О чем говорит детский рисунок

Как интерпретировать рисунок человека

Содержание статьи

Как известно, с помощью рисунка можно определить уровень развития ребенка и особенности его психики. Рисунок малыша дает представление об умственном развитии. Личностные же качества интерпретируются через рисунок, начиная со старшего дошкольного возраста. Часто с этой целью применяют рисунок человека – то, что детям наиболее интересно изображать, и с чем им легче всего себя ассоциировать.

Такой тест могут провести и родители. Хотя человек, не имеющий специальных знаний по этой теме, не сможет поставить диагноз и сделать глубокие выводы, основные черты определить не тяжело. Если знать, куда смотреть.

Для проведения теста дайте ребенку чистый лист бумаги, желательно формата A4, положите его вертикально. Рисовать нужно карандашами средней мягкости. Хорошо, если под рукой у ребенка будет также ластик. Но тогда внимательно следите за тем, что он стирает и что нарисует взамен. Задача ребенка – нарисовать человека. И сделать это он должен тщательно и красиво, насколько только у него хватит умения.

Когда рисунок готов, похвалите ребенка, уточните детали, которые вам не понятны, и приступайте к интерпретации. Здесь важна любая мелочь.

Голова

Это сфера интеллекта, воображения и контроля желаний и побуждений.

Если ребенок уделяет голове слабое внимание, это может говорить о проблемах социальной адаптации, трудностях в общении, слабых интеллектуальных способностях или даже наличии невроза.

Если голова изображается в последнюю очередь, возникает подозрение в наличии каких-то межличностных конфликтов.

  • непропорционально большая голова – уверенность в том, что мышление много значит в жизни человека; у противоположного пола – признание превосходства противоположного пола; может свидетельствовать о головных болях;
  • маленькая голова – ребенок считает себя интеллектуально отсталым от окружения;
  • нечетко нарисованная голова – застенчивость, робость.

Лицо – самая социальная часть рисунка.

Части тела, находящиеся на лице, обеспечивают сенсорный контакт с действительностью.

Если оно рисуется в последнюю очередь, это говорит о чрезвычайной настороженности и часто враждебности к окружающим.

Излишняя сосредоточенность на лице говорит о попытке создать образ успешного, социально адаптированного человека, что делается с целью компенсировать свою низкую самооценку.

  • тщательно выделенное, подчеркнутое лицо – сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом, а также здоровое самоуважение;
  • лицо неясное, тусклое, схематичное, пропуск некоторых черт – сложности в общении, робость, стремление уйти от конфликтов;
  • закрашенное лицо – знак утраты чувства собственного «я»;
  • роботоподобное или звериное лицо – те же симптомы;
  • звериный оскал, злое выражение лица говорят об агрессивности.

Глаза – отражение внутреннего мира ребенка.

  • большие глаза, со зрачками или с закрашенными склерами – тревожность, беспокойство, просьба о помощи;
  • маленькие – скрытность, сосредоточенность на себе, поглощенность собственными чувствами и переживаниями;
  • закрытые (спрятанные) – стремление отгородиться от внешнего мира, спрятаться от того, на что неприятно смотреть;
  • широко открытые, но не преувеличенные – признак любознательности;
  • глаза-точки, глаза-щелочки – замкнутость, внутренний запрет на плач, на открытый показ (отрицательных) эмоций;
  • зрачки отсутствуют – крайний эгоцентризм или чувство враждебности окружения;
  • красивые, хорошо прорисованные – желание быть привлекательным, симпатичным другим людям;
  • скошенный взгляд – подозрительность.

Ресницы

  • длинные – кокетливость, склонность демонстрировать себя.

Брови

  • аккуратные – свидетельство заботы о собственной внешности, ухоженности, сдержанности, умеренности;
  • густые, мохнатые – грубость характера, строптивость, несдержанность, примитивность нравов;
  • поднятые ассоциируются с надменностью и высокомерием.

Рот – символ агрессии.

Уделение рту большого внимания маленькими детьми говорит о том, что они еще сохранили память о грудном вскармливании. А вот у ребенка более старшего возраста это уже является признаком зависимости, несамостоятельности.

  • большой, или заштрихованный, или открытый – явная агрессия (может быть вербальной);
  • рот-черточка говорит о внутреннем напряжении;
  • клоунский рот – вынужденная приветливость, неадекватность чувств;
  • отсутствие рта, рот-точка – скрытие чувств или неумение их выразить.

Зубы

  • четко прорисованы – агрессивность, которая может носить защитный характер.

Губы – символ чувственности.

  • пухлые губы, нарисованные девочкой, – признак правильной половой идентификации;
  • хорошо прорисованные подростком – самолюбование, любовь к себе.

Нос

Многими психологами рассматривается как сексуальный символ. Но в случае детского рисунка это трактовка более чем спорна.

  • широкий, выдающийся – презрение;
  • отсутствие носа – некоторая степень интеллектуальной недостаточности, незрелости.

Уши – орган восприятия критики.

Их дети начинают изображать в довольно позднем возрасте. поэтому отсутствие ушей считается не значимым. С другой стороны, если их изображает маленький ребенок, это может быть знаком того, что он большое значение уделяет мнению других людей о себе. Если они есть, то это обозначает открытость восприятия или настороженность по отношению к окружающему миру.

  • подчеркнуты, выделены – чувствительность к замечаниям, осуждению; озабоченность проблемой послушания;
  • маленькие – стремление не принимать никакой критики, заглушить ее;
  • большие уши рисуют послушные дети.
  • отсутствуют (у большого ребенка) – человек никого не слушает, игнорирует то, что о нем говорят.

Лоб – отражение самоконтроля и сферы социальных контактов.

  • отсутствует – сознательное игнорирование умственной сферы.

Подбородок – символ силы воли, властности, мужественности.

  • слишком крупный – расценивается как компенсация слабости, нерешительности, боязни ответственности.
  • слишком подчеркнутый, увлечение изображением подбородка – обозначает стремление к превосходству и обретению значимости в глазах окружающих.

Волосы

  • сильно заштрихованы – тревога;
  • выделены – стремление подчеркнуть мужественность мужской фигуры;
  • акцент на волосах на рисунке девочки (пышные прически, длинные волосы в сочетании с явными элементами украшательства) – свидетельство раннего сексуального созревания.

Символизирует способность самоконтроля головы над чувствами.

Поэтому области шеи уделяют внимание те, кто озабочены соотношением телесных побуждений и сознательного контроля.

  • чрезмерно крупная шея – осознание телесных импульсов, стремление контролировать их;
  • длинная тонкая шея – жесткий самоконтроль, зажатость, стремление к самоустранению от мира собственных сильных эмоций;
  • короткая толстая шея – прямолинейность, естественность, уступки своим слабостям и желаниям.
  • отсутствие шеи – признак незрелости (в случае с маленькими детьми это нормально).

Туловище

Символ представления ребенка о физическом облике человека, средоточие его жизненных сил.

  • угловатое или квадратное – мужественность, энергичность, экспрессивность;
  • округлая форма – уравновешенность, спокойный характер, некоторая женственность;
  • слишком крупное – наличие неудовлетворенных, остро осознаваемых человеком потребностей; если оно нарисовано ребенком нормального телосложения, то это является выражением внутренней силы;
  • слишком маленькое, слабое, хрупкое – чувство унижения, собственной слабости; нарисованное сильным ребенком может быть знаком переживаний из прошлого опыта.
  • сильное, мускулистое тело, нарисованное хрупким, слабым ребенком — это признак компенсации недостающего, идеального для него физического облика.

