Какие проблемы и трудности могут подстерегать приемных родителей

«Основные проблемы при усыновлении — психологические»

Читайте также

Кризис двухлетнего возраста: Как остановить истерику

Людмила Петрановская: «Задержка психического развития – не приговор»

«Чиновник не враг, он выполняет свои обязанности, и нужно ему в этом помочь»

Как адаптировать ребенка-сироту после детдома

Тайное становится явным: зачем хранить тайну усыновления

Почему не стоит усыновлять собственных внуков

Александр Гезалов: Всегда ли хороши бабушки-усыновительницы

Как и когда сказать приемному ребенку правду, что он из другой семьи

Школы приемных родителей: кого и зачем они учат

Как сделать усыновление детей с особенностями развития успешным

C какими проблемами чаще всего сталкиваются родители при усыновлении. Елена Фортуна, создатель благотворительного проекта «Родные люди», рассказала об этом корреспонденту фонда «Измени одну жизнь» Марине Глазковой. Елена уже была нашей героиней, ведь она не только профессионально занимается темой сиротства, но и сама — успешный усыновитель.

Семья Елены Фортуны

— С какими проблемами сталкиваются приемные родители, взяв ребенка из детдома? В чем им прежде всего должно помогать государство, психологи и другие специалисты?

— По своему опыту и опыту очень многих семей, в которых появились приёмные дети, могу сказать: основные проблемы в этот период — психологические. Как ни готовься, а адаптация в том или ином виде будет все равно, как бы каждый из будущих родителей ни был готов отдать всю любовь и нежность новому ребенку. А найти психолога, который разбирался бы в такой специфической теме, и в столице не очень легко — специалистов наперечёт, и все они загружены.

В адаптации же бывают очень острые моменты, которые не терпят даже недели ожидания приёма у психолога, не говоря уж о более долгом сроке. В идеале — хорошо бы, чтобы к каждой семье был хотя бы в течение первого года после принятия ребёнка прикреплён специалист (или даже не один), которые «вел» бы её, знал бы хорошо историю ребёнка и текущую ситуацию.

Что касается помощи государства, хорошо было бы дать новым родителям больше возможностей для проведения качественного медицинского обследования, а также для устройства ребёнка в детский сад или школу.

По последнему пункту льготы есть, устройство в учреждения внеочередное, но на практике детям часто нужен не массовый садик или ближайшая школа по месту жительства, а особый подход — скажем, логопедический детсад, или класс с небольшим количеством учеников. Однако эти особенности никто никогда не учитывает, и часто ситуация оборачивается так, что маме приходится уходить с работы, чтобы сидеть с ребенком дома — то он в садике никак не адаптируется, то в школе требуют забрать ребёнка на домашнее обучение, потому что у него проблемы с поведением.

Как вы оцениваете поведение приемных родителей, которые не усыновляют ребенка из материальных соображений, а оформляют его в приемную семью (чтобы получать пособие, чтобы сохранить ему жилье и так далее)?

Я не думаю, что кто-то из нас вправе давать оценки другим людям. Если наша семья выбрала усыновление — это наш выбор. Если другая семья выбрала опеку, обычную или возмездную — это ее выбор. Все мы руководствуемся интересами наших детей.

Скажем, мы не считаем, что наличие собственного жилья в 18 лет — это необходимое условие для счастливой жизни. Мы стараемся воспитывать в детях самостоятельность и дать им всё, чтобы они смогли в дальнейшем построить свою жизнь так, как они захотят. Наш старший сын в течение года был под опекой (мы привезли его из другого города, а спустя год собирались еще усыновлять — и объяснили ему, что оформим и его усыновление через год), и все это время подписывался только нашей фамилией, и очень боялся, что мы передумаем. Для него это было важно, хотя наше отношение, конечно, не поменялось от перемены формы устройства. Да и пособие не поменялось — в Москве ежемесячная выплата усыновителям равна сумме пособия на ребёнка, выделяемого при опеке.

О такой форме устройства, как возмездная опека (приёмная семья), мне кажется, нужно думать в том случае, когда речь идет о приёме в семью сразу нескольких детей, или ребёнка со сложными проблемами по здоровью — в этом случае один из родителей может уйти с работы и посвятить себя ребёнку.

Ну и еще не надо забывать, что любая форма опеки предполагает более глубокое вмешательство в дела семьи со стороны органов опеки и попечительства, чем усыновление, а также то, что по закону, если это не противоречит интересам ребенка, нужно поддерживать отношения с его биологическими родственниками. Так что форма устройства как таковая не является поводом для оценки поведения родителей, но меня коробит, когда ребёнка оформляют в приемную семью, а пытаются при этом получить преимущества усыновления — право на тайну, например.

Насколько важна для приемных родителей Школа приемных родителей? Действительно ли стоит ее посещать? Или всему можно научиться в процессе общения с ребенком, уже взяв его?

— Школа приёмных родителей важна и нужна. При условии, что её ведут опытные, знающие специалисты. Когда я усыновляла первого ребенка, это случилось так быстро, что ШПР я пройти не успела. И потом очень об это жалела.

Конечно, защититься от всех будущих проблем она не поможет, но во многих ситуациях поможет найти объяснение как своим собственным реакциям на происходящее, так и необычному поведению ребенка.

Кроме того, если в школе хорошо раскрыта юридическая часть процесса — это облегчает многим будущим родителям все процедуры, связанные со сбором документов, поиском ребёнка и его «легализацией» после усыновления или установления опеки. А учиться в процессе общения с ребёнком всё равно придётся очень многому. Это ведь будет совершенно новая, незнакомая вселенная, которая принесет много открытий родителям.

В каких ситуациях приемные родители чаще всего возвращают детей в детдома? Что это за люди? Есть ли в них что-то общее или истории могут быть совершенно разными?

