Как развить навыки переговорщика в общении с ребенком

Развитие ребенка

  • Развитие ребенка
  • Статьи
  • Развитие ребенка
  • Как помочь ребенку развивать навыки общения

Советы родителям, которые помогут развить коммуникабельность у детей разного возраста

Как помочь ребенку развивать навыки общения

Все родители хотят, чтобы их сыновья и дочери выросли счастливыми и хорошо приспособленными к взрослой жизни людьми. Но когда дело доходит до необходимости развития у детей навыков общения, многие родители теряются и не знают, что делать. Как же помочь детям приобрести столь необходимые в жизни навыки?

Социальное развитие ребенка – это важная составляющая достижения успеха и счастья во взрослой жизни, порой оно даже важнее, чем академические навыки или интеллект. Родители способны в значительной мере повлиять на социальный интеллект своих детей и научить их тому, что даже мы, взрослые, по-прежнему совершенствуем, например, умение заводить дружбу или справляться с отказом. Это важные уроки, и чем раньше дети начнут их осваивать, тем лучше.

Навыки общения, которые необходимо знать всем детям

Кажется, что некоторые дети по природе своей лучше социально адаптированы, чем другие. Это тот тип людей, к которым тянутся окружающие и которые легко заводят дружеские отношения. Не переживайте, если ваши дети не относятся к этой категории и не пребывают в центре внимания сверстников. Как и любому другому навыку, навыку общения можно научить, и, кроме того, «быть социальным» или компанейским – это ведь не самоцель.

Однако очень важно, чтобы дети умели выстраивать полноценные отношения (социальные связи) с другими детьми, могли сопереживать окружающим и взаимодействовать с ними надлежащим образом и обладали навыками адаптации к некомфортным ситуациям. К сожалению, исследование, проведенное в университете Мемфиса, показывает, что многие студенты не знают, как справляться со сложными межличностными ситуациями, которые предполагают и включают следование указаниям, поддержание подобающего разговора, выслушивание, комплименты, правильное поведение при возникновении пауз в разговоре или при услышанных насмешках, травле или просто во время отдыха с друзьями.

Это базовые навыки, которыми желательно обладать всем детям. В зависимости от возраста им могут понадобиться также более конкретные навыки коммуникабельности.

Навыки общения для детей дошкольного и начального школьного возраста

Университет Вандербильта на основании опроса восьми тысяч учителей начальных классов и двух десятилетий исследований в классах выделил десять лучших детских навыков общения, необходимых для достижения успеха в школе, а именно:

  • слушать других;
  • следовать инструкциям;
  • следовать правилам;
  • не обращать внимания на отвлекающие факторы;
  • обращаться за помощью;
  • говорить по очереди;
  • ладить с окружающими;
  • сохранять спокойствие при взаимодействии с другими людьми;
  • быть ответственным за свое поведение;
  • делать приятное другим людям.

Может показаться, что данные навыки общения предназначены для того, чтобы «хорошие девочки и мальчики» получили галочки за «умение ладить с другими людьми», но это действительно основы поведения, которые помогают детям добиваться успеха (а не только выживать) в мире, где принято соблюдать правила поведения в обществе. Цель состоит не только в том, чтобы дети научились сотрудничать, но и в том, чтобы они обладали такими социальными навыками, которые позволят им постоять за себя и позаботиться о других.

Навыки общения для детей предподросткового возраста и подростков

Старшие дети в средних и старших классах должны владеть более сложными навыками коммуникабельности по причине растущего давления сверстников и просто деликатного периода своей жизни, называемого юностью или подростковым возрастом. Это время, когда дети становятся более независимыми, хотя при этом продолжают формировать круг общения; время, когда они принимают сложные решения о том, кто они есть и кем хотят быть, но могут также начать излишне переживать о том, что о них думают другие люди.

Как перестать беспокоиться о том, что думают другие

Все мы грешим этим. Каждый день, просыпаясь после сна, мы начинаем переживать о том, что думают о нас или о ситуации другие. Так и подростки. Однако они могут развить свой эмоциональный интеллект, если научатся:

  • устанавливать собственные цели;
  • определять и изменять свое саботажное поведение;
  • ассертивно* добиваться удовлетворения собственных потребностей;
  • сочувствовать другим людям;
  • конструктивно управлять гневом;
  • разрешать конфликты мирным путем.

Легко сказать, что малыш должен научиться следовать инструкциям или подросток должен уметь быть ассертивным, другое дело знать, как лучше всего помочь им в этом. Итак, давайте рассмотрим несколько стратегий.

Моделируйте навыки общения

В первую очередь мы учимся коммуникабельности в своей семье, и то, что делают родители, намного важнее того, что они говорят. Поэтому не переживайте, что дети вас не слушают, лучше беспокойтесь о том, что они постоянно за вами наблюдают.

Моделирование позитивных навыков общения включает демонстрацию уверенности в себе при взаимодействии с окружающими людьми, дружеское отношение к незнакомым людям, предложение помощи посторонним, а также уважительное отношение к собственным детям (независимо от того, насколько сильно они испытывают наше терпение).

Учите ребенка быть внимательными к другим людям. Родители должны выбирать приоритеты, поэтому смиритесь с беспорядком в доме, который устраивает ребенок, и, если необходимо, и с тем, что он бьет баклуши, но научите его учитывать интересы других людей. Моделируйте соответствующее поведение, хвалите ребенка, помогайте ему придумывать способы решения проблем со сверстниками и не позволяйте намеренно или ненамеренно проявлять неуважение по отношению к другому человеку. Если вы не можете противостоять неуважению ребенка, не обидев его, поговорите с ним об этом позже. Когда дети станут старше, возможно, возникнут ситуации, когда вам придется четко и ясно потребовать, чтобы они проявляли уважение к авторитету взрослых при общении с ними, а также с другими детьми. Часто детям предподросткового и подросткового возраста нужно напоминать об этом и учить их справляться со щекотливыми ситуациями непростых взаимоотношений.

Обучая детей навыкам общения, родители вынуждены выходить из своей защитной «оболочки» и становиться лучше, анализируя собственное поведение и отношение к другим людям.

Родители коммуникабельных детей склонны трактовать социальные события таким образом, чтобы они способствовали развитию жизнеспособных, конструктивных отношений. Вместо заявлений типа «Ну и вредный же это ребенок!» они могут сказать что-то вроде: «Господи, наверное, у него сегодня был очень трудный день». Как правило, они дают конструктивные объяснения, такие как: «Иногда дети просто хотят поиграть сами», а не выражают свое отношение в форме: «Это не очень хорошие дети, раз они не хотят играть с тобой». Эти родители избегают пораженческих комментариев, таких как: «Может быть, ты им не нравишься», и делают следующие предположения: «Может быть, дети не хотят играть в эту игру, но ты можешь предложить им поиграть в другую, которая им понравится».

Такие позитивные, конструктивные заявления заставляют детей относиться к окружающим и к самим себе с оптимизмом. Они демонстрируют жизнестойкое отношение к социальным неудачам и убеждение, что социальные проблемы можно решить с помощью определенных усилий и позитивного поведения.

Не называйте детей застенчивыми

Если ваши дети застенчивы от природы или чувствуют себя неуверенно в присутствии других людей, старайтесь не называть их так и не заставляйте их преодолевать застенчивость. Если ребенок испытывает социальную тревожность, проявите эмпатию и примените подход, ориентированный на решение проблем.

Не называйте ребенка застенчивым. Вместо этого признайте его чувства и скажите, что он способен преодолеть свои страхи. Например, «Иногда тебе требуется некоторое время, чтобы освоиться в новой ситуации. Помнишь, как в день рождения Бори ты держал меня за руку почти весь вечер? Но к концу праздничного вечера ты смог от души повеселиться с другими детьми».

Учите ребенка эффективным стратегиям преодоления застенчивости. Общее правило заключается в том, чтобы принимать проявляющуюся нервозность как часть нормальной жизни, которой подвержены большинство людей, убедить себя, что с тобой в любом случае все в порядке, и сосредоточиться на других, а не на себе. Например, напомните ребенку, что он не обязательно должен быть интересен другим детям, главное, чтобы они были ему интересны. Посоветуйте ему задавать вопросы другим детям и внимательно выслушивать их ответы. Подумайте вместе с ребенком, как он может справляться с ситуацией, которая заставляет его нервничать.