Плечи – признак физической силы или потребности во власти.

  • слишком крупные, широкие – сила и превосходство или чрезмерная озабоченность силой и властью; у подростков это может быть знаком сексуальной неадекватности;
  • узкие, маленькие – ощущение малоценности, ничтожности;
  • слишком угловатые – признак осторожности, потребности в защите;
  • покатые – уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненной силы.

Пупок

  • на рисунке маленького ребенка – признак эгоцентризма;
  • на рисунке ребенка старшего возраста – выражение инфантильности или стремления уйти в себя.

Внутренности

Крайне негативный признак, свидетельствующий о серьезных психических нарушениях.

Гениталии

Их изображение очень необычно для ребенка, поэтому если они присутствуют, этому следует придать особое значение.

  • на рисунках малышей это свидетельствует о ранней осведомленности, высокой эмоциональной ценности, вложенной в половые органы;
  • на рисунках более старших детей это говорит о раннем сексуальном развитии;
  • на рисунках подростков это является знаком возможных проблем в сексуальной сфере, переживаниями, связанными с вопросом пола.

Конечности

Руки. Их функция – цепляться, присоединяться, взаимодействовать с окружающими людьми, то есть способность действовать. Это символ активности, коммуникативности и контактности.

  • отсутствие рук – пассивность, бездеятельность, необщительность, робость, интеллектуальная незрелость; может обозначать чувство вины, испытываемое за свою агрессивность;
  • длинные – общительность, амбициозность, стремление собирать и накапливать;
  • короткие – внутренняя слабость, нерешительность, недостаток общения, замкнутость, стремление держать себя в рамках;
  • мускулистые, длинные – потребность в физической силе;
  • слабые, длинные – ощущение своего слабого физического состояния, зависимость, потребность в опеке;
  • слишком крупные –потребность в лучших отношениях с окружающими;
  • широкий размах рук, гибкие, подвижные руки – общительность, активное взаимодействие с внешним миром;
  • жесткие, негнущиеся, механически распростертые, согнутые под прямыми углами руки – поверхностные и не эмоциональные контакты с внешним миром;
  • прижатые к телу, в карманах, за спиной, вяло висят вдоль тела – чувство вины, неуверенность в себе, внутреннее напряжение, замкнутость;
  • поднятые вверх – враждебное отношение, агрессивность;
  • закрашенные – агрессия;
  • шире у ладони или у плеча – недостаточный самоконтроль, импульсивность;
  • скрещенные на груди – мнительность, скрытность.

Ладони

  • крупные, большие – признак деятельного, взрывного характера;
  • слабо прорисованные – недостаток общения;
  • заштрихованные – говорят о чувстве вины, которое испытывает ребенок в связи со своим агрессивным, враждебным поведением;
  • отсутствуют – свидетельство неприспособленности, отсутствия веры в свои силы, чувства непригодности.

Пальцы

  • больше пяти – ребенок чувствует себя сильным (если на левой руке – то в сфере семейных отношений, если на правой руке – то в мире за пределами семьи: школе, саду, дворе и др.);
  • меньше пяти – чувствует себя более слабым, чем окружающие;
  • тщательно прорисованные – способность контролировать ситуацию;
  • Рисование по-новому – Мамам и папам Ярославля посвящается | ЯрМалыш :

[…] Как интерпретировать рисунок человека […]

Расшифровка детских рисунков. Трактование в психологии

Юлия Могилевская
Расшифровка детских рисунков. Трактование в психологии

Самые простые рисунки малыша — «окно» в мироощущение,внутреннее состояние ребенка:

• когда изображает «пустынные» пейзажи — деревья, лужайку, поле, значит, испытывает одиночество. Крохе недостает общения с родными, у малыша неприятности со сверстниками;

• нарисованный дом — признак усталости. Малышу недостает тепла родного жилища;

• добрые мирные животные (кошечки, белочки, утята) кроха рисует, когда отличное настроение, нет проблем;

• близкие, с которыми у ребенка конфликты, имеют темный, коричневый цвет. Любимых родных малютка создает яркими цветами. Чем фигура близкого крупнее, тем значительнее место, по мнению малыша, она занимает в семье;

• если ребенок изобразил крупные темные человеческие фигуры, возможно, малыш испытывает недоверие к окружающим (особенно незнакомым);

«автопортрет» с гигантскими ушами свидетельствует о некоторой самовлюбленности, желании быть впереди других. А собственное изображение с длинными руками указывает на открытость, незашоренность мышления, безбоязненное желание изведывать новое;

• у малыша заниженная самооценка, если себя он изображает коротконогим.

Отдельные фигуры людей, изображенные заштрихованными, закрашенными, означают, что ребенок относится к этим особам негативно, боится.

Расшифровка рисунков в психологии

Немало поведают цвет, расположение объектов, размер, форма линий.

Цвет рисунков

Цвет объектов может сказать о многом:

красный намекает на неразрешенную конфликтную ситуацию, напряженное нервное состояние, недовольство и пассивную агрессивность;

желтый — отражение прекрасного оптимистичного настроения, готовности действовать;

синий. Психологические рисунки подобного оттенка свидетельствует о внутренней умиротворенности, отсутствии сомнений, позитивном отношении. Школа, изображенная синим цветом, явный намек, что у ребенка нет никаких проблем со сверстниками, учителями, ему неплохо дается учебный материал. Синий также может быть признаком отрешенности от происходящего, нежелания покидать свой маленький мирок;

преобладающие серые тона свидетельствуют о том, что недостает позитива, все слишком буднично, прозаично;

много зеленого — особа преисполнена надежд, оптимистично смотрит вперед. Также этот цвет предпочитают независимые натуры;

розового оттенка много в рисунках влюбленных, счастливых, чувствительных персон;

преобладание серого, черного — признак тревоги, угнетенного депрессивного настроения.

Запомните! Индивидуум, любящий заштриховывать нарисованное, трудно воспринимает новое, придерживается устаревших воззрений. Если же особа ничего никогда не заштриховывает, то она открыта к переменам, готова их принимать.

Психологию по рисункам человека читают по их расположению. Если индивидуум предпочел поместить изображение ближе к верхней части листа, то он преисполнен амбиций, желания добиться многого. Эта личность стремится стать профессионалом своего дела, высоко подняться по карьерной лестнице.

Рисунок ближе к нижней части листа указывает на комплекс неполноценности. Особа боится конкуренции, недооценивает собственные возможности.

Если рисунок ближе к левому краю, то личность одолевает тоска за прошлым.Ему кажется: лучшее осталось позади.

Изображение справа означает,что личность верит: дальше все наладится. О настоящем же предпочитает забыть, так как сегодняшний день индивидуума мало устраивает.

Запомните! Лучше всего, когда объекты ближе к центру. Тогда личность довольна настоящим.

Психология по рисункам учитывает размер картинки. Объем изображения указывает на самооценку. Если рисунок немаленький, то с нею все нормально.