— Думаю, что в корне большинства ранних возвратов (когда ребенок успевает пожить в семье не больше года-полутора) лежит «разлад мечты с действительностью». Принятие ребёнка — это очень эмоциональное мероприятие, это мечты и ожидания, это страхи и сомнения… А когда дома появляется реальный ребёнок — выясняется, что он совсем другой. Тот, намечтанный, уже стал своим и родным — а этот, реальный, пока чужой-чужой. Не лучше, не хуже — просто чужой. Готов ли человек принять чужого как своего? Не всегда. Эта чужеродность раздражает даже в том случае, если ни о каком возврате речи не идет. Но уж если у человека изначально есть в голове такая опция — «если что, можно вернуть обратно» — если он вообще допускает такую вероятность, то в особо тяжелые моменты адаптации такие мысли часто выглядят спасительными. Я никого не осуждаю — часто люди не справляются со взятыми на себя обязательствами, не рассчитывают свой ресурс или ноша оказывается тяжелее, чем предполагалось.

Но детей всегда жалко безумно. Потому что если в личном деле ребенка указано, что его уже вернула одна (или не одна) семья, то многие последующие кандидаты даже не пойдут с ним знакомиться.

Есть также случаи возвратов, когда выясняется, что ребенок был недообследован в учреждении и у него явное психиатрическое заболевание, делающее жизнь семьи небезопасной — но они все-таки не так распространены, как банальное «я больше не могу». Очень часто возвращают подростков — даже после 10-12 лет жизни в семье. Почему-то их родителям кажется, что именно из-за приёмности они такие невыносимые, что это «полезли гены» и так далее. Я, честно говоря, не понимаю. Для меня такой возврат равносилен тому, чтобы отдать в детдом собственного, рожденного и выращенного до подростка ребенка.

— Существует точка зрения, что приемные родители ощущают глубокое одиночество в своих проблемах и нередко возвращают детей только потому, что в критический момент эти проблемы было не с кем обсудить. Неужели их проблемы столь уникальны, что их не могут понять им подобные? Между приемными родителями мало пространства для диалога? Нет профессиональных психологов, к которым можно с этим пойти?

— Если есть пространство для диалога — то, как раз, проблемы приёмные родители обсуждают друг с другом открыто и охотно. Не боясь, что о них или их детях подумают что-то не то — как они часто боятся в повседневной жизни, особенно когда ребенок очень отличается от сверстников уровнем развития, поведением, привычками. Но вот пространства этого, пожалуй, не хватает. Когда живешь в большом городе и с хорошим интернетом, то этой проблемы не существует, ты легко находишь себе и виртуальных, и реальных «коллег».

А вот если ты один усыновитель на весь поселок, а ближайший психолог — в областном центре, и клуб родителей там же, а хорошего интернета нет ближе райцентра, то возможностей для общения не так много, как и доступа к специалистам. Когда мы создавали журнал, мы как раз и задумали его как некую площадку для общения родителей друг с другом и специалистами.

Они могут быть за тысячу километров друг от друга, но вот мы пишем, скажем, об адаптации — и уже прошедшие этот этап делятся своим опытом. Тогда у читателя, который только-только вступил на этот путь, возникает ощущение, что он не только побывал на консультации у хорошего психолога, который все по полочкам разложил (в роли психолога у нас его статья), но и пообщался, его успокоили, и он дочитал статью с мыслью, что «все справились и я справлюсь». При этом каждый читатель может присылать свои вопросы нашим специалистам — неважно, является ли он подписчиком или случайно взял журнал в опеке. А нас консультируют лучшие специалисты в нашей теме. Просто лучшие.

— Выпуская журнал, вы столкнулись с огромными трудностями: отсутствие спонсоров, окупаемости журнала, необходимость много работать, автомобильная авария… Почему в определенный момент вы не бросили все это?

— Потому что трудности были предсказуемы и мы были к ним в какой-то степени готовы. Плюс было большое вдохновение и желание сделать что-то, чего никто не делал. Журналы про усыновление были и есть, конечно — а вот именно семейного, теплого и качественного журнала, который интересно было бы читать не только усыновителям и опекунам, но и другим родителям, а также новоиспеченным бабушкам-дедушкам, учителям и воспитателям, а также психологам — не было. И нам с самого начала очень нравилось, каким он получается, как его принимают читатели, как ждут, как хранят его подшивки с самых первых номеров на полках с книгами, какие письма нам пишут. Как это можно бросить?

Трудности никуда не делись, журнал не окупается даже близко — хотя сейчас потихоньку прирастает платная подписка, случаются и небольшие пожертвования, до момента, когда можно на тему выживаемости успокоиться, еще далеко. Но вот есть внутреннее ощущение, что это — дело жизни, и что все идет правильно, потому что если бы было неправильно — мы бы и года не протянули, а тут уже три прошло.

Усталость накопилась, конечно. Но мыслей бросить — не было. Это как ребенка обратно в детдом вернуть…

Основные проблемы приемных детей

Потеря семьи для ребенка – это фатальное событие, порождающее целый спектр проблем. Их много, они тяжелые, и у каждого сироты – свои. Тем не менее, есть типичные проблемы, с которыми сталкиваются приемные родители.

Читайте также:  7 стильных образов для мамы и ребенка на первое сентября

Проблемы со здоровьем

Здоровье детей-сирот часто оставляет желать лучшего, и часто именно хронические заболевания, инвалидность и врожденные патологии служат поводом для отказа от ребенка. Сирота попадает в семью в запущенном состоянии, потому что некому было вплотную заниматься его здоровьем, когда появились первые тревожные симптомы.

Кроме врожденных и наследственных патологий, у некоторых детей-сирот наблюдается отставание в физическом развитии, невротические нарушения, психосоматические болезни.

Страдает не только физическое здоровье, но и психика ребенка, а в сфере эмоций и чувств — рассогласованность. Ребенок часто не может определить, что и в какой степени он чувствует. Это сопровождается волевыми нарушениями: ему сложно себя сдержать там, где это требуется, и вместе с тем он может терпеть и молчать тогда, когда жизненно необходимо высказываться и жаловаться.

Поэтому и возникают различные трудности в поведении: истерики, пустые, казалось бы, капризы, вранье, беспричинная агрессия.

