Мамины хитрости: учим ребенка одеваться самостоятельно

Как научить ребенка одеваться: 15 эффективных правил для мам

Пока малыш совсем кроха, нам нравится натягивать на его ножки крохотные носочки, надевать бодики и чепчики. Но когда ребенку уже 4-5 лет, а он все еще ждет, пока вы завяжете ему шнурки и застегнете куртку, то это уже перестает умилять и начинает раздражать. Как научить ребенка одеваться самостоятельно?

Источник: instagram @for_little_star

Психологи утверждают, что осознанно надевать на себя одежду ребенок может ближе к 3-м годам. До этого, если это происходит, они просто играет и не понимает, что это часть повседневной рутины и некий процесс.

Обучать малыша одеваться можно с 2-х лет, когда ребенок уже идет в садик и эти навыки ему пригодятся. Если в этом возрасте показывать крохе, что можно самому надевать на себя пижамку, носочки, застегивать липучки на обуви, то в 4 года он полноценно сможет застегивать куртку, надевать маечку, кофту, штанишки. По мере взросления, к 7 годам, ребенок сможет полностью собирать себя в школу по утрам.

Как научить ребенка одеваться?

Обучать малыша одеванию нужно с процесса раздевания еще в раннем возрасте. Если годовалый малыш сам может снять варежки или стянуть носочки — это уже достижение! Так будут формироваться нужные навыки, которые работают и с сторону одевания. Можно параллельно просить кроху надеть варежки обратно и похвалить за это.

Обязательно нужно подготовить ребенка физически. Играйте в пальчиковые игры, лепите из пластилина, развивайте мелкую моторику рук шнурованием деталей, приклеиванием липучек, играми с пуговицами и петельками. Эти манипуляции будут формировать навыки, которые понадобятся в будущем для самостоятельного одевания.

Как помочь ребенку?

Ребенок учится одеваться постепенно, но в ваших силах ускорить этот процесс и помочь ему. Что для этого можно делать?

  1. Пусть у ребенка будет свободный доступ к своей одежде. Приобретите специальный детский шкаф с красивыми вешалками и полочками, который будет в рост ребенка. Это может побудить интерес ребенка к вещам, а также научит держать их в порядке и отличать грязную от чистой.
  2. Продумайте гардероб так, чтобы в нем не было сложных застежек, конструкций и таких элементов, которые требуют сторонней помощи (замки сзади, шнуровка, банты на спине).
  3. Расскажите ребенку последовательность надевания одежды. Кроха должен помнить, что сначала нужно надеть трусики и маечку, а только потом — кофту и штанишки. Чтобы элементы одежды запомнились быстрее, можно купить тематическую книгу и регулярно рассматривать картинки, читать.
  4. Объясните малышу, как отличать лицевую и изнаночную сторону, «перед» и «зад». Сначала можно придумать ассоциации для малыша, например, отличать по бирочке, полосочкам и т.д. В крайнем случае, на лицевой стороне футболок, кофточек, можно сделать ярки нашивки и ориентироваться на них.
  5. Расскажите ребенку некоторые секреты одевания. Например, почему нужно надевать футболку через голову, а не лезть в горловину лицом. Покажиет хитрости надевания и подтягивания колгот на краю кровати.

Источник: Instagram @balabekova.k

Почему ребенок не хочет одеваться?

Что делать, если вовсю готовили ребенка к этому периоду, помогали и рассказывали, а он по прежнему не хочет одеваться? Причин может быть несколько:

  1. Неготовность.
    Ребенок попросту может быть не готов морально одеваться самостоятельно. Бывает так, что кроха еще очень мал, а вы пытаетесь привить ему самостоятельность, ношу которую он пока не в состоянии нести. Или, наоборот, все время одеваете малыша сами, а в 5 лет решили, что надо кардинально менять ситуацию. Помните, всему свое время.
  2. Нет интереса к процессу.
    Если ребенку не интересен сам процесс одевания, он будет всячески его избегать. Капризничать, убегать от вас или баловаться. Тут можно либо поддержать настроение ребенка и устроить батл: кто быстрее оденется, тот получит подарок. Либо действовать с позиции силы и сказать, что у малыша осталось 10 минут времени, потом вы выходите из дому без него. Можно побороть скуку ребенка, включив веселую музыку или проговаривать стишки, когда он одевается.
  3. Отсутствие комфорта.
    Если одежда ребенка требует слишком больших усилий, чтобы ее на себя правильно натянуть, он может, сам того не осознавая, отлынивать от процесса.
  4. Плохое настроение.
    Бывает, что причина нежелания одеваться зависит не от капризов ребенка, а от других факторов, которые не учли. Возможно, он не выспался, обиделся, плохо поел или неважно себя чувствует. В таком случае соберите малыша сами, но на прогулке обязательно проговорите эту ситуацию и выясните, что беспокоит кроху.

Как научить ребенка одеваться самостоятельно?

Многие родители, приводя ребенка утром в сад, наблюдают одну и ту же картину: некоторые малыши, шустро переодевшись и переобувшись, весело убегают в группу, а другие меланхолично сидят на лавочке, ни одним движением не помогая маме или папе менять себе кофточку, штанишки или тапочки. Если в яслях это еще не является глобальной проблемой, так как одеваться малышам помогает весь персонал – и воспитатели, и няни – то в старших группах кроха-неумеха будет испытывать определенный дискомфорт на фоне своих более самостоятельных сверстников.

4-5-летний малыш, который не одевается сам, становиться проблемой для воспитателя в многочисленной группе и самого себя, так как постоянно выходит на прогулку последним и изрядно вспотевшим. Как научить ребенка одеваться самостоятельно? Воспользуйтесь несколькими практическими советами.

Возраст и самостоятельность

Обычно первые шаги к самостоятельности малыша принято связывать с кризисом 3-х лет, когда ребенок расширяет границы собственного «я» и пробует оторваться от мамы. В это время главной его фразой становится «Я сам!». Опытные родители рекомендуют воспользоваться этой стадией развития и приучить кроху самостоятельно раздеваться и одеваться. Лучше всего это делать в игровой форме, соревнуясь с ребенком, кто быстрее снимет шапку, куртку или брюки. Психологи советуют на начальных этапах уступать малышу, чтобы он почувствовал вкус победы и позитивный настрой от игры в самостоятельность.