Еще одна причина, чтобы не называть детей застенчивыми, заключается в том, что ваши слова могут иметь силу внушения. Вы можете называть ребенка застенчивым, а он на самом деле просто интроверт и обладатель «спокойного» темперамента. Но «благодаря» вашему ярлыку он начнет испытывать чувство напряженности и беспокойства в социальных ситуациях, а также реальное чувство застенчивости, которое часто является лишь подкрепленной привычкой.

Предоставьте ребенку множество возможностей для проявления себя в группе

Дети учатся навыкам коммуникабельности в первую очередь у родителей, а затем в значительной степени у своих сверстников. Чем больше у ребенка возможностей для взаимодействия с другими людьми, тем лучше.

Это означает, что необходимо поддерживать и поощрять дружеские отношения ребенка, даже если это подразумевает, что вы станете папой-водителем или вам придется во время игр ребенка развлекать совершенно незнакомых вам детей и их родителей.

Также дети узнают о важных навыках, просто играя с вами. Исследования показывают, что дети, чьи родители часто играют с ними, имеют более развитые навыки общения и лучше ладят со сверстниками. Особенно полезно играть с ребенком на его уровне, следуя его указаниям, как сверстник.

Дети получают пользу от такого вида игры по нескольким причинам. С помощью игры с родителями дети могут приобрести много навыков, обычно свойственных социально развитым дошкольникам, описанных ранее. Кроме того, когда родители чутко реагируют на детские идеи по поводу игр, дети могут почувствовать, что они хорошие, эффективные партнеры в игре и, таким образом, захотят играть со своими сверстниками. Наконец, веселые игры родителей с детьми могут внушить последним позитивное отношение к другим детям и заставить их с нетерпением ждать возможности поиграть с людьми за пределами семьи.

Существуют различные занятия для развития навыков общения детей школьного возраста и подростков, которые, как правило, представляют собой забавные и увлекательные игры, например, такие как шарады.

Расслабьтесь

Все вышесказанное предназначено для того, чтобы дети осваивали позитивные навыки коммуникабельности так, как делают большинство из нас, – просто продвигаясь методом проб и ошибок. Не переживайте и не пытайтесь вмешиваться слишком сильно, если нет серьезных признаков социального неблагополучия (например, если воспитатель/учитель вашего малыша говорит о его проблемах с дисциплиной). Большинство детей иногда неотзывчивы (или даже недобры) или социально неумелы.

Вот некоторые признаки того, что вашему ребенку, возможно, требуется дополнительное социальное обучение (от вас и/или учителей):

  • У ребенка нет одного-двух близких друзей.
  • Ребенок не умеет достойно побеждать и проигрывать.
  • Не проявляет сочувствие, когда другим делают больно или их не принимают в компанию.
  • Ведет себя властно или чрезмерно настаивает на своем.
  • Не может инициировать или поддерживать разговор.
  • Говорит громче, чем большинство детей.
  • Ребенка постоянно игнорируют либо делают своей жертвой другие дети или он постоянно дразнит или раздражает других детей.

В этих случаях, вам следует принять более активные меры, чтобы развивать у ребенка навыки межличностных отношений. Во всех остальных случаях просто продолжайте играть со своими детьми, будьте для них образцом умения вести себя в обществе и помогайте им строить взаимоотношения.

* Ассертивность – поведение, сочетающее внутреннюю силу и вежливость по отношению к окружающим. Это способность в ситуации внешнего давления корректно отстаивать свои интересы и свою линию поведения, спокойно говорить «нет» тому, что вас не устраивает, и продолжать в социально приемлемой форме эффективно настаивать на своих правах.

Способы эффективного общения с ребёнком

Мамам и папам помогут приёмы из психологии, многие из которых уже на слуху: активное слушание, я-сообщения, отзеркаливание, перефразирование, резюмирование.

Правила создания контекста, в котором эти методы будут работать:

  1. Поддерживайте доброжелательный настрой, демонстрируйте уважительное отношение. Представьте, что вы общаетесь не с несмышлёнышем, а потенциальным предпринимателем, учёным, артистом… Увидьте в ребёнке будущего взрослого, и повышать голос, кричать, иронизировать, давить будет гораздо сложнее, ведь в ситуации со взрослым это приведёт к конфликту.
  2. Принимайте детей с их достоинствами и недостатками. Представьте, что вы почувствуете, если муж, партнёр или подруга грубо или насмешливо, при всех, будут критиковать вас. Поставьте себя на место ребёнка, и это поможет вам останавливаться и тщательнее подбирать слова и интонацию.
  3. Дайте маленькому человеку сказать. Не перебивайте, даже если вам кажется, что он говорит что-то смешное или глупое.
  4. Удовлетворяйте потребность в контакте с вами, наполняйте общение положительными эмоциями в течение дня и детям будет проще открыться вам.

Приёмы активного слушания

Чтобы успокоиться, детям бывает достаточно, чтобы их выслушали. Поэтому слушание предполагает, что ребёнок говорит, а вы слушаете не перебивая.

Что значит активное? Это значит, что вы включены: не просто слушаете, но и слышите, и откликаетесь на рассказ. В первую очередь маленький человек считывает эмоции и сигналы тела, поэтому так важны ваше положение и поза.

Если вы искренне заинтересованы в том, что говорят и переживают дети, тело само сделает свою работу и они поймут, что вы включены.

В то же время активное слушание — это навык, который тренируется, поэтому понаблюдайте за собой, чтобы понять, посылаете ли вы эти сигналы, и начните использовать их сознательно:

  • повернитесь к говорящему всем телом, смотрите в лицо, желательно, чтобы ваши глаза были на одном уровне;
  • кивайте или наклоните голову слегка на бок;
  • если ребёнок готов к телесному контакту, посадите его на колени, обнимите, поглаживайте, держите за руку или просто слегка касайтесь. Но не настаивайте, если почувствуете нежелание или сопротивление. Лучше просто сядьте рядом на комфортном расстоянии.

Чего делать не следует:

  • отвернуться от собеседника, заниматься своими делами, смотреть телевизор или разговаривать по телефону;
  • сесть или встать в закрытую позу, скрестить ноги или руки на груди;
  • физически доминировать: «нависать» над говорящим, поставить руки на пояс или на бёдра.

На уровне эмоций и речи выделяют несколько основных приёмов:

1. Паузы: делайте их для того, чтобы помочь ребёнку сосредоточиться, а также показать, что вы его внимательно слушаете.

2. Поддакивание, подбадривание, побуждение.

3. Междометия (да, ага, угу, и) и короткие реплики («неужели», «а дальше», «ну и»).

4. Перефразирование — пересказ услышанного своими словами. Его цель — убедиться, что вы правильно поняли человека, а также дать ему понять это.

Можно использовать фразы:

«Другими словами, ты хочешь сказать…»

В дополнение можно использовать уточняющие фразы и вопросы:

«Что ты имеешь в виду, когда говоришь…»

«Если я тебя правильно понял(а)…»

Старайтесь использовать больше утвердительных предложений вместо вопросов. Они дают ощущение большего сопереживания и побуждают рассказывать дальше. Если вы ошибаетесь, ребёнок вас поправит.

5. Отражение чувств, сопереживание:

«Мне кажется, ты сейчас чувствуешь…»

«Ты, наверное, сильно разозлился…»

Вместе с обозначением чувства можно повторить фразу ребёнка его же словами или схожими:

— Я не нашёл свою игрушку.

— Не нашёл игрушку? Должно быть, ты сильно расстроился.

6. Резюмирование — это подведение итогов разговора, когда озвучиваются основные мысли и, возможно, договорённости.

«Вот, значит, что произошло…»

«Теперь я понимаю, что случилось…»

«Давай подумаем, что можно сделать в этой ситуации»

«Давай договоримся, что если…»

Одно из препятствий к успешному использованию активного слушания — наши шаблонные реакции и ответы. Психологи выделили двенадцать видов (подробнее о них можно прочитать у Ю. Б. Гиппенрейтер):

  1. Приказы, команды. «Я сказала прекрати!» «Прибери здесь!» «Живо спать!»
  2. Предупреждения, предостережения, угрозы. «Если ты не перестанешь капризничать, конфету не дам!», «Ещё раз так сделаешь и получишь!»
  3. Мораль, нравоучения, проповеди. «С другими ребятами нужно делиться!», «Старших надо уважать».
  4. Советы, готовые решения. «Я бы на твоём месте это не надела. Возьми лучше вот ту футболку».
  5. Доказательства, логические доводы, нотации, лекции: «Ты уже не маленький, должен понимать, что так поступать нехорошо».
  6. Критика, выговоры, обвинения. «Совсем совести нет, разве так делают», «Всё из‑за тебя!».
  7. Похвала. «Вот это правильно, так и надо». «Молодец!»
  8. Обзывание, высмеивание. «Жадина-говядина», «Эх ты, разиня».
  9. Догадки, интерпретации. «Наверняка опять двойку получил».
  10. Выспрашивание, расследование. «В чём дело, почему ты молчишь?»
  11. Уговоры, увещевания, сочувствие на словах. «Нашёл из-за чего расстраиваться, это пустяки».
  12. Отшучивание, уход от разговора. «Давай как-нибудь потом поговорим».

