Развивающие программы и мультфильмы для малышей: всегда ли они полезны?

Польза и вред мультфильмов для детей раннего возраста

На сегодняшний день существует большой выбор самых разнообразных развивающих мультфильмов для детей раннего возраста (одного-трех лет). Некоторые родители считают, что такие мультфильмы полезны для развития ребенка, другие же выступают ярыми противниками любых мультиков. Кто же из них на самом деле прав?

Вред мультфильмов для здоровья

Для того чтобы разобраться в этом вопросе, стоит обратиться к мнению специалистов. Например, врачи-офтальмологи считают, что мультфильмы детям до трёх лет строго противопоказаны. Глаза детей в этом возрасте ещё не приспособлены к частой смене картинок, поэтому предпочтительнее показывать малышам диафильмы, а мультики оставить на потом.

Логопеды также считают, что частый просмотр мультфильмов в раннем возрасте тормозит формирование речи. Ведь для того чтобы начать говорить, ребенок должен пытаться составлять диалог с взрослым. Артикуляция, мимика и ответная реакция взрослого – то, что действительно необходимо малышу для развития речи. В то же время слишком быстрый темп разговора в мультфильмах не даёт детям возможности понять отдельные слова. Ведь когда мы разговариваем с ребенком, мы намеренно растягиваем слова, а также наклоняемся ближе к ребенку, чтобы он лучше нас расслышал и понял.

С точки зрения педагогов, постоянный просмотр мультфильмов лишает ребенка сенсорного восприятия этого мира.

Дети познают мир именно через свои ощущения: трогая предметы руками, пробуя на вкус, чувствуя запах. Развивающие мультфильмы не могут дать этого детям. Кроме того, польза развивающих моментов в мультфильме тоже весьма сомнительна. Ведь при простом просмотре ребенок не развивает ни память, ни внимание, так как он ещё не способен самостоятельно анализировать увиденное.

Но все же нельзя сказать, что такие мультфильмы однозначно вредны. Вред может причинить лишь бездумный и бесконтрольный просмотр всех мультфильмов подряд. В то же время грамотно выстроенный просмотр, несомненно, может быть полезен.

Сокращаем негативное влияние

Все специалисты сходятся на том, что до двух лет всё же лучше обходиться совсем без мультиков, ограничиваясь показом диафильмов. Если у вас уже второй ребенок, то он будет, так или иначе, подсматривать за тем, что смотрит первый. Несколько простых правил позволят вам минимизировать негативное влияние мультфильмов в столь раннем возрасте:

  • Прежде чем показать мультфильм ребенку, обязательно просмотрите его сами. Так вы сможете отфильтровать те мультфильмы, которые, по вашему мнению, могут навредить малышу.
  • Мультфильм обязательно должен быть хорошего качества и с хорошим звуком.
  • Старайтесь выбирать те мультфильмы, где нет насилия и агрессии
  • Мультфильмы для детей младше трёх лет обязательно должны быть короткими, не длиннее 5-7 минут. Такие короткие сюжетные истории не будут перегружать психику вашего малыша.
  • Для того чтобы мультфильм стал действительно развивающим, необходимо в конце просмотра обсудить увиденное, вместе вспомнить сюжет, поступки главных героев.
  • Постарайтесь показывать мультфильмы только в первой половине дня. Просмотр в вечернее время перевозбуждает нервную систему и плохо влияет на сон.
  • Очень важно посадить ребенка на безопасное для глаз расстояние. Ни в коем случае не показывайте мультфильмы на телефоне или планшете. Кроме того, что это чрезвычайно вредит зрению, это портит осанку малыша.
  • Контролируйте время просмотра мультфильма. Постарайтесь ограничить время 10-15 минутами. Но начать показ мультфильмов лучше с пятиминутных сюжетов, постепенно увеличивая время просмотра.
  • Лучше всего включать мультики на компьютере, так как там вы можете сами контролировать процесс и исключить просмотр рекламы. Кроме того, на компьютере сложнее переключить мультфильм на что-то другое, тогда как пульт от телевизора позволяет многое. В любом случае постарайтесь не оставлять ребенка одного во время просмотра. Полностью исключите просмотр телевизора фоном.

Извлекаем пользу из просмотра мультиков

Развивающий мультфильм будет действительно полезным, если вы выстроите на его основе целую игру. Постарайтесь в течение дня после просмотра определенного сюжета вспоминать, о чем был мультфильм, кто главные герои. Попробуйте изобразить их красками на бумаге, слепить из пластилина, вырезать из цветного картона, сделать аппликацию на тему мультика. Полезно будет также самостоятельно придумать продолжение знакомой истории. Здорово будет найти книги с героями мультфильмов, тогда у малыша будет сохраняться интерес к чтению.

Ещё один хороший совет для родителей – попробовать вспомнить собственные любимые мультфильмы и книги из детства. Самым большим толчком к развитию для ребенка является общение со значимым взрослым. Если вы поделитесь со своим малышом собственными эмоциями и воспоминаниями при просмотре мультфильма, это пойдет на пользу вашему ребенку и вашим отношениям с ним.

Всего в нашей жизни должно быть в меру. Совсем обойтись без мультфильмов в наше время вам вряд ли удастся, но всё же родители должны брать на себя ответственность за то, что видит на экране их ребенок. Не стоит бездумно полагаться на создателей мультфильмов, думая, что если мультфильм развивающий, то он сделает всю работу за вас.