Огромное изображение — признак высокомерия, порожденного внутренней неудовлетворенностью жизнью, желанием большего. Маленькое — признак стеснительности, тревожности, страха проявить себя.

Формы линий психологических рисунков и их значение

Линии — еще один критерий,по которому можно судить о личности:

если линии прерывисты, человек сомневается в принятых решениях, прочности своего положения, в жизни индивидуума недостает стабильности;

сплошные намекают на сильную личность, уверенную в себе, не сомневающуюся в принятых решениях;

тоненькие линии — это желание уйти в тень, сделать так, чтобы оставили в покое, перестали замечать. Так рисуют те, кому за собственные поступки стыдно перед другими;

жирные делает тот, кто хочет внимания, позитивной оценки своих действий, тот, кому недостает уверенности в себе.

Если линии прямые, без острых углов и изгибов, то личность плохо адаптируется к новому, мыслит слишком прямолинейно, привыкла следовать негибким схемам.

Острые углы выдает враждебность, активное нежелание мириться с тем, что мало устраивает. Округлость, наоборот, говорит о мягком, покладистом характере, готовым идти на компромиссы.

Значение рисунков в психологии воспринимается как символика подсознания. Через форму изображений, их цвет, размеры наружу выступает то, что человек запрятал глубоко и надежно. Задача специалистов — помочь индивидууму разобраться в истоках проблем, а затем найти пути их решения.

«Осенние традиции». Выставка детских рисунков У нашего детского сада появились новые друзья! Мы дружим с Агрохолдингом «Русское поле»! Познакомились очень просто – наши воспитанники.

Фотоотчёт. Выставка детских рисунков и поделок «Космос» .

Фотоотчет о конкурсе детских рисунков на асфальте В нашем детском саду прошел конкурс детских рисунков на асфальте. От каждой группы были заявлены участники к участию в конкурсе. Также были.

Фотоотчет о конкурсе детских рисунков Весной в нашем городе в рамках празднования Всемирного дня охраны окружающей среды,был объявлен конкурс “Экология глазами детей”.Целью.

Фотоотчет о выставке детских рисунков «Мамочка моя!» Кто же лучше всех на свете? Мамочка моя! Милая, родная Я люблю тебя! Нарисую ей подарок, И на праздник подарю. Милая, родная Я тебя люблю.

Психология детского рисунка с примером

Самые маленькие «художники» (до 3-х лет) выводят на листке бумаги, казалось бы, бессмысленные линии и круги.

Чуть позже (к 4-5 годам) появляется замысел рисунка – малыш рисует маму, папу, животных, дом. Как он рисует человека, какие цвета при этом использует – все это может дать психологу достаточную информацию для интерпретации детского рисунка.

Специалист, используя детские психологические тесты по рисункам, может почувствовать настроение малыша, выявить причину страхов, уловить скрытое напряжение и даже серьезные проблемы психического развития. Получить представление о душевном состоянии крохи могут и родители, не обладающие профессиональными навыками в психологии детского рисунка. Для этого достаточно попросить ребенка нарисовать семью, предоставив ему карандаши или фломастеры всех возможных цветов.

Психология творчества: о чем говорят детские рисунки

Интерпретация рисунка по цвету

Взгляните на творение малыша и попробуйте догадаться, о чем говорит детский рисунок по основному цвету. Психология трактует цвета следующим образом.

  • Преобладание в рисунке пастельных оттенков (голубой, розовый, лиловый) говорит о гармонии и свободе личности. «Розовым» малышам важны тактильные ощущения, обнимайте их почаще, целуйте.
  • Преобладание красного свидетельствует об открытости и активности ребенка. Как правило, такой малыш возбудим, непоседлив и часто непослушен. Однако беспокоиться не о чем, ведь это лишь его индивидуальная особенность. Такие дети полны энергии. Повзрослев, они смогут добиться успеха в жизни.
  • Если детский рисунок выполнен в синем цвете, в психологии это признак уравновешенности. Такие дети более спокойны и неторопливы.
  • Зеленый – цвет упрямства и настойчивости. Светло-зеленый говорит о необходимости защиты. Темно-зеленый должен насторожить родителей – ребенку не хватает внимания и любви. Такие дети вырастают замкнутыми, поэтому с самых малых лет в них нужно воспитывать открытость и вселять уверенность в защищенности.
  • Согласно психологии детского рисунка, желтый – цвет мечтательного малыша с живой фантазией и хорошо развитым воображением. Такие малыши любят играть в одиночестве, используя при этом абстрактные игрушки (различные веточки, камешки и пр.).
  • Если дитя нарисовало оранжевое небо, оранжевую маму – это признак возбуждения, которое не имеет выхода. Таких малышей сложно успокоить, поэтому их энергию лучше направлять в помощь родителям по дому. Совсем хорошо, если среди этих дел найдется такое, которое вызовет у ребенка интерес.
  • Превалирование фиолетового – показатель высокой чувствительности. Это творческая натура с богатым внутренним миром. Это ранимые дети, нуждающиеся в ласке и поощрении больше других.

Однозначно вызвать беспокойство должно преобладание темных оттенков на детском рисунке. По этому поводу психология говорит следующее.

  • Коричневый: отрицательные эмоции, проблемы со здоровьем, переживание семейных неурядиц.
  • Серый: бедность, отторжение, замкнутость.
  • Черный: стресс, угроза и даже психологическая травма.
  • Темно-красный (бардовый с оттенками черного): депрессия, тревожное состояние.

Преобладание этих цветов говорит о проблемах, с которыми лучше сразу обратиться к психологу.

Нажим на карандаш

Слабый нажим говорит о робости и пассивности. Если малыш постоянно стирает линии резинкой, это признак неуверенности и тревожности. Сильный нажим – свидетельство эмоциональной напряженности. А если нажим такой силы, что бумага рвется, это говорит о конфликтности и гиперактивности.

Положение и размер рисунка

Изображение в верхней части листа – признак высокой самооценки или мечтательности. Расположение мелкого рисунка в нижней части страницы – эмоциональное неблагополучие, низкая самооценка, депрессия.

Если рисунок получился настолько крупным, что малыш приклеил к нему другой листок, чтобы дорисовать недостающее, это показатель тревожного состояния. Также такие рисунки часто рисуют гиперактивные дети.

Анализ детского рисунка

Интерпретацией рисунка человека в психологии занимаются арт терапевты, психологи, социальные работники. Интерпретируя детский рисунок, важно учитывать возраст малыша. Люди у трехлеток получаются «головоногими», это нормально. Однако о психологии детского рисунка с точки зрения психоэмоционального состояния «художника» все же лучше судить, когда малышу 4, 5 или 6 лет.

Безрадостные лица на рисунке или их отсутствие, угрожающая мимика и жесты – могут свидетельствовать об эмоциональном неблагополучии ребенка. Однако специалисты успокаивают: по одному рисунку судить не стоит. Совсем другое дело, когда все рисунки ребенка, созданные в разные дни и месяцы, имеют схожую тенденцию к мрачности.

Анализируя детский рисунок, стоит обратить внимание на его структуру, сравнив реальный состав семьи с изображенным на бумаге. Например, девочка Оля не нарисовала среди прочих членов семьи свою младшую сестренку. Налицо ревность к младшей сестре, ощущение недостатка внимания. О том же говорит и то, если Оля рисует свою сестру крупнее по размеру, чем себя.

