Медлительный ребенок: причины и советы родителям медлительных детей

Медлительный ребенок: что делать?

Неторопливый, очень медлительный ребенок становится настоящим стрессом для быстрой и ловкой мамы. В то время как у неё, все делается ловко, быстро и слёту, он, как будто бы не ёё собственный ребенок, а полная противоположность – несобранный, медленный, угловатый, как настоящая черепаха. Долго копается, не может собраться, а бывает вообще впадает в ступор. Что делать с медленным ребенком? Какие есть рекомендации для родителей медлительных детей? Первое и самое главное – ни в коем случае не подгонять. От этого будет только хуже. Почему так происходит, читайте в этой статье.

  • Почему бывает ребенок очень медлительный?
  • Какие факторы влияют на то, подвижный ребенок или медлительный?
  • Почему медлительность в ребенке имеет свойство усугубляться по непонятным причинам?
  • Какие есть рекомендации для родителей медлительных детей?
  • Как помочь медлительному ребенку?

Знаете ли вы, кто такой медленный ребенок? Очень медленный ребенок? Ох, вы не знаете, что это такое, если не раздражались по этому поводу до такой степени, что хочется вопить и кричать от бессилия. Когда он как будто бы специально еле-еле передвигается, сидит по три часа в туалете, делает уроки как будто бы даже не хочет быстренько все закончить и бежать играть с друзьями, даже за обедом пережевывает первую ложку каши за то время, когда вы успеваете уже умять всю тарелку и даже помыть её. А в школе с медлительным ребенком еще хуже: он от всех отстает, не участвует в конкуренции среди ребят, вообще весь неуверенный в себе. И еще одна характерная черта – боится всего нового. Вот что с ним делать?

Прежде чем ответить на вопрос «как помочь медлительному ребенку?», давайте углубимся в психологию и ответим на другой вопрос – а почему собственное некоторые дети бывают медлительными?

Подвижные и медлительные дети – почему они такие разные?

Попадая в любой коллектив детей, хотя бы в детский сад, любой взрослый человек сразу увидит разные характеры ребят, некоторые из которых будут полностью противоположны. Есть дети активные, которые постоянно бегают, прыгают, их не остановить. Если дети эмоциональные, они постоянно хотят общаться. И в любой группе всегда найдется ребенок медлительный, вернее сказать так – более медленный чем другие дети: он предпочитает больше сидеть, чем бегать, несколько неуверен в себе, интровертирован.

Заметьте – изначально, медлительность – это лишь характеристика ребенка, а не его отрицательная черта характера. Просто отличие, которое можно истолковывать по-разному. Другой взрослый, не вы, может наоборот посчитать такого ребенка хорошим, послушным, а вот активного слишком быстрым и от этого раздражающим.

Откуда эта особенная черта – медлительность – берется у детей, описывается в системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Каждый человек рождается с определенным набором психотипов, векторов, каждый из которых проявляется по-разному. Один из векторов – анальный, характеризуется такими особенностями психики, как желание к качеству, чистоте. Например, он с удовольствием убирает в комнате, помогает маме. Подход при этом у него скрупулезный, не поверхностный, а углубленный в дело.

Уже в маленьком возрасте такой ребенок стремится делать дело не просто хорошо, а очень хорошо – и всегда доделать все до конца. Он не может начать, а потом бросить. Он делает как следует, вот здесь и кроется корень медлительности таких детей, которая в норме не должна быть уж очень сильной. Но становится таковой при определенных условиях, в которых может оказаться малыш.

Медленные дети: рекомендации маме в первую очередь

Это на яблоньке появляются только яблочки, а грушки вырасти не могут. А у мамы ребенка с анальным вектором может совсем не быть анального вектора. А быть полностью противоположным ему по свойствам и желаниям – кожный вектор. И её устремление не направлено на качество, а на пользу/выгоду, которая чаще всего строится на экономии времени. Она любит делать 100 дел одновременно, ловко управляясь и с готовкой супа, и с помощью ребенку в аппликации, и с общением в Одноклассниках. И наоборот, делать одно дело, особенно, требующего длительного усилия, ей скучно и неприятно.

Когда у такой кожной мамы рождается кожный ребенок, все прекрасно – они вместе, в одном ритме живут и не тужат. Но все случается наоборот, когда рождает ребенок с анальным вектором. Они совершенно друг друга не понимают, а мама, из самых лучших побуждений, хочет привить малышу все свои самые лучшие качества – скорость, ловкость и экономичность. Но проблема в том, что ребенок совсем другой. Он не может быстро, потому что он хочет качественно. Возникает психологическое напряжение между противоположностями, которое закономерно всегда решается в пользу мамы. Опять же из самых лучших побуждений она начинает передавливать и стараться воспитать из него «человека». Мама старается подогнать его, показать, как сделать быстрее – и тем самым вгоняет его в ступор из-за этой спешки. Потому что невозможно сделать быстро и качественно сходу, если дело новое. Ни у кого это не получится, а у маленького ребенка вообще нет шансов на такой подвиг.

Поэтому ребенок начинает замедляться и чем дольше продолжается такое напряжение, тем сильнее ребенок становится медлительным, пока наконец не превратиться в очень и очень медлительного ребенка.

Выше описан один из жизненных примеров: аналогичная ситуация может возникнуть при других обстоятельствах. Подгонять ребенка может не мама, а папа или бабушка, учительница или воспитательница. Одно неизменно – медлительного ребенка не понимают и оказывают на него давление в его естественных свойствах, пытаясь переделать в противоположность. А это невозможно.

Особенности медлительных детей

Ребенок с анальным вектором, если не передавливать его специально в быстрого и ловкого, вырастает в абсолютно адекватного человека, который совсем не медлительный. Научаясь адаптировать свои задачи, он понимает, как подходить к делу. А если он делает дело много раз подряд, то у него получится сделать и качественно и не медленно, а нормально.

Однако, это не случится, если его специально подгонять. Таким образом не формируется наполнение его врожденных желаний, а новые, не его, не создаются. Как бы этого не хотелось.

Альберт Эйнштейн как-то сказал:
«Каждый гениален, но если рыбу оценивать по тому, как быстро она вылезает на дерево, то рыба проживет всю жизнь с ощущением того, что она дура».

