Инструменты. Карточки Домана

Самостоятельное изготовление карточек Домана и Шичида на русском языке

Если вы решили заниматься с ребенком по методике Домана или Шичида с помощью бумажных карточек, то изготовить материал для занятий совсем не сложно. Для этого понадобится плотная бумага для печати, ножницы, клей, цветной принтер и файлы изображений. Изображения можно скачать бесплатно здесь, в рубрике «Материалы для изготовления карточек Домана и Шичида» по темам:

Дом [скачать карточки темы дом]

Игрушки [скачать карточки темы игрушки]

Улица [скачать карточки темы улица]

Тело [скачать карточки темы тело]

Буквы [скачать карточки темы буквы]

Еда [скачать карточки темы еда]

Фрукты [скачать карточки темы фрукты]

Деревья [скачать карточки темы деревья]

Кухня [скачать карточки темы кухня]

Музыка [скачать карточки темы музыка]

Овощи [скачать карточки темы овощи]

Одежда [скачать карточки темы одежда]

Природа [скачать карточки темы природа]

Птицы [скачать карточки темы птицы]

Техника [скачать карточки темы техника]

Формы [скачать карточки темы формы]

Цвета [скачать карточки темы цвета]

комментариев 39 на «Самостоятельное изготовление карточек Домана и Шичида на русском языке»

  1. Наталья пишет:
    08 Фев 2015 в 06:05

Огромное спасибо за материал, проделали большую работу. очень заинтересовала эта методика

Спасибо! Очень рады, что карточки вас заинтересовали! Надеемся, они принесут пользу вашему малышу!

Огромнейшее спасибо. Невероятно чудесно что у вас есть эти карточки!

Спасибо вам за отзыв! Нам очень приятно!

Спасибо вам огромное за это!Весь интернет перерыла!Только тут нашла)

Рады, что вам пригодилось!

Здравствуйте. Спасибо вам за материалы. Прошу Вашего согласия на размещение в группе вконтакте, я внесла коррективы и сделала ваши карточки на 3х языках — русском, английском и бурятском.

Добрый день!
Конечно мы не против, только за! Если поставите на нас ссылку — будем рады. Можно посмотреть ваши карточки вконтакте ?

Спасибо! В Республике Бурятия проблема с родным языком (бурятский), так как многие уже перестают говорить на нем. В основном только сельчане, а городские — многие уже забыли.
Этот вопрос меня очень волнует, и я хотела бы распространять среди мам желание учить самим и своих детей родному языку.

https://vk.com/club88636789 Вот наша группа по вашим карточкам)))

Эржена, здорово! Вы проделали большую работу!

Екатерина, пожалуйста! Надеемся, это принесет пользу вашему малышу!

Спасибо большое за очень хороший материал! Моему сынуле очень понравилось!

Пожалуйста! Очень рады, что вам оказалось полезно!

Отличный материал, эти карточки просто находка для развития малышей, хороший полезный и интересный материал, спасибо

Спасибо! Рады, что вам нравится!

Изготовила карточки по вашим материалам, но пока лежат без дела. Мы еще совсем маленькие. Скажите, а с какого возраста можно заниматься по этим карточкам?

судя по всему не буду оригинальной, если скажу вам огромное спасибо за этот материал, но зато правда, карточки Домана и Шичида это лучшее что я когда либо видела для развития малыша

Алиса,
спасибо за такой теплый отзыв! Нам очень приятно!

Да тут настоящий клад! Погода сейчас не очень, гуляем меньше, будет, чем заняться.

Спасибо большое. начала делать числа сама,но получается как то коряво))) теперь сможем наконец-то начать заниматься)))

Евгения, рады, что вам полезно!
Попробуйте наше приложение для телефонов и планшетов, с ним заниматься удобно!

Огромное Вам спасибо. ))

Алёна,
пожалуйста! Приятно, что вам полезно

Спасибо огромное!
Не могла найти специальную технику для ребенка, у вас есть в хорошем качестве, все в одном месте.

Анна,
Спасибо вам за приятный отзыв! Мы очень рады, что наше приложение помогает вашему ребенку!

Огромное спасибо! Отличный материал.

Спасибо вам за отзыв! Мы очень рады, что он вам пригодился

Большое спасибо за материал, который вы предоставили! Удачи Вам и всего самого хорошего.

Спасибо за отзыв! Нам очень приятно, что материал вам пригодился! И вам всего самого наилучшего!

Спасибо большое за очень красивый и качественный материал, единственный момент в слове гречка ошибка.

Анюта, спасибо за ваш отзыв, мы рады, что вам нравится наше приложение. В слове «гречка» ошибки нет. В русском языке два варианта «гречка» и «греча» равноправны. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%BA%D0%B0

Спасибо огромное за труд, это прекрасные карточки! Яркие, качественные изображения все очень красиво, спасибо огромное. благодаря вам мы экономим кучу денег и даем знания малышам.

Юля, спасибо за ваш отзыв! Нам очень приятно и мы рады, что вам полезны!

Большое вам спасибо. )))

Наталья,
Рады, что вам оказались полезны наши материалы

Методика Домана. Как заниматься? И стоит ли? | Скачать карточки

Сегодня я хочу поговорить об одной из самых известных методике раннего развития – методике Домана. Среди родителей мнения об этой системе довольно противоречивы. Одни говорят о колоссальных успехах, которых они добились при обучении своих деток, другие заявляют о том, что карточки Домана препятствует естественному развитию ребенка, а также требует полного самоотречения со стороны родителей. Кому же верить? Нужно ли заниматься по данной системе? И если заниматься, то как? На все эти вопросы я попытаюсь дать ответы в этой статье.

Стоит ли заниматься по методике Домана?

Сама я очень долго скептически относилась к обучению по Доману. Была убеждена, что для ребенка тяжело и противоестественно десятки раз в день просматривать карточки, вместо того, чтобы познавать реальный мир. Именно такой аргумент выдвигают противники методики — «Лучше водите малыша по комнате и показывайте ему предметы в реальной жизни, чем картинки».

Пытаясь понять, что же все-таки будет лучше для моей дочери, я знакомилась с разными методиками раннего развития, читала отзывы родителей о них, в том числе ближе познакомилась с системой Домана. Отзывы об этом методе поразили меня. Я узнала, что занятия по методу Глена Домана настолько способствуют активизации и развитию мозга, что поднимают на ноги детей, которые раньше не могли ходить по причинам, связанным с повреждениями мозга. Да и здоровым детям занятия также дают огромный толчок в развитии.

Глен Доман доказал, что мозг растет и развивается только в том случае, если он работает. И чем больше мы будем с самого рождения заниматься развитием малыша, тем активнее будет идти формирование мозга, тем более совершенными и зрелыми будут его клетки, тем выше будет его интеллект. Учеными установлено, что до трех лет формируется 70-80% клеток нашего мозга , поэтому очевидно, что качество мозговой активности в первые три года не может не сказаться на дальнейшей жизни. Если заниматься развитием в этом возрасте, то в дальнейшем обучение будет проходить гораздо легче, будет хорошая «стартовая площадка», ребенок будет гораздо более восприимчив к знаниям.

Однако методика Домана в чистом виде многим может показаться достаточно «суровой» — бесконечный поток самой разной и порой ненужной информации. Я сама так думаю, если честно:) Поэтому считаю, что обучение по методике должно быть «разумным»: не нужно превращать занятия только лишь в механический показ карточек и сконцентрироваться нужно не на развитии фотографической памяти (показывая ребенку все поряд), а на развитии мышления ребенка. Как это делать, читайте чуть ниже.

