карманные деньги – 5 советов научат ребенка распоряжаться деньгами

7 правил финансовой грамотности для родителей маленьких детей (Чтобы в 25 лет деньги не утекали сквозь пальцы)

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Один из самых желаемых навыков, которым хотело бы овладеть большинство людей, — уметь грамотно распоряжаться деньгами. Между тем учиться этому лучше с самого детства. Об этом мы и расскажем в нашей статье.

Мы в AdMe.ru не поленились и нашли рекомендации психологов о том, как объяснить ребенку, что такое деньги и откуда они берутся. Остается только воплотить эти рекомендации в жизнь.

1. Посвятите ребенка в семейный бюджет

У детей рано возникает желание что-либо купить, поэтому первые разговоры о семейном бюджете можно начинать в 4 года, когда ребенок уже в состоянии понять многие вещи. Это отличная возможность рассказать, что деньги достаются трудом.

Познакомьте его с финансами семьи и объясните, какие обязательные статьи расходов у вас есть, что вы делаете с оставшейся частью денег. С маленькими детьми лучше всего это сделать на примере долек апельсина или деталей Lego, а с подростками можно говорить более серьезно, рассказывая о тратах в процентном соотношении. Для ребенка это знакомство со взрослой жизнью, к которой стоит готовиться заранее.

2. Следите за своей реакцией на финансовые просьбы ребенка

Если на каждую просьбу ребенка что-то купить вы реагируете раздраженно, постоянно говорите, что не можете себе позволить такую вещь, поскольку она слишком дорога для вас, то у него сформируется мнение, что денег вечно не хватает и что они — самая большая ценность. А еще что иметь свои желания — это плохо.

Начинайте с согласия: детям важно знать, что их понимают и их потребности учитывают. Объясните, что в этом месяце расходы уже расписаны и его пожелание, к сожалению, не внесли. Попробуйте помочь ребенку найти варианты, чтобы воплотить в жизнь его мечту: попросить это в подарок на Новый год; откладывать; найти похожую вещь, но дешевле; продать что-то, чем не пользуешься. Ему должно быть понятно, почему предмет нельзя приобрести сейчас и какая есть альтернатива.

3. Осознанно делайте покупки с ребенком

Дети часто сопровождают нас в походах в магазин, и это также полезно использовать как возможность для финансового воспитания. Хоть ребенок не может еще покупать товар самостоятельно, он уже способен выбирать. Объясняйте ребенку, почему вы берете то или иное количество товара, рассказывайте, почему из нескольких аналогичных товаров вы выбираете что-то одно, обсуждайте качество и стоимость, целесообразность покупки.

Старайтесь расплачиваться на кассе наличными деньгами — так ребенку легче понять тонкости их оборота: деньги заканчиваются, и их нужно зарабатывать снова.

4. Выделяйте еженедельно карманные деньги

Карманные деньги могут появиться в жизни ребенка уже в 5–7 лет. Пусть это будет небольшая сумма, которую вы сможете выдавать ему еженедельно. Важно, чтобы этими деньгами он мог распоряжаться по собственному усмотрению. Вы можете что-то посоветовать, но окончательное решение должно быть за ребенком. Научите детей относиться к деньгам бережно: для этого, например, подойдет копилка или маленький кошелек.

Когда сумма выдается нерегулярно или родители могут забрать ее в любой момент, то дети просто не смогут понять, как управлять деньгами, не научатся стратегии. Деньги лучше давать или просто так, или за дела, которые не входят в непосредственные обязанности ребенка. К примеру, работу по дому, учебу в школе и все дела, которые присутствуют в повседневной жизни семьи, не стоит «оплачивать»: этим вы только ухудшите свои отношения и снизите мотивацию к знаниям.

Первые эксперименты с деньгами могут быть не совсем удачные, но постепенно ребенок научится распоряжаться средствами, считать сдачу, копить на важную покупку — он поймет, что деньги исчезают, и будет к ним относиться более осознанно.

5. Играйте

Игра — это основной способ познания мира для детей. Попробуйте познакомить ребенка с деньгами через игру.

  • «Найди дешевле».Попросите ребенка найти товар по более доступной цене или посоревнуйтесь, кто это сделает быстрее. Такие навыки пригодятся в любом возрасте. Пусть он сравнит, что дороже — свежие фрукты или компот? А почему одни товары дороже, а другие дешевле? Обсудите это.
  • «Купи сам». Дайте ребенку возможность сделать покупки самостоятельно. Вы можете отправить его за покупками с небольшим списком продуктов, а сами подождать возле кассы. Это еще и отличный способ уберечься от капризов в магазине.
  • Планируем бюджет. С детьми постарше обсудите, на что тратятся деньги. Начертите на листе таблицу, обозначьте категории расходов: еда, одежда, транспорт, здоровье, хозяйство, подарки, развлечения. Пусть ребенок определит, какие расходы к какой категории относятся. В конце недели подсчитайте все расходы по категориям и составьте диаграмму с расходами в виде столбиков. Так будет наглядно видно, на что вы потратили денег больше всего, а на что — меньше.
  • Поиграйте всей семьей в «Монополию» или другие игры, где вам нужно будет заработать деньги и выбрать, как распорядиться ими. Обсудите ваши действия.

6. Заведите традицию благотворительности

Здорово, если в вашей семье приживется традиция благотворительности. Так ребенок учится сочувствовать и помогать другим людям. Это могут быть как подарки, сделанные своими руками, так и некие вещи и деньги. Вы можете всей семьей приехать в детский дом, дом престарелых или передать вещи нуждающейся семье: ребенок будет рад, что в этом есть и его заслуга, и начнет воспринимать финансы по-другому.

