дети и гаджеты – влияние на психику ребенка в разном возрасте

Консультация для родителей «Влияние гаджетов на психику ребёнка»

Раиса Маркс
Консультация для родителей «Влияние гаджетов на психику ребёнка»

Консультация для родителей «Влияние гаджетов на психику ребенка»

Современный мир практически невозможно представить без всевозможных гаджетов: компьютеров, мобильных телефонов, планшетов. Дети, с присущей им любознательностью и наивностью, с удовольствием погружаются в технологические устройства. Давайте же рассмотрим более детально проблему влияния гаджетов на психику ребенка, и попытаемся найти пути решения.

Гаджеты негативно влияют на детскую психику

Проблеме влияния современных гаджетов на детей стали уделять больше времени. Целые научно-исследовательские институты, психологи и педагоги стараются выявить неблагоприятные последствия таких увлечений. В ходе изучения вопроса,ученые составили список с основными побочными явлениями:

• Довольно сильные нервные расстройства. Могут сопровождаться нервными тиками, нарушением речи, заиканием и «проглатыванием слов».

• Нарушение психики в целом. Как правило, это агрессия во всех ее проявлениях. Она может проявляться в тот момент, когда вы пытаетесь забрать у ребенка гаджет, а может и в любых других обстоятельствах. Бывает, для того, что бы сорваться, малышу достаточно просто сделать что-то не так, как он задумал. Бывает, что дети пытаются физически напасть на родителей (с кулаками или предметами).

• Из-за нарушений психики пропадает нормальный сон. Частые кошмары, бессонница, «разбитое» состояние по утрам – первый признак зависимости.

• Сбивается процесс приема пищи. Это случается в том случае, когда ваше чадо привыкло питаться с постоянно включенным планшетом (компьютером, телефоном, по которому идет что-то интересное. Конечно, современным мамам так проще накормить ребенка, но именно в такой момент дети не чувствуют вкуса пищи. Они даже не до конца понимают чувство голода или сытости.

• Проблемы в школе. Ученые заметили, что зависимость от современных устройств оказывает пагубное влияние на успехи в школе.

• Появление стойкой зависимости. Это с родни наркомании и алкоголизму. Родителям достаточно несколько раз оставить ребенка с планшетом или компьютером на неограниченное время, и возникает замкнутый круг. Ребенок все чаще просит устройство, а взрослые все чаще получают свободное время (пока их чадо занято);

Особенно опасно длительное сидение за гаджетами для детского здоровья.

1. Негативное воздействие на физическое развитие и здоровье. Этот аспект влияния гаджетов на детей стоит рассмотреть подробнее. Если ребенок излишне увлечен планшетом или ноутбуком,то может пострадать:

– зрение – если малыш проводит за монитором больше получаса в день, есть риск, что через шесть месяцев острота его зрения значительно снизится, ведь детские глаза испытывают огромную нагрузку;

– осанка – дети за компьютером часто сутулятся, что чревато искривлением позвоночника и многочисленными трудностями с осанкой в будущем;

– головной мозг – от длительного нахождения в одной позе может нарушиться циркуляция крови в конечностях, внутренних органах, страдает, в том числе, и головной мозг, что крайне негативно сказывается на интеллекте ребенка, чревато снижением концентрации внимания и памяти.

2. Неполное освоение информации. Да, гаджеты помогают детскому развитию, однако малышам в раннем возрасте необходимо задействовать все каналы восприятия. Ребенку важно потрогать, покрутить, осмотреть со всех сторон мячик, чтобы понять, что он круглый и может катиться. Развивающие же мультфильмы не способны показать все многообразие мира, поэтому ребёнок не может полностью изучить тот или иной предмет.

3. Понижение творческой активности. Ни один компьютер, ноутбук или смартфон не заменит детям настоящей работы с различными материалами, радость от создания чего-то нового своими ручками. В реальной жизни малыши фантазируют и воплощают задумки в лепке, вырезании, раскрашивании, создании аппликаций.

4. Уход в виртуальное пространство. Безусловно, не каждый ребенок заменяет реальный мир компьютерной игрой и общением в соцсетях. И все же некоторые дети впадают в серьезную зависимость от гаджетов, сосредотачивая все свои интересы на виртуальном мире. Страдает не только общение с ровесниками, но и учеба, взаимоотношения с родителями. Если вы хотите не допустить возникновения зависимости от компьютера у детей и снизить возможное отрицательное влияние электронных устройств, нужно правильно их использовать, придерживаясь нескольких важных правил.

Несмотря на все плюсы гаджетов, помните, что планшеты или телефоны не являются предметами первой важности и необходимости для дошкольников и малышей раннего возраста. Полноценное развитие возможно и без всех этих «чудес техники», но если вы все-таки хотите порадовать свое чадо, то следуйте принципу – техника для ребенка должна соответствовать его возрасту.

Детям до шести лет лучше приобретать детские планшеты, которые предназначены именно для этого возрастного периода. В этом случае вы будете уверены, что гаджет полезен для ребенка, да и контролировать увлеченного его вам станет намного проще.

