Каляки-маляки: художественные способности ребенка, что говорит рисунок о вашем малыше

Анализ детского рисунка: как интерпретировать «каляки-маляки» малышей

Творчество малышей до 3 лет, пожалуй, вызывает у взрослых больше вопросов, нежели ответов. Кто-то предпочитает вовсе не обращать на эти «каляки-маляки» внимания, ведь ребенок еще совсем мал и сам толком не понимает, что изобразил. Другие же, наоборот, пытаются отыскать смысл и подсказки в каждой линии и оттенке, пытаются самостоятельно провести анализ детского рисунка. Конечно же, истина находится где-то посередине. Чтобы ее найти, нужно иметь представление об этапах развития и психологии детского рисунка в раннем возрасте.

Мария Коновалова
психолог, Яхрома

Малышу нередко впервые дают карандаш или фломастер примерно в 1 год, и с этого момента начинается его первый, «доизобразительный» период рисования, который продлится до 3–3,5 лет. В это время малыш активно осваивает возможности кисточек, красок, карандашей, мелков и т.д., проводя по бумаге линии, мазки, круги и спирали. Этот процесс очень важен для развития ребенка не только потому, что тренирует руку, – он еще и стимулирует мышление, внимание, воображение. На первых порах малыш не пытается выразить что-то определенное, а лишь повторяет действия взрослых. Но ближе к 3 годам его рисунки начинают напоминать предметы.

В раннем возрасте малыш еще не воспринимает рисование как отражение мира в разных цветах, для него все предметы могут быть совершенно разного цвета. Ребенок больше увлечен экспериментированием с цветом. Поэтому в рисунках малышей могут часто встречаться темные, черные цвета, поскольку они наиболее контрастны на белой бумаге.

К психологии детского рисунка раннего периода (до 3 лет) нужно относиться спокойнее, ведь малыш еще сам только знакомится со своими возможностями.

Анализ детского рисунка: интерпретация

Рисунок мальчика очень яркий, красочный. В своей работе он использовал около пяти оттенков, что полностью соответствует его возрасту и говорит о хорошем психическом развитии. По цветовой палитре явно выделяется синий цвет, переходящий в голубой и белый, и желто-оранжевое пятно. Синий и белый цвета обычно выбирают чувствительные люди, склонные к размышлениям, с богатой эмоциональной сферой. Желтый цвет характерен для оптимистов, творческих людей, комфортно себя ощущающих в своем окружении.

В рисунке мальчика видны линии и штрихи: разнонаправленные, перекрещивающиеся друг с другом, закругленные и ломаные. Это свидетельствует о достаточном развитии зрительно-моторной координации малыша, его самоконтроле. К тому же в рисунке наблюдаются замкнутые фигуры – круги, что говорит уже о том, что ребенок вышел из «доизобразительного» периода и приближается к стадии схематичного изображения. Его рисунок был сделан на определенную тему: «Птенцы в гнезде» (большое желтое гнездо и маленькие белые птенчики). Можно сказать, что графические следы от красок на бумаге начинают связываться у ребенка с окружающим миром, приобретать зрительное значение, а это говорит о развитии фантазии и образного мышления.

Рисунок выполнен красками, а не карандашами, поэтому ничего нельзя сказать о силе нажима и типе линий, сложно обнаружить какие-то особенности тонуса и нервной системы малыша. Можно лишь сказать об отсутствии явной тревожности.

Заметно, что в рисунке малыша появляются не только спирали и круги, но и точки с линиями внутри этих замкнутых элементов, периодически выступающие за границы. Это может свидетельствовать о приобретении ребенком самосознания, о начале его отделения от мамы и готовности к общению в коллективе. Такие характеристики выступают первыми признаками начинающейся социализации малыша и очень важны для определения его готовности к посещению детского сада.

Психология детского рисунка: вывод

Исходя из рисунка мальчика, можно предположить, что он хорошо развит для своего возраста. Присутствие разнообразных элементов в картинке свидетельствует о сформированности зрительно-моторной координации и моторики руки, характерной для 3 лет. Расположение элементов на рисунке (присутствие не только линий, кругов и спиралей, но и точек, «лучей» внутри замкнутых фигур), использование всего пространства листа говорит в пользу того, что ребенок достаточно социализирован для своего возраста. Скорее всего, он обладает довольно сильной, устойчивой нервной системой. На момент рисования, вероятно, он чувствовал себя психологически комфортно, благополучно.

Психологический тест для детей от 5 лет “Каляки-маляки”

Дети любят рисовать, и не важно, что частенько вы не можете разобраться в том, кто или что изображено на картинке. Попросите своего ребенка нарисовать человека, и пусть это будут всего лишь «ручки, ножки, огуречик» и невообразимая клякса вместо физиономии, все равно полученная фигурка — ключ к подсознанию вашего малыша.