Как правильно давать карманные деньги ребенку

У многих родителей появляются вопросы, связанные с деньгами, давать ли ребенку карманные деньги, нужны ли карманные деньги детям. А если давать, то как, и сколько? Не вредно ли поощрять хорошую учебу деньгами, обязательно ли контролировать их расходы?

Счастье и жизненный успех по большей части приходит к тем, кто умеет не только зарабатывать деньги, но и рационально ими распоряжаться. Поэтому с раннего возраста нужно учить детей правильному отношению к деньгам.

Давать карманные деньги ребенку – значит воспитывать в нем самостоятельность, готовить ко взрослой жизни. Для психолога Сергея Ключникова нет сомнений, что детям необходимо иметь карманные деньги. Ребенок без них не сможет чувствовать себя свободно и уверенно. У него могут зародиться неприятные качества: комплекс неполноценности, зависть, жадность.

Грамотное распоряжение ребенка карманными деньгами

Грамотное распоряжение ребенка карманными деньгами не зависит от того, насколько богаты или бедны их родители. Ведь можно пустить на ветер большие деньги и, наоборот, обеспечить семью всем необходимым на скромные доходы.

Карманные деньги не бывают слишком большими, поэтому ребенку придется анализировать варианты, расставлять приоритеты и набираться жизненного опыта.

Если вы видите, что дети тратят карманные деньги неразумно, не вмешивайтесь слишком активно. Вы можете помочь только советом, но не категоричным запретом. Финансовая потеря – один из жизненных уроков. Ребенок сам сделает выводы из своих неудачных трат.

Заведите детскую копилку.

Пусть ребенок научится часть денег откладывать впрок. Грамотное распоряжение ребенка карманными деньгами ему очень пригодится в жизни.

Если новая купленная ребенком вещь вскоре валяется, где попало, объясните ему, что от каждого потраченного рубля должна быть реальная польза, даже если это и развлечение. А если покупка не нужна, то и не стоит на нее давать лишние деньги.

  • Согласовывайте методы финансового воспитания в семье без присутствия ребенка. Иначе он выберет не столько полезную, сколько выгодную для себя позицию.
  • Не ругайте ребенка за неправильно потраченные деньги. Лучше дайте хороший совет. Пусть ребенок поймет, что вы – не враг ему, а друг, который хочет искренне помочь.

Если у малыша не хватает денег на качественную покупку, добавьте сколько надо. При нехватке нужной суммы объясните, что лучше подождать, пока сумма накопится, чем приобрести вещь сомнительного качества. Ведь она очень быстро выйдет из строя.

Если родители рассказывают детям о своей работе, приходит понимание, что зарабатывание денег – большой труд, и никому не придет в голову попусту их тратить.

В Америке богатые родители учат своих детей грамотно распоряжаться финансами с детства. Они отправляют их мыть посуду в ресторане, работать курьерами или посыльными, мыть машины. Именно так богатые наследники узнают истинную ценность деньгам.

Карманные деньги детям – ЗА и ПРОТИВ

  1. Ребенок не чувствует себя униженным рядом с другими детьми, когда они покупают себе важные для них безделицы или нечто-то вкусненькое.
  2. Грамотное распоряжение карманными деньгами с детских лет дает опыт планирования личного бюджета, готовит к будущей ответственности по отношению к личному бюджету.
  3. Отсутствие карманных денег у ребенка может вызвать негативное отношение к родителям. Случается, что чадо начинает воровать у семьи, а позже и у друзей.
  1. Так как дети еще не умеют рационально пользоваться деньгами, семья понесет некоторый убыток. Поэтому финансово выгоднее, когда все необходимое для ребенка покупают родители.
  2. Если ребенка не ограничивать в деньгах, он не будет знать им цену, появится зазнайство и хвастовство.

Сколько денег давать ребенку на карманные расходы

Многих интересует немаловажный вопрос, сколько карманных денег давать ребенку. Понятие «карманные деньги» сами несут в себе ответ – их не может быть слишком много по определению. Здесь все зависит от достатка в семье.

Но даже обеспеченные семьи должны не забывать о разумном подходе. Ведь суть детских карманных денег не только в том, чтобы купить булочку на перемене. Не меньшее значение им придается, как средству обучения навыков обращения с финансами.

Большая сумма будет потрачена на ненужные безделицы, а слишком маленькая может привести к ущемлению достоинства среди сверстников. Как найти золотую середину?

Чтобы определить оптимальную сумму, узнайте, сколько денег потребуется для школьного завтрака, проезда в автобусе и других необходимых затрат.

Психолог консультант Анна Арутюнян рекомендует выдавать детям столько, чтобы им хватало на необходимые траты. Например, 10 или 20 рублей будет слишком мало, 200 – 300 рублей будет оптимальной суммой. Если доходы в семье позволяют увеличить сумму, не стоит спешить. Пусть малыш сам поймет, что для больших денег надо много и упорно трудиться.

С какого возраста давать карманные деньги ребенку

Дошкольникам деньги не требуются, родители их обеспечивают всем необходимым. Но наличие каких-то мелких денег дает повод детям задуматься, как правильно ими распоряжаться.

Большая часть психологов советует приобщать ребенка к деньгам с 3-летнего возраста на примере совместных покупок в магазине. Так он научится понимать, что нельзя купить все, что хочется. Из всей массы товаров необходимо выбрать именно то, что нужно в данный момент.

В 5 – 6 лет ребенка постепенно готовят к самостоятельным покупкам. Если он еще не справляется с этим, не отказывайте ему в деньгах слишком категорично. Объясните его ошибки, и тактично помогите их исправить. Если чадо уже знает счет, учите его считать сдачи.

Школьникам, начиная с первого класса, карманные деньги просто необходимы. Набраться опыта обращения с ними помогает поход в магазин. Развивается математическое мышление, повышается ответственность и самостоятельность. А это — первые шаги во взрослую жизнь.

