Почему летают птицы (как объяснить ребенку 3-5 лет)

Почему птицы умеют летать.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

С помощью экспериментальной деятельности подвести детей к выводу почему птицы умеют летать

Скачать:

ВложениеРазмер
chistovik.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

«Почему птицы умеют летать» Старшая группа

– закрепить знания детей о перелетных птицах, умение их различать, группировать, описывать внешний облик птиц их особенности, поведение; — – активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов.

— развивать познавательную активность детей в процессе поисковой деятельности (умение выделять проблему, умение планировать этапы своих действий и вести исследование);

— развивать умение формулировать выводы при установлении причинно-следственных связей и по итогам исследований с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;

— воспитывать доброе отношение к живой природе и её обитателям.

— формировать желание помогать птицам зимой;

Материалы к занятию: карточки с изображением птиц, пуховые и маховые перья птиц, бумага, лупы, оборудование для аппликации

Предварительная работа : беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение художественной литературы о птицах, рассматривание иллюстраций, изготовление кормушек

Ход образовательной деятельности:

— Ребята, нам сегодня в детский сад пришло очень интересное письмо от Незнайки. Я бы хотела вас с ним познакомить.

«Дорогие ребята, я вчера гулял по улице и увидел много птиц. Посидели птицы на дереве и полетели. Полетели так красиво, что мне тоже захотелось. Влез я на дерево, сел на ветку и только полетел, … как больно ударился о землю. Ничего не понимаю!

Не могли бы вы мне подсказать, что за птицы встретились мне на прогулке?

Почему птицы летают, а человек нет?

И почему зимующие птицы не улетают в тёплые края, неужели им не холодно зимой?» (Достаю из конверта картинки с изображением птиц) Провожу рассматривание и беседу.

-Дидактическое упражнение «Посади на дерево зимующих птиц»

На столе лежат изображения птиц, нужно прикрепить к дереву только тех птиц, которые будут у нас зимовать. Обобщение: это зимующие. Остальные – перелетные, они осенью улетают в теплые края. Почему? (они питаются насекомыми. Им страшен не только холод, но и голод)

– А как вы думаете, птицы умеют разговаривать?

Дидактическое упражнение «Кто как говорит»

– Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о птицах. Для этого предлагаю стать орнитологами. А вы знаете кто такие орнитологи?

При помощи толкового словаря знакомлю детей со словом «орнитолог» – специалист, изучающий птиц и их распространение.

– Раз, два, три повернись в орнитологов превратись. Проходите в научную лабораторию. (дети одевают халатики). На столах у детей перья птиц и лупы, по 2 листа бумаги.

– Взрослые ученые орнитологи приготовили для вас перышки. Рассмотрите их, чем перья отличаются друг от друга? (одни – мягкие, маленькие, другие – жесткие, длинные).

Перья бывают разные. Есть перья, которые помогают птицам летать , они называются маховые у него толстый стержень, перышки жесткие. Они предназначены для полета, поэтому прочны и расположены по краям крыльев. Именно эти крылья поднимают птицу вверх.

А есть, которые согревают, они называются пуховыми это перо поменьше, стержень тоньше оно очень мягкое и легкое. Они вырастают к зиме у зимующих птиц под пёрышками и согревают их.

– Подумайте, какое из них называется пуховым и согревает птицу. Почему? (пушистое, мягкое, теплое), где они расположены? (на теле птицы)

– А другое – называется маховым. Почему? Легкое оно или тяжелое? Где расположены маховые перья? (на крыльях и хвосте)

– Давайте проверим, а легкие предметы с широкой поверхностью, воздух может ненадолго удержать?

— Ребята, проведем опыт. Перед вами два листа бумаги. Листы одинаковые? Возьмите один из них и скомкайте его в шарик, а теперь осторожно выпустите его из рук. Что произошло? (Упал)

Возьмите другой лист и осторожно опустите перед собой. Что вы увидели? (Полетел)

— Почему так происходит: листы одинаковые, а падают по–разному?

Вывод: Не скомканный лист – широкий. За счет своей поверхности он опирается на воздух и не падает, а летит.

— Вот и птицы: расправят крылья – летят, сложат крылья – упадут вниз камнем.