ИНСТРУКЦИЯ

1. Приготовьте лист бумаги и простой карандаш.
Предложите ребенку нарисовать человека «какого захочешь».
2. Когда рисунок будет готов, попросите малыша рассказать историю о том, кого он изобразил. Если сказка не складывается, помогут наводящие вопросы. Кто этот человек? Где он живет?
Есть ли у него друзья? Чем он занимается? Добрый он или злой? На кого он смотрит? Почему у него три руки?!

ВНИМАНИЕ! ЭТОТ ТЕСТ ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ ПЯТИ ЛЕТ. КОНЕЧНО, ЕСЛИ ВЫ НЕ ПСИХОЛОГ, РАЗОБРАТЬ РИСУНОК ПРОФЕССИОНАЛЬНО У ВАС ВРЯД ЛИ ПОЛУЧИТСЯ, НО НЕКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТОМ, ЧТО ТВОРИТСЯ В ДУШЕ И ГОЛОВЕ ВАШЕГО ЧАДА, ВЫ ТОЧНО ПОЛУЧИТЕ. А ЕСЛИ КАКАЯ-ТО ДЕТАЛЬ РИСУНКА ВАС СИЛЬНО ВСТРЕВОЖИТ, ВЫ ВСЕГДА МОЖЕТЕ ОБРАТИТЬСЯ К ПРОФЕССИОНАЛУ.

«РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА» — это тест, разработанный в 40-х годах прошлого века и до сих пор активно использующийся в психологии. Любая картина — всегда послание художника к зрителю, даже если живописцу пять лет от роду. Психологи уверены, что по созданным нами картинкам можно с легкостью составить портрет нашей личности. Скажем, если вы, как Сальвадор Дали, нарисовали горящую женщину со шкафчиками внутри, это в первую очередь говорит о том, что у вас повышенная тревожность и клаустрофобия в самом разгаре, но спички на всякий случай лучше убрать подальше. Делать первые выводы можно уже во время выполнения задания. Один быстренько начиркает закорючку и отдаст скомканный лист, а другой будет старательно вырисовывать витрувианского человека — это отличный способ лишний раз оценить темперамент и работоспособность малыша. Вы, наверное, и сами догадывались, кто у вас растет — Спиди-гонщик или маленький Леонардо да Винчи?

Шел огромный человек маленького роста
В нарисованной фигурке автор шифрует самого себя, а в ее расположении на странице — свое место в мире. Чем фигурка больше — тем увереннее и свободнее ощущает себя ваш живописец. Но если ребенок заполнил лист бумаги целиком, это явное свидетельство его эгоцентричности. А совсем маленькая фигурка говорит о том, что он подавлен и чувствует себя, мягко говоря, неуютно.

Смещение картинки вправо сообщает об ориентации на внешний мир, влево — о том, что автор слишком уж погрузился во внутренние переживания. Человечек, оказавшийся в верхней половине листа, показывает, что художник оптимист и как бы «витает в облаках», а чувство угнетенности часто проявляется в том, что фигурка оказывается «на дне» листа.

Руки-крюки
Это на фотографиях звезд руки выдают возраст, а в детском рисунке они символизируют отношение к окружающим. Если они спрятаны за спину, значит, ваш малыш слишком стеснительный, если разведены или обращены к зрителю — раскованный и активный.

Жил на свете муравей, без ресниц и без бровей
Оскаленная пасть или слезы горючие — отличная иллюстрация к чувствам автора картинки. Если человечек улыбается во весь рот — значит, автор явно доволен жизнью. Маленькие глазки могут говорить о замкнутости автора, в меру большие — об общительности, а вот огромные — свидетельство повышенной тревожности ребенка: недаром говорят, что «у страха глаза велики». Хорошо прорисованные глаза, с ресницами и бровями, обычно рисуют дети, которым очень хочется нравиться всем вокруг.

Толстый и тонкий
Тело — символ представления ребенка о физическом облике человека. Вот такие мы, по мнению детей, кособокие и с тремя волосинками на затылке. Мускулистый человечек, как правило, говорит о большой внутренней силе малыша. Рисунок человечка-толстяка, скорее всего, демонстрирует спокойный характер автора. А застывший человек-палочка — свидетельство слабости художника, реальной или ощущаемой.