Учить одеваться и раздеваться нужно в несколько этапов. Первый этап – самый легкий, это раздевание. Крохе легче всего снять с себя шапку без завязок, стянуть свободные штаны, колготы, трусики. Все его действия желательно озвучивать, но не в форме команд, а в виде предложений, предполагающий последующие действия: «Давай ты быстро снимешь свои брючки, и мы пойдет играть в кубики».

Намного тяжелее для малыша следующий этап – снять свитер, футболку и любую другую вещь, которая надевается через голову. Поэтому, выбирая одежду для сада, желательно брать гольфы, джемпера с широким горлом, чтобы у крохи не было страха застрять в кофте. В первый период приучения к самостоятельному одеванию и раздеванию можно выбирать вещи свободные, даже на размер больше, чтобы малыш легко мог их снимать и одевать сам. Со временем ему самому понравится быстро переодеваться, не завися от взрослых и их помощи.

На заключительном этапе ребенка нужно учить самостоятельно обуваться и одевать верхнюю одежду. Для маленьких деток обычно тяжело справиться с молниями на куртках и сапогах, завязками на шапках.

Как помочь нехочухе

Но что делать, если малыш в 3 года и старше не может и не хочет одеваться самостоятельно, устраивает скандалы и истерики по утрам во время сборов для выхода и в детском саду? В первую очередь, мамам и папам нужно успокоиться и понять причины такого поведения, переговорить с воспитателями и психологом в саду, которые проведут полезные консультации для родителей. Нужно помнить, что переодевание для ребенка – это сложная работа и если у него она не получается, то он стремится от нее избавиться.

Нужно обратить внимание на то, что дается крохе тяжелее всего: застежки на кофточке, пуговицы. Можно купить или самостоятельно сделать дома несколько простых тренажеров: к кусочку ткани прикрепить пуговицы разных размеров, сделать под них петли и играть с ребенком на скорость, кто быстрее всех их застегнет. Также можно тренироваться, кто быстрее застегнет молнию, полезными будут и классические шнуровки. Играя в такие игры, можно одновременно «убить двух зайцев»: с одной стороны, мы учим малыша полезным навыкам, а с другой тренируем мелкую моторику.

Иногда бывает так, что ребенок, который уже самостоятельно одевался и раздевался, с появлением в семье младшего как будто утрачивает приобретенные навыки, отказывается одеваться самостоятельно и требует, чтобы его, как младшего брата или сестренку, раздевали и одевали родители. Психологи говорят, что таким образом проявляется детская ревность. Справиться с ней можно разговорами со старшим ребенком, во время которых нужно акцентировать его внимание на всех преимуществах его возраста и положения. Например, малышу в 3-4 года уже можно есть конфеты и мороженое, а младшему братику нет, старший может пойти с папой в кино, а младший еще нет. По наблюдениям педагогом, такое поведение чаще всего проявляется в семьях с детьми с небольшой разницей в возрасте и именно в семейном круге, а в саду такие детки обычно ведут себя, как и раньше, и вполне самостоятельно одеваются.

Учимся одеваться весело и быстро

Каждая мама, особенно работающая, хочет, чтобы ее малыш собирался утром в сад быстро и без капризов, а вечером аккуратно складывал свои одежки. По мере взросления ребенка так и будет, но нужно немного постараться и помочь крохе усвоить науку самостоятельного одевания и раздевания.

Чтобы упростить ребенку задачу и максимально быстро научить его одеваться самостоятельно нужно пройти вместе с ним несколько этапов.

1. Этап первый: «объяснялки». Мама или папа, одевая ребенка, должны подробно проговаривать все процессы и обозначения вещей: «Сейчас мы будем надевать штанишки, большие карманы должны быть на попе, а маленькие на ножках по бокам» и так далее по всем вещам. Это позволить крохе быстрее запомнить основные правила надевания одежды.

2. Этап второй: самостоятельный выбор. Нужно предоставить малышу право самому выбирать одежку, которую он наденет в сад. Родители могут подобрать пару нарядов по погоде и спросить у ребенка, какая кофта ему больше всего подойдет на завтра. Таким образом, можно будет избежать капризов и дать малышу почувствовать свою самостоятельность.

3. Этап третий: «половина пути». Начинать процесс приучения ребенка одеваться самому рекомендуют с раздевания. Даже 1,5-2-летний кроха сможет сам снять трусики, колготки, брючки, носки, шапку. Затем нужно научить его расстегивать пуговицы или молнию на кофтах. Немного сложнее с обратным процессом: одеванием. Опытные мамы советуют также начинать этот процесс с низа: можно надеть на детку трусики, колготки или брючки, но только до колен, и предложить ему самостоятельно натянуть их дальше на попку. Также можно поступить и с футболками, джемперами: помочь продеть голову, а ручки пусть продевает сам.

4. Этап четвертый: «раскладка». Готовить одежку в сад лучше всего с вечера. Чтобы малыш одевался самостоятельно, ее нужно разложить на стуле в порядке надевания: сверху трусики и футболка, затем колготки, свитер, штанишки. Детские вещи лучше покупать яркие, джемпера и футболки – с рисунком спереди, так малышу будет легче понять, где перед, а где спинка, и не надеть штанишки или свитер задом-наперед или шиворот-навыворот.

5. Этап пятый: складываем аккуратно. Важно приучить ребенка аккуратно снимать и складывать свои вещи, тогда не надо будет утром тратить драгоценные минуты на поиск колгот или носков. Покажите малышу, как складываются брючки, как их можно повестить на спинку стула или на плечики в шкафу, как можно красиво сложить рукава рубашки или гольфа. Эти навыки точно пригодятся ему в детском саду при раздевании для сна во время «тихого часа».