Прежде всего развитие происходит внутри семьи, в общении между ребенком и родителями. Мультфильм может быть лишь приятным подспорьем и неплохим времяпровождением.

Безусловно, уставшая мама, которая не может выделить время для себя, а потому вся на нервах и постоянно на взводе, намного вреднее, чем ограниченный просмотр заранее выбранного хорошего и доброго мультфильма. Относитесь ко всему философски и без фанатизма И помните: главное, чтобы в семье всегда царили мир, покой и согласие, а мультфильмы, при грамотном подходе, этому вовсе не помеха.


Развивающие программы и мультфильмы для детей: всегда ли они полезны?

Телевизор, компьютер, интернет – эти вещи привлекают внимание не только взрослых, но и приводят в восторг самых маленьких зрителей, которых называют младенцами. Детские программы и мультфильмы с пометкой «0+», по утверждению их создателей, очень полезны для малышей и являются интересными, обучающими, развивающими и воспитывающими. Так ли это на самом деле? Неужели все это может заменить привычное общение с папой и мамой, бабушкой и дедушкой, младшими и старшими братьями и сестрами?

К сожалению, многие родители, верят в невероятную пользу «Телепузиков», «Маши и Медведя» и других героев детских мультфильмов и телепередач и уже трехмесячных детишек усаживают перед голубым экраном, а сами занимаются «более важными» домашними или личными делами. Малыши в возрасте до одного года проводят у экрана телевизора в среднем один час, а дети от года до шести лет – 3-4 часа в день. Хотя нет никаких убедительных доводов и доказательств, которые бы говорили хоть о какой-то пользе для них детских видеофильмов, а вот о вреде знают многие. Долгое нахождение в одной позе перед телевизором негативно влияет на зрение, слух и весь растущий организм.

Последствия просмотра телепередач для детей раннего возраста

Пассивное восприятие видеопрограммы ребенком в первые два года жизни лишает его эмоционального, социального и необходимого умственного развития. Малыш не научится общаться и играть, проводить различные манипуляции с предметами и исследовать их. Не происходит никакого взаимодействия с окружающим миром, с людьми и животными. Только в живом общении можно развивать умения и приобретать необходимые навыки.

Развитие речевых навыков у ребенка происходит от рождения до двух лет. При общении со взрослыми дети начинают подражать им, повторять слова и словосочетания. Некоторые малыши в возрасте год – полтора говорят предложениями, повторяют несложные четверостишия, разучивая их вместе с родителями. Без речевого взаимодействия с мамой или бабушкой развитие речи не происходит. Пассивное прослушивание мультсказки не стимулирует к общению и не способствует желанию говорить. Этот важный для развития речевых навыков малыша жизненный этап можно пропустить, не реагируя на детские попытки привлечь к себе внимание взрослых. В дальнейшем у ребенка могут быть различные проблемы не только с обучением, но и с развитием психики, с умением находиться в коллективе и с общением в целом.

Живое общение – это положительные эмоции для ребенка. Он учиться смеяться, реагировать улыбкой или видеть улыбку мамы в ответ на его действие или речь. С героями мультфильмов этого не получается. Малыш может выражать свои чувства и эмоции, но ответной реакции не последует. Такое «общение» приведет к отрицательным психологическим последствиям и несоответствующему социальному развитию. При поступлении в первый класс таким детям будет очень сложно воспринимать речь учителя, они ведь привыкли только смотреть на объект, а не слушать его.

Было замечено, что малыши, которые много времени проводили возле телевизора в возрасте до трех лет, независимо от назначения телевизионной передачи, не умеют концентрировать свое внимание в младшем школьном возрасте. Им очень трудно воспринимать любую новую информацию.

Детские программы и мультипликационные фильмы в больших количествах как будто перемещают ребенка в другую реальность – более красочную, веселую, сказочную, яркую и абсолютно неестественную. Такая искаженная реальность и настоящая жизнь часто прямо противоположны или очень отличаются, малыш может мимовольно научиться неправильным вещам и поступкам.

Специалистами доказано, что телепередачи для детей младше трехлетнего возраста негативно влияют на развитие речевых навыков, внимание, на умение сосредоточиться и сконцентрировать внимание, вызывает пассивность и замедляет развитие.

Чем заменить ребенку просмотр телевизора?

Дети в раннем возрасте очень любознательны и общительны, они хотят больше внимания, ласки, заботы взрослых. Им интересно изучать окружающий мир вместе с кем-нибудь из родных и близких людей. Полноценное развитие малыши могут получать только в игре, слушании сказок и музыки, в нахождении рядом с животными и людьми. Необходимо как можно больше времени проводить с ребенком. Существует много разных способов и методов, которые развивают речь, слух, внимание, сосредоточенность, настойчивость. Вместо просмотров телевизора и компьютера можно:

  • Почитать сказку, стишки, потешки, посмотреть картинки в книжке, назвать предметы;
  • Послушать и попеть детские песенки, поучиться повторять различные звуки, голоса животных;
  • Порисовать пальчиковыми красками, цветными мелками, эскизами;
  • Полепить с ребенком из пластилина или цветного теста;
  • Сделать аппликацию из цветных картинок или засушенных листьев;
  • Поиграть вместе в игрушки, на детских музыкальных инструментах, в мяч, машинки, куклы.
Читайте также:  Наружный акушерский поворот

Мультфильмы для детей: польза или вред?

