Как научить ребенка разговаривать на улице с незнакомыми людьми

Правила поведения с незнакомцами для детей

Все родители боятся за своих детей – это абсолютно нормально и естественно. Но в вопросах, касающихся их безопасности, очень важно не доходить до крайностей. Ребенок должен понимать, что садиться в машину к незнакомому дяде нельзя, но он не должен жить со страхом, что каждый незнакомый человек хочет его убить, похитить, отравить, ограбить. Другими словами, важно воспитать в нем достаточное понимание правил собственной безопасности наряду с доверием к окружающему миру и комфортом от присутствия в нем. В этой статье мы постараемся разобраться с ключевыми основами поведения, которые ребенку стоит усвоить.

Грамотное поведение с незнакомыми людьми на улице

Это основная группа правил поведения, поскольку именно на улице у детей больше всего шансов встретить незнакомых людей, которые, так или иначе, пойдут с ними на контакт. Здесь важно рассказать ребенку следующее:

  • Нельзя разговаривать с незнакомыми людьми. Общение с незнакомцами на улице допустимо только в присутствии родителей, с их согласия и под их присмотром. Любые контакты с такими людьми должны осуществляться через родителей.
  • Нельзя позволять незнакомым людям увести себя или увезти себя на машине, ни под каким предлогом. Даже если дядя или тетя говорит, что делает это по просьбе родителей. Если мама с папой действительно попросят незнакомого ребенку человека куда-то его отвезти – они обязательно предупредят его об этом и заранее познакомят их. Иных ситуаций быть не может.
  • Не стоит брать у незнакомых людей какие бы то ни было вещи, включая угощения. Даже если они кажутся дружелюбными, а предлагаемые ими подарки – безобидными. Если малышу так уж хочется конфету или игрушку, которую предложил ему незнакомец, то лучше попросить маму с папой купить ему такую же.

  • Нельзя говорить незнакомым людям свой адрес, номер телефона, информацию о родителях. По какой бы причине они ни спросили эти данные. Исключение из правила составляют сотрудники полиции, врачи, учителя, к которым ребенок может обратиться за помощью в непредвиденной ситуации.
  • Нельзя уходить из школы или детского сада с незнакомым человеком. Даже если он, опять же, говорит, что пришел за ребенком по просьбе его родителей. Родители должны предупреждать о таких вещах и заранее знакомить ребенка с тем, кого попросят о таком одолжении.
  • Перечисленные выше правила поведения работают даже в том случае, если незнакомый человек дает ребенку поговорить по телефону якобы с мамой или папой, которые подтвердят его слова. Можно попробовать позвонить родителям с собственного телефона (если он у ребенка уже есть), но вообще о любых незнакомцах, которым будет доверено куда-то его отвезти или отвести, необходимо предупреждать ребенка лично.

  • Не стоит соглашаться на предложения каким-либо образом провести время с незнакомым человеком. Например, сходить в кино (или сняться в нем), в парк аттракционов, в магазин. В любые места и на любые мероприятия лучше сходить с родителями.
  • Если рядом с ребенком идет подозрительный человек, лучше отойти в сторону, пропустить его вперед. Можно подойти к любому дому и помахать рукой, глядя на окна, позвать по именам родственников. Если человек не отстает – стоит выйти к людному месту и позвонить родителям, чтобы они пришли и проводили ребенка домой. При отсутствии телефона можно обратиться к полицейским.
  • Возвращаться домой необходимо засветло, избегая безлюдных пустырей, скверов и парков. Если вдруг ребенок не может вернуться домой в светлое время суток – нужно передвигаться по как можно более освещенным и многолюдным местам, а лучше всего – позвонить родным, чтобы они встретили и отвели домой.
  • Если рядом с ребенком притормаживает автомобиль, необходимо отойти от него подальше (и еще раз: ни в коем случае не садиться в него, если только это не автомобиль родителей, и за рулем не сидит кто-то из них).

Как себя вести в лифте и подъезде?

Многие люди живут в многоквартирных домах, которые, при неблагоприятном стечении обстоятельств, также могут стать источником опасности для ребенка (как и для взрослого человека). Малыша стоит с детства приучить к следующим правилам поведения:

  • Не заходить в лифт вместе с незнакомым или малознакомым человеком. Лучше пропустить его вперед, а самому подождать, пока появится возможность подняться в лифте одному или со знакомыми. Теоретически альтернативой может быть подъем по лестнице. Но если у вас на лестнице достаточно неспокойно (например, могут сидеть соседи с сигаретами и бутылкой пива), то лучше приучать ребенка к тому, чтобы он ждал лифт.
  • Если ребенок все же оказался в лифте с незнакомым человеком, к нему нужно стоять лицом или боком (не спиной, т.е. нужно иметь возможность следить за его действиями). При малейших подозрениях стоит нажать кнопку ближайшего этажа и выйти. Если это сделать не удалось – нужно нажать на кнопку вызова диспетчера.

  • Не стоит заходить в подъезд, если за ребенком идет подозрительный незнакомый человек, или открывать дверь в свою квартиру, если подозрительный незнакомый человек находится в подъезде. Лучше подождать, пока это можно будет сделать без свидетелей, вызывающих опасения.
  • Находясь в квартире, ни при каких условиях нельзя открывать дверь незнакомым людям. Кем бы они ни представлялись: полицейскими, соседками, сотрудниками газовой службы. Говорить об отсутствии родителей дома тоже не стоит – лучше просто игнорировать их, и на всякий случай позвонить взрослым.

Общие правила

Ребенку также стоит рассказать о следующих правилах поведения, которые являются общими для всех ситуаций:

  • Обо всех подозрительных случаях необходимо сообщать родителям, учителям, в экстренных случаях – звонить в полицию.
  • Если на ребенка напали или удерживают силой, пытаются увести или увезти, нужно поднимать как можно больше шума, убегать в многолюдные места, обращаться к другим взрослым или соседям (лучше всего – к конкретным людям, так вероятность получить помощь будет выше).
  • Если незнакомый человек напал на ребенка, его главная задача – шуметь, отбиваться, привлечь внимание других людей. Но не драться, особенно в том случае, если у нападавшего есть оружие. В самой худшей ситуации, когда ребенка взяли в заложники, необходимо, напротив, молчать и исполнять все, что от него потребуется.
  • Нужно понимать, что все эти правила ориентированы на самый худший случай из возможных. Они не означают, что каждый незнакомый человек хочет напасть на ребенка – они означают лишь, что такая вероятность существует. И поскольку она существует, необходимо обезопасить себя правильным поведением.

Эти правила должны трансформироваться в привычки, которые будут для ребенка в порядке вещей. Но чтобы это произошло, недостаточно повторить их один или два раза. Ведите с ребенком беседы об этих нюансах в поведении с незнакомыми людьми систематически, пока не почувствуете, что он действительно их запомнил и усвоил. Но постарайтесь не перегибать палку: каждый раз объясняйте, что это меры предосторожности для самого худшего случая, используйте спокойные интонации. Не развивайте у ребенка предчувствие катастрофы и сопутствующую тревожность, а давайте ему действенные инструменты для обеспечения собственной безопасности.