– Какой можно сделать вывод? (легкие предметы с широкой поверхностью ненадолго удерживаются в воздухе).

– С раскрытыми крыльями и хвостом птица становится широкой и может опираться на воздух. Взмахами крыльев птица отталкивается от воздуха и парит в небе. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает и прижимает к телу. Вот мы и ответили на вопросы, которые нам задавал Незнайка.

— Самое страшное для птиц зимой – не холод, а самое ужасное – голод.

— Как вы думаете, где птицы добывают корм зимой? (Ответы детей)

— Верно. Но когда корма мало, для птиц наступают тяжелые времена. Если им не помочь, они погибнут. А как люди могут помочь птицам?

(Дети предлагают варианты, приходят к выводу, что необходимо делать кормушки)

– А нам пора возвращаться в группу.

Физкультминутка «Хочу быть птичкой».

Я по улице гулял,

Галок и ворон считал: Раз, два, три, четыре, пять,

Ritty.ru

Женский онлайн журнал для милых дам

Как объяснить ребенку, почему летают птицы (в возрасте от 3 до 5 лет)

  • Дети

– 16.03.2016 15.01.2017 0 3378


Детям нравится наблюдать за животным миром, отсюда они познают много нового и весьма полезного для собственного развития. Однако, наблюдая за полетом птиц, они зачастую не понимают, как же это происходит, какая неведомая сила поднимает птиц ввысь, вообще почему летают птицы. Давайте попробуем дать совет родителям, как в процессе воспитания ребенка лучше разъяснить детишкам столь сложный механизм птичьего полета.

Как устроен организм птицы — как правильно объяснить ребенку?

Идеально, если в процессе объяснения ребенку у вас под рукой окажется энциклопедия с иллюстрациями, потому как в противном случае вам придется самому выступить в роли художника и изобразить птицу так, чтобы ребенок смог разобраться в строении ее тела, которое схоже у всех существующих разновидностей птиц. А их сегодня насчитывается свыше 9 тысяч видов. Как объяснить ребенку, почему летают птицы, вам поможет знание их происхождения и структуры тела.

Есть предположения о том, что предками современных птиц были динозавры небольших размеров, которые обладали сильными задними конечностями и, напротив, недоразвитыми передними. Будучи хищниками, эти животные охотились на насекомых, парящих в области, а для этого им требовалось отталкиваться от поверхности земли задними ногами, отсюда и их сила. Передние же короткие и не развитые нужны были чтобы схватить свою добычу. По прошествии определенного период времени чешуйчатое покрытие тела трансформировалась в перья, уменьшился в размерах хвост и также покрылся перьями большой длины. И так, претерпевая определенные изменения, эти маленькие динозавры начали летать.

Чтобы объяснить ребенку, почему летают птицы, нужно разобраться в их строении.

Птичьи крылья устроены очень интересно. По сути, они как бы разделяют давление воздуха сверху и снизу. А благодаря этой разнице в давлении создается подъемная сила, которая и дает возможность птице парить в облаках.

Перья в свою очередь отличаются особой легкостью, прочностью и возможностью удерживать тепло. При этом внутри они пустые. Покрыты перья смазкой, защищающей их от промокания во время дождя, когда птицы летают. Равномерно уложенные друг на друга перья формируют некую теплую оболочку, повторяющую контуры тела птицы, защищающую от переохлаждения и неблагоприятного воздействия окружающей среды. Такой перьевой покров придает телу птицы ту самую обтекаемость, которая позволяет ей летать не испытывая сопротивления воздуха.

Что касается костей , то они у птиц, также как и перья, очень прочные и легкие, и полые внутри. Именно поэтому птицы мало весят, а благодаря сильной мускулатуре еще и так легко удерживаются в воздухе во время полета. При этом хвост, когда птицы летают, выполняет функции тормоза и руля.

Для полета птице нужен значительный объем кислорода, который помимо легких размещается в теле птицы в специальных воздушных мешочках, в которые попадает уже из легких. Также на обратном пути кислород снова проходит через легкие, т.е. происходит как бы двойное дыхание, обеспечивающее птицу необходимым запасом кислорода в полете. Вот почему летают птицы так долго, не приземляясь.