Навыки активного слушания помогают не только в общении с ребёнком, но и с любым взрослым. Есть хорошее выражение: «Удивительно, насколько разными бывают люди. Одни не слышат, что ты говоришь, а другие слышат то, о чём ты думаешь». Активное слушание позволит попасть во вторую категорию.

Подробнее о правилах, приёмах и результатах этого метода читайте в книгах Юлии Борисовны Гиппенрейтер «Чудеса активного слушания» и «Общаться с ребёнком. Как?».

Я-сообщения

Ещё один принцип конструктивного общения — я-сообщения. В этих высказываниях от первого лица используются местоимения «я», «мне», «меня», «моё». Они отражают мнение и переживания говорящего, в то время как ты-высказывания содержат оценку другого и его поведения и провоцируют ответную агрессию, обиду.

Используя я-высказывания, вы создаёте пространство уважения, сохраняете дистанцию между говорящими. Если ребёнок видит ваше искреннее проявление чувств, он лучше узнаёт вас и ему проще выражать свои переживания.

В любой конфликтной ситуации говорите прежде всего о своих чувствах и видении ситуации, а не о поведении другого.

«Мне неприятно, когда мне приходится повторять свою просьбу» вместо «Сколько раз тебе повторять, сделай это немедленно!»

«Я устала и хочу побыть в тишине» вместо «Ты прекратишь шуметь или нет!».

«Как мне нравится, когда стол чистый и опрятный» вместо «Ну что ты за поросёнок!».

Отзеркаливание

Следующий способ — отзеркаливание. В психологии так называют копирование жестов, позы, слов собеседника с целью вызвать его расположение и симпатию. Это возможность показать ребёнку вербально и невербально, что вы его понимаете, сопереживаете ему.

Этот механизм начинает свою работу ещё в младенчестве. Для новорождённого мама — зеркало: отвечает улыбкой на улыбку, хмурится, цокает или агукает в ответ.

Наверняка вы замечали, как забавно копируют малыши манеру родителей говорить, ходить, наклонять голову или поправлять волосы. Важно помнить, что они делают это не для того, чтобы передразнить или рассмешить нас. Для малышей это способ стать своим, освоить мир чувств и научиться понимать, что испытывают другие.

Имитация и подражание возможны благодаря зеркальным нейронам и являются ключом к эмпатии и сопереживанию. Дети подражают чаще всего неосознанно, а вот взрослые, напротив, могут использовать метод отзеркаливания в отношениях сознательно, чтобы настроиться на одну волну с детьми. Когда малыш чувствует, что его принимают, он расслабляется, раскрывается и лучше реагирует на ваши слова и действия.

Отзеркаливание можно использовать на одном или нескольких уровнях.

На уровне тела:

  1. Повторите положение тела собеседника (например, сядьте напротив него на пол в той же позе).
  2. Повторяйте какие-то его движения, жесты, мимику (возможно, почёсывайте изредка нос, пожимайте плечами или вздыхайте). Делайте это не сразу, а не спеша и с промежутком.
  3. Подстраивайтесь под его дыхание.

На уровне эмоций и речи:

  1. Говорите с той же скоростью, ритмом, интонацией.
  2. Присоединяйтесь и выражайте те же эмоции.

Избегайте передразнивать детей. Следите за тем, чтобы ваше поведение не выглядело фальшиво и/или как насмешка. Это наверняка обидит и разозлит малыша, и скорее всего, он закроется. Осознанное отзеркаливание должно быть незаметным и выглядеть естественно.

Создав атмосферу понимания и близости, можно потихоньку менять ход общения в нужное русло: юный собеседник начнёт теперь уже зеркалить вас и будет прощё достичь согласия.

Кстати, простое актёрское упражнение (по форме, но не по сути и исполнению), которое можно превратить в полезную весёлую игру с малышом, так и называется «Зеркало». Встаньте напротив друг друга. Пусть один из вас показывает какое-то движение. Задача второго максимально точно повторить его.

Один из вариантов этого упражнения: двигаться, соединив ладони друг с другом. И хотя это кажется простым, быстро и точно повторять движения за другим, не потеряв контакта рук, получится, только если расслабиться, довериться другому и следовать за ним!

В статье приведены лишь некоторые способы эффективного общения. Но даже их использование поможет вам улучшить взаимопонимание и сделать отношения более близкими. При этом дети будут учиться различать собственные эмоции, называть их, а значит, управлять ими в будущем и правильно использовать в общении с другими.

Навыки ведения переговоров — мощный ресурс продуктивности

Навыки ведения переговоров. Эффективные переговоры — непростая задача. Для достижения результата их участники должны обладать рядом специальных навыков.

Эффективный переговорщик:

  • Инициативен и активен
  • Компетентен в области предмета переговоров.
  • Умеет держать эмоции под контролем, не только свои, но и контролирует эмоции членов команды.
  • Сконцентрирован на цели переговоров.
  • Умеет создать доверительную атмосферу.
  • Умеет принять точку зрения оппонента, посмотреть на ситуацию со стороны.
  • Уверен в себе, не боится сцены.

Гибкость и адекватная реакция на изменение ситуации, а также прогнозирование вероятных исходов — основные качества для переговорщика. Необходимо научиться отслеживать изменения, и вовремя корректировать требования.

Изменение баланса сил

  1. Работник соглашается выполнить разовую работу за 60 % обычной оплаты.

Сначала работодатель в выигрыше, работник — в проигрыше.

  1. Работник за время выполнения работы получил контракт на другую — похожую, но нормально оплачиваемую работу. Текущую — делал спустя рукава.

Результат: работодатель тоже остался в проигрыше.

Навыки ведения переговоров — наблюдательность

Развивайте наблюдательность. Переговоры — это не просто разговор.

  • Отмечайте реакцию оппонента на фразы и предложения.
  • Отмечайте как сказан ответ оппонента, интонация эмоциональный вклад во фразу.
  • Проводите аналогии между невербальными знаками и тем, что говорит оппонент.

Отслеживайте логическую цепочку доводов оппонента, следите за ошибками. Сопоставляйте ошибки с фактами.

Навыки ведения переговоров — невербальное общение

Язык тела расскажет о реальном отношении оппонента к ситуации. Скрыть невербальные знаки практически невозможно. Необходимо внимательно относиться к поведению, к жестам и позам.

Так же необходимо контролировать свое тело, научиться подкреплять фразу нужным телодвижением, жестом…

  • Невербальные знаки могут противоречить словам
  • Правильно подобранные невербальные знаки помогут укрепить вашу фразу

(Например: На словах интерес, а невербальные знаки — разворот корпуса и носков ног, взгляд в сторону говорят о другом направлении интереса)

  • Помните, что в разных культурах многие знаки или жесты по-другому интерпретируются.

(Например. Итальянцы считают англичан чопорными и холодными, а англичане считают итальянцев развязными. Отчасти это вызвано тем, что у англичан, в отличие от итальянцев, не принято часто смотреть в глаза собеседнику)

Невербальная коммуникация — примеры знаков

Потирает руки — Это положительный знак, обычно выражающий серьезный настрой, предвкушение чего-то нового или беспокойство.

Прикасается к лицу — Если у него не болят зубы. Это обычно означает, что человек задумался над тем. Что вы ему сказали

Устраивается поудобнее, кладет руки на подлокотники и сцепляет их на животе — Это характерный жест, подразумевающий силу, власть и ответственность. Человек, который так себя ведет, знает, чего хочет и, судя по всему, доволен тем, что вы ему предлагаете. Но не торопитесь вести себя также — вас могут принять за нахала.

Руки крест-накрест — Это классический защитный жест, как бы говорящий: «не беспокойте меня». Ваш клиент и так чувствует себя не комфортно.

Сжатые кулак — Этот жест тоже не свидетельствует о благодушном настрое клиента. Ведите себя также как в случае со скрещенными руками.