Как научить ребёнка общаться с незнакомыми людьми.
консультация на тему

Изо дня в день мы общаемся с разными людьми. Кого-то знаем лучше, кого-то хуже, с кем-то видимся впервые, а некоторых – каждый день. Мы, взрослые, более или менее можем отличить ложь от правды, искренность от лицемерия, добрые намерения от злых. Что же говорить о наивных детях, чьи чувства всегда честные и настоящие? Как им обезопасить себя от ненужного общения? Ведь они едва отличают « хорошего» незнакомого человека от «плохого» и, зачастую, идут на поводу у взрослого.

Скачать:

ВложениеРазмер
konsult.obshchen._s_neznakomymi_lyudmi.docx16.61 КБ

Предварительный просмотр:

Как научить ребёнка общаться с незнакомыми людьми

Изо дня в день мы общаемся с разными людьми. Кого-то знаем лучше, кого-то хуже, с кем-то видимся впервые, а некоторых – каждый день. Мы, взрослые , более или менее можем отличить ложь от правды, искренность от лицемерия, добрые намерения от злых. Что же говорить о наивных детях, чьи чувства всегда честные и настоящие? Как им обезопасить себя от ненужного общения? Ведь они едва отличают « хорошего» незнакомого человека от «плохого» и, зачастую, идут на поводу у взрослого.

Общение – способ познания мира

Наверняка, каждый помнит, как в детстве говорили родители: « С чужими дядями и тетями не общайся!», «Если кто-то подойдет на улице, что-то спросит или даст конфетку, не разговаривай ни в коем случае!». Неосознанно мы осваиваем семейные установки и родительскую модель поведения, которую переносим во взрослую жизнь. Если семья ведет затворнический образ жизни, к ним в гости никто не ходит, во дворе держатся обособленно от других мам с детишками, то ребенок может вырасти нелюдимым, будет вести себя настороженно с незнакомыми. В этом случае родителям необходимо научить малыша контактировать с разными людьми, чтобы у него был большой спектр общения. Ребенок научится общаться с другими, тем самым различая эмоции и слова взрослых, и сможет накапливать опыт общения. Если родители будут запрещать разговаривать даже со знакомыми и вхожими в семью людьми, то есть риск развития внутренних барьеров, которые помешают ему, будучи взрослым , вести непринужденную беседу.

Родителям следует с раннего детства говорить о безопасности. Важно не просто запугать ребенка, чтобы он не смог в дальнейшем нормально общаться с взрослыми, а предупредить об опасностях, которые могут его ожидать и рассказать, как на них реагировать. Общение с незнакомцами заключается не только в вербальном (речь), но и в невербальном общении (без слов, с помощью чувств и эмоций). Вы должны объяснить, что любые прикосновения, которые ребенку не нравятся и вызывают отторжение, должны пресекаться на корню. Нельзя нарушать личные границы человека, даже если он еще маленький и вроде бы ничего не понимает. Нужно рассказывать, как правильно откликаться на общение с незнакомыми, а не заострять внимание, что кто-то целенаправленно причинит ему вред. Так у малыша сформируется навык, как реагировать в той или иной ситуации на слова или действия незнакомца.

Как научиться общаться с незнакомцами?

Внушать ребенку уверенность. Окружающая среда – это не нечто враждебное и злостное, а мы сами в той или иной мере отражаем наш мир. Важно, как вы учите ребенка контактировать с окружающими, каким правилам учите, что вкладываете в понятие «безопасность».

Рассказать, кто входит в число «незнакомцев» и объяснить, что у них нельзя ничего брать, не стоит уходить или уезжать с ними. Чёткое правило для ребенка – соблюдать личные границы и не контактировать с теми, кого малыш не знает. После общения с незнакомцем подробно рассказать родителям о встрече.

Как быть, если ребенок потерялся? Надо рассказать малышу, что он может обратиться, например, к кассиру, продавцу, милиционеру и сообщить об этом. Хорошо бы малышу знать имена, номера телефонов родителей или ближайших родственников. В этой ситуации можно попросить помощи и у незнакомца.

Можно рассказать о шаблонных фразах и словах, которые используют незнакомцы:

« Хочешь, я угощу тебя вкусной конфеткой», « Поехали со мной, я тебя покатаю на машине», « Помоги мне прочитать надпись на бумажке/донести сумку до квартиры», « Пойдем, я покажу тебе кое-что интересное». Ответы ребёнка могут быть такими: «Спасибо, не надо меня угощать», «Извините, я не могу вам помочь», «Я не могу с вами пойти/поехать, расскажу об этом родителям». Ребёнку надо отвечать отказом на любые предложения и сразу уходить/убегать, а после рассказать родителям о случившемся.

Между родителями и ребёнком должны быть доверительные отношения. Малыш может рассказать вам о своих тайнах и мечтаниях, об ожиданиях и страхах, о новых друзьях и о тех, с кем он не в ладах. Наблюдайте за ребенком, замечайте в нём изменения и спрашивайте, всё ли у него в порядке. Общайтесь, прислушивайтесь к тому, что его беспокоит, и отвечайте на вопросы. Когда малыш ведёт себя не так, как обычно и с ним что-то случилось, он замыкается и уходит в себя. Нужно поговорить с ребёнком о том, что произошло, и обязательно поддержать его!

При обучении детей поведению в разговоре с незнакомыми людьми, родители должны использовать особенности детского восприятия и психики. Дело в том, что дети любят и хорошо усваивают правила. Внимательные родители наверняка замечали, что когда они нарушают правила, установленные ими же самими для детей, малыши всегда спешат взрослым напомнить о них. Поэтому не сомневайтесь, если правила личной безопасности ребенка будут вместе с другими важными правилами прививаться ребенку с раннего детства, он обязательно усвоит их и будет поступать в соответствии с ними.

К сожалению, не каждый даже взрослый человек сможет противостоять умелой манипуляции, а наивность детей, отсутствие жизненного опыта, их неумение управлять эмоциями зачастую усугубляют ситуацию. Если все же угроза от незнакомца для ребенка есть: он попытался взять малыша за руку или схватить его, ребенок должен знать, как действовать в данной ситуации. Незачем вступать в переговоры с незнакомым человеком и просить его отпустить. Научите ребенка более простой тактике: попытаться убежать или привлечь внимание посторонних громким криком, плачем.

Любому родителю хочется оградить своего ребенка от возможных проблем и угроз, но находиться всегда рядом, чтобы избежать их, практически невозможно. Поэтому необходимо вооружить ребенка знаниями об окружающем мире, его возможных опасностях и способах личной защиты.

Консультация для родителей «Безопасность ребенка при встрече с незнакомыми людьми»

Елена Чаус
Консультация для родителей «Безопасность ребенка при встрече с незнакомыми людьми»

Детей дошкольного возраста могут пугать насекомые, темные помещения или даже домашние кошки, но в незнакомых людях опасность они видят крайне редко. Доверчивые и открытые, дети легко вступают в общение со взрослым человеком, особенно если он ведет себя вежливо и уверенно. Поэтому задача всех родителей – объяснить детям, как вести себя с незнакомыми людьми, чтобы предотвратить ситуации, опасные для их физического и эмоционального состояния.

Общие правила

Увидеть самостоятельно гуляющих по городу детей дошкольного возраста можно нечасто – их обычно сопровождают родители, няни или педагоги. Но случаются ситуации, при которых ребенок может остаться один на улице или, например, в торговом центре. В такие моменты дети уязвимы и незащищены, поэтому могут стать объектом внимания недоброжелателей. Родителидолжны объяснить несколько базовых правил поведения на улице:

• Не знакомиться со взрослыми;

• Не сообщать личную информацию (адрес, телефон, имена родителей) незнакомцам;

• Не выходить за пределы двора и не гулять в незнакомых местах без сопровождения близких.