Что касается сердечно-сосудистой системы, то здесь стоит отметить тот факт, что при своих незначительных размерах птицы имеют довольно большое сердце, обеспечивающее циркуляцию крови по сосудам с очень хорошей скоростью. Отсюда высокая температура тела птиц и поражающий своей скоростью обмен веществ. Вот почему птицам требуется часто и хорошо есть. Таким образом, в процессе воспитания ребенка он должен понять, почему так важно подкармливать птиц в холодное время года, когда найти корм в достаточных количествах своими силами птицам не удается, что может привести к их гибели.

Как объяснить детям, почему летают птицы

Несомненно, отвечая на всевозможные вопросы ребенка о природе, обществе, людях и различных предметах, взрослые дают ему новые знания, обогащают его представление о мире, который он не может еще понять, но в котором он живет. Старайтесь отвечать на вопрос ребенка правдиво, не выдумывая несуществующих вещей.

Фотогалерея: Как объяснить детям, почему летают птицы

Если ответ на поставленный ребенком вопрос вызывает у вас затруднение, вместе посмотрите или почитайте книгу на интересующую тему, это вызовет интерес ребенка к дальнейшему изучению чего-либо.

Наблюдая за живой природой, ребенок часто задается вопросом, почему птицы летают и не падают, почему летать не умеет человек? Интересно, как объяснить детям, почему летают птицы? Хорошо, если у вас будет хорошая энциклопедия о живом мире или птицах, чтобы ребенку можно было ответить на его вопрос наглядно, показывая иллюстрации и картинки. Подойдите к выбору книг серьезно и тщательно. Для ознакомления ребенка с окружающим миром подберите книжки с хорошо прорисованными рисунками и яркими иллюстрациями.

В мире насчитывается более 9800 видов птиц и почти все они, за исключением некоторых, могут летать. Прежде всего расскажите ребенку о тех приспособлениях для полета, которые имеются у птиц. Почти все птицы имеют крылья. Крыло птицы имеет не плоскую поверхность, а выгнутую, природа специально так устроила, чтобы крыло создавало силу, противодействующую другой силе – силе тяжести. Это обозначает, что поток воздуха, окружающий крыло, должен пройти более длинный путь по верхней части крыла, чем по нижней. Так как нижняя часть крыла является вогнутой, воздушный поток над крылом будет двигаться быстрее, чем под ним. Это создает разное давление над крылом и под ним, тем самым создавая силу, направленную вверх, которая и противодействует силе тяжести. Следующее приспособление для полета – это крылья. Перо – это роговое образование кожи, очень легкое и воздушное.

Благодаря перьям, поверхность тела птицы остается гладким и в полете воздух легко его обтекает. Также с помощью перьев птица может регулировать и изменять направление полета. Перья легко сохраняют тепло, создают слой, который защитит птицу от вредных факторов окружающей среды, от холода, сырости, ветра и перегрева. Кроме того, летать птица может в виду особенностей строения скелета. Кости в скелете птицы срастаются друг с другом, делая его очень жестким. Если в скелете млекопитающих кости позвоночника состоят из отдельных позвонков, образуя цепочку, то в скелете птицы они прочно срастаются друг с другом. Кости птиц тонкие и пористые, за счет чего скелет птиц очень легкий. Когда птица вдыхает воздух, он быстро поступает через бронхиолы в легкие, а оттуда в воздушные мешки. Выдыхая воздух, возвращается из воздушных мешков через легкие, где повторно образуется газообмен. Это двойное дыхание снабжает организм кислородом, что является очень важным при полете. У птицы крупное сердце, и это позволяет крови быстрее циркулировать в сосудах птицы. Большое содержание эритроцитов в крови птицы позволяет больше переносить кислорода, что необходимо во время полета. Сердце птицы сокращается с частотой 1000 ударов в минуту, кроме того, у птиц высокое давление, около 180 мм. рт. ст. , для сравнения давление человека всего 100-120. Благодаря отлично развитой дыхательной и кровеносной системам, птица имеет высокую температуру тела и быстрый обмен веществ. Чтобы получать больше энергии, птица потребляет много пищи, объясните ребенку, почему важно кормить птиц зимой, когда естественной пищи становится мало и ее поиски затруднены. Еще в нервной системе птиц имеется мощный мозжечок, отвечающий за координацию движений, которая необходима в полете.