По какому принципу выдавать карманные деньги ребенку

Американские психологи выявили четыре метода выдачи карманных денег:

  • Выдавать деньги по первому требованию
  • Выдавать их только, как поощрение за что-нибудь
  • Выдавать, соблюдая регулярность (ежедневно, еженедельно, ежемесячно)
  • Выдавать порционно, по мере необходимости
Читайте также:  О чем говорит детский рисунок

Психологи считают два последних варианта наиболее оптимальными. Выдавая карманные деньги детям, заранее оговаривайте, на что их можно использовать на вкусности, развлечения, и нельзя на сигареты, вредную еду.

Лучше всего, когда карманные деньги детям могут составлять постоянную сумму, рассчитанную на конкретные цели. При возникновении непредвиденных расходов ее можно увеличить.

Карманные деньги младшим школьникам выдают каждый день понемногу. 10-12 летним детям – один раз в неделю, а относительно взрослым старшеклассникам лет с 14 можно доверить выдачу денег раз в месяц.

Нужен ли контроль над карманными деньгами

Родители должны ненавязчиво контролировать расходы своего чада, советовать, на что лучше потратить деньги, но ребенок сам должен принимать решения. Полный диктат со стороны взрослых тормозит развитие самостоятельности у детей.

Вмешиваться нужно, когда деньги ребенку выдаются, но вы не видите материальных результатов, куда они уходят. Отговорки типа – дискотеки, сладости и то, что невозможно проверить, должны настораживать.

Доверяя малышу управление собственными деньгами, родители уже могут переводить его и на новую ступень домашних дел. Если он достаточно вырос до обладания карманными деньгами, то, вполне дорос и до нормальной помощи в домашних обязанностях.

Можно ли поощрять или наказывать ребенка деньгами

В последние годы многие родители выбирают легкий и быстрый путь для достижения ребенком успехов в учебе, поведении, помощи по дому. Хорошо выполнил задание— получи денежки. Но психологи относятся к такому методу настороженно.

Если первокласснику достаточно скромной суммы, то мотивация подростка будет стоить намного дороже. Дальше – больше. Во сколько же обойдется родителям поступление чада в выбранный ими ВУЗ? Примерно такая же ситуация сложится и с домашними обязанностями — потом не нужно удивляться, когда взрослые дети откажут в помощи обедневшим престарелым родителям, как правило это ошибка родителей и только.

Оптимальный выход — стабильно выделять ребенку небольшой бюджет на карманные расходы. Разрешайте оставлять сдачи из магазина. Это приучит его правильно распределять и экономить личные финансы.

Можно разово поощрить ребенка за хорошее поведение, или наказать рублем за грубость. Так он будет понимать, что при плохом поведении не заслуживает денежного поощрения, что деньги надо зарабатывать.

И еще 8 советов

  1. Выдавать карманные деньги детям нужно стабильно и своевременно. Пропуски в выплатах или отсрочка воспитают в ребенке финансовую безответственность.
  2. Ребенок должен знать, на какие именно расходы ему дают деньги.
  3. Не лишайте малыша карманных денег в наказание за проступок.
  4. Не меняйте установленных правил. Если размер карманных средств уменьшился, объясните причину и добейтесь взаимопонимания. Все изменения в выплатах карманных денег согласовывайте с ребенком.
  5. Не компенсируйте чаду попусту растраченные или утерянные по невнимательности деньги. Это научит быть его собранным и серьезным.
  6. Малыш не должен никому показывать, сколько у него наличных денег.
  7. Нельзя брать деньги в долг или давать, особенно незнакомым.

В современном мире дети все понимают, что деньги – не главное в жизни, но без них не прожить. Средства для жизни необходимо зарабатывать и рационально тратить. Задача родителей – учить детей этому с малых лет. И карманные деньги – путь к практическим урокам жизни.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Карманные деньги ребенка

Начинаем со школы

Большинство психологов советуют давать карманные деньги начиная с младшего школьного возраста. Один из главных критериев – осознанность ребенка. Чтобы на вопрос, на что ты хочешь потратить деньги, был внятный ответ. Второй критерий – опыт самостоятельных покупок в магазинах (под вашим присмотром). Если он не боится попросить товар у продавца, знает, как расплатиться на кассе, и может посчитать сдачу, значит, он готов к карманным деньгам.

– Когда у ребенка нет денег, то у него, конечно, возникает меньше соблазнов. Но какой-то минимум ему все равно нужен, чтобы он не чувствовал свою ущербность по отношению к сверстникам, – считает психолог Вадим Куркин.

Даем раз в две недели

Сумма зависит от материального положения семьи. С одной стороны, денег должно хватать для того, чтобы купить что-то приятное. А если поднакопить, то и стоящее. С другой стороны, у ребенка не должно быть слишком много денег – так ему сложнее почувствовать их ценность.

Оговорите заранее, в какой день будут выдаваться деньги и какая сумма. Можно начать с коротких сроков, а потом постепенно их удлинять. Предупредите: если потратит все сразу, то придется ждать следующей «получки». Правило выдерживать нужно строго. Ребенок должен понять, что его ресурсы ограничены , только тогда он научится их планировать.

Обучаем бережливости

Заводим журнал желаний

Пусть у ребенка будет цель. Обсудите мечты и приоритеты ребенка. Запишите их в специальный журнал желаний. Заведите привычку заглядывать туда вместе и обсуждать, что можно купить прямо сейчас, а на что придется подкопить.

Деньги лучше складывать в красивую копилку. Пусть ребенок видит, как она наполняется. Ритуальное разбивание копилки и покупка желанного товара – логичное завершение процесса накопления. Главное – никогда и ни при каких обстоятельствах не забирать деньги из нее для общих семейных расходов. Это деньги ребенка, к ним нужно относиться с уважением.