Ногу свело
Ноги — символ опоры и устойчивости. Если одна конечность получилась длиннее другой, а фигура явно заваливается набок, это говорит о том, что малыш не очень уверен в себе. Вас могут удивить человечки, у которых при фигуре анфас ноги нарисованы в профиль, но это не воспоминания о прошлой жизни в Древнем Египте. Психологи говорят, что такое положение ног на детском рисунке означает устойчивость и полный порядок с самооценкой.

Из платочков и клубочков…
На рисунке могут оказаться дополнительные детали. Например, оружие в руках нарисованной фигуры трактуют как признак враждебного, агрессивного отношения. А бантики, пряжки, пуговички — то есть части костюма — выдают в авторе маленького модника и пижона, в основном такие детали характерны для девочек.
Елизавета Пономарева

Читайте также:  Новый год с малышом: как все успеть и насладиться праздником

Жми! Подписывайся! Читай только лучшее!

Читайте все новости по теме “Возрастная психология” на OBOZREVATEL.

Консультация для родителей “Каляки – маляки: о чем они могут рассказать?”
методическая разработка на тему

автором представлен материал для родителей о значении детского рисунка.

Скачать:

ВложениеРазмер
znachenie_det_resunka.docx20.34 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

«КАЛЯКИ – МАЛЯКИ: О ЧЕМ ОНИ МОГУТ РАССКАЗАТЬ?»

(консультация для родителей)

Большое значение для развития, в том числе и творческого воображения и наблюдательности, имеют так называемые «каляки-маляки». Ребенок, впервые взявший в руки карандаш, рисует непонятные загогулины, кружочки, черточки и т. п.

Задача взрослого — обратить внимание ребенка на то, что даже в этом карандашном клубке линии можно найти изображение. Любая линия — это уже начало творчества.

Поиск смыслового образа развивает воображение и наблюдательность не только у детей… Это несомненно полезное занятие и для малышей, и для взрослых.

Рисование каляк-маляк интересно не только дошколятам, но и младшим школьникам. Только теперь они уже более осмысленно подходят к поиску.

Почему это важно и для ребенка? Ведь малыш еще не умеет ставить цели и реализовывать их, его словарный запас и кругозор еще очень малы. Он ничего не увидит. Да, это так, но зато он умеет держать карандаш и калякать. Мы же показываем, что у него получилось нечто.

Важность данного вида творчества несомненна: это и самостоятельная работа (для деток постарше), и развитие мелкой моторики. Каляки-маляки способствуют развитию творческого мышления, фантазии, воображения. К тому же это бесплатная раскраска и способ научиться раскрашивать не выходя за пределы контура. А если отдельные детали штриховать.

Едва ли найдется семья, в которой бы не собирали детские рисунки. Вначале это просто «каляки-маляки», затем «точка, точка, запятая – вышла рожица кривая», позже у девочек – принцессы, а у мальчиков – автомобили.

Рисунки взрослеют вместе с нашими детьми. И если научиться «читать» их, понимать, как они меняются с возрастом, то можно многое узнать о своем ребенке, о его психологическом состоянии, о том, как изменяется его мироощущение. И наконец, вовремя распознать в юном художнике талант.

От 1 до 3 лет : доизобразительный период

Ребенок еще не может изображать предметы – он скорее экспериментирует с карандашом. Поначалу это спонтанное чёркание. Постепенно от штрихов малыш переходит к неотрывным круговым движениям: на листе появляются спирали, круги, зигзагообразные каракули. Подражая, он проводит вертикальные и горизонтальные линии. Со временем ему удается нарисовать кривую замкнутую линию. Наступает новый этап – узнавание. В рисунке ребенок узнает и с радостью называет предмет: мячик, солнышко.

От 3 до 5 лет: изображение как образ предмета.

К трем годам у детей появляется интерес к процессу рисования. У ребенка рождается замысел рисунка, то есть он хочет изобразить что-то конкретное: здание, предмет, человека. Если у трехлетних детей люди чаще всего выглядят как «головоноги», то к четырем годам это уже два овала с ручками и ножками – палочками, в пять лет – появляются голова, глаза, туловище, руки, ноги. Начиная с четырех лет детские рисунки уже можно использовать как своеобразный личный дневник.

От 5 до 7 лет: изображение как образ явления/события.

Этот возраст специалисты называют «золотым веком» детского рисования. Изображаемый человек обретает уши, брови, волосы, шею, одежду. На рисунке часто наблюдается эффект «прозрачности»: ребенок изображает то, что не может быть видно (например, дом с предметами внутри). Осваиваются новые выразительные средства – пропорциональность предметов и их частей, использование цвета, смысловое расположение фигур. При этом самый важный для малыша объект, как правило, располагается в центре рисунка.

