Дети и карманные деньги: как научить ребенка правильно относиться к деньгам

Дети и деньги. С какого возраста стоит приучать ребенка к деньгам?

С какого возраста стоит давать детям деньги, чем опасна игра «Монополия» и можно ли брать в долг у собственного ребенка? Об этом и не только беседа с семейным психологом Андреем Туровцом.

В Германии вопрос карманных денег решен на законодательном уровне: родители должны давать ребенку от 50 центов до 25 евро в неделю (в зависимости от возраста). У нас же высказывают разные точки зрения на этот счет. Так все-таки должны быть собственные средства у ребенка или нет? С какого возраста стоит приучать к деньгам?

— Считаю, ребенку следует выделять определенную сумму на личные расходы. Таким образом с малых лет он приучается грамотно распоряжаться деньгами. Какой возраст самый подходящий? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Как правило, дети созревают до карманных денег, т. е. начинают логически мыслить, к 6-8 годам. Но это отнюдь не значит, что именно в данный период наступает нужный момент. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Зачастую бывает так, что первоклассник лучше распоряжается финансами, чем 13-летний подросток. Умение считать деньги не возникает просто так. Финансовую грамотность детям нужно прививать: не только играть с ними в магазин, но и комментировать каждый поход за продуктами.

— Как научить ребенка контролировать расходы? К примеру, родители дали ему 10 рублей на неделю, а он потратил их за один день…

— Никто не рождается финансовым гением. Сначала дети могут спустить все — к этому нужно быть готовым. Потратил все 10 руб­лей? Объясните, что это была его недельная зарплата. Значит, в остальные дни придется обойтись без денег. Через некоторое время выдайте такую же сумму и попросите, допустим, сходить в магазин и принести сдачу. Поясните ребенку, чего вы от него ожидаете. Если он не выполняет договор, сделайте перерыв, не давайте денег. Действуйте так до тех пор, пока школьник не научится контролировать бюджет и не поймет, что деньги рано или поздно заканчиваются.

— Правда ли, что дети копируют модель финансового поведения своих родителей?

— Это так. К сожалению, отсутствие финансовой грамотности наблюдается и у взрослых. Некоторые спонтанно тратят в магазине все сбережения, а потом занимают у друзей. Не лучший вариант, когда все деньги находятся у одного из родителей, а другому приходится выпрашивать ту или иную сумму на личные нужды. Ребенок, наблюдая за происходящим, учится искаженному финансово-ролевому поведению.

— Одноклассник предложил моему сыну 30 копеек за помощь в завязывании шнурков. Сделка состоялась, я в панике: как можно отношения со сверстниками переводить на коммерческие рельсы?

— Дети считывают модель поведения из мультфильмов, кино, компьютерных игр. Так, в последних выпадают монетки за определенные действия, за прохождение уровня игроки получают вознаграждения… Отсюда мысли: почему не завязать шнурки за деньги? Возможно, в 1980-х родители были бы счастливы: ребенок заработал первые деньги. Но сегодня мы понимаем, что переводить все на коммерческую основу неправильно, это нивелирует нормальные человеческие отношения. Когда ребенок оказывает мелкие услуги за вознаграждение, существует риск, что в дальнейшем любую помощь он будет переводить в денежный эквивалент. Поэтому родители должны с ним поговорить по душам — разложить по полочкам, на чем можно зарабатывать, а что следует делать все-таки бескорыстно.

— Настольная игра «Монополия» по-прежнему пользуется популярностью. Есть ли от нее польза, учит ли она финансовой грамотности?

— Игра возникла в момент экономического кризиса в США в 1930-х годах. На рынке товаров для развлечений она появилась отнюдь не случайно. Людям нужно было подарить иллюзию, что любой имеет возможность заработать огромные деньги. Выглядело это так: полуголодные семьи вечерами усаживались за стол, играли в «Монополию», ворочая несущест­вующим капиталом. Разбогатеть же на самом деле удавалось немногим любителям такого развлечения. Бесспорно, нельзя отрицать определенную пользу «Монополии» — она развивает логику. Но примерно такой же эффект можно получить, играя в шахматы.

— Стоит ли ругать ребенка за то, что он продает через Интернет свои ненужные игрушки и покупает за эти деньги новые вещи?

— В этом нет ничего предосудительного. Такой подход приучает к бережливости, к здоровым формам обмена: избавляться от лишнего и приобретать нужное. Это часть современной экономики. Другое дело, когда ребенок готов продать подороже любимого плюшевого мишку, к которому привязан эмоционально. Здесь речь может быть о личностной деформации.

— Некоторые родители платят детям за уборку в квартире, хорошую учебу… Правильно ли это?

— Домашние обязанности — вклад в общее семейное дело. Такой труд не должен оцениваться деньгами. Мама же не получает премию за то, что приготовила обед, а папа — за мытье посуды. Хотите вырастить из ребенка предпринимателя — стимулируйте его финансово за общественные дела, помощь постороннему человеку. Многие папы берут мальчиков на работу, дают им поручения, выплачивают что-то вроде зарплаты. Тоже неплохой вариант.

Что касается попыток с помощью денег стимулировать интерес к учебе или занятиям в кружках и секциях, то, на мой взгляд, это путь в никуда. Как показывает практика, данная схема либо вообще не работает, либо действует недолго. Денежная мотивация — кратко­временная, важнее искреннее желание ребенка чем-либо заниматься.

— Мы часто приучаем детей покупать только полезные вещи — то, что им необходимо. Нужно ли поощрять их желание потратить деньги, чтобы сделать кому-то приятный сюрприз?

— Человек, который покупает только необходимые продукты, вещи, в какой-то степени ограничен в финансовом мышлении. Он не может позволить себе что-то интересное и приятное. Много раз наблюдал: родители с маленькими детьми заходят в магазин и говорят, что денег нет. Так формируется идея финансовой бедности. Зачастую ребята с таким набором убеждений, став взрослыми, живут очень скромно. Задача родителей — искать золотую середину, объяснять, сколько денег есть, что нужно купить, почему сейчас следует приобрести не игрушку, а другую вещь. Причем такие беседы лучше вести не в магазине, а дома.

— Зачастую детям удается накопить значительную сумму денег. Чтобы капитал не ушел в никуда, родители начинают указывать, на что следует расходовать средства. Нужен ли такой тотальный контроль?