Копим капитал на 18-летие

Продвинутые родители заводят специальный счет на ребенка, к которому он сможет получить доступ, только когда ему исполнится 18 лет.

– Когда дочке было три года, я завел для нее специальный счет в страховой компании и каждый год откладывал туда определенную сумму, – говорит Владимир Савенок, автор книги «Миллион для моей дочери». – Но когда ей исполнилось 18, мы поняли, что ее фантазии пока хватает только на развлечения. Сделали подарок на совершеннолетие и продолжили копить. В 25 – 30 лет эти деньги будут нужнее.

ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ

Нужно ли поощрять или наказывать наличкой?

Родители любят мотивировать детей деньгами, оплачивая их работу по дому. Это не лучшая идея, ведь ни мама, ни папа зарплаты за мытье посуды или пола не получают. Объясните, что уборка – обязанность каждого члена семьи, чтобы сделать дом уютнее и чище.

За пятерки тоже не нужно платить – здесь должна быть другая мотивация, не финансовая. Деньгами, наоборот, можно убить интерес к предмету. К такому выводу склоняются все психологи. Отбирать их за двойки или прогулы – тоже неправильно. Если вы все же решили снизить довольствие за плохое поведение, важно предупредить об этом ребенка заранее, объяснить причину и сократить его доходы только после повторного проступка.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

«Пусть ребенок учится на ошибках сейчас, а не во взрослой жизни»

Елена Красавина, финансовый советник, соавтор книги «Дети и деньги. Растим миллионера»:

– Научить управлять деньгами – то же самое, что научить плавать или играть на скрипке. Невозможно все это сделать только в теории. Поэтому главный совет – просто дайте ребенку деньги. Но действуйте последовательно и имейте в виду, что первое время он будет ошибаться. Вот два важных принципа:

1. Постепенность

Чтобы человек научился хорошо играть на скрипке, ему никто не даст сразу концерт Вивальди. Идут от простого к сложному. Такой же принцип должен быть и в деньгах. Чем старше становится ребенок, тем больше расходов он оплачивает из карманных денег. В идеале к 18-летию подросток уже должен получать раз в месяц определенную сумму от родителей и полностью распределять ее на свои нужды начиная от одежды и репетиторов и заканчивая походом в «Макдоналдс» после учебы.

2. Ответственность

Человек никогда не учится на чужих ошибках – только на своих. Родителям лучше заранее приготовиться к тому, что ребенок будет тратить на ерунду все карманные деньги разом, забывать про обязательные расходы и «выходить за бюджет». Но лучше будет, если он все это пройдет сейчас. Гораздо хуже, если процесс обучения начнется после получения первой зарплаты и растянется на годы потерь, неподъемных кредитов и прочих дорогостоящих ошибок. Поэтому родитель должен стать таким же терпеливым и понимающим наставником, как и в начале первых шагов и прописей своего малыша.

Как научить ребенка распоряжаться карманными деньгами

Почти все школьники (да и дошколята) получают от родителей деньги на текущие расходы. Этой суммой дети вольны распоряжаться сами, не отчитываясь перед мамой и папой.

Главная педагогическая цель выдачи карманных денег — научить мальчика или девочку обращаться с ними и правильно их тратить.

Когда именно, с какого возраста ребенок получит первые монеты и купюры — решают родители, но обычно дети включаются в товарно-денежные отношения, выражаясь языком взрослых, лет с 6–7. Это совпадает с их поступлением в школу. Ребята уже понимают, что деньги — это не просто кругляшки и бумажки, с ними нужно обращаться правильно — то есть тратить с пользой.

Многие родители не всегда могут решить, сколько денег нужно ребенку, как лучше выдавать их. От чего же будет зависеть сумма денег на карманные расходы?

1 Возраст ребенка

Понятно, что первоклассники только знакомятся с миром денег и тратят их, как правило, на «милые мелочи» — например, на шоколадку, мороженое, булочку. Но чем старше ребенок становится, тем грамотнее он должен относиться к финансам.

Пятикласснику уже можно давать некую сумму с учетом того, что он самостоятельно оплачивает проезд, обеды в столовой, мобильную связь и т.п. Оставшиеся деньги он волен тратить как хочет.

2 Благосостояние семьи

Все мы понимаем, что в разных семьях различный уровень доходов.

Обеспеченные родители могут, что называется, не глядя «отстегнуть» ребенку круглую сумму. Однако начинать всегда стоит с небольших денег!

Особенно это актуально для семей с небольшим достатком. Не так-то просто выкроить даже несколько сотен рублей, если бюджет очень скромен. Но совсем оставлять без карманных денег мальчика или девочку тоже нельзя. Пусть на первых порах сумма будет «чисто символической»: тем ценнее окажется она для ребенка, и он постарается потратить ее с умом.

3 Средние суммы, которые получают одноклассники

Это довольно тонкий момент: не так-то просто узнать, сколько именно выдается денег сверстникам ребенка. Конечно, хорошо, если родители знакомы с мамами и папами одноклассников своего чада и могут поинтересоваться, каковы финансовые «вливания» в кошелек Саши или Насти.

Сам ребенок тоже может спросить у друга или подруги, сколько ему дают денег, но ответят ли ему правду, и точную ли сумму он назовет уже своим родителям?

4 Договоренность с ребенком

Сумма на текущие расходы иногда может меняться, но об этом нужно предварительно поговорить с ребенком.

Например, если первоклассник уже несколько месяцев получает по 300 рублей в неделю, а потом вдруг вместо трех сотенных купюр получает две, то он обязательно спросит, почему так.

