумагу:

Бросаем кубик…. Что у нас выпало? Ага! «У».

Что бывает на «У»… Улитка? Давай ее покажем (кладем подушечку на спину и начинаем ползать по полу).

А теперь что? Буква «С». На «С» у нас слон! Давай его тоже покажем!

18. Звуковой плакат.

Моя дочь выучила буквы за пару месяцев самостоятельно, без какой-либо помощи с моей стороны…

А помог мне в этом – звуковой плакат!

Смысл его действия прост – ребенок нажимает на картинку с буквой – плакат произносит как звучит звук, который она обозначает.

Сколько сил и времени я сэкономила, благодаря этому плакату… И потратила их на другие полезные игры с дочерью, которые без моего участия не состоялись бы.

Единственное «Но!» – лучше покупать плакаты, которые работают в режиме изучения не названия букв (например «Ка», «Ша», «Бэ» и т.п.), а названия звуков, которые обозначают эти буквы (не «Ка» а «К», не «Бэ», а «Б»). О целесообразности такого изучения уже говорилось в начале статьи. Плакатов, которые предлагают «звуковое» звучание каждой буквы, сейчас довольно много.

Конечно в этой статье приведены не все возможные способы изучения букв с ребенком – на самом деле их намного больше! Играйте, играйте и не переставайте играть – лучшего способа обучения ребенка не существует!

Если эта статья вам понравилась – не забудьте поделиться ею с друзьями в социальных сетях.

Важно: Я буду не против если вы полностью или в переработанном виде выложите текст или фотографии из этой статьи на ваш сайт или в социальную сеть. Но при этом пожалуйста соблюдайте важное условие – укажите ссылку на источник (при отсутствии ссылки я буду считать, что вы нарушаете мои авторские права, а это уже серьезно ).

Ссылка на основную публикацию