— Ребенок имеет право распоряжаться финансами по своему усмотрению. Родители не должны вмешиваться и указывать ему, что покупать. Есть риск потерять доверие. Еще один момент — такое поведение может привести к перекосам, когда ребенок станет взрослым и у него будет своя семья. Между супругами возможны конфликты по поводу траты денег, будет принято заглядывать в кошелек друг друга. Другое дело, если вы хотите подсказать, как разумнее распланировать бюджет. К примеру, хочешь — трать все на сладости, но имей в виду, что через пару месяцев у тебя может возникнуть желание купить что-то существенное, а средств уже не будет. Копишь на велосипед или планшет — молодец. Но не забывай, что иногда нужно собрать бóльшую сумму, чем предполагалось, ведь стоимость техники часто меняется. Ребенок должен понимать, чем чревато каждое решение. И если он полагается исключительно на свое мнение, то финансовые риски тоже будет нести самостоятельно.

— Взрослые нередко берут в долг у своих чад. Нужно ли возвращать деньги, если они идут, допустим, на оплату школьных обедов?

— Занимать деньги у детей стоит лишь в крайнем случае. Мы делаем это от нужды, тогда как во многих других странах — с целью обучения правилам финансового обмена. Возвращать взятую сумму нужно всегда. Это залог честных и доверительных отношений. А вот если ребенок пытается установить проценты, стоит задуматься. Это чревато тем, что он станет считать нормой паразитическую форму финансовых отношений.

Надежда ЛИСОВА, «Минский курьер»

Карманные деньги: как научить детей правильно распоряжаться финансами

Современных детей и подростков всё чаще называют поколением потребителей, поскольку “им всё очень просто достаётся”. Сменилась система ценностей, по первому требованию всё покупается (не важно – потерял, сломал и т.п.), у детей нет понимания, каким трудом зарабатываются деньги, нет навыков бережливости (мы говорим о среднестатистической российской семье). А в целом и дети, и родители финансово безграмотны, не умеют и не хотят разбираться в элементарных правилах и законах, зачастую поступают нерационально (например, влезают в долги, набирают кредитов и микрозаймов). Экономисты, педагоги и психологи говорят о том, что культуру отношения к деньгам и основы финансовой грамотности надо воспитывать и закладывать с детства. И хорошим инструментом для этого являются так называемые карманные деньги.

Как правильно давать детям деньги, на какие расходы, нужно ли контролировать траты – об этом мы поговорили с кандидатом психологических наук, деканом гуманитарно-правового факультета ТИ МГЭУ Татьяной Попковой.

Для начала советуем пройти небольшой личностный тест, который обозначит основные пункты в том, что вы делаете правильно или ошибочно в вопросе финансового воспитания детей, с точки зрения специалистов.

Формируем правильное монетарное поведение

Если говорить примитивно упрощая, то нынешние дети считают, что деньги родители берут из банкоматов. Но отношение к деньгам складывается не стихийно и не в то время, когда ребенок стал подростком и требует самостоятельности и независимости, а значит и собственных финансов.

– С малых лет ребенок, наблюдая в семье за экономическим поведением родителей (траты, сбережения, пожертвование и др.), вырабатывает это отношение. В каждой семье есть много мифов, историй про деньги, про богатых и не очень, про зарабатывание и расставание с деньгами. Конечно, отношение к деньгам в целом трансформируется на фоне изменения общества. Поэтому и дети сейчас другие, и думают по-другому.

В советские годы в семьях практика давать наличные карманные деньги была не особо распространена. Тогда дети на мороженое, как правило, получали деньги, просто забирая часть сдачи после похода в магазин. Сегодня другие реалии – безналичный расчёт, высокие цены, огромное разнообразие финансовых организаций и банковских услуг, расцвет мошенничества. Всё это требует от нас и наших детей быть финансово грамотными. Поэтому психологи советуют вводить ребенка в круг хозяйственных забот семьи уже с раннего детства.

Очень важно, чтобы ребенок понимал, откуда деньги берутся (папа и мама зарабатывают) и что их количество ограничено. Ребенок должен знать прожиточный минимум семьи, участвовать в ведении домашнего хозяйства. Не нужно скрывать от него семейных финансовых проблем, о них надо говорить вслух, устраивать общие советы по этому поводу. Следует учить детей обращаться с деньгами, а не оберегать их от этого вопроса. Например, подарите копилку, при этом осторожно намекнув, что копить можно не только для себя, но и на подарок маме ко дню рождения.

Отказываясь что-либо купить ребенку, лучше не объяснять это отсутствием денег, особенно если он прекрасно видел у вас в кошельке крупные купюры. Объясните, что на сегодняшний день все покупки у вас распланированы и на желанную для него вещь денег не предусмотрено.

Учите ребенка планировать траты. Например, собираясь в парк, обсудите с ним, сколько денег и на что вы собираетесь потратить. Постарайтесь не выходить за поставленные рамки. Иначе ребенок решит, что ваши планы ничего не значат, достаточно устроить истерику — и он все получит.

Если в семье есть традиции благотворительности, то ребенок тоже должен быть к ним причастен. В данном случае финансовый вопрос тесно переплетается с морально-этическим воспитанием.

– Разумеется, в каждой семье к этому перечню могут быть добавлены какие-то собственные обстоятельства, позволяющие придать “денежному вопросу” воспитательный аспект. Но во всех случаях остается главное: надо научить ребенка относиться к деньгам как к ценности, в которой заключен нелегкий труд его родителей.

Потерял деньги, взял в долг – наказываем?

Приучайте ребенка к тому, что взятые в долг деньги необходимо всегда отдавать и желательно в срок, иначе окружающие перестанут ему доверять. Надо заранее объяснять, что это такое в целом – брать в долг или в кредит, в каких ситуациях можно взять в долг, а в каких не стоит. Рассказать о своих примерах, когда брали взаймы (если были такие) или примерах друзей/знакомых. Пояснить, чем чреваты займы и проценты, а также последствия задолженностей по платежам.