Педагогической ошибкой будет обрубить все возражения на корню. Действительно, у родителей могут быть финансовые затруднения, но вопросы, касающиеся карманных денег, нужно решать заблаговременно и мирно.

А какие же факторы не должны влиять на сумму карманных денег?

1 Успех или неуспех в учебе

Основной закон родителей: они не платят деньги за пятерки и четверки, а учат ребенка распоряжаться ограниченной суммой!

Поэтому нельзя повышать или понижать ее в зависимости от того, хорошие или плохие отметки принесли дети. Ребята должны понимать, что стараются они не за лишнюю купюру в кошельке и что двойки или неудачи в спортивной секции, в свою очередь, не лишают их денег.

2 Помощь по дому

Здесь такой же принцип, что и в предыдущем пункте: помощь в уборке квартиры, вынос мусора, покупка продуктов, мытье посуды и другие полезные дела не должны конвертироваться в деньги: ребенок помогает семье, а не зарабатывает за ее счет.

3 Настроение родителей

Семейные конфликты, проблемы на работе, стрессы, усталость, накопившаяся раздражительность — все это не повод сказать «нет» карманным деньгам ребенка.

Пусть взрослые представят, что им не дали зарплату потому, что их шеф неудачно съездил на охоту, расстроился из-за проигрыша любимой команды или был раскритикован вышестоящим руководством!

4 Поведение детей (за исключением крайних случаев)

Легко сказать ребенку: «Ты плохо себя ведешь, поэтому на карманные деньги не рассчитывай!» Зачастую поведение ребенка — это следствие каких-то проблем, утомления, нездоровья и пр. Все это не должно быть поводом к тому, чтобы «кран финансовых вливаний» временно закрылся.

Но следует насторожиться, если от сына или дочери пахнет спиртным или табаком — какой родитель захочет, чтобы карманные деньги шли на вредные привычки!

Однако и здесь не надо рубить сплеча и немедленно лишать отпрыска финансов: возможно, он подвергся единичному соблазну, и доверительная беседа поможет все расставить на свои места. Но без «санкций» часто не обойтись: возможно не полное лишение денег, а выдача «под строгую отчетность» — оплата проезда, еды в школе, канцелярских товаров.

5 Степень внимания к сыну или дочери

Не так мало родителей (особенно отцов), которые неделями, а то и месяцами не видят своих детей из-за удаленной работы, занятости, гастролей и т.д. Вахтовики, артисты, бизнесмены часто хотят компенсировать это деньгами, выдавая их просто-таки в неприличных количествах. Какой ребенок не согласится их взять? И каждый ли сумеет с толком и не сразу потратить свалившуюся сумму?

Со стороны взрослых лучше сделать какой-то подарок, исполнить заветную мечту ребенка, чем «откупаться» деньгами — пусть и неосознанно и с добрыми намерениями.

Мы уже сказали, что выдача карманных денег теряет смысл, когда ребенок не вправе сам решить, что хочет купить. Но в некоторых случаях родители могут дать правильный совет. Приведем примеры таких ситуаций.

1 При покупке дорогого товара

Ребенок сумел накопить на велосипед, гироскутер или игровую приставку и готов сам это купить? С его стороны неплохо прислушаться к родителям: вполне вероятно, что они подскажут, где именно это можно сделать и почему так покупать выгоднее.

У ребенка не должно быть подозрений, что родители заберут эту сумму «до лучших времен» и сами решат, когда придет время купить товар.

2 При неправильном расходовании денег

Можно понять неопытность младшеклассника, но трудно поверить в то, что будущий выпускник школы «спускает» деньги только на развлечения. Поэтому лучше тщательно обсудить траты всей семьей.

Кроме того, лучше руководствоваться принципом: «Чем старше ребенок, тем реже следует давать ему деньги». Это не значит, что нужно урезать сумму: дело в том, что если дать первокласснику всю сумму за месяц разом, то он может потратить ее за неделю, а то и раньше. С другой стороны, десяти- и одиннадцатиклассники должны быть готовы к тому, что они получат деньги раз в месяц и им необходимо грамотно их распределить. Родители при этом должны быть тверды и не давать послаблений, если их повзрослевший сын или немаленькая дочь «вдруг» потратит весь месячный бюджет и будет умолять о новых «вливаниях».

Карманные деньги детям не нужны. Или нужны? Разбираемся с экспертом

Миф № 1. Детям не нужны карманные деньги. Всё необходимое родители купят сами

У карманных средств конкретная цель — воспитать в ребёнке самостоятельность, грамотное отношение к деньгам и способность самому принимать решения. Этому нужно учить так же, как переходить дорогу на зелёный сигнал светофора и не заходить в лифт с незнакомцами.

Детям определённо стоит выдавать деньги на карманные расходы, ведь это неотъемлемая часть жизни. Уметь грамотно пользоваться деньгами, управлять ими, планировать траты — то, чему важно учиться с самого детства.

Миф № 2. Первоклашкам точно деньги ни к чему. Лучше начинать выдавать классе в 5–6‑м

Чем раньше ребёнок научится грамотно распоряжаться финансами, планировать и контролировать свои траты — тем лучше. Ни в школе, ни в вузе этому не учат. В результате многие люди, даже став взрослыми, ведут себя как дети: берут новый айфон в кредит, не расплатившись за предыдущий, спускают всю зарплату в первые дни или не откладывают на крупные покупки. Ваш ребёнок может избежать таких ошибок, если научится правильно обращаться с деньгами с детства.

В Гражданском кодексе сказано, что дети с шести лет могут совершать мелкие сделки. Например, купить мороженое в киоске или книгу в магазине.