Если анального ребенка не развивать в его желании к качеству, а постоянно подгонять, то он всю жизнь будет ощущать себя ненормальным и несчастным человеком. Всего нового он будет бояться, скорости у него не прибавится, наоборот, из медлительного ребенка вырастит медлительный взрослый с чугунной психикой, не способной адаптировать изменений.

Итак, главная особенность медлительных детей – это их устремление к качеству, такой вот взгляд на мир и на жизнь. Медлительность их – это не плохая черта характера, а именно особенность, которая проявляется тем сильнее, чем сильнее ребенка подгоняют. Это оценочная категория, которой взрослый определяет ребенка относительно себя.

Рекомендации родителям медлительного ребенка

Если вы замечаете, что ваш ребенок очень медлительный и это вас очень сильно раздражает, первое, что вам нужно – это выйти в другую комнату и немного поостыть. Вы должны понимать, что ни криком, ни тем более битьем вы не поможете, а наоборот – усугубите картину. Скорее всего вы уже знаете, что никакими уговорами или наказаниями его нельзя ускорить, поэтому сделайте это – успокойтесь.

Теперь отправляйтесь к своему ребенку и присмотритесь, что он пытается сделать. Быть может он складывает рюкзак или делает домашнее задание, может быть ест или читает. Просто понаблюдайте за ним не оценивая его через себя, а пытаясь понять его. Через некоторое время Вы заметите с чем связана медлительность ребенка – это его неуверенность в себе, это сомнительность, это замкнутость. Он такой уж точно не потому, что хочет быть таким. Ребенку правда нужна ваша помощь, чтобы стать счастливым и перестать быть медлительным. Не крик, не наказание, не воспитание, а именно помощь. И только вы можете ему действительно помочь.

С этого момента попробуйте делать так – рекомендации родителям медлительных детей:

– Всегда давайте ребенку время, столько, сколько ему нужно. Никогда не подгоняйте его, вместо того, чтобы требовать ускорение, попробуйте вместе с ним сконцентрироваться на качественном подходе к делу: не на тяп-ляп, а обстоятельно, со всеми нюансами.

– Дождитесь, когда у ребенка получится что-то сделать и искренне похвалите его. Никогда не хвалите ни за что, но всегда хвалите, когда есть за что. Это очень важно для медлительного ребенка, правильная похвала задаст ему ориентир.

Лучше всего, конечно, делать это все не механически, а понимая врожденные свойства своего ребенка, все особенности его психики. Когда вы увидите его не через свои лучше качества, а через его свойства, то ваше раздражение к его медлительности постепенно сойдет на нет.

А для этого лучше всего углубленно понять, что такое анальный вектор и какие его характеристики. Прекрасно и полноценно эта информация дается на вступительных (бесплатных) лекциях по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Зарегистрироваться на них можно по этой ссылке.

Лекции проходят онлайн и доступны всем желающим вне зависимости от географии проживания. На них любая мама гарантированно поймет причины медлительности своего ребенка.

Понимать системно-векторную психологию очень важно для любого родителя, который хочет вырастить здорового ребенка. Приглашаем вас оформить подписку на нашу рассылку в форме внизу – мы постараемся присылать вам уникальные, интересные материалы, которые помогут меньше хмурится и больше быть счастливым человеком.

Медлительный ребенок

Автор: Анастасия
Дата записи

Всех родителей, которые жалуются на медлительность у детей, можно условно разделить на две группы. К первой группе относятся те родители, в семье которых растет задумчивый и неторопливый ребенок с флегматичным типом характера, который любит помечтать. Кажется, что он буквально спит на ходу. Но на самом деле ребенок совершенно нормальный, даже намного более скрупулезный и рассудительный, чем его ровесники.

Вторая группа родителей – это те, которые столкнулись с реальной проблемой. И в данном случае то, что ребенок очень медлительный, является следствием проблем в его нервной системе, деятельность которой замедленна.

Существует и еще одна возможная причина медлительности у ребенка. Это может быть связано с отношениями в семье. Например, постоянные скандалы и разборки между родителями могут вызвать у ребенка сильное чувство тревоги, которое способно привести к замедлению активности умственной деятельности малыша. Так же действует на ребенка и излишняя строгость папы или мамы. Постоянные наказания мешают ребенку сконцентрироваться на выполняемой работе, да и стимул для ее выполнения, как Вы понимает, отсутствует. Навряд ли бесконечные упреки смогут заставить малыша Вас слушать и с удовольствием выполнять Ваши задания. Но в отличие от первых двух причин медлительности, с этой справиться проще простого. Чтобы все изменить в лучшую сторону, достаточно просто прекратить ругать ребенка, а также наладить добродушную и спокойную атмосферу в семье.

Теперь давайте поговорим о том, что делать, если ребенок медлительный от природы, и это никак не связано с его воспитанием и отношениями в семье. Родители, у которых растет медлительный ребенок, ежедневно сталкиваются с множеством трудностей. Начинается все с того, что ребенок очень долго одевается, ему нужно много времени, чтобы утром проснуться и привести себя в порядок, и еще больше времени, чтобы вечером собраться ко сну. На медлительного малыша жалуется воспитатель в детском саду, так как кроха очень медленно есть, ему нужно помогать одеваться, он устает от подвижных игр с другими детьми. Родители очень часто не обращают на это особого внимания.

Начинать работу с таким ребенком нужно как можно раньше, но родители бездействуют и благополучно отправляют его в школу. Там малыш начинает отставать от класса. Все уже закрывают тетради и открывают книги, а ребенок только дописывает задание. Все уже поели и идут на урок, а ребенок только начинает кушать второе. И именно в это время проявляется разница между флегматичными детками, которые хоть и мечтают на ходу, но все же успевают за классом, не испытывая никаких проблем, и истинно медлительными малышами с низкой подвижностью нервных процессов, темп деятельности которых значительно отличается от большинства других детей. Такие медлительные детки быстро начинают чувствовать усталость, так как обычная школьная жизнь превращается для них в постоянный марафон. Им никогда не удается поспеть за классом, и все заканчивается депрессией или нервным срывом.