С особой остротой могут проходить возрастные кризисы. Эти периоды у приемных детей осложняются из-за психических особенностей и расстройства привязанности.

Особо хочется выделить расстройство привязанности как комплекс психологических проблем, возникающий у детей, которые в раннем возрасте остались без заботы и любви значимых взрослых. Это тяжелый комплекс реакций и убеждений, откладывающихся глубоко в подкорке сознания ребёнка.

В некоторых случаях нарушение привязанности случается и у детей, воспитывающихся в кровной семье, когда к ним регулярно применяется физическое или психоэмоциональное насилие, попустительство или иные формы жестокого обращения. Но практически у всех оставленных детей нарушены способность к привязанности и способность любить.

Расстройство привязанности может проявляться очень по-разному и в различной степени. От слегка повышенной тревожности, проявляющейся в отношениях с близкими, до абсолютного недоверия всем (особенно взрослым), которое, кажется, невозможно преодолеть.

Отставание в развитии

У многих приемных детей наблюдается отставание в интеллектуальном развитии. Им очень трудно хорошо учиться в школе, особенно в период адаптации: в это время о мотивации к обучению вообще речь не идет.

Многие дети нуждаются в коррекционной учебной программе. Всё потому, что в самом раннем возрасте, когда в норме должен пробуждаться интерес к познанию мира, ему необходимо было выживать в асоциальной кровной семье, переживать безвременную утрату близких значимых взрослых, осваиваться в детском учреждении среди всего чужого, незнакомого и пугающего. Ребенку было не до познания, и многие этапы он пропустил.

Помогать ребенку наверстывать упущенное и восстанавливать интерес к познанию нового, приняв новые условия как безопасные и спокойные, – тоже задача замещающих родителей.

Проблемы в социальном развитии

Выученные реакции, помогающие детям выживать в атмосфере опасности, могут восприниматься приемными родителями как неумение правильно выстраивать общение. Кажется, что эти дети не в состоянии учитывать реакции и пожелания окружающих, не хотят соблюдать правила и традиции, сопротивляются естественным ограничениям.

Например, ребенок может постоянно разговаривать криком или провоцировать членов семьи на агрессию по отношению к себе, или постоянно брать без спросу то, что ему захочется. Дело в том, что в тех, прошлых условиях его выученные реакции работали на него, поэтому перестраиваться сложно. Чтобы избавиться от привычного поведения, потребуется много времени, объяснений, терпения и усилий и со стороны родителей, и со стороны ребенка.

Диссонансы развития

Одна из специфических проблем приемных детей – неравномерность развития в разных сферах. В то время как в сфере физического здоровья и познавательной активности наблюдается общее недоразвитие, у ребенка могут быть очень хорошо развиты многие бытовые и социальные навыки: аккуратность, умение содержать себя в чистоте, способность знакомиться с любым взрослым на улице, проложить маршрут в незнакомом месте, добыть еду в любой обстановке.

Дети-сироты могут быть широко (но поверхностно) осведомлены о сексуальной стороне взрослой жизни. С такой проблемой приемные родители довольно часто не готовы столкнуться.

Период адаптации в новой семье

Сирота, попадая в новую семью, меняет абсолютно всё, с ним рядом не остается близких людей, неоткуда ждать поддержки и понимания. Ощущение нестабильности при переменах переживается в полной мере. А главное, что отягощает притирку к новым родителям, – это понимание, что все надежды вернуться к родным маме и папе рухнули в момент, когда его забрали новые родители. В сознании ребенка на некоторое время может сформироваться убеждение, что окончательно разрушили его мир именно они.

Процесс адаптации может быть коротким и относительно успешным, а может быть затяжным и трудным для всех участников, поэтому его стоит выделить в отдельную проблему.

Юридические вопросы

Этот аспект нельзя проигнорировать. У брошенных детей автоматически возникает необходимость решения множества задач по перераспределению собственности, оформлению выплат, защите от посягательств кровных родственников и так далее. Ребенку невдомек, какой у него статус, какие ему положены выплаты, что нужно оформить – всё это ложится на плечи приемных родителей. Им необходимо быть морально готовыми к различным трудностям юридического характера уже только потому, что это является спецификой сиротства.

Не стоит пугаться трудностей – нужно просто своевременно обращаться к специалистам, чтобы решать их.

С какими трудностями сталкиваются приемные родители

Трудностей в воспитании приемного ребенка немало, помогает семьям теоретическая подготовка, которую они проходят перед этим ответственным шагом в школе принимающих родителей. Но иногда на практике все оказывается гораздо сложнее.

Одно дело знать, другое – прожить

В прошлом году более 800 жителей Волгоградской области, желающих принять в свою семью ребенка, прошли обучение в школах принимающих родителей. Половина из них обучались на базе волгоградского ППМС-центра.

– Эта школа позволяет кандидату определиться, сможет ли он воспитать ребенка, принять его со всеми проблемами, разочарованиями, с тем опытом, зачастую негативным, который у него уже имеется за плечами, – говорит директор Волгоградского областного центра психолого-медико-социального сопровождения Наталья Судакова. – Школа помогает родителям понять свою мотивацию – для чего они делают этот шаг. Многие объясняют это желанием помочь малышу, но не все отдают себе отчет, что за этим альтруизмом стоит колоссальный труд, это не разовая помощь ребенку из детского дома.

На занятиях кандидаты в приемные родители разбирают самые типичные проблемы, проигрывают все ситуации, они в курсе всех этапов, которые пройдет их семья, пока они найдут друг к другу правильный подход, начнут доверять. Но одно дело знать, а другое – прожить.

Конечно, в дальнейшем тем семьям, которые столкнутся с трудностями, специалисты центра оказывают помощь, сопровождение. На выручку приходит и клуб приемных родителей, участники которого делятся своими трудностями и успехами, поддерживают по-человечески друг друга. Ведь понять приемного родителя в полной мере может только тот, кто сам прошел эту жизненную школу.