Можно начинать выдавать деньги с этого возраста, если ребёнок уже понимает, зачем они нужны и как ими пользоваться. Проверить это легко: попросите ребёнка сходить в магазин с небольшим списком продуктов. По тому, как он разберётся в ценах, посчитает сумму покупок и сдачу, вы поймёте, насколько он готов распоряжаться своим собственным средствам.

Миф № 3: Нужно строго контролировать расходы ребёнка. Потратил всё на всякие глупости — больше денег не выдавать

Скорее всего, несколько первых «получек» ребёнок действительно потратит в первые же дни на какую-нибудь ерунду. Считайте это неизбежными издержками воспитания: на собственных ошибках ребёнок должен понять, как разумно распоряжаться деньгами . Не ругайте его и не давайте ещё денег. Лучше объясните, что надо осмотрительнее делать покупки и планировать траты.

Эффективнее не контролировать ребёнка, а дать ему возможность совершать ошибки, поступать по-своему. Задача родителя — объяснить и рассказать о том, как копить, как тратить, помочь сдерживать желания, видеть последствия трат и накоплений.

Миф № 4. Просто так давать деньги нельзя. Пускай учится на пять и ковёр в гостиной пылесосит

При помощи денег мотивировать ребёнка хорошо учиться или выполнять работу по дому — легко, но непродуктивно. Это естественные обязанности. Если поощрять детей деньгами, то рано или поздно они не захотят ничего делать бесплатно: ни учить уроки, ни мыть посуду.

Но можно подтолкнуть ребёнка делать что-нибудь полезное. Грег МакКеон в книге «Эссенциализм» рассказывает, как приучил детей больше читать.

Мы ввели в доме особую систему. Каждый ребёнок в начале недели получал по 10 жетонов. Один жетон можно было обменять либо на полчаса за компьютером или мобильным устройством, либо на 50 центов. Таким образом за неделю набиралось либо 5 часов у экрана, либо 5 долларов. За каждые полчаса, проведённые за чтением книги, ребёнок мог получить дополнительный жетон, который гарантировал ему ещё полчаса у компьютера или лишние 50 центов. Эта система помогла добиться потрясающих результатов: буквально за день время у экрана сократилось на 90%, зато дети стали читать гораздо больше, а мы перестали тратить время на то, чтобы их контролировать .

Миф № 5. Деньги — плохой подарок для ребёнка

Ничего страшного, если на Новый год или день рождения ребёнку подарят деньги. Но когда это происходит часто и без всякой системы, дети перестают чувствовать их ценность.

Такими подарками часто «грешат» бабушки и дедушки. Объясните своим родителям, что это может навредить ребёнку. Он привыкнет, что у него постоянно при себе большие суммы, и будет небрежно относиться к деньгам.

Советы о карманных деньгах

Выдавайте регулярно. Лучше делать это всегда в один и тот же день. Первоклашкам лучше давать деньги раз в неделю — им пока сложно загадывать на долгий срок. Подросткам можно реже — раз в месяц.

Попробуйте один раз «забыть» и не выдать деньги в день «получки». Если ребёнок тоже забудет, то отложите выплату до следующего раза.

Это научит его следить за собственными деньгами и планировать расходы.

Не покупайте сразу. Если ребёнок просит что-нибудь в магазине, не покупайте сразу. Предложите записать желаемое в список, а потом выбрать, что ему нужнее. Так он научится не тратить деньги импульсивно, а планировать свои покупки.

Научите ребёнка копить. Заведите банку для накоплений. На неё наклейте бумажку с фотографией того, на что копит ребёнок, и напишите сумму, которую необходимо собрать. По мере накопления отмечайте прогресс прямо на бумажке. Можно использовать тетрадный листок, где каждая клетка будет соответствовать 50 или 100 рублям. Закрашивайте клетку каждый раз, когда ребёнок положит в банку определённую сумму, — так нагляднее.

Банка для накоплений. Каждая клетка — 50 рублей. Всего 45 клеток — 2250 рублей.

Оформите на ребёнка банковскую карту. Многие банки выпускают специальные детские карты. Они привязываются к счёту родителя, на них можно установить лимит покупок, а информацию о тратах получать на телефон. Так ребёнок научится пользоваться современными средствами оплаты, совершать покупки в интернете.

Предложите заработать. По закону трудовой договор можно заключать с 14 лет. С этого возраста дети могут начать зарабатывать — например раздавать рекламные листовки или работать курьером. Так ребёнок научится понимать цену деньгам на собственном опыте.

Как научить детей правильно тратить деньги

Психологи считают, что механизм распоряжения финансами закладывается у ребенка с 2 до 5 лет

04.05.2019 в 19:00, просмотров: 5624

«Посуду я помою за 100 рублей, а олимпиадные задачи буду решать только за 200», – вполне обыденное высказывание современного школьника. Нередко опытом самостоятельного заработка сегодня обладают даже малыши. Недаром образовательные чиновники в последние годы всерьез подумывают о введении предмета «финансовая грамотность» в российских школах. Как грамотно научить ребенка распоряжаться финансами, мы выяснили у специалистов и опытных родителей юных казначеев.

Многих родителей пугает слишком ранний интерес детей к финансовой части жизни. Им совершенно не хочется, чтобы с младых ногтей их чада росли меркантильными и зацикленными на материальной ценностях потребителями. Именно поэтому взрослые стараются как можно меньше посвящать своих чад в денежные дела семьи и планировать бюджет без их присутствия. В результате малыши слышат только бесконечное «На эту игрушку денег нет», не понимая, из-за чего так происходит, да и вообще, куда из семьи деньги деваются, если папа и мама с утра до вечера на работе.

Специалисты уверены, что такая позиция взрослых ошибочна, ведь попытка полностью оградить детей от финансовых вопросов приводит к неправильному представлению о назначении денег, и, как следствие, – проблемами с распоряжением средствами.