Читайте также:  Учим цвета (Метод Домана)

Как бороться с медлительностью

Как бороться с медлительностью? Чем бы ни была вызвана медлительность ребенка, самое первое, что должны сделать родители, — донести это до ведома учителя. Педагог не должен ругать ребенка за то, чего он просто не в состоянии сделать. Пообещайте учителю прорабатывать школьный материал дома после уроков и попросите его проявить снисходительность и понимание.

Также очень важно объяснить малышу, что он немного отличается от остальных детей. В этом нет ничего плохого, если сегодня он не успевает за классом. Зато дома в спокойной обстановке он может выполнить все задания медленно и очень аккуратно. Когда ребенок осознает свой небольшой недостаток, придумайте вместе, как Вы будете с ним бороться. Например, Вы можете ежедневно выполнять специальные упражнения. Или может ребенок захочет записаться в спортивную секцию , чтобы развивать свою скорость и реакцию.

Флегматичному ребенку может помочь ежедневное общение и подвижные игры с другими детьми. Такие нехитрые упражнения позволят ему стать более коммуникабельным, развить подвижность и сноровку. И этого будет уже достаточно, чтобы ничем не отличаться от класса.

Истинно медлительный ребенок нуждается не только в тренировке скорости, но и умении снимать напряжение. Представьте себя на его месте. Вы живете так, как привыкли, а все люди ходят, разговаривают, спрашивают и отвечают, меняют тему разговора и переходят к новой работе в два раза быстрее. И при этом Вы не просто гуляете и общаетесь с друзьями, Вы вынуждены освоить довольно сложную школьную программу. И все это в нереально высоком для Вас темпе. Именно так чувствует себя медлительный ребенок изо дня в день. В результате, малыш скапливает в себе напряжение, негативные эмоции и усталость. Вы должны научить его расслабляться. Для этого подходит дыхательная гимнастика, йога , прогулки в лесу и все, что помогает снять напряжение.

Родителям медлительного ребенка приходится довольно непросто. Так как ежедневно на протяжении многих лет они должны помогать своему сыну или дочке справляться со стрессом. О чем всегда должны помнить родители медлительного ребенка?

  • Подгонять медлительного ребенка бесполезно. Его нервная система устроена таким образом, что увеличение нагрузки приводит к замедлению ее работы. А постоянные окрики и упреки приведут только к возникновению невроза.
  • Смеритесь с тем, что ребенок выполняет всю работу ровно в два раза медленнее остальных.
  • Также медленно ребенок переключается от одного вида деятельности на другой. Он может нормально усвоит материал, только дайте ему время переключиться.
  • Медленнее на значит хуже! За качеством можете следить со всей строгостью. Медленная нервная система никак не препятствует аккуратному и правильному выполнению заданий.
  • Говорите помедленнее. Ребенок будет лучше Вас понимать. Поверьте, медлительному ребенку трудно улавливать даже речь преподаватель в школе, дайте ему возможность расслабиться, хотя бы находясь дома с родителями.
  • Делите большие задания на несколько маленьких. Так ребенку будет легче закончить работу
  • Подходите к воспитанию медлительного ребенка творчески. Придумайте короткие стишки, чтобы он одевался и готовился к урокам без промедления, или, например, нарисуйте плакаты, чтобы он быстро выполнял все действия одно за другим.
  • Будьте терпимее. И Ваш ребенок вырастет умным и здоровым.

Автор: Анастасия

Меня зовут Анастасия, уже более 10 лет я работаю с детьми. Круг моих интересов достаточно широк, это здоровье, воспитание детей, психология, семейные отношения. Я являюсь кандидатом наук, поэтому оцениваю все не только с практической, но и с научной точки зрения. За время своей работы я накопила много информации, которой с удовольствием поделюсь с вами.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Медлительный ребенок: рекомендации родителям

Некоторые дети все делают очень медленно. Хорошо это или плохо? Хорошо тем, что обычно такие дети отличаются тщательностью и аккуратностью. Уж если сделал, так сделал, комар носа не подточит.

Плохо тем, что медлительность мешает взаимодействию с окружающими: мама раздражается и ругается, сверстники обгоняют и насмехаются, учительница ставит плохие оценки за опоздание или недоделанную домашнюю работу.

Некоторые считают, что медлительность – это врожденное качество ребенка, его особенность, черта его характера. Ее нужно принять как данность и позволить ребенку делать дела с “его” скоростью. Я согласна с этим утверждением: если мама спокойно принимает факт медлительности, она перестает на ребенка ругаться, а это уже хорошо.

Есть и другие родители – те, кто не ограничивается задачей хороших отношений с ребенком, а стремятся воспитать успешного и социально адекватного человека. Тогда вопрос с руганью совсем не актуален – само собой разумеется, хорошие отношения с ребенком должны быть. А вот задача ускорить медлительного ребенка становится первостепенной.

Как это сделать? Способов и подходов много, смотрите статью “Копуша”, мне больше всего нравится использовать “принцип упрощения”.

1. Определите, в чем проявляется медлительность вашего ребенка. Наверняка, во множестве ситуаций – выберите одну, для начала – простую. Например, мой сын делает уроки очень медленно. Не спеша садится за стол, постепенно вытаскивает дневник из портфеля, затем задумчиво листает его до нужной страницы, тщательно выбирает подходящее место для дневника на просторах своего стола. Потом начинает вытаскивать учебник. Когда дневник, учебник и тетрадь открыты на нужных страницах, дело доходит до пенала и поиска в нем ручки. Через 15 минут он готов начать делать уроки.

2. Разложите ситуацию на простые действия и объясните ребенку, что вы под ними понимаете. Достать дневник из портфеля – т.е. открыть портфель, засунуть руку, нащупать дневник, вытащить его, положить на стол лицом к себе. Взять ручку и приготовиться писать – т.е. взять ручку со стола, расположить ее в руке правильно, положить руку на тетрадь так, чтобы ручка указывала на то место, где нужно начать писать, взгляд направить на тетрадь.

3. Попросите ребенка сделать это простое действие правильно. Затем попросите сделать его правильно и быстро. Потренируйте его 10-15 раз, чтобы это действие получалось у него легко и непринужденно. “Тренируемся? По моей команде – раз, два, три, возьми ручку!”

4. Переходите к следующему простому действию. Если у ребенка все равно не получается сделать что-то быстро, то понаблюдайте в чем затык, а затем. разложите действие на более простые, элементарные действия. Дневник не вытаскивается из-за полурастегнутой молнии на портфеле? Научитесь хорошо расстегивать молнию.