Индикатор родительского настроения

У Ольги Колесниковой есть 11-летний сын. С мужем они недавно задумались о том, что могли бы взять приемного ребенка. Даже прошли специальные курсы. «Сами мы готовы, но не знаем, как сложатся отношения у нашего сына с приемным, – говорит Ольга. – Нам говорили специалисты, что кровные дети, как бы они сами ни относились к приемным, все равно займут позицию родителей”.

Если родитель настроен на то, что приемный ребенок будет жить в семье, то дети рано или поздно примут эту позицию. Если же родители колеблются или начинают себя неправильно вести по отношению к приемным детям, то, конечно, кровные дети повторяют и выявляют это как индикатор.

– Нам рекомендовали брать приемного ребенка младше своего, чтобы установилась естественная иерархия. Безусловно, готовим сына к этому событию, вместе обсуждаем, как помочь адаптироваться «новичку», обсуждаем правила и традиции семьи, ведь их предстоит объяснить новому ее члену, – продолжает Ольга.

Конечно, конфликты и напряжение практически неизбежны, особенно в период адаптации. Здесь от родителей потребуется максимум терпения и объективности. Очень важно при разрешении трудных ситуаций опираться не на сиюминутные эмоции, а апеллировать к правилам, единым для всех. Например, если в семье нельзя без спроса брать чужие вещи, то нельзя это и родным детям, и приемным, если нельзя бить братьев и сестер, то это правило тоже распространяется на всех.

Учить и детей, и родителей

Обычно семейная идиллия заканчивается примерно через год после усыновления ребенка. Часто приемные родители отмечают, что ребенок, который еще совсем недавно был милым и покладистым, показывает свое настоящее лицо. Закатывает истерики, скандалы, оскорбляет приемных родителей, дерется, ворует деньги и ценные вещи, не слушает родительских советов и даже приказов. И это далеко не полный перечень возможных детских «злодеяний».

Через этот сложный период проходят практически все семьи, которые решились на усыновление малыша из детского дома.

– В таких ситуациях нет универсального рецепта, – говорит Наталья Судакова. – Как действовать родителям в каждом конкретном случае, подскажет психолог, который готов прийти на помощи и сопровождать семью, лишь бы она не распалась.

Конечно, сами приемные родители имеют ряд стереотипов, считая, что приемный ребенок будет вести себя так, как их родной. Но зачастую проблема и в ребенке тоже – он еще не умеет жить в новом для него мире с родителями, сознательно пытается вызвать у них отвращение к себе. Это объясняется тем, что на подсознательном уровне у маленького детдомовца прочно засело: «Меня бросили, потому что я плохой! Меня все будут бросать!»

Преодолеть этот барьер возможно с помощью подготовки ребенка к жизни в семье. С недавнего времени многих ребят из детских домов учат этому, объясняют, что их жизнь может измениться. Даже если для ребенка не найдется приемная семья, то новые знания и умения помогут ему для самостоятельной жизни, для создания своей собственной семьи.

А правда, что ты не моя мама?

Один из трудных вопросов приемных родителей – говорить ли ребенку, что он не родной? Если да, то в каком возрасте и как?

Специалисты сходятся во мнении, что лучше сказать ребенку правду. Психологическая травма от внезапно открывшейся перед ребенком лжи такого рода всегда очень глубокая и часто портит отношения навсегда. Риск же раскрытия семейной тайны есть всегда, как бы ни старались родители утаить прошлое.

При этом правда о происхождении ребенка, поданная правильным образом, практически не травмирует. Лучший момент для такого разговора наступает тогда, когда ребенок впервые начинает интересоваться вопросом, «откуда берутся дети». Тогда и стоит рассказать о том, что иногда ребенок рождается у одних родителей, а воспитывают его по разным причинам другие. Подрастая, ребенок будет задавать уточняющие вопросы, на которые тоже стоит давать прямые и честные ответы конечно же понятным для ребенка языком.

Какие проблемы возникают в приемных семьях

Проблемы приемных семей нужно знать, прежде, чем вы примете решение усыновить или взять опеку над ребенком. В России каждый год без родителей остается около 100 000 ребятишек разного возраста. Детский дом, даже с самыми замечательными условиями быта и профессиональными воспитателями, не может дать детям любви и заботы, которые он получал в семье. Поэтому выпускники этих учреждений чаще встают на путь правонарушений, им труднее создать семью, вырастить своих детей. Приемная семья – хороший выход для осиротевших детей. Но почему приемные семьи не получают должного распространения?

Проблемы приемных семей

В первую очередь, мешают материальные проблемы. Несмотря на все льготы, пособия и зарплату родителей, очевидно, что эти средства лишь с натяжкой могут обеспечить нормальные условия жизни приемной семьи. Чтобы ребенок не выглядел изгоем в компании сверстников, кроме питания, одежды и бесплатного проезда, ему нужен телефон, компьютер, возможность сходить с друзьями в кино или в кафе и т.д. Хорошо, если приемные родители находят для нужд детей бизнесменов, желающих помочь обездоленным, но и эти меры временные.

Читайте также:  Как объяснить ребенку 3-5 лет зачем верблюду горбы

Многие приемные семьи получают помощь от благотворительных фондов, местной власти, заинтересованной в их развитии и распространении на территории области.

Второй проблемой является жилье. В обычной квартире с удобством могут расположиться 2-3 детей, а если родители чувствуют, что могли бы взять на воспитание 5 детей?

В некоторых регионах многодетная приемная семья получает в свое распоряжение большой дом, или же местная администрация всеми силами помогает им, выделив участок под строительство и обеспечив средствами или стройматериалами. К сожалению, чаще бывает наоборот, так как не каждый регион располагает бюджетом, из которого безболезненно можно выделить необходимые деньги, нет жилищного фонда, из которого можно было бы бесплатно выделить квартиру, да и многие чиновники более чем прохладно относятся к просьбам приемных родителей помочь им с жильем.

Воспитание приемного ребенка

Это третья – и немаловажная причина, по которой приемные семьи не распространяются по России так, как было бы нужно.