Читайте также:  Можно ли возить ребёнка на переднем сиденье автомобиля: возрастные ограничения, правила ПДД и все ЗА и ПРОТИВ

С ребенком, взявшим деньги без спросу, следует серьезно поговорить. Ни в коем случае не следует называть этот поступок воровством или угрожать милицией и тюрьмой. Скажите ему: “Мы привыкли тебе доверять, и нас очень огорчает то, что ты не спросил у нас, прежде чем взять эти деньги. А вдруг они были отложены на что-то важное, например, на твою новую куртку, и нам не хватит именно той суммы, которую ты взял?”.

Если ребёнок потерял деньги, не рубим с плеча. Важно выяснить причину потери: невнимательность, украли, пр. Можно сказать о том, что жалко потерянную сумму, что ситуация не приятна. Объяснить, как вести себя, чтобы это больше не повторялось. Можно смоделировать ситуации в форме игры и посмотреть за поведением ребенка, чтобы его скорректировать.

– Ругать вряд ли стоит. Категорическими суждениями, криком, бранью мы формируем страхи в отношениях с деньгами, блокируем свободу финансовой темы. Поэтому разговоры о деньгах должны быть открытыми, честными, корректными. Экономическое воспитание – это часть семейного воспитания.

Деньги на обеды и транспорт – это не карманные деньги

Потребность в карманных деньгах возникает, как правило, со школьного возраста, когда у ребенка появляется в силу объективных причин больше самостоятельности, есть возможность проявить экономическое поведение (например, купить в столовой пирожок в дополнение к завтраку/обеду или какой-нибудь сувенир в поездке с классом). Важно, чтобы к этому моменту ребенок разбирался в деньгах, умел считать, мог соотнести цену товара и количество наличных, не боялся спросить незнакомых людей (продавцов, кассиров) нужную информацию и т.д.

Что такое карманные деньги по сути? Эксперты считают, что финансирование каких-то базовых нужд (перекусы в школе, транспорт, канцтовары) – это необходимость. Безусловно, такие траты тоже учат детей финансовой грамотности и могут помочь дисциплинировать ребёнка. На эти потребности деньги следует давать без всяких условий, объясняя важность данных действий. А вот карманные деньги – это свободные финансы, которые ребёнок тратит по своему усмотрению. И здесь уже всё зависит от возможностей семейного бюджета и установок самих родителей, семейных правил.

Контроль? Нет! Советы…

Траты и потребности можно и нужно обсуждать с ребёнком, чтобы предостеречь от ошибок или помочь разобраться в финансовых операциях и правилах. Можно давать советы, но не требовать и не указывать в авторитарном режиме. Отсюда возникает вопрос о контроле трат карманных денег.

– Лучше изначально сформировать доверительные отношения с ребенком, которому будет просто вам рассказать о тратах. Объяснять, что может быть не совсем правильно в его монетарном поведении, призывать к рациональности. Накопленные или полученные в подарок деньги ребенок имеет право потратить так, как ему хочется.

Откуда ребёнку взять карманные деньги?

Источников получения карманных денег может быть несколько. Во-первых, специалисты советуют выдавать деньги системно, то есть периодически: раз в неделю, подросткам – раз в месяц. Это поможет научить планировать свои расходы. Важно не пополнять кошелёк на основании того, что ребёнок уже всё потратил раньше срока.

Старшим можно предложить подработать, тем более что с 14 лет у ребят есть официальные возможности работать и биржи труда достаточно много уделяют внимания занятости несовершеннолетних.

Иногда деньги в качестве подарка дарят бабушки/дедушки на праздники и дни рождения. Многие дети предпочитают откладывать их в копилку на более крупную покупку, чем шоколадка или комиксы. Кстати, если вы предложили ребенку накопить денег, то дайте ему возможность пополнять копилку. Пусть он, например, оставляет себе сдачу после похода в магазин. Иначе для пополнения своих средств он может найти другой источник, не всегда законный. Однако тут есть свои подводные камни: деньги как средство поощрения и наказания использоваться не должны.

– Я против того, чтобы давать деньги за хорошие оценки, хотя знаю семьи, где это практикуется и родителям нравится. Мы должны помнить, что в учебе важен познавательный мотив. При оплате оценок данный мотив смещается на выгоду. Кроме того, у ребенка должны быть обязанности по дому, которые он выполняет бесплатно. “Оплачивая” детям помощь семье и учебу, мы можем вырастить эгоистов, “потребителей” по жизни, не способных на бескорыстную отдачу.

7 правил финансовой грамотности для родителей маленьких детей (Чтобы в 25 лет деньги не утекали сквозь пальцы)

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Один из самых желаемых навыков, которым хотело бы овладеть большинство людей, — уметь грамотно распоряжаться деньгами. Между тем учиться этому лучше с самого детства. Об этом мы и расскажем в нашей статье.

Мы в AdMe.ru не поленились и нашли рекомендации психологов о том, как объяснить ребенку, что такое деньги и откуда они берутся. Остается только воплотить эти рекомендации в жизнь.

1. Посвятите ребенка в семейный бюджет

У детей рано возникает желание что-либо купить, поэтому первые разговоры о семейном бюджете можно начинать в 4 года, когда ребенок уже в состоянии понять многие вещи. Это отличная возможность рассказать, что деньги достаются трудом.

Познакомьте его с финансами семьи и объясните, какие обязательные статьи расходов у вас есть, что вы делаете с оставшейся частью денег. С маленькими детьми лучше всего это сделать на примере долек апельсина или деталей Lego, а с подростками можно говорить более серьезно, рассказывая о тратах в процентном соотношении. Для ребенка это знакомство со взрослой жизнью, к которой стоит готовиться заранее.

2. Следите за своей реакцией на финансовые просьбы ребенка

Если на каждую просьбу ребенка что-то купить вы реагируете раздраженно, постоянно говорите, что не можете себе позволить такую вещь, поскольку она слишком дорога для вас, то у него сформируется мнение, что денег вечно не хватает и что они — самая большая ценность. А еще что иметь свои желания — это плохо.

Начинайте с согласия: детям важно знать, что их понимают и их потребности учитывают. Объясните, что в этом месяце расходы уже расписаны и его пожелание, к сожалению, не внесли. Попробуйте помочь ребенку найти варианты, чтобы воплотить в жизнь его мечту: попросить это в подарок на Новый год; откладывать; найти похожую вещь, но дешевле; продать что-то, чем не пользуешься. Ему должно быть понятно, почему предмет нельзя приобрести сейчас и какая есть альтернатива.