Прикрывает рот рукой — Сомневается, не уверен в том, сто говорится

Пальцы рук соприкасаются — Слишком самоуверен

Смотрит в глаза — Внимание, готовность сотрудничать

Смотрит в глаза и говорит — Внушение

Взгляд в сторону — Снижение интереса

Взгляд вверх и в сторону — Обдумывает предложение

Наклон корпуса вперед — Проявляет заинтересованность

Откинулся на спинку стула — Нежелание слушать

Заложил руки за голову — Уверен в себе

Расширение зрачков, краска на лице — Возбуждение, связанное с ростом интереса или наоборот, возмущением

Поглаживает подбородок и скрещивает руки — Обдумывает и отвергает решение

Оппонент придвигает к себе бумаги — Потенциально согласен

Улыбается не к месту — Нервозность

Смотрит на выход, оборачивается к нему, разворачивает стопы — Хочет «слинять»

Навыки ведения переговоров — умение задавать вопросы

Задавая вопросы, вы формируете более широкую картину об оппоненте. Проверяете правильно ли вы поняли партнера, узнайте его интересы, направляете ход дискуссии.

Навыки ведения переговоров — речь

Главное правило: убедитесь, что вас правильно поняли — и вы правильно поняли

  • Не бойтесь задавать вопросы — это не показатель глупости
  • Побуждайте собеседника уточнять все, что покажется ему непонятным в вашей речи

Неверное понимание собеседника — частая проблема не только переговоров, но и бытового общения.

  • Используйте простой ясный язык
  • Осторожно пользуйтесь профессиональным жаргоном (например компьютерным) — Избегайте аббревиатур, иноязычных и диалектных слов и т.п.
  • Беседуя с человеком на неродном для него языке — проверяйте понимание, даже в мелочах.
  • Неторопливая речь — человек чувствует себя уверенно и не стесняется.
Будьте точны в формулировках

Не используйте неточности, расплывчатые утверждения и ответы. Оппонент вероятнее всего истолкует сказанное Вами так, как ему нужно, а не так, как Вы хотите.

Примеры неудачных формулировок

Когда найдете время

  • Предполагает низкую значимость.
  • Никогда не будет сделано.
  • Укажите конкретные сроки.
  • Для разных людей конец недели — разное.
  • Будьте конкретны.

Я думаю, что все будет Ok

  • Неопределенно. Будьте конкретны.

Навыки ведения переговоров — персональные конфликты

Если вы заинтересованны в положительном исходе, а причины конфликта вам не понятны или человек вам несимпатичен, для начала установите источник конфликта:

Источник конфликтаРекомендации
Цель

Несовпадение в целях переговоровНеобходимо вернуться к началу переговоров и взаимные выгоды от решенияНормативы

Расхождение в способах достижения целей.

Одна из сторон настаивает на определенном способе.Проговорите процедуру дискуссии в начальной стадии переговоровСуждения

Одна из сторон считает, что ее чувства и ценности не учитываются (неважно, насколько это действительно так!)Спросите партнера, что его огорчает

Источник конфликта — чувства

Это самый распространенный тип конфликта и самый трудно определяемый.

  • Вы думаете: партнеру кажется, что не все в порядке. Что-то его гложет.
  • Вы хотели бы переговариваться с кем угодно, кроме него.
  • Он выискивает проблемы
  • Он рассматривает любой вопрос как битву, где надо победить.
  • Он постоянно обороняется.

Возможная причина: несоответствие между сказанным и невербальными знаками

(не конгруэнтная коммуникация).

«Я чувствую, что Вам не нравится этот пункт.

«Я чувствую, Вы озабочены этим аспектом»

  • Попытайтесь озвучить свои ”подозрения”
  • Если оппонент говорит, что нет проблем, возможно вы неправильно обозначили проблему, возможно, что собеседник устал или плохо себя чувствует и т.п.
  • На пользу пойдет перерыв.

Контролируем эмоции

Реакция — ответ на импульсы:

«Он разозлил меня»

«Его поведение меня бесит»

Но эмоции не должны опережать ответ. Не реагируйте — думайте и отвечайте

Будьте уверены в себе и настойчивы. Это предполагает даже при некорректном поведении другой стороны:

  • высказывание своих мыслей
  • соответствие формы содержанию
  • прямое выражение (словесное) своих потребностей
  • внимательное слушание другого
  • честность в отношении к делу
  • готовность к разумному компромиссу

Посмотрите на ситуацию другими глазами

Переговоры с кем-то «напрягают» вас? Помните, люди не бывают «трудными», они просто разные.

Попробуйте взглянуть на ситуацию глазами партнера

Основа адекватной реакции — ответ на вопрос: Специально ли вас пытаются разозлить?

Не забывайте, что личная неприязнь не относится к бизнесу. При необходимости возьмите «тайм-аут».

В переговорах с «трудными» людьми, определите:

  • Что именно вас задевает?
  • Это важно или нет?
  • К этому надо приспособиться или просто игнорировать?
  • Чем вы провоцируете такое поведение?

Зеркальная реакция

Неважно как ведет себя оппонент, важно то как ведете себя вы, ждите зеркальной реакции! Вы провоцируете агрессию, если:

  • вы агрессивны
  • вы просите не проявлять агрессию

Рассматривайте переговоры как почву для будущих совместных дел. И от вас зависит принесет ли эта почва урожай или останется бесплодной! Как аукнется — так и откликнется.

  • Угрозы не ослабляют позицию оппонента, а возвращаются вам.
  • Коллективная работа усиливает воздействие на оппонента.

Навыки ведения переговоров — управляйте конфликтом.

Контролируйте обстановку

  • Независимо от положения дел уважайте оппонента.
  • Чтобы снижать накал увеличьте количество перерывов.
  • Абстрагируйтесь, не переводите на личности, отстраняйтесь.
  • Перерыв невозможен? — сохраняйте спокойствие, дайте оппоненту ”выкричаться”. (Без ответной реакции люди обычно выпускают пар довольно быстро).
  • Не проявляйте агрессию после бурной сцены оппонента. Скажите: «Я понимаю, вы огорчены по поводу. . . Давайте вместе подумаем, что можно сделать»

Контролируйте речь

Следить необходимо не только за жестами, но и за речью, причем своей собственной.

Нечетко выраженные мысли — частая причина непонимания.

Основные функции вопросов

Вопросы задают не только для получения информации

Вопросами выказывают сомнение, проясняют ситуацию, стимулируют дискуссию и т.д. Все вопросы делятся на два типа — открытые и закрытые

ОткрытыеЗакрытые
  • Предполагают развернутый ответ.
  • Нужны для получения определенной информации.
  • Это вопросы следующих типов:

Почему? Как? Когда? и т.п.

  • Предполагают ответ ДА — НЕТ.
  • Полезны для уточнений.
  • Удобны при подведении итогов.

Примеры:

  • Итак, мы договорились о цене?
  • Я правильно понял, что вам необходима отгрузка по пятницам?
Уточняющие

Для получения информации по поводу сказанного.

— Я недоволен моим предыдущим поставщиком.

— Чем именно? Вы можете привести пример конкретной проблемы? Пытались ли они решить ее? Как?

Гипотетические

Для изучения альтернатив.

— Если мы будем производить выплаты быстрее, получим ли мы скидки?

— Если мы подпишем договор сегодня, сможете ли вы начать работу в понедельник?

Определяющие

Для уточнения требований.

— Мне не нравится это.

Что конкретно вас не устроило?

— Мне не нравится цвет.

— Вы предпочтете другой тон желтого или вообще другой цвет?

Проясняющие

Для определения меры серьезности пожеланий другой стороны — насколько высказанное требование важно и критично?

— Я хотел бы отгрузок в июне.

— Более поздние поставки неприемлемы для вас?

— В общем-то, это вопрос выставления строгих границ. Более поздние отгрузки возможны, если вы обещаете точно соблюсти сроки.

Устанавливающие обязательства

Определяют уровень согласия и позволяют оценить, реально ли соглашение.

— Я хочу отгрузки 14 марта.

— Если я сейчас позвоню дилерам и сообщу, чтобы они забронировали эту дату, мы можем подписать соглашение?

Вовлекающие

Цель — узнать, что думает другой по поводу договоренностей и установить обязательства. — Итак, мы договорились по поводу документации, значит ли это, что мы можем начать проект в следующем месяце?

Бумеранг

Классический способ ответа не ответа на сложный вопрос.

— Сколько времени вам потребуется на это?

— К какому числу вы бы хотели это иметь?

Умение слушать (Активное слушание)

Может быть, самым важным навыком переговорщика является умение слушать собеседника. Внимательное слушание — основа взаимопонимания

Проверяйте свое понимание

  • Итак, вы говорите.. Я правильно понял, что… ?