Бездетные пары боятся взять ребенка из приюта или детского дома, потому что их пугают возможные трудности в его воспитании, в особенности, наследственные склонности. Многие считают, что в государственные учреждения попадают дети алкоголиков, наркоманов, преступников. Конечно, родители могут быть всякими, но малыши, живущие в больнице или Доме малютки, не виноваты, что им не повезло с родителями.

Часто уже приняв ребенка в семью, взрослые с тайным страхом наблюдают за его взрослением, принимая склонность к шумным играм за агрессивность, детское желание взять чужую игрушку – за склонность к воровству, и стараясь подавить в зародыше эти аномалии развития, причем достаточно жесткими методами. Ребенок, не понимая, что он сделал не так, естественно, начинает сопротивляться, зарождается конфликт, который, из-за непонимания ситуации взрослыми, может стать причиной ухода ребенка из дома.

Подготовка, которую проводят для взрослых, желающих стать приемными родителями, предостерегает от таких шагов. Специалисты дают будущим родителям советы и рекомендации, как избегать конфликтных ситуаций, и все же часто бываю случаи, что взрослые, взяв в семью ребенка, особенно старшего возраста, через некоторое время расторгают договор о приемной семье и возвращают ребенка в детдом, объясняя поступок несходством темпераментов или чем-то подобным. На самом деле, такая причина может и возникнуть, но чаще это непонимание психологии чужого ребенка, который не оправдывает возложенных на него ожиданий и не кланяется в ножки приемным родителям за каждый кусок хлеба.

Привыкание родителей и детей в приемной семье – это тонкий осенний лед, который может хрустнуть от любого неправильного шага. Дети, потерявшие семью, пережили настоящее горе, они любят своих родителей – и алкоголиков, и наркоманов, и боятся привязаться к новой семье, чтобы не предать старую. По этой причине в период привыкания дети или замыкаются в себе, или начинают дерзить, на ласковые слова отвечать грубо и вызывающе. Только терпение и такт, понимание приемными родителями того, сколько страданий пришлось пережить этой неокрепшей детской душе, смогут помочь ребенку понять, что в этой семье никто не претендует на роль его мамы и папы без его желания.

Приемные родители, нашедшие подход к каждому ребенку, делятся опытом с новичками, помогая им преодолеть самую первую высоту – привыкание друг к другу чужих людей, есть возможность попросить совета у родителей, побывавших в сходной ситуации, посещать семинары и курсы для приемных родителей и вместе решать проблемы приемных семей.

В России до революции детских домов не было вообще. Если ребенок оставался один, его брали к себе родственники, соседи, друзья родителей. Так что приемная семья – это исторически оправданная для нашей страны форма воспитания сирот.

Какие проблемы и трудности могут подстерегать приемных родителей

ПРОБЛЕМЫ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ

Анкудимова Ксения Юрьевна

студент 4 курса, кафедра ГМУиП факультета информационных технологий и управления Башкирского ГАУ,
РФ, г. Уфа

Валиева Альбина Рифовна

научный руководитель, канд.полит. наук, доцент кафедры ГМУиП факультета информационных технологий и управления Башкирского ГАУ,

Одним из важнейших принципов семейного законодательства Российской Федерации является право ребенка жить и воспитываться в семье. Данное право провозглашено в статье 54 Семейного кодекса РФ. К сожалению, ввиду ряда причин, ребенок не всегда может воспитываться кровными родителями. Для таких случаев в России созданы различные формы замещающих семей. Одна из них — приемная семья. Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре [4].

Никто не станет оспаривать нужность и большую социальную полезность института приемной семьи. Однако природа этого института такова, что в ходе создания и функционирования приемной семьи замещающая семья и приемный ребенок могут столкнуться с рядом проблем. Возникающие проблемы могут носить различный характер — правовой, экономический, социальный. Но, пожалуй, самый большой блок проблем — проблемы психологические.

Первая проблема, которую хотелось бы отметить — более мягкая правовая основа приемной семьи по сравнению с правовой основой усыновления. Например, Семейный кодекс РФ посвящает вопросам усыновления больше статей, нежели вопросам приемной семьи. Также, перечень лиц, которые не могут быть приемными родителями, содержит ощутимо меньше пунктов, чем список ограничений для лиц, желающих стать усыновителями. Несмотря на то, что усыновление является более серьезным шагом по сравнению с приемной семьей, требования к приемным родителям также должны быть достаточно жесткими.

Что касается финансовой поддержки приемной семьи, то и здесь имеются некоторые проблемы. Государство делегирует полномочия по устройству детей в приемную семью на уровень субъектов. Однако зачастую это происходит без должного финансирования. В результате на бюджет субъекта РФ полностью ложится нелегкое бремя по финансовой поддержке приемной семьи.

Недостаточна и система государственных гарантий: например, устройство приемного ребенка в детское общеобразовательное учреждение происходит на общих основаниях [1].

Как было сказано выше, психологические проблемы воспитания ребенка в приемной семье являются достаточно частыми. В некоторых случаях для приемных родителей может стать проблемой то, что при передаче ребенка в приемную семью не разрываются его связи с кровными родителями. То есть ребенок может общаться с кровными родителями беспрепятственно, если это не противоречит его интересам. В данной ситуации приемные родители могут опасаться двух моментов — во-первых, это страх дурного влияния кровных родителей на приемного ребенка (особенно, если родители были лишены родительских прав за алкоголизм и т. п.), а во-вторых — опасение, что контакт ребенка с кровными родителями может помешать прочной эмоциональной связи с приемной семьей.

Еще одна большая проблема – контакт приемного ребенка с кровными детьми своего приемного родителя. Здесь возможно несколько сценариев развития событий:

  • кровный ребенок адекватно воспринимает приемного ребенка, поддерживает родителей в их решении взять на воспитание ребенка, лишенного родительской опеки;
  • кровный ребенок относится к приемному ребенку равнодушно, игнорирует его, как бы не замечая его присутствия;
  • и самый худший случай — когда между кровным ребенком и приемным складываются откровенно враждебные отношения. Между ними происходят постоянные конфликты, доходящие до издевательств и драк.