В се мы слышали, что долго смотреть телевизор не стоит, что надо как-то ограничивать время, проведённое малышом у экрана, но всё это зачастую забывается, когда очередная серия развивающего мультфильма даёт папе и маме несколько минут покоя или помогает накормить или одеть сопротивляющегося ребёнка. Но чего может стоить минутная «победа» в борьбе за тишину для неокрепшего организма и психики?

Начнём с того, что зрительный аппарат новорождённого устроен совсем не так, как у взрослого. После рождения зрение малыша непрерывно развивается: устанавливаются прочные связи с мозгом, глаза «обучаются» восприятию цветов, геометрических форм, глубины и отдалённости предметов, и только к четырём годам достигается максимальная острота зрения. Мерцание экрана и быстро сменяющие друг друга картинки вызывают повышенную нагрузку на неокрепший зрительный аппарат малыша, что впоследствии может привести к снижению остроты зрения и цветоощущения, а также к дискоординации глазных яблок.

«Последняя проведённая мной диспансеризация детей в возрасте десяти лет показала, что примерно 30% детей, заканчивающих начальную школу, поставлен диагноз «миопия начальной стадии», который ещё несколько десятилетий назад ставился лишь двум-трём ученикам из класса, – говорит врач-педиатр первой квалификационной категории Анна Николаевна Тренина. – Решающую роль в ухудшении здоровья ребят, несомненно, играет неумеренное увлечение телевизором, планшетом, компьютером и играми на телефоне, которыми мамы и папы зачастую занимают детей даже самого раннего возраста».

Действительно, ухудшение зрения – это одна из проблем современного общества, в котором глаза являются важнейшим и самым доступным инструментом для учёбы, работы и развлечений. Всемирная организация здравоохранения также не обошла стороной эту проблему и дала чёткие рекомендации о том, в каком возрасте и сколько можно смотреть телевизор:

· в возрасте до трёх лет телевизор и другие средства мультимедиа должны быть полностью исключены из жизни ребёнка;

· дети дошкольного возраста могут смотреть подходящие по возрасту мультфильмы около 30 минут в день;

· дети в возрасте 7-11 лет могут провести у экрана не более 1 часа в день.

«Для этого есть веские причины, – объясняет психолог и сооснователь проекта «Дом на дереве» Екатерина Аксёнова. – В возрасте до трёх лет у ребёнка активно формируется восприятие и внимание – те функции, которые станут основой для развития более сложных навыков в дальнейшем. Каждый этап развития малыша характеризуется какой-либо ведущей деятельностью. Так, в период до года ведущая деятельность – эмоциональное общение с близкими людьми, прежде всего, с мамой. С года до трёх кроха начинает познавать мир через активное взаимодействие с предметами вокруг себя, и в это время малыш ещё не может самостоятельно направлять своё внимание. Для ребёнка 1-2 лет, к примеру, характерна следующая ситуация: увидел муравья, смотрит за его передвижениями, вдруг встретилась кошка, он забыл про муравья и пошёл за кошкой, споткнулся о камень, забыл о кошке и т.д. Если же в раннем возрасте ребёнку предлагаются мультфильмы и прочие видеоматериалы, в том числе якобы развивающие и предназначенные для детей «0+», они полностью завладевают им. При этом деятельность в виде просмотра не является ни ведущей, ни активной, а, значит, не способствует нормальному образованию необходимых нейронных связей».

Помимо очевидных проблем, возникающих у детей при просмотре телевизора, отмечаются также тесно связанные негативные последствия такого поведения. «Если говорить о том, как изменилось детское здоровье за последние десятилетия, то нельзя не отметить возросшее количество детей, которым поставлен диагноз «эпилепсия». Если ещё двадцать лет назад данное заболевание было обусловлено перенесённой черепно-мозговой травмой или органическим поражением головного мозга, то в настоящее время бывает очень сложно установить причинно-следственную связь, приведшую к развитию эпилепсии. В 2016 году на курируемом мной участке проживает уже три малыша от трёх до пяти лет, которым поставлен диагноз «идеопатическая эпилепсия», то есть эпилепсия, не обусловленная каким-либо очевидными факторами. Было бы неправильно утверждать, что именно неумеренное увлечение средствами мультимедия привело к развитию заболевания, но исключить такого варианта всё же нельзя. К счастью, не все дети, смотрящие мультфильмы, подвержены развитию этого тяжелого заболевания, но приведённые факты говорят о том, что неограниченный просмотр видеоматериалов детьми младшего возраста вызывает огромную нагрузку как на зрительный аппарат, так и на центральную нервную систему», – отмечает врач-педиатр Анна Николаевна Тренина.

Но почему же при наличии подтверждённых и вероятных неблагоприятных последствий просмотра мультфильмов детьми в возрасте до трёх лет существует целый сегмент видеопродукции, предназначенной для детей от трёх месяцев или даже с самого рождения?