Всячески показывайте, что слушаете

  • Кивайте, поддакивайте, если это уместно, и пр.

Делайте заметки — это полезно и показывает, что Вы внимательно слушаете

  • Но это может выглядеть как избегание контакта глаз

Периодически обобщайте сказанное собеседником

  • Это показывает, что вы слушаете, и позволяете уточнить понимание

Избегайте заканчивать предложение за собеседника

  • Это может выглядеть невежливо и раздражать

Активное слушание и часто возникающие трудности

Человек не может удерживать внимание долгое время. Время внимательного слушания у разных людей различно — примерно от 7 до 20 мин. Перепады внимания — общая проблема.

  • Люди устают и отвлекаются, внимание падает. Необходимы перерывы, особенно если вы новичок.
  • Подведение итогов, по каждой группе вопросов, позволит разгрузить внимание и память.
  • Чтобы удерживать внимание и контроль, задавайте уточняющие вопросы.

Опасные ситуации при слушании

Диалог глухих

Когда оппоненты не настроены достичь взаимного соглашения, а просто хотят урвать свое, то никто толком никого не слушает.

Влияние предыдущего опыта.

Негативный опыт переговоров с данным партнером — компанией или персоной — мешает воспринять конкретное предложение.

Слушание знакомого.

Знакомого часто слушают менее внимательно, чем незнакомого: «я уже знаю, что ты хочешь сказать». Но можно услышать лишь то, что вам хотелось, а не сказанное собеседником.

«Беглое» слушание.

Часто мы так читаем например, проглядывая заголовки в газете. При слушании это означает опору на ключевые слова и игнорирование остального.

Навыки ведения переговоров. Тупиковая ситуация.

Иногда ситуация заходит в тупик. Но все же и тут есть несколько выходов для разрешения спорного вопроса:

  1. Если без данного решения нет возможности продолжать переговоры (отложить нельзя), то решать надо сразу.
  2. Перенесите вопрос, если это возможно и не является критичным для обеих сторон.
  3. Если проблема перешла в межличностную, то просто необходимо делегировать полномочия по решению данного вопроса другим сотрудникам.
  4. Если вы понимаете, что ваша позиция слаба, то возможно стоит задуматься о том, чтобы этот вопрос стал бонусом вашему оппоненту, добрым жестом, подарком. Тогда проблема может стать хорошим началом для долгого сотрудничества.

Заключение.

  • Отрабатывает навыки ведения переговоров, познает новые методики и исследует ошибки
  • Готовится к переговорам, прорабатывает точки соприкосновения интересов
  • Слушает оппонента и ищет области согласия
  • Тщательно прорабатывает спорные вопросы, постепенно продвигаясь к разумному решению
  • Обдумывает и обосновывает свои предложения

Развитие коммуникационных навыков у детей

Трудно назвать хотя бы один полезный навык, который не нужно было бы развивать с детства, ведь дети отлично впитывают информацию. И один из самых важных навыков, который стоит привить ребенку – это умение общаться с людьми и грамотно доносить свои мысли. Это позволит ему успешно социализироваться и благодаря этому стать успешным человеком.

Коммуникативные способности – это индивидуальные психологические особенности личности, которые обеспечивают эффективное взаимодействие между людьми в процессе общения. Их можно улучшать при помощи грамотных методик, настойчивости и практики.

По мнению Ларисы Чернецкой, автора книги «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников», в ребенке необходимо развить три основные составляющие навыки коммуникации.

Первая составляющая: «область желания». Это значит, что нужно выработать потребность в общении, которая определяет желание ребенка общаться с окружающими. Без него не будет никакого прогресса. Если взрослый человек может себя мотивировать самостоятельно, то ребенок этого пока делать не умеет.

Если ребенок не проявляет интереса к общению с ровесниками, это может быть вызвано одной из двух причин:

  • физиологические причины: нарушение функций головного мозга;
  • психологические причины: проблемы в семье, неудачный опыт общения с ровесниками, то есть эмоциональные травмы.

Вторая составляющая: «область знания». Это то, насколько ребенок имеет представление о правилах и нормах эффективного общения. Так как сам он понятия не имеет об этих нормах, задача их объяснения и демонстрации ложится на плечи родителей. Вы должны показать ему основные приемы: как поддерживать разговор, как разрешать конфликты, выпутываться из трудных ситуаций.

Третья составляющая: «область умений». Эта составляющая делится на несколько компонентов:

  • умение адресовать сообщение;
  • умение привлечь к себе внимание собеседника;
  • аргументированность сообщения;
  • доброжелательность;
  • умение принять точку зрения собеседника;
  • умение заинтересовать собеседника своим мнением;
  • активное слушание;
  • проявлять эмпатию (сопереживать);
  • разрешать конфликтные ситуации.

Если у ребенка развиты все три составляющие, можно говорить о том, что у него развитые коммуникативные навыки.

Вернемся к первой составляющей. Как вызвать «область желания»? Ответ прост: при помощи игр. Все мы знаем, что дети любят играть. Они позволяют им социализироваться, а также проявлять лидерские способности, творческое воображение и умение работать в коллективе.

Поэтому ваша основная задача – найти такие игры и упражнения, которые развивают коммуникационные навыки ребенка и при этом вызывают неподдельный интерес. Вот некоторые из них.

Важно: данные игры подойдут для детей 3-7 лет.

Упражнения и игры для детей на развитие коммуникативных навыков

Закончи историю

Это упражнение поможет не только развить коммуникативные навыки у детей, но и поднимет им настроение. Начните рассказ и предложите ребенку закончить его. Данное упражнение пусть и не основано на диалоге, однако научит выражать мысли, причем связно, логически. Так ребенок научится размышлять и делать выводы.

Избавление от слов-паразитов

Если ваш ребенок уже употребляет слова-паразиты наподобие «ну», «эм», «как его» и прочие, нужно разобраться с этой проблемой, пока она не перекочевала во взрослую жизнь и не стала укоренившейся привычкой.

Попросите ребенка рассказать сюжет любимой сказки или мультфильма. Заранее скажите, каких слов не стоит произносить и пообещайте маленькие награды, если ему это удастся.

Данное упражнение научит его осознанно относиться к своим словам, а также очистит речь от мусора.

Что происходит на картинке?

Это одно из тех упражнений, которые позволяют грамотно выражать свои мысли, структурировать рассказ и быть хорошим собеседником.

Попросите ребенка объяснить, что он видит на картинке. Поощряйте его описывать цвета, людей, декорации и каждую деталь, которую он видит. У старших детей спросите, что, по их мнению, могло произойти до сцены, и что, по их мнению, произойдет позже.

Угадывание эмоций

Возьмите сказку или историю с эмоциональным содержанием. Начните читать ее ребенку. Задавайте подобные вопросы:

  • Почему главный герой рассердился?
  • Что чувствует сейчас этот персонаж? Почему?

Повышение эмоционального интеллекта научит вашего ребенка считывать эмоции других людей и реагировать соответствующе. Лучшие собеседники – именно те, которые понимают чувства других.

Импровизация

Это упражнение замечательно для детей всех возрастов. Выберите тему, с которой ваш ребенок знаком или просто любит, и попросите его рассказывать о ней 2 минуты. После этого усложните задачу: выберите другую тему и увеличьте время до 3 минут.

Ролевая игра

Составьте карты с различными видами деятельности. Ориентируйтесь на возраст ребенка. Карты могут включать:

  • игру с другом, где надо поделиться игрушкой;
  • спор с другом;
  • быть учителем;
  • быть напуганным чем-то.

Вытаскивайте карты. Пусть ваш ребенок изображает то, что находится на карточке. Это поможет ему научиться смотреть на ситуацию с других точек зрения, а также понимать людей.

А теперь – несколько советов, которые помогут повысить навыки общения вашего ребенка.

Советы родителям

Некоторые советы могут показаться очевидными, но это лишь докажет, насколько они важны и нуждаются в воплощении в жизнь.

Регулярно разговаривайте со своим ребенком. Если ребенок не очень общителен, нужно в первую очередь провоцировать его на диалоги с вами. Придумывайте интересные темы, которые могут быть ему интересны, задавайте открытые вопросы, поощряйте длительные размышления.

Не стоит философствовать и пытаться заинтересовать ребенка чем-то далеким ему. Говорите о том, что находится вокруг него, сделайте диалоги актуальными. При этом постоянно вводите новые слова и концепции.