Если малыш не изобразил себя, это признак одиночества и серьезный повод задуматься об отношениях в семье.

Также заметьте, в каком порядке ребенок рисует людей. Персонаж, нарисованный первым – главный для ребенка. Член семьи, изображенный боком или спиной, в напряженных отношениях с автором рисунка или в ссоре с ним.

Во время психологической расшифровки детских рисунков посмотрите, чем заняты изображенные на нем члены семьи. Когда они вместе занимаются каким-то делом, нарисованы близко друг от друга, все это признак семейного благополучия. А вот разрозненность персонажей говорит о разладе в семье.

Детские психологические тесты по рисункам

Специалисты в своей работе часто используют детские психологические тесты по рисункам для детей, в которых просят ребенка нарисовать семью, такую же девочку, такого же мальчика или другие ситуации. По рисунку оценивается психоэмоциональное состояние и личностное развитие крохи. Рассмотрим на примерах.

Психологический анализ детского рисунка с примером.

Рисунок мальчика 6 лет. В тесте прослеживается четкая организованность. Изображены все члены семьи. Себя малыш нарисовал взрослым, но с короткими руками, что говорит о самокритичности, недостаточной умелости. Ребенок изображен рядом с братом и сестрой. Это свидетельство привязанности к ним. Яркая мама, нарисованная первой, – главнее папы. Солнце и цветы – признак семейного благополучия и гармонии.

Обратим внимание, что если на рисунке солнце изображено в комнате, ребенку недостает семейного тепла.

А вот второй пример.

Члены семьи прижаты к краю листа. Штриховка, темные тона и плотность изображения говорят о тревожности. Папа нарисован крупнее мамы (крупнее не только комплекция, но и голова). Он – более значимая фигура в семье.

В заключение хотим предостеречь родителей от поспешной интерпретации детских рисунков и тем более постановки диагнозов. Хотя на первый взгляд в психологии детского рисунка разобраться несложно, существует множество нюансов, о которых знают только специалисты. Однако, если в творении маленького «живописца» вас что-то насторожило и это продолжает повторяться, не откладывайте визит к психологу.

Скачайте чек-лист «Творческий беспорядок» в квартире, как его контролировать!

Что такое «творческий беспорядок» – знает любая мама, бороться с ним бесполезно. Как же помочь своему ребёнку развиваться и при этом тратить меньше времени на уборку?​ Следуйте советам из чек-листа и вам не будут страшны творческие эксперименты детей!

Как понять ребенка по его рисунку? Психология детского рисунка.
консультация на тему

В статье описаны несколько основных критериев, по которым можно судить о темпераменте и эмоциональном состоянии ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
psihologiya_detskogo_risunka.docx102.3 КБ

Предварительный просмотр:

КАК ПОНЯТЬ РЕБЕНКА ПО ЕГО РИСУНКУ?

ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО РИСУНКА .

Психология детских рисунков очень важна для родителей , так как она позволяет узнать потребности их малыша и выявить проблемы на ранних сроках.

Обычно темы детских рисунков достаточно простые — они могут изображать дома, зверей, окружающих их людей или персонажей мультфильмов.

Наиболее часто встречающиеся рисунки вы сможете интерпретировать самостоятельно — в любом рисунке всегда есть несколько основных критериев, по которым можно судить о темпераменте и эмоциональном состоянии ребенка. Что означают детские рисунки в психологии?

  • Пейзажи с лесом, лужайкой или улицей без людей у детей могут сигнализировать об одиночестве и проблемах в общении. Если ребенок рисует безлюдные пейзажи, скорее всего, у него не ладятся отношения со сверстниками.
  • Рисунок дома говорит об усталости и потребности в уюте и отдыхе в окружении близких людей.
  • О внутреннем напряжении, страхе и дискомфорте могут свидетельствовать рисунки чудовищ. Часто подобные изображения отражают популярные детские страхи.
  • Внимание стоит обратить на рисунок семьи. Рисунок семьи в психологии у детей хорошо демонстрирует то, какой им видится их семья. Если семья изображена в полном составе и в ярких красках, значит, дела идут хорошо и ребенку комфортно. Если ребенок кого-то не изобразил, стоит задуматься — возможно, этого человека не хватает в жизни ребенка, он уделяет ребенку мало внимания. Черные и коричневые краски в изображении семьи говорят о проблемах и негативе, который ощущает ребенок. Также у маленьких детей самая крупная фигура будет означать главу семьи в детском понимании.
  • Рисунок дерева в психологии означает стремление к познанию и развитию. Однако важное значение имеет и то, как именно нарисовано дерево. В детской психологии есть тесты по рисункам — один из таких тестов заключается в том, что ребенку предлагается нарисовать дерево. По наличию или отсутствию корней можно судить о том, насколько глубоко ребенок привык мыслить. Кривизна ствола или ствол необычной формы говорит о стрессе, неудовлетворенности и дискомфорте. Крону дерева вы легко сможете оценить по линиям, из которых она состоит — округлые ли линии или с заостренными углами, тонкие или жирные, сплошные или прерывистые.
  • Рисунки животных в психологии считаются хорошим знаком — они свидетельствуют о спокойствии и радости ребенка.
  • Интерпретации рисунка человека в психологии уделяют особе место — особенно это интересно в работе с детьми. Если ребенок рисует другого человека, это часто обозначает нехватку общения. Стоит обращать внимание также на то, нарисован ли конкретный человек или некий собирательный образ. Если человек нарисован в темных красках и неестественно крупным, возможно, у ребенка присутствует страх людей.
  • Если ребенок рисует себя, это говорит о потребности в самопознании и самовыражении. Детские рисунки часто не слишком пропорциональны, по мелким деталям изображения тоже можно многое сказать. Например, большие уши говорят о дерзости и желании выделяться, короткие ноги указывают на низкую самооценку, а длинные руки свидетельствуют о том, что ребенок всегда готов пробовать новое.

Анализ рисунков ребенка позволят выявить:

возможные переживания и страхи , которые малыш скрывает;

что ребенку нравится, а что нет;

Регулярно проводя анализ детского рисунка можно научиться лучше понимать своего малыша .

В основном дети рисуют то, что их окружает: семью, домашних животных, природу, дом и так далее.

На ребенка влияет все, что его окружает. Все эмоции, переживания, страхи и сомнения обязательно находят свое отражение в его творчестве. Мальчики часто рисуют технику, богатырей, оружия, машины. При этом сюжет у них в основном динамичен, то есть показан в движении. Девочки отдают предпочтение замкам, принцессам, животным, а сюжет у них, напротив, статичный.

Очень сильное воздействие на детей оказывают и то, какие книжки, мультфильмы и игры их окружают.

Важно принимать во внимание возраст ребенка. Лучше всего оценивать психоэмоциональное состояния ребенка по рисунку 4-6 летнего ребенка. Он творит уже более осознанно.

Если рассматривать в общем, то можно выявить следующие закономерности:

  1. Оптимистичные дети рисуют легко и непринужденно. Само изображение у них имеет среднюю величину и расположено в середине листа. Персонажи приятные, на лице у них можно увидеть спокойствие и улыбку.
  2. Замкнутые дети часто совсем не рисуют руки — это как раз и говорит об их необщительности, застенчивости.
  3. Тревожные дети , неуверенные в себе, чаще всего мельчат в рисунках. Их творчество занимает только небольшую часть листа. У персонажей короткие руки и ноги, что выражает их ощущение незащищенности.
  4. Агрессивные дети рисуют руки непропорционально большими с крупными пальцами. В этом выражается их желание побеждать.