Ответ прост – спрос рождает предложение. Многие родители убеждены, что для того, чтобы их ребёнок стал успешным человеком, необходимо с младенчества начинать учиться. Цвета, буквы, цифры и все остальные знания должны быть освоены ещё до того, как малыш начнёт уверенно бегать. Именно поэтому появилась целая индустрия «развивающих» мультфильмов, которые выполняют сразу же две функции: транслируют какую-либо обучающую информацию и на определённое время занимают детское внимание. Таким образом, совесть родителей остается чиста: ребёнок не просто смотрит в монитор, оставляя при этом родителя на некоторое время в покое, но и получает какую-то обучающую информацию.

Но так ли это на самом деле, можно ли обучаться посредством мультиков и чего здесь больше: вреда или пользы? Психолог Екатерина Аксёнова категорична: «Обучение посредством мультиков до достижения ребёнком трёх лет несёт скорее разрушительный характер для развития. Какие-либо навыки или умения невозможно получить из пассивной деятельности. Своевременный показ качественного и соответствующего возрасту мультфильма может быть хорошим дополнением тому, что малыш узнал из своей активной деятельности. Например, с 3 до 7 лет ведущей деятельностью ребёнка является игра. И здесь уже определённые персонажи и их действия могут служить для этой игры материалом, когда идёт не просто копирование, а творческая переработка полученной информации».

Бывает так, что родители осознают всю мнимую пользу и реальный вред раннего демонстрирования мультфильмов, но, сталкиваясь с некоторыми проблемами в поведении своих детей, к примеру, нежеланием есть или одеваться, часто слышат такой совет: «Включи мультик, и всё станет проще!».

Юлия Карпова, мама Ивана (1,5 года), поделилась своей проблемой: «У нас никогда не было проблем с одеванием. Сын терпеливо относился к одеванию рубашек, кофт, куртки, но в последнее время, как только речь заходит о прогулке, Ваня начинает вырываться, убегать и всеми силами мешать его одеть. Одна моя подруга посоветовала на время одевания включать мультфильм. Но я сама практически не смотрю телевизор, а тем более не хочу включать что-то такому маленькому ребёнку. Я бы хотела понять, насколько обоснованным может быть такой метод?».

Вот, что по этому поводу говорит психолог проекта «Дом на дереве» Екатерина Аксенова: «Если даже не затрагивать тему возрастного ограничения, стоит отметить, что кормление и одевание являются не просто механическими действиями, а важными социальными актами родителя по отношению к ребёнку. Через эти процессы выражается любовь и забота. При этом здорово, когда это происходит при полном эмоциональном контакте и сопровождается положительными эмоциями. И если эти процессы не сложились, то сопровождение мультфильмами лишь очень временно облегчит жизнь родителю, а далее повлечёт за собой серьезные последствия, такие, как нарушение пищевого поведения и уменьшение ресурса самостоятельности. Ребёнок в этих процессах стимулируется внешним средством – мультфильмом. Мотивация из внешней во внутреннюю почти не переходит. Значит, эти процессы с большой долей вероятности будут затруднительны и неприятны для ребёнка и впоследствии. В таких случаях родителям нужно искать другие альтернативные способы, которые смогут улучшить процесс изнутри, а не снаружи».

Нарушения пищевого поведения и их последствия волнуют также и врачебное сообщество: «Ко мне на приём стали всё чаще приходить родители с детьми, страдающими в той или иной степени избытком массы тела. Конечно же, длительное нахождение перед монитором или телевизором не может считаться основным фактором, способствующим излишнему набору веса, но, несомненно, практически в 90% случаев, лишний вес является следствием гиподинамии, неизбежно сопровождающей чрезмерное увлечение различными гаджетами», –говорит Анна Николаевна Тренина.

Но что делать родителям, дети которых уже настолько прочно связали свою маленькую жизнь с телевизором или компьютером, что ограничение в их использовании вызывает бурю протеста, а нередко и настоящую истерику? На этот счёт Екатерина Аксёнова советует следующее: «Если уже наблюдается истерика, это означает, что образовалась зависимость. Первое, что должны сделать родители – чётко и строго до начала просмотра договориться, сколько мультиков будет сейчас смотреть ребёнок. Здесь главное, чтобы малышу был понятен смысл «сколько», чтобы он смог посчитать или как-то ещё понять, когда просмотр будет закончен. Если малыш ещё не пользуется часами, то не стоит ему называть время в минутах, лучше в количестве мультиков. Очень важно, чтоб помимо телевизора, у ребёнка были какие-то увлекающие его альтернативные игры или дела. Если у него не сформирован самостоятельный навык занять себя, невозможно просто сказать ему: “Иди и займись чем-то”. В такой ситуации нужна активная помощь родителя, который организует игру или другую активную деятельность. При уже случающихся истериках не стоит надеяться на мягкое решение проблемы, всё равно первое время ребёнок не будет принимать новый распорядок. Это важно понять, чтобы помочь ему пережить этот переход к более независимой жизни, к более свободному вниманию и собственной активной деятельности. Потребуется терпение со стороны родителей. И, несомненно, принесёт значимые плоды в будущем».