Читайте также:  5 признаков задержки речи, о которых стоит волноваться

Несколько полезных советов от опытных мам

  • Не нужно стремиться, чтобы ребенок мгновенно начал одеваться самостоятельно, прививать эти навыки лучше постепенно, в игровой форме, поощряя его за любое достижение.
  • В свою очередь, родители должны постараться максимально облегчить крохе процесс взросления, подбирая обувь и одежду по возрасту и умениям. Для 3-5 летних деток лучше подбирать ботинки, кроссовки на липучках, а не на шнурках. Брюки, джинсы желательно выбирать без молний и пуговиц, пояс – на резинке и кулиске.
  • Столь любимые многими мамами гольфы с узкой и высокой горловиной могут стать настоящим испытанием для ребенка, который учится одеваться самостоятельно. Поэтому на первых порах рекомендуется давать крохе самому надевать свободные свитера, свитшоты с широкой горловиной.

  • Также проблемой для многих деток является быстрое застегивание молнии на кофтах или куртках. Взрослые должны помочь вставить замочек и показать, как без усилий провести собачку до самого верха. Можно сделать самому дома такой тренажер и поиграть с деткой в игру «Кто первый застегнет молнию».
  • Главное в процессе обучения малыша – это терпение и упорство. Стоит несколько раз в утренней спешке одеть его маме, и ребенок сразу же поймет, что не нужно прикладывать усилий для того, чтобы одеться, и если он будет это делать очень медленно и неумело, то мама сама его быстро оденет. Лучше поднять малыша на несколько минут раньше и создать ему условия для самостоятельного одевания.

  • Проблемой для многих малышей является завязывание шапочки. Осенью или теплой весной можно обойтись головным убором без кулисок, но зимой шапка без завязок, которые помогают плотно закрыть уши, может стать настоящим испытанием для нервной системы родителей. В этом случае можно подобрать шапки на липучках, кнопках, пуговицах. Но надежней всего будет научить ребенка завязывать кулиски. Потренироваться делать это также можно на домашних тренажерах или просто надевая шапочку на куклу.

Рано или поздно каждый ребенок начнет одеваться самостоятельно и только от родителей зависит как сделать этот процесс максимально приятным для малыша.

Как научить ребенка одеваться самостоятельно: мамины хитрости

Психологи считают, что учить ребенка одеваться самостоятельно можно начинать с 3 лет. Понятное дело, что это вопрос не одного месяца. Так что родителям стоит запастись терпением. Как правило, девочки усваивают эти навыки и охотнее, и быстрее. А вот с мальчиками зачастую приходится помучиться. Но отчаиваться в любом случае не стоит.

Конечно, тут все индивидуально и зависит в целом не только от развития мелкой моторики ребенка, но также от его психологического желания быть самостоятельным. Часто бывает так, что малыш, которого опекают всей семьей, не очень то и стремится быть самостоятельным в бытовых вопросах. И вот тут-то родителям и придется подключить свою креативность, чтобы мотивировать кроху к постижению бытовых навыков.

Важно также родителям понимать, что стремление быть самостоятельным появляется у ребенка, как правило, в возрасте от 3 до 6 лет – это так называемый сенситивный период, который очень важно вовремя рассмотреть и не пропустить. Знаменитая педагог и автор методики раннего развития Мария Монтессори выделяла такие сенситивные периоды развития ребенка в возрасте до 6 лет:

  • период развития речи (0-6 лет),
  • период восприятия порядка (0-3 года),
  • период сенсорного развития (0-5,5 лет),
  • период восприятия маленьких предметов (1,5-6,5 лет),
  • период развития движений и действий (1-4 года),
  • период развития социальных навыков (2,5-6 лет).

Какие фразы помогут обучить ребенка

Чтобы ребенок хотел научиться самостоятельно одеваться, родители должны, в первую очередь, набраться терпения и не одергивать, не критиковать малыша почем зря. Понятное дело, что сначала у малыша не все будет получаться хорошо и быстро. Будут и оторванные пуговицы, и сломанные молнии, и навыворот одетые штаны и кофты. Но ругать за такое ни в коем случае нельзя! Иначе ребенок опустит руки и не станет учиться одеваться. Наоборот, надо продумать, какими словами лучше подбадривать и поддерживать малыша. Например:

  • Ухты, как ты быстро сегодня оделся!
  • Ого, даже мне не удается так ловко застегивать пуговицы!
  • Ты так аккуратно оделся сегодня, что просто загляденье.
  • Не страшно, что ты немного не так застегнул пуговицы. Со мной такое тоже частенько бывало, когда я была маленькой.
  • Молодец, ты сегодня оделся почти без посторонней помощи.

А вот говорить что-то подобное: «Дай я, а то ты так никогда и не оденешься», – категорически нельзя. Ведь ребенок перестанет верить в свои силы и перестанет стремиться самостоятельно одеваться. И тогда никакие ухищрения не помогут: отбить желание быть самостоятельным гораздо проще, нежели взрастить его.

Как правильно организовать одевание

Чтобы ребенок освоил навыки одевания, родители должны не только терпеливо поддерживать, но и все правильно организовать. Во-первых, собираясь на прогулку или в садик, заложи как минимум полчаса свободного времени на одевание. Так вы не опоздаете, и ребенок сможет попрактиковаться.

Во-вторых, объясни крохе, где лицо, где изнанка у вещи, где перед и где спина. Чтобы первое время ребенок не путался, выбирай вещи, у которых заметно отличает спина и перед. Возможно, эту информацию придется повторить не раз.

Хотя бы первое время не бери для самостоятельного одевания одежду со слишком сложными застежками. Обувь также можно для начала выбрать на липучках, а лишь потом стоит переходить к шнуркам.

В-третьих, не стоит ребенку отказывать, если он просит помочь. Иначе малыш может почувствовать себя беспомощным, что только повредит обучению. Только дозируй эту помощь. Например, штаны не одевай окончательно, а лишь только натяни. Свитер одень только на голову.