3. Осознанно делайте покупки с ребенком

Дети часто сопровождают нас в походах в магазин, и это также полезно использовать как возможность для финансового воспитания. Хоть ребенок не может еще покупать товар самостоятельно, он уже способен выбирать. Объясняйте ребенку, почему вы берете то или иное количество товара, рассказывайте, почему из нескольких аналогичных товаров вы выбираете что-то одно, обсуждайте качество и стоимость, целесообразность покупки.

Старайтесь расплачиваться на кассе наличными деньгами — так ребенку легче понять тонкости их оборота: деньги заканчиваются, и их нужно зарабатывать снова.

4. Выделяйте еженедельно карманные деньги

Карманные деньги могут появиться в жизни ребенка уже в 5–7 лет. Пусть это будет небольшая сумма, которую вы сможете выдавать ему еженедельно. Важно, чтобы этими деньгами он мог распоряжаться по собственному усмотрению. Вы можете что-то посоветовать, но окончательное решение должно быть за ребенком. Научите детей относиться к деньгам бережно: для этого, например, подойдет копилка или маленький кошелек.

Когда сумма выдается нерегулярно или родители могут забрать ее в любой момент, то дети просто не смогут понять, как управлять деньгами, не научатся стратегии. Деньги лучше давать или просто так, или за дела, которые не входят в непосредственные обязанности ребенка. К примеру, работу по дому, учебу в школе и все дела, которые присутствуют в повседневной жизни семьи, не стоит «оплачивать»: этим вы только ухудшите свои отношения и снизите мотивацию к знаниям.

Первые эксперименты с деньгами могут быть не совсем удачные, но постепенно ребенок научится распоряжаться средствами, считать сдачу, копить на важную покупку — он поймет, что деньги исчезают, и будет к ним относиться более осознанно.

5. Играйте

Игра — это основной способ познания мира для детей. Попробуйте познакомить ребенка с деньгами через игру.

  • «Найди дешевле».Попросите ребенка найти товар по более доступной цене или посоревнуйтесь, кто это сделает быстрее. Такие навыки пригодятся в любом возрасте. Пусть он сравнит, что дороже — свежие фрукты или компот? А почему одни товары дороже, а другие дешевле? Обсудите это.
  • «Купи сам». Дайте ребенку возможность сделать покупки самостоятельно. Вы можете отправить его за покупками с небольшим списком продуктов, а сами подождать возле кассы. Это еще и отличный способ уберечься от капризов в магазине.
  • Планируем бюджет. С детьми постарше обсудите, на что тратятся деньги. Начертите на листе таблицу, обозначьте категории расходов: еда, одежда, транспорт, здоровье, хозяйство, подарки, развлечения. Пусть ребенок определит, какие расходы к какой категории относятся. В конце недели подсчитайте все расходы по категориям и составьте диаграмму с расходами в виде столбиков. Так будет наглядно видно, на что вы потратили денег больше всего, а на что — меньше.
  • Поиграйте всей семьей в «Монополию» или другие игры, где вам нужно будет заработать деньги и выбрать, как распорядиться ими. Обсудите ваши действия.

6. Заведите традицию благотворительности

Здорово, если в вашей семье приживется традиция благотворительности. Так ребенок учится сочувствовать и помогать другим людям. Это могут быть как подарки, сделанные своими руками, так и некие вещи и деньги. Вы можете всей семьей приехать в детский дом, дом престарелых или передать вещи нуждающейся семье: ребенок будет рад, что в этом есть и его заслуга, и начнет воспринимать финансы по-другому.

Как правильно давать карманные деньги ребенку

У многих родителей появляются вопросы, связанные с деньгами, давать ли ребенку карманные деньги, нужны ли карманные деньги детям. А если давать, то как, и сколько? Не вредно ли поощрять хорошую учебу деньгами, обязательно ли контролировать их расходы?

Счастье и жизненный успех по большей части приходит к тем, кто умеет не только зарабатывать деньги, но и рационально ими распоряжаться. Поэтому с раннего возраста нужно учить детей правильному отношению к деньгам.

Давать карманные деньги ребенку – значит воспитывать в нем самостоятельность, готовить ко взрослой жизни. Для психолога Сергея Ключникова нет сомнений, что детям необходимо иметь карманные деньги. Ребенок без них не сможет чувствовать себя свободно и уверенно. У него могут зародиться неприятные качества: комплекс неполноценности, зависть, жадность.

Грамотное распоряжение ребенка карманными деньгами

Грамотное распоряжение ребенка карманными деньгами не зависит от того, насколько богаты или бедны их родители. Ведь можно пустить на ветер большие деньги и, наоборот, обеспечить семью всем необходимым на скромные доходы.

Карманные деньги не бывают слишком большими, поэтому ребенку придется анализировать варианты, расставлять приоритеты и набираться жизненного опыта.

Если вы видите, что дети тратят карманные деньги неразумно, не вмешивайтесь слишком активно. Вы можете помочь только советом, но не категоричным запретом. Финансовая потеря – один из жизненных уроков. Ребенок сам сделает выводы из своих неудачных трат.

Заведите детскую копилку.

Пусть ребенок научится часть денег откладывать впрок. Грамотное распоряжение ребенка карманными деньгами ему очень пригодится в жизни.

Если новая купленная ребенком вещь вскоре валяется, где попало, объясните ему, что от каждого потраченного рубля должна быть реальная польза, даже если это и развлечение. А если покупка не нужна, то и не стоит на нее давать лишние деньги.

  • Согласовывайте методы финансового воспитания в семье без присутствия ребенка. Иначе он выберет не столько полезную, сколько выгодную для себя позицию.
  • Не ругайте ребенка за неправильно потраченные деньги. Лучше дайте хороший совет. Пусть ребенок поймет, что вы – не враг ему, а друг, который хочет искренне помочь.

Если у малыша не хватает денег на качественную покупку, добавьте сколько надо. При нехватке нужной суммы объясните, что лучше подождать, пока сумма накопится, чем приобрести вещь сомнительного качества. Ведь она очень быстро выйдет из строя.

Читайте также:  Влияние домашних животных на развитие ребенка

Если родители рассказывают детям о своей работе, приходит понимание, что зарабатывание денег – большой труд, и никому не придет в голову попусту их тратить.