Проводя анализ творчества малыша необходимо обратить особое внимание непосредственно на изображенный сюжет:

  1. Отсутствие людей, а также животных, говорит о проблемах в общении, замкнутости.
  2. Частое изображение опасных животных , хищников, с большими зубами, когтями или рогами — все это отражает имеющееся внутреннее напряжение у малыша.
  3. Оружие, танки, сражения, динозавры в рисунках мальчика являются нормой . Таким образом, он начинает осознавать свой гендерный статус в обществе. А вот такие сюжеты у девочки говорят о скрытой агрессии у нее.

Рисунок ребенка обычно многоцветен и пестр – обычно дети используют 5-6 цветов, это считается нормой. Чем более уверенно чувствует себя ребенок, тем ярче используемые им цвета. Конечно, не все так однозначно: ребенок может заштриховать папу черным, потому что у папы действительно есть любимый свитер такого цвета, но если какой-то карандаш оказывается в числе любимчиков и один-два цвета явно преобладают на рисунке, то стоит обратить внимание и на этот фактор.

Большинство специалистов опираются на интерпретацию цветов Макса Люшер, психолога и исследователь в области цвета. Он пришел к выводу, что выбор цвета отражает психологические состояние человека и даже свидетельствует о его телесном здоровье.

Каждый из цветов имеет собственное символическое значение :

  • темно-синий – концентрация, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое и удовлетворении, самоанализ;
  • зеленый – уравновешенность, независимость, настойчивость, упрямство, стремление к безопасности;
  • красный – сила воли, эксцентричность, направленность вовне, агрессия, повышенная активность, возбудимость;
  • желтый – положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;
  • фиолетовый – фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);
  • коричневый – чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто – отрицательные эмоции;
  • черный – подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;
  • если ребенок предпочитает простой карандаш и не раскрашивает рисунок – «отсутствие» цвета, безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.

По деталям проще понять, что на душе ребенка. Так, например:

  1. Страшные звери, когти и зубы могут говорить о скрытой агрессии, страхе и дискомфорте. Но иногда это бывает просто следствием просмотра мультфильма или похода в зоопарк.
  2. В центре рисунка всегда располагается самое значимое для ребенка: это может быть кто-то из близких и знакомых, животное или предмет. На это тоже стоит обратить внимание.
  3. Когда центр листа ничем не заполнен, там осталось пустое место, то это сигнал о низкой самооценке малыша и его неуверенности в себе.
  4. Ребенок поместил кого-то из своих знакомых в угол листа — это может говорить о том, что у него проблемы в общении с этим человеком.
  5. В углу листа малыш изобразил себя — может говорить о его одиночестве . Присмотритесь, хватает ли ему внимания? Нет ли у него страха перед общением с людьми?
  6. Тонкие ноги и руки у изображенных людей могут говорить о том, что ребенок боится браться за что-то новое, не уверен в себе и своих силах.
  7. Большая голова свидетельствует о том, что малыш может контролировать свои эмоции, не страдает от импульсивности.
  8. Когда на рисунке люди обнимаются или держатся за руки, то ребенок испытывает доброту и тепло во взаимоотношениях.
  9. Слишком много яркой одежды у персонажей? Значит малышу важно, что окружающие думают о нем. Он хочет привлечь внимание к себе.
  10. Предметы и фигуры будто зависли в воздухе и не касаются земли — это говорит о хорошей фантазии и мечтательности автора.
  11. На рисунках отсутствуют люди — это может быть сигналом о проблемах в общении .
  12. Обратите внимание на горизонт: если люди расположены ниже него, то у малыша пониженная самооценка ; если же, наоборот, выше него — самооценка завышена .
  13. У персонажей рисунка есть уши — это свидетельствует, что малыш прислушивается к мнению окружающих .
  14. На рисунках нет солнца или его застилают облака — это признак того, что ребенку не хватает ласки, заботы, нежности и тепла .
  15. Персонажи держат руки за спиной или в карманах? Присмотритесь внимательнее, это может быть признаком недоверия и лжи со стороны дитя.

Что значит, если ребенок рисует:

  1. Круги . Это означает, что ребенок изучает мир вокруг, но больше занят своими собственными переживаниями. Ему может быть сложно общаться с окружающими, он немного замкнут.
  2. Кресты . Скорее всего малыш очень переживает из-за чего-то, ощущает чувство вины, наказывает себя за что-то.
  3. Закрытые шкафы, замки и другие закрытые предметы . Когда в рисунке присутствуют любые закрытые элементы, то они означают запреты и секреты, к которым не допускается ребенок.
  4. Большое количество мелких деталей . Возможно, малыш не дает выхода эмоциям, скрывает от окружающих собственные чувства. Также для него важны правила и порядок.
  5. Солнце, цветы, птицы . Такие положительные и светлые элементы детского творчества говорят о его позитивном взгляде на мир, эмоциональной стабильности и душевном покое.

Существуют следующие моменты, которые могут говорить о возможных проблемах:

  1. Хорошо прорисованные большие глаза — возможно у малыша есть скрытые тревоги и страхи.
  2. У людей или животных нет рта и глаз — ребенку сложно общаться, он испытывает с этим трудности.
  3. Неземные существа, фантастические миры — малыш может чувствовать себя неуютно и дискомфортно в настоящем мире, он хочет укрыться в выдуманном.

Каждой стадии развития малыша и его возрасту соответствуют некие характерные черты , которые можно наблюдать в рисунке. Наиболее общими являются следующие ориентиры:

  • Менее 3 лет. В основном рисунки состоят из нечетких изображений, линий и пятен. Но ближе к 3 годам уже начинают просматриваться контуры и более детальные изображения фигур.
  • От 4 до 5 лет. Начинает появляться сюжет. Малыш уже самостоятельно может пояснить, что он изобразил и что именно его на это вдохновило. На рисунке становится больше деталей (одежды, фигуры и т.д.), более четко прорисовываются лица.
  • От 6 до 7 лет . Рисунок уже отражает не только фантазию ребенка, но и его навыки. Он уже способен изображать персонажей различными схемами рисования. В это время он также способен копировать чужие стили.
  • От 7 до 8 лет. Объекты получают пропорциональность, сюжеты прослеживаются более четко.

Психология детских рисунков очень важна для родителей , так как она позволяет узнать потребности их малыша и выявить проблемы на ранних сроках.

О чем говорят детские рисунки?

Человечек, нарисованный на бумаге, хоть и не говорит, а расскажет многое. Эта статья поможет разобраться, что же происходит в душе юного художника на самом деле.

30 октября 2018 · Текст: Алиса Кобозева · Фото: GettyImages

Техника безопасности

Анализ детского рисунка попадает в разряд проективных методов психодиагностики. Ни один из них не может считаться единственным источником информации о человеке. Каждый дает возможность лишь строить догадки. И чем младше ребенок, тем меньше шансов на успех у всей затеи. Ведь малыши в силу возраста могут рисовать плохо, и тогда «шедевр» слишком легко расшифровать неправильно из-за погрешностей в технике исполнения.