Конфликт между кровными и приемными детьми может носить различный характер. У детей может возникать как взаимное неприятие друг друга, так неприятие может исходить и от одной из сторон. Но в любом случае нормальные взаимоотношения детей нарушаются.

В случае если в кровной семье приемного ребенка имели место насилие или другие психотравмирующие ситуации, он может отыгрывать свои психологические травмы в приемной семье, при условии, что ребенку не была вовремя оказана необходимая психологическая помощь.

Необходимым условием адаптации ребенка в новой семье является взаимное соответствие ролевых ожиданий ребенка и приемных родителей. Важную роль здесь играет жизненный опыт ребенка, который оказывает влияние на процесс его идентификации с семьей. Приемный ребенок в замещающей семье не может принять на себя роль биологического, поэтому его идентификация затруднена, что проявляется в отсутствии статуса в новой семье, проблемах верности приемным и биологическим родителям, чувстве униженности и т. д. Это во многом объясняет тот кризис, который переживают все члены замещающей семьи на первых этапах совместной жизни [2].

Существует ряд проблем и у самого приемного родителя: отсутствие эмоционального контакта с ребенком, неумение приемного родителя воспринимать ребенка таким, какой он есть, ярко выраженная контролирующая стратегия поведения, нетерпимость и непримиримость родителей к ошибкам приемного ребенка и др. [3].

Таким образом, обобщая результаты изучения данного вопроса, мы можем выделить следующие проблемы, связанные с созданием и функционированием института приемной семьи:

  1. Относительно мягкая правовая основа, особенно в части требований к потенциальным приемным родителям;
  2. Передача полномочий государством субъектам РФ при отсутствии должного финансирования;
  3. Недостаточная система государственных гарантий;
  4. Отсутствие разрыва связей с кровными родителями и, как следствие, различные опасения приемных родителей;
  5. Конфликты между кровными и приемными детьми;
  6. Психологические травмы в анамнезе;
  7. Трудности в идентификации с семьей;
  8. Различные психологические проблемы приемного родителя.

Для того чтобы решить данные проблемы необходимо совершенствовать законодательство в вопросах, касающихся приемных семей, осуществлять более тщательное сопровождение приемной семьи на всех этапах, осуществлять более тщательную психологическую подготовку приемных родителей и детей, проводить анализ психологических и физических особенностей ребенка. Только в комплексе различные меры будут способствовать дальнейшему развитию института приемной семьи в России и обеспечивать благополучное воспитание ребенка в приемной семье.

Основные про­блемы взаимоотношений приёмных родителей и детей

С целью анализа проблем воспитания детей в приемной семье рассмотрим результаты анкетирования, проведенного по инициативе Министерства образования Национальным центром усыновления в октябре-ноябре 2004 г. В исследовании принимали участие 226 приемных семей жителей всех регионов страны: по 33 приемные семьи из Брестской и Витебской областей; по 32 семьи из Гомельской и Могилевской областей; 42 приемные семьи из Гродненской области; 35 семей из Минской области; 19 приемных семей из г. Минска. Анализ исследования показал результаты по следующим параметрам.

1. Воспитательные установки в приемных семьях рассматривались на основе преобладания в семье определенных стилей воспитания; включенности приемных детей в систему дополнительного образования и развития; системы контактов приемных детей с биологическими родите-лями; отношения приемных и биологических детей в приемных семьях.

Многие из опрошенных родителей осуществляют в своих семьях демократический стиль воспитания (174 человека (77%) указали, что конфликты с приемными детьми они разрешают, стараясь спокойно обсудить проблему). Это вполне оправдано наличием богатого опыта воспитания собственных детей у большинства родителей и наличием житейского опыта у тех из них, кто не имеет собственных детей. Небольшая часть респондентов, решая конфликты, настаивает на своей позиции, опираясь на свой собственный опыт (41 человек –18%). Невелико число «либералов», которые позволяют детям поступить, как те считают нужным, будучи убежденными, что опыт можно приобрести только на своих ошибках (11 человек – 5%). Указанные тенденции подтверждаются тем, что большинство родителей, воспитывающих приемных детей подросткового возраста, дают детям деньги на карманные расходы.

Самой больной проблемой в семейной адаптации и воспитании приемных детей, по мнению 150 (66%) респондентов, является проблема привития интереса у детей к школьным занятиям, преодоления трудностей в обучении; не меньше усилий требует искоренение у них вредных привычек (на это указали 115 (50%) респондентов); трудно дается установление и воспитание дисциплины у приемных детей (считают 97 (42%) человек), трудности в налаживании доверительных отношений с ребенком испытали 43 человека (29%). Трудно преодолевается отрицательный опыт воспитания в родной семье, отклонения в сексу-альном поведении ребенка, стрессы, связанные с отторжением ребенка родной семьей и вызванные различными формами насилия над ним.

Читайте также:  7 ВЕЩЕЙ, КОТОРЫМИ МЫ ОБИЖАЕМ СВОИХ ДЕТЕЙ

Дети школьного возраста, воспитывающиеся в приемных семьях, как правило, включены в систему дополнительного образования и развития: подавляющее большинство из них посещают кружки детского творчества и по интересам, спортивные секции, бассейны, танцевальные, музыкальные и художественные студии.

В большинстве респонденты уверены в том, что их приемные дети чувствуют себя в равном положении с родными детьми (только один человек сомневается в этом); практически все убеждены, что приемным детям нравится в их семье (только 4 человека указали, что детям «не очень нравится» в их семье).

В семьях 10 респондентов собственные дети отнеслись насторо-женно к появлению новых детей, ребенок одного респондента открыто возражал против этого. Остальные 95 % биологических детей поддержали принятие в семьи приемных детей (в некоторых случаях настояли на этом).

Между собственными и приемным детьми в большинстве семей никогда не было трудностей или каких-либо трений. В 37 семьях такие трудности были только первые месяцы функционирования приемной семьи. В 4 семьях до сих пор существует ревность между родными и приемными детьми.