В Америке богатые родители учат своих детей грамотно распоряжаться финансами с детства. Они отправляют их мыть посуду в ресторане, работать курьерами или посыльными, мыть машины. Именно так богатые наследники узнают истинную ценность деньгам.

Карманные деньги детям – ЗА и ПРОТИВ

  1. Ребенок не чувствует себя униженным рядом с другими детьми, когда они покупают себе важные для них безделицы или нечто-то вкусненькое.
  2. Грамотное распоряжение карманными деньгами с детских лет дает опыт планирования личного бюджета, готовит к будущей ответственности по отношению к личному бюджету.
  3. Отсутствие карманных денег у ребенка может вызвать негативное отношение к родителям. Случается, что чадо начинает воровать у семьи, а позже и у друзей.
  1. Так как дети еще не умеют рационально пользоваться деньгами, семья понесет некоторый убыток. Поэтому финансово выгоднее, когда все необходимое для ребенка покупают родители.
  2. Если ребенка не ограничивать в деньгах, он не будет знать им цену, появится зазнайство и хвастовство.

Сколько денег давать ребенку на карманные расходы

Многих интересует немаловажный вопрос, сколько карманных денег давать ребенку. Понятие «карманные деньги» сами несут в себе ответ – их не может быть слишком много по определению. Здесь все зависит от достатка в семье.

Но даже обеспеченные семьи должны не забывать о разумном подходе. Ведь суть детских карманных денег не только в том, чтобы купить булочку на перемене. Не меньшее значение им придается, как средству обучения навыков обращения с финансами.

Большая сумма будет потрачена на ненужные безделицы, а слишком маленькая может привести к ущемлению достоинства среди сверстников. Как найти золотую середину?

Чтобы определить оптимальную сумму, узнайте, сколько денег потребуется для школьного завтрака, проезда в автобусе и других необходимых затрат.

Психолог консультант Анна Арутюнян рекомендует выдавать детям столько, чтобы им хватало на необходимые траты. Например, 10 или 20 рублей будет слишком мало, 200 – 300 рублей будет оптимальной суммой. Если доходы в семье позволяют увеличить сумму, не стоит спешить. Пусть малыш сам поймет, что для больших денег надо много и упорно трудиться.

С какого возраста давать карманные деньги ребенку

Дошкольникам деньги не требуются, родители их обеспечивают всем необходимым. Но наличие каких-то мелких денег дает повод детям задуматься, как правильно ими распоряжаться.

Большая часть психологов советует приобщать ребенка к деньгам с 3-летнего возраста на примере совместных покупок в магазине. Так он научится понимать, что нельзя купить все, что хочется. Из всей массы товаров необходимо выбрать именно то, что нужно в данный момент.

В 5 – 6 лет ребенка постепенно готовят к самостоятельным покупкам. Если он еще не справляется с этим, не отказывайте ему в деньгах слишком категорично. Объясните его ошибки, и тактично помогите их исправить. Если чадо уже знает счет, учите его считать сдачи.

Школьникам, начиная с первого класса, карманные деньги просто необходимы. Набраться опыта обращения с ними помогает поход в магазин. Развивается математическое мышление, повышается ответственность и самостоятельность. А это — первые шаги во взрослую жизнь.

По какому принципу выдавать карманные деньги ребенку

Американские психологи выявили четыре метода выдачи карманных денег:

  • Выдавать деньги по первому требованию
  • Выдавать их только, как поощрение за что-нибудь
  • Выдавать, соблюдая регулярность (ежедневно, еженедельно, ежемесячно)
  • Выдавать порционно, по мере необходимости

Психологи считают два последних варианта наиболее оптимальными. Выдавая карманные деньги детям, заранее оговаривайте, на что их можно использовать на вкусности, развлечения, и нельзя на сигареты, вредную еду.

Лучше всего, когда карманные деньги детям могут составлять постоянную сумму, рассчитанную на конкретные цели. При возникновении непредвиденных расходов ее можно увеличить.

Карманные деньги младшим школьникам выдают каждый день понемногу. 10-12 летним детям – один раз в неделю, а относительно взрослым старшеклассникам лет с 14 можно доверить выдачу денег раз в месяц.

Нужен ли контроль над карманными деньгами

Родители должны ненавязчиво контролировать расходы своего чада, советовать, на что лучше потратить деньги, но ребенок сам должен принимать решения. Полный диктат со стороны взрослых тормозит развитие самостоятельности у детей.

Вмешиваться нужно, когда деньги ребенку выдаются, но вы не видите материальных результатов, куда они уходят. Отговорки типа – дискотеки, сладости и то, что невозможно проверить, должны настораживать.

Доверяя малышу управление собственными деньгами, родители уже могут переводить его и на новую ступень домашних дел. Если он достаточно вырос до обладания карманными деньгами, то, вполне дорос и до нормальной помощи в домашних обязанностях.

Можно ли поощрять или наказывать ребенка деньгами

В последние годы многие родители выбирают легкий и быстрый путь для достижения ребенком успехов в учебе, поведении, помощи по дому. Хорошо выполнил задание— получи денежки. Но психологи относятся к такому методу настороженно.

Если первокласснику достаточно скромной суммы, то мотивация подростка будет стоить намного дороже. Дальше – больше. Во сколько же обойдется родителям поступление чада в выбранный ими ВУЗ? Примерно такая же ситуация сложится и с домашними обязанностями — потом не нужно удивляться, когда взрослые дети откажут в помощи обедневшим престарелым родителям, как правило это ошибка родителей и только.

Оптимальный выход — стабильно выделять ребенку небольшой бюджет на карманные расходы. Разрешайте оставлять сдачи из магазина. Это приучит его правильно распределять и экономить личные финансы.

Можно разово поощрить ребенка за хорошее поведение, или наказать рублем за грубость. Так он будет понимать, что при плохом поведении не заслуживает денежного поощрения, что деньги надо зарабатывать.

И еще 8 советов

  1. Выдавать карманные деньги детям нужно стабильно и своевременно. Пропуски в выплатах или отсрочка воспитают в ребенке финансовую безответственность.
  2. Ребенок должен знать, на какие именно расходы ему дают деньги.
  3. Не лишайте малыша карманных денег в наказание за проступок.
  4. Не меняйте установленных правил. Если размер карманных средств уменьшился, объясните причину и добейтесь взаимопонимания. Все изменения в выплатах карманных денег согласовывайте с ребенком.
  5. Не компенсируйте чаду попусту растраченные или утерянные по невнимательности деньги. Это научит быть его собранным и серьезным.
  6. Малыш не должен никому показывать, сколько у него наличных денег.
  7. Нельзя брать деньги в долг или давать, особенно незнакомым.