Считается, что принцип, по которому человек тратит деньги, закладывается в возрасте от двух до пяти лет. И способность грамотно распоряжаться своими финансами во взрослой жизни находится в прямой зависимости от того, имел ли ребенок подобный опыт в детстве. Получается, что учить малыша обращаться с деньгами и планировать свой бюджет необходимо. Вопрос, как сделать это так, чтобы найти золотую середину и не вырастить из своего чада законченного транжиру или безнадежного скупердяя.

Синдром Скруджа Макдака

– Мои дети-погодки впервые стали владельцами первого собственного капитала, когда им было 6 и 7 лет соответственно, – рассказывает Марина из Подмосковья. – Получилось так, что бабушки в один прекрасный момент устали придумывать, чем можно порадовать внучат на день рождения, и подарили им некоторую сумму денег, чтобы они выбрали подарок сами.

Прошло несколько месяцев, но дети так ничего и не купили, подоспел Новый год, им снова подарили купюры в конверте, и история повторилась вновь. В течение года детские деньги лежали в кубышке и потихоньку обесценивались, а на разные сладости и игрушки они исправно разводили нас с мужем. Любые попытки уговорить малышей потратить хоть сто рублей из собственных накоплений никакого действия не имели.

В конце концов Марина поняла, что ее дети — настоящие скупердяи. Им просто жалко было тратить свои деньги, так как они видели их ценность именно в качестве бумажек, в виде накоплений.

– Впервые заставить их раскошелиться мне удалось только на подарок папе ко дню рождения, – объясняет женщина. – И то, расставались со своими накоплениями ребята чуть ли не со слезами на глазах. С этого момента я запретила всем родственникам дарить детям подарки в денежном эквиваленте, но интерес к собственным финансам у малышей уже окончательно и бесповоротно проснулся. Поэтому сейчас мы сделали их полноценными участниками обсуждения семейных доходов и расходов, и отношение к деньгам стало потихонечку меняться.

Как правило, многие родители жалуются, что дети абсолютно не понимают цену денег, и транжирят свои карманные средства направо и налево. Однако нередко происходит и обратная ситуация, когда в отношении собственной заначки ребята могут превратиться в реальных «скупых рыцарей». При этом подобное отношение к деньгам не имеет ничего общего с полезным умением экономить и грамотно распоряжаться своими средствами.

– Для малышей, которых родители никогда не учили обращаться с финансами, денежные купюры являются своеобразными сокровищами, которые нужно хранить, а не тратить, – объясняет детский психолог Анна Гуляева. – В такой ситуации нужно на практике показать малышу, что средства, которые просто лежат месяцами в копилке, теряют свою ценность.

Можно сохранить чеки даже на элементарные продукты и продемонстрировать ребенку, как изменилась их цена за определенный период. Даже в младшем школьном возрасте уже можно учить детей инвестициям, правильному вложению своих средств. Например, если ребенок хочет копить деньги на какую-то крупную покупку, можно предложить ему разместить их в банке и получать проценты.

Кроме того, ребенку можно посоветовать внести свою скромную лепту в оплату семейного кредита, пообещав вернуть деньги позже вместе с сэкономленными процентами. Подобный подход уже с раннего детства сформирует у малыша азы правильного финансового мышления. В Европе такое финансовое воспитания — уже давно совершенно обычная практика.

Кроха по найму

Большие споры уже долгие годы вызывает и целесообразность оплаты детского труда родителями и прочими родственниками. Многие взрослые считают нормой поощрять детей рублем за работу по дому, хорошие оценки или примерное поведение, однако специалисты уверены, что это совершенно неправильно и даже вредно.

– Учеба является, по сути, единственной серьезной задачей, за которую ребенок отвечает в своем возрасте, – уверена Анна Гуляева. – Поэтому оплата каждой пятерки полностью нивелирует сущность обучения как стремления к знаниям для дальнейшей жизни. Конечно, вполне можно сделать малышу ценный подарок за успешно законченный год, но ни в коем случае не платить ему за учебу.

Элементарные бытовые дела – тоже не лучший вид деятельности, за которую стоит стимулировать ребенка рублем. Никто же не оплачивает папе каждый прибитый гвоздь, а маме приготовленный ужин, поэтому совершенно естественно, что и ребенок должен приучаться выполнять свои обязанности по дому бесплатно. Родители, которые пытаются стимулировать ребенка на мытье посуды или уборку своей комнаты деньгами, неизбежно сталкиваются с тем, что впоследствии их чадо уже не желает выполнять эти обязанности бесплатно.

Наталья, мама двух девочек-подростков придумала свою систему, как стимулировать детей рублем, которая успешно работает уже долгие годы.

– Как только наши девочки пошли в начальную школу, им, естественно, стали требоваться деньги на карманные расходы, – говорит Наталья. – Уже с 5-6 лет за дочерьми были закреплены их личные обязанности по дому, выполнение которых, естественно, никогда не оплачивалось и не обсуждалось (мытье посуды за собой, уборка в своей комнате, поход в магазин за хлебом).

Чтобы стимулировать девочек к труду, мы также составили список дополнительных домашних дел, за выполнение которых можно заработать премию к своим карманным деньгам. В результате у дочек появился хороший стимул помогать мне по хозяйству, а у меня образовалось свободное время. Сумма премий варьировалась в зависимости от тяжести выполняемых работ. Самый дорогой тариф мы установили на глажку белья, которую у нас в семье никто не жалует, мытье посуды и генеральную уборку, более дешевые ставки действует на протирание пыли в квартире, мытье полов и уход за комнатными растениями.

Как на настоящей работе, Наталья с мужем придумали для дочерей не только систему денежных поощрений, но и штрафов. В случае, если дополнительная работа выполнена детьми некачественно, выплаты за нее снижаются. А уж если родителям пришлось все переделывать самим по второму кругу, то оплата халтуры, естественно, вообще не начисляется.