Попросите ребенка описать свой день. Поощряйте своего ребенка рассказывать о том, что произошло с ним в этот день. Вы знаете, что зачастую школьники-подростки на вопрос «Как дела в школе?» отвечают «Нормально» и идут в свою комнату.

Спросите лучше у них «Что тебе понравилось сегодня в школе, а что нет?». Это научит его анализировать прожитый день и описывать свои чувства.

Дополняйте сказанное ребенком. Не стоит общаться в режиме интервью – это выглядит фальшиво и уныло. Вместо этого возьмите за правило дополнять последнюю фразу ребенка.

Если ребенок похвалился своим рисунком, скажите ему: «Вау, похоже, ты очень постарался и проявил много терпения. Что бы ты хотел нарисовать в следующий раз?».

Научите ребенка языку тела. Мы знаем, что большее количество информации во время разговора передается при помощи языка тела, поэтому этот навык нужно развивать с детства.

Скажите ребенку: «Я скрестил руки, потому что немного зол на тебя» или «Я бы хотел, чтобы ты смотрел мне в глаза, когда разговариваешь со мной».

Вы также можете попросить ребенка показать, как двигаются его любимые персонажи из сказок и мультфильмов. Особенно важно, чтобы это были моменты, когда персонажи выражают какие-либо сильные эмоции.

Читайте вместе. Не имеет значения, что вы будете читать. Но желательно, чтобы в книге было много диалогов. Даже если ваш ребенок выбирает одни и те же книги каждую ночь, он развивает лучшее понимание персонажей, сюжета и используемых слов.

Спрашивайте мнение. Эффективное общение требует умения размышлять о своих чувствах. Поэтому попросите ребенка взвешивать ежедневные решения.

Это может быть что-нибудь простое вроде: «Как думаешь, когда нам следует пойти в библиотеку?», – или сложное: «Как считаешь, куда бы нам лучше поехать в отпуск?». При этом научите ребенка взвешивать «за» и «против».

Поощряйте ребенка вести дневник. Лучший способ научить ребенка правильно выражать свои мысли – поощрять его вести дневник.

Запись в дневнике о повседневных действиях и чувствах поможет вашему ребенку формировать мысли. Это позволит ему почувствовать себя более подготовленным к ответам на вопросы.

Книги

Если хотите детальнее разобраться в теме развития коммуникативных навыков детей, обратите внимание на следующие книги:

  • «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников» Лариса Чернецкая.
  • «Общение с трудными детьми» Антон Макаренко.
  • «Педагогическая поэма» Антон Макаренко.
  • «Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраст» Светлана Коноваленко, Мария Кременецкая.
  • «Развиваем память с нейропсихологом» Анастасия Сунцова, Светлана Курдюкова.
  • «Не рычите на собаку!» Карен Прайор.
  • «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» Адель Фабер, Элейн Мазлиш.

Занятие с элементами тренинга для родителей детей дошкольного возраста по развитию навыков эффективного общения с ребенком

Светлана Попова
Занятие с элементами тренинга для родителей детей дошкольного возраста по развитию навыков эффективного общения с ребенком

Тема: Как правильно общаться с ребенком

Цель: оптимизировать ресурсы для эффективного общения с ребенком.

Задачи:

1. Развитие чувства принятия собственного ребенка.

2. Отработка навыков отреагирования агрессии.

3. Расширение поведенческого репертуара родителей.

4. Активизация творческого потенциала родителей.

Оборудование и материалы: мягкая игрушка, набор метафорических карт «Дерево», доска с маркерами, листы бумаги с приемами отреагирования агрессии.

Ход занятия

– Назовите свое имя и имя своего ребенка.

3. Обсуждение правил работы в группе.

4. Объявление темы занятия.

Передача по кругу игрушки и продолжение фразы: «Когда я была маленькой…»

Основная часть

Упражнение «Мой ребенок»

Выберите из карточек (набор метафорических карт «Дерево») рисунок дерева, который бы отвечал образу вашего ребенка в будущем. Расскажите, почему выбрали эту карту.

– Что вы чувствовали, когда рассказывали о своем ребенке?

– Какие мысли возникали, когда слушали о других детях?

Упражнение «В гостях у сказки»

– Я читаю сказку, а вы продолжите ее.

В одной коробке с карандашами родился маленький карандашик. Взрослые карандаши – мама, папа, бабушка и дедушка – были цветными. Причем у каждого из них был свой цвет. Маленький карандашик еще не имел своего цвета, ему еще предстояло стать цветным.

Каждый день синяя мама учила его, как стать синим. Красный папа – как окраситься в красный цвет, потому что его выбирают чаще всего, рисуя прекрасные картины. Желтый дед спорил со всеми, говоря о важности желтого цвета, а зеленая бабушка брала внука за руку, и на какое-то мгновение он зеленел. Так проходил день за днем, и вот….

– Какие мысли, чувства возникли у вас от сказки?

Каждый взрослый требует от ребенка выполнять то, что он считает нужным. А что же при этом чувствует ребенок? Он начинает защищаться. При этом он защищается, как может.

Мозговой штурм «Как защищается ребенок»

– Подумайте о способах защиты детей своего внутреннего состояния. Давайте составить список.

Игра «Обзывалки»

Часто дети используют словесную агрессию – обзывают других детей. В результате может завязаться драка. Обе стороны становятся пострадавшими.

Давайте поиграем. Передаем друг другу игрушку и при этом называем друг друга необидными словами. Это могут быть названия фруктов, овощей, цветов, деревьев и пр. Каждое обращение должно начинаться словами: «А ты…». Например: «А ты – вишня!»

В заключительном круге нужно сказать друг другу что-то приятное: «А ты – моя радость!»

В данную игру можно играть дома, чтобы учить ребенка неагрессивно общаться, а также показать свою любовь и принятие ребенка.

Упражнение «Работа с гневом».

У ребенка накапливается гнев. Это вызывает напряжение. Сдерживать его нельзя, потому что накопится столько, что потом произойдет выплеск большой силы, который принесет вред и ребенку, и окружающим. Это как воздушный шарик. Представьте, с каждым выдохом воздуха шарик становится все больше, пока не лопнет. Поэтому нужно избавляться от гнева. Выберите из списка те действия, с помощью которых можно безопасно выплеснуть накопившийся гнев.

1. Громко спеть любимую песню.

2. Пометать дротики в мишень.

3. Попрыгать на скакалке.

4. Использовать «стаканчик для крика», чтобы высказать все свои отрицательные эмоции.

5. Подраться с братом или сестрой.

6. Налить в ванну воды, запустить в нее несколько резиновых игрушек и «бомбить» их каучуковым мячом.

7. Пускать мыльные пузыри.

8. Устроить «бой» с боксерской грушей.

9. Пробежать по коридору детского сада.

10. Полить цветы.

11. Забить несколько гвоздей в мягкую деревяшку.

12. Погоняться за кошкой, собакой.

13. Пробежать несколько кругов вокруг дома.

14. Передвинуть в квартире мебель.

15. Поиграть в «настольный футбол»

16. Постирать белье.

17. Отжаться от пола максимальное количество раз.

18. Сломать несколько игрушек.

19. Устроить соревнование, кто громче крикнет, выше прыгнет, быстрее пробежит.

20. Стучать карандашом по столу.

21. Скомкать несколько листов бумаги, а потом выбросить.

22. Быстрыми движениями нарисовать обидчика, а затем закалять его.

23. Слепить из пластилина обидчика, а потом сломать его.

24. Побить со всей силы подушку.

– Что из данного упражнения явилось для вас новым, а что вы для себя уже используете?

– Есть ли у вас свои способы выплескивания гнева?

Упражнение «Попроси игрушку»

Дети иногда проявляют агрессию, не зная других способов выражения своих чувств. Задача взрослого – научить их выходить из конфликтной ситуации приемлемыми способами.

Будем работать в парах.

1) Один родитель держит в руках какой-либо предмет. Задача второго – уговорить партнера отдать ему этот предмет. Первый участник может отдать предмет, только если захочет.

2) Упражнение выполняется аналогично, но только без слов.

– Поделитесь впечатлениями от упражнения.

– Как можно применять в жизни при воспитании ребенка этот опыт?

Заключительная часть

Рефлексия

– Поделитесь своими чувствами, мыслями по поводу нашего тренинга.

– Что полезного узнали?

– Что возьмете на вооружение?

Упражнение «Скажите приятное»

В завершение скажите друг другу приятные слова, передавая игрушку по кругу.