Непосредственно при встрече с незнакомцем ребенокдолжен помнить следующие правила:

Не разговаривать и не рассказывать о себе. Разговор с незнакомыми людьми поддерживать нельзя. Нужно просто сказать, что общаться с чужими не разрешают родители. Любые вопросы следует игнорировать, даже если они кажутся безобидными.

Не соглашаться на предложения. Чтобы заинтересовать ребенка, незнакомец может предложить прокатиться на машине, показать необычную игрушку или даже принять участие в конкурсе с щедрыми призами. Соглашаться на такие заманчивые предложения ни в коем случае нельзя – это ловушка.

Не принимать подарки. Если незнакомец хочет вручить конфетку, шоколадку или игрушку, нужно отказаться и пройти мимо. Бесплатным подаркам от чужих людей доверять нельзя.

Не верить незнакомцам. Человек может уверять ребенка, что он хороший друг его родителей, но верить этому нельзя. Особенно, если незнакомец предлагает подвезти или проводить ребенка домой. Верить можно только в одном случае – если родители заранее предупредили ребенка о том, что за ним приедет друг семьи. Также можно договориться с ребенком о кодовом слове, которое должен произнести при встрече друг родителей.

Не заходить в лифт или подъезд с незнакомыми. Нужно дождаться, пока они пройдут или уедут, а уже затем заходить в подъезд или лифт. Еще лучше позвонить домой и попросить кого-нибудь из членов семьи встретить у подъезда.

Отойти в людное место, привлечь внимание окружающих в случае опасности. Если чужой человек пытается схватить ребенка или угрожает ему, нужно закричать, чтобы привлечь внимание прохожих к происходящему.

Встретить незнакомца дети могут не только на улице, но и дома. Если вы даже на 5 минут оставили 56-летнего ребенка одного дома, проинструктируйте его на случай неожиданных визитов. Открывать дверь сразу нельзя – сначала нужно посмотреть в глазок и спросить «кто там?». Незнакомых людей пускать в квартиру нельзя, даже если они представляются электриками, почтальонами или сантехниками.

Безопасное общение

Естественно, не каждая встреча с незнакомцем несет опасность для детей. Например, ребенок может потеряться в парке или супермаркете, и прохожие постараются ему помочь. В этом случае взрослые, как правило, обращаются к охраннику, полицейскому или на стойку информации. А ребенку нужно назвать свое полное имя, чтобы найти родителей.

Неопасно общение с незнакомыми людьми, если ребенок гуляет с родителями. Мамы и папы более внимательны и не допустят некорректного обращения незнакомцев к детям. Ребенок может спокойно отвечать на общие вопросы, однако личными данными делиться не нужно.

С незнакомцами дети часто сталкиваются в повседневной жизни – это продавцы в магазинах, врачи в поликлинике, коллеги или знакомые родителей. В этих случаях бояться ребенку нечего, наоборот, следует познакомиться с новыми людьми, пообщаться с ними. Обычно дети стесняются, скромничают и прячутся за родителями. Поэтому мамы и папы должны объяснить правила поведения ребенка с незнакомыми людьмив подобных ситуациях:

• не бойся отвечать на вопросы;

• не перебивай разговор взрослых;

• будь дружелюбным и приветливым.

Взрослея, ребенок будет лучше ориентироваться в общении с незнакомцами, станет внимательнее и научится различать потенциально опасные ситуации. А пока малыш еще слишком доверчив, маме и папе не следует оставлять его без присмотра.

10 правил безопасности, которые родители обязаны рассказать ребенку

1. Скрывать имя и фамилию

Не пишите имя и фамилию ребенка на его вещах, не вешайте именных брелоков на детский рюкзак, не подписывайте контейнер с завтраком или термос. Так его имя может узнать кто-то чужой. Если незнакомец обращается к ребенку по имени, он сразу вызывает у него доверие и дальше может манипулировать малышом.

Лучше напишите на бирке свой телефон — на случай, если вещь потеряется.

2. Убегать от машин в обратном направлении

Мы учим детей не садиться в машину к незнакомцам – это правильно. Пусть ребенокусвоит еще одно правило: если возле него затормозила машина или она едет за ним, а кто-то из машины хочет привлечь его внимание, нужно быстро убегать в сторону, противоположную движению автомобиля. Это поможет ребенку выиграть время и обратиться за помощью.

3. Придумать пароль для семьи

Если незнакомец предлагает ребенку пойти туда, где его ждут мама или папа, пусть ребенок попросит его назвать имена родителей и пароль. Придумайте вместе с ребенком кодовую фразу для экстренного случая, если вдруг попросите кого-то из знакомых забрать ребенка из садика. Пароль должен быть неожиданным,чтобы его невозможно было отгадать: например, «пушистый апельсин».

4. Кричать «Я его не знаю!»

Скажите ребенку, что если его схватил незнакомец, то можно и нужно быть «плохим»: кусаться, пинаться, царапаться и привлекать внимание любой ценой, даже если очень страшно.Нужно громко кричать: «Я его не знаю! Он хочет меня увести!»

5. Прекращать разговор и держать дистанцию

Ребенок должен знать, что незнакомцы могут заговорить не только детей, но и взрослых, поэтому важно быстро уйти в безопасное место уже через 5-7 секунд после начала разговора. Следует стоять от незнакомца на расстоянии 2-2,5 метра; если он приближается, нужно делать шаг назад. Вместе с ребенком отрепетируйте эту ситуацию, покажите дистанцию в 2 метра и предупредите, что во время беседы ее нужно сохранять.

6. Не заходить в лифт (подъезд) с незнакомцами

Научите ребенка ждать лифт спиной к стене, чтобы видеть всех, кто к нему подходит. И если это незнакомец или кто-то малознакомый,под любым предлогом не заходить с ним в лифт: делать вид, что что-то забыл, или идти к почтовому ящику. Если кто-то приглашает войти, лучший вариант – вежливо ответить, что родители разрешают ездить в лифте только одному или с соседями. Если незнакомец пытается затащить в лифт или зажать рот, нужно драться, кричать и кусаться.

7. Не говорить, что родителей нет дома

Если на вопрос «Кто там?» никто не отвечает или в глазке никого не видно, нельзя открывать дверь даже совсем чуть-чуть, чтобы посмотреть, кто это. Нельзя говорить, что родителей нет дома, даже если незнакомец представляется их другом или работником коммунальных служб. Если он очень настойчив и ломится в квартиру, нужно срочно звонить родителям или соседям.

8. Установить отслеживающие приложения

Благодаря GPS-датчику приложение показывает координаты вашего ребенка и уровень заряда батареи его телефона.

9. Носить часы с тревожной кнопкой

Гаджеты с тревожной кнопкой бывают в виде часов, брелока, браслета или медальона. Родители через специальное мобильное приложение могут постоянно отслеживать местонахождение ребенка, а если он нажимает на кнопку, сигнал получают родители или служба безопасности.