Среди доводов против обучения по методу Глена Домана можно встретить такие: «пичкание» малыша информацией слишком перегрузит его, будет мешать развиваться естественно, каким-либо образом повлияет на психику; занятия лишат ребенка эмоциональности, будут препятствовать нормальному человеческому общению и так далее. Все эти высказывания можно признать верными только лишь в случае, если вы будете слишком фанатично подходить к обучению по Доману, с утра до ночи показывая ребенку картинки, и игнорируя какие-либо другие методы развития. На самом же деле обучение по методике занимает не так много времени и совсем не исключает других игр и нормального человеческого общения, а самое главное — его всегда можно адаптировать под ваши желания — число показов в день сократить, а темы, освещаемые в карточках, брать только те, которые вы считаете интересными и полезными для малыша.

Разумный подход к методике

Итак, по моему мнению, заниматься по методу Домана нужно! Но необходимо придерживаться двух основных принципов :

1. Не нужно гнаться за количеством, стремясь показать как можно больше самых разных карточек, лучше ориентироваться на качество.

Что я имею ввиду под качеством карточек? А это значит, что для обучения лучше брать только ту информацию, которая интересна ребенку в данный момент времени, а главное ту, которую вы сможете в ближайшее время закрепить на примерах реальной жизни, картинках в книгах или в играх. Неоднократно по Таисии я замечала, что просмотренная и неиспользованная информация забывается ею очень быстро. Уже через пару месяцев она и не вспомнит, что я ей показывала гладиолусы и хризантемы. А вот если вскоре после просмотра, например, картинок с животными почитать про них стихи, сходить в зоопарк или поиграть в лото «Животные», результат будет совершенно другой — мало того, что информация прочно укладывается у ребенка в голове, так мы еще и здорово развиваем ассоциативное мышление ! А это очень ценно и полезно для малыша.

Мне кажется дочка даже в лице меняется, когда мы начинаем обсуждать то, что ранее проходили по карточкам, видно, что в этот момент в голове у нее происходит активный мыслительный процесс («Ага, этот тигр в клетке и есть тот тигр, что я видела на картинке»), а глаза так и светятся — видно, что ей очень интересно:) Говорю без преувеличения.

Поэтому всю информацию, прежде чем изучать, нужно хорошенько проанализировать. Стоит ли изучать по карточкам 100 цветов, если реально в играх с малышом вы никогда не будете называть их все? Считаю, что вполне можно ограничиться 15-18 цветами. А некоторые темы, возможно стоит полностью исключить. Все зависит от того, во что вы играете и что обсуждаете с малышом. Немного о том, в каком возрасте какие темы интересны ребенку можно почитать здесь.

Количество показов также должно быть разумным. Не обязательно приставать к малышу с карточками по 20 раз на дню. Показывайте карточки в том количестве, которое приемлемо для вас. Если, занимаясь с ребенком, вы все время будете изводить себя мыслью о том, что перегружаете его и даете ему совершенно ненужную информацию, то ребенок обязательно почувствует ваш посыл.

2. Обучение по Доману нужно совмещать с другими играми и занятиями.

Если вы слишком сосредоточитесь на показе и изготовлении карточек, забыв про то, что ребенок нуждается в живом общении, в познании реального мира и его законов, в творческом и музыкальном развитии, вы действительно лишите своего ребенка очень многого.

В чем суть методики Домана?

Итак, что же собой представляет методика Домана? Вообще говоря, демонстрация карточек – это не единственное, что предлагает Доман, но именно они получили наибольшее распространение, поэтому о них здесь и пойдет речь. Суть методики в многократном показе ребенку комплектов карточек с какой-либо информацией. Показывая картинки, вы озвучиваете для малыша, что на них изображено. Несмотря на то, что каждое занятие длится всего несколько секунд, ребенок с легкостью запоминает все, чему вы его учите.

Первый тип карточек Домана – энциклопедические , на них представлены картинки с изображением животных, растениий, музыкальных инструментов, профессий и т.д. и яркие подписи красным шрифтом. Карточки предъявляются ребенку тематическими комплектами, например, сначала изучаем диких животных , потом овощи , транспорт .

Кроме энциклопедических карточек существуют карточки для обучения счету ( KoroBoom , My-shop )

и карточки для обучения чтению ( KoroBoom , My-shop ).

Раньше последователям методики ночами приходилось изготавливать материалы, чтобы на следующий день было, что показать ребенку, сегодня, к счастью, можно приобрести готовые комплекты. Мы, например, учились по большому комплекту « Вундеркинд с пеленок ». В этом замечательном наборе есть все самые необходимые темы, на картинках четко выделен изучаемый объект, нет ничего лишнего, и вообще картинки очень красочные. На оборотной стороне есть факты, которые пригодятся, когда вы изучите все основные объекты, изображенные на картинках.

Мне всегда казалось, что показывать карточки в бумажном варианте гораздо удобнее, чем на компьютере (с ними легче соблюдать системный подход по замене изображений, их можно положить на видное место, и тогда про них будет сложно забыть). Но если вы придерживаетесь другого мнения, то вам, должно быть, пригодятся вот такие электронные карточки — КАРТОЧКИ ДОМАНА СКАЧАТЬ . При наличии цветного принтера их также можно распечатать.

Как заниматься?

В разных источниках начинать заниматься предлагается по-разному. Где-то советуют взять 5 комплектов карточек по 5 штук каждый, где-то – 3 комплекта по 10 карточек и т.д., вариантов масса. Я уверена, что каждый вариант рабочий. Для начала выберете любой, какой вам кажется, наиболее адекватным, а впоследствии, глядя на результаты, адаптируете систему под себя и ребенка. Если малышу тяжело просматривать комплект из 10 карточек, он начинает отвлекаться под конец просмотра, то уменьшите количество карточек и наоборот. Мы выбрали для себя вариант с 3 комплектами из 10 карточек . Этот вариант нам подошел.

Далее, по Доману, каждый набор необходимо показывать по 3 раза в день . Каждую картинку ребенок должен видеть 1-2 секунды . За одну демонстрацию показывают только один набор, и временной промежуток между показами должен быть не менее получаса . После десяти дней занятий (т.е. после того, как вы просмотрели набор 30 раз) из каждого набора изымается одна карточка и заменяется на новую, так делается каждый день, пока комплект карточек не исчерпает себя. Здесь нужно заметить, что если в ваших комплектах изначально было по 5 карточек, то вводить новые карточки нужно начинать уже после пяти дней занятий. Если набор полностью изучен, его заменяют на новый.

Читайте также:  10 главных плюсов дачного отдыха для ребенка

Кроме этого, Доман предлагает постепенно увеличивать количество комплектов карточек, демонстрируемых ребенку. Чуть ли не до десяти наборов. При этом каждый из них также нужно показывать в день по 3 раза. Только представьте, это нужно 30 раз в день отвлечь ребенка от его важных дел и показать картинки! Такие цифры могут отпугнуть от этой методики многих мам.

Чтобы все не выглядело так страшно, в методических пособиях обычно производят расчет (количество секунд, затрачиваемых на показ, умножают на количество демонстраций в день) и получают, что на показ карточек понадобится всего несколько минут в день. Но не все так просто как кажется, ведь показ картинок – это не единственное, чем вы занимаетесь и о чем помните весь день. Для начала вам элементарно нужно про них вспомнить, затем бросить все, оторвать малыша от игры и показать ему картинки. Это еще хорошо, если вы все время находитесь рядом с ребенком, и карточки все время при вас, но, к сожалению, не у всех мам есть такая возможность.

Поэтому, повторюсь еще раз, не гонитесь за количеством изучаемых комплектов. Главное — чтобы занятия были интересны вам и ребенку, а обучение не превратилось в обузу. НО все же старайтесь заниматься регулярно, не забрасывайте начатое.