Читайте также:  Учимся считать до 5

Однако по достижению ребёнком возраста трёх лет, перед нами возникает ещё одна проблема: как из всего многообразия мультипликационной продукции, выбрать то, что подходит именно вашему малышу? Екатерина Аксёнова поясняет: «При выборе мультипликационного фильма родители должны, прежде всего, сами быть в курсе содержания мультфильма. Простые мультфильмы для ребят от трёх лет построены на эмоциях, в них почти нет слов, а смысл происходящего понятен по бессловесным выражениям эмоций: жестами, междометиями, восклицаниями. Героями таких мультфильмов чаще всего выступают животные, образы которых наиболее понятны для ребёнка младшего дошкольного возраста. Отличный пример – мультфильмы, снятые по сказкам Сутеева. Взрослея, малыш учится понимать всё более сложные обороты речи и более глубокий смысл происходящего на экране, может увидеть подтекст и оценить юмор. Очень важно смотреть мультфильмы вместе с ребёнком, тогда будет гораздо понятнее, как и что он воспринимает, в какой мере и как понимает. Родитель сможет снять лишнее напряжение, обсудив что-то после просмотра мультфильма, будет понимать степень чувствительности или особые темы напряжения ребёнка».

Развивающие программы и мультфильмы для детей: всегда ли они полезны?

Телевизор, компьютер, интернет – эти вещи привлекают внимание не только взрослых, но и приводят в восторг самых маленьких зрителей, которых называют младенцами. Детские программы и мультфильмы с пометкой «0+», по утверждению их создателей, очень полезны для малышей и являются интересными, обучающими, развивающими и воспитывающими. Так ли это на самом деле? Неужели все это может заменить привычное общение с папой и мамой, бабушкой и дедушкой, младшими и старшими братьями и сестрами?

К сожалению, многие родители, верят в невероятную пользу «Телепузиков», «Маши и Медведя» и других героев детских мультфильмов и телепередач и уже трехмесячных детишек усаживают перед голубым экраном, а сами занимаются «более важными» домашними или личными делами. Малыши в возрасте до одного года проводят у экрана телевизора в среднем один час, а дети от года до шести лет – 3-4 часа в день. Хотя нет никаких убедительных доводов и доказательств, которые бы говорили хоть о какой-то пользе для них детских видеофильмов, а вот о вреде знают многие. Долгое нахождение в одной позе перед телевизором негативно влияет на зрение, слух и весь растущий организм.

Последствия просмотра телепередач для детей раннего возраста

Пассивное восприятие видеопрограммы ребенком в первые два года жизни лишает его эмоционального, социального и необходимого умственного развития. Малыш не научится общаться и играть, проводить различные манипуляции с предметами и исследовать их. Не происходит никакого взаимодействия с окружающим миром, с людьми и животными. Только в живом общении можно развивать умения и приобретать необходимые навыки.

Развитие речевых навыков у ребенка происходит от рождения до двух лет. При общении со взрослыми дети начинают подражать им, повторять слова и словосочетания. Некоторые малыши в возрасте год – полтора говорят предложениями, повторяют несложные четверостишия, разучивая их вместе с родителями. Без речевого взаимодействия с мамой или бабушкой развитие речи не происходит. Пассивное прослушивание мультсказки не стимулирует к общению и не способствует желанию говорить. Этот важный для развития речевых навыков малыша жизненный этап можно пропустить, не реагируя на детские попытки привлечь к себе внимание взрослых. В дальнейшем у ребенка могут быть различные проблемы не только с обучением, но и с развитием психики, с умением находиться в коллективе и с общением в целом.

Живое общение – это положительные эмоции для ребенка. Он учиться смеяться, реагировать улыбкой или видеть улыбку мамы в ответ на его действие или речь. С героями мультфильмов этого не получается. Малыш может выражать свои чувства и эмоции, но ответной реакции не последует. Такое «общение» приведет к отрицательным психологическим последствиям и несоответствующему социальному развитию. При поступлении в первый класс таким детям будет очень сложно воспринимать речь учителя, они ведь привыкли только смотреть на объект, а не слушать его.

Было замечено, что малыши, которые много времени проводили возле телевизора в возрасте до трех лет, независимо от назначения телевизионной передачи, не умеют концентрировать свое внимание в младшем школьном возрасте. Им очень трудно воспринимать любую новую информацию.

Детские программы и мультипликационные фильмы в больших количествах как будто перемещают ребенка в другую реальность – более красочную, веселую, сказочную, яркую и абсолютно неестественную. Такая искаженная реальность и настоящая жизнь часто прямо противоположны или очень отличаются, малыш может мимовольно научиться неправильным вещам и поступкам.

Специалистами доказано, что телепередачи для детей младше трехлетнего возраста негативно влияют на развитие речевых навыков, внимание, на умение сосредоточиться и сконцентрировать внимание, вызывает пассивность и замедляет развитие.

Чем заменить ребенку просмотр телевизора?

Дети в раннем возрасте очень любознательны и общительны, они хотят больше внимания, ласки, заботы взрослых. Им интересно изучать окружающий мир вместе с кем-нибудь из родных и близких людей. Полноценное развитие малыши могут получать только в игре, слушании сказок и музыки, в нахождении рядом с животными и людьми. Необходимо как можно больше времени проводить с ребенком. Существует много разных способов и методов, которые развивают речь, слух, внимание, сосредоточенность, настойчивость. Вместо просмотров телевизора и компьютера можно:

  • Почитать сказку, стишки, потешки, посмотреть картинки в книжке, назвать предметы;
  • Послушать и попеть детские песенки, поучиться повторять различные звуки, голоса животных;
  • Порисовать пальчиковыми красками, цветными мелками, эскизами;
  • Полепить с ребенком из пластилина или цветного теста;
  • Сделать аппликацию из цветных картинок или засушенных листьев;
  • Поиграть вместе в игрушки, на детских музыкальных инструментах, в мяч, машинки, куклы.