10. Не встречаться с интернет-знакомыми

Предупредите ребенка о том, что в современном мире преступники могут найти свою жертву через интернет, и не всегда «Миша из соседнего дома» – это действительно соседский 10-летний мальчик. Безобидную переписку может вести опасный человек.

Объясните, что нельзя сообщать незнакомым людям, даже детям, свой телефон, адрес, фамилию, посылать фотографии и рассказывать, когда и где любишь гулять. И тем более нельзя соглашаться на прогулку с незнакомым человеком.

Конспект занятия «Как вести себя с незнакомыми людьми?» в средней группе НОД в средней группе “Как вести себя с незнакомыми людьми?” Цель: Содействовать формированию у детей навыков безопасной жизнедеятельности.

Конспект занятия «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице» Цель: Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научить ребенка правильно.

Консультация для родителей «Безопасное поведение дома и с незнакомыми людьми» С первых лет жизни любознательность ребёнка, его активность в вопросах познания окружающего мира, поощряемая взрослыми, порой становится.

Консультация для родителей «Безопасность ребенка в наших руках» Возможно, кое-кто из родителей малышей подумает, что эта статья не для него. Еще не один год пройдет, пока кроха станет настолько взрослым,.

Конспект НОД с элементами театрализации в подготовительной группе «Правила поведения при общении с незнакомыми людьми» Конспект НОД по «Социально-коммуникативному развитию» с элементами театрализации в подготовительной группе. «Правила поведения при общении.

Конспект занятия по ОБЖ «Как вести себя с незнакомыми людьми?» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская. Цель: Способствовать усвоению знаний, умений, навыков,.

Консультация для родителей «Безопасность ребенка на прогулке в зимней период» Консультация для родителей Безопасность ребенка на прогулке в зимний период (памятка для родителей) Зимние прогулки всегда приносят огромную.

Разговор ребёнка с незнакомцем: 4 шага к прекращению беседы

Научите ребёнка разговаривать с незнакомцем
Задавая ребенку наводящие вопросы, можно выяснить, какие ситуации общения с незнакомцами для него представляются опасными, какие – не очень, а какие – совсем безопасными.

Например, безопасной покажется для него беседа с женщиной, если разговор происходит в большой школе или детском садике. Ребенок примет ее за учительницу или воспитательницу, поскольку всех работников школы или садика он не знает, а преподаватель или воспитатель должен выглядеть именно так. Для того чтобы незнакомец не смог «заговорить» ребенка или обмануть его, порядок разговора должен быть отработан и отрепетирован.

Схема может быть такая:
Шаг 1. Оцениваем ситуацию.
Ребенок должен сказать себе, что перед ним – незнакомый человек. Неважно, кто это – девочка, мальчик, дедушка, молодая женщина – если незнакомец, то ведем себя со всеми ними практически одинаково.

Шаг 2. Держим дистанцию!
Ребенок должен отмерить дома на полу расстояние 2 метра и запомнить его. Родители могут придумать что угодно, но должны добиться того, чтобы ребенок считал возможным вести беседу с незнакомцем только на безопасной дистанции. Если человек приближается – надо уходить или убегать в безопасном направлении.

Шаг 3. Умело пресекаем разговор на 5-й секунде.
Среди злоумышленников попадаются прекрасные психологи, которые могут «заболтать» и взрослого, не говоря уж о ребенке. Поэтому беседа может длиться 5-10 секунд, после чего необходимо принимать решение.

Шаг 4. Уходим в безопасное место.
Это значит, нужно подойти к находящимся во дворе знакомым мамам и папам других детей, либо уйти домой.

Рассмотрим пример:
– Здравствуй, девочка!
– Здравствуйте (оценка ситуации: человек – незнакомый; держим дистанцию – отходим от него на 2 метра).
– Помоги мне, пожалуйста, найти мячик моего сыночка. Мячик закатился в подвал, а у меня слабое зрение…
– Извините, меня только что позвал папа (ребенок, не давая незнакомцу договорить, быстро уходит в сторону взрослых людей, держа в поле зрения незнакомца; оказавшись в полной безопасности, связывается с родителями и рассказывает им о происшествии, дословно пересказывая разговор и как можно подробней описывая его внешность).

Эти 4 пункта: оценка, дистанция, прерывание разговора, уход в безопасное место – должны быть отработаны в разных вариациях на практике.

Что может говорить незнакомец

Незнакомый мужчина:
1. Котенок забрался в трубу, у меня рука туда не пролазит, достань его, пожалуйста.

2. Щенок пролез сквозь дырку в заборе вон у тех кустов. Подойди, позови его, дай вот этой колбаски. Он тебя послушается.

3. На моем участке созрела малина, а я ее не люблю. Хочешь покушать всласть?

4. У моего сынишки день рождения, хочу ему сделать сюрприз – купить куртку. Поможешь мне – нужно померить куртку в магазине.

Незнакомая женщина:
5. Помоги мне в парке поискать мою маленькую дочку, она в кустах заблудилась.

6. Мальчик, посмотри, пожалуйста, сколько время на моих часах? Я очки дома забыла.

Симпатичная девушка 18-ти лет:
7. Мальчик, ты такой симпатичный, помоги мне сережку найти, я ее обронила у скамейки.

8. Мальчик, ты же меня не боишься, помоги мне достать с дерева воздушный шарик. Я тебя подсажу, а ты достанешь, хорошо?

Ребенок должен сообразить, что пора покидать место разговора, как только незнакомец (ка) произнесет слова, выделенные и подчеркнутые. А еще лучше – сразу после начала беседы. Просто ребенок не может обычно сообразить мгновенно, и незнакомец успевает сказать часть речи и «заболтать» ребёнка.

Тренируйтесь со своими детьми, и тогда они уверенно будут вовремя обнаруживать незнакомцев, держать дистанцию, принимать решение о прекращении общения на 5-10-ой секунде и стремительно покидать место происшествия.

БЕСЕДА РЕБЕНКА С НЕЗНАКОМЦЕМ: ВАРИАНТЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ РАЗГОВОРА

Разговор с незнакомцем всегда представлял трудность не только для ребенка, но и для взрослого человека. Сразу определимся в терминах.
Ребенку можно объяснить категории людей:
— Незнакомый человек – это человек, которого не знают твои родители и, которого не знаешь ты.
— Знакомый человек – тот, кого знают и родители, и ребенок. Это люди, про которых родители четко сказали: «Сынок (дочка)! Этим людям мы доверяем. Можешь их не бояться и всегда обращаться к ним за помощью». При этом сам сын или сама дочка должны тоже сказать: «Да, мама и папа, я тоже доверяю этим людям и не боюсь с ними оставаться».

Если кто-то (родители или дети) не доверяют каким-то людям, скорее всего, нужно подумать о прекращении тесных контактов. Получается, что в число незнакомцев попадают и незнакомый родителям одноклассник ребенка, и мамина подруга, которую ребенок даже видел несколько раз, но не был ей представлен. Чтобы человек перешел в категорию знакомых, с ним должны быть знакомы и родители ребенка, и сам ребенок. Крайне важно, чтобы это знакомство происходило в присутствии «всех заинтересованных сторон».

Допустим, мама и ее сын Сережа встречают на улице двух маминых подруг – Алису и Галину. Здороваются, общаются, приглашают друг друга в гости. Приходит затем к ним мамина подруга Алиса. Мама зовет ребенка и говорит:
— «Алиса, это мой сын Сережа. Сережа, это моя подруга Алиса. Вот и познакомились! Иногда тетя Алиса будет тебя, Сережа, забирать из школы. Хорошо?» — Сережа согласен, и теперь можно сотрудничать.