Поэкспериментировав, мы с дочкой остановились на таком режиме: в день у нас было не больше 6 демонстраций, т.е. каждый набор за день мы успевали посмотреть по 2 раза. Каждый третий показ в каждый комплект добавляли по одной новой карточке (т.е. у нас новые картинки добавлялись не каждый день, а чуть реже). Первое время я начинала вводить новые карточки после 30 просмотров комплекта. Но впоследствии, все эти нормы меняла. Так, например, довольно быстро стало ясно, что 30 просмотров комплекта – это очень много, дочь начинает скучать. Количество комплектов же у нас всегда оставалось неизменным – 3. Подробнее о нашем опыте обучения по системе Домана вы можете почитать здесь:

Обучение с пелёнок по методике Глена Домана: польза или вред?

Сегодняшние родители много времени уделяют раннему детскому развитию. Способствуют этому и авторские обучающие программы, которые не теряют своей популярности вот уже много лет. Наверняка мамы слышали про материалы Монтессори или карточки Домана.

Система американского физиотерапевта Глена Домана, о которой и пойдёт речь в статье, построена на принципе донесения до ребёнка больших информационных объёмов через зрительное восприятие. Помогают в этом процессе специальные карточки.

Кто такой Глен Доман?

Будущий автор популярной развивающий методики родился в 1919 году в Филадельфии. В начале 40-х Доман приступил к физиотерапевтической практике в клинике. Основная цель его работы – изучение законов и особенностей развития детского мозга.

Однако идущая мировая война заставила учёного прервать работу и отправиться добровольцем на фронт. За боевые заслуги в составе роты пехотинцев Доман даже был награждён крестом «За выдающиеся заслуги» – второй по старшинству среди военных американских наград.

После окончания военных действий Доман возвращается к работе и начинается специализироваться на малышах с тяжёлыми повреждениями коры больших полушарий мозга и серьёзными поражениями центральной нервной системы.

В середине 50-х он организовал частный Институт Достижения Потенциала Человека. Фундаментальной базой этого исследовательского учреждения стала методика Глена Домана.

В течение двух десятков лет учёный вместе с коллегами проводил разнообразные исследования, экспериментировал, обобщал информацию, чтобы создать систему реабилитации малышей с ДЦП, задержкой психического и интеллектуального развития.

В 1960 г. Доман опубликовал в специализированном научном издании материал об особенностях своей работы с детьми, у которых диагностировано повреждение мозга, и итогами их реабилитации. Эта статья принесла ему широкую известность в научных кругах.

Именно с этой поры методика раннего развития Домана стала активно использоваться не только специалистами, но и родителями, причём её применение было расширено – теперь обучение проходили и здоровые малыши.

Полную информацию о развивающей системе можно узнать из книг самого автора:

  • «Как научить ребёнка читать»;
  • «Гармоничное развитие ребёнка».

Принципы развития ребёнка по Доману

Детские возможности станут расти день ото дня, если заниматься с ребёнком постоянно и на регулярной основе. Автор методики был убеждён, что головной мозг может развиваться лишь при ежедневной тренировке.

Однако данный процесс протекает неравномерно. Вот почему до 3 лет необходимо передать малышу максимальный объём информации, а в следующие 3 года – до шестилетнего возраста – постоянно поддерживать навыки ребёнка и дополнять его «багаж» новыми знаниями.

Методика развития ребёнка Домана основывается на нескольких важных принципах:

    Ранние занятия. Занятия с детьми по совершенствованию моторики и интеллекта должны начинаться практически с первых дней жизни. Сразу после рождения Доман рекомендовал включать физические упражнения в ежедневный распорядок дня. Необходима стимуляция ребёнка к ползанию, хватанию, переворачиванию, стоянию. Также следует обучать малыша плавать. Автор убеждал, что подобные рефлексы естественны для детей.

Интеллектуальное развитие происходит с помощью комплектов карточек. Ребёнок схватывает картинку, запоминая её на уровне подсознания. Это позволяет «закачивать» в малыша большие объёмы информации.

  • Регулярность упражнений. По Доману занятия должны проходить ежедневно, пропускать их нельзя. Лишь в этом случае детский мозг будет работать и развиваться полноценно.
  • Учёт заинтересованности ребёнка. Занятия необходимо проводить лишь тогда, когда малыш заинтересован в них. Если он испытывает какой-то дискомфорт, нужно вернуться к упражнениям через 2 — 3 часа.
  • Создание условий для обучения. Карточки Домана – обязательное условие развития ребёнка. Этот инструментарий состоит из картинок, точек или слов. Карточки вводятся в процесс постепенно, чтобы кроха смог быстро всё запомнить.
  • Физическое развитие по Доману

    Система развития для самых маленьких включает весьма серьёзный комплект физических упражнений. Доктор Доман считал, что между моторикой и интеллектом имеется взаимосвязь.

    Взрослые, которые регулярно занимаются с ребёнком определённой зарядкой, производят стимуляцию познавательных процессов. Таким образом, чем более развит малыш физически, тем выше будет его интеллект.

    Сложность и продолжительность упражнений будет зависеть от возраста подопечного.

    От 0 до 2 месяцев

    • развитие двигательных навыков. Ребёнок практически с первых дней жизни должен при помощи врождённого рефлекса отталкивания проползать короткую дистанцию по специальном треку. Выполняется такая зарядка 10 раз в сутки. Общая длительность — 4 часа в сутки;
    • развитие мануальных умений. Ребёнку предлагается указательный палец или гладкий деревянный штырёк аналогичного размера для захватывания. Когда малыш схватит палец, мама приподнимает его торс. Выполняют подъёмы 10 раз в сутки. Длительность — 10 минут;
    • развитие равновесия. Этот вид упражнений подразумевает совершенствование вестибулярного аппарата. Родитель покачивает, вращает, подбрасывает ребёнка в различных плоскостях. Всего этот комплекс для новорождённых состоит из 15 различных упражнений. Длительность — 10 минут.

    От 2 до 7 месяцев

    • развитие двигательных навыков. Ребёнок ползает по-пластунски за игрушкой. Ему нужно проползти по треку более длинную дистанцию, чем прежде (хороший уровень – одна пауза за всю дистанцию). Выполняется упражнение 15 раз за сутки. Общая длительность: от 4 часов в сутки;
    • развитие мануальный умений. Ребёнок захватывает родительский палец, а мама или папа приподнимает торс, чтобы малыш немного повисел. Выполняют висы 15 раз в сутки. Длительность увеличивается с двух до 10 секунд;
    • развитие равновесия. Мама качает, вращает и подбрасывает малыша в различных плоскостях. Опять выполняются те же 15 упражнений, что и в раннем возрастном периоде. Длительность совершенствования вестибулярного аппарата: 10 минут.

    От 7 до 12 месяцев

    • развитие двигательных навыков. Ребёнок ползает на четвереньках. За сутки необходимо провести до 30 серий таких упражнений. Общая длительность: минимально 4 часа, желательно до 12 часов в сутки;
    • развитие мануальных умений. Ребёнок висит на перекладине, а родитель его страхует. Выполняют висы 15 раз в сутки. Длительность каждого упражнения – 20 секунд;
    • развитие равновесия. Ребёнка качают, вращают, делают подбросы в различных плоскостях. В этом возрасте выполняют комплекс из 10 специальных упражнений. Длительность такой зарядки составляет 20 минут.

    От 1 года

    • развитие двигательных навыков. Ребёнок ходит, причём начинать нужно с одного-двух шажков. За сутки проводят до 30 сеансов ходьбы. Длительность — минимально 2 часа в сутки;
    • развитие мануальных умений. Ребёнок висит на турнике, а потом постепенно передвигается по нему при помощи перехватов (этот способ необходимо сначала продемонстрировать). За сутки нужно выполнить 10 упражнений по перехвату и 5 серий по провисанию. Длительность — 5 минут;
    • развитие равновесия. Выполняется комплекс из 10 упражнений по пассивному развитию равновесия. Родитель покачивает, крутит, подбрасывает малыша в различных плоскостях. Длительность — 20 минут.