Метод на первый взгляд кажется слишком простым, даже примитивным, но не спешите относиться к нему легкомысленно. В этих элементарных действиях есть глубокий внутренний смысл.

Во-первых, ребенку становится невыгодно делать медленно.

Он оказывается перед фактом: если делаю медленно, то приходится выполнять какие-то невероятно скучные задания, одно и то же, по многу раз. А если сделаю быстро – то и самому приятно, и мама похвалит. Вместо мыслей “не могу, не получается” – сам вижу, что “могу, получается и нравится”.

Во-вторых, родитель из критика превращается в помощника.

Доброжелательно, в интересах ребенка помогает ему научиться сложным, а если не получается, то простым, а если не получается, то элементарным задачам. Контакт с ребенком налаживается, отношения становятся лучше.

В-третьих, все происходит весело и бодро! Ребенок привыкает чувствовать радость от четкого, быстрого выполнения задач. В такой атмосфере любая медлительность со временем просто исчезнет, за ненужностью.

Медлительность – это не приговор! Ребенка можно и нужно научить действовать бодро и энергично! Ускоряемся?

Видео от Яны Счастье: интервью с профессором психологии Н.И. Козловым

Темы беседы: Какой женщиной нужно быть, что успешно выйти замуж? Сколько раз женятся мужчины? Почему нормальных мужчин мало? Чайлдфри. Воспитание детей. Что такое Любовь? Сказка, которой бы лучше не было. Плата за возможность быть рядом с красивой женщиной.


Как правильно относиться к медлительным детям: советы родителям

“Движение – благо, медлительность – гибель”, – так в древности считали арабские мудрецы. Темп современной жизни многократно вырос, и проблема детской неспешности не исчезла, лишь усугубилась. Чтобы понять, каков он – медлительный ребенок и как помочь ему, необходимо выяснить причины нерасторопности, найти способы ее преодоления.

Что нужно знать о медлительности малышей

Каковы особенности медлительных детей? Тенденция современной детворы – быстрота, скорость. Психологи констатируют увеличение процента гиперактивных деток. На их фоне даже обычного ребенка посчитают медлительным. Многие думают, что флегматик и неторопливый человек – одинаковые понятия. Флегматик – разновидность медлительного ребенка, однако нерасторопные детки – редко по типу темперамента флегматики. Больше в этом виноваты другие обстоятельства, например, причины возникновения неспешности могут быть следующие:

  1. Обратите внимание на родственников. Возможно, неспешность малыша – наследственный фактор.
  2. Чудеса неторопливости иногда проявляют и активные дети. Научитесь слышать желания малыша, причиной может послужить демонстративный отказ сиюминутно выполнять нежелательную просьбу взрослого. Например, ребенок занят интересной игрой, а мама зовет его на вечерние процедуры.
  3. Нерасторопность младшего школьника как форма протеста против скучного занятия. Детка назло тянет время, когда родители хотят быстрее приготовить домашнее задание, выучить стихотворение.
  4. Леворукость малыша бывает причиной неспешности, так как не все предметы в окружающем мире соответствуют этой детской особенности.
  5. Самой распространенной причиной медлительности ученые считают дефицит внимания взрослых. Типичные признаки недостатка родительского участия – забывчивость, невнимательность, рассеянность, отвлекаемость, низкая концентрация внимания, что приводит к замедленности действий.

У неспешного поведения наряду с отрицательными, обнаруживаются и положительные стороны. Плюсы медлительности, примиряющих родителей с неспешностью деток:

  • Вдумчивость. Став учеником, ребенок не позволит ускользнуть важным деталям учебного материала.
  • Усидчивость. Поможет малышу стать трудоспособной личностью, добиться успехов в деятельности, требующей неспешности.
  • Основательность. Вещи основательного карапуза в полном порядке, игрушки добросовестно расставлены по полочкам.
  • Длительное запоминание информации. Их память позволяет навсегда сохранить знания и умения, полученные извне.

Важно! Медлительность – не болезнь или недостаток. Это особенность характера. Цените уникальность! Медлительность бывает следствием заторможенности нервной системы, проявляющейся в особенностях психики малыша.

Темп действий взрослых отличаются от детской скорости. Но не нужно заранее представлять, как усложнится жизнь нерасторопных детишек при обучении в школе, как сложно во взрослом возрасте будет придерживаться графика любимой работы. Всегда можно найти способ, как помочь медлительному ребенку.

Рекомендации для родителей медлительных детей

Важно! Суета старших, происходящая из-за спешки, вводит малыша в недоумение. Время в детском сознании течет совершенно по-другому! Родители часто бывают обеспокоены тем, что не знают, как помочь медлительному ребенку.

На помощь приходят специалисты, которые предлагают рекомендации для родителей по воспитанию медлительного ребенка:

  • Часто замедленность проявляются у учеников первого класса. Жесткие рамки провоцируют проявления нерасторопности у медлительного ребенка в школе. Педагогическая ответственность за воспитание проблемных деток ложится на педагога. Заработать прозвище «копуша» легко, стоит однажды учителю назвать ученика так в компании одноклассников – прозвище точно закрепится, оставит пожизненную травму. Начиная обучение в школе, необходимо наладить контакт с педагогом, предупредить об особенностях будущего школьника. Испытав школьный конфликт, ребенок должен иметь возможность дома отвлечься. Не создавайте дополнительных неприятностей отпрыску, а лучше дайте ощутить себя любимым, принимаемым с любыми недостатками и особенностями. В совместном труде преодолевайте существующие трудности, составьте упражнения, помогающие избежать неприятностей, связанных с медленным темпом работы на уроке.
  • Умение планировать, четко следить за временем помогут нерасторопному дошкольнику не отставать от ритма жизни. Для этого применяйте песочный хронометр. Играя, расскажите о понятиях минуты, секунды, придумайте историю о постоянно опаздывающем герое, поясните последствия его опозданий. Предложите маленькому человечку помочь главному герою, с помощью таймера выполнить интересные задания, уложившись в срок. Пусть устройство будет на виду, тогда сын или доченька понаблюдают за быстротечностью песка.
  • С детками, разбирающимися в обычных ходиках, используйте рисуночные упражнения. Покажите ребенку картинку с изображением утренней зарядки. Попросите передвинуть стрелки на время выполнения гимнастики. Либо наоборот, поставьте стрелки на циферблате, а малютку попросите отыскать картинку с действиями в нужное время.
  • Современным приемом ученые считают тайм-менеджмент. Понадобится листок, с изображениями режимных моментов, размещенный в зоне доступа карапуза. Пусть он, выполнив пункт расписания, поставит рядом с рисунком галочку. Когда возле картинок появится отметка, а распорядок соблюден, наградите ваше чадо красивым стикером, улыбающимся смайлом. Дайте крошке возможность накопить большую коллекцию позитивных поощрений, и он с удовольствием и расторопностью станет реагировать на просьбы в будущем.
  • На полках книжного магазина родители без труда отыщут специальные обучающие книги, носящие называние «Который час?». Они повествуют о действиях людей в разное время суток, в яркой и красочной форме рассказывают, что делают утром, чем занимаются вечером.
  • На основе материала книг занимайтесь разгадыванием с крошкой загадок о временах суток, режиме дня. Предложите дошкольнику из разрезных картинок сложить собственное расписание.
  • Трудности из-за нерасторопности помогут решить задания с ограничением времени выполнения. Раскрашивая картинку, убедите чадо выполнить привычную работу за меньшее время. Обязательно закрепляйте достижения деток. Придумайте систему положительных поощрений.
  • С неспешными детьми, нужно чаще играть в динамичные игры. Не стоит заставлять малыша, лучше используйте стихотворные потешки, веселые песенки – он с удовольствием подвигается вместе с мамой.
Читайте также:  Алименты на детей: консультация адвоката Олега Сухова

Игры и упражнения с маленькими «копушами»

Что делать, если ребенок очень медлительный? Заботливым родителям рекомендуется использовать действенные игровые приемы, упражнения с целью преодолеть яркие проявления неповоротливости, облегчить крохе жизнь в современном мире.

Игра «Бегу-иду-гуляю»

Поможет маленькому человечку научиться переключать внимание. Это неимоверно важно нерасторопным крошкам. Ведущий поднимает руку вверх – значит нужно бежать, скрещивает руки на груди – сигнал просто идти, руки опущены вниз – начинаем неспешную прогулку. Маленьким игрокам до трех лет лучше выполнять упражнение совместно с взрослыми.

Игра «Кошачьи коготки»

Напомните крохе, что кошка, греясь на солнышке, неохотно и медленно сжимает – разжимает коготки. Увидев мышь, начинает быстро работать когтями, чтобы не упустить добычу. По команде «Мышь!» малютка быстро работает кистями рук, имитируя движения кошки, команда «Солнышко!» позволит снизить скорость упражнений.

Игра в театр

Развлечение из данной серии научит кроху чуткости, отзывчивости. Выберите игрушку – актера. Рассказывайте ребенку, чем сегодня занимался герой. Если актер хорошо выполнял действия, похлопайте вместе, а сделал что-то странное – от удивления поднимите брови. Совместные занятия не оставят равнодушными медлительных крох.

“Рисовательные” упражнения на скорость

Все детки любят рисовать. Эту особенность можно использовать, чтобы бороться с медлительностью. Потребуется напарник, чтобы создать соревновательный эффект. Лучше, если это будет взрослый, чтобы на определенном этапе дать возможность малышу победить. Для рисования на скорость можно использовать разные темы: “Как можно больше нарисовать кругов (квадратиков, овалов) за 10 секунд”, “Кто быстрее нарисует и раскрасит 5 цветов?”, “Рисуем на раз, два, три ломаные (волнистые, зигзагообразные) линии, чтобы получилась картинка”.

Подобным образом можно использовать “рисование” при помощи пазлы, разрезных картинок.

Табу, которые нельзя нарушать

  • Не подгоняйте. В ответ на агрессию взрослого детка еще сильнее замедлится, если вовсе не «закаменеет». Торопливость – враг самостоятельности. Внимательные мамы заметили, что чем сильнее торопить кроху, тем меньше действий он совершает.

Совет! Хочешь сделать быстро – выполни сама!

  • Не говорите, что делать медленно – это плохо. Педагогически неправильные меры воздействия не избавят малыша от нежелательного качества, а закрепят чувство неуверенности, ощущение собственной неполноценности.
  • Не сравнивайте свое чадо с другими детьми, каждый ребенок уникален по-своему. Лучше помогите ему преодолеть отрицательные стороны медлительности.
  • Не задавайте абстрактных заданий. Фраза: «Собирайся!» – слишком далекая цель. Растолкуйте ребенку, куда и зачем нужно собираться, и причем очень быстро. Так вы скорее добьетесь желаемого результата.

ТОП – 10 дельных советов для родственников нерасторопных карапузов

  1. Постарайтесь найти гармонию внутреннего времени детей и родителей. Чем терпимее мир вокруг крошки, тем легче жить.
  2. Главное правило – делать резерв в несколько минут, не подгонять ребенка. Когда родственники знают количество времени, нужное малютке для сборов в его темпе, то дополнительно запасаются лишним часом утром.
  3. Малыш ест длительное время? Поиграйте с ним! Стимулируйте личным примером: возьмите ложку и начните есть вместе.
  4. Когда он выполняет задание долго, попросите выполнить это поручение за приятное вознаграждение или сюрприз.
  5. Учите ребенка управлять процессами организма. Если нерасторопность мешает малютке, научите с ней жить и оборачивать собственной выгодой.
  6. Малютка невнимателен, медлит, забывая последовательность выполнения ежедневных гигиенических процедур? Используйте чек-листы. Пошаговые инструкции, расположенные на видном месте, помогут сэкономить время на восстановление нужного порядка действий.
  7. Обозначьте результат. Если малышу пообещать интересные развлечения за быстрый сбор вещей, взрослый неожиданно обрадуется скорости, качеству выполнения просьбы.
  8. Используйте фразы: «Я с тобой», «Мы успеем», «Время есть», «Ничего не случится, если опоздаем». Чтобы не подвергаться тревожным состояниям, ступору, малютке важно подтверждение, что все идет нормально, он любим, несмотря на отличия от остальных.
  9. Чем раньше ребенок научится планировать собственное расписание, тем легче потом рассчитать свое время. Научите следить за временем малютку – купите красивые яркие часики.
  10. Если маленький школьник невнимателен, желательно за период летних каникул готовить к обучению в следующем классе. Проанализируйте совместно будущие учебники, разберитесь с предстоящими сложностями. Не стоит бояться снижения познавательного интереса.