В этом случае мамина подруга Алиса попадает в категорию «знакомые взрослые» и может забрать Сережу из школы. Для этого, правда, мама должна познакомить Алису с классным руководителем сына или даже написать специальное письменное разрешение. Если же вдруг за Сережей придет мамина подруга Галя, то никто ей ребенка не отдаст, даже если он будет проситься.

Возможна и обратная ситуация – воспитатель, не разобравшись, позволит забрать ребенка, но Сережа скажет, что с тетей Галей он не знакомился, и идти ему с ней нельзя – мама не разрешает.

Итак, с понятием «незнакомый человек» в первом приближении мы разобрались. Вернемся к анализу сложностей разговора с незнакомцем. Вспомним, какие чувства испытываете вы, родители, разговаривая с незнакомцем. Это и неловкость от того, что чего-то не знаете и не можете ему помочь (найти улицу, магазин и т.п.), и трудность ведения беседы с агрессивно ведущим себя человеком, и жалость к людям, попавшим в беду (или умело создающим такое впечатление). Нам неудобно прервать не нужный нам разговор, трудно сказать: «Спасибо, мне надо идти». В итоге вы же еще и извиняетесь, хотя РАЗГОВОР ЗАТЕЯЛ НЕЗНАКОМЕЦ, он и должен извиняться, что потревожил вас, отнял ваше время и т. д. Если уж взрослые с трудом прекращают не нужную им беседу, что же говорить о детях? Они, как и вы, считают, что не вежливо перебивать взрослого, уважаемого (по идее) человека, поэтому сначала ждут окончания обращенной к ним фразы, а потом пытаются извиниться и уклониться от беседы. Первая фраза длится секунд 10. В течение этого времени незнакомец может быстро подойти к ожидающему окончания фразы вежливому ребенку и попытаться его схватить.

Что же делать?
Я считаю, что ребенок (взрослых это, кстати, тоже касается) имеет много шансов на благоприятный для него выход из разговора, если будет действовать по следующей схеме:
Шаг 1. Оцениваем ситуацию.
Шаг 2. Держим дистанцию!
Шаг 3. Умело пресекаем разговор на 5-й секунде.
Шаг 4. Уходим в безопасное место.

Напомним, что после выхода из ситуации ребенок должен рассказать родителям или опекающим взрослым о беседе с незнакомцем, стараясь, хотя бы примерно, описать приметы незваного собеседника.

Почему такое серьезное внимание необходимо уделять быстрому выходу из разговора?
Анализ происшествий, связанных с исчезновением детей, показывает, что детей в подавляющем большинстве случаев уводят с помощью обмана, то есть дети сами уходят за злоумышленником.

Рассмотрим варианты пресечения разговора:
этот материал можно использовать во время обучающих бесед со своими детьми

1. К тебе во дворе подходит твой ровесник и говорит:
— «Недалеко отсюда построили новый спортивный городок. Пошли, посмотрим».

Твой ответ:
— «Мне нужно спросить разрешения родителей».

Он продолжает:
— «Я думал, что ты уже большой (большая), а тебе, оказывается, мама не разрешает. Тебе слабо?».

Твой ответ:
— «Мне не слабо. Я поднимусь и предупрежу родителей, что пойду на спортивный городок».
Ты быстро отходишь на 2 метра и идешь домой, проверяя, не преследует ли тебя незнакомец.

После твоего рассказа родители спустятся во двор и проверят информацию.

2. Тебя на улице окликаетвзрослый и говорит:
— «Подойди сюда, я потерял контактную линзу и не могу ее найти».

Твой ответ:
— «Извините, не могу вам помочь».
Ты быстро отходишь на 2 метра и уходишь в безопасное место, проверяя, не преследует ли тебя незнакомец.
Сразу расскажи об этом родителям, учителям или другим знакомым взрослым.

3. К тебе на улице подъезжает автомобиль, и незнакомая женщина-водитель, улыбаясь, просит тебя:
— «Сядь, пожалуйста, в машину и покажи дорогу до улицы Июльской, а то я сильно опаздываю».

Твой ответ:
— «Извините, не могу вам помочь».
Ты быстро отходишь от машины на 2 метра и уходишь в безопасное место в направлении, противоположном ходу машины, проверяя, не преследует ли тебя женщина. Сразу расскажи об этом родителям, учителям или другим знакомым взрослым.

4. К тебе во дворе подъезжает автофургон и молодой парень спрашивает тебя:
— «Поможешь мне достать мебель из фургона? Заплачу 50 рублей!»

Твой ответ:
— «Мне нужно спросить разрешения родителей».
Ты быстро отходишь на два метра и уходишь в безопасное место (например, домой), проверяя, не преследует ли тебя незнакомец. Сразу расскажи об этом родителям, учителям или другим знакомым взрослым.

5. К тебе во время прогулки на школьном дворе подходит добрая бабушка и говорит:
— «Помоги мне, пожалуйста, поднять продукты в мою квартиру на третьем этаже. Ведь старушкам надо помогать!»

Твой ответ:
— «Извините, не могу вам помочь».
Сразу расскажи об этом родителям, учителям или другим знакомым взрослым.

6. К тебе на улице подходит дедуля с листком бумаги:
— «Помоги мне, деточка, прочитать адрес, а то я приехал из Невьянска и потерялся!»

Твой ответ:
— «Извините, не могу вам помочь. Спросите у взрослых».
Сразу расскажи об этом родителям, учителям или другим знакомым взрослым.

Обучая детей, нужно делать акцент не на том, что не должен говорить ребенок, а на том, что он должен сказать, чтобы разрядить ситуацию, не обозлить незнакомца и, не подвергая себя опасности, быстро покинуть место нежелательной беседы. После того, как ребенок окажется в безопасности, он должен рассказать обо всем родителям, учителям или другим знакомым взрослым. А расскажет он или нет – это зависит от того, какие отношения сложились у ребенка с его родителями. К установлению добрых и доверительных отношений и нужно стремиться, уважаемые родители!

ДОЛЖЕН ЛИ РЕБЕНОК ПОМОГАТЬ НЕЗНАКОМЫМ ЛЮДЯМ

«Своих жертв он выбирал из числа детей, которые в одиночку гуляли на улице либо находились в безлюдных местах. Злоумышленник подходил к ним, обращаясь под благовидным предлогом – проводить до улиц, местонахождение которых он, якобы, не знал». В другом случае потерявшийся мальчик никак не мог узнать, как ему добраться до автобусной остановки, поскольку встретившиеся ему по дороге школьники просто убежали от него, ничего не объяснив. Эта информация из новостных лент показывает нам одну из проблем сегодняшнего дня: «Должен ли ребенок помогать незнакомым людям?». Мое мнение таково. Ребенок НЕ ДОЛЖЕН помогать незнакомцам, НО МОЖЕТ это сделать, максимально соблюдая осторожность и предварительно обеспечив СОБСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ.