Мама под ником enkoder на нашем форуме советует, как одевать ребенка в детский сад: «У меня двойняхи, поэтому всю одежду стараюсь покупать так, чтобы им удобно было самим одеваться – рубашки в сад не носим, в основном регланы – гольфики, полукомбинезоны на молнии, обувь на липучках, ведь не сможет воспитатель одеть 20-30 детей, если будут пуговицы, шнурки, тогда часть детей будет вся мокрая пока выйдет на улицу».

Игры, которые помогут

1. Одеваемся наперегонки: назначь приз, и одевайтесь с крохой, кто быстрее. Но первое время все же немного поддавайся малышу, чтобы ему было интереснее.

2. Одеваем кукол и мишек: выбери любимую игрушку и предложи ребенку одеть ее.

3. Рисуем наряды: если ты мама дочки, наверняка малышке понравится рисовать наряды. Это вызовет интерес ребенка к одежде.

4. Одеваемся на время: приобрети песочные часы и предложи ребенку установить рекорд – одеться за 10 минут, потом за 3 минуты, за минуту.

5. Игры с переодеванием – это лучший вариант, чтобы ребенок научился одеваться самостоятельно. Для девочек это может быть модный подиум, а для мальчиков – переодевание в любимых сказочных персонажей.

6. Развиваем мелкую моторику: обзаведитесь игрушками-шнуровками, конструкторами с некрупными деталями, бусами, которые надо нанизывать. Хорошо также играть с крупами, лепить из теста и пластилина, играть в песке. Все эти игры развивают умения ребенка владеть своими пальчиками.

Надо ли в ребенке воспитывать послушание?

Комментирует педагог и психолог Раиль Кашапов:

«Часто родители, добиваясь послушания, думают, что они решили проблему. Конечно, можно сделать детей послушными, но при этом они будут закомплексованными, боязливыми, с глубоким чувством вины и внутреннего страдания. Воспитать здорового, психически уравновешенного ребенка труднее, чем просто послушного, но забитого и с комплексами, на фоне которого этот счастливый ребенок может показаться не очень воспитанным».

Как научить ребенка одеваться самостоятельно?
статья (младшая группа) на тему

Разные хитрости как ребенка научить самостоятельно одеваться.

Скачать:

ВложениеРазмер
sayt_dou_kak_nauchit_rebenka_odevatsya_samostoyatelno_1.docx436.15 КБ

Предварительный просмотр:

Как научить ребенка одеваться самостоятельно?

Как только вы заметите у своего чада стремление к самостоятельности, значит пришло время учиться одеваться и обуваться. Умение самостоятельно одеваться – очень трудный для ребенка навык, так как в нем задействована мелкая моторика. Лучшим возрастом для обучения является 2-3года. Именно этот период детские психологи называют «Я сам!». В этом возрасте дети впитывают всё как губка. Наилучшим примером самостоятельности являетесь вы — родители. Ребёнок с радостью будет всё за вами повторять. Но всему малыш научится далеко не сразу, ведь каждый ребенок индивидуален, его развитие зависит не только от темперамента, но и от воспитательной стратегии взрослых, так что запаситесь терпением и будьте готовы к постепенности.

А зачем спешить или сам потом как-нибудь- это неправильный подход! Ведь навык одевания не только экономит время родителей, но дает кое-что ещё.

Двигательные навыки – ребенок стоит на одной ноге, чтобы одеть штанину.

Улучшает понимание пространства и времени – ребенок узнает, как нужно одеваться для определенного случая и погодных условий.

Кроме того одевание учит ребенка видеть разницу между грязной и чистой одеждой. Но самое главное – навык самостоятельного одевания снимает дополнительную нагрузку с плеч родителей.

Развивает мелкую моторику рук.

Малыш, с пыхтением натягивающий колготки или сосредоточенно надевающий перчатки, вызывает умиление и восторг у взрослых.

Как удобно маме собираться на прогулку с ребенком, умеющим самостоятельно одеваться! Особенно утомляет этот процесс зимой, когда одежды слишком много. Но и в теплое время года приходится по несколько раз в день надевать и снимать с себя наряды – после сна, на прогулку, перед сном и т.д.

Когда вы приступили к процессу обучения нельзя требовать от ребенка самостоятельного одевания – это худший способ обучения.

Вот некоторые подсказки в обучении этому навыку:

  • Терпение и спокойствие родителей.
  • Хорошее настроение ребёнка.
  • Спокойная обстановка — без спешки и нервов.
  • Дружелюбный тон родителей — без приказов.
  • Никаких угроз. Нельзя подавлять инициативу ребенка.
  • Никогда не критикуйте и не смейтесь, если малыш оделся не так, как надо.
  • Превратите процесс одевания в игру. Подсказывайте ребенку, в каком порядке нужно надевать одежду.

Очень часто быстрому освоению навыка самостоятельного одевания мешает сама конструкция одежды.

*Покупая носки, обратите внимание на резинку, она не должна быть тугой.

*Покупайте одежду с минимумом застежек, кнопок, шнурков. *Исключите водолазки или свитера с узким горлом. Самые удобные кофты с кнопками на плече.

*Выбирайте вещи с аппликаций для различения передней и задней части.

*Штаны и юбки покупайте на резинке.

*Рассмотрите вопрос о покупке одежды на размер больше.