    Обучение чтению по Доману

    Многие родители уверены, что учить читать ребёнка по методике Глена Домана нужно практически с первых недель жизни. Однако это не совсем соответствует действительности.

    В своих трудах автор указывал оптимальный возраст для овладения этим навыком – 12 месяцев. К тому же, чтобы контролировать получение знаний, необходимо заручиться умением ребёнка говорить, поскольку через неделю обучения кроха должен «прочитывать» показанные слова.

    Развивающие карточки для детей имеют строго определённый размер: 10 на 50 сантиметров. Слова на них должны быть обязательно ярко-красными, а высота букв составляет примерно 7,5 сантиметров.

    По методике Домана при обучении чтению следует соблюдать определённую схему:

    1. Первые сутки: ребёнку четырежды показывают 5 картинок со словами-существительными. Паузы между занятиями составляют не более получаса.
    2. Вторые сутки: родитель осуществляет три показа по 5 слов, уже демонстрировавшихся вчера, и три показа по 5 новых слов. В результате получается 6 занятий, во время которых изучается 10 слов.
    3. Третьи сутки: мама осуществляет шесть сеансов по 5 карточек, уже показанных в первый и второй день, и три сеанса по 5 новых слов. В результате получается 9 занятий, во время которых изучается 15 слов.

    Такая схема продолжает действовать и дальше. Важно лишь помнить, что в одно занятие ребёнок изучает 5 слов, а всякая введённая в показ картинка со словами показываться 3 раза в сутки.

    Как только в течение пяти дней слово было изучено, его убирают из демонстрации, поскольку малыш уже должен быть его запомнить. Автор рекомендовал для лучшего контроля замены карточек писать на них дату начала предъявления.

    Учим ребёнка считать по Доману

    Согласно методике Глена Домана, родители и дети считают по-разному: взрослый человек представляет себе конкретную цифру, а малыш видит количество яблок, конфет и пр.

    Вот почему на карточках, которые будут демонстрироваться ребёнку, автор изображал не цифры, а красные точки, которые соответствуют этому числу. Так детям будет проще учиться счёту.

    Обучение счёту напоминает привитие навыка чтения и включает следующие действия:

    • ребёнку показывают быстро карточки с кружками;
    • занятие состоит из трёх сеансов по 5 карточек;
    • каждый день нужно добавлять две новые карточки и удалять из сеанса 2 карточки со знакомыми цифрами;
    • затем взрослый вводит дополнительные картинки с большим количеством кружков и увеличивает их число.

    Получение энциклопедических знаний по Доману

    Развивать ребёнка нужно постоянно, как считал Доман, цель жизни и заключается в получении знаний. Информационные материалы состоят из так называемых «битов интеллекта», который представляет собой какой-то определённый факт.

    Автор методики считал, что пояснения не представляют особого интереса и не несут никакой пользы для ребёнка, поскольку его мозг может воспринять лишь чистые факт – тот самый бит информации.

    Карточки для развития ребёнка помогают получать глубокие и разносторонние знания, если:

    • каждый элемент изображения виден отчётливо;
    • на карте изображён лишь один предмет;
    • родитель проговаривают название каждого предмета;
    • прежде это изображение было неизвестно ребёнку;
    • карта довольно большая;
    • она чистая, без шумовых изображений или грязи.

    Глен Доман считал, что подобная техника направлена на развитие скорости нервной реакции. И если поначалу ребёнок ничего не понимает, то затем (при условии регулярности занятий) у него появляется более скоростное запоминание и фотографическая память.

    Первоначально нужно демонстрировать трижды в сутки по 10 карточек, потом понемногу количество демонстрируемых карт увеличивается до 120. Как только картинка будет просмотрена 30 раз, её следует заменять новой. Следовательно, маме нужно вести отчёт, сколько каждая карта показывалась.

    Карточки Домана своими руками

    Демонстрационный материал продаётся в магазинах, однако многие родители всё чаще выбирают самостоятельное изготовление карточек, поскольку для обучения понадобятся сотни, а то и тысячи картинок и изображений.

    Методика Глена Домана разрешает карточки выполнять и из подручных материалов. Самый простой и разумный вариант – бесплатно скачать с сайта и распечатать на плотной качественной бумаге с помощью цветного принтера. Можно сделать карты, вырезав картинки из журналов и газет.

    Распечатанный материал при аккуратной эксплуатации прослужит достаточно продолжительный срок, если твёрдую бумагу дополнительно заламинировать. Такие карточки можно даже отдать на время знакомым, которые также хотят обучать ребёнка по этой методике.

    Карточки нужно систематизировать и разложить по определённым разделам. К примеру:

    • домашние птицы;
    • музыкальные инструменты;
    • части тела;
    • овощи;
    • русские писатели и пр.

    Если для самых маленьких детей хватит по 10 карточек на каждый раздел, то для малышей постарше количество картинок резко возрастает. Кроме того, в разделах появляются подкатегории. Например, в категории «птицы» появляются «водоплавающие птицы», «птицы Арктики», «птицы-хищники».

    Методика Домана словами автора

    Американский физиотерапевт сравнивал детский мозг с совершенным компьютером, который собирает и анализирует «биты интеллекта». Автор считал, что для детей до 1 года не свойственно воспринимать чрезмерно умные мысли.

    Когда малыш смотрит на пробегающего Шарика и спрашивает, что это такое, родитель может:

    • сослаться на занятость и отказаться объяснять;
    • сказать ребёнку: «Это тяв-тяв»;
    • рассказать просто, что это собака;
    • объяснить, что это собака породы пудель;
    • показать изображения с собаками;
    • продемонстрировать карточки с разными породами собак и показать, где изображён сенбернар, овчарка, такса, сеттер и пр.
    Читайте также:  Надо ли стричь ребенка налысо в год: правда и мифы

    То есть за короткое время малыш самостоятельно совершает большую интеллектуальную работу и ускоряет мозговую деятельность.

    Методика Домана: плюсы и минусы

    Раннее развитие ребёнка по системе Глена Домана пользуется популярностью у отечественных мам. Обычно родители высказывают положительные мнения о результатах регулярных занятий, поскольку малыш активно интересуется яркими изображениями, словами и точками.

    Карточки Глена Домана привлекает детское внимание, поэтому ребёнок запоминает множество фактов и информации, которую ему предлагают родители.

    Однако многие специалисты не столь оптимистично относятся к этой методике, выделяя несколько серьёзных минусов:

    1. Система основывается лишь на визуальном и звуковом восприятии. Малыш пассивно получает информацию, не анализирует её и часто не способен применить на практике.
    2. Уроки не предусматривает развитие творческих способностей. Например, без формирования тонкой моторики невозможно совершенствование интеллекта малыша. Однако при работе с картами ребёнок не рисует, не лепит из пластилина, не играет.
    3. Согласно методу, текст сопровождается демонстрацией карточек. В будущем ребёнок с трудом читает тексты без изображений и не всегда понимает прочитанный материал. Подобное обучение чревато отсутствием желания у детей заниматься неинтересной деятельностью.
    4. Всякий малыш – это яркая личность со своими предпочтениями. Один хочет лепить из пластилина, другой стремится к собиранию пазлов, третий – к активным видам деятельности. Не каждый ребёнок станет изучать карточки Домана, ничего не делая при этом.

    Мнение врача-невролога

    Многие специалисты достаточно негативно высказываются о методе Глена Домана. Так, например, врач-невролог Елизавета Меланченко выступает против ранних развивающих систем, в том числе и домановской.

    Нередко на приём к неврологам приходят дети с различными проблемами в виде тика, навязчивых движений, энуреза. Подобные симптомы являются результатом слишком раннего обучения ребёнка. Из-за чего возникают психологические и неврологические нарушения?

    Созревание детского мозга происходит постепенно. Прежде всего формируются центры, которые отвечают за работу дыхательной и пищеварительной системы, затем – за движение, эмоции, волевые процессы и чтение.