Но не все птицы летают. Например, пингвины. Это единственная птица, не умеющая летать, но способная плавать. Они живут в основном в воде и их крылья стали похожими на ласты, с помощью которых они плавают. Самая крупная птица в мире тоже не умеет летать. Это страус, для полета он слишком тяжел.

Необходимы огромные крылья, чтобы подняться в воздух с такой массой тела. Вообще птица может летать, если масса ее тела не более 20кг. Некоторые птицы перед полетом разбегаются, например дрофы и куры. Расскажите детям о птицах-рекордсменах. Например, Горный гусь способен пролететь через горы Гималаи на высоте 10 километров, этих птиц видели даже над самой высокой горой в мире – Эверестом. Обладателем самого высокого полета стал гриф Рюппеля, однажды он столкнулся с самолетом на высоте около 11271 метра. Полярная крачка способна преодолеть расстояние в 40000 километров в один конец, а за всю жизнь пролетает, 2, 5 миллиона километров. Птица-долгожитель – большой желтохохлый какаду. Продолжительность его жизни составляет более 80 лет. Ребенку будет интересно узнать, что и у птиц есть свой праздник – 1 апреля. В этот день отмечается международный день птиц. Именно с начала апреля птицы начинают возвращаться с мест своих зимовок. Объясните детям, что птицы, которые в холодные сезоны улетают в теплые края, знают и помнят направление, в котором им нужно лететь, к тому же они способны выбрать самый лучший маршрут. Если ветер попутный, птицы летят очень высоко, где ветер дует еще сильнее. А если ветер встречный, птицы стремятся лететь низко, используя деревья и крупные здания как перекрытие ветру. Совместные прогулки с ребенком – хорошая возможность понаблюдать и расширить знания ребенка об окружающем мире, более того, наблюдая, ребенок сам может найти ответ и объяснение многих интересующих его вещей.

Отвечая на вопросы детей, не стремитесь сделать их полными и исчерпывающими. Ответы должны быть, в первую очередь, краткими, ясными и доступными, содержать в себе определенность ответа. Объясняйте детям, используя простые понятные ему слова. Пусть ваш ответ побудит ребенка к новым наблюдениям и размышлениям, своими ответами воспитывайте в нем тактичность и чуткость. К вопросам ребенка относитесь уважительно, не старайтесь «уходить» от ответа, ведь общение с ребенком на различные темы, разъяснение ему непонятных ему вещей развивает любознательность и кругозор ребенка.

Почему птицы летают

Когда взрослые отвечают на вопросы малыша о природе, людях, обществе и различных вещах, они дают ему все больше знаний и обогащают его понятие о мире, который он пока не до конца понимает. По возможности отвечайте на вопросы откровенно, правдиво и не выдумывайте того, что не существует.

Если ребенок задал вам вопрос, на который трудно ответить, вместе почитайте книгу на данную тему. Это должно вызвать у малыша интерес к изучению чего-либо.

Когда ребенок наблюдает за природой, он часто задумывается: почему птички могут летать, а человек – нет? Как же ему объяснить, почему птицы летают? Если у вас есть энциклопедия о природе, то вы можете ответить на вопрос наглядно. Поэтому подходите к выбору книг тщательно и серьезно. Для знакомства малыша с внешним миром следует подбирать книги с насыщенными картинками.

В мире насчитывается больше 9800 видов птичек. Практически все они могут летать. В первую очередь расскажите малышу об их приспособлениях для полета. Почти у всех птичек есть крылышки. Крыло имеет выгнутую поверхность. Природа так распорядилась, чтобы крылышко создавало силу, которая противодействует силе тяжести. Это значит, что поток воздуха, который окружает крылышко, должен пройти наиболее длинный путь по верхней части крыла, нежели по нижней. Поскольку нижняя часть вогнута, воздушный поток над крылышком будет двигаться гораздо быстрее, чем под ним. Таким образом, над крылышком и под ним создается разное давление. Это создает силу, которая направлена вверх. Она же оказывает противодействие силе тяжести.

Благодаря перышкам поверхность тела птички остается таким же гладким. Воздух легко обтекает его в полете. Также при помощи перышек птичка может изменять и регулировать направление полета. Перья сохраняют тепло, а также создают слой, защищающий птичку от негативных факторов внешней среды, от сырости, холода, перегрева и ветра. Более того, птица может летать благодаря особенностям скелета. Кости в скелете, прочно срастаясь друг с другом, делают его жестким. Они пористые и тонкие. За счет этого скелет птичек легкий. Когда птичка вдыхает воздух, он сразу же поступает в легкие через бронхиолы, а затем – в воздушные мешки. При выдыхании воздуха образуется повторный газообмен. При полете очень важным является то, что организм снабжается двойным дыханием. Поскольку у птичек крупное сердце, кровь быстро циркулирует в сосудах. Достаточное содержание в крови эритроцитов дает возможность переносить больше кислорода, что очень важно при полете. Сердце птички сокращается с частотой около 100 ударов в минуту. Кроме того, у них высокое давление. Благодаря прекрасно развитой кровеносной и дыхательной системам, птичка имеет быстрый обмен веществ. Для того чтобы получать как можно больше энергии, птица по возможности потребляет много пищи. Расскажите малышу, насколько важно кормить зимой птичек. Еще в их нервной системе есть мозжечок, который отвечает за координацию движений.

Не все птицы могут летать. К примеру, пингвины. Они не умеют летать, однако способны плавать. Основную часть времени они проводят в воде. Их крылышки похожи на ласты. Самая крупная птица, страус, тоже не летает, потому что он слишком тяжел для полета. Для того чтобы взлететь с такой большой массой тела, нужны огромные крылья. В принципе, если масса тела не превышает 20 кг, то птица может летать. Некоторым птицам перед полетом нужно разбежаться.

Расскажите малышу о птицах-рекордсменах. К примеру, Горный гусь может пролететь на высоте 10 километров через горы Гималаи. Этих птиц также видели над Эверестом – самой высокой в мире горой. Гриф Рюппеля, столкнувшийся с самолетом на высоте примерно 11271 метра, стал обладателем самого высокого полета. Большой желторотый какаду является птицей-долгожителем. Он живет больше 80 лет. Малышу будет очень интересно узнать, что у птиц тоже есть свой праздник – 1 апреля. Это международный день птиц. С начала апреля птицы начинают прилетать с мест зимовок. Объясните ребенку, что птицы, улетающие в теплые края, хорошо помнят направление. Кроме того, они выбирают наиболее удобный маршрут. Если ветер попутный, то птицы летят высоко, где ветер сильнее дует. Если ветер встречный, они летят низко, используя крупные здания и деревья в качестве перекрытия ветру.

Прогулки с малышом являются хорошей возможностью расширить его знания о внешнем мире. Когда ребенок задает вопросы, ваши ответы должны быть доступными, ясными и краткими. Во время разговоров используйте простые слова, чтобы малышу было понятно.

Вы можете посмотреть комментарии или написать свой.

Как летают птицы?

Что мы знаем о полете птиц? Мы точно знаем лишь то, что они летают. Машут крыльями и летают. Почему же люди, чтобы летать в небе, создают мощные двигатели, безжалостно жгущие тонны керосина и создающие огромную тягу? Мощных двигателей у птиц нет — так почему они могут летать так долго, далеко и быстро?

Первые птицы появились в начале Юрского периода, примерно 150 млн. лет назад. Между первой пра-птицей археоптериксом и современными орлами или дроздами — огромная дистанция, около 150 миллионов лет эволюции, когда выживали самые приспособленные.

Те же перелетные птицы — например, гуси, — когда осенью улетают на юг, а весной возвращаются на север, пересекают за один дневной перелет большие расстояния, летят выше гор в тех местах, где их путь преграждают горы. Какой самолет способен вот так лететь часами и сутками без единой посадки? А ведь ни одна птица не достигает мощностей в те самые сотни и тысячи лошадиных сил, как есть в двигателях самолетов.

Кажется, будто птицы летят просто и легко. Машут крыльями вверх-вниз и все. На заре воздухоплавания люди примерно так и полагали. Увы, первые орнитоптеры (они же махолеты, птицекрылы и так далее) либо не полетели, либо разбились в первом же тестовом полете.

Орнитоптеры (сначала модели) люди создавали с XIX века. Маленькие модели могли недолго порхать. А вот когда попробовали сделать орнитоптер в размер человека — он не полетел. Ни в веке XIX, ни в веке XX. И в будущем вряд ли когда полетит. По крайней мере, пока мы досконально не разберемся, как это делают птицы. Орнитоптер Эдварда Фроста из ивы, шёлка и перьев, 1902 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Мы думаем, что птицы машут крыльями вверх-вниз, и ошибаемся. При съемке полета птицы на скоростную камеру можно заметить, что крылья совершают очень сложное движение: не только вверх-вниз, но и вперед-назад — и еще есть несколько составляющих. Крылья в полете при взмахе меняют положение так, как будто загребают воздух.

Кроме этого, мы знаем, но не придаем этому должного значения, что для полета еще очень важны перья птицы. Когда в середине прошлого века специалисты по орнитологии попробовали к крыльям голубя снизу к перьям приклеить папиросную бумагу, голубь еле взлетел и тут же, опустившись на поверхность, немедленно расклевал бумагу, мешавшую перьям выполнять свою функцию в полете. Функцию, о которой мы пока лишь догадываемся, ибо этот опыт показал, что потоки воздуха, проскальзывающие через щели между перьями, тоже дают добавку и к тяге, и к подъемной силе крыла.

Крылья птиц имеют эластично-упругую структуру. Благодаря этому во время взмаха они меняют свой профиль — так, чтобы, с одной стороны, увеличивалась подъемная сила, а с другой стороны, крылья при взмахах сначала аккумулируют силу, а затем отдают ее при следующем взмахе. Перья при взмахах немного закручиваются, так что Жуковский, изучавший особенности полета птиц, назвал их «крылатым пропеллером».

Хвостовое оперение парящей птицы действует подобно выдвижному закрылку, оно при планировании увеличивает подъемную силу, облегчая птице ее полет. А почти прямоугольные перья таких птиц, как аист или коршун, в зависимости от угла, под которым птицы их устанавливают, могут создавать не только подъемную силу, но и тягу. И благодаря структуре своих крыльев эти птицы могут парить в восходящих термических потоках (например, от согретых солнцем распаханных полей) или в вертикальных потоках ветра у склонов гор.

Были проведены вычисления подъемной силы и тяги машущего крыла, копии голубиного, и выяснилось, что потребность в мощности движителя — в несколько раз меньше, нежели у самолета с пропеллером. Одна беда — мы лишь примерно знаем, «как» должно быть устроено такое искусственное «голубиное» крыло. Для реализации пусть не самолета-орнитоптера, но хотя бы «махоциклета» необходимы многочисленные опыты, чтобы методом проб и ошибок установить, из чего именно должны быть созданы искусственные перья, как именно их надо крепить к крыльям, какими должны быть эти крылья и как должно организовываться сложнейшее движение крыла вверх-вниз, плюс круговое с изменением формы крыла для лучшей тяги и подъемной силы.

Уже в 1960-е годы энтузиасты МАИ пытались построить «махоциклет». Он не летал, как самолет, но мог недалеко и невысоко «подлетывать», пока у энтузиастов было время на опыты. До серийного изделия эту идею пока довести не сумели. Хотя по расчетам, если крыло выполнить максимально близко к реальному крылу птицы, должна получиться машина энергетически вдвое более эффективная, чем самолеты, и в 7 раз, если сравнивать с вертолетами. Ортоптер Джеймса Делориера до установки на него реактивного двигателя, 2004 г.
Фото: IsaacMao, ru.wikipedia.org

Увы, дешевизна авиационного керосина и простота конструкции самолетов обеспечили им преимущество перед орнитоптерами. Ведь пока что мы даже не знаем, как именно для них должно быть сконструировано машущее крыло. Уж больно красиво и сложно природа создала птичьи крылья — нам пока не дано понять, в чем там секрет.

Почему птицы летают?

Моей дочурке 4 годика, и она находится на интересном этапе своего развития, который называется «почемучки». В течение дня я слышу множество разных вопросов от нее. И мне приходится спокойно и на доступном для нее языке объяснять, казалось бы, элементарные вещи. Одним из таких «почему» был вопрос о том, как летают птицы, ответом на который я поделюсь и с вами.

Все ли птицы могут летать

Прежде всего, способность разных видов птиц к полету обусловлена строением их тела. Наличие крыльев и перьев еще не говорит о том, что эта птица может взлететь.

В основном, нелетающие птицы обладают большим весом, или у них отсутствует киль. Именно на киле расположены грудные мышцы, благодаря которым птицы делают движения крыльями. К бескилевым и тяжеловесным птицам относятся страусы, эму, казуары, нанду и пингвины. Такие птицы как киви, тристанский пастушок и какапо также утратили способность летать из-за маленького размера крыльев и тела.

Для чего птицам крылья и перья

Наличие крыльев является самым важным атрибутом птицы для полета. А их выгнутая форма способствует увеличению подъемной силы и снижению силы тяжести.

Благодаря оперению тело птицы становится более обтекаемым и не оказывает сопротивления потоку воздуха, что позволяет ей находится в полете. Перья выполняют множество и других функций:

  • защищают от холода;
  • создают подъемную силу и тягу;
  • задают направление полета;
  • контролируют процесс теплообмена.

Что еще помогает птицам совершать полет

Большинство костей птиц внутри полые, в отличие от человеческих, что значительно облегчает их скелет. Большая часть мышц сосредоточена в грудном отделе для поднятия крыльев, а ближе к ногам расположены одни сухожилия. Температура тела птиц составляет где-то 42°С, что говорит о высоком развитии дыхательной и кровеносной систем. Способность птиц к двойному дыханию и насыщение крови большим количеством кислорода позволяет совершать полет. Полет требует больших энергетических затрат, которые нужно постоянно пополнять едой. Так что, не забывайте подкармливать наших птичек, особенно, зимой.

Друзья, вы часто спрашиваете, поэтому напоминаем!

Авиабилеты — сравнить цены от всех авиакомпаний и агентств можно тут!

Отели — не забываем проверять цены от всех сайтов бронирования! Не переплачивайте. Это тут!

Аренда авто — тоже агрегация цен от всех прокатчиков, все в одном месте, идем сюда!

Как птицы летают и не падают, меня интересовало с самого детства. А сейчас вот настала очередь моей дочки, которая спросила меня о том, почему птицы летают, а люди — нет.

Как летают птицы

Птичьи крылья — это одно из выдающихся «изобретений» матушки-природы, над изучением которого бьются сотни биологов, но так и не могут полностью отследить траекторию движения крыльев в полете. Ведь полет птиц противоречит всем законом аэродинамики. Чудеса, да и только!

Однако, кое-что им все таки удалось выяснить. Помогают птицам взлетать и парить в воздухе:

  • особое строение крыла;
  • тонкие кости;
  • мощная грудная клетка.

Если проследить за процессом эволюции птиц, то можно увидеть, что их громоздкие предки почти не летали, так как имели огромный вес и тяжелые кости (динозавры, ящерицы и другие рептилии).

Сейчас же внутренние органы и кости птиц очень легкие относительно общего веса. Например, фрегат весит 120 грамм, при том, что размах его крыльев достигает двух метров.

Движение крыла в полете

Крылья птиц полностью состоят из легких перьев, которые являются очень гибкими и крепкими. Во время полета птица не только машет крыльями вверх-вниз, но и загибает их в разные стороны (на подобие того, как водитель крутит руль автомобиля).

Двигаться крыльям помогает мускулатура грудной клетки, которая, в свою очередь, контролируется центральной нервной системой. Задаёт команду движениям крупный мозжечок в птичьей голове.

Во время взлета воздух равномерно обтекает контуры крыла, а при взмахе образуется поступательное движение.

В момент поворота крыло поворачивается так, чтобы создалось сопротивление с той стороны, куда надо повернуть. Все это занимает доли секунды.

Кончики перьев — это своеобразный чувствительный датчик, который указывает хозяйке крыльев, когда пора замедлиться (или, наоборот – ускориться).

Правильно используя перья на крыльях, птица может парить долгое время безо всяких движений. Грифы, например, выпрямляют жесткие перья и складывают их в своеобразный веер.