Правила самостоятельного одевания:

  1. Сначала познакомьте кроху с одеждой. Изучайте с малышом предметы одежды, показывайте их и называйте вслух. Познакомьте ребенка с изнаночной и лицевой, передней и задней стороной одежды, расскажите, что такое рукав, ворот.
  2. Продумайте гардероб малыша. Одежда должна быть свободной и легко тянуться. Все что «маловато» и «туговато», лучше убрать. Ребенок пока что не сможет надеть облегающие колготки, но легко справится со «старомодными» в резиночку. Лохматые нитки на изнаночной стороне колготок принесут крохе много неприятностей – в них запутываются пальчики. Носки лучше покупать на размер больше и с не очень тугой резинкой. Кроме того, избавьте ребенка от необходимости бороться с хитрыми застежками. На первое время оптимальны одежда и обувь без застежек или на липучках, постепенно можно добавить крупные «молнии» и кнопки. А шнурки и кнопки подождут пару лет.
  3. Одевая кроху, озвучивайте последовательность действий: «Сейчас наденем трусики, потом носочки, потом штанишки» и т.п. Для многих детей запомнить последовательность одевания вещей может быть проблемой. Можно повесить в детской плакат с изображением разных предметов одежды. Хорошо будет, если этот плакат Вы нарисуете совместно со своим ребенком: вырежьте из детских журналов подходящие картинки с изображением одежды и наклейте их на лист ватмана в том порядке, в каком нужно надевать все предметы одежды. Так ребенок быстрее запомнит этот порядок. Кроме того, чтобы ребенок не путал где перед, а где зад одежды, выбирайте одежду с кармашками или аппликациями спереди, так ребенку будет легче ориентироваться.
  4. Сначала научите ребенка как следует раздеваться . Покажите, как вы снимаете варежки, куртку, колготки и т.д. Скажите крохе: «И ты так можешь, попробуй». Если ребенок испытывает затруднения, помогите ему, если надо — практически снимите с него одежду, но пусть «последний штрих» останется за ребенком. Он должен почувствовать, что сам сделал это. Постепенно увеличивайте количество предметов одежды, снимать которые всегда будет сам малыш. Не забывайте хвалить его за успехи.
  5. Дети с удовольствием подражают примеру взрослых. Разложите его одежду рядом со своими вещами и начинайте одеваться вместе или по очереди, вещь за вещью. Объявите «соревнование» — кто быстрее оденется. На первых порах малышу потребуется помощь.
  6. Сложите домашнюю одежду в доступное ребенку место . Сначала малыш просто будет вытаскивать ее, перебирать, прятаться в куче вещей. Но примерно к полутора годам он, по примеру родителей, начнет надевать на себя шапки, носки. А потом и другую одежду.
  7. Часто первыми вещами, которые надевает на себя малыш, оказываются папина футболка или мамины носки. Эти вещи надевать, во-первых, проще, во-вторых, интересней. А в-третьих, в них ребенок удовлетворяет свою потребность быть похожим на родителей. Поэтому не запрещайте такие эксперименты, наверняка у вас есть одежда, которую можно пожертвовать для игр.
  8. Когда вы сами одеваете ребенка, постарайтесь привлечь его внимание к процессу. Проговаривайте все свои действия , просите подержать какую-то вещь или самостоятельно выполнить простое действие.
  9. Даже если вам кажется, что ребенок уже умеет одеваться сам, не лишайте его поддержки и внимания. Подсказывайте, что за чем надевать (для многих детей это трудная задача), раскладывайте одежду по порядку. Можно одеваться одновременно с ребенком, предлагая ему соревнование.
  10. Планируйте свое время таким образом , чтобы Вы могли чувствовать себя спокойно, осваивая с малышом новую науку одевания. Лучше встать с утра на полчаса раньше, чем лишить ребёнка возможности вовремя овладеть новыми навыками. Реально определите время для одевания. Если ребенку, чтобы спокойно одеться нужно 20 минут, не пытайтесь заставить его сделать это за 10.
  11. Предлагайте ребенку самому выбрать кофточку, разложите на выбор 2-3.
  12. Не помогайте, если ребенок сам не просит.
  13. Поиграйте с ребенком!

Вот какие есть игры-ОДЕВАЛКИ:

«Паровозики едут в туннели» пусть штанины брюк станут туннелями, а ноги малыша – паровозиками. Предложите своему крохе «заехать паровозиками в туннели».

«Одень куклу (мягкую игрушку)» Скажите малышу, кукла собралась в гости, но её нужно одеть.

Девочки, да и мальчики тоже, с удовольствием играют в «показ мод» или «фотосессию» — это отличный повод для обучения самостоятельному одеванию.

«Ныряй!» Положите детскую куртку на плоскую поверхность (диван, табурет, пол), расправьте рукава; расстегнутая молния должна быть сверху. Поставьте ребенка лицом к воротнику или капюшону куртки. Одежда лежит как бы «вверх ногами по отношению к ребенку. Попросите малыша, чтобы он наклонился к куртке и продел руки в рукава. Пока ребенок находится в такой позе, возьмитесь за нижний край куртки и быстро перекиньте ее через голову малыша. Такая помощь нужна только в начале, потом ребенок будет сам «нырять” под край куртки, одновременно натягивая рукава.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ОДЕВАТЬСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО: МАМИНЫ ХИТРОСТИ

Статья из интернета.

Психологи считают, что учить ребенка одеваться самостоятельно можно начинать с 3 лет. Понятное дело, что это вопрос не одного месяца. Так что родителям стоит запастись терпением. Как правило, девочки усваивают эти навыки и охотнее, и быстрее. А вот с мальчиками зачастую приходится помучиться. Но отчаиваться в любом случае не стоит.

Конечно, тут все индивидуально и зависит в целом не только от развития мелкой моторики ребенка, но также от его психологического желания быть самостоятельным. Часто бывает так, что малыш, которого опекают всей семьей, не очень то и стремится быть самостоятельным в бытовых вопросах. И вот тут-то родителям и придется подключить свою креативность, чтобы мотивировать кроху к постижению бытовых навыков.

Важно также родителям понимать, что стремление быть самостоятельным появляется у ребенка, как правило, в возрасте от 3 до 6 лет – это так называемый сенситивный период, который очень важно вовремя рассмотреть и не пропустить. Знаменитая педагог и автор методики раннего развития Мария Монтессори выделяла такие сенситивные периоды развития ребенка в возрасте до 6 лет:

  • период развития речи (0-6 лет),
  • период восприятия порядка (0-3 года),
  • период сенсорного развития (0-5,5 лет),
  • период восприятия маленьких предметов (1,5-6,5 лет),
  • период развития движений и действий (1-4 года).