Показательно, но в большинстве приемных семей дети не общаются с биологическими родителями. При этом сами приемные родители не препятствуют такому общению. Только в 16 семьях дети имеют связи с биологическими родителями, еще в 18 – такое общение, по мнению приемных родителей, осуществляется редко.

Можно заключить, что стили воспитания приемных детей, осуществляемые в приемных семьях, подтверждаются наличием значительного житейского и воспитательного опыта приемных родителей, что свидетельствует о воспитательной устойчивости приемной семьи как воспитательного института и института социализации. Этому также способствует выявленная включенность приемных детей в образовательную инфраструктуру микрорайонов.

Однако для оптимизации вхождения приемного ребенка в новую семью можно наладить обучение (и/или осуществлять психолого-педаго-гическое сопровождение) родных детей кандидатов и/или собственно приемных родителей. Это позволит уменьшить трудности адаптации приемного ребенка в новой семье.

Рассмотим подробнее проблемы воспитания приемных детей, выявленные в ходе исследования 2004 г.

Проблемы физического здоровья.

Наиболее частая проблема в физическом здоровье приемных детей – стоматологическая. На момент помещения в приемную семью у 72 несовершеннолетних были проблемы с зубами. Очевидно, обусловили эту проблему у детей как недостаточное питание их матерей в период беременности, так и несбалансированность питания детей и их авитаминизация до поступления в приемную семью.

У 68 детей на момент помещения в приемную семью наблюдались различные патологические состояния дыхательных путей: частые про-студные заболевания, бронхиты, ангины, заболевания носоглотки, легоч-ной системы.

У 50 несовершеннолетних наблюдалось истощение. Недостаток прививок, как следствие социальной и материнской депривации, отмечался, на момент помещения в семью, у 31 несовершеннолетнего.

24 ребенка страдали, на момент помещения в семью, различными инфекциями, среди которых чаще других родителями упоминаются инфекции мочеполовой системы.

Из наиболее часто встречающихся органических поражений у приемных детей их родители выделили нарушения зрения, которые отмечаются у 39 детей (косоглазие, астигматизм, дальнозоркость и др.).

Признаками органического поражения центральной нервной системы следует считать указанные у 25 несовершеннолетних двигательные нарушения (некоторые дети раскачиваются, иногда во сне или при засыпании, бьются головой). Повторяют навязчивые стереотипичные движения (сосание губ, расчесывания, потирания и т.д.).

У 4 детей наблюдается нарушение слуха. Многие переживают состояние задержки моторного развития, у 2 детей – псориаз, 5 – имеют судорожные синдромы, 1 приемный ребенок страдает эпилепсией, 2 являются инвалидами с детства.

Указанные проблемы физического здоровья явились достаточно стойкими: так, стоматологические проблемы до сих пор актуальны для 20 детей; расстройствами дыхательной системы продолжают страдать 18 несовершеннолетних, нарушения зрения по прежнему беспокоят 21 ребенка, достаточно стойки и двигательные нарушения – они продолжают отмечаться у 13 детей.

Наибольшую обеспокоенность у приемных родителей вызывают проблемы со сном у приемных детей: 48 детей имели такие проблемы на момент помещения в семью, 12 продолжают ими страдать и сейчас. Среди основных расстройств сна родителями чаще упоминаются трудность засыпания, наличие беспокойного сна, сон с кошмарами.

У 31 ребенка, поступившего в приемные семьи, отмечаются частые непроизвольные мочеиспускания, энурез и энкопрез. Причем 11 детей продолжают испытывать эти патологические состояния на всем протяжении времени пребывания в приемной семье.

52 несовершеннолетних имеют проблему переедания или неуемного голода, что также характерно для детей, переживающих последствия материнской, сенсорной и социальной депривации. Указанная проблема сохраняется у 7 несовершеннолетних, несмотря на значительный стаж жизни в приемной семье.

На частую головную боль с начала жизни в приемной семье жаловались 18 детей, 5 испытывают это и сейчас. Головокружение и рвота были типичны для 16 детей (на начало жизни в приемной семье), сегодня они сопутствуют 2 детям.

Проблемы речевого развития.

Указанные проблемы, среди которых на первом месте – органические и социальные (недоразвитие речи), характерны для 53 детей на момент помещения их в приемные семьи; сейчас эти проблемы актуальны для 13 несовершеннолетних.

55 детей допускали, на момент начала обучения, частые ошибки при письме (эта проблема продолжает сопутствовать 22 детям). В основе данной проблемы лежат, как правило, неразвитость слухового анализатора, невнимательность, плохая память.

Среди функциональных речевых нарушений наиболее часто приемными родителями указывается дислалия (24 ребенка).

Наиболее частая проблема этой группы – сложности с выполнением домашнего задания, что отмечено у 61 ребенка школьного возраста на момент помещения в приемную семью, и продолжает отмечаться у 22 детей, несмотря на достаточный срок нахождения в семье. Приемные родители свидетельствуют, что главное в этой проблеме – отсутствие дисциплинированности, обязательности при подготовке домашнего задания, плохая память, отсутствие или сложности произвольных запоминания и внимания.

Школьная неуспеваемость отмечалась вначале у 38 детей, со временем только 9 приемных детей имеют неуспеваемость по некоторым школьным предметам. Приемные родители указывают, что многим детям, при подготовке уроков, необходим жесткий и постоянный контроль со стороны.

Актуальные проблемы формирования привязанности.

Наиболее частой проблемой этой группы являются боязнь и страх приемных детей потерять новую семью (73 ребенка). С течением времени пребывания в семье эта проблема не потеряла актуальности у 22 несовершеннолетних.

46 детей на начало жизни в приемной семье постоянно проявляли излишнее требование внимания и преданности от приемных родителей (44 ребенка), со временем эта проблема осталась у 18 детей.