    Из-за интеллектуального перенапряжения происходит спазмирование головных сосудов вследствие притока крови к мозгу. Как результат – у ребёнка болит голова, появляются тики, энурез и просто повышенная эмоциональная лабильность.

    К сожалению, некоторые мамы не слушают советы специалистов и интеллектуально перегружают малышей. В результате ребёнок становится неуправляемым, агрессивным, не может усваивать детсадовскую программу, после чего переходит на домашнее обучение.

    Карточки Домана – часть популярной развивающей системы американского физиотерапевта. Некоторые родители говорят о явных положительных сдвигах в развитии малыша, другие же мамы убеждены, что с возрастом накопленные знания забываются.

    Таким образом, применять ли методику Домана или брать из неё только определённые части – решать только родителям. Важно лишь учитывать особенности ребёнка и его желание работать с карточками.


    Как вырастить гения. Выбираем обучающие карточки для детей

    Знаете ли вы, что метод обучения детей посредством карточек уже завоевал популярность во всем мире? Он является одним из самых простых, но в то же время эффективных методов. В этом обзоре мы расскажем о наиболее ярких и интересных дидактических карточках и предложим вам наш топ издательств:

    • «Вундеркинд с пеленок»
    • «Маленький гений — Пресс»
    • «Айрис-Пресс»
    • «Умница»
    • «Робинс»
    • «Проф-Пресс»
    • «Росмэн»
    • «Литур»

    А теперь подробнее о каждом. Наглядно-методические пособия от «Вундеркинда с пеленок» основываются на методике американского нейрохирурга Глена Домана. Многолетняя практика доказала, что показ карточек воспринимается детьми как игра, а это значит, что процесс обучения будет более результативным. Все карточки по Доману должны иметь белый фон, на котором изображена только одна картинка. Название пишется снизу крупными буквами красного цвета. Тематика карточек различна: транспорт, музыкальные инструменты, солнечная система, профессии, породы собак, динозавры, алфавит, счет, цвета, страны, английский язык и многое другое. Так, например, с обучающими карточками «Автомобили» ребенок погрузится в мир машин. В комплект входит 40 двусторонних карточек (с одной стороны — модель машины с названием на русском языке, с другой — логотип и подпись на английском). Карточки можно использовать, начиная с 6 месяцев.

    Издательство «Маленький гений — Пресс» также занимается разработкой и выпуском наглядных пособий, в том числе карточек. Так, с помощью набора «Морские животные» дети познакомятся с обитателями морей. Заниматься с карточками можно в различных вариациях: обобщать, классифицировать, сравнивать, искать лишнее, описывать, читать названия и др. Яркое оформление карточек порадует детей и сделает ваши занятия интересными. Еще один хороший набор карточек от этого издательства — «Природные явления». С его помощью можно рассказать и наглядно показать детям, чем отличается град от дождя, объяснить, почему зимой идет снег, а летом светит солнце и др.

    У издательства «Айрис-Пресс» есть сразу несколько потрясающих серий с карточками:

    • IQ малыш. Набор «Один — много» познакомит ребенка с понятиями «один» и «много» и научит различать их. В набор входит 14 карточек из плотного картона с цветными картинками. Подходит для малышей с полутора лет. В серии «IQ малыш» уже выпущено более 70 различных наборов. Темы карточек: созвездия, животные, деревья, фигуры, насекомые, достопримечательности, изобретения, птицы и др.
    • Занимательные карточки для дошколят. В этой серии выпущено семь наборов для детей от 3 до 6 лет. Набор «Ежонок» состоит из 45 карточек, предназначенных для занятий с детьми от 3 лет. На одной стороне карточек находятся задания (поиск отличий, ошибки художника, логические задания и др.). На другой — игра «Найди пару».
    • IQ карточки. «Развиваем воображение и речь». Этот набор состоит из 18 двусторонних карточек большого формата, включает 36 заданий, которые ребенок может выполнять тремя способами. Подойдет для детей от 4 лет.

    Одним из лидеров обучения детей с рождения является издательство «Умница». Хотим познакомить вас с их великолепной серией «Мир на ладошке». Это настоящая энциклопедия в фотографиях. С набором «Мир джунглей» дети узнают много удивительных фактов о жизни животных в тропических джунглях. С наборами карточек от «Умница» изучать окружающий мир будет вдвойне интереснее.

    Всеми любимый «Робинс» был и остается одним из пионеров по выпуску развивающих карточек. Например, «Готовимся к школе» — это их многолетний хит. Включает 50 двусторонних многоразовых карточек (пиши-стирай) с играми, задачками на сообразительность, внимательность, а также кроссворды, лабиринты, задания на счет, чтение. Подойдет детям от 5 лет. Для детей помладше у «Робинс» есть удобнейшие карточки-пазлы. Например, игра «Логика». В набор входит 20 карточек с картинками, выполненных из плотного картона. На каждой из сторон карточки изображен какой-нибудь предмет. Варианты работы с карточками различны. Рекомендованный возраст — от 3 лет.

    «Проф-Пресс» издает отличную бюджетную серию карточек «Уроки для самых маленьких». На сегодняшний день уже выпущено более 40 наборов: игрушки, овощи и фрукты, млекопитающие, цифры и счет, кем быть, мебель, грибы и ягоды и др. С яркими карточками «Виды спорта» дети узнают о 16 спортивных дисциплинах: футбол, автогонки, волейбол, теннис, фигурное катание, академическая гребля и др. Размер карточек — 16,5×20,5 см, материал — картон.

    Издательство «Росмэн» также специализируется на наглядных пособиях для детей. У них есть замечательная серия «Умные карточки» (более 30 комплектов). Например, с набором двусторонних карточек «Учимся сравнивать» дети познакомятся с противоположными признаками предметов: узкий-широкий, белый-черный, длинный-короткий, открытый-закрытый, чистый-грязный и др. В наборе 32 карточки с красочными фотографиями. А еще предлагаем обратить внимание на обучающие карточки «Английский язык для малышей».

    И, наконец, хотим познакомить вас с невероятно красивыми карточками от «Литур». Это целая серия прекрасных проиллюстрированных пособий, которая поможет вашим детям с большим удовольствием и любовью изучать окружающий мир. Комплект «Насекомые» включает 16 изображений насекомых, содержит общие сведения о них и описывает отличительные черты их поведения. Очень достойная серия!

    Таким образом, с помощью карточек дети научатся правильно определять форму и цвет, познакомятся с различными видами растений, животных, сформируют представление о транспорте, временах года и т. д. С их помощью ребенок будет тренировать память, слух, зрение, мышление, будет учиться находить взаимосвязь между предметами и явлениями, искать сходства и отличия. Желаем легкого и интересного обучения! Читайте наши обзоры!

    Методика Глена Домана. Карточки Домана

    Наверняка вы не раз слышали эту фамилию и про метод развития ребенка при помощи карточек. Основная суть методики используемой и пропагандируемой в России, заключается именно в карточках. Перейдем сразу к главному упражнению.

    Описание метода

    Механизм упражнений с карточками по Доману:

    1. Родитель располагает перед собой ребенка (он должен быть в хорошем настроении и смирным).
    2. Сообщает: «Сейчас я покажу тебе …название предмета на карточке (например, ложка)».
    3. Родитель достает и показывает ребенку карточку с цветным изображением (изображение ложки) на 1-2 секунды. В это же время взрослый проговаривает четкой речью название изображенного объекта «Ложка».
    4. Показанная карточка убирается до следующего занятия. И достается следующая карточка.
    5. Цикл повторяется с другими карточками до 120 раз за одно упражнение (официально рекомендованное число).
    6. После 30 показываний, карточка считается выученной и выпадает. На ее место приходит другая карточка.