Какие фразы п омогут обучить ребенка

Чтобы ребенок хотел научиться самостоятельно одеваться, родители должны, в первую очередь, набраться терпения и не одергивать, не критиковать малыша почем зря. Понятное дело, что сначала у малыша не все будет получаться хорошо и быстро. Будут и оторванные пуговицы, и сломанные молнии, и навыворот одетые штаны и кофты. Но ругать за такое ни в коем случае нельзя! Иначе ребенок опустит руки и не станет учиться одеваться. Наоборот, надо продумать, какими словами лучше подбадривать и поддерживать малыша. Например:

  • Ухты, как ты быстро сегодня оделся!
  • Ого, даже мне не удается так ловко застегивать пуговицы!
  • Ты так аккуратно оделся сегодня, что просто загляденье.
  • Не страшно, что ты немного не так застегнул пуговицы. Со мной такое тоже частенько бывало, когда я была маленькой.
  • Молодец, ты сегодня оделся почти без посторонней помощи.

А вот говорить что-то подобное: «Дай я, а то ты так никогда и не оденешься», – категорически нельзя. Ведь ребенок перестанет верить в свои силы и перестанет стремиться самостоятельно одеваться. И тогда никакие ухищрения не помогут: отбить желание быть самостоятельным гораздо проще, нежели взрастить его.

Как правильно организовать одевание

Чтобы ребенок освоил навыки одевания, родители должны не только терпеливо поддерживать, но и все правильно организовать. Во-первых, собираясь на прогулку или в садик, заложи как минимум полчаса свободного времени на одевание. Так вы не опоздаете, и ребенок сможет попрактиковаться.

Во-вторых, объясни крохе, где лицо, где изнанка у вещи, где перед и где спина. Чтобы первое время ребенок не путался, выбирай вещи, у которых заметно отличает спина и перед. Возможно, эту информацию придется повторить не раз.

Хотя бы первое время не бери для самостоятельного одевания одежду со слишком сложными застежками. Обувь также можно для начала выбрать на липучках, а лишь потом стоит переходить к шнуркам.

В-третьих, не стоит ребенку отказывать, если он просит помочь. Иначе малыш может почувствовать себя беспомощным, что только повредит обучению. Только дозируй эту помощь. Например, штаны не одевай окончательно, а лишь только натяни. Свитер одень только на голову.

Игры, которые помогут

1. Одеваемся наперегонки: назначь приз, и одевайтесь с крохой, кто быстрее. Но первое время все же немного поддавайся малышу, чтобы ему было интереснее.

2. Одеваем кукол и мишек: выбери любимую игрушку и предложи ребенку одеть ее.

3. Рисуем наряды: если ты мама дочки, наверняка малышке понравится рисовать наряды. Это вызовет интерес ребенка к одежде.

4. Одеваемся на время: приобрети песочные часы и предложи ребенку установить рекорд – одеться за 10 минут, потом за 3 минуты, за минуту.

5. Игры с переодеванием – это лучший вариант, чтобы ребенок научился одеваться самостоятельно. Для девочек это может быть модный подиум, а для мальчиков – переодевание в любимых сказочных персонажей.

6. Развиваем мелкую моторику: обзаведитесь игрушками-шнуровками, конструкторами с некрупными деталями, бусами, которые надо нанизывать. Хорошо также играть с крупами, лепить из теста и пластилина, играть в песке. Все эти игры развивают умения ребенка владеть своими пальчиками.

Как научить ребенка одеваться – работающие методы в обучающей и игровой форме

Собираясь в детский сад, в поликлинику или на прогулку, многие родители тратят много времени на сборы дочери или сына, отказывающегося или неумеющего собираться без помощи.

Одеть или дать одеться – почему важно научить самостоятельности

Когда каждая минута на счету, одеть ребенка самому – это самое простое, но не самое разумное решение. Ребенку необходимо научиться одеваться самостоятельно, так как это огромный виток в умственном и физическом развитии. Овладение навыком взращивает в ребенке уверенность и независимость. К тому же, это экономит время мамы.

Осваиваясь с разными видами одежды, ребенок работает над целым комплексом умений, он развивает:

  • мелкую моторику, когда застегивает пуговицы и кнопки;
  • крупную моторику, когда протягивает руки в рукава, ноги – в штанины, удерживает баланс, стягивая носки;
  • мышление, когда запоминает последовательность, в которой надевают предметы одежды;
  • речь, когда учит и произносит названия одежды, ее цвет и размер.

Помимо этого, ребенок учится делать осознанный выбор одежды, ориентируясь на свой вкус и погодные условия. Малыш привыкает к порядку, когда мама делает акцент на том, что у каждой вещи есть свое место.

Почему детям трудно одеться без мамы

Ребенок в сотый раз запихивает две ноги в одну штанину или перекручивает колготки – это не означает, что он испытывает родительское терпение. Процесс надевания каждой вещи сравним для малыша с изучением новой конструкции в иностранном языке или нового узла в макраме.

Это комбинация сложных движений, которые идут в определенной последовательности. Родителям нужно набраться терпения, чтобы освоить с ребенком эту замысловатую науку.

Если ребенок не начал одеваться сам к трем годам, психологи предлагают задать себе вопрос: «Всегда ли я энергично оказываю ему помощь или все делаю за него?»

Если ответ «да», то надо дать ребенку пространство для самостоятельности. В данной простой схеме есть один изъян – если мама, которая до этого все делала за ребенка, вдруг скажет: «Ты уже вырос, и с сегодняшнего дня будешь одеваться сам», она добьется только озлобления и отрицания.

Для родителей, которые хотят понять, как научить ребенка одеваться самостоятельно, есть несколько общих принципов. Эти правила помогут облегчить процесс и избежать негативных эмоций.