Прощание

Планирование работы семейного клуба Планирование работы семейного клуба «Аистенок» Дата Мероприятие Сентябрь Кукла из ниток. Происхождение и изготовление. Цель: познакомить.

Говорить с детства: как воспитать ребенка общительным и уверенным в себе

В книге «Говорить легко» специалист по коммуникации и тренер техники речи Кэрол Флеминг рассказывает, как научиться красиво говорить в любой ситуации. Есть советы и для родителей, которые хотят научить ребенка искусству диалога с детства — вот что нужно делать.

Обучайте детей с умом

Недавно меня пригласили на рождественский ужин, и, поскольку это была не моя семья, я могла внимательно понаблюдать за общением гостей. На вечеринке было много людей разных возрастов — они постоянно общались, пили и ели. На таких семейных встречах они делились новостями. В этом есть что-то очень милое: все общались с интересом и очень дружелюбно.

Мое внимание привлек молодой человек, который наклонился над детским манежем и сказал: «Привет, ребята! Как дела? Ну что, получается справиться с головоломкой?» Потом он обратился к дедушке: «Привет, дедушка! Очень рад, что ты пришел. Ты сегодня особенно хорошо выглядишь!» Затем он повернулся ко мне: «Здравствуйте! Меня зовут Ричард Броуди. А вас?»

Этому молодому человеку было всего 12 лет. Я не знаю, какими еще чертами характера и талантами он обладал, но его вежливость и общительность произвели на меня огромное впечатление .

Основываясь лишь на одном наблюдении, могу предположить, что его ждет легкая и успешная жизнь. Я не имею ни малейшего представления о том, как он стал таким общительным, ведь я только видела его поведение в доброжелательной атмосфере семейной вечеринки.

Родители могут помочь своим детям стать успешными в жизни, если научат их непринужденно завязывать беседу. Правила общения, выученные в детстве, пригодятся подрастающему поколению в будущем. Пример тому — Ричард. Как помочь нашим детям и как поддержать их, чтобы они преуспели в общении?

Сначала давайте разберемся, чего не надо делать. Вспомните свое детство. Готова поспорить, вы терпеть не могли, когда взрослые говорили вам:

  • «Ну разве ты не милашка?»
  • «Ты разобьешь не одно сердце, когда вырастешь».
  • «Это мама купила тебе такое красивое платье?»
  • «В каком классе учишься, юная леди?»

Хуже всего, когда они собирались вокруг и обсуждали тебя, как будто тебя там не было:

  • «На самом деле у него глаза матери».
  • «Ты так думаешь? Мне кажется, он многое унаследовал от отца».
  • «Жаль, что у меня нет такой милой девочки!»
  • «Разве эти кудри не очаровательны? Откуда у тебя такие кудри, милая?»

Лично мне последний вопрос задавали постоянно, а я понятия не имела, откуда у меня такие кудри. Но взрослые только усмехались, словно ждали, что я им что-то отвечу. Казалось, подобные разговоры веселили их, но не помню, чтобы мне было весело.

Я привела эти примеры, чтобы показать: ни дети, ни взрослые не знают, что отвечать в таких ситуациях. Как ребенок может поддержать беседу? По-моему, мы должны больше задумываться о том, как мы общаемся с младшим поколением.

От детского лепета — к словесным перепалкам подростков

Вот как помочь ребенку говорить лучше в разном возрасте.

1. Издайте звук и проследите за реакцией

Ребенок в возрасте до месяца должен уметь поворачивать голову на знакомый звук, например на голос родителя. Понаблюдайте за ним: если вам кажется, что он не реагирует на звук, обратитесь к педиатру.

2. Подражайте звукам ребенка

Когда ребенок начнет издавать первые звуки (в возрасте около шести месяцев), попробуйте отвечать ему. Если он говорит «та-та-та-та», отвечайте ему «ТА-ТА-ТА-ТА». Улыбайтесь, повторяйте его звук громче и показывайте, что вам нравится с ним общаться. Ребенок, скорее всего, ответит вам: «ТА-ТА-ТА-ТА-ТА!» Повторите все снова. Это важный этап развития не только речи, но и связи между родителями и ребенком. И конечно, это основа построения беседы.

Вы испытываете радость? Счастлив ли ребенок? Если да, значит, вы все делаете правильно. И очень важно говорить по очереди. Необязательно даже общаться голосом; это может быть какой-то жест — протягивание руки, бряцанье тарелкой или постукивание чашкой.

3. Говорите то, что они сказали бы, если бы умели говорить

Общайтесь с ними на том языке, который они, как вам кажется, лучше понимают. Допустим, вы стоите у окна и держите малыша на руках. Вы заметили, что ребенок увидел на тротуаре собаку. Скажите: «Собачка! Там собачка. Она собирается на прогулку. Давай поздороваемся с ней: привет, собачка!» Затем помогите малышу помахать собачке. «Привет, собачка! Привет, собачка! Привет, собачка!»

Говорите простыми короткими предложениями и повторяйте их почаще. Любая фраза ребенка о собаке или вопрос помогут продолжить разговор.

Что бы он ни сказал, одобрительно поддерживайте его, как будто он сказал что-то гениальное. Ваша цель — научить ребенка общаться в определенной манере, не мешая ему.

4. Выскажитесь на тему, которая интересна ребенку

Большинство дошкольников не умеют вести разговор по принципу «Как дела?» — «Отлично, спасибо, а у вас?». Если вы хотите пообщаться с ребенком, пришло время триангуляции. Вспомните, что его интересует, и выскажитесь на эту тему. Он раскрашивает раскраску? Скажите что-нибудь о раскраске, картинках или цветных карандашах, которыми он рисует.

А может, он просто стоит без дела? Взгляните на его игрушки и скажите: «Ого, у тебя есть игрушка-пружина! Я тоже ее люблю. Покажешь, что ты умеешь с ней делать?» Присядьте, чтобы быть на одном уровне с ребенком. Он перекатит пружинку из одной руки в другую, и вы должны восхититься этим. Затем скажите: «Хочешь, я покажу тебе один трюк? Давай поставим пружинку на лестницу и посмотрим, что будет».

Продолжайте беседу, говорите выразительно, но простыми словами, давая ребенку возможность высказаться и ответить на ваши вопросы. Старайтесь общаться на понятном ребенку языке, чтобы разговор не утомил его.

5. Не читайте бездумно и не смотрите телевизор молча — обсудите книгу или телепередачу

Чтение ребенку и совместный просмотр телевизора — пассивные занятия. Сделайте их активными и превратите их в повод для разговора. Приостановите чтение и обсудите картинки: «Как думаешь, что эта маленькая девочка почувствовала, когда проснулась?»

Когда телепередачу прерывает реклама, выключите звук на телевизоре и поговорите о сюжете: «Как думаешь, что будет дальше?»

Навык общения тренируемый. Я приведу несколько примеров, которые собрала моя подруга, доктор Айрин Стивенс. Посмотрите, как один и тот же ребенок отвечает на телефонные звонки в разном возрасте.

  • РЕБЕНОК: Здравствуйте.
  • ВЗРОСЛЫЙ: Могу я поговорить с твоей мамой?

Четырехлетний ребенок ответит: «Мама сейчас в ванной».

В возрасте 12 лет он скажет: «Прямо сейчас мама не может подойти к телефону. Вы сможете перезвонить позже?»

А в возрасте 17 лет он скажет: «Я передам ей трубку через минутку. Да, она уже идет к телефону. А пока, пожалуйста, расскажите мне о своей поездке. Вам понравился Лондон? Вы действительно видели смену караула? Очень круто! Много фотографий сделали?»

Посмотрите, как улучшились его навыки общения. Большинство людей усваивают знания, необходимые для содержательной беседы, только к подростковому возрасту. Как же маленькому Ричарду Броуди удалось сделать это в 12 лет? Осмелюсь предположить, что он просто вырос в доброй и общительной семье.

6. Устраивайте семейные ужины

Если у вас есть дети младшего школьного возраста и постарше, советую устраивать Семейные ужины. Обратите внимание: я написала слово «семейные» с большой буквы. Важно, чтобы все члены семьи собрались вместе. Вы должны подготовиться, потому что разные обстоятельства будут вам всячески мешать.

Постарайтесь завести традицию семейного ужина прежде, чем члены семьи привыкнут общаться только по электронной почте или в мессенджерах. Телевизор за ужином лучше выключить, а мобильные телефоны — убрать. Вероятно, ужин — единственное время в течение дня, когда вся семья может собраться и пообщаться. Все, включая самых младших, должны рассказать немного о том, как прошел их день.