    Существует множество разновидностей какое количество карточек и сколько раз в день показывать, но главный принцип — не более двух секунд и никаких обсуждений с ребенком.

    Главное правило данной методики — Вы никогда не должны проверять, запомнил ли ребенок карточку! И вообще не должны обсуждать их с ним. То есть вы никогда не узнаете о результатах этой методики. Почему такое правило создано? Наверное, автор не хотел, чтобы его метод подвергали сомнению, а просто верили в него.

    Показал, назвал, убрал. Гений готов. Хотя бы на какое-то мгновение в голове родителя.

    Данной методикой рекомендуется заниматься с 3 месяцев. Способен ли ребенок что-то понять и осмыслить, кроме того, что вы показываете цветной клочок бумаги и произносите какие-то звуки? Наверное, вы скажете – «Нет», и с вами согласится все научное и врачебное сообщество США (именно там в середине XX века, т.е. 70 лет назад, была придумана данная методика). Если же вы сказали — «Да», то ваше мнение совпадает с Гленом Доманом и частными компаниями, которые продают данные карточки за неприличные деньги (наборы распечатанных карточек с кружочками для обучения счету с 6 месяцев! продают за 4000-5000 рублей).

    Роль родителя

    Родителям в методике Домана уготована лишь одна роль взаимодействия с ребенком — показывать карточки Домана. Покупать карточки или делать тысячами самим, затем показывая их десятки тысяч раз и проговаривая их в течении первых лет жизни ребенка.

    Вроде кажется это все бредом, но некоторые родители муштруют часами совсем неготового к таким нагрузкам ребенка. Что выливается в различные физиологические проблемы: тики, энурез, головные боли, потеря аппетита и др., с которыми потом родители идут к врачам. Стоит ли говорить, что, занимаясь днями напролет «развитием интеллекта», у ребенка не остается возможностей развиваться во всех остальных сферах? Эмоциональная, моторная, социальная и др. сферы просто не развиваются.

    Карточки Домана

    Давайте вместе представим, что взрослый оказался на месте ребенка и ему на протяжении нескольких месяцев показывают карточки. На них изображены образы из несуществующего мира (ведь ребенок не знает, что все эти образы существуют в реальности и у них есть функции) и называют названия на вымышленном языке (у ребенка нет никакой связи в голове между реальными объектами и их названиями, что такое речь и ее предназначение). Какого результата мы добьемся? Сможет ли взрослый понять, что изображено на карточках и что этот объект делает, живой ли он, опасен он или съедобен? Даже взрослый человек, который в тысячи раз умнее и способнее младенца, вряд ли что-то поймет. Он лишь запомнит изображение картинки и вызубрит относящийся к ней звук. Но встретив данный объект в жизни, он не будет знать, что это за объект. А если мы в жизни не знаем ничего о предмете с картинки, его назначения и свойства, то какой смысл знания как он выглядит? В этом нет никакого смысла. Такое знание фейк – подделка, выдаваемая за правду.

    Автор методики придерживается другой позиции. Карточки с цветовыми кружками (здоровых детей ими предлагается обучать математике), были созданы для лечения умственно отсталых детей и детей с серьезными повреждениями мозга. Карточками стимулировали реакцию ребенка, таким образом привлекали его внимание. Карточки выступали в роли раздражителей, которые стимулировали оставшиеся здоровые клетки мозга у больных детей, и в ряде случаев наблюдалась некая коррекция мозговых функций. Если учесть, что часто больные дети с рождения просто лежат без какого-либо внимания взрослых и их развитие останавливается (эффект госпитализма), то подобный положительный эффект не мог не дать результата. Ведь даже простое показывание карточек и речевое общение с больным ребенком, т.е. хоть какое человеческое взаимодействие, это куда лучше для развития мозга, чем сутками лежать в тишине и смотреть в потолок, отсюда и эффект карточек для больных детей.

    После опытов в больницах, Доман решил применить данный метод на здоровых детях. Но это было не просто. Доман столкнулся с типичной реакцией здорового ребенка — он отворачивается и прекращает то, что ему неинтересно. Дети готовы были пару раз поиграть в эту игру, но после она переставала им нравиться.

    Физические упражения Домана

    Но методика Глена Домана не заканчивается на карточках для памяти, чтения и математики. В ней также существует и система физического развития. Ее основу составляет идея о том, что нужно закреплять врожденные рефлексы ребенка, чтобы в будущем ему не пришлось заново им учиться. Для этого нужно развивать в ребенке врожденные рефлексы с самого рождения. Например, рефлекс отталкивания. Ребенок должен ползать с первых месяцев по специальной дорожке (которую конечно же продает организация созданная Доманом). Регулярность такого упражнения: минимум 10 раз в день, а продолжительность не менее 4 часов в сутки!

    Читайте также:  Если ребенок ничего не ест в садике: причины и что делать (часть 2)

    Физические упражнения Глена Домана

    Критика методики Домана

    Стоит ли говорить, что начиная с 60-ых годов, все исследования проведенные Доманом были опровергнуты. Никакого эффекта для здоровых детей никогда не было доказано. И все продажи данных карточек, построены только на рекламных заявлениях. Некоторые российские компании (в том числе связанные с государством и Министерством образования), все еще выпускают и продвигают данные карточки, заведомо зная всю их бессмысленность и вредность для детского развития.

    В США данную методику специалисты и ученые опровергали сотни раз. Организация созданная Доманом и продолженная его детьми, была обвинена в том, что дает пустые надежды родителям больных детей, выкачивая из них последние деньги, при этом не принося пользы. Прошло уже 50 лет с первого доклада-опровержения от Американской Академии Педиатров ( данный доклад опубликовали повторно уже 4 раза), в котором было доказано, что методы Домана основываются на устаревшей и упрощенной теории развития мозга. Что современная наука не поддерживает его взгляды и методы, что они являются необоснованными и неподтвержденными.

    Как вы думаете дорогой читатель, если за 70 лет жизни данной методики, не было ни одного положительного исследования (не считая исследований самого Домана), и которая была признана вредной, достойна ли данная методика существования? Ответ Progressio — нет. Если вы хотите применять уже купленные карточки или вам интересна подобная форма занятий, лучше обратиться к методу Сесиль Лупан, которая также разочаровалась в методах Домана, и придумала своим карточках более полезное применение.

    Методика Домана для здоровых детей абсолютно бесполезна и вредна. Она способна не только замедлять развитие, но и оказывать негативный эффект на физиологию и мозг ребенка. Когда происходит помешательство родителей на методиках вредных для ребенка, мы как психологи детского развития не можем молчать. Мы призываем родителей отказаться от данной методики, как это уже давно сделали родители в западных странах.

    Данная методика не просто не помогает в развитии ребенка, она его затормаживает, и особенно сильно навыки 21 века:

    Карточки Домана для Вовика

    1. Описание
    Для начала определилась с категориями карточек. Потом сделала список всего, входящего в категории. Получилось у меня так:
    Игрушки. Кубики, кукла, юла, лошадка, мяч, пистолет, мишка, кегли, погремушка, конструктор, шарики, робот, кораблики, пирамида, неваляшка, лопатка, совок, шарики, настольная игра, погремушка.

    Канцелярия. Краски, кисточки, линейка, блокнот, карандаши, точилка, ручка, степлер, дырокол, скрепки, мел, кнопки, скотч, циркуль, фломастеры, папка.

    Домашние животные. Корова, лошадь, верблюд, свинья, коза, овца, олень, собака, кошка, кролик, хомяк, осел.

    Звери. Бурундук, енот, медведь, обезьяна, тигр, бобр, еж, кенгуру, жираф, белка, белый медведь, тюлень, шакал, мышь, дикобраз, зубр, коала, морж, летучая мышь, мангуст, динозавр, пингвин, панда, пантера, крыса, морская свинка, лиса, барсук, лось, слон, гепард, зебра, бегемот, волк, рысь, заяц, лев, носорог, мамонт, олень, овцебык, нутрия, песец, кабан, крот, леопард, ягуар.