В современном мире дети все понимают, что деньги – не главное в жизни, но без них не прожить. Средства для жизни необходимо зарабатывать и рационально тратить. Задача родителей – учить детей этому с малых лет. И карманные деньги – путь к практическим урокам жизни.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Карманные деньги ребенка

Начинаем со школы

Большинство психологов советуют давать карманные деньги начиная с младшего школьного возраста. Один из главных критериев – осознанность ребенка. Чтобы на вопрос, на что ты хочешь потратить деньги, был внятный ответ. Второй критерий – опыт самостоятельных покупок в магазинах (под вашим присмотром). Если он не боится попросить товар у продавца, знает, как расплатиться на кассе, и может посчитать сдачу, значит, он готов к карманным деньгам.

– Когда у ребенка нет денег, то у него, конечно, возникает меньше соблазнов. Но какой-то минимум ему все равно нужен, чтобы он не чувствовал свою ущербность по отношению к сверстникам, – считает психолог Вадим Куркин.

Даем раз в две недели

Сумма зависит от материального положения семьи. С одной стороны, денег должно хватать для того, чтобы купить что-то приятное. А если поднакопить, то и стоящее. С другой стороны, у ребенка не должно быть слишком много денег – так ему сложнее почувствовать их ценность.

Оговорите заранее, в какой день будут выдаваться деньги и какая сумма. Можно начать с коротких сроков, а потом постепенно их удлинять. Предупредите: если потратит все сразу, то придется ждать следующей «получки». Правило выдерживать нужно строго. Ребенок должен понять, что его ресурсы ограничены , только тогда он научится их планировать.

Обучаем бережливости

Заводим журнал желаний

Пусть у ребенка будет цель. Обсудите мечты и приоритеты ребенка. Запишите их в специальный журнал желаний. Заведите привычку заглядывать туда вместе и обсуждать, что можно купить прямо сейчас, а на что придется подкопить.

Деньги лучше складывать в красивую копилку. Пусть ребенок видит, как она наполняется. Ритуальное разбивание копилки и покупка желанного товара – логичное завершение процесса накопления. Главное – никогда и ни при каких обстоятельствах не забирать деньги из нее для общих семейных расходов. Это деньги ребенка, к ним нужно относиться с уважением.

Копим капитал на 18-летие

Продвинутые родители заводят специальный счет на ребенка, к которому он сможет получить доступ, только когда ему исполнится 18 лет.

– Когда дочке было три года, я завел для нее специальный счет в страховой компании и каждый год откладывал туда определенную сумму, – говорит Владимир Савенок, автор книги «Миллион для моей дочери». – Но когда ей исполнилось 18, мы поняли, что ее фантазии пока хватает только на развлечения. Сделали подарок на совершеннолетие и продолжили копить. В 25 – 30 лет эти деньги будут нужнее.

ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ

Нужно ли поощрять или наказывать наличкой?

Родители любят мотивировать детей деньгами, оплачивая их работу по дому. Это не лучшая идея, ведь ни мама, ни папа зарплаты за мытье посуды или пола не получают. Объясните, что уборка – обязанность каждого члена семьи, чтобы сделать дом уютнее и чище.

За пятерки тоже не нужно платить – здесь должна быть другая мотивация, не финансовая. Деньгами, наоборот, можно убить интерес к предмету. К такому выводу склоняются все психологи. Отбирать их за двойки или прогулы – тоже неправильно. Если вы все же решили снизить довольствие за плохое поведение, важно предупредить об этом ребенка заранее, объяснить причину и сократить его доходы только после повторного проступка.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

«Пусть ребенок учится на ошибках сейчас, а не во взрослой жизни»

Елена Красавина, финансовый советник, соавтор книги «Дети и деньги. Растим миллионера»:

– Научить управлять деньгами – то же самое, что научить плавать или играть на скрипке. Невозможно все это сделать только в теории. Поэтому главный совет – просто дайте ребенку деньги. Но действуйте последовательно и имейте в виду, что первое время он будет ошибаться. Вот два важных принципа:

1. Постепенность

Чтобы человек научился хорошо играть на скрипке, ему никто не даст сразу концерт Вивальди. Идут от простого к сложному. Такой же принцип должен быть и в деньгах. Чем старше становится ребенок, тем больше расходов он оплачивает из карманных денег. В идеале к 18-летию подросток уже должен получать раз в месяц определенную сумму от родителей и полностью распределять ее на свои нужды начиная от одежды и репетиторов и заканчивая походом в «Макдоналдс» после учебы.

2. Ответственность

Человек никогда не учится на чужих ошибках – только на своих. Родителям лучше заранее приготовиться к тому, что ребенок будет тратить на ерунду все карманные деньги разом, забывать про обязательные расходы и «выходить за бюджет». Но лучше будет, если он все это пройдет сейчас. Гораздо хуже, если процесс обучения начнется после получения первой зарплаты и растянется на годы потерь, неподъемных кредитов и прочих дорогостоящих ошибок. Поэтому родитель должен стать таким же терпеливым и понимающим наставником, как и в начале первых шагов и прописей своего малыша.

Как научить ребёнка обращаться с деньгами

Чтобы дети выросли успешными и самостоятельными, нужно закладывать основы финансовой грамотности с ранних лет.

Какие качества определяют успех ребёнка в будущем

Чтобы ребёнок научился рационально распоряжаться деньгами и достиг успеха во взрослой жизни, необходимо с самого раннего возраста привить ему два ценных качества: способность побороть сиюминутные желания ради большей награды в будущем и умение действовать независимо. Разберём эти качества чуть подробнее.

Отсроченное вознаграждение

Отсроченное вознаграждение — это способность бороться с сиюминутными удовольствиями и ждать отложенной награды.

В известном Стэнфордском зефирном эксперименте Cognitive and attentional mechanisms in delay of gratification. детям предоставили выбор: получить небольшую награду сейчас или награду побольше через короткий промежуток времени.