Как слово или игра, рисунок для ребенка – это пространство для самовыражения, ведь ему важно иметь возможность свободно выплеснуть наружу все то, что он держит в себе. Кроме того, рисунок – это отражение реальности. Это общение, взгляд, сосредоточенный на реальном, встреченном или пережитом. Через рисунок ребенок выражает свою радость, боль, страх, свои вопросы или фантазии, свое отношение к другим людям, к миру, к вещам.

Детские каляки-маляки могут рассказать родителям обо всем, что происходит в маленьком внутреннем мире их ребенка. На своих рисунках малыши невольно показывают свои переживания, чувства и эмоции. Точно расшифровать значение детских каляк-маляк может лишь специально обученный психолог. Хотя самые обыкновенные мама и папа, внимательно присмотревшись к рисункам своего чада, могут узнать много интересного о том, что творится в его душе, о том, что он не может сказать вслух.

Прежде всего, родителям стоит обратить внимание на цвета, которые преобладают в рисунках ребенка. Яркие и сочные оттенки на детских картинках говорят о хорошем настроении карапуза, а серые и мрачные – о плохом. Если ребенок использует в своих рисунках только два цвета, не замечая остальных, возможно он находится в депрессии.

Расположение рисунка на листе бумаги также играет немаловажную роль в его расшифровке. Неуверенные в себе малыши располагают изображение на какой-то определенной части листа, а не на всем его пространстве. Кроме этого, дети с повышенным чувством тревожности часто перерисовывают свои рисунки, стирают части, которые им не понравились, и так постоянно.

Благополучие в семье обычно выражается на рисунках ребенка в виде веселых лиц, бантиков на голове мамы или сестренки, яркой одежды близких. Если малыш не считает взаимоотношения в семье благополучными, его рисунки обычно очень схематичны, они отличаются своей незаконченностью.

Если ребенок нарисовал себя отдельно от других членов семьи, в неприметном уголке или на большом расстоянии, скорее всего, он чувствует одиноким и изолированным. А может быть, малыш так нарисовал себя по какой-либо задумке. Родители, в любом случае, должны выяснить у карапуза причину его отдаленности от всех на рисунке.

Ребенок же, нарисовавший только себя, да еще и крупным планом, скорее всего настоящий маленький эгоист, привыкший быть главным объектом внимания и заботы со стороны окружающих его людей.

Размеры домочадцев на детском рисунке могут рассказать о том, кто, с точки зрения малыша, является в семье самым главным.

Те, кого ребенок изобразил на своем рисунке ближе к себе, являются для него самыми любимыми и значимыми членами семьи, друзьями.

Если попросить малыша нарисовать свою семью, первым он нарисует того человека, которого любит больше всего. Если ребенок забудет про кого-то на своем рисунке, скорее всего, у него есть конфликт с этим человеком.

Множество острых углов, колючек, резких линий, на детском рисунке могут свидетельствовать об агрессии ребенка. А плавные и округлые линии, соответственно, указывают на доброту в характере малыша.

Заниженную самооценку ребенка можно отследить по постепенному сползанию рисунка к левому нижнему углу листа.

Изображение, нарисованное четкими жирными линиями, указывает на то, что ребенок уверен в себе. А вот детская нерешительность проявляется в рисунках крохи едва заметными на листе бумаги линиями, блеклыми и невыразительными.

Плечи нарисованного персонажа говорят о его физической силе и власти. Крупные уши обычно изображают на своих рисунках малыши, чувствительные к критике. Четко прорисованные зубы – признак агрессии.

Таким образом, детские каляки-маляки должны стать для родителей важным показателем особенностей личности малыша, состояния его внутреннего мира, скрытых волнений или переживаний.

Воспитатель: Фомичева С.А.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детейстаршего дошкольного возраста.Тема: Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью?»Образовательная область «Здо.

Консультация поможет родителям узнать психическое состояние ребенка. Рисунок – это отражение реальности. Через рисунок ребенок выражает свою радость, боль, страх, свои вопросы или фантазии, свое отнош.

Конспект занятия для детей старшей группы поможет закрепить знания детей об овощных культурах, их пользе, сформировать представление о нитратах. На занятии рассказывается о том, в каких растениях они .

Консультация для родителей на тему: “Как родители могут помочь первокласснику избежать некоторых трудностей” .

Закреплять знания детей о пользе витаминов для нашего организма.

Часто родители спрашивают: «Зачем нужны домашние логопедические задания, если ребенок, итак занимается с логопедом?». Особая роль родителей в исправлении речевой патологии заключается в том.

Консультация для родителей “важные вещи, которым родители могут научить ребёнка&quot.

Каляки-маляки: о чем они могут рассказать?