    Рыбы и морские обитатели. Лещ, акула, ёрш, кит, карп, камбала, щука, окунь, корюшка, осётр, форель, сом, скумбрия, плотва, треска, угорь. Омар, креветки, осьминог, кальмар, морская черепаха, медуза, краб, морской конек, скат, морской лев, рак, дельфин, морская звезда, тигровая креветка.

    Птицы. Филин, петух, утка, павлин, курица, лебедь, ласточка, альбатрос, попугай, аист, скворец, дятел, страус, ворона, орел, голубь, воробей, грач, соловей, клест, журавль, цыпленок, синица, канарейка, сова, чайка, снегирь, гусь, сорока, индюк, фламинго.

    Насекомые. Пчела, муха, тарантул, стрекоза, колорадский жук, клещ, шмель, муравей, кузнечик, майский жук, божья коровка, гусеница, бабочка, скорпион, оса, богомол, комар, таракан, пиявка, паук, жук, личинка, червяк.

    Пресмыкающиеся и рептилии. Ящерица, улитка, лягушка, игуана, черепаха, хамелеон, варан, крокодил, кобра, удав, гадюка, уж, полоз, мамба, анаконда.

    Еда, орехи и напитки. Кешью, арахис, грецкие орехи, каштаны, фундук, пекан, кокосовый орех, кедровый орех, фисташки, миндаль. Сливочное масло, макароны, кренделек, сосиски, творог, цыпленок, шоколад, пончики, пицца, сэндвич, варенье, рулет, крекер, картофель фри, колбаса, буженина, сосиски, макароны, окорочок, блины, оладьи, ветчина, сардельки, печенье, салат, пельмени, гамбургер, джем, голубцы, пряники, сырок, горошек, мюсли, хлопья, квашеная капуста, курица-гриль, крылышки, консервы, кетчуп, майонез, сгущенка, селедка, запеканка, жареная рыба, винегрет, сырник, бутерброд, багет, йогурт, фасоль, булочки, батон, конфеты, вареники, вафли, овощи, пирожное, каша, плов, изюм, ветчина, пирог, лаваш, макароны, фасоль, кекс, круассан, курага, крабовые палочки, шаверма, рыбные палочки, стейк, пюре, тост, хот-дог, сметана, мед, оливки, сушки, сыр, маслины, суп, черный хлеб, десерт, пирожки, суши, шашлык, мясо, финики, торт, рогалик, рис, инжир, чернослив, черная икра, красная икра, гуляш, бефстроганов, мороженое, чипсы. Кефир, молоко, компот, кисель, бутылка воды, вода, чай, кофе, какао, сок.

    Транспорт и средства передвижения. Велосипед, самолет, самосвал, микроавтобус, лодка, самокат, воздушный шар, аварийная машина, грузовик, машина, экскурсионный автобус, вертолет, автокран, бульдозер, корабль, велосипед, подъемный кран, каток, пожарная машина, скорая помощь, мусоровоз, автобус, троллейбус, трамвай, маршрутное такси, полицейская машина, сани, экскаватор, санки, карета, подводная лодка, погрузчик, ролики, кабриолет, дельтаплан, коляска, носилки, вертолет, кресло-коляска, ледянка, прогулочная коляска, парашют, трактор, ракета, яхта, телега, катер, квадроцикл, надувная лодка, бетоновоз, поезд, бензовоз, снегоход, джип, лимузин, мотоцикл.

    Мебель. Комод, стеллаж, кресло, кровать, полка, диван, детская кроватка, тумба, стенка, табурет, письменный стол, гардероб, шкаф, кухонный уголок, кухонный гарнитур, стул, стол.

    Посуда и кухонные аксессуары. Кастрюля, ложка, нож, переднки, доска, миска, дуршлаг, сито, контейнер, пиццерезка, толкушка, овощечистка, кувшин, сахарница, чайник, тарелка, термос, воронка, вилка, котелок, терка, лопатка, сковорода, лопатка, тарелка, стакан, венчик, стаканчик, ковш, банка, бутылка, поварешка, скалка, шумовка, форма для выпечки, солонка.

    Приборы. Блендер, мобильный телефон, кофемолка, микроволновая печь, миксер, пульт, пылесос, кофеварка, фен, ноутбук, телевизор, мультиварка, весы, магнитофон, веб-камера, наушники, колонки, плеер, планшетный компьютер, видеокамера, фотоаппарат, соковыжималка, посудомоечная машина, утюг, швейная машина, телефон, старальная машина, мясорубка, микрофон, кондиционер, вентиллятор, плита, тостер, калькулятор, чайник, пароварка, холодильник, компьютер, кухонный комбайн, принтер.

    Человек. Мужчина, женщина, малыш, ребенок, мальчик, девочка, ноги, доктор, кулак, палец, полицейский, живот, плечи, ступня, спина, локоть, колени, шея, подбородок, волосы, ногти, брови, руки, ладонь, усы, борода, лоб, лицо, глаза, нос, рот, уши, зубы.

    Цветы, злаки, растения. Магнолия, колокольчик, мать-и-мачеха, хризантема, клевер, орхидея, мак, василек, мята, подсолнух. Лен, репейник, лишайник, водоросли, мох, тростник. Просо, ячмень, пшкница, овес, рожь, осока, подснежник, гладиолус, крапива, роза, рис, ромашка, тюльпан, гербера, подорожник, пион, лилия, одуванчик, мимоза, каллы, лютик, кувшинка, фиалка, флоксы, папоротник, алоэ, ландыши, астры, фикус, гвоздика, сакура, сирень, календула, камыш, лотос, нарцысс, чертополох, анютины глазки, лаванда, незабудка, букет, ирис, кактус.

    Элементы и явления природы. Росток, перо, сосульки, листья, ракушки, желуди лес, кочка, колосья, почки, костер, водопад, смерч, облако, туча, огонь, молния, солнце, луна, дождь, снежинка, трава, куст, дерево, гнездо, болото, море, река, радуга, ветка, ущелье, айсберг, звезда, шишки, лужа, капля, колосья, камень, полено, гора.

    Улица. Лопата, тележка, горка, качели, светофор, палатка, мостик, кормушка, скворечник, монеты, деньги, киоск (ларек), банкомат, памятник, заправка, лестница, пожарная часть, стадион, церковь, лейка, балкон, снеговик, тачка, скамейка, остановка, забор, ворота, касса, мост, вокзал, лыжи, коньки, удочка, магазин, перила, урна.

    Одежда, обувь, аксессуары. Перчатки, жилетка, кепка, носки, блузка, колготки, майка, шапка, пальто, варежки, шарф, пиджак, кофта, боди, шерстяные носки, трусы, шорты, комбинезон, джинсы, дубленка, пижама, комбинезон, брюки, платье, юбка, панамка шуба, рубашка, футболка, ремень, куртка. Зонт, сумка, портфель, бусы, кольцо, часы, цепочка, шнурки, косок. Кроссовки, босоножки, шлепанцы, резиновые сапоги, туфли, тапки, сапоги, валенки, ботинки.

    Фрукты и ягоды. Груша, нектарин, инжир, хурма, айва, алыча, слива, яблока, фейхоа, дыня, манго, персик, грейпфрут, лайм, лимон, мандарин, киви, гранат, банан, ананас, апельсин, абрикос. Ежевика, арбуз, виноград, клубника, тутовник (шелковица), шиповник, облепиха, барбарис, рябина, земляника, черная смородина, брусника, вишня, клюква, земляника, ирга, белая смородина, черноплодная рябина, малина, морошка, калина, голубика, черника, красная смородина, крыжовник.