– Дети должны понимать, что дополнительные бонусы будут им зачисляться только за качественную работу, однако полностью лишать ребят базовых карманных денег стоит только за очень серьезную провинность, – уверена Наталья. – Также важно еще понимать, что в разные времена материальная ситуация в семье бывает разная. Мы с самого начала объяснили дочерям, что в моменты, когда с деньгами будет туго, нам придется временно сокращать их довольствие до того момента, как все наладится.

Допустим, один раз нам пришлось на несколько месяцев потуже затянуть пояса ради покупки нового автомобиля, девочки это прекрасно поняли и не обижались. К тому же к этому моменты у них уже были свои небольшие накопления на черный день за дополнительную домашнюю работу.

Недетские траты

Бесспорно, главная проблема в истории «дети и деньги» заключается не в процессе зарабатывания, а в процессе траты нажитого непосильным трудом. Многие родители жалуются, что их дети спускают карманные средства на ненужные безделушки, вместо школьных обедов приобретают вредную газировку и чипсы, а то и вовсе раздают всю наличность сомнительным приятелям.

Контроль за тратой карманных денег детьми, конечно, должен присутствовать, но при этом не стоит выходить за разумные пределы, – считает психолог. – Конечно, нужно заранее объяснить ребенку элементарные правила обращения с деньгами: носить с собой только небольшие суммы, не рассказывать никому, сколько денег у тебя в кармане, не ввязываться в азартные игры и споры. Чтобы ребенок не заменял школьные обеды покупкой всякой ерунды, имеет смысл просто поделить карманные деньги на две части: необходимые траты (питание, проездной, книги) и траты по желанию. Постоянно отчитывать ребенка за то, что он транжирит деньги на ерунду, совершенно не выход.

Любой процесс обучения основывается на пробах и ошибках, и нужно дать своему чаду возможность пройти его самостоятельно. Другое дело, что контролировать этот процесс вполне возможно, для этого можно предложить школьнику завести дневник своих доходов и расходов, чтобы отслеживать «движение средств на своем счету». Кроме того, имеет смысл выдавать ребенку карманные деньги не чаще раза в неделю, чтобы он умел планировать свои траты на длительный срок. И не проблема, если вначале малыш будет спускать всю наличность в первый же день, впоследствии ему очень быстро надоест всю оставшуюся неделю сидеть без денег.

По мнению психологов, еще одно важной проблемой в связке дети и деньги, естественно, остается количество наличных. В наши времена отношение к деньгам в российских семьях очень различается. Умные родители даже при высоких доходах никогда не будут выставлять свое благосостояние напоказ и снабжать ребенка баснословными суммами на карманные расходы. Но практически в каждый школе всегда находится ученик, который кичится своим богатством, вызывая зависть, а иногда даже комплексы у детей из семей с более скромным достатком.

– Конечно, по возможности взрослым стоит договориться с родителями ближайших друзей своих детей об единой сумме карманных денег, – говорит Анна Гуляева. – Тогда дети будут чувствовать себя в равных условиях, но практике это далеко не всегда получается. В любом случае с детства нужно учить малыша, что далеко не все в мире измеряется деньгами, хотя они и имеют в наши дни большое значение. Тем более никто не мешает ребенку идти вперед и в будущем зарабатывать больше, чем его родители.

Кроме того, практически на любую желаемую покупку, будь то гаджет или модная одежда подросток вполне может со временем накопить самостоятельно, если будет грамотно обращаться с карманными деньгами и не спускать их на всякую ерунду.

Полезные советы: как подружить малыша с деньгами

Играем в бюджет. Первый разговор о деньгах должен напоминать игру. Дети мыслят предметно, поэтому проще всего объяснить им, что такое бюджет при помощи различных подручных средств или просто изобразив его на бумаге. Для этого отлично подойдет любой мешочек или кошелек с мелочью.

Малыш старшего детсадовского возраста уже вполне сможет понять, что свой бюджет, то есть деньги на неделю, месяц или год, может быть не только у семьи, но и у каждого города и страны. Все монетки — это то, что папе и маме удалось заработать за прошедший месяц. С помощью разноцветных коробочек можно показать малышу, как распределяются деньги на разные нужды в его семье. Пусть ребенок сам поможет вам разложить монетки по ящичкам с питанием, одеждой, лечением, платой за квартиру и детский садик развлечениями и другими расходами.

Объясните ему, что новые игрушки родители могут покупать только тогда, когда денег хватило на все обязательные коробочки и несколько монеток осталось неиспользованными. При этом, если игрушка очень дорогая, то собирать монетки придется несколько месяцев.

Копись, деньга, большая и маленькая. Добрая старая копилка и в 21 веке остается прекрасным средством, чтобы научить малыша откладывать деньги на понравившуюся ему вещь. Не торопитесь по первой просьбе малыша покупать ему в магазине любимую сладость или игрушку, предложите с сегодняшнего дня начать собирать на нее деньги вместе. Дети устроены так, что мало ценят все полученное легким путем. В результате и долгожданная игрушка не будет через день валяться под столом, и азы накопления капитала малыш освоит.

Расходы под контролем. Специалисты считают, что ребенку стоит давать небольшие карманные деньги с того момента, как он научится писать печатными буквами. В этом момент малыш будет готов самостоятельно вести в блокноте свою бухгалтерию, записывая в разные столбики доходы и расходы. Помимо получения спонсорской помощи от родственников, дети должны знать и об элементарных способах заработать самостоятельно. Для начала можно придумать несколько несложных дел по дому, не имеющих отношения к его прямым обязанностям, и за них установить вознаграждение.

Ссылка на основную публикацию