Еще один важный момент: все предположения нуждаются в доказательствах. Собрать их вы можете попробовать сами. Если какая-то деталь говорит о повышенной тревожности, постарайтесь проанализировать поведение малыша за последнее время, например. Если вы не можете комплексно оценить ситуацию, но рисунок сильно вас тревожит, разумнее обратиться за помощью к специалисту. Эксперт сопоставит ваш «диагноз» с рассказом самого ребенка, расспросит вас о ключевых моментах в его развитии и об ­отношени­ях ­в ­семье, а еще добавит к этому свое личное общее впечатление о малыше. Тем и отличается любительский подход от профессионального: детский психолог сможет проанализировать проблему со всех сторон, рисунок будет для него лишь подспорьем.

Всегда есть вероятность, что отдельно взятый рисунок получился таким случайно.

Правила игры

Мы предлагаем вам самый простой, но в то же время довольно информативный проективный тест, который вы можете провести дома сами. Только имейте в виду, что детям младше 6 лет его обычно даже не предлагают. Суть проста: ребенок изображает человечка, а потом отвечает на ваши вопросы. Главное – соблюдать несколько важных правил и учитывать ключевые моменты. Если их проигнорировать, сделать даже предварительный вывод не получится – только испугаетесь.

  • Если будете скрывать от ребенка, что хотите его протестировать, доверия в ваших отношениях, скорее всего, не прибавится, а вот тревога появится. Тогда тест может принести вред. К тому же малыш почувствует, что его проверяют, и ему будет некомфортно. Име­йте в виду что, испытывая беспокойство или смущение, ребенок может саботировать вашу просьбу. А еще он может начать шутить или фантазировать, и тогда делать выводы будет просто бессмысленно. Говорите прямо: «Это специальное задание, которое поможет мне лучше тебя узнать».
  • Если малыш просит: «Мама, а можно я не буду?», не настаивайте. Вернитесь к просьбе в другой день.
  • Когда вы предлагаете ребенку нарисовать человека, лист перед ним важно расположить вертикально.
  • Если он просит уточнить, как именно нужно нарисовать человечка, ваша задача – помочь ему отнестись к заданию легко: «Делай, как ты сам хочешь».
  • Когда ребенок начнет рисовать, не стойте у него над душой и не следите, нарисует он папе второй глаз или нет. Если хотите наблюдать, делайте это незаметно.
  • Прежде чем приступать к оценке «технических моментов», важно удостовериться, был ли малыш искренним в своем желании выполнить задание так, как вы его попросили, или он специально придумал какого-то старичка, которому «сто лет», чтобы удивить вас.

ключевые факторы

Современные психологи учитывают не только данные одной конкретной методики, но и принимают в расчет более широкий контекст развития ребенка в целом и обстановку в семье. Это значит, что при анализе рисунка важно проанализировать несколько факторов: умеет ли малыш рисовать, насколько хорошо владеет карандашом, случайно тревожная деталь появилась на картинке или есть основания полагать, что она действительно говорит об эмоциональном состоянии «художника».

Устный экзамен

Человечек на рисунке – проекция самого ребенка, то есть, по сути, это он сам, его видение себя, своего характера и отношений с окружающими. Однако если малышу меньше 6 лет, он в принципе мало про себя знает и понимает. Тогда будьте готовы к очень общим ответам. Но все же какую-то полезную информацию вы почерпнете наверняка. Отвечая на следующие вопросы, ребенок будет рассказывать вам про себя. Слушайте внимательно!

  1. Кто это? Мальчик или девочка, мужчина или женщина?
  2. Как его зовут? Есть ли у него имя?
  3. Сколько ему или ей лет?
  4. Что он сейчас чувствует?
  5. Какое у него сейчас настроение? Почему он радуется? Из-за чего расстроился?
  6. Какой он по характеру?
  7. Чем он занимается?
  8. Есть ли у него друзья? А враги? Почему враги появились?
  9. С кем он живет?
  10. Как ты думаешь, если бы вы встретились на самом деле, подружились бы вы с ним или нет?
  11. Может быть, ты что-то еще мне расскажешь, о чем я не спросила?

Чтобы у вас были основания отнестись к результатам теста серьезно, обратите внимание, насколько ребенок включен в процесс, интересно ему или нет, старается он или пытается поскорее закончить рисунок, лишь бы вы от него отстали.

Важные детали

Теперь можно оценить сам рисунок. Если взять в руки учебник для психологов и попытаться интерпретировать каждую деталь в отдельности, у вас получится одна картина. А когда вы учтете ответы ребенка на вопросы к тесту, его общий настрой и ваше собственное впечатление от рисунка, результат получится другой. Второй вариант будет ближе к реальности. Особое внимание обращайте на следующие моменты:

Темные цвета. Учитывайте возрастные особенности. До 5–7 лет многие дети рисуют схематично, а для этих целей темные карандаши подходят оптимально: они создают яркий контраст на бумаге. Так что пристрастие к черному цвету вполне может быть возрастной особенностью зрительного восприятия. Лучше ориентироваться на то, какие чувства картина пробуждает лично у вас. С детьми постарше проще: они умеют выстраивать сложную композицию и закрашивать фон. Если небо мрачное, одежда темная, лицо у человечка грустное, тогда и вероятность того, что ребенок подавлен, возрастает.

Штриховка. Неровная, нервная штриховка может свидетельствовать о том, что у ребенка еще плохо развита мелкая моторика. В силу возраста прежде всего. Но если вы понимаете, ­что ­малыш старался выполнить задание хорошо и он правда умеет лучше, то это повод заподозрить повышенный уровень тревожности. Тогда постарайтесь вспомнить, проявлялось ли беспокойство ­как-то еще?

Нажим на карандаш.

Сильный нажим может говорить о высоком психомоторном тонусе, то есть о том, что ребенок эмоционально напряжен. Особенно если весь рисунок выполнен в такой технике, а деталей и четких линий очень много и они четко прочерчены. Слабый нажим может намекать на упадок сил, если обычно малыш так не рисует.

Размер человечка. Если человечек получился очень маленьким или ребенок изобразил его в углу листа, это может быть связано с низкой самооценкой.

Поза и выражение лица. Если герой улыбается, руки протянуты вперед, пальцы и ладони раскрыты, скорее всего, так проявляется склонность к экстраверсии и желание ребенка общаться. Крупная, заметная фигура, широкие плечи, широко расставленные ноги свидетельствуют о том же. Если человечек получился худым, вытянутым в струнку, угловатым, рук у него нет или они практически незаметны, пальцы или кисти спрятаны или плотно прижаты к туловищу, можно подумать о склонности к интроверсии. Но, опять же, важно разобраться: речь идет о черте характера или о нежелании общаться в данный момент?

Если у вас есть сомнения, предложите ребенку повторить тест с человечком через 3 месяца.

Не хватает важных частей. До 7 лет многие дети рисуют очень упрощенно, не соблюдают пропорции, упускают важные детали: могут изобразить человечка без ушей, носа, шеи, пальцев, стоп. Не паникуйте! Все это – вариант нормы.