Как сказал французский психиатр Грег, «ребенок, который хорошо играет, хорошо говорит и хорошо рисует, – это и есть здоровый ребенок»…

Как слово или игра, рисунок для ребенка – это пространство для самовыражения, ведь ему важно иметь возможность свободно выплеснуть наружу все то, что он держит в себе. Кроме того, рисунок – это отражение реальности. Это общение, взгляд, сосредоточенный на реальном, встреченном или пережитом. Через рисунок ребенок выражает свою радость, боль, страх, свои вопросы или фантазии, свое отношение к другим людям, к миру, к вещам.

Каждому возрасту – свои художества

Выработка графической системы идет параллельно психическому и физическому развитию ребенка.

12-18 месяцев: рисунки в форме зигзагов, незаконченных полос и кругов, без намерения что-либо изобразить.

К 2-м годам: вертикальные линии.

К 2,5 годам: горизонтальные линии и спирали.

К 3-м годам: законченные круги, солнце.

К 4-м годам: квадраты, ребенок пытается выразить то, что он знает, тело рисуется в полном размере.

К 5-ти годам: законченный человечек, с деталями, например, одеждой, а также геометрические фигуры.

К 6-ти годам: персонажи в действии и ситуациях.

С 7-8-ми лет: рисунки становятся все более и более реалистичными.

«Для того чтобы научиться рисовать, как Рафаэль, мне понадобилось полжизни учиться рисовать, как ребенок!» – признавался Пикассо. Художник Поль Клее расценивал себя как «инфантильного мужчину»… Ребенок, когда он рисует, – художник ли он?

У ребенка пока нет эстетического чувства. Часто на его собственные суждения влияют внешние воззрения.

Ребенок – это не уменьшенная копия взрослого. Рисунок ребенка следует оценивать через его собственную психику, его способности, а не через взрослые интерпретации.

Когда ребенок рисует, он не ставит перед собой цели «создать нечто красивое», а экспериментирует – с материалами, формами, цветом… – он рисует инстинктивно, выражая радость или желание общаться.

Рисунок и письмо

Развитие рисунка тесным образом связано с развитием речи и письма. Более того, рисунок становится первым этапом в обучении письму. Сначала малыш учится держать карандаш, контролировать свои движения… Письмо – важная часть взрослого мира, которая завораживает ребенка, и потому он начинает подражать взрослым, делая вид, что тоже умеет писать. Обычно это происходит в 3-4 года.

С того момента, как ребенок сможет действительно писать сам ( хотя бы несколько букв, например, свое имя), он будет смешивать буквы и рисунок. А дальше, когда он дорастет до школьного возраста, он будет рисовать все меньше – письмо составит серьезную конкуренцию рисунку.

Отражение личности
Повторение. Рисуя, ребенок чувствует себя свободным в выражении своего состояния, своих желаний, позитивных и негативных эмоций. Но интерпретацию всему этому можно давать только при повторении символов. Сообщение передается посредством формы, цветов, повторяющихся деталей.

Описание. Писатель-психоаналитик Франсуаза Дольто в своих книгах советует не просто принимать от ребенка рисунок, восклицая: «Какая прелесть!». Ребенку интереснее объяснить рисунок. Спросите его, что значит та или иная деталь, поговорите обо всем, что изображено. Однако если малыш не хочет рассказывать, не стоит его пытать. Если же вам кажется, что детские каракули лишены не только смысла, но и «художественной законченности», ни в коем случае не старайтесь направить ребенка. Так вы сделаете только хуже, лишив его свободы познания.

Рисунок не анализируется отдельно. Он рассматривается в контексте общего развития ребенка, его истории и окружения.

Рисунки часто используются для оценки интеллектуальной зрелости ребенка. Ему предлагают нарисовать дом, человека.

Личностные тесты. Многие тесты призваны выявить личностные проблемы ребенка. Например, дети с шизофренией часто делают на своих рисунках повторы. А дети с задержкой развития и вовсе нередко напрочь отказываются рисовать.

Рисунок и переживания. Психологи внимательно исследуют все, что может послужить тревожным сигналом: использование пространства, выбор цветов, тип черт и форм, сюжет и представленные элементы, размер и пропорции деталей… При последующей терапии рисунок становится трамплином для разговора с ребенком и понимания того, что он пережил.

Когда стоит беспокоиться?

— В рисунках проявляются признаки болезни.

— У некоторых персонажей систематически не хватает какой-то детали (части тела, например).

— Глаза косые или пустые.

— Слишком много помарок.

— Рисунки очень маленькие или сосредоточенны на ограниченном пространстве.

— Ребенок постоянно отказывается рисовать или разрывает свои рисунки.