Психологи спешат успокоить: с возрастом медлительность у дошкольников пройдет, родители перестанут обращать на данное осложнение внимание. Ведь главная задача родителей – воспитать счастливую здоровую личность.

Медлительный ребенок – особенности темперамента?

Слишком медлительный ребенок – это проблема, которая обычно вызывает порядочное раздражение у родителей. Казалось бы, уже давно можно было собраться, одеться, помыться, выполнить домашнее задание и так далее, а медлительный малыш все продолжает возиться с этой простой задачей. Однако с такими детьми очень важно не дать волю своему раздражению, а постараться помочь им преодолеть свою медлительность. Как это сделать – расскажем далее.

Почему ребенок может быть медлительным?

Вариантов того, почему ваш ребенок достаточно медлителен во всем, может быть очень много. Вот остальные из них:

  • Особенности функционирования нервной системы. Кстати, именно они лежат в основе выделения четырех основных типов темперамента. И если ребенок – меланхолик, то он может быть медлительным именно поэтому. Это не говорит о каких-либо задержках в развитии или неполноценности – это означает лишь его психологическое особенности, собственную манеру выполнения любых дел.
  • Наличие хронического заболевания. Когда организм ослаблен продолжительной борьбой с каким-то недугом, особенно – хроническим, медлительность у ребенка может быть вызвана недостатком сил и жизненной энергии. В таком случае, само собой, в первую очередь понадобится заняться улучшением его здоровья.
  • Проблемы с концентрацией внимания. Дети, у которых это качество развито недостаточно сильно, просто не могут долгое время сосредотачиваться на каком-либо одном занятии. Из-за этого им и приходится тратить на него много времени, причем значительную его часть они отвлекаются на что-то еще.

  • Беспокойство, стресс, тревожность. Если ребенок не чувствует себя спокойно и уверенно (возможно – эпизодически, возможно – постоянно на протяжении какого-то сложного этапа жизни), то это также может находить выход в медлительности. Именно поэтому так важно следить за эмоциональным состоянием детей, не устраивать ссор при них, разговаривать с ними о чувствах, и так далее.
  • Склонность все анализировать и делать правильно. Некоторые дети оказываются медлительными просто потому, что они делают все очень вдумчиво и аккуратно. Когда другим ребятам достаточно переодеться на скорую руку и сбросить одежду в одну кучу, они сложат все аккуратно и уберут в шкаф. Когда одни дети быстро выполняют домашнее задание, уловив общий принцип, они детально разбираются в материале и пытаются довести его до максимального понимания. Все это не хорошо и не плохо – это просто манера восприятия реальности и поведения. Как правило, дети, которые были медлительными по этой причине, с возрастом более-менее «ускоряются» по мере развития и усовершенствования мыслительных процессов.

Как помочь медлительному ребенку?

Естественно, первая рекомендация для родителей касательно того, что делать в такой ситуации – это попробовать установить причину детской медлительности. Возможно, самостоятельно, но лучше привлечь к этому врача и психолога.

Очевидно, что если причина медлительности малыша – стресс, например, из-за развода, то для преодоления проблемы ему нужна спокойная обстановка и, возможно, помощь психотерапевта. Если она в наличии какого-либо заболевания, то необходимо заниматься его лечением, и так далее. В тех же случаях, когда речь идет именно о развитии умения делать все быстрее, родители могут воспользоваться следующими советами психолога:

  • Научите ребенка измерять, осознавать и ценить время. Для этого подойдут песочные часы, веселые детские часы с разноцветными рисунками, и так далее. С их помощью вы можете вместе с ребенком выяснять, сколько времени уходит на дорогу в парк, на выполнение домашнего задания, на одевание и раздевание, и на другие привычные дела. Когда малыш будет лучше понимать, что такое время, у него будет больше стимула расходовать его рационально.

  • Давайте ребенку несложные обязанности и определенное время на их выполнение. Дети любят ощущать себя полезными для родителей, и им вполне можно доверить что-то вроде мытья посуды, покупки хлеба или протирания вещей от пыли. При этом на выполнение каждой такой задачи должно отводиться определенное время, а по ее завершении ребенок должен получать похвалу.
  • Заведите распорядок дня с указанием времени и старайтесь его соблюдать. Малыш должен привыкнуть к тому, что в такой-то временной промежуток он кушает, в такой-то – играет, в такой-то – одевается, и так далее. Желательно не выбиваться кардинально из этого распорядка, чтобы не сбивать развитие привычек.
  • Играйте с ребенком в полезные игры. Речь идет об играх на концентрацию, на внимательность и на скорость. Таких игр можно придумать и найти очень много. Одна из самых простых – расположите несколько игрушек в определенном порядке, и дайте малышу 30 секунд на запоминание этого порядка. Затем перемешайте их и дайте ему 30 секунд на восстановление правильной очередности расположения игрушек.

  • Не ругайте малыша за медлительность. Чтобы действительно помочь ребенку, ни в коем случае нельзя заставлять его чувствовать себя неправильным, недостойным или ленивым из-за того, что что-то у него получается делать не так быстро, как у сверстников. Дети должны чувствовать любовь и поддержку своих родителей, чтобы эффективно добиваться поставленных целей.
  • Делайте что-то вместе с ребенком. Это может быть как работа по дому, так и простейшие задачи из числа ваших рабочих, главное – чтобы медлительный малыш тоже хоть как-то, но участвовал в процессе. При этом вы должны подавать ему пример по уровню собранности и внимательности, а также по скорости выполняемых действий.