Как это может выглядеть на практике? В первом случае мужчина просит ребенка показать дорогу до улицы Ленина, причем практически в каждом городе есть такая улица. Ребенок, допустим, знает, как до этой улицы пройти. Но его первой реакцией должно быть следующее: оценка ситуации, отход на безопасное расстояние (2 метра), прекращение разговора и уход в безопасное место. Об этом мы говорили в статье Разговор ребенка с незнакомцем: 4 шага по прекращению беседы. Отойдя на достаточное расстояние (4-5 метров), ребенок МОЖЕТ помочь незнакомому человеку, махнув рукой в нужную сторону и крикнув: «Идите по этой улице до светофора, а потом поверните направо». Можно также посоветовать спросить дорогу у продавщицы киоска или у людей на автобусной остановке. Сказав это, ребенок должен продолжать свое движение от незнакомца, пока не сможет убедиться в своей полной безопасности. После этого необходимо сообщить родителям или опекающим ребенка взрослым (учителям, воспитателям) о происшедшем. Еще раз отмечу, что он может помочь, но не должен. Даже если он просто молча уйдет, это должно быть впоследствии отмечено родителями как правильный поступок. Взрослый должен искать помощи у взрослого. Его обращение за помощью к ребенку должно выглядеть непонятным и подозрительным. Поэтому родители, считаю, обязаны объяснить ребенку все эти установки и проверить, как он их усвоил.

Во втором случае к школьникам обратился их сверстник. Ребята не стали с ним разговаривать и убежали. В принципе, они сделали все правильно с точки зрения обеспечения собственной безопасности. Но в данном случае они вполне могли помочь ребенку, который представился им заблудившимся. Для этого им нужно было лишь указать направление движения или посоветовать обратиться к взрослым. Важно! Почему бы им не проводить его до автобусной остановки? Есть и такой вариант, но я бы его не рекомендовал. Возможно, этот мальчик потерялся, а может, пытается провести по нужному маршруту каких-нибудь неосторожных детей, причем он прекрасно знает, где эта остановка, на полпути к которой стоят его взрослые сообщники. Предложенный сценарий развития события кажется вам невероятным? Мне представляется это вполне возможным. Выяснять это, думаю, нет необходимости. Что же делать, если к школьнику обращается за помощью совсем маленький ребенок? Просит, скажем, достать мяч, укатившийся в подвал; или же торопит помочь его сестре, к которой пристали хулиганы.

Какие могут быть здесь опасности? Например, взрослый мужчина попросил свою племянницу позвать «вон ту девочку» поиграть в соседний двор, пообещав за это шоколадку. Девочка, не подозревая злого умысла, будет долго уговаривать свою сверстницу пойти с ней, и, возможно, ей это удастся. Затем добрый дядя, дав обеим девочкам по шоколадке, начнет с ними играть. Чем дело закончится? Они могут уехать «в цирк», причем маленькая племянница, сама того не ведая, становится соучастницей похищения. Что же делать? Следуя предложенной выше схеме, необходимо сначала обеспечить собственную безопасность, а потом уже понять, как можно (и нужно ли) помочь малышу. В подвал идти, конечно же, нельзя. Бежать драться с хулиганами – тоже нерезонно. Самый оптимальный вариант – сообщить родителям или опекающим ребенка взрослым (учителям, воспитателям) о происшедшем и действовать по их указаниям.

В этом случае мы и малыша в беде не оставим (мы еще не знаем, есть ли она, эта беда), и сами опасности не подвергнемся.

Следующий случай – бабушка просит ребенка перевести ее через дорогу. Чем может быть опасна милая старушка? В одном из случаев не совсем здоровая пожилая женщина пыталась приводить с улицы детей для своего душевнобольного сына. Не стоит, думаю, проверять, добрая это бабушка или нет. Безопаснее всего не подходить к ней, а обратиться (соблюдая осторожность) к ближайшему взрослому, чтобы он помог бабушке.

Не слишком ли жестоко – отказывать в помощи людям? Считаю, что реалии сегодняшней жизни вынуждают нас убедить ребенка на первое место ставить собственную безопасность, поэтому помогать лучше всего следующим образом – обратиться с просьбой о содействии к знакомым взрослым.

В завершение – один из самых сложных случаев. Кто-то стучится в дверь и просит ребенка открыть ее и дать позвонить к врачу, поскольку рядом умирает человек. Даже в этом случае открывать дверь и помогать таким образом рискованно. Ребенок может узнать через дверь номер, по которому нужно позвонить, вызвать врача и обязательно перезвонить родителям, сообщив о происшествии. Если просят
Будьте бдительны! Не оставляйте детей без присмотра. Если вам необходимо отлучиться, возьмите ребёнка с собой!

Подозрительный незнакомец: как научить ребёнка распознать опасность?

Какие меры нужно предпринять, чтобы наши дети безбоязненно ходили в школу и в кружки и родители за них не переживали

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Читать все комментарии

…Зима, середина дня. Школьница лет десяти подходит к подъезду многоэтажки, какое-то время возится с дверью. Рядом крутится высокий худой мужчина. Как только девочка открыла дверь, он тут же устремляется за ней. Та вроде направляется к лифту, но, завернув за угол, отходит в сторону и прячется. Незнакомец проходит мимо на площадку с лифтами, а школьница тем временем выбегает из подъезда.

Мужчина нажимает на кнопку вызова, но, не дождавшись лифта, возвращается к выходу, оглядываясь по сторонам, судя по всему, в поисках девочки. Когда он выходит из подъезда, то видит её – школьница идёт ему навстречу вместе с другим мужчиной, судя по всему соседом, которого она попросила её проводить…

Это видео с камер наблюдения появилось в интернете в январе этого года, насколько известно, его выложили родители девочки в качестве предупреждения. Его активно обсуждали в соцсетях, кто-то даже узнал преследователя и сообщил, что он психически нездоров. Многие люди назвали этот ролик инструкцией, как правильно вести себя ребёнку, если за ним увязывается подозрительный незнакомец.

На самом ли деле девочка повела себя правильно? Как доступно и доходчиво объяснить ребёнку правила поведения с незнакомыми людьми, чем может помочь полиция, если по району кружится подозрительный товарищ, и что нужно сделать, чтобы родители меньше за них беспокоились.

Эти вопросы обсуждались 26 февраля в Доме журналистов. В разговоре приняли участие представители полиции, психологи, общественники и эксперты в вопросах безопасности.

Правильно ли вела себя девочка на видео?

Ольга ФИЛАТОВА, волонтёр поисковой организации «Лиза Алерт»:

Нет, она совершила минимум две ошибки. В нашей организации есть «Школа Лиза Алерт», где мы, обобщив свой десятилетний опыт поисков пропавших людей, учим, как правильно себя вести, в том числе детям с подозрительными незнакомцами. Одно из наших правил звучит так: не входить в подъезд вместе с неизвестным человеком. Вместо этого нужно остаться на улице и при необходимости позвонить родителям. Второе правило: просить помощи только у человека с ребёнком. Одинокие мужчины, женщины и даже пожилые люди могут вместо помощи усугубить ситуацию. Известен случай, когда ребёнок обратился за помощью к бабушке с деменцией, и та держала его насильно у себя дома три дня – ей казалось, что так он будет в безопасности. Мы также просим детей не разговаривать на улице с незнакомыми людьми – лучше пусть его сочтут невоспитанным, чем с ним случится страшное. И ещё одно наше правило: если вам кажется, что вас преследуют – скорее всего, вам не кажется. Позвоните родителям!