— На протяжении месяцев рисунки повторяются.

С другой стороны, некоторые детали могут испугать родителей, хотя на самом деле не о чем плохом они не свидетельствуют. Это случаи сцен насилия (которые не всегда отражают реальность) или когда в 3-4 года дети начинают рисовать половые органы. Дело в том, что как раз в этом возрасте ребенок впервые осознает свою половую принадлежность. Беспокоиться можно только, если эти изображения повторяются в рисунках очень часто.
Статья сайта «Кошки-Мышки»…

Рисование с детьми. Когда начинать?

«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», — утверждал В.А.Сухомлинский.

Во время рисования в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Итак, как и когда начинать рисовать с маленьким ребенком? Прежде всего, каждый из родителей должен решить этот вопрос сам, глядя на желание и интерес ребенка к этой теме.

6-7 месяцев

Начинать показывать ребенку, как мама рисует, можно месяцев с шести-семи, когда он уже хорошо сидит и может манипулировать предметами. Можно наклеить, например, на шкаф, большой лист бумаги. Сядьте вместе с малышом рядом с расположенным вертикально листом, возьмите в руки кусочек воскового мелка и покажите, как проводить линию. Наверняка ребенок захочет повторить, дайте небольшой кусочек и ему, только следите за тем, чтобы он не попал в рот. Зато такой небольшой мелок сложно взять в кулак, его можно держать только щепоткой, тремя пальчиками, именно так, как нужно держать карандаш или ручку, и впоследствии вам не понадобится его переучивать. Ребенок сразу возьмет ручку правильно! Не рисуйте пока малышу человечков или зайчиков, покажите разные линии: прямые, кривые, нарисуйте круг, квадрат, треугольник, обязательно проговаривая, что и как вы делаете. Называйте цвета мелков, которые вы используете, возьмите с ребенком мелки разных цветов, покажите ему, где ваша линия, где его. Обязательно похвалите, и не сразу снимайте этот шедевр со стены или шкафа, пусть до прихода папы это будет выставка. Деткам и в более старшем возрасте очень важна эмоциональная значимость их деятельности. Пусть папа придет и похвалит!

Вот, что говорит о рисование с малышом до года Галина Агнию: «Показывайте ему краски, называйте их, демонстрируйте сочетания цветов. Общаясь с ребенком, называйте вещи своими именами. Называя какой-то предмет, добавляйте название цвета этого предмета (зеленые листья, голубое небо, желтое солнце), причем важно использовать не только основные цвета, но и их оттенки: розовый, бирюзовый, изумрудный, бежевый и т. д. Ребенок с легкостью, без труда, все это запомнит.

Первые уроки рисования – это важное событие в жизни ребенка. Ведь не секрет, что первые впечатления являются наиболее яркими и наиболее запоминающимися. Именно они закладывают основу будущих рисунков и отношение к рисунку как к творчеству и процессу творения».

Анастасия: Мы с дочкой этот момент упустили. Тогда она все тянула в рот и, как мне казалось, совсем не понимала предназначение карандашей, а я, в свою очередь, просто не догадалась рисовать для нее (как описано выше), а не вместе с ней.

С 9 месяцев можно переходить к настоящему творчеству. Рисовать нужно на больших листах бумаги, на обоях, так как дети в этом возрасте рисуют от плеча. Лучше начинать с маркера, затем, до года, добавить ручки, карандаши.

Для первого раза ребенка надо похвалить не меньше 20 раз. Помните: первое движение карандашом по листу бумаги это замечательный процесс познания ребенком и взрослым картины мира.

Необходимо с первых занятий научить ребенка правильно брать фломастер, кисть, карандаш: тремя пальцами, большим и средним, придерживая сверху указательным, удерживать его в пальцах и правильно действовать им. Надо следить, чтобы малыш не слишком сильно сжимал карандаш пальцами, так как это приводит к перенапряжению руки, скованности движений, слабые пальцы ребенка могут не удержать карандаш, и он выпадет из рук. Поэтому во время занятия малыша надо следить за тем, как ребенок держит карандаш, кисть, фломастер и действует ими. Этот навык вырабатывается и закрепляется очень медленно.

Около 1 года

Анастасия: По-настоящему рисовать Соня начала в 1 год и 1 месяц, когда я выделила для нее 2 маркера: ярко-оранжевый и ярко-зеленый. Примерно с этого возраста она уже могла сознательно «почирикать» ими на листе бумаги. Но рисование до 1 года и 3 месяцев было не особенно ей интересно. Соню намного больше привлекало снимать крышечки с фломастеров или же закладывать фломастеры/мелки обратно в коробку. Может быть, она видела, что у нее получаются только линии, а у мамы – знакомые предметы и животные. (кстати, некоторые педагоги считают, что в раннем возрасте не стоит рисовать для ребенка сложные предметы и животных, достаточно только линий и геометрических фигур). Но я придумала-таки, как увлечь Соню рисованием – читайте в статье «Как сделать рисование увлекательным, или Ведем дневник вместе с годовасиком» в нашем блоге «Находчивые родители».