Исследователи проследили за детьми до подросткового возраста и обнаружили, что дети, которые смогли подождать дольше в эксперименте, были успешнее в дальнейшей жизни. Это показало, что способность ждать награды играет важную роль в поддержании здоровья, достижении успеха и благополучия.

Независимость

Это качество обеспечивает чувство контроля над собой и способность строить суждения независимо от других людей. Со временем любой ребёнок начинает проявлять независимость, старается отделить себя от родителей и действовать самостоятельно.

Важно не подавлять стремление ребёнка к независимости, а поддерживать и направлять его на этом пути. Дети, которые учатся быть свободными, проходя через определённые этапы, вырастают в успешных и продуктивных людей.

Ниже мы приведём несколько способов постепенно привить ребёнку эти два качества — независимость и способность отказаться от сиюминутных наслаждений — сначала через игры и сказки, а затем с помощью определённых правил и советов.

Как учить обращению с деньгами в разном возрасте

Поскольку развитие детей происходит постепенно и на каждом возрастном этапе необходимы свои меры и способы обучения, рассмотрим несколько периодов:

  • дошкольный возраст (3–7 лет);
  • младший школьный (7–11 лет);
  • подростковый (11–14 лет);
  • ранняя юность (14–18 лет).

Далее расскажем, как научить детей:

  • отличать свои потребности от желаний;
  • с умом распоряжаться своими деньгами;
  • не только брать, но и давать.

Дошкольный возраст (3–7 лет)

Хотя дети дошкольного возраста не очень хорошо контролируют своё спонтанное поведение, всё же можно научить их проявлять силу воли. Игры, описанные ниже, помогут им научиться ждать отложенную награду.

На этой стадии развития дети начинают проверять свою независимость, родители часто слышат требовательное «Я сам!», когда пытаются выполнить за них привычные действия. Позвольте им проверить границы своих возможностей, при этом поддерживая и направляя. Приведённые ниже стратегии помогут предоставить детям выбор.

Отличать потребности от желаний

1. Поиграйте в «Хочу и надо». Суть игры в том, чтобы отличать то, что хочется, от того, что необходимо сделать. Задавайте вопросы в духе: «Поужинать — это хочу или надо?» Можете играть в эту игру каждый раз, когда ребёнок попросит о чём-нибудь: включить мультик, пойти гулять.

2. Поиграйте в «Сейчас меньше или потом больше». Когда ребёнок попросит что-то в магазине, попробуйте предложить ему выбор: купить сейчас маленькую игрушку или конфетку или подождать до завтра или до выходных и получить что-то более желанное и ценное. Если ребёнок согласится, всегда держите обещание.

3. Расскажите ребёнку сказку, в которой неприятности происходили из-за того, что герой поторопился. Например, когда Иван-царевич сжёг кожу Царевны-лягушки, вместо того чтобы дождаться, пока пройдёт колдовство и она станет царевной навсегда. Можно придумать свою сказку, в которой мальчик или девочка поторопились получить награду, поэтому получили гораздо меньше, чем могли бы.

Тратить деньги с умом

1. Покажите ребёнку, что можно копить на какие-то удовольствия. Например, вы можете несколько дней давать ему по несколько рублей, а когда накопится нужная сумма, пойти в магазин и вместе купить то, что он захочет.

2. Когда вы расплачиваетесь картой, в том числе и кредитной, обязательно говорите ребёнку, на что вы тратите деньги. Он должен знать, что вы расплачиваетесь деньгами за всё, что покупаете, а не используете какую-то волшебную субстанцию, которая берётся ниоткуда, поэтому не имеет ценности.

3. Поиграйте в магазин. Сделайте кассу из подручных вещей, поставьте товары и ценники на бумажках. Дайте ребёнку определённое количество денег. Пусть он сходит в ваш магазин и купит какие-то вещи. Вы в любой момент можете поменяться ролями, но соблюдайте правила: купить можно только по той цене, что установлена изначально.

Не только брать, но и отдавать

1. Сделайте семейную копилку. Научите ребёнка копить, но не на быстрые удовольствия, а на какие-то крупные покупки: одежду, велосипед, телефон.

2. Покажите, что вы тоже вносите свои деньги в копилку. Установите количество монеток, которые ребёнок будет бросать в копилку каждый день, а затем вместе с ним добавляйте в копилку 50% от его вложений. Он будет учиться на вашем примере и видеть, как постепенные вложения увеличивают общее количество.

3. Научите дарить игрушки. Попросите ребёнка выбрать две-три из относительно новых и подарить, отдать в садик или бросить в контейнер для помощи нуждающимся.

Младший школьный возраст (7–11 лет)

На этом этапе дети часто бывают очарованы деньгами. Это прекрасная возможность объяснить ребёнку, что такое банковский счёт, и продолжить его знакомство с миром денег.

В это время у детей развивается чувство гордости за свои достижения и способности. Это хороший момент для введения платы за работу по дому. Не стоит платить ребёнку за то, что входит в его ежедневные обязанности: уборка игрушек, наведение порядка в своей комнате, уборка посуды после еды. Однако вы можете давать деньги за какую-то дополнительную работу: мойку окон, чистку дивана или ковра, мойку посуды после праздника.

Отличать потребности от желаний

1. Предоставьте ребёнку выбор. Например, предложите покупать мороженое три дня в неделю или одну большую игрушку в конце недели. Покажите ему эту игрушку, объясните, что он сможет её получить, только если откажется от ежедневного удовольствия в виде мороженого.

2. Пусть ребёнок принимает участие в решении о крупном приобретении. Позовите его, когда будете обсуждать крупные семейные покупки. Объясните, почему вы принимаете именно такое решение, от чего отказываетесь, чтобы купить дорогую вещь, почему она необходима.

3. Научите вносить вклад в проекты. Если ваш ребёнок хочет сделать какой-то проект — продавать ручки в школе, завести блог, продавать хендмейд, — обсудите его вклад в это дело. Хотя бы часть денег, необходимых для проекта, он должен отдать из своих карманных или подаренных средств.

Тратить деньги с умом

1. Сравнивайте цены одних и тех же продуктов в магазине, прежде чем купить их. Поговорите с ребёнком о том, почему вы покупаете именно этот, а не другой продукт.