Часто ли в Воронеже к детям пристают подозрительные незнакомцы?

Анна БЕЛОУСОВА, заместитель начальника отдела организации деятельности участковых уполномоченных и подразделений по делам несовершеннолетних ГУ МВД по Воронежской области:

К счастью, случаев похищения детей в последние годы в Воронеже и области не было. Однако ситуации, когда к малолетним подходят не очень психически здоровые граждане, начинают с ними заговаривать, совершать определённые действия или предлагать какие-то вещи, конечно же, случаются. По нашим наблюдениям, нередко это бывают мужчины пожилого возраста, у которых имеются проблемы на сексуальной почве. На мой взгляд, главная мера предосторожности тут одна – не запугивать детей, что опасность подстерегает их на каждом шагу, но постоянно объяснять в понятной для них форме, как нужно вести себя с незнакомцами, а также со знакомыми людьми, когда ситуация приобретает опасный поворот – ведь напугать или совершить насилие над ребёнком может и сосед, и родственник! К сожалению, единый алгоритм поведения, как, например, при угрозе терактов, тут сложно выработать. Потому что преследователи, их цели, обстоятельства преследования очень отличаются.

Реагирует ли полиция на сообщения о «подозрительных незнакомцах»?

Андрей ПОВАЛЮХИН, старший оперуполномоченный управления уголовного розыска ГУ МВД по Воронежской области:

Конечно, в полицию обязательно нужно обратиться. Если, допустим, ребёнок рассказал вам, что к нему или к его друзьям приставал какой-то незнакомец – приглашал куда-нибудь отойти и посмотреть щенков, прокатиться с ним и так далее. Хочу вам сказать, что на деле мы сталкиваемся с прямо противоположной ситуацией – когда даже после преступления в отношении малолетнего ребёнка родители не обращаются в полицию. Они не хотят снова об этом вспоминать, не хотят, чтобы ребёнка расспрашивали, и думают, что, если поменьше об этом говорить, это быстрее забудется. На самом деле всё с точностью до наоборот – без реабилитации у ребёнка возникнут очень серьёзные проблемы с психикой.

Как правильно объяснить ребёнку правила поведения с незнакомцами и с какого возраста начинать?

Анна ТОКАРЕВА, заведующая отделом ГБУ ВО «Центр психолого-педагогической поддержки и развития детей»:

Можно начинать говорить об этом уже с трёхлетнего возраста – с этого времени малыш уже понимает, что такое знакомые и незнакомые люди. Главное, правильно подобрать форму в соответствии с возрастом. Действительно, маленькие дети не воспринимают инструкции. Это могут быть, например, коротенькие истории или известные сказки – тот же «Колобок», где разговоры главного героя с разными незнакомыми животными закончились известно чем. И ещё хочу сказать важную вещь. Недавно воронежские журналисты проводили эксперимент – под разными предлогами пытались увести с детской площадки ребят разных возрастов. По итогам эксперимента было установлено в том числе и то, что не поддались на уговоры те дети, которые имели очень тесный контакт с родителями.

Можно ли сделать так, чтобы с камер видеонаблюдения просматривалась большая часть города?

Яков МИЛЮКОВ, руководитель компании «Система комплексной безопасности»:

Таких условий, как в Москве, где работает 180 тысяч видеокамер и просматривается 90% дворов, в нашем городе добиться трудно. Это очень дорого. Но дело даже не в этом. Если пройти по любой улице города, вы можете увидеть десятки камер видеонаблюдения на небольших магазинах или частных домах. Но проблема в том, что эти камеры не включены в единую систему, к ним нет доступа.

Совсем недавно произошел вопиющий случай: мужчина замёрз на улице, потому что его не смогли вовремя разыскать. Два часа не могли дозвониться до хозяина гаражного кооператива, который мог дать запись с видеокамер.
В нашем распоряжении около 5,3 тысячи камер, но для большого города этого недостаточно!

Мы приглашаем всех владельцев камер объединить наши возможности и создать единую систему видеонаблюдения в городе. Это для нас социальный проект. Мы просто хотим помочь людям в Воронеже сделать их жизнь безопаснее. Такая система полезна в разных ситуациях, в том числе и в случаях, когда в районе объявляется подозрительный незнакомец, преследующий детей.

Если у вас есть хоть одна видеокамера, приглашаем вас заключить с нами договор о сотрудничестве с сохранением конфиденциальности об обмене информацией. Тогда запись с вашей камеры будет доступна нам в нашей базе, а вы, в свою очередь, сможете обратиться к нам, если вам также будет необходима запись с наших камер видеонаблюдения. И таким образом, общими усилиями мы сможем постепенно создать единую базу, которая поможет и взрослым, и детям чувствовать себя в большей безопасности.

Что нового«Не кричать, а уходить»: Правила детской безопасности

Как научить ребенка правилам общения с незнакомыми и не вырастить его социопатом

Одна из основных ошибок родителей — попытаться запугать ребенка, вместо того чтобы научить его основам безопасной коммуникации. Самое первое правило, которому мы учим детей, — не разговаривать с незнакомыми, ведь они могут украсть, причинить вред, сделать больно. В результате мы получаем напуганного ребенка, при этом не умеющего противостоять потенциальной опасности. Вместо того чтобы научиться общаться и выстраивать границы, говорить «нет» и быть уверенным в себе, ребенок начинает бояться вообще окружающих. Другой вариант развития событий — ребенок вообще не усваивает это правило: не так просто осознать разницу между знакомым и незнакомым. Если ты общаешься с детьми на детской площадке, можно ли говорить с их родителями? А с другими взрослыми на той же площадке? Как определить, кто родитель, а кто нет? Если человек назвал тебя по имени, он уже знакомый?

The Village поговорил с Ольгой Бочковой, руководителем Академии детской безопасности Safekids Academy, о том, как научить детей безопасному поведению и какие навыки для этого необходимо привить детям и их родителям.

— Вообще, готовы ли взрослые помочь незнакомому ребенку?

— Недавно мы провели эксперимент «Не волнуйся, мама». В эксперименте приняли участие 38 детей в возрасте от 4 до 11 лет. Сценарий: незнакомый человек уводит ребенка из магазина или с площадки фактически на глазах других родителей и детей. Результат: 28 из 38 детей ушли, причем произошло это в течение считанных секунд. Аргумент, с помощью которого уводили детей, мы не раскрываем по понятным причинам. Тем не менее общая картина выглядит устрашающе.

Одна из вещей, поразивших во время эксперимента, — то, что взрослые, видя, что что-то происходит, никак не реагируют. Максимум уводят с площадки своих детей. Один папа качал на качелях своего ребенка. За это время с соседних качелей наш «незнакомый человек» увел троих детей. А мужчина вообще никак не отреагировал.

Этот эксперимент был не первым. И всегда ситуация одинаковая — люди не реагируют. Даже если все происходит заметно, очевидно. Только один раз вызвали полицию. Но ведь полиция — это долго. Намного проще схватить за руку здесь и сейчас. Спросить ребенка, знает ли он этого человека. Так что важно вообще менять культуру отношения к безопасности: учить не только детей, но и взрослых.

— Сейчас вы ведете такие тренинги по безопасному поведению для детей и их родителей. Почему вы вообще взялись за это? Считаете, родители сами не в состоянии научить детей правильному поведению на улицах?