Вот, что советует Наталья Сурцукова: «Первый рисунок или первая стадия процесса рисования, часто именуется «маранием» или « каракулями». Для ребенка это процесс игры карандаша и бумаги. Главное для него то, что в процессе игры виден результат – из движений карандашом по бумаге «что-то» выходит, создается.

Созидание линии – без «рисунка» в хаосе и нагромождении – волнует ребенка. Здесь закладываются основы творческой психологии. Главная ценность – в переходе за грань «переживаний», в создании объективного, как бы отделяющегося от творца бытия, всем доступного, для всех открытого. Еще линии не становятся материалом для «изображения», изобразительная сила и функция линий еще не предчувствуется. Эти «каракули» радуют появлением нового бытия, отделяющегося от работы ребенка, застывающего, приобретающего таинственную самостоятельность. Творить бытие, вызывать его к жизни, накопляя, нагромождая линии одну за другой – вот что влечет к себе ребенка на этой стадии.

Не красоте подчинена значительная часть детского рисования, поскольку еще нет эстетической задачи как таковой. Однако, подобно природе, первичные ступени всякого творчества они заключают в себе тайну прекрасного, магическую силу фантазии».

От 1 года и 3 месяцев

Анастасия: Почему именно такой возраст? Да потому, что именно после года и трех месяцев наша дочка перестала тянуть все в рот. Пробовала я порисовать с ней пальчиковыми красками в тот день, когда ей исполнился годик. Закончилось (впрочем, как и началось) все тем, что она просто потащила все пятерню, обмазанную синей краской, в рот, даже ни разу не приложив пальчики к листу бумаги.

А что делать мамам, чьи чада и после 1 года и 3 месяцев тянут все в рот? Все равно рисовать? Под строгим надзором, ведь, согласно фактам в начале этой статьи, рисование очень важно для развития ребенка. Пальчиковые краски также можно изготовить самим:

Можно сварить жидкую манную кашу и добавить в нее много свекольного, морковного, облепихового, малинового, смородинового сока или чая Каркаде. Чтобы сока было много, а каши не очень, только для густоты. Конечно, стоит сначала убедиться в том, что у вашего малыша нет аллергии на эти продукты. Можно развести детское питание вместо манки, будет даже лучше: консистенция однороднее. Лучше для таких приготовлений использовать посуду, отличную от той, в которой вы готовите малышу обед, чтобы не было ассоциаций с едой. Сразу приучайте его к тому, что даже эту краску не едят. Конечно, он ее немного поест, но это не должно быть нормой. Налейте эту кашицу в плоскую емкость (желательно не тарелку, из которой едят, а какую нибудь пластиковую), расстелите на полу без ковра рулон обоев и пустите раздетого до трусиков малыша.

В первый раз Соня сознательно рисовала пальчиковыми красками по нетрадиционному методу рисования – о том, как это было и что мы при этом использовали, читайте в статье «Рисование с детьми от года: арт-мячики» в нашем блоге «Находчивые родители». Благодаря тому, что все рисование происходило в коробке, уборки потом было не так уж и много. Зато сколько счастья! Впервые в жизни ребенок почувствовал, что и он может творить!

Важно давать рисовать крохе и правой, и левой рукой. Левая должна обязательно участвовать в процессе, это поможет развиваться ребенку гармонично.

Размер бумаги уменьшается (примерно до формата А3: 30×40 см), так как ребенок начинает рисовать «от локтя».

К 2-м годам он зарисует кистью руки, а позже – пальцами. Чтобы ускорить этот процесс, очень важно научить ребенка рисовать мелкие предметы, например, нарисуйте машинку и попросите раскрасить колесики, кузов. К дереву – нарисовать листочки. Нарисуйте цыпленка и попросите нарисовать ножки, глазки, клюв (это занятие для детей 1,5-2 лет).

Рисование играет большую роль в деле формирования речи у ребенка. Как известно многим взрослым – стимуляция работы мелкой моторики, а именно движение пальцами рук: быстрые, медленные, осознанные, приводит к увеличению и активизации речевой деятельности. Чем больше этому уделяется внимание в период, когда ребенок начинает говорить, тем быстрее идет процесс постановки речи. Рисование в свою очередь выполняет сразу несколько функций: эстетическое восприятие мира через рисунок, усиление речевой активности, а также повышение самооценки ребенка.