Мелкие детали. Если ребенок старательно прорисовывает мелкие детали (пуговицы, бантики, рюшечки, маленькие украшения, нашивки на одежде и особенно прическу), это может говорить о демонстративном стремлении выделиться и привлечь к себе внимание.

Агрессивный фон. Если у человечка сильные руки, объемные мышцы, оскалены зубы, на картинке изображено оружие, вероятно, ребенку не всегда легко проявлять гибкость и управлять своими эмоциями.

Как понять ребенка через его рисунки?

Жизнь детей наполнена различными эмоциями и чувствами. Однако для ребенка проблематично правильно высказывать их, здесь на помощь приходит арт-терапия. В процессе рисования ребенок полностью раскрывает свой внутренний мир и на листке выражает свои чувства, переживания и другие эмоции. Основной задачей родителей является научиться правильно и регулярно «читать» художества своего малыша, это позволит более хорошо познать ребенка и при необходимость вовремя обратиться за помощью к специалистам.

Что говорит детский рисунок о ребенке и его отношении к окружающим?

Во время рисования дети не контролируют свои эмоции, они создают «шедевр» душой, а не разумом. Поэтому очень важно обращать внимание на все детали рисунка, ведь это позволяет сделать определенные выводы о психологическом состоянии ребенка и об его отношении ко всему, что его окружает. Рассмотрим ниже, как по некоторым особенностям и деталям детского рисунка можно понять, что думает и чувствует ребенок.

Выбор цвета

Каждый ребенок очень тонко чувствует и сопоставляет свои ощущения с определенным цветом. Для точного тестирования важно, чтобы у малыша был максимальный набор цветов для создания рисунка.

Цвет Какими чертами характера обладают дети, предпочитающие определенный цвет? О чем говорит преобладание или отсутствие данного цвета на рисунке?
КрасныйАгрессивность, сила воли, вспыльчивость, возбудимость, эксцентричность, повышенная активность и решительность.Преобладание красного оттенка на рисунке указывает на открытость и активность. Такой ребенок непоседливый, непослушный, возбудимый, часто ломающий игрушки.

В будущем такие дети стремятся добиться признания, успехов, похвалы на фоне напористости и эгоистичности.

Отсутствие данного цвета может свидетельствовать о комплексе неполноценности и стремлению к уединению. Чаще всего это дети, воспитываемые в семье с частыми скандалами между родителями.

РозовыйУтонченность, нежность, сентиментальность, слабость, жалостливость, робость и оптимизм.Имеется зависимость от окружающих, ищет постоянной поддержки, нуждается в проявлении любви со стороны родителей и постоянном тактильном контакте.
Желтый цветРебенок любознательный и оптимистичный, непосредственный и общительный, положительно эмоциональный, но зависимый и ревнивый. Любовь к желтому свойственна творческим личностям.Мечтательность и сказочность, оригинальность и инакомыслие отличают ребенка выбирающего данный цвет. Он предпочитает одиночество и абстрактные игрушки (палочки, камешки и т.д.) Всегда во что-то верит и надеется. Могут проявиться безответственность и непрактичность.

Если цвет не нравится ребенку, значит он несколько замкнут и сосредоточен на своем внутреннем мире.

ОранжевыйОсновные качества ребенка: жизнерадостность, богатая фантазия, мечтательность энергичность и хорошая интуиция.Повышенная возбудимость, не имеющая выхода, веселье, шалости и крики без причины – признаки характеризующие состояния малыша. Насторожить должно чрезмерное использование данного цвета.
ЗеленыйСимволизирует упрямство и настойчивость, независимость и уравновешенность, высокие интеллектуальные способности, стремление к безопасности и духовное напряжение.Применение данного цвета в больших количествах говорит о нехватке материнской любви и чувстве заброшенности.

В будущем развивается консерватизм и боязнь перемен. Ребенку требуется ощущать себя защищенным и испытывать чувство надежности.

СинийРебенок отличается концентрацией и сосредоточенностью на проблемах своего внутреннего мира, ищет покой и удовлетворение, спокойствие и верность, он часто прибегает к самоанализу.Преобладающие эмоции юного «художника», который любит рисовать синим, — спокойствие и уравновешенность, склонность к самопожертвованию. Выбор этого цвета говорит о том, что ребенок в данный момент нуждается в покое.
ГолубойЧастая смена образа жизни, необязательность, беспечность и беззаботность характерны для любителей голубого цвета.Если на рисунке много голубого, то это говорит об уравновешенности и спокойствии ребенка в момент рисования.
Сине-зеленыйСила воли, серьезный нрав, педантизм, забота к окружающим и принципиальность.Преобладание на рисунке сине-зеленого оттенка характеризует особое состояние нервной системы, а точнее ее перевозбуждение. Ребенку требуется больше свободы и поощрений, возможно даже снижение предъявляемых требований.
ФиолетовыйСвойственен детям с богатой фантазией, отличной интуицией, чувствительным и ранимым, обладающих богатым внутренним миром, а также незрелостью и интеллектуальной, и эмоциональной.Впечатлительны, ранимы, возбудимы, внушаемы, нуждаются в поддержке — эти характеристики подходят к детям, на рисунках которых преобладает фиолетовый.
ЛиловыйДети любящие данный цвет слабы, нежны, одиноки и беззащитны, честны, часто замкнуты в себе и музыкальны.Ребенок использует данный цвет, когда погружен в себя, ощущает себя одиноким, слабым и беззащитным.
КоричневыйМедлительность, дискомфорт, отрицательное эмоциональное состояние.Много коричневого на рисунке сигнализирует о слабом здоровье, неурядицах в семье, пережитых драматических событиях, умственной неполноценности.
СерыйБезразличие, рассудительность, уход от тревог, отстраненность.Много серого цвета на рисунке говорит об ощущении беспросветности, рутины, бедности и отторжения. Ребенок отличается замкнутостью и несмелостью. Возможно, ребенок просто устал.
ЧерныйПодавленность, разрушения и протест.Черный рисунок свидетельствует о том, что ребенок переживает стресс, он не уверен в себе и несчастлив. Этот цвет символизирует преждевременное созревание сложной психики.
БелыйРебенок честный и чистоплотный, часто страдающий от одиночества и пустоты.Ребенок использует белый цвет для рисования, когда чувствует себя одиноким, переживает нервное перенапряжение и душевное беспокойство. У малыша отсутствует жизненная энергия и любознательность.

Яркие радужные цвета говорят о хорошем настроении и положительных эмоциях ребенка, а бледный рисунок с преобладанием мрачных цветов свидетельствует о сниженном эмоциональном состоянии или плохом настроении, возможно ребенку нездоровится.

Изображения людей, выражения лиц

В раннем возрасте дети рисуют людей в виде головоногих кругов с палками вместо рук и ног. В этом случае обращают внимание на цвета и силу нажатия карандаша, пропорциональность каждого героя относительно друг друга. В более старшем возрасте дети начинают прорисовывать голову и лица, руки и ноги.