Как ребенка одевать и одежду изучать

Ученые отмечают, что ребенок начинает манипуляции с одеждой примерно в 1,5 года – малыш стягивает носки, шапку, штанишки. Однако еще до того, как родители задаются вопросом, как научить ребенка одеваться самому, малыш погружается в мир одежды, то есть можно заранее заложить фундамент для развития этого сложного навыка:

  1. Мама много раз в день комментирует все свои действия, когда одевает и раздевает малыша – в результате, ребенок заранее знает, какие микродействия и в какой последовательности надо совершить, чтобы надеть тот или иной предмет одежды, и на какую часть тела он надевается.
  2. Затем речь малыша развивают с помощью темы «Одежда», так как это самая частотная лексика – мама четко произносит все слова, описывает предметы одежды, придумывает про них стишки и чистоговорки («КИ-КИ-КИ-КИ, на ноги ползут носки» и т. п.). Параллельно с помощью одежды ребенок получает представление о цвете, форме и размере.
  3. Одежда постоянно окружает малышей, иногда они начинают с ней играть – вставлять ноги в папины шлепанцы, прятаться под маминой шляпой, заворачиваться в мамин платок. Надо поощрять и развивать эти первые попытки освоиться с одеждой – предложить побольше предметов одежды для экспериментов.

Как грамотно подобрать одежду

При обучении ребенка одеваться самостоятельно огромное значение имеет грамотный подбор одежды:

  • штаны со свободной резинкой, без застежек и молнии (этот предмет одежды будет также незаменим в ходе приучения ребенка к горшку);
  • свободные кофты и свитера с широкой горловиной;
  • одежда с картинками и узорами ,которые помогают отличить, где задняя, а где передняя сторона (если
  • такой одежды нет в наличии, то можно нашить простенькие аппликации своими руками; мамино
  • творчество даст более ощутимый эффект);
  • свободная обувь с липучками.

Как обучить навыкам шаг за шагом

Каждое действие, которое мы совершаем, одеваясь или раздеваясь, включает множество движений руками, ногами, пальцами, которые идут в определенной последовательности. Нельзя, просто, сказать ребенку: «Надень штаны сам!» и ждать результата. Следует разбить сложные действия на маленькие шаги, например:

  1. Сядь на ковер.
  2. Возьми штанишки двумя руками за резинку.
  3. Просунь одну ногу в штанину, подтяни штанину, вытащи носочек.
  4. Потом другую ногу во вторую штанину, штанину вверх, носочек наружу.
  5. Встань, подтяни штанишки вверх.

Весь процесс можно обыграть – например, каждая нога заезжает в свой туннель или заползает в свою норку; такие комментарии дети запоминают лучше.

В любом случае, все шаги надо терпеливо отработать – вначале руками ребенка с помощью родителей, потом включаясь только на некоторых моментах – например, ноги продевает малыш сам, а мама только помогает подтягивать штанишки, а на финальной стадии оставляя только короткие комментарии и слова поддержки.

Как начать одеваться с конца

Если ребенок одевается с истериками, хороший способ – разбить задания на маленькие действия и обучить, в первую очередь, последнему шагу. Когда финал будет отработан, освоить предпоследний шаг и т. д.

Например, если мама хочет научить ребенка надевать штаны, то она сама раскладывает перед ним штанишки, просовывает ножки малыша в штанины, а вот натянуть штаны на попу до тали доверяется ребенку. Затем мама учит ребенка просовывать ногу в штанину и натягивать штаны.

Шаги прибавляются в обратном порядке, пока ребенок не сможет выполнить все действие целиком. Преимущество этого подхода заключается в том, малыш сразу же получает положительные эмоции от успешного завершения задания.

Последовательность в обучении и пространство для самостоятельности

Если мама решила учить малыша надевать кофточку, и он уже умеет сам просовывать руки в рукава, то не стоит в одни момент делать это за него, чтобы было быстрее, а в другой требовать от него самостоятельности. Ребенка сбивает такое разграничение.

Чтобы ребенок спокойно воспринимал новое действие, оно должно войти в рутину, привычка вырабатывается путем многократного повторения.

Вторая ошибка родителей, которая часто тормозит процесс обучения – это слишком активная помощь в тот момент, когда она уже не нужна. Например, родители научили ребенка надевать туфли, но дочка делает это еще медленно и с трудом, похныкивает, когда не удается засунуть пяточку.

Не надо бросаться и делать все за нее. Достаточно, находясь рядом, поддержать словом: «Уже все почти получилось! Поймай задник за хвостик и потяни на себя, так пяточка попадет в свой домик». Если ребенок не выполнит все сам, то он не почувствует упоения от завершенного действия, и положительной мотивации одеваться самостоятельно не будет.

Как одеться с хорошим настроением

В ходе сборов на прогулку, когда ребенок не желает отвлекаться от игры, родители часто используют такой мотиватор: «Немедленно подойди ко мне, иначе будешь одеваться сам!» Эта фраза хорошо работает, послушное дитя быстро оказывается на коленях и дает натянуть на себя все что угодно.

К сожалению, такие родительские высказывания имеют свои последствия – процесс самостоятельного облачения получает отрицательный имидж, ассоциируется у ребенка с наказанием.

На первых порах, процесс освоения одежды должен быть не только привлекательным, но и занимательным. Например, пусть носки приползут к малышу на папиных руках и пожалуются, что они потерялись и хотят скорее обнять свои любимые ножки.

Помимо этого, нужно трубить в семейные фанфары по поводу каждого маленького успеха ребенка на стезе одевания – пусть о том, что малыш впервые натянул носочки, узнают папа, бабушка, дедушка, подруга; ребенок должен видеть, что родители гордятся его свершениями.

Как обучить расстегивать и застегивать молнию

Родители также очень обеспокоены тем, как научить ребенка одеваться в 3 года без посторонней помощи, пора готовить малыша в детский садик, а без этого навыка он будет чувствовать себя неуверенно среди сверстников.

У каждого предмета одежды есть свои секреты, которые предстоит раскрыть малышу, а мамина выдумка и терпение помогут облегчить процесс обучения и сделать его занимательным.

Для обучения лучше выбрать кофточку или курточку с надежной яркой молнией, снабженной бегунком с большим хвостиком, для удобства можно привязать к нему красивую тесемочку. Расстегивать проще, чем застегивать, это можно начать делать с ребенком около двух лет или раньше, если малыш сам проявляет интерес.