33 несовершеннолетних излишне проявляли привязанность к незнакомым, со временем проблема осталась у 4 детей. Следовательно, с течением жизни в стабильных домашних условиях «интернатовская» привычка спонтанного поиска близких значимых людей устраняется.

Психологическое отстранение, отчуждение от приемных родителей в начале жизни в новой семье проявляли 16 детей, эмоциональный шантаж приемных родителей использовали 9 детей, явное эмоциональное предпочтение одного из родителей проявляли 11 человек.

Проблемы, связанные с прошлой жизнью.

Наиболее распространенными оказались повторяющиеся воспоми-нания прошлого, актуальные для 51 ребенка на момент помещения в приемную семью (для 10 из них это осталось актуальным и впоследствии).

23 ребенка проявляли вначале беспокойство о биологических братьях, сестрах, со временем, это беспокойство сохранилось у 6 детей.

11 детей идеализировали вначале свое прошлое, со временем идеализация прошлого осталась у 2 несовершеннолетних.

Сложности в построении новой жизни.

С отрицанием прошлого в приемные семьи пришло 15 детей, 1 из них до сих пор отрицает свой прежний опыт жизни.

У 14 детей явно имеется неясность своей истории, 21 ребенок испытывал сильное волнение в момент разговора на тему прошлого, 2 – повышенную агрессивность по отношению к новым родителям, 6 – сильно волнуются в момент разговора на тему жизни в новой семье.

Вероятно, что сложности в построении новой жизни обуслов-ливаются не только трудностями личностной идентификации, что свойственно подавляющему большинству депривированных несовершен-нолетних, но и отсутствием целенаправленной работы приемных родите-лей по созданию и расширению контактной сети приемного ребенка.

Проблемы полового поведения.

Излишнее половое любопытство проявляли 26 несовершеннолетних на момент создания их приемных семей. С течением времени этой проблемы не решили 9 из них.

Стыдливость и скрытность без какой-либо причины проявляли 12 детей, для 2 эта проблема до сих пор актуальна.

4 ребенка демонстрировали сексуальное поведение. Возможно, ска-зался их прежний опыт жизни в семейных условиях, далеких от традиции-онных представлений о супружеской и семейной порядочности и чистоты.

Социальная адаптация. Агрессивное поведение.

Физическую агрессию по отношению к взрослым демонстрировали 10 несовершеннолетних, 3 из них продолжают это делать, несмотря на значительный опыт воспитания в семье. Словесную агрессию в отношении взрослых проявляли 16 человек, для 7 это до сих пор актуально.

20 детей решали конфликты со сверстниками «кулаками», 4 продолжают вести себя агрессивно, несмотря на опыт жизни в благополучных семейных условиях. Словесную агрессию к сверстникам демонстрировали 24 ребенка, для 7 это также актуально.

На начало жизни в приемной семье 8 детей проявляли разрушительное поведение, 1 – продолжает вести себя также негативно.

Сложности в отношениях со сверстниками проявляли 19 детей, для 5 эта проблема сохраняется. Застенчивость, проявляемая ранее 19 несовершеннолетними, в основном девочками, осталась заметна у 10.

Невыполнение предъявляемых норм поведения.

Наиболее частой, по мнению приемных родителей, является ложь и обман, которые проявляли 61 ребенок. Это нарушение норм актуальным осталось для 23 детей, несмотря на жизнь в приемной семье.

Проблемы с деньгами, кражи были первоначально актуальны для 22 несовершеннолетних, впоследствии остались у 4 детей. «Невинное присвоение предметов» было актуальным для 24 детей, у 5 это осталось.

Разумные требования родителей о выполнении посильной работы по дому в начале игнорировали 18 детей, 11 из них продолжают относиться к домашней работе нехотя.

43 ребенка не выполняли гигиенические нормы и требования, у 15 это осталось с течением времени. 47 детей не соблюдали норм в еде. Как следствие неблагополучного детства это осталось у 19 из них.

Нарушение норм просмотра телепередач и норм сна поначалу осуществляли 22 ребенка, у 19 это осталось.

Всеобщее неподчинение демонстрировали 12 несовершеннолетних подростков при помещении в приемную семью, у 4 это остается проблемой. У 2 подростков с течением времени жизни в приемной семье были зафиксированы побеги и исключения из школы.

Ревность, агрессивность и драки с братьями, как родными, так и приемными, поначалу наблюдались у 15 детей, с течением времени эта проблема осталась актуальна для 3 несовершеннолетних.

Таким образом, анализ данных о приемных детях позволяет утверждать, что массовые особенности психофизического развития, поведенческие деформации и девиации, сложности вхождения в детский социум для приемных детей являются следствиями депривационного синдрома, наличия неблагополучного жизненного опыта, отягощенной наследственности.

Многие из обозначенных проблем, даже несмотря на положительный опыт жизни детей в приемных семьях, продолжают оставаться актуальными. В этой связи необходима более качественная подготовка и профессиональный отбор приемных родителей.

Как показывает практика работы с приемными семьями, необходимо корректировать число приемных детей в семьях, в случае, если один из детей имеет проблемы с адаптацией. Пополнение семьи новыми детьми чревато негативными последствиями для всех ее членов, делая приемную семью уязвимым социальным образованием.

Специалистам социально-педагогических учреждений и органов охраны детства нужно проводить профильное и адресное социально-педагогическое и психологическое сопровождение приемных семей в зависимости от наличия и актуальности проблем.

Очевидно, что в случае поступления ребенка в приемную семью из приюта или из родной семьи, социальным педагогам, психологам учреждений образования, осуществляющим патронаж созданной приемной семьи, следует уделять большое внимание сопровождению и поддержке именно ребенка в новой семье, а не только родителей.

Для выявления актуальных потребностей приемных семей, детей в этих семьях, следует проводить региональные опросы, анкетирование, интервьюирование этих категорий граждан.

Целесообразно разработать специалистам вариативные семинарские программы сопровождения приемных семей в зависимости от выявленных при их функционировании проблем, возраста и особенностей детей (в том числе и родных).

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 2622 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Ссылка на основную публикацию