  • Уделяйте достаточно времени и физическому, и умственному развитию малыша. Если вы много работаете над интеллектуальным развитием ребенка, а он все равно остается медлительным – возможно, вы придаете слишком малое значение его физическому развитию. Практически всем детям, у которых нет серьезных медицинских противопоказаний, идут на пользу занятия спортом. Главное – найти тот их вид, который будет приносить им удовольствие.
  • Хвалите ребенка за вовремя выполненные дела. Если ругань в деле помощи медлительным детям бесполезна, то о похвале такого сказать нельзя. Когда малыш справляется с тем, чтобы сделать что-то вовремя – не оставляйте это без внимания. Обязательно поощряйте такие достижения, и он с большей охотой будет стараться справиться быстро в следующий раз.
Читайте также:  Какие проблемы и трудности могут подстерегать приемных родителей

  • Не сравнивайте своего ребенка с другими. У всех свой темп развития, учебы, работы и так далее. Разумеется, определенные границы, общие для всех, существуют, но не более того. «Маша/Даша/Петя/Дима может быстрее, ну почему ты не можешь?» – одно из наиболее неконструктивного, что в принципе можно сказать медлительному ребенку. Это не простимулирует его к улучшению своих навыков, а только вызовет в нем обиду на родителей.

Таким образом, помочь медлительному ребенку в силах любых родителей. Главное – приложить для этого достаточно усилий, и не забывать его любить, уважать и ценить.

Как вести себя родителям медлительного ребенка?

Для любого родителя его ребенок самый умный, самый красивый, самый талантливый, самый…. продолжать можно очень долго. В принципе, это нормально, когда родители так думают, но. Бывает, что за таким обожанием и любовью родители не видят недостатков своих чад, а если не видят, значит, и не помогут ребенку избавиться от чего-то негативного в его характере. В нашей статье речь пойдет о медлительных детях.

Содержание статьи:

Многие ученые утверждают, что темп жизнедеятельности каждого человека уникален и индивидуален. А медлительность – врожденная особенность, которую практически невозможно изменить . Не знаю, как вы, а я не согласна с данным утверждением и рискну все-таки поспорить с учеными мужами. Из личной практики знаю не один пример того, как из медлительного человека получался очень даже активный. Поэтому, на месте родителей такого ребенка, я бы попыталась добавить скорости своему чаду. Легче всего сказать: это врожденное, ничего не поделаешь. А побороться, попытаться изменить ситуацию? Помочь, в конце концов, своему сыну или дочери не отставать от сверстников в активности и в развитии.

Медлительные дети часто раздражают взрослых и слышат в свой адрес разные обидные высказывания: «Давай быстрее, капуша» или «В кого ты такой медлительный? Шевелись, давай, опаздываем».

Согласитесь, что слыша регулярно в свой адрес подобные реплики, вряд ли ребенок вырастет уверенным в себе и самодостаточным . А ведь такие высказывания он слышит не только дома, но и в школе от одноклассников и даже от педагогов. Последние, конечно, меня всегда изумляли нелестными, а порой и неприличными, комментариями в адрес детей с особенностями характера или развития.

Не понимаю, как педагог, может позволять себе подобное поведение и отношение к детям?! Ну, педагоги – это совсем другая история. Вернемся к заданной теме. Итак, почему некоторые дети столь медленно все делают? В чем причина такого поведения и как можно ее решить?

Причины детской медлительности

Надо сказать, что мнения педиатров и психологов по поводу причин такого поведения у детей разделились.

Педиатры основными причинами считают следующие:

  1. Токсикоз у мамы во время беременности.
  2. Кислородное голодание ребенка во время внутриутробного развития.
  3. Различные инфекционные заболевания, перенесенные мамой в период беременности.
  4. Нарушения во время беременности работы органов кроветворной и выделительной систем.
  5. Воздействия на организм в период беременности различных вредных факторов: никотин, алкоголь, сильнодействующие лекарственные препараты, лакокрасочные вещества, пищевые отравления и отравления ядами.
  6. Физическое воздействие на организм мамы: вибрация, тряска в транспорте и пр.
  7. Различные родовые травмы у ребенка: длительные либо стремительные роды, задержка дыхания и другие.

Психологи же считают медлительность – врожденной чертой характера . И часто задают родителям такой вопрос: вы же не станете менять ребенку цвет глаз или цвет волос, если он вас не устраивает? С темпо — ритмом ребенка тоже самое.

Если же ребенок стал медлительным в последнее время, а ранее проявлял активность, то причинами появления медлительности психологи называют:

  1. Ссоры, скандалы внутри семьи (особенно, если родители часто выясняют отношения в присутствии ребенка) наносят неустойчивой детской психике серьезный урон и замедляют процессы работы всего организма.
  2. Состояние здоровья ребенка после перенесенного заболевания и во время болезни.
  3. Переезд, смена коллектива в детском саду или в школе.
  4. Смена климата.
  5. Погодные изменения.

Психологи настоятельно рекомендуют, не обвинять и не критиковать ребенка, а разобраться в причинах такого его состояния и поведения и помочь ему справиться с возникшей проблемой. Если у родителей не получается сделать это самостоятельно, всегда можно обратиться за помощью к специалисту.

Некоторые ученые утверждают, что скорость проведения нервных импульсов напрямую зависит от особенностей биохимии мозга человека, а точнее от особого вещества – ацетилхолинэстеразы. Те же ученые, уверяют, что уровень подвижности нервных процессов от нас мало зависит, и передается нам по наследству, в основном по материнской линии .

Медлительность таких детей проявляется не только в движениях, у них также замедлена и умственная деятельность: они медленнее сверстников думают, говорят. Им труднее приспосабливаться в школьном коллективе, взрослых они раздражают, сверстники не особо хотят играть с медлительными детьми. Но самое главное, они не обманывают, им действительно тяжело учиться, они просто не успевают воспринимать всю получаемую информацию.

Хочу заметить, что медлительные дети совершенно не глупые, как могут подумать некоторые. Просто им, в отличие от активных сверстников, нужно больше времени, чтобы разобраться с новым материалом. Чтобы такой ребенок не отставал по школьной программе, родителям нужно часть учебного процесса проходить дома .

Кстати, совершенно не обязательно, что медлительный ребенок будет в классе в числе отстающих учеников. Недостаточную скорость работы он компенсирует основательностью и качеством. Если родители возьмут все под свой контроль, то ребенок вполне будет за всем успевать . Чаще всего он хорошо знает школьную программу, просто ему нужно собраться с мыслями.

Что делать?

На первый взгляд ответ на этот вопрос кажется абсолютно простым и логичным: подгонять, торопить, приводить в пример более активных детей. Но все не так просто.