— Когда я решила заняться темой детской безопасности, я сдружилась с одной американской организацией. И мне очень понравился их подход. У нас в обществе еще не назрела эта потребность: родители не знают и не думают о том, что маленького ребенка можно и нужно научить безопасному поведению. Они уверены, что достаточно объяснить через страх, что может случиться. В Штатах же, конечно, знают, что страшные вещи случаются. Но не пугают ими детей, а дают конкретные инструменты безопасного взаимодействия, определения потенциально опасной ситуации и ухода от нее.

— Но как вообще рассказать, зачем соблюдать некие правила поведения, если не объяснить, чем чревато их несоблюдение? Как тогда аргументировать необходимость следования правилам?

— Дело в том, что аналитический ум — это прерогатива взрослых людей: мы хотим знать предысторию, причину и последствия. У детей все устроено немного иначе. Маленькие дети очень доверяют родителям. Им вполне достаточно того, что так сказала мама. И это нормально. Мы даем набор правил безопасного поведения: не трогать горячее, не выбегать на дорогу, определенным образом вести себя с посторонними людьми. Вполне достаточно объяснить, что если мы не знаем человека, то не можем предугадать заранее, как он себя поведет. Так что безопаснее переспросить родителя.

Детям постарше уже можно рассказать больше. Что бывают люди, которые делают плохие вещи. Но, на самом деле, их не много. Нужно быть осторожным, потому что по внешности и поведению человека невозможно понять его настоящие намерения.

Чтобы ребенок понял это, с ним нужно работать. Нужно дать ему возможность попробовать на примере сказок и мультфильмов определить, кто положительный герой, а кто отрицательный. Подобрать сюжеты, когда человек кажется хорошим, а потом неожиданно совершает плохие поступки. Дать ребенку самому сделать вывод о непредсказуемости поведения других людей.

Общение с незнакомым не должно быть долгим, разговор не должен быть подробным.

— Как вообще ребенок должен реагировать на окружающих? Вот он подрос, начал сам ходить из школы домой, в магазин, на дополнительные занятия. Взрослых вокруг много, ситуации общения возникают постоянно. Ребенок уже один, но при этом еще не до конца уверен в себе. Он же все еще считает взрослых более важными, умными и главными. Как ему правильно себя вести, если к нему обращаются?

— Первый и главный момент — это то, что где бы ни находился ребенок, он должен знать, где у него безопасный тыл, куда ему безопасно убегать. Если он вышел из школы — возвращаться обратно в школу, если из дома — домой. Если он один в городе — в ближайший магазин, людное место, где можно обратиться к сотруднику учреждения.

Дальше мы учим выдерживать дистанцию. Общение с незнакомым не должно быть долгим, разговор не должен быть подробным. При ответах на вопросы нужно ограничиться парой слов, а затем уходить в безопасное место.

Для проигрывания такой ситуации мы используем на тренингах взрослых. Спрашиваем их: если есть выбор, к кому на улице обратиться с вопросом или за помощью, к другому взрослому или ребенку, к кому вы обратитесь? В ответ всегда звучит: к взрослому. И дети слышат это. А если нет взрослых, а есть только ребенок, что тогда? Одни отвечают, что к ребенку не обратятся в любом случае, другие — что только с простым вопросом вроде: «Где здесь, как пройти?». Это — в пределах безопасной коммуникации. Когда можно коротко ответить «в той стороне» — и уйти.

Мы учим держать и физическую дистанцию. Ребенок должен понять, на каком расстоянии от человека ему комфортно находиться и научиться не подпускать ближе: важно объяснить ребенку, где заканчивается его личное пространство и что вторжение другого человека в это личное пространство — тревожный звонок.

— Не правильнее ли научить ребенка кричать, когда он чувствует опасность?

— Наверное, большая часть родителей предпочли бы такой вариант. В этом есть что-то победное: ребенок закричал, и его спасли, а похитителя поймали. Но это не похоже на правду в реальности.

Как психолог и как тренер, я не думаю, что ребенок будет кричать. Даже взрослому трудно крикнуть. Да и до последнего не ясно, нужно ли это делать. Поэтому и учить его нужно не кричать (он все равно этого не сделает), а правильно уходить. Учить надо тому, что для ребенка естественнее и скорее будет использовано.

— Что вообще чаще всего случается с детьми на улицах города?

— Чаще всего это даже не похищения, а преступления против детей, по большей части, сексуального характера. Причем это могут быть и незнакомые, и знакомые люди. И иногда знакомые даже опаснее: сосед по дому, взрослый, с которым здороваются на улице родители. Именно поэтому нужно делать упор не на «не говорить с незнакомыми», а на выработку определенных навыков и правил безопасного общения в целом, с любым человеком.

— Расскажите, пожалуйста, про эти правила. Чему нужно научить ребенка?

— В первую очередь это «подумай» и «спроси». Мы идем не от запрета конкретного действия, потому что ситуации могут быть слишком разными. Мы идем от общих принципов. Безопаснее всего спросить родителя.

Подросток не будет спрашивать разрешения. Но он вполне может предупредить «иду с тем-то туда-то».

— И до какого возраста ребенок должен спрашивать? Они же постепенно взрослеют. Подростка уж точно не заставишь спрашивать разрешения.

— По-хорошему, чем дольше, тем лучше. Просто постепенно «спросить» перерастает в «предупредить». Да, подросток не будет спрашивать разрешения. Но он вполне может предупредить «иду с тем-то туда-то». Ребенка нужно учить предупреждать, а родителя – слышать и благодарить за соблюдение этого правила.

— Этому вы тоже учите на тренингах?

— Да, обязательно. И мы всегда приглашаем совместно детей и родителей. Они работают в парах. Почему важен родитель? Потому что он должен уметь сказать ребенку «спасибо» за то, что тот спросил и предупредил. За каждое уточнение «можно?» нужно говорить ребенку «спасибо». Благодарить за соблюдение договоренности, правил. Причем не хвалить — в похвале есть что-то иерархичное, как будто родитель оценивает действия ребенка, — а благодарить. Это более равная позиция.

— Как же быть с самостоятельностью? Когда-то же ребенок должен взрослеть и сам принимать решения.

— Развитию самостоятельности это не мешает. Ребенок сам решает, что он будет делать. И ставит в известность родителя. Он принимает решение, он о нем уведомляет. И тут наши родители совершают еще одну очень частую ошибку. Они начинают ругать ребенка за то, что он пошел не туда, сделал не то. Но ведь в следующий раз ребенок просто не предупредит и не расскажет. А значит, выслушав нравоучения, он начнет вести себя не более безопасно, а, наоборот, подвернется лишней опасности.

Недавно в интернете ходила история о том, как папа с сыном договорились о специальном сигнале: если у ребенка что-то не так, и он не может об этом открыто написать, он присылает СМС-кой определенный значок. Например, смайлик с «поцелуйчиком». Так, оказавшись в неприятной ситуации, он может попросить помощи, даже когда открытый звонок родителям воспринялся бы окружающими в штыки. И получив сигнал, родитель уже сам звонит с вопросом: «Ты нам срочно нужен. Где ты? Мы сейчас подъедем». Согласитесь, выглядит совсем иначе. Ребенок имеет возможность сбежать, не став при этом предметом насмешек.

Читайте также:  Незнакомый человек пристает к ребенку – что делать детям?
Ссылка на основную публикацию