Старайтесь быть вежливыми, чтобы дети брали с вас пример. Вы говорите ребенку «Извини меня», когда перебиваете его?

7. Задавайте детям вопросы

Молодые люди должны уметь показывать себя с лучшей стороны в ситуациях, связанных с учебой или будущей работой. Мой знакомый Брюс очень старается сохранять взаимопонимание с детьми. Он поделится с вами одним советом, который в свое время дал ему отец. Должна добавить, что Брюс — очень занятой человек, по работе ему часто приходится бывать вдали от дома.

В первое воскресенье каждого месяца Брюс зовет каждого из детей по одному в свой кабинет и беседует с ними о том, что происходит в их жизни. Он спрашивает что-нибудь вроде «Что ты думаешь по поводу своего детского сада?», а все ответы записывает в желтый блокнот.

Страницы с ответами он складывает в личную папку каждого ребенка. И всегда задает один важный вопрос: «Что дает вам почувствовать папину любовь?» Ответы часто удивляют его, и дети всегда говорят, что именно он должен делать для них чаще.

Время от времени дети заглядывают в папки и с огромным удовольствием перечитывают свои ответы. Брюс хочет собрать все листы и подарить каждому ребенку его папку на окончание колледжа. Прекрасный способ запомнить, каким ты был в детстве!

На мой взгляд, было бы интереснее, если бы его игра шла не в одни ворота и дети тоже могли бы задавать ему вопросы. Думаю, можно усовершенствовать эту идею, чтобы дети научились чувствовать себя комфортно, задавая вопросы взрослым. Надеюсь, они запишут его ответы.

8. Поиграйте в игру «Задай задире жару»

Семья с двумя девятилетними двойняшками часто играет в эту игру за обеденным столом. У этих мальчиков есть и образование, и заботливые родители. Но двойняшек часто задирают и оскорбляют в школе, как это бывает в начальных классах.

Детей расстраивает, когда кто-то говорит одному из них, что его лицо выглядит как рвота. Они озадаченно и беспомощно молчат, не зная, что ответить. Время для игры «Задай задире жару»!

Они рассказывают об оскорблении за обеденным столом, и все члены семьи предлагают свои варианты ответа.

  • «Нет, это ТВОЕ лицо похоже на рвоту».
  • «А зачем ты вообще меня разглядываешь?»
  • «Никого не волнует, что ты там себе думаешь!»
  • «На себя посмотри!»

Долго думать тут не надо; главное — быстро и находчиво отразить удар. Конечно, это веселая семейная игра. Дети могут спокойно пробовать в кругу семьи различные варианты поведения, эмоций и разную манеру речи. Вот бы все дети могли так учиться, да?

9. Дайте им понять, что на вас можно положиться

Подростковый возраст — это время, когда вы с радостью заперли бы своих детей в шкафу на несколько лет. Но в этом возрасте они больше, чем когда-либо, нуждаются в вашей поддержке и хотят видеть, что вы открыты для общения с ними. Переход из детства во взрослую жизнь — тяжелое время для всех.

10. Создайте дружелюбную атмосферу на семейном ужине

Скажите что-нибудь, что заставит ребенка почувствовать себя нужным. В раннем подростковом периоде самооценка ребенка скачет то вверх, то вниз, и поддержка ему не повредит.

Ваш подросток отчаянно хочет, чтобы его воспринимали как самодостаточного и дееспособного человека, когда он проливает суп, теряет ключи от машины, получает двойку по химии и сводит вас с ума своими гормональными всплесками. И даже когда он сухо отвечает «да» и «нет» на ваши расспросы или отделывается короткими фразами, которые звучат как «Оставьте меня в покое». Это лишь означает, что в тот момент наиболее важно сделать семейный ужин безопасным местом для ребенка.

Разговоры за ужином должны сближать членов семьи и избавлять от переживаний. Старайтесь вести за столом непринужденную беседу. Попробуйте просто поговорить с ребенком, даже если хотите убить его за какую-то шалость.

Но помните: это должен быть обычный разговор, а не допрос.

ОТЕЦ: Как прошел твой день?

ОТЕЦ: Что получил за контрольную?

ОТЕЦ: Когда будет следующая контрольная?

Вам наверняка знакомы подобные разговоры. Возможно, вы уже успели побывать и на месте сына, и на месте отца. Теперь взгляните на другой вариант.

ОТЕЦ (шутливым тоном): Ну-с, и в каком ты сейчас классе?

СЫН: Папа! Я в четвертом.

ОТЕЦ: Серьезно? А выглядишь так, будто в седьмом! Когда я был в четвертом классе, наша учительница миссис Андерсон научила нас играть с йо-йо. Мое лучшее воспоминание о том учебном годе. А что тебе больше нравится в школе?

СЫН: Пожалуй, больше всего я люблю перемены.

ОТЕЦ: О, прекрасно тебя понимаю. Я не мог дождаться момента, когда можно будет выйти на школьный двор. Мы играли в разные игры, например в «Али-Бабу». В это сейчас еще играют? Нет? А что вы тогда делаете на площадке?

СЫН: Ну там стоят большие гимнастические снаряды, и я очень хорошо лазаю по веревочным лестницам. Могу подняться быстрее всех в школе.

ОТЕЦ: Ничего себе! Здорово! Я всегда боялся с них упасть. А ты молодец!

Чем этот разговор отличается от предыдущего? Отец рассказывает истории, которые происходили с ним в четвертом классе, чтобы сыну было легче общаться с ним.

11. Типовые правила этикета и другие социальные ритуалы

Мы знаем, что дети усваивают то, чему их специально учат, но лучше всего они учатся тому, что видят и слышат. Ведете ли вы при них непринужденные беседы? Видят ли они, как вы соблюдаете формальные ритуалы, обычаи и правила этикета? Молодое поколение должно понимать, как надо вести себя на людях, заводить знакомства и есть во время бизнес-ланча.

Если ваш младший сын хочет добиться профессиональных высот, в первую очередь обучите его правилам поведения.Перед тем как нанять его на работу, его могут сначала пригласить на ужин, чтобы высшие руководители смогли понаблюдать за тем, как он ест, пьет, общается, и решить, впишется ли этот кандидат в их компанию. Очень многие решения принимаются именно на таких ужинах. Вы же не хотите, чтобы ваш сын размышлял о том, как правильно есть артишок, пока остальные обсуждают линейку Cubbies?

Покажите детям, как обмениваться рукопожатиями, вежливо отвечать на звонки, писать благодарственные письма. Молодые люди не считают ритуалы и правила вежливости чем-то важным, поэтому вам придется запастись терпением. Если вы не уверены, что хорошо разбираетесь в этикете, найдите того, кто сможет обучить вашего ребенка на своем примере.

12. Дайте им возможность общаться с людьми

Водите детей в такие места и на такие мероприятия, где они смогут отточить разговорные навыки. Чем больше у них будет опыта, тем больше шансов научиться правильно общаться. Принимая гостей, дайте детям возможность побеседовать с ними, выступив в роли хозяев.

Социальные навыки — это ценный ресурс для молодых людей. Научите ребенка чувствовать себя комфортно на людях и легко общаться — это очень пригодится ему в будущем.

Спокойно относитесь к разногласиям

Мы живем в одном из тех исторических периодов, когда разногласия и несовпадение ценностей могут испортить дружеские отношения и нарушить доверие. Возможно, интуиция подсказывает вам не отстаивать свое мнение с пеной у рта. Или же, наоборот, вы сторонник споров и «показательных выступлений».

Могу ли я предложить вам третий вариант?

Участвуйте в дискуссиях, но помните, что вам необязательно всегда побеждать. Отношения с людьми должны быть для вас дороже, чем желание выиграть какой-нибудь политический спор. Иногда мы слишком дорого платим за упрямство и стремление всегда быть правым.

Вы можете отстаивать свою точку зрения и поддерживать ее аргументами, но не критикуйте и не оскорбляйте собеседника за его мнение. Не забывайте о приличиях — только так к вам прислушаются. С дружелюбным настроем вы сможете выслушать разные мнения, выяснить что-то новое и узнать других людей получше.

Когда вы перестаете защищаться и критиковать, вы тем самым помогаете собеседнику посмотреть на вещи под другим углом.

Почему это так важно?

Потому что ваши дети учатся, глядя на вас. Покажите на собственном примере, как нужно обмениваться идеями, и научите их не принимать все на свой счет.

Читайте также:  Мамины хитрости: учим ребенка одеваться самостоятельно
Ссылка на основную публикацию