2. Создайте правила для накоплений. Предложите ребёнку откладывать определённый процент с каждого денежного поступления, например с карманных расходов или подарков на праздники.

3. Создайте ребёнку счёт или карту. Сейчас некоторые банки предоставляют возможность открыть карту для детей от шести лет. Это дополнительная карта, привязанная к счёту родителей, на которую вы сможете перечислять деньги. В банковском приложении вы увидите все операции ребёнка.

Не только брать, но и отдавать

1. Научите ребёнка помогать другим. Например, он может отдать часть своих денег или игрушек малоимущим детям. Объясните ему, что есть семьи, в которых доход слишком мал, чтобы покупать игрушки детям, что он может помочь кому-то стать счастливее.

2. Научите помогать конкретному человеку. Вы можете выбрать человека, который нуждается в помощи, и показать ребёнку, как помочь ему. Это может быть пожилой человек, в доме которого вы будете убираться вместе с ребёнком, или больной малыш, которому он отправит часть своих денег. Если вы помогаете конкретному человеку, польза для него и вклад вашего ребёнка воспринимается гораздо проще и нагляднее.

3. Установите правила для благотворительности. Договоритесь с ребёнком, что за одну новую игрушку (одежду, средство передвижения) он будет отдавать одну старую (но не сильно потрёпанную) на благотворительность.

Подростковый возраст (11–14 лет)

В этом возрасте дети стремятся к независимости. Они проверяют границы своей свободы и переходят из детства в подростковый период. В это время хорошо разбудить в детях дух предпринимательства: слушать их идеи и позволять воплощать их в жизнь.

Дети лучше понимают математику — с ними уже можно говорить о процентах и объяснять механизмы работы банковской системы. Кроме того, они становятся более чуткими и понимающими, осознают, что у всех семей разные материальные возможности, так что в ваших разговорах о благотворительности можно затронуть более сложные материи.

Отличать потребности от желаний

1. Прежде чем покупать что-то, научите ребёнка искать информацию о товаре в Сети. Почитайте отзывы, сравните желанную покупку с товарами других брендов. Обсудите, стоит ли покупать товар сейчас или подождать распродажи, заказать подешевле с более долгой доставкой.

2. Договоритесь об отсроченном платеже. Все мы иногда совершаем импульсивные покупки. Договоритесь с ребёнком, заплатит ли он за свою импульсивную покупку сейчас или отдаст вам деньги попозже.

3. Поговорите о сбережениях на чёрный день. Объясните ребёнку, что в жизни бывают ситуации, когда могут срочно понадобиться деньги. На такой случай нужно откладывать резерв. Предложите ему самостоятельно придумать несколько таких ситуаций, которые могут произойти в его жизни.

Тратить деньги с умом

1. Объясните разницу между рекламой и обзором. Можете сыграть с ребёнком в игру «Отличи рекламную статью от нерекламного обзора, основанного на личном опыте».

2. Научите ребёнка пользоваться наличными деньгами. Люди тратят в два раза больше, если используют кредитную карту вместо наличных.

3. Объясните ребёнку разницу между покупкой на свои деньги и покупкой в кредит. Расскажите, сколько процентов ему придётся заплатить банку и во сколько в итоге обойдётся та же самая вещь. Объясните опасность невыгодных кредитов.

Не только брать, но и отдавать

1. Расскажите ребёнку о неравенстве доходов, о бездомных и малоимущих людях.

2. Приучите ребёнка думать о том, в чём нуждаются другие. Обсудите с ним, какие проблемы есть в нашей и других странах, устройте мозговой штурм, как можно решить эти проблемы.

3. Вместе решите, сколько часов в неделю или месяц ребёнок может потратить на помощь другим.

Ранняя юность (14–18 лет)

Это возраст, когда человека нельзя назвать взрослым, но он понимает взрослый мир гораздо лучше и уже считает себя его частью.

Многие дети после школы или даже в старших классах пробуют работать и получают свои первые деньги. Возможно, вам стоит поговорить с ребёнком о том, чтобы откладывать деньги на образование.

Важно дать ребёнку свободу в плане серьёзных решений. Он будет ошибаться, позвольте ему это. Ваша задача — не оградить его от ошибок, а объяснить, как на них учиться.

Отличать потребности от желаний

1. Расскажите о правиле 24 часов. Научите ребёнка перед принятием решения о крупной покупке подождать 24 часа. Это оградит его от спонтанных трат.

2. Обсуждайте причины, по которым он хочет купить что-то дорогое. Спросите, почему он хочет это купить, считает ли он, что дорогие покупки сделают его счастливым.

3. Научите ребёнка расставлять приоритеты. Объясните ему, почему нужно уделять время учёбе, спорту, внеклассным занятиям, даже если приходится жертвовать развлечениями. Умение расставлять приоритеты поможет управлять деньгами в будущем.

Тратить деньги с умом

1. Научите ребёнка планировать бюджет. Вместе составьте бюджет на месяц, а в конце срока проверьте, совпадают ли планы с реальностью.

2. Познакомьте ребёнка с инвестиционными инструментами. Расскажите, куда и почему стоит вкладывать деньги.

3. Расскажите о займах. Ваш ребёнок может впервые столкнуться с желанием занять денег или дать взаймы друзьям. Расскажите, как долги могут разрушать дружбу, когда стоит дать взаймы и как отказать, чтобы сохранить хорошие отношения.

Не только брать, но и отдавать

1. Узнайте, какая область вдохновляет вашего ребёнка, вместе подумайте, что он может сделать для развития и помощи в этой области.

2. Если ребёнок не знает, чем заняться, помогите ему найти увлечение и дальше искать занятия в этой области.

3. Помогите найти баланс. Ваш ребёнок может сильно увлечься решением какой-то проблемы. Помогите ему найти равновесие: что-то он может сделать уже сейчас, а что-то придётся отложить на будущее.

Люди постепенно учатся ценить деньги, никто не рождается с этим чувством. Применяя эти способы, вы поможете ребёнку вырасти в ответственного и успешного взрослого, который осознаёт значение денег, поэтому тратит их с умом и осторожностью.

Вам может быть тяжело начинать, особенно если у вас не было соответствующего воспитания в детстве, но постепенно вы привыкнете и, возможно, сами начнёте относиться к деньгам более разумно.

Ссылка на основную публикацию