Рисование также полезно детям для разгрузки, помогает справиться со стрессами, напряжениями. Например, если ребенку приснилось что-то плохое, то предложите ему нарисовать это, и все будет в порядке.

«Каляки-маляки». Занятие по рисованию простым карандашом, фломастерами, восковыми мелками с детьми 6–7 лет

Ирина Сергеевна Панова
«Каляки-маляки». Занятие по рисованию простым карандашом, фломастерами, восковыми мелками с детьми 6–7 лет

Цель: Создать условия для формирования умения видеть в абстрактном изображении образ животного или другие образы, упражнять в прорисовывании контуров увиденных образов, для развития зрительного воображения и фантазии, ассоциативного мышления, творческих способностей.

Материалы и оборудование: листы бумаги, простые карандаши, фломастеры и цветные восковые мелки.

Воспитатель предлагает детям поиграть с игру «Ассоциации».

Воспитатель показывает детям карточки с нарисованными фигурами и предлагает им определить, на что похоже изображение

-волнистая линия похожа на змею, на нитку, ручей или речку;

-овал, зауженный с одной стороны, напоминает кита, капельку воды, туловище ежа, мышки;

-перевёрнутая трапеция похожа на лодочку, тележку, корпус корабля;

-дуга похожа на радугу, мостик, дужку от ведра, улыбку.

Воспитатель начинает перед детьми простым карандашом рисовать «каляку-маляку». Предлагаю рассмотреть и попробовать увидеть в ней силуэт, напоминающий какой-нибудь предмет или живое существо. Если дети затрудняются, то помочь им в узнавании. Далее предлагаю детям нарисовать свои «маляки», увидеть знакомые контуры и прорисовать их, самостоятельно выбрав материалы.

Чем сегодня занимались?

Интересно угадывать в «каляках-маляках» предметы или животных?

Нравятся вам уже готовые угаданные и прорисованные вами предметы и животные?

Светлячок -скипирич

Дерево

Профессор

Занятие по рисованию с детьми 5–7 лет «Одеваем куклу на улицу» «Песенка для одевания» Застегнем застежки На твоей одежке: Пуговки и кнопочки, Разные заклёпочки. На мою малышку Наденем мы штанишки. Повторяй.

Занятие по рисованию фломастерами «Заборчик для зайчика» для второй группы раннего возраста «Заборчик для зайчика» (фломастеры) Воспитатель: Давыдова Е. В. Цель: Учить детей рисовать заборчик, пересекать длинные горизонтальные линии.

Фотоотчет по рисованию акварелью и восковыми мелками «Сяду на пенек, съем пирожок» Детям нравится иллюстрировать сказки. В рисунках они передают свои впечатления от прочитанной сказки. Сказка «Маша и медведь» входит в.

Конспект НОД по рисованию восковыми мелками и гуашью в старшей группе «Зима» Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию Рисование в старшей группе «Зима» Тема: «Зима» Интеграция образовательных областей:.

Конспект занятия по рисованию восковыми мелками в подготовительной группе «Бабочки» Конспект по ИЗО-деятельности в подготовительной группе «Бабочки» Программное содержание: изобразительная задача – учить рисовать бабочку.

Конспект занятия по рисованию в средней группе восковыми мелками и гуашью «Варежки для мишки» Тема: «Варежки для мишки». Цель: Познакомить детей с «парным» рисунком. Задачи: Учить детей самостоятельно выбирать рисунок для украшения.

Рисование восковыми мелками и фломастерами «Он живёт в замёрзших льдах, любит снег и холода» (старшая логопедическая группа) Здравствуйте,уважаемые коллеги и гости моей странички! Всегда рада видеть вас у себя в гостях! Сегодня хочу предложить вашему вниманию план-конспект.

Рисование восковыми мелками в старшей группе «Пасхальные яйца» Рисование в старшей группе восковыми мелками ” Пасхальные яйца” Пасхальное яйцо Посмотрите, что за чудо Положила мама в блюдо? Тут яйцо,.

Занятие по рисованию с детьми 5–6 лет «Попугай» На занятиях по рисованию ребята знакомятся с различными техниками рисования, узнают и изучают новых животных и птиц. На данном занятии.

Занятие по рисованию с детьми 5–6 лет «Необитаемый остров» “Необитаемый остров” Занятие по рисованию с детьми по данной теме направлено на развитие их фантазии, кругозора, цветоведения и эстетического.

Читайте также:  Видеогид – 40 недель беременности шаг за шагом
Ссылка на основную публикацию