Развивающие мультфильмы для детей: польза или вред

Довольно часто на детских площадках можно услышать разговор мамочек о развивающих мультфильмах. Каждая делится предпочтениями своего малыша, а на тех мам, которые до трех лет ограждают своих детей от просмотра мультиков, смотрят криво.

Одни родители считают такое детское времяпровождение огромной пользой как для детей – с точки зрения развития, так и для мам и пап – с точки зрения появления свободной минуты для срочного дела. Даже самый активный ребенок может длительное время просидеть за просмотром любимого мультика. Другие же наслышаны об огромном вреде мультфильмов для детской психики и развития ребенка в общем. Где же находится “золотая середина”? С этим вопросом и многими другими мы обратились к детскому психологу Наталье Компанец.

Возрастные рекомендации для просмотра развивающих мультфильмов

Прежде всего, все качественные современные мультфильмы создаются исключительно с участием психологов. К примеру, развивающий мультфильм “Беби Эйнштейн” рекомендован детям, начиная с 6 месяцев. Это яркий красочный мультик, который учит ребенка первым движениям, словам, цветам, формам и т.д. Именно с 6 месяцев он начинает следить за мелькающими, сверкающими, движущимися предметами. Еще в этом возрасте дети любят повторение и предсказуемость. Осознав, что после появления слоника совершается какое-то действие — малыш желает это увидеть снова. Психологи советуют ребенку в таком возрасте показывать все вживую. Ему гораздо интереснее будет увидеть сюжет, который создаст мама или бабушка с помощью перчаточных кукол.

Ребенку с 6 месяцев можно показывать развивающие мультфильмы, но не более 5 минут и только с целью развития (исключением является “Беби Эйнштейн” — его можно смотреть 10 минут). Просто так усаживать его просматривать сюжет в таком возрасте — это сознательный шаг родителей на разрушение детской психики и зрения. Дети очень быстро привыкают к пассивным удовольствиям. Нельзя нагружать только один канал восприятия информации — зрительный, необходимо формировать еще и движения, речь, слуховое восприятие.

Начиная с 6-летнего возраста, ребенок может смотреть мультфильмы небольшими сюжетами, по 15 минут каждый. Да, мультфильмы, продолжительность которых свыше часа, смотреть можно, но это исключительно под ответственность взрослых. Глаза ребенка должны отдыхать от отсутствия движения и мигания, поэтому лучше всего дать малышу просмотреть небольшой фрагмент, а потом вместе все это обсудить.

Полезные мультфильмы

Хорошими и полезными мультиками психологи считают интерактивные — это те, в которых ребенок должен ответить на какой-то вопрос. Здесь у родителей есть шанс остановить мультфильм и дать крохе подумать. В таком случае упражняется мигание, глаза отдыхают и увлажняются слезной жидкостью, отрабатывается логика и развивается речь. Старшим детям эффективен будет просмотр так называемых “проблемных мультиков”. Здесь дети учатся, как поступить в той или иной ситуации.

Мультфильмы без слов и музыкальные

Есть немалое число мультфильмов, где вместо диалогов героев, звучат какие-то звуки. К примеру, “Баранчик Шон”, Timmy Time. Детям, которые уже хорошо разговаривают, такие мультики будут полезны, они предоставляют возможность поупражняться в понимании контекста ситуации. “Неговорящим” детям лучше всего показывать мультфильмы с понятной простой речью. Что же касается музыкальных мультфильмов, то детям зачастую бывает весьма тяжело объединить два канала: звук музыки и речевую информацию. Многим вообще не ясен смысл песен, они попросту не понимают слова. Маленьким детям следует объяснять, что происходит на экране. Хорошим музыкальный мультфильм является в том случае, если ребенок сам может рассказать, что он понял после просмотра.

Нынешние мультфильмы очень яркие и красочные, поэтому многие родители задаются вопросом, а не влияет ли на ребенка такое мелькание. Психологи утверждают, что ничего страшного нет, если в течение 5 минут малыш будет видеть такие краски. После просмотра желательно посмотреть вдаль, порисовать карандашами или красками пастельных оттенков, поиграть с кинетическим песком.

Не у всех родителей в нашем скоротечном ритме жизни есть возможность уделить ребенку должное внимание, иногда приходится усаживать его за просмотр мультиков, а самим бежать заниматься домашними делами. Главное — не переусердствовать. В центре по работе с детьми с аутизмом психологами было проведено такое исследование. Все дети, которым переставали показывать мультфильмы по 2-3 часа в день, становились со временем более спокойными, лучше воспринимающими действительность. И еще у них улучшался социальный контакт. Вывод напрашивается сам: мультфильмы полезны, но в разумных количествах.

Читайте также:  На какие танцы отдать девочку

Благодарим за помощь в подготовке материала практического детского психолога, кандидата психологических наук Наталью Компанец, центр “Сонячна сова”, mir-detej.kiev.ua.

Присоединяйтесь также к группе Lady.ТСН.ua на facebook.
Следите за обновлениями раздела!