    Овощи и зелень. Морковь, перец, помидор, картофель, кабачок, огурец, репа, свекла, капуста, лук, редис, авокадо, брокколи, пекинская капуста, брюссельская капуста, горох, баклажан, репка, имбирь, патиссон, спаржа, дайкон, редька, кукуруза, белокочанная капуста, батат, бобы, цуккини, цветная капуста, хрен, тыква, острый перец, чеснок, артишок, краснокочанная капуста, кольраби, пастернак. Салат, лук-порей, петрушка, сельдерей, зеленый лук, шпинат, щавель, укроп, ревень.

    Квартира. Прищепки, расческа, рюкзак, ножницы, настольная лампа, коробка, корзина, умывальник, унитаз, кран, душ, выключатели, розетка, камин, очки, лампочка, ампула, вата, таблетка, капсула, бинт, градусник, клизма, зеркало, клубок, моток, нитки, иголка, гладильная доска, зубная паста, зубная щетка, мочалка, шампунь, полотенце, плед, мыло, грелка, горшок, булавка, ванна, ведро, мойка, лампа, светильник, ночник, газета, письмо, рулетка, вешалка, люстра, пуговица, пассатижи, пила, пакет, сундук, спички, бинокль, фонарик, бра, отвертка, молоток, шприц, топор, губки, щетка, щетка для волос, ящик, чемодан, совок, ваза, батарейки, лейкопластырь, подушка, замок, кошелек, коврик, ключ, книги, торшер, термометр, свеча, матрас, кисть, часы, туалетная бумага.

    Деревья. Эвкалипт, пихта, сосна, бонсай, орешник, граб, черемуха, акация, пальма, баобаб, бамбук, вяз, можжевельник, бук, клен, вяз, тополь, яблоня, рябина, дуб, береза, кипарис, ольха, липа, каштан, лиственница, ясень, ель, ива, кедр, осина.

    Грибы. Шампиньоны, шиитаки, волнушка, подосиновик, горькушка, масленок, боровик, белый, вешенки, моховик, подберезовик, опята, сыроежки, черный груздь, белый груздь, черноголовик, лисички, мухомор, бледная поганка, дождевик.

    Музыкальные инструменты. Маракасы, гитара, скрипка, гусли, балалайка, арфа, баян, рояль, пианино, губная гармоника, барабан, ксилофон, флейта, бубен, аккордеон, труба, тромбон.

    Геометрические фигуры и тела. Прямоугольник, овал, полукруг, трапеция, треугольник, кольцо, квадрат, круг, параллелепипед, шестиугольник, сердце, пятиугольник, ромб, восьмиугольник, звезда. Шар, конус, параллелепипед, пирамида, тор, цилиндр, куб.

    Персонажи. Царевна-лягушка, Дед Мороз, Снегурочка, Маугли, Кощей Бессмертный, Кот в сапогах, Леопольд, Змей Горыныч, гном, Емеля, клоун, кот Матроскин, Бармалей, Айболит, золотая рыбка, Нептун, Русалочка, Дюймовочка, Людоед, Баба Яга, фея, Шапокляк, Красная Шапочка, Пьеро, Чиполино, И-а, почтальон Печкин, Василиса Прекрасная, король, царь, Незнайка, Мурзилка, Кеша, Карлсон, Чебурашка, пират, Пятачок, Водяной, богатырь, волк, Бэтмен, Колобок, принцесса, принц, Белоснежка, привидение, Лесовик, оловянный солдатик, русалка, солдат, богатырь, Микки Маус, Щелкунчик, дядя Стёпа, шут, волшебник, ведьма, Иван-царевич, крокодил Гена, Чудовище, смешарики, дракон, Шрек, Снежная королева, царевна Несмеяна, жар-птица, Арлекино, Чунга-Чанга, Антошка, Буратино, Мальвина, ангел, Винни Пух, Мэри Поппинс, Аладдин, джинн, Карабас-Барабас, Спайдермен, Леший, Домовой, Петрушка, Мюнхаузен, Золушка.
    Вот здесь можно скачать: http://narod2.yandex.ru/disk/39465126001/%D1%81%D0%9A%D0%90%D0%97%D0%9E%D0%A7%D0%9D%D0%AB%D0%95%20%D0%9F%D0%95%D0%A0%D0%A1%D0%9E%D0%9D%D0%90%D0%96%D0%98.doc.html

    2. Подписи (надписи)
    Развивашку хочется использовать подольше – до школы. Поэтому подписи на разных карточках выполнены разными способами. На простых карточках они яркие, одноцветные, информативные:

    Второй вид надписей – красно-синие – нужны для изучения с ребенком гласных и согласных:

    Третий вариант подписей служит для обозначения слогов:

    И есть подписи по Зайцеву (одним цветом выделена согласная и идущая за ней гласная):

    3. Изготовление
    Для изготовления карточек сначала воспользовалась купленными на книжной ярмарке тематическими раскрасками (6-10 руб. за книжку):

    Карточки из тематических раскрасок вырезала по нужному мне размеру (15х20 – половина альбомного листа):

    В интернете скачала несколько подходящих мне карточек (много детских презентаций на этом сайте – http://900igr.net/). Скаченные и сохраненные в виде графических файлов, карточки распечатывала по акции в фотоателье (100 штук за 199 рублей в NetPrint – бюджетный вариант у меня получился!) Фотографии не ламинировала:

    Но качество скаченных карточек мне не очень понравилось. Поэтому искала в инете нужные изображения хорошего качества, вставляла их в документ Word и делала подписи:

    Вордовский документ с карточками распечатывала на цветном принтере (более 500 листов):

    Для дольшей сохранности все карточки решила заламинировать. Ламинировали вместе с Вовиком. Ему так понравился ламинатор: маленькая бесшумная коробочка, через которую проезжает тихонько бумажка матовая, а становится глянцевая, да еще и с узнаваемыи рисунками!

    Потом заламинировнные листы разрезала пополам (по размеру карточек). Получилась вот такая стопка:

    Для удобного хранения и изучения категорий сшила кармашки из твида. Под каждую категорию не получилось, их слишком много, а ткань в кармашками размером всего лишь с книжный стеллаж. Так что по 3 категории пришлось группировать.

    4. Использование
    Карточки одной категории нужно показывать ребенку по 2-3 секунды ежедневно, проговаривая название (подпись). Заниматься больше 5 минут за раз не получится, т. к. у ребенка переключается внимание. Тут главное периодичность.

    Со временем ребенок выучивает всю категорию (как картинки, так и текст). Можно просить его показать нужный объект или назвать его, если ребенок уже говорит (заниматься по карточкам можно чуть ли не с рождения!).
    Следующий этап игры – рассказ об изображенном предмете, его свойствах, происхождении, цвете, вкусе, материале, назначении и т. п.
    Здесь можно прочитать про систему более подробно и скачать некоторые категории карточек -http://proigrushku.ru/kartochki-domana/.

    Позже сделаю Вове карточки и по другим темам – Писатели, художники, поэты, флаги, инструмент, профессии и т. п. Пока – по минимуму на мой взгляд

    Занятия с Вовой по этим карточкам у нас происходят пока очень экзотично. Я показываю ему карточку с домашним животным, озвучиваю и Вова тут же срывается с места, чтобы принести такую же игрушку или журнал/книгу с его изображением. Так что я не успеваю его остановить и показать следующую карточку ) Зато сам он может с удовольствием сидеть и разглядывать карточки, разговаривая с ними на своем языке.

    Делала долго, но результатом довольна – карточки Вове нравятся очень ))

    P.S. По просьбе трудящихся все сохраненные картинки заархивировала и положила тут – http://narod2.yandex.ru/disk/38549232001/%D1%81%D0%B1%D0%BE%D1%80.rar.html ) Сорри, остальные печатала и не сохраняла.
    Вот еще несколько моих категорий http://files.mail.ru/FSPCOV

    Ссылка на основную публикацию