Торопить такого ребенка (речь идет о врожденной медлительности, а не о временной) не только бесполезно, но даже вредно. Любая попытка ускорить его действия даст обратный эффект: вызовет торможение реакций и как следствие еще более медленный темп. Если такого ребенка подгонять постоянно, то он будет постоянно находиться в стрессовом состоянии, а это прямой путь к неврозу.

Согласитесь, даже у взрослого человека, работающего в условиях ограниченного времени, нарушается работа нервной системы: человек становится более раздражительным, учащается сердцебиение, случается бессонница. Что уж говорить о медлительных детях? Они гораздо быстрее устают, перенапряжение сказывается острее.

Кроме всех перечисленных негативных процессов, происходящих с медлительными детьми, есть еще один: их уровень активности, точнее, замедленности, сказывается и на характере. Такие дети часто не имеют друзей, необщительны, замкнуты, обращены в себя. Попросту говоря – интроверты .

Так что делать? Как помочь своему ребенку? Возможно ли, хоть немного повысить уровень активности или же нужно смириться? Выход есть.

Самое первое, что должны сделать родители медлительного ребенка – составить четкий распорядок дня и осуществлять постоянный контроль за его соблюдением

Чем чаще ребенок будет выполнять одно и то же действие регулярно, тем выше шанс на повышение скорости его действий.

Второе, что поможет медлительному ребенку — используйте «принцип упрощения»

Объясню на конкретном примере. Ребенок долго готовится делать домашнее задание: долго достает тетрадь, ручку, дневник, книги и т.п. Разложите ситуацию на простые действия, и донесите до ребенка, что и как нужно сделать. Только спокойно и не повышая голоса. Например, вы говорите «Достань дневник из портфеля» и поясняете: это значит, что тебе нужно открыть портфель, засунуть в него руку, найти дневник, вытащить его, положить на стол. Попросите ребенка сделать так, как вы пояснили.

Если получилось все с первого раза (бывает, ребенок волнуется и путается), попросите сделать еще раз только быстрее. Тренируйтесь по несколько раз в день до тех пор, пока у него не будет получаться это легко и естественно. Преподнесите тренировки в виде игры. Скажите: «Давай поиграем в тренировку. Итак, раз, два, три, достань книгу по математике из портфеля»… Если что-то не получается, попробуйте выявить причину. К примеру, ребенок не может нормально и быстро достать книгу из портфеля, потому что не до конца расстегнул молнию. Проговорите опять все его действия, упомянув и о необходимости расстегивать молнию до конца.

Конечно, прочитав об этом методе, вы можете усмехнуться и подумать, что это примитивно до абсурда. Но не торопитесь с выводами и не забывайте, что перед вами маленький человек, который воспринимает все пока гораздо проще, чем мы взрослые. И такие объяснения его действий ему проще запоминать. Учитывайте его медленные процессы, в том числе и мыслительные .

А метод, кстати, здорово работает и в нем заложен глубокий смысл:

  • Во-первых, ребенку становится невыгодно делать эти упражнения медленно. Он начинает понимать, что если делать медленно, то приходится тренироваться и по несколько раз повторять одно и то же. А если сделать быстро, то и самому приятно, и мама хвалит. И у него в голове сами собой появляются мысли «могу, хочу, нравится и получается» вместо «не могу, не выходит…».
  • Во-вторых, мама (папа) не ругает, а помогает. То есть спокойно и доброжелательно помогает ребенку играя научиться сложным, а если не получается, простым, а если не получается, то элементарным заданиям. Так вы наладите контакт с ребенком, а значит и отношения улучшаться.
  • В-третьих, все происходит весело и забавно. Таким образом, ребенок начинает испытывать радость и получать удовольствие от быстрого выполнения задания. В таком духе любая медлительность со временем исчезнет. Пусть не полностью и не совсем, но поверьте, результаты будут, и они вас удивят. Но положительные результаты возможно только в случае, если мама с папой единодушно и терпеливо к этому отнесутся. Никакого стресса у ребенка быть не должно.

Полезные советы родителям

  • Проводите с ребенком любые несложные физические упражнения. Можно начать с пальчиковой гимнастики.

Важно! Начинайте делать медленно, потом чуть быстрее, и заканчивайте всегда медленно: у ребенка должно остаться ощущение удовольствия от проделанного упражнения. А удовольствие он может испытывать только, если успевает за вами.

  • Все то, что ребенок в зависимости от возраста должен уметь делать, делайте вместе с ним,пока он не научится делать это хорошо и в нормальном темпе.
  • Делая с ребенком уроки, не торопите и не подгоняйте его. Задав вопрос, дайте ему время подумать. Ни в коем случае не обвиняйте «Опять не выучил», не дождавшись ответа.
  • Делайте перерывы между учебными занятиями каждые 15-20 минут. Перерывы используйте разумно: поприседайте или поиграйте в мяч, или сделайте пальчиковую гимнастику.
  • Учите ребенка точности и четкости, а не скорости. Чаще делайте что-то вместе и следите, чтобы он делал все правильно. Пусть ребенок и выполняет все медленно, но зато правильно и четко. Запомните, он может быть медленным, но не копушей!

Если ваш ребенок временно замедлился, выявив и устранив по возможности причину, используйте те же рекомендации для ускорения его активности, что и для врожденных медлительных детей.

Главное: если вы увидели, что ребенок сознательно становится медлительным и делает так на зло, не ругайте и не обвиняйте в обмане, вы все равно не сможете ему этого доказать. Запаситесь терпением и «начинайте учить» заново.

Пару слов напоследок

Самое главное, что хочу вам сказать: вам понадобится очень много терпения, чтобы добиться заметных результатов . Запаситесь им и никогда не показывайте ребенку свою раздражительность, вы и ему навредите, и результатов не добьетесь. Не начинайте заниматься с ребенком, если у вас сейчас ограничено время – вы непроизвольно будете его подгонять. Лучше попросите о помощи папу или бабушку.

И запомните, медлительность – это не приговор! Ребенка можно научить думать, действовать и двигаться быстро и энергично. Все в маминых любящих и заботливых руках! Потому что только мамы ради своих детей способны совершить невозможное. Так что, ускоряемся?

Ссылка на основную публикацию