Рекомендации для родителей “Мультфильмы для детей: польза или вред?”
консультация на тему

Мультфильмы являются частью детства каждого ребёнка. Это приятные воспоминания, которые ассоциируются со сказкой и красочной картинкой. Поэтому важно, чтобы ребёнок смотрел только позитивные мультики с лёгким сюжетом. Особенное внимание следует уделить подбору мультсериалов для детей до 6 лет. В этом возрасте формируется психика, привычки и восприятие окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
rekom_roditelyam_multf.doc544 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей

Мультфильмы для детей:

польза или вред?

Мультфильмы являются частью детства каждого ребёнка. Это приятные воспоминания, которые ассоциируются со сказкой и красочной картинкой. Поэтому важно, чтобы ребёнок смотрел только позитивные мультики с лёгким сюжетом. Особенное внимание следует уделить подбору мультсериалов для детей до 6 лет. В этом возрасте формируется психика, привычки и восприятие окружающего мира.

Благоприятные мультфильмы для детей до 6 лет.

Психологи не советуют показывать мультики детям до трёхлетнего возраста. Но современные дети развиваются намного быстрее, чем предыдущее поколение. Поэтому просмотр телевизора практически невозможно избежать. Если сложилась такая ситуация, то следует использовать следующие рекомендации:

  • в 1-2 года можно разрешать смотреть мультики с развивающим уклоном. Например, это могут быть короткие анимации с демонстрацией природы, животных, цветов, перемещения предметов и т.д. В 2 года ребенок, в основном, слушает и воспринимает сказки о животных. Их и нужно показывать («Колобок», «Три медведя», «Петушок-Золотой гребешок» и т.п.). Также это могут быть мультики, обучающие культуре приёма пищи, гигиене, общению, играм на примерах мультгероев.
  • в 3 года дети могут воспринимать и более сложные сюжеты мультфильмов. Это могут быть русские народные сказки: «Лиса и волк», «Кот Котофеевич» и др., а также сказки Сутеева и Чуковского. Плюс еще многие другие несложные мультфильмы о животных. Но они должны быть правдоподобными, не искажать реальность и носить обучающий характер. Например, к просмотру рекомендованы «Даша-путешественница», «Лунтик», «Смешарики» и т.д.;
  • 4-хлетние дети способны к осознанному восприятию мультфильмов. Поэтому вводим мультфильмы по русским волшебным сказкам («Гуси-Лебеди», «Царевна-Лягушка», «По щучьему велению» и др.). Можно посмотреть и простые сказки Андерсена: «Дюймовочка», «Золушка», «Свинья-копилка», а также сказки Чуковского «Айболит».

В этом возрасте ребенок уже начинает воспринимать социальные отношения: дружба, любовь, верность, помощь в беде, борьба добра со злом, жизнь и смерть и т.д. В мультфильмах для четырехлеток главные действующие лица уже не только животные, но и люди (как правило, дети). В этом возрасте уже можно показывать классические серии: «Винни-Пух», «Ежик и Медвежонок», «Карлсон», «Кот Леопольд», «Крокодил Гена и Чебурашка», «Маугли», «Ну, погоди!», «Простоквашино», «38 попугаев», «Незнайка» и др.

  • в 5 лет дети должны понимать разделение добра и зла. Это важно для дальнейшей адаптации малыша в обществе. Ребёнок должен понимать, что такое «опасность», «угроза» и включать тем самым защитную реакцию. Поэтому необходимо подбирать к просмотру простые мультфильмы, где есть злой и добрый персонаж;
  • в 6 лет мультфильмы еще более сложные: научно-популярные («Алло! Вас слышу!», «Коля, Оля и Архимед»), с «навороченным» сюжетом («Тайна третьей планеты»), со взрослым юмором («Фильм! Фильм! Фильм!»), о школьной жизни («В стране невыученных уроков»). Можно показывать мультфильмы с обучающим эффектом. Это могут быть целые мультсериалы, рассказывающие о природных, физических явлениях.

Некоторые родители возразят: «А мой ребенок с большим интересом смотрел в 2 года Винни-Пуха (крокодила Гену, Карлсона, кота Леопольда. )!» Да, дети могут многое смотреть, но при этом, не очень понимая, что происходит на экране. Такова сила голубого экрана и особенности человеческого восприятия: движущаяся и звучащая картинка завораживают, приковывают внимание, особенно детское. Ребенок с неподдельным интересом просмотрит в 2 года и «Соломенного бычка», и «Снежную королеву», и взрослый фильм, и рекламу. Но поймет и проживет только «Соломенного Бычка». А все остальное, по большей части, пройдет мимо (один вред ребёнку!).

Психологи утверждают, что не все мультфильмы предназначены для просмотра детей. Многие из современных детских анимаций содержат запрещённые элементы . Например, не рекомендуется девочкам до 6 и более лет смотреть аниме. Это японские мультфильмы, главным персонажем которых является девушка с неправильными пропорциями: чрезмерная худоба, вытянутые ноги, яркий макияж и откровенные наряды. Такой образ может воспитать в девочке неправильное понимание женской красоты. Ребёнок в будущем будет стремиться к хрупкому телосложению и вызывающему виду. По этой же причине психологи не рекомендуют мультсериалы с Барби в главной роли.