Зависимость от гаджетов может развиться, если родители начнут подменять реальное взаимодействие с малышом различными электронными устройствами. Не используйте компьютер, чтобы увлечь ребенка, пока вы готовите обед или занимаетесь уборкой. Лучший выход – привлекать детей в этот процесс. Нельзя допускать, чтобы малыш находился за компьютером больше установленных возрастных норм. Так, детям до трех лет не следует сидеть за ноутбуком больше часа в день, а каждые 20 минут необходимо устраивать физминутку, чтобы отдохнули глазки. Деткам постарше можно разрешить проводить больше времени за монитором, однако перерывы также обязательны.

Старайтесь придерживаться возрастных рекомендаций, указанных к компьютерным играм и мультфильмам. Информация, предназначенная для более взрослых детей, может перегрузить ребенка и даже привести к нервному срыву. Не следует выдавать малышам гаджеты перед засыпанием. От мельтешения ярких картинок на экране нервная система детей возбуждается, из-за чего они плохо спят, видят во сне кошмары или не могут заснуть вовсе. Напоследок хочется сказать, что все же не стоит запрещать детям пользоваться современными достижениями техники.

Мы живем в эру технологий и прогресса, а значит, навыки и умения в этой области пригодятся малышам в будущем. Чтобы избежать возможных проблем, следите за временем, которое ваше ребёнок проводит за планшетом или смартфоном. И не забывайте, что реальное общение с ребенком нельзя подменить никакими, даже самыми дорогими и новомодными устройствами.

Выйти из такой зависимости, порой, тяжелее, чем избавиться от алкоголизма.

• Физические нарушения. У тех, кто чаще пользуется гаджетами, наблюдались проблемы с осанкой и болевые ощущения в шейном отделе. Все время, находясь в статической позе, увлеченный ребенок не замечает положения своего тела;

• Зрение. На этот счет много споров в последнее время, но врачи все же настаивают на частых перерывах в работе за компьютером и просмотре планшета.

Как отвлечь ребенка от гаджетов?

• До трех лет никакого знакомства с современными «игрушками». Как бы тяжело для родителей не было, но даже знакомства с мультфильмами на планшете должно произойти после 3-х лет;

• До шести лет постарайтесь найти ребенку компанию. Если даже он не посещает детский сад, постарайтесь чаще гулять с ним на детских площадках. Сон не позже 21.00;

• До десяти лет постарайтесь как можно больше узнать о жизни вашего ребенка. В таком возрасте невозможно запретить пользоваться интернетом и соцсетями, но можно контролировать данные действия.

Понятно, что дети живут в современном мире и убрать гаджеты из их жизни полностью нереально. Даже если в вашей семье не будут пользоваться телефонами и планшетами, дети будут это видеть у сверстников. Но каково объективное влияние гаджетов на детей? Не принесет ли это вреда вашим детям?

Положительное влияние гаджетов на детей

Последствий пользования гаджетами предостаточно, но есть ли от них плюсы? Стоит ли вообще давать ребенку доступ до столь опасных приборов? Как мы знаем, во всем есть не только отрицательные, но и положительные стороны. Разберемся, что хорошего можно извлечь ребенку из пользования гаджетов, как правильно давать пользоваться этой техникой, чтобы она приносила пользу, а не вред! Поэтому умные родители не запрещают, а просто минимизируют отрицательное влияние гаджетов на детей.

1. Наличие компьютера позволяет осуществлять обучение, не выходя из дома – это удобно не только для школьников, но и для дошкольников. Масса развивающих заданий, когда малыш в игровой форме запоминает цвета, геометрические фигуры, буквы и много другой полезной информации.

2. По телевизору включайте одобренные вами мультфильмы, а не мультсериалы типа «Губка Боб квадратные штаны» или «Котопес» с недалекими сюжетами. Учите своих детей извлекать пользу, объясняйте, что интернет это кладезь самой разнообразной информации, а какую стоит оттуда черпать – это уже решать ему.

3. Временные рамки пользования компьютером – важны! Вопрос использования гаджетов детьми стоит в том, с какого возраста и сколько по времени можно ребенку владеть «вожделенным» планшетом. Так детям до года желательно вообще не смотреть телевизор и не пользоваться другими техническими устройствами. И, кстати, когда телевизор включен фоном – для вас, и кажется, что ребенок играет рядом на полу и ничего не видит, это не так. Чаще всего боковым зрением ребёнок также наблюдает быстро сменяющиеся кадры на экране, а кроме того слушает то, что вы смотрите, а значит его внимание становится рассеянным и ребенок перестает концентрироваться на своем основном занятии. Малышам от 1-4 лет тоже нежелательно давать в пользование компьютер. Однако в случае, если его необходимо отвлечь, и нет больше других средств, допустимо нахождение перед экраном не больше 10-20 минут в день! Детям в возрасте 4-7 лет – 20-50 минут нахождения перед телевизором или компьютером за весь день! Кроме того, желательно это время разбивать на небольшие кусочки по продолжительности, по 10-15 минут. В возрасте с 7-14 лет гаджет допустимо давать в использование на 60-80 минут в день, для тех, кто старше 14 лет не более двух часов в день.

«Влияние мультфильмов на психику детