Персонализированные сказки – что это за сказки. В чем их плюсы и отличия от обычных сказок

В чем особенность персонализированных сказок?

Сказки входят в жизнь с самого раннего детства, ведь детство — это тот единственный период в жизни человека, когда он безраздельно верит в чудеса.

Сначала это будут самые простые сказки — про Колобка, Курочку Рябу, Теремок, Репку и Трех поросят. Затем придет очередь Золушки и Дюймовочки, Винни Пуха и Карлсона, Снежной королевы и Белоснежки. Сказочные персонажи понятны и интересны малышу. Сказка способна завладеть вниманием ребёнка, стимулировать его воображение, помочь разобраться в своих мыслях и понять себя, свои эмоции и желания.

Ещё наши предки свой жизненный опыт передавали с помощью сказок, прививая своим детям такие бесценные качества, как доброта и отзывчивость, смелость и бескорыстие. В любой сказке изначально заложен урок, который преподносится в виде волшебной истории. Сначала ребенка захватывает интересный сюжет и сказочные персонажи. Но со временем малыш обязательно сделает вывод из прочитанной сказки.

Сказки существуют уже не одну тысячу лет. Они также как человечество, изменяются и развиваются на протяжении всего времени. Кроме обычных, привычных нам, сказок, сегодня существуют сказки персонализированные, то есть написанные для конкретного ребёнка. Отличаются от обычных они тем, что главный герой — это не вымышленный, несуществующий персонаж, а реальный ребёнок. Малыш понимает, что рассказ именно о нём, видит, что герой сказки наделён такими же качествами и чертами, как и он. Сказочный персонаж проживает в том же городе, его окружают те же люди, что и самого малыша. Вместе с ребёнком, героями сказки являются его близкие — мама и папа, бабушки и дедушки, братья и сестры, домашние животные и любимые игрушки.

В персонализированной сказке главный герой или героиня сталкиваются с такими же сложностями, попадают в те же ситуации, как и ребенок в реальной жизни. Сказочный персонаж преодолевает препятствия, побеждает свои страхи, заботится о близких, ценит дружбу, помогает слабым. Неудивительно, что ребёнок, понимая, что герой очень смелый, добрый и сильный, будет стараться подражать ему в реальной жизни.

Многие родители пользуются сказкотерапией и персонализированными сказками при решении конфликтных ситуаций в жизни своих детей.

Все мы сталкиваемся с тем, что недостаточно много раз сказать ребенку: «Не играй со спичками, не разговаривай с незнакомыми людьми, не обижай младших». Намного проще и разумней донести эти истины до сознания ребенка с помощью сказки.
Персонализированная сказка, несомненно, станет незаменимым помощником родителям в воспитании своего малыша. Читая сказку, вы не просто развлекаете ребёнка, вы помогаете ему разобраться в себе. Именно при помощи сказок можно затронуть проблемы конкретного ребенка и мягко подтолкнуть его к правильному решению. Ведь часто детям трудно открыто говорить о своих тревогах: они боятся насмешек, стыдятся или просто не могут описать свои чувства. Слушая сказку, ребенок чувствует себя в безопасности, понимает, что он не одинок в своих страхах и переживаниях. Сказки вселяют в ребенка надежду, подсказывают, что из любой ситуации можно найти выход.

Дорогие родители, а что, если вместо чтения скучных нотаций и длинных нравоучений, приглушить свет, сесть рядом с ребенком и поговорить с ним на языке сказки?
Ведь издавна сказки являются самым эффективным средством общения с детьми. Сказка поможет вам найти общий язык с вашим малышом и установить тонкую, но очень прочную нить взаимопонимания.

С помощью персонализированной сказки, вы сможете помочь пока еще маленькому человечку поверить в свои силы и справиться со страхами. Ведь в сказке ребенок в роли главного героя совершает подвиги, преодолевает все преграды и в конце обязательно чувствует себя победителем. В дальнейшем это поможет подросшему малышу найти достойный выход из любой сложной жизненной ситуации.

А если после прочтения сказки Вы вместе обсудите ее сюжет, то наверняка узнаете о своем ребенке много нового и интересного.

Персонализированные сказки – что это за сказки. В чем их плюсы и отличия от обычных сказок

Раньше я уже писала о такой услуге,как создание книги сказок под конкретного ребенка, персонализированных сказок. Я тогда просмотрела материалы на сайте производителя, заказала пробную сказку (кстати, это бесплатно и вы также можете это сделать прямо сейчас :

И в конце концов я пришла к выводу,что дешевле сделать такую книгу самому, да и результат будет лучше . Но! Прошло время, подрос сын,у меня наконец-то дошли руки до воплощения этой идеи: сделать для ребенка книгу персонализированных сказок самой. К тому же родилась младшая сестричка и я хотела с помощью сказкотерапии обыграть некоторые моменты в поведении старшего.

Я взялась за работу с энтузиазмом. В итоге что-то получилось, но не книга, а 2 сказки,и не совсем так, как я хотела. И сейчас я не так уж уверена, что делать книгу самому проще и лучше. Тем более ,что производители Персонализированных сказок значительно расширили ассортимент (у них теперь есть книги для деток 0-1 год, 1-3 года, 3-5 лет,а также книги со стихами на украинском и русском языках) и снизили цену. К тому же сейчас они предлагают настоящую зимнюю сказку – новогодний подарок. лучше заказывайте сейчас, пока нет ажиотажа. И если вам быстро нужна красивая интересная книга на подарок, я бы однозначно советовала – заказать.
А теперь подробнее опишу, как я делала персонализированные сказки для своего ребенка и плюсы и минусы каждого подхода – делать самому или заказать.

Делаем персонализированную сказку сами.

Наверное, если взять готовую сказку (к примеру, ту же Красную Шапочку или Дюймовочку), найти в инете готовые иллюстрации к ней и вставить туда фото дочки – получится быстрее и красивее.
Пункт 3. Цветного принтера у меня нет, но он есть сейчас на каждом углу, благо это не проблема. За 15 минут напечатали мои произведения. Там же можно было сделать и приличный переплет, но я засомневалась, что сказки понравятся, тем более что их было-то всего 2, пожалела денег и переплет не сделала, а просто скрепила степлером.
Вот и вся технология домашних персонализированных сказок.
А теперь – выводы :

Персонализированные сказки, сделанные вручную мамой

Плюсы

  1. Высокий уровень персонализации: можно заточить сюжеты именно под вашего ребенка, обыграть любую ситуацию и поведение
  2. есть возможность вставить любое количество ваших фото и рисунков, рисунки и поделки ребенка, его друзей, его любимый велосипед или плюшевого мишку итд . (в профессиональные сказки также можно все это вставить, но количество и сюжет фоток там все же ограничен)
  3. это значительно дешевле. Не считая затрат на распечатку и переплет – даром. Ваше время и силы не считаем тоже 🙂

Минусы

  1. Создание такой книги занимает очень много времени. Если вы, конечно,не профессиональный писатель и фотохудожник
  2. опять же, если вы не фотохудожник – качество иллюстраций будет не ахти.

А тем более, если вы не ближайший родственник и у вас нет достаточно материала о ребенке, а хочется сделать подарок-сюрприз, по-моему, лучше заказать готовую книгу сказок. У нее тоже есть свои плюсы-минусы. О них сейчас и поговорим.

Профессиональные персонализированные сказки

Начнем с минусов

  1. Цена немаленькая . Но, напоминаю, сейчас у производителей акция и дают 50% скидки (код для скидки 50NG6705).
  2. Вы не можете быть уверены, что сказки ребенку понравятся. Собственно, вы ни с одним подарком в этом не можете быть уверены .

Плюсы

  1. Вам не нужно тратить время и напрягать фантазию.
  2. Вы получите настоящую книгу, в хорошем переплете, с хорошо подогнанными картинками с участием ребенка.
  3. Вы контролируете процесс составления и тесно общаетесь с оператором для выяснения разных мелочей в книге.

Вот и все 🙂

Заказать книги вы можете на сайте СказкиПро.

Персонализированные сказки

В продолжении общения о книгах, которое было здесь , сегодня хочу поговорить о персонализированных сказках.

Детство каждого из нас неразрывно связано со сказками. Возможно, при мысли о сказках в вашей голове даже возникает образ той самой любимой книжки, появление которой в руках мамы вы так нетерпеливо ждали. С давних времен люди передавали свой жизненный опыт посредством сказок, и до сих пор мы пытаемся привить самые лучшие качества детям, используя волшебные истории. Каждый родитель относится к выбору сказки ответственно. Ведь малыша должна завлечь история, а ни в коем случае не напугать.

Тем не менее, малыши не всегда понимают мораль сказки, их чаще заинтересовывает сюжетная линия, волшебство и приключения. В таком случае на помощь приходят сказки персонализированные. Что это, и зачем они нужны, разберемся далее.

Все началось с того, что, по традиции, у нас в семье старшего сына укладываю спать я, поэтому регулярно перед сном он просит почитать ему какие-то сказки, книжки. Я обычно подходил к шкафу, брал какую-то книжку и читал. А в этот раз мне попалась книга, которая называется «Как воспитать ребенка лидером».+

Детскую литературу у нас заказывает, в основном, жена, поэтому я за этим не особо слежу, просто обычно подхожу к шкафу и беру что-то интересное. Меня эта книга очень заинтересовала. Причем, здесь написано «Персонализированные сказки для воспитания лидерства».

Я открыл эту книгу и первые страниц 20-30 идет описание самой методики, почему именно персонализированные, в чем смысл. И там объясняется так, что сегодня дети, как и всегда, устали от этих родительских нотаций, от того, что мы постоянно пытаемся их чему-то научить, постоянно упрекаем, постоянно пытаемся донести какую-то идею, мораль читаем, нотации. Они от всего этого устали, и большинство детей не воспринимает такие нотации, такие насильственные методы воспитания — они работают плохо.

Отличия от обычных сказок

Персонализированная сказка отличается от обычной тем, что рассказ ведется о конкретном ребенке. Малыш сразу узнает себя в сказке, ведь главное действующее лицо имеет такие же качества, живет в таком же доме с мамой, папой, сестренкой и кошкой. В сказке участвуют друзья малыша и его близкие. В таких сказках может использоваться настоящее имя ребенка и родных ему людей, а может и вымышленное, но со всеми характеризующими жизнь чада качествами и ситуациями.

Читайте также:  Дети в семье конкурируют: как мудро решить проблему

Персонализированные истории заменят вам длинные нравоучения, которых дети всячески пытаются избежать. Малышу нравиться чувствовать себя героем, защитником и победителем. Он всегда знает, что все будет хорошо, выход будет найден, а он останется на высоте.

Подобные сказки, придуманные известнейшим психологом Шалвой Амонашвили, появились еще в далеком 1982 году. Уже тогда ученый доказал, что с помощью сказок можно корректировать развитие, восприятие ребенка, участвовать в формировании его личности. А к чему, как ни к этому, стремятся добросовестные родители.

Когда читать?

Если рассматривать самый подходящий возраст для персонализированных сказок, это то время, когда ваш ребенок осознает себя, свои действия, их последствия, понимает разницу между «хорошо» и «плохо», «добро» и «зло». У каждого крохи этот момент наступает в разное время, поэтому вы сами определите, когда ваш малыш сможет правильно воспринимать волшебные истории с собственным участием.

Терапия и психокоррекция

Персонализированные сказки можно использовать в качестве коррекции поведения ребенка, побороть его страхи и фобии. Вместо долгих воспитательных речей, малыш может послушать сказку, в которой герой, очень похожий на него самого, сталкивается с такой же проблемной ситуацией и с честью из нее выходит. Капризному малышу можно рассказать о том, к чему привели капризы ребенка из сказки, и как хорошо стало всем, когда он исправился. Стеснительного и замкнутого ребенка сделайте героем, рыцарем, пусть он победит зло, осознает силу и храбрость. Сказка может помочь малышу найти выход из ситуаций, в которых он сам не может разобраться в реальности.

Сочиняем сказку

Даже если вы не обладаете талантом сочинительства, придумать персонализированную сказку не так сложно. Главное – придерживаться определенного «сказочного» плана.

Итак, начните со стандартного «жили-были», опишите персонажа (мы рассмотрели выше, какими они могут быть в соответствии с возрастом ребенка), место жительства, характер, привычки главных действующих лиц. Как они встретились.

Что случилось. Опишите ситуацию (выбирайте такую, которая волнует вас и малыша, свяжите ее с той чертой характера, которую хотите изменить в малыше).

Последствия. Придумайте результат действий героя и его друзей. Он может быть негативным, в случае с плохим поведением или отрицательными чертами персонажей.

Чем дело закончилось. Опишите, как герои справились с проблемой, ситуацией. Помните, что персонажи обязательно должны найти выход, прийти к логическому результату.

Вывод. Помогите малышу осознать мораль истории, мягко намекните, что герой сделал неправильно, а где поступил как следует.

Персонализированные сказки: сказкотерапия для детей

Добавить в закладки

При слове «сказка» первая ассоциация, которая возникает у любого человека, это детство. Действительно, детство и сказка неразрывно связаны друг с другом. С самых первых дней родители, укладывая дочку или сына спать, напевают колыбельные и рассказывают детские сказки. Сказка – лучшее средство заинтересовать маленького человечка, успокоить его, заставить задуматься, помочь осознать окружающий мир и исследовать его. Сказка, как мало что еще, развивает фантазию и будит творческие способности.

Познание мира и себя в этом мире связаны для ребенка с множеством открытий, неожиданных приключений и находок. Именно сказочные истории, в которых заключен жизненный опыт старших поколений, помогают ребенку понять законы, по которым существует действительность. Зачастую ребенок задает такие вопросы, что взрослые испытывают растерянность и не могут правильно объяснить причины происходящих вокруг явлений, донести до ребенка идею о добре и зле, хорошем и плохом, справедливом и несправедливом. Тогда на помощь приходят сказки для детей. Ребенок следит за событиями, происходящими в жизни главных героев сказок, переживая сказочные ситуации с живым участием и непосредственностью, на которую способны только дети. Мозаика собственной картины мира ребенка складывается в немалой степени благодаря богатому языку сказок и волшебству сказочных ситуаций. И только повзрослев, он осознает, какое влияние на его духовный рост оказали сказки, услышанные им в детстве.

Именно поэтому сказка нашла широкое применение в психотерапии, и, кстати, не только детской. Психотерапевтические сказки широко применяются и для решения проблем, возникающих у взрослых людей. Существует даже специальный термин – «сказкотерапия». Разные специалисты по-разному трактуют понятие сказкотерапии: кто-то подразумевает под ним лечение сказками, кто-то – способ психологической коррекции особенностей характера, или способ, помогающий выявить проблему и решить ее с помощью сказочных историй, моделирующих ситуации действительности. Но все сходятся в одном: основная задача сказкотерапии – объединение самых эффективных психологических приемов и техник в рамках сказочной формы. Это метод достаточно новый, но очень эффективный, и поэтому весьма популярный среди психологов.

Сказкотерапия помогает решить множество проблем, связанных с интеграцией личности в социальное общество, обнаружением и последующим развитием творческих способностей, адаптацией в условиях перенесенных психотравмирующих ситуаций. Также сказкотерапия широко применяется при обучении и коррекции нежелательного поведения детей. Такая коррекция не предполагает авторитарности и психического насилия в процессе воспитания ребенка с проблемами в поведении. Сказкотерапия абсолютно исключает любое директивное изменение негативного поведения, вместо этого предлагая ребенку широкий спектр альтернативных реакций на ситуации, в которых он привык действовать определенным образом. То есть, сказка дает такому ребенку понять, что существуют и другие модели поведения, и в разных ситуациях можно применять ту или иную. Слушая сказку, ребенок примеряет эти модели на себя, расширяет арсенал поведенческих реакций, становится более адаптированным к окружающей действительности, более гибко действует в процессе взаимодействия с окружающими людьми.

Еще большим дидактическим, воспитательным и психотерапевтическим эффектом обладают так называемые персонализированные сказки. Такие сказки отличаются от обычных своим главным героем: в персонализированной сказке в роли главного героя выступает конкретный ребенок. В персонализированную сказку можно превратить любую жизненную ситуацию, а действующие лица, окружающие ребенка-главного героя, будут слушателю поразительно знакомы: бабушки, дедушки, мамы и папы, соседские мальчишки, товарищи по школе или детскому саду, любимые домашние животные. Главный герой персонализированной сказки окружен теми же людьми, что окружают ребенка в действительности, живет в том же городе, где ребенок, имеет такой же характер и привычки. Сталкиваясь с теми же ситуациями, в каких оказывается ребенок в реальной жизни, главный герой преодолевает трудности, побеждает страхи и неуверенность в себе, решает свои детские проблемы. Надо заметить, что детям быть главными героями ужасно нравится, и сказки с собой в главной роли они могут слушать бесконечно.

Однако такие сказки нужны не только для развлечения: персонализированные сказки – поразительно эффективный воспитательный инструмент. Об этом интуитивно догадывается каждый родитель – все мамы и папы время от времени рассказывают своим детям такие сказки собственного сочинения. Персонализированная сказка помогает ребенку понять себя, подсказывает, как поступить в той или иной ситуации, учит понимать, что такое хорошо и плохо. Скучные нравоучения никогда не достигнут такого эффекта, который можно получить, рассказав ребенку сказку про него самого. Детские проблемы иногда кажутся взрослым людям слишком мелкими, смешными и незначительными, но для ребенка-то эти проблемы глобальны. Если ребенок боится темноты, поссорился с другом, переживает по поводу развода родителей, испытывает затруднения при взаимодействии с внешним миром, персонализированные сказки могут стать отличным помощником и родителям, и психологам при работе с таким ребенком.

Рекомендуем прочесть книгу “Психотерапевтические сказки и игры” или отдельные сказки из неё. Очень интересно!!

Сказкотерапия: теория и практическое применение

Как работает сказкотерапия?

Сказкотерапия призвана помочь ребенку сконцентрироваться на некой проблеме, показать пути ее решения, не давая при этом жестких рекомендаций. В каждой истории проигрывается определенная ситуация, которая возникла в жизни ребенка, персонажи рассказа обладают характеристиками реально существующих людей, а у возникшего конфликта всегда есть логичное разрешение. Сказкотерапия налаживает связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, переносит книжные, волшебные смыслы в реальность. Основной принцип метода — духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его душе.

Сказка не только учит, но и лечит.

Cказкотерапия в садике и дома

Очень полезно коллективное сочинение сказок. Для маленьких детей это упражнение на взаимодействие, для подростков — способ понять себя и своих сверстников. Еще на примере совместно созданной сказки можно понять, кто какие роли исполняет в коллективе.

Родителям сочинять вместе с ребенком полезно, потому что в такие моменты вы начинаете говорить общим языком, можете узнать скрытые мысли и желания малыша. Пряча их за символами и метафорами, юный сказочник внутренне освобождается, а заботливый и внимательный родитель может разгадать желания и подсознательные стремления ребенка.

Сказка стимулирует творческое мышление и развивает чувство юмора у родителей и детей. А изображая волшебных героев на бумаге или из пластилина, ребенок отрабатывает навыки лепки, письма и рисования, развивает усидчивость и внимательность.

Какие бывают сказки?

Все сказочные истории можно условно разделить на четыре группы по проблемам, которые в них поднимаются:

Трудности в общении. В сказке проигрываются конфликты, обиды, разногласия, которые возникают у ребенка во дворе, в школе, в детском саду, в кругу семьи.

Внутренние переживания. Возникает эффект волшебного зеркала, которое позволяет внимательно рассмотреть свой пока еще непознанный внутренний мир, нивелировать возникающие противоречия, комплексы, ответить на вопрос «что во мне не так?»

Страхи. Родителям важно знать, чего боится их ребенок и главное, как он этого боится. Если страх тормозит развитие, забирает эмоциональные силы, становится непреодолимым препятствием для личного роста, значит, ребенку нужна помощь.

Возрастные трудности. В каждом возрасте есть свои критические моменты, связанные с осознанием ребенком своей новой роли. Например, принятие себя как самостоятельной личности в дошкольном возрасте, или проблемы, связанные с учебой, в младшем школьном возрасте. Все это можно проговорить при помощи сказки.

Виды сказок в сказкотерапии:

Художественные сказки. Сюжеты, наиболее приближенные к обычному фольклору, универсальны и редко адаптируются под конкретного ребёнка. В основном они используются в качестве поддерживающей терапии и не применяются для корректировки более серьезных проблем. Главным принципом художественных сказок является «не навреди».

Психокоррекционные сказки. Подразумевают мягкую коррекцию некоторых черт характера и поведения. Часто используются для детей с гиперактивностью и агрессивными проявлениями. Эти сказки обязательно должны быть проработаны психологом индивидуально.

Психотерапевтические сказки. Применяются при работе с детьми от 3-х до 8-ми лет после поверхностного изучения проблем ребёнка. Именно психотерапевтические сказки являются основным инструментом корректировки страхов и фобий.

Есть и универсальные психотерапевтические сказки, которые могут применяться без адаптации психологом под конкретного ребёнка. В этом случае фактором, повышающим эффективность сказки, является персонализация: главным героем сказки является сам ребёнок. Обычно используются готовые сборники терапевтических сказок по наиболее частым проблемам (боязнь темноты, жадность и др.).

Медитативные сказки. Отличаются отсутствием конфликтов и злых героев. Они разработаны для расслабления после психологической загруженности. Являются самым сложным типом в сказкотерапии, потому что не нацелены на решение конкретной проблемы. Медитативные сказки часто рассказываются в формате диалога с ребёнком, что помогает рассказчику-психологу менять сюжет, опираясь на явные или скрытые потребности малыша.

Дидактические сказки. Часто используются для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Их назначение — научить ребёнка в интерактивной форме чему-то новому. Применяются в начальной школе как часть учебной программы. С помощью такой сказки можно проработать с ребенком ту или иную ситуацию, модель поведения, систему поиска решения.

Для детей и взрослых

Сказкотерапию применяют в детских садах, школах и реабилитационных центрах. На основе сказкотерапии создаются сборники терапевтических персонализированных сказок. Сказкой лечат у детей различные страхи, излишнюю агрессивность, лень, гиперактивность, нежелание ходить в детский сад, нервные тики, страхи, энурез и анорексию.

Сказкотерапия решает конфликты с родителями, нивелирует трудности контакта, сложности в учебе, агрессивность во взаимоотношениях, чувство неполноценности, одиночество, неуверенность в себе.

Но сказкотерапия полезна не только детям. Вспомните любимую волшебную историю из детства, расскажите ее самому себе, улыбнитесь, закройте глаза, расслабьтесь. Чувствуете? Вот как работает сказкотерапия. Недаром сказкотерапевты советуют носить с собой карманную книжечку с любимой сказкой. Ведь как хорошо после тяжелого рабочего дня почитать добрую, проверенную временем сказку. Пусть даже это будет «Колобок».

«О чем эта сказка?», — спросите вы. Она учит тому, что у каждого в этом мире свое предназначение, и показывает, что может случиться, когда мы отказываемся от своего пути.

Во всех сказках видна диалектика мира: без зла не может быть добра, и наоборот. Это учит очень важной вещи — воспринимать мир таким, каков он есть.

Язык сказок открывает путь наглядно-образного и наглядно-действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно любым возрастным психическим особенностям.

Сказкотерапия в логопедии и дефектологии

Элементы сказкотерапии можно использовать в играх и упражнениях, направленных на:

формирование сенсорных представлений с опорой на различные модели восприятия (зрительные, тактильные);

развитие общих речевых навыков; развитие слухового внимания; развитие словообразования;

тренировку употребления родительного падежа;

формирование простых фраз (например, игры с установленной целью для детей; с повышением/понижением силы голоса).

Очень нелегко автоматизируются звуки даже у детей с крепкой нервной системой, мало чувствительных, не проявляющих особого интереса к тому, что их окружает. Им как бы безразлично, какое у них произношение. А отсутствие желания означает и отсутствие сознательного контроля. У таких детей может и не быть сложностей с постановкой звуков, их начальной автоматизацией, но введение звуков в спонтанную речь – порой сложная задача и для логопеда, и для самого ребенка.

Решить проблему можно с помощью «сказки для автоматизации звуков», которые относятся к разряду логопедических. В логопедической работе все новые технологии можно удачно сочетать с приемами сказкотерапии, где решаются коррекционные задачи по развитию всех компонентов речи.

Сказка — эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми.

В этих и многих других случаях сказка вводится как ненавязчивое средство выявить «больное место» слушателя, продемонстрировать ему новые способы взаимодействия с реальностью, пути выхода из сложившейся сложной ситуации, показать другую сторону происходящего.

Сказкотерапия в психологии

Психологи применяют терапевтические сказки для работы в трех направлениях:

Диагностика, то есть определение главных жизненных сценариев человека, особенностей поведения и восприятия мира, способностей, талантов.

Собственно терапия — решение психологических проблем, закрепление новых моделей поведения, реакций.

Прогностика — помощь в осознании влияния поведения в настоящем на будущие события жизни.

Метод сказкотерапии способен спровоцировать мощную и эффективную работу подсознания.

Выбор жанровой направленности основывается на возрасте, интересах слушателя, характере его трудностей. Важно, чтобы в произведении была корректно подобрана метафора — именно от нее зависит эффективность терапевтических приемов.

Мы привыкли рассматривать сказку как некую развлекательную деятельность, способ расширить кругозор, вынести мораль. Но психология выделяет гораздо большее количество функций, которые выполняет вымышленная история, рассказанная определенным образом:

Решение задач, стоящих перед человеком. Рассказанная история показывает проблему, идентичную реальной, и способы ее преодоления. Слушатель подсознательно ассоциирует вымышленную ситуацию с собственной, анализирует возможность применения предложенных вариантов.

Развитие мыслительных процессов. Для детей 3-12 лет – слушание, анализ, последующее обсуждение произведения, определение положительных и отрицательных персонажей — это инструменты совершенствования памяти, внимания, логического мышления. Кроме того, сказка знакомит ребенка с ранее неизвестными ему понятиями, явлениями, словами, выступая также приемом речевого развития.

Передача истинных ценностей. Через сказку поколения людей передают своим потомкам понятия добра и зла, честности, ответственности, любви и справедливости. Придуманные герои учат порядочности, заботе о близких, достижению целей.

Выявлением забытых, далеких детских травм занимается сказкотерапия для взрослых — через анализ любимого произведения человека либо истории, придуманной им самим.

Эмоциональное насыщение. Искреннее сопереживание героям повествования позволяет снять имеющуюся блокировку на определенные эмоции («мальчики не плачут», «нельзя так злиться» и другие шаблонные установки, навязываемые обществом), полноценно прожить их, назвать и принять положительные и отрицательные чувства.

Изменение поведения — терапевтические сказки коррекционного направления мягко поворачивают поведенческие реакции детей в сторону более эффективных, безопасных, допустимых.

Работа с использованием выдуманных историй – действенный инструмент воздействия на внутренний мир взрослых и детей. Каждый возрастной период требует индивидуального подхода, как и каждый отдельный случай.

Можно выделить основные принципы построения терапевтической деятельности с детьми любого возраста:

Эмоциональная передача взрослым содержания рассказа. При прослушивании ребёнок должен видеть лицо рассказчика, жестикуляцию, выражение глаз.

Отсутствие слишком длинных пауз. Ситуация в иносказании должна быть «открытой», то есть предполагать вероятность нескольких решений.

Актуальная для ребенка проблема зашифровывается образами, метафорами. Правильные психологические сказки для детей содержат ситуативные вопросы, побуждающие слушателя самостоятельно проследить причины и последствия описанных действий.

Четкое разграничение между положительными и отрицательными героями.

Обычно сказкотерапия для дошкольников работает в нескольких направлениях:

Чтение (рассказывание) произведения.

Художественное изображение — рисование, лепка, изготовление аппликации.

Любимые сказки на старый лад, как они есть на самом деле

Педагоги и психологи часто жалуются, что народные сказки слишком уж жестоки. Если б они только знали, что родители рассказывают отпрыскам – как бы это сказать? – сильно отредактированные версии волшебных историй. Оригиналы были куда более, э-э-э. натуралистическими, что ли.

К примеру, возьмём знакомую всем с пелёнок сказку о мёртвой царевне. Знаете ли вы, что прекрасная девица вовсе не была разбужена поцелуем храброго принца? Итальянская версия этой истории, датированная 1636 годом, гласит, что проезжий молодец изнасиловал спящую мертвым сном прелестницу и ничтоже сумняшеся отправился себе дальше. Три медведя-шатуна на самом деле забросили старушку на шпиль собора Святого Павла; Золушкина мачеха отрубила своим дочерям по кусочку ступни, а что касается Белоснежки – то скажем, что злая королева хотела не столько её сердце, сколько нежное тело.

Многие из вас наверняка хотят задать один и тот же вопрос: как же можно было рассказывать подобные “сказки” маленьким детям?! Учёные-фольклористы объясняют этот феномен следующим образом: сказки – это часть устного народного творчества, и взрослые рассказывали не только детям, но и взрослым то, что они сами где-то услышали.
Кроме того, в древние времена взрослые обращались с детьми не как с малышами, а как с будущими взрослыми, которых нужно было готовить к взрослой жизни. И ещё, заметьте, тогда воспитание подрастающего поколения проходило натурально – дети с родителями спали в одном помещении, матери рожали им братьев и сестёр в их же присутствии, а уж о приготовлении завтраков, обедов и ужинов из окровавленных освежёванных туш и говорить нечего.

Сегодня мало кто знает о двух людях, которые внесли огромный вклад в историю человечества, сохранив для будущих поколений прекрасные образцы “устного народного творчества”. Нет, это не братья Гримм! Один из них – итальянец Джамбаттиста Базиле, написавший “Сказку сказок” (она содержала пятьдесят сицилийских сказок и была издана в 1636 году).

Другой – француз Шарль Перро. Его книга, содержащая восемь сказок, вышла в 1697. Семь из них стали классикой, и среди них “Золушка”, “Синяя птица”, “Спящая красавица”, “Мальчик-с-пальчик”. Итак, давайте потушим свет, детки, и папа расскажет вам новую сказку.

Спящая красавица просто родила двойню.
Когда она родилась, колдунья предсказала ей страшную смерть – она погибнет от укола отравленного веретена. Её отец приказал унести из дворца все веретена, но красавица – её звали Талией – всё-таки укололась веретеном и упала замертво. Король, её безутешный отец, посадил безжизненное тело дочери на обитый бархатом трон и приказал отнести Талию в их небольшой домик в лесу.
Домик заперли и ушли, чтобы никогда не возвращаться.
Однажды в тех лесах охотился чужеземный король. В какой-то момент его сокол вырвался из рук и улетел. Король поскакал за ним и наткнулся на маленький домик. Решив, что сокол мог влететь внутрь, кавалер влез в окно домика.
Сокола там не было. Зато он нашёл сидящую на троне принцессу.
Решив, что девушка уснула, король принялся будить её, но ни похлопывания по щекам, ни крики не пробудили спящую красавицу. Будучи воспламенённым красотой девицы, король, по словам Базиле, перенёс её на постель и “собрал цветы любви”. А потом, оставив красавицу на постели, он вернулся в своё королевство и надолго забыл об инциденте.
Прошло девять месяцев. В один прекрасный день принцесса родила двойню – мальчика и девочку, которые лежали рядом с ней и сосали её грудь. Неизвестно, сколько бы это продолжалось, если бы однажды мальчик не потерял материнскую грудь и не принялся бы сосать её палец – тот самый, уколотый веретеном.

Отравленный шип выскочил, и принцесса очнулась, обнаружив себя в заброшенном домике в полном одиночестве, если не считать откуда ни возьмись взявшихся прелестных младенцев.
А тем временем чужеземный король, вдруг вспомнив о спящей девушке и “приключении”, снова собрался на охоту в те края. Заглянув в заброшенный домик, он нашёл там прекрасную троицу. Раскаявшись, король обо всём рассказал прекрасной принцессе и даже задержался там на несколько дней. Впрочем, потом он всё же уехал, правда, пообещав красавице вскоре послать за ней и детьми – за эти несколько дней они успели полюбить друг друга.

Вернувшись домой, король не мог забыть о встрече с принцессой. Каждую ночь он покидал своё царственное ложе, уходил в сад и вспоминал о прекрасной Талии и её детях – мальчике по имени Солнце и девочке по имени Луна.

А его жена – то есть королева, которой он как-то не нашёл времени рассказать о новорождённых, – что-то заподозрила. Сначала она допросила одного из королевских сокольничих, а потом перехватила гонца с письмом короля к Талии.

Тем временем ни о чём не подозревающая Талия быстренько собрала близнецов и отправилась в гости к своему возлюбленному. Она не знала, что королева приказала схватить всех троих, малышей убить, приготовить из них несколько блюд и подать их королю на обед.
За обедом, когда король нахваливал мясные пироги, королева всё время бормотала: “Мангия, мангия, ты ешь своё!” Королю надоело слушать бормотания супруги, и он резко оборвал её: “Конечно, я ем свое – ведь твоё приданое стоило копейки!”
Но злобной королеве этого было мало. Ослеплённая жаждой мести, она приказала привести к ней и саму принцессу. “Ты мерзкая тварь! – сказала королева. – И я убью тебя!” Принцесса рыдала и кричала, что она не виновата – ведь король “сломал ее форт”, пока она спала. Но королева была непреклонна. “Разожгите огонь и бросьте её туда!” – приказала она слугам.

Отчаявшаяся принцесса, стеная, попросила исполнить её последнее желание – она хотела раздеться перед смертью. Её одежды были расшиты золотом и украшены драгоценными каменьями, поэтому жадная королева, подумав, согласилась.
Принцесса раздевалась очень медленно. Снимая каждый предмет своего туалета, она испускала громкий и жалобный крик. И король услышал её. Он ворвался в подземелье, сбил королеву с ног и потребовал вернуть близнецов.
“Но ты же их сам съел!” – сказала злобная королева. Король зарыдал. Он приказал сжечь королеву в уже разведённом огне. Тут как раз пришёл повар и признался, что не подчинился приказу королевы и оставил близнецов в живых, заменив их ягнёнком. Радости родителей не было предела! Расцеловав повара и друг друга, стали они поживать да добра наживать. И Базиле заканчивает сказку следующей моралью: “Некоторым всегда везёт – даже когда они спят”.

Золушка
Когда сёстры примеряли туфельку, им пришлось обрубить ноги
Первая европейская сказка о Золушке была описана тем же Базиле – правда, та, первоначальная, Золушка вовсе не теряла хрустальной туфельки. Имя этой маленькой девочки было Зезолла – сокращенно от Лукрезуцция, и она уже в детстве проявила склонность к убийству. Сговорившись со своей няней, она загубила злую мачеху, предложив той посмотреть на сундук своей матери. Жадная мачеха склонилась над сундуком, Зезолла с силой опустила крышку – и сломала мачехе шею.
Похоронив мачеху, Зезолла уговорила отца жениться на няне. Но девушке не стало легче, поскольку её жизнь отравили шесть няниных дочерей. Она продолжала мыть, стирать, убирать дом и выгребать золу из печей и каминов. За это её и прозвали Золушкой.
Но однажды Зезолла случайно наткнулась на волшебное дерево, которое могло исполнять желания. Нужно было только произнести заклинание: “О волшебное дерево! Разденься само и одень меня!” Возле этого дерева Золушка наряжалась в красивые платья и отправлялась на балы. Однажды девушку увидел сам король и, конечно, сразу же влюбился. Он послал своего слугу отыскать Зезоллу, но тот не смог найти девушку. Влюблённый правитель разгневался и вскричал: “Клянусь душами моих предков – если ты не найдёшь красавицу, то я побью тебя палкой и пну столько раз, сколько волос в твоей мерзкой бороде!”
Слуга, защищая собственный зад, отыскал Золушку и, схватив её, посадил в её же повозку. Но Зезолла крикнула лошадям, и те рванули с места. Слуга упал.
Упало и ещё кое-что, принадлежавшее Золушке. Слуга вернулся к хозяину с обретённым предметом в руках. Тот вскочил, радостно схватил предмет и принялся покрывать его поцелуями. Что же это было? Шёлковый шлёпанец? Золотой сапожок? Хрустальная туфелька?
Вовсе нет! Это была пианелла – похожая на ходулю галоша с подошвой из пробки, именно такие носили женщины Неаполя времён Ренессанса! Эти галоши на высокой платформе оберегали длинные женские платья от грязи и пыли. Высота платформы обычно достигала 6-18 дюймов.
Так вот, представьте себе короля, с нежностью прижимающего к груди столь крупный и несуразный предмет, как эта самая пианелла, причем не только прижимающего, но и воркующего над ним аки голубь: если, мол, не судьба мне найти тебя, любовь моя, то я погибну во цвете лет. Но только я все равно найду тебя, любовь моя, чего бы мне это ни стоило! И юный король отправил гонцов, которые объехали всё королевство и каждой женщине примеряли найденную пианеллу. Так Золушка и была найдена.

Сказка Базиле полна романтизма и говорит о несколько странном виде фетиша – обуви. Однако североевропейские версии “Золушки” гораздо более кровавы.
Давайте сравним итальянскую версию со скандинавской и норвежской. Возьмём хотя бы третий акт. Принц приказал намазать одну ступеньку дворцового крыльца смолой, и туфелька местной Золушки – в этих местах её звали Ашен-путтель – приклеилась к ней. После этого слуги принца отправились по всему королевству искать обладательницу столь маленькой ножки.

И вот они добрались до Золушкиного дома. Но кроме самой бедняжки там ещё жили две мачехины дочери! Сначала туфельку примеряла старшая дочь – запершись в спальне, она натягивала туфельку, но тщетно – мешал большой палец. Тогда её мать сказала ей: “Возьми нож и отруби палец. Когда ты станешь королевой, тебе уже не нужно будет много ходить!” Девушка послушалась – туфелька налезла.
Обрадованный принц тут же посадил красавицу на коня и поскакал во дворец – готовиться к свадьбе. Но не тут-то было! Когда они проезжали мимо могилы Золушкиной матери, сидящие на деревьях

Читайте также:  У ребенка в ухе или носу инородное тело – правила первой помощи
Ссылка на основную публикацию