  • В норме ребенок чаще всего рисует людей своего пола, в противном случае можно говорить о внутренних разладах.
  • Размер головы символизирует об умственном развитии и способностях, а наличие головного убора показывает, что ребенок нуждается в защите.
  • Наличие лица и четкость его черт говорит об открытости малыша и его общительности.
  • Чем хуже прорисовано лицо, тем «закрытей» характер ребенка.
  • Расспросите ребенка об эмоциях и настроении изображенных персонажей, это позволит поразмышлять над ситуацией с точки зрения ребенка.
  • Наличие ушей является показателем получения информации посредством слуха и умению прислушиваться.
  • Рот и зубы прорисовывают детки с агрессивным настроем, а глаза больших размеров указывают на детские страхи, особенно если прорисованы зрачки.
  • Размер рук является показателем физического развития, а спрятанные — говорят о неуверенности ребенка.
  • Руки поднятые вверх рисуют агрессивно настроенные малыши, а широкий размах говорит о готовности действовать.
  • Ноги длинные указывают на независимость ребенка, а широкая постановка говорит о самоуверенности малыша.
  • Непропорциональное туловище маленького размера рисуют дети с чувством неполноценности.
  • Демонстративность и выражение агрессии в рисунках деток старше 4-х лет проявляется через изображение половых органов.

Размеры фигур

Чем важнее для ребенка человек или предмет, тем крупнее он их изображает и наоборот. На рисунке изображаются наиболее значимые персонажи в жизни малыша.

Часто проявлением агрессии или же защитной формой поведения является изображение больших кулаков, прорисованных ногтей и зубов, наличие угрожающей позы и даже оружия.

Контуры линий

  • Четкие, жирные и ровные линии, нарисованные уверенно и без сомнений, свидетельствуют об уверенности в себе ребенка и о том, что он счастлив.
  • Слабое нажатие говорит о нерешительности юного «художника», его быстрой утомляемости, эмоциональной чувствительности и неустойчивой психике.
  • Сильное надавливание и частое ломание грифеля свойственно агрессивным детям.
  • Разная сила нажатия во время рисования говорит о частой смене настроения.
  • Мягкий по характеру малыш использует извилистые и плавные линии, а при наличии волевого характера на рисунке преобладают углы и прямые четкие линии.
  • Признаком импульсивности являются не доведенные до конца линии или же размашистая небрежная манера письма.
  • Самоисправления, особенно если они не привели к улучшению изображения, говорят о повышенной тревожности малыша, об этом свидетельствует и штриховка.

Компоновка рисунка на листе

Неуверенность в себе у детей проявляется в компоновке рисунка. Они располагают его сжато в какой–то части листа, а не на всей его площади. Наблюдается частое стирание деталей, сомнения ребенка в правильности изображения, граница (черта) земли или пола прорисована выше нижней границы листа.

Рисунок своей семьи

  • Дети начинают рисовать семью с самого значимого для них человека, причем чем крупнее он прорисован, тем авторитетнее он для «художника». Он лучше прорисован и украшен.
  • Если с кем-то у ребенка плохой контакт, то его ребенок не рисует, либо изображает его схематично.
  • Семья у ребенка дружная, если все держаться за руки, и, наоборот, если каждый занят своим делом.
  • Если между людьми имеются разделяющие предметы (например, дерево), значит ребенок чувствует наличие проблемы в общении.
  • Изображение игры говорит о наличии соперничества в семье. Если кто-то нарисован с поднятыми вверх руками, значит от него исходит агрессия, либо он нуждается в помощи.
  • Наличие на рисунке недостоверной информации (умершие или несуществующие люди) говорит о дискомфорте ребенка, его стремлении изменить ситуацию.
  • Если юный «художник» изобразил себе крупнее взрослых, значит он чувствует себя уникальным и значимым. А вот об при ощущении себя лишним говорит отсутствие самого дитя на картинке.

Как расшифровать детский рисунок: 5 примеров

Следует помнить, что ребенок переносит на бумагу в виде рисунка то, что он чувствует и переживает в данный момент. Для правильной оценки психоэмоционального состояния малыша требуется несколько рисунков, сделанных в различное время.

Может быть, что ребенок в целом положителен, открыт и все у него в порядке, однако в момент рисования он был в ссоре или находился под воздействием не очень приятного момента, естественно, что и на рисунке появиться негатив, но ведь это только сейчас. А возможно ребенок изо дня в день рисует «крик о помощи», а родители не понимают.

Примеры расшифровки детских рисунков

Рисунок №1.

Автор: девочка, 4 года

О чем говорит рисунок №1?

Несколько хаотичный, но в тоже время яркий и динамичный рисунок. Ребенок выделяет маму как эмоциональный центр семьи, украшает ее платье и располагает рядом солнце (символ тепла), себя и собаку. Себя автор изображает на равных со взрослыми, но в тоже время недостающей до земли – скорее всего она импульсивная, боевая девочка с мальчишеским характером. Уровень самоконтроля невысок, об этом свидетельствует размашистая манера письма с сильным нажимом.

Рисунок №2.


Автор: мальчик, 5 лет

О чем говорит рисунок №2?

Рисунок характерен для деток старше 6 лет, следовательно ребенок развивается с опережением. Семья изображена динамично, ярко и в тоже время неспокойно. Цветовая гамма предполагает половую идентификацию «художника» с отцом, однако ближе он все-таки к маме. Судя по рисунку можно предположить, что мальчику не хватает места, он не твердо стоит на ногах. При этом фиолетовый цвет говорит о возможной психоэмоциональной нестабильности и частой смене настроения. Крупные и угловатые фигуры свидетельствуют о прямолинейности в общении и склонности к конфликтам. Прорисованные зрачки и наличие штриховки указывают на имеющуюся скрытую тревогу.

Рисунок №3.

Автор: девочка, 6 лет.

О чем говорит рисунок №3?

Общая композиция указывает на то, что все счастливы и ребенок растет в доброжелательной атмосфере. Автор сгруппировала всех членов семьи, детей и кошек справа, а взрослых слева от дерева, это говорит о четкой иерархии, папа с мамой и бабушка пользуются большим авторитетом, настораживает только изображенный покойный дедушка, а наличие между ним и бабушкой дерева говорит о разделении их непреодолимой преградой.

Рисунок №4.

Автор: девочка, 7 лет.

О чем говорит рисунок №4?

Девочка изобразила свой прототип. Следует обратить внимание на крупный и яркий рисунок, однако расположенный в верхней части листа, это говорит о позитивной самооценке, активности и эмоциональности, высоком уровне самоконтроля, общительности и развитом интеллекте на фоне неуверенности и недостаточной устойчивости (маленькие ножки и явный акцент на линию земли). Такая ситуация наблюдается в семьях, где уделяют много внимания ребенку, что лишает его возможности проявить самостоятельность.

Рисунок №5.

Автор: мальчик, 8 лет.

О чем говорит рисунок №5?

Изображение на рисунке свидетельствует о позитивном восприятии мира. Папа с мамой нарисованы вместе, хотя они разведены. Папа несет цветы, что говорит о надежде мальчика на то, что родители вновь будут вместе. Изображенные птицы, как символ надежды, только подтверждают данное предположение. Мальчик хочет быть похож на отца, об этом свидетельствует схожие цвета одежды папы и сына.

Позволяйте ребенку чаще рисовать, ведь так он может выплеснуть свои эмоции, а вы сможете лучше познать своего малыша, главное правильно читать послания детского подсознания. Также понять своего ребенка можно при помощи песочной терапии, о которой вы можете прочитать на нашем сайте.

Читайте также:  Как сходить в гости с ребенком, чтобы этот визит не стал последним
Ссылка на основную публикацию