Следует показать ребенку, что одной рукой нужно тянуть бегунок вниз, а другой придерживать ткань и тянуть в другую сторону. Этот процесс обычно нравится деткам, т.к. молния издает звук, чем звук громче, тем лучше. Этот момент можно обыграть – девочки могут выводить собачку погулять на поводке («Бежит собачка по дорожке и рычит»), а у мальчиков машина будет ехать по трассе («Машина едет, мотор рычит»).

Ближе к трем годам можно приступить к застегиванию – первые несколько раз мягко вставляем молнию в бегунок руками ребенка («надеваем на собачку ошейник», «вставляем ключ в замок зажигания»), и отправляемся в путешествие вверх, придерживая другой рукой ткань.

Ребенка нужно научить приподнимать подбородок, чтобы машинка не задела нежную кожу малыша. Тренировка не вызовет раздражения, если родители не будут забывать про игровой момент.

Как научить ребенка обуваться

Снимать ботиночки дети начинают достаточно рано, так как это не требует усилий и дает возможность походить босиком. На первых порах ребенку проще справляться с обувью, сидя на полу, а не на табуретке.

Надевать с ребенком простые тапочки без застежек или на резинках можно начинать в возрасте около двух лет или даже раньше, если малыш сам тянется к этому занятию. Малыши часто пытаются померить мамины тапочки или папины ботинки и пройтись в них, этому первому опыту не надо препятствовать, но наблюдать, чтобы ребенок не упал.

Ближе к трем годам можно отпустить ребенка вместе с ботинками в свободное плавание, но предварительно нужно разделить этот трудный процесс на мелкие шаги и постепенно отработать каждый из них. Когда ребенок кряхтит с ботинком в руке, и у него что-то не получается, нельзя срываться и завершать действие, как бы этого не хотелось, достаточно мягко напоминать ему порядок действий.

«Возьми ботинок двумя руками. Носочек залезает «в норку», а язычок мешает. Поймай язычок, потяни за пяточку, закрепи липучку, теперь ножка под защитой».

Чтобы малыш не путал правую и левую ногу, в ботинки с внутренней стороны можно приклеить или нарисовать цветные кружочки с рожицами и объяснить, что друзья должны быть близко друг к другу.

Как усвоить правила надевания кофты и куртки

Когда перед родителями встает задача научить ребенка надевать куртку или кофту, они понимают, что это очень замысловатое действие, которое трудно донести до сына или дочери, – нужно набросить предмет одежды на плечо, завести руку назад, поймать другой край, найти рукав.

Некоторым детям помогает, если у кофты есть капюшон – тогда перед зеркалом можно набросить капюшон на голову, а потом справиться с рукавами уже легче.

Однако эта манипуляция тоже под силу не всем малышам, эффективнее работает другой фокус. Ему можно дать кодовое название «вверх тормашками», «вниз головой», «задом на перед» или «шиворот навыворот» (лучше выбрать то выражение, которое знакомо ребенку).

Суть в том, что надо положить кофточку на диван спинкой вниз, горловиной к ребенку; малыш просовывает руки в рукава (с этим действием он знаком), дотягивает кофту до груди, получается, что она надета задом наперед, да еще и вверх тормашками (Смешно!), после этого надо просунуть голову вниз под горловину, как в арку, и кофта оказывается на своем месте на плечах.


Малышу нравится фокус, он воспринимает это, как чудо, ведь все было шиворот навыворот, а стало правильно. Первый раз трюк могут показать папа и мама со словами «Абракадабра!»

Как научить надевать свитера и бадлоны

Для начала обучения нужно использовать вещи с максимально свободной горловиной, иначе ребенок может испугаться, когда его голова окажется в «тесном туннеле», и ее не получится сразу вытащить. Надо маленькими шагами двигаться от кофточки с большим вырезом к облегающему бадлону.

Горловину свитера или бадлона лучше всего проходить у зеркала, используя игру в «Ку-ку!»: захватить руками ребенка вещь с двух сторон, немного растянуть, посмотреть вглубь сквозь туннель горловины, просунуть голову сквозь отверстие, подтянуть горловину руками (на первых порах на этом этапе придется помочь) и полюбоваться на себя в зеркало: «Ку-ку! А кто это у нас тут такой красивый и веселый»?

Ребенок может потренироваться натягивать маленькие кофточки на кукол или свитер, из которого он вырос, на большого плюшевого мишку, это добавит позитиву. Аналогично у зеркала проходит тренировка с шапочками, начать лучше с шапки-шлема.

Как освоить кнопки и пуговицы

Застегивание кнопок, а особенно, пуговиц, – это одно из самых трудных умений при обучении одеваться. На самостоятельном выполнении этих действий не стоит настаивать до четырех лет. Вначале можно разложить кофту и посмотреть, что все кнопки идут парами, и друзей надо соединить: потренироваться руками ребенка совмещать две детали и нажимать до щелчка, показывая силу мускулов. Лучше подбирать одежду с крупными кнопками, которые легко защелкиваются.

Застегивание пуговиц требует длительной тренировки и терпения, поможет одежда с яркими крупными пуговицами, отверстия можно даже специально увеличить. Надо показать ребенку, как захватить пуговицу одной рукой и одновременно ткань вокруг дырочки другой, затем помочь ребенку протолкнуть пуговицу сквозь окошечко.

Можно добавить одежду с пуговицами в кукольный гардероб или помогать застегивать пуговицы папе, брату или сестре. Также поможет использование игрушек-тренажеров с различными пуговицами, кнопками, крючками – мама может сделать такую игрушку за пару часов из фетра и подручных материалов вместе с ребенком – например, для мальчика машинку с пристегивающимися колесами, а для девочки – куколку с одеждой на кнопочках и пуговках.

Надеемся, что эти советы помогут решить задачу: как научить ребенка одеваться. Если у вас растет малыш, то вам будут интересно получить профессиональные советы на тему: что делать, если ребенок боится других детей и как бороться с жадностью малыша.

Автор: Пичугина Станислава, педагог и мама. Эксклюзивно для онлайн-журнала Женские увлечения.

Читайте также:  10 суперлайфхаков для молодых мам: что нужно знать до рождения ребенка
Ссылка на основную публикацию