Также не рекомендованы мультфильмы с монстрами, зомби, персонажами из комиксов. Зачастую и сюжет этих лент является динамическим, с быстро меняющейся картинкой. Поэтому это двойной удар по психике. Во-первых, ужасающий вид мультгероев порождает агрессивность. Дети стараются подражать движениям, манере общения и даже повторяют разные угрожающие выражения, цитаты из мультфильма. Во-вторых, мультики с монстрами насыщены сценами насилия: борьба, использование оружия.

Многие из персонажей способны летать, ходить по вертикальной поверхности. Дети рефлекторно пытаются повторять поведение своих героев. Например, трёхлетний ребёнок может поверить в то, что он умеет летать и попытается спрыгнуть с небольшой высоты. А большинство детей уже привыкли к играм в «войнушку». Поэтому часто наносят друг другу неосознанные удары. Это также является подражанием агрессивному поведению персонажей из мультсериалов.

Необходимо разрешать просмотр только тех мультфильмов, действия в которых близки к реальной жизни. Подбирайте мультфильмы по возрасту, чтобы ребенок понимал то, что смотрит, проживал вместе с героями перипетии сюжета. Тогда мультсериалы будут приносить пользу и радость каждый день.

Рекомендации для родителей

Совместный просмотр мультфильмов

Телевизор давно стал частью нашей жизни, и даже при самом дозированном просмотре многие дети становятся его заложниками.

Мы предлагаем ряд рекомендаций для того, чтобы просмотр мультфильмов стал не только развлечением, но и эффективным способом развития вашего ребенка.

Первое необходимое условие – просмотр мультфильма должен быть совместным. Многим детям часто не хватает участия родителей в их личной жизни, а совместное получение впечатлений очень сплачивает семью. Кроме того, Вы будете знать, какими впечатлениями живет ваш ребенок. А он будет гордиться тем, что у него самые современные родители, ведь они разбираются в героях и событиях любимых мультфильмов не хуже сверстников.

Выбор мультфильма должен осуществляться взрослым . Необходимо выбирать мультфильмы по возрасту ребенка, чтобы он понимал то, что смотрит, проживал вместе с героями перипетии сюжета.

После просмотра мультфильма необходимо поговорить с ребенком об увиденном.

Такая беседа может преследовать множество развивающих задач:

  1. Развитие внимания, памяти. Поиграйте с ребенком в игру «Сыщики». Задавайте ему вопросы о последовательности сюжета, героях мультфильма, именах героев, их внешнем виде. А потом пусть ребенок придумывает вопросы для вас. С каждой такой игрой ребенок будет становиться наблюдательнее и внимательнее. Причем развитие внимания и памяти будет происходить в веселой игре с любимым взрослым, а не во время скучных учебных действий.
  1. Развитие мышления . Чаще задавайте ребенку вопросы «Почему?» и «Зачем?», чтобы понять, насколько он понял сюжет, логику событий, не ускользнуло ли от него что-то важное.
  1. Развитие эмоций . Поговорите с ребенком о настроении и чувствах во время просмотра. Полезны вопросы: «Какой момент тебе понравился больше всего?», «Когда тебе было страшно?», «Какой эпизод тебе показался самым смешным?». И обязательно расскажите ребенку о своих чувствах от просмотра мультфильма. Поиграйте в игру «Зеркало» – по очереди изображайте то выражение лица, которое было у героя, и попробуйте назвать словом то чувство, которое испытывает герой в этот момент.
  1. Развитие самосознания, самооценки . Вопросы типа: «А с тобой случалось что-то подобное?», «А ты вел когда-нибудь себя так же?» – являются обращением к внутреннему опыту ребенка, связывают мультфильм с его жизнью, помогают ребенку задуматься о себе и оценить себя со стороны.
  1. Развитие творчества . Попробуйте вместе придумать, чем может закончиться мультфильм, не зная этого заранее. Или пофантазировать, как бы развернулись события мультфильма с другим героем или в другом месте. Нарисуйте вместе с ребенком главного героя мультфильма или самый интересный эпизод. Слепите мультфильм из пластилина, разыграйте его сюжет по-своему. Таким образом, Вы сможете «приручить экран» телевизора, сделаете его своим помощником в развитии ребенка, создании с ним добрых доверительных отношений.

И напоследок, еще несколько рекомендаций:

  • Нельзя использовать телевизор в качестве звукового фона в детской комнате.
  • Осторожно относитесь к избыточно динамичным мультфильмам, пресыщенным героями и событиями.
  • Лучше не смотреть несколько мультфильмов подряд. Делайте перерыв на обсуждение. Ребенок учится с помощью взрослых адекватно оценивать ситуации, разбираться в тонкостях эмоций. При просмотре двух мультфильмов подряд впечатления могут перемешаться. А для ребенка важнее углубление в одной теме, чем скольжение сразу по нескольким.
  • Необходимо быть осторожными с агрессивными, жестокими изображениями, которые могут оказать негативное влияние на психику. Если ребенок увидел что-то подобное, их нужно расшифровать, объясняя намерения их создателей. Научите ребенка не принимать на веру все, что показывает телевизор, и он не будет путать чье-то представление о действительности с самой действительностью.

Ребенок всегда предпочитает телевизору общение, и если взрослый с ним общается, то потребность ребенка в просмотре мультфильмов очень быстро исчезает.

Ссылка на основную публикацию