Когда я вижу птиц, парящих в небе, всегда поражаюсь: «Как им удается удерживаться в воздухе?». Ведь известно, что существует сила гравитации, которая, по идее, должна тянуть их вниз. Тогда в чем же их особенность?

Что дает птицам возможность летать

Полет — сложный процесс. Безусловно, главным его механизмом являются крылья. Они устроены у птиц так, что способны создавать подъемную силу, которая, в свою очередь, противостоит силе тяготения. Эта сила возникает при ударе ветра в крыло. Но что делают птицы, если ветра нет?

Они активно машут крыльями, тем самым создавая поток воздуха, который и поднимает их над землей. Это самый важный этап взлёта, благодаря которому, улетев ввысь, птица может парить, не совершая движения крыльев.

Конечно, кроме крыльев роль играет и мускулатура, и скелет, и внутренние органы. Чтобы птице было проще подниматься в воздух, она должна быть максимально легкой. По этой причине её кости заполнены воздухом. Также короткий кишечник способствует быстрому выведению пищи, что облегчает вес птицы.

Почему птицы летают клином

Если о причинах летного процесса ещё хоть как-то можно догадаться, то как объяснить, почему большинство крупных птиц летают клином? Поразительно, как синхронно и слаженно они это делают.

Как оказалось, они выбирают такое построение для того, чтобы сэкономить энергию. Первая птица задает поток воздуха, а последующие, грубо говоря, пользуются этим — подхватывают этот поток и благодаря синхронным движениям, облегчают себе полет.

Какие птицы не летают

Итак, что необходимо птице для полета:

  • Небольшая масса тела.
  • Развитая мускулатура.
  • Крылья и вес должны быть соразмерны.

Не все птицы обладают всеми этими качествами, соответственно, возможности летать они лишены. Например, под последний пункт ну уж никак не подпадают пингвины и страусы.

Есть птицы, которые перестали летать в процессе эволюции из-за того, что пропала потребность. Им не от кого было улетать, враги в окружающей природе отсутствовали. Теперь они на грани вымирания. Среди них, например, птичка киви.

Люди умеют делать практически всё, но есть то, что нам ещё не дано. Мы не умеем летать, как птицы. Да, мы можем совершить полёт на самолёте или вертолёте, но нам не дано сделать это при помощи взмаха наших рук. В последнее время я часто задумываюсь над тем, почему птицы летают. Изучив разную информацию, я поняла, что человеку это не доступно, как бы мы этого не хотели. И дело даже не в отсутствии крыльев.

Почему птицы летают

Я всегда знала, что птицам помогают летать именно крылья, но оказалось, что не только они. Ещё важную роль играют:

  • перья;
  • скелет;
  • мускулатура;
  • температура тела;
  • сердце.

У птиц есть то, что даёт им возможность летать — крылья выгнутой формы, что позволяет создать силу, которая оказывает сопротивление силе тяжести. Когда птица машет крылом, то давление начинает уменьшаться, а скорость воздуха увеличивается. Именно эта разница даёт пернатому возможность подниматься в воздух.

Перья — это роговые образования, придающие телу форму, которая характеризуется гладкостью и обтекаемостью. Есть перья, регулирующие курс полёта. Они называются «рулевыми».

У пернатых особенный скелет и мускулатура, что тоже имеет влияние на способность к полёту. Скелет характеризуется прочностью и лёгкостью, что способствует поднятию в воздух и сопротивлению окружающей среде. Некоторые кости имеют воздухоносные полости, что придаёт им лёгкости.

На грудине птицы имеется киль, где закрепляются грудные мышцы, которые приводят крылья в движение. На туловище располагаются мышцы, двигающие конечности, которые в свою очередь имеют сухожилия. Тонкие и лёгкие лапы способствуют уменьшению сопротивления воздуха при полёте.

Особенности организма птиц

Пернатый должен быть сильным, чтобы лететь с большой скоростью, преодолевая огромные расстояния. Чем чаще птица летает, тем выносливее её сердце. Оно может сокращаться около 1000 раз в минуту, что заставляет кровь циркулировать быстрее.

Благодаря наличию повышенной температуры тела (40-42 градуса), повышается быстрота сокращения мышц, что приводит к увеличению скорости полёта.

Читайте также:  Как выбрать ювелирные украшения для вашей малышки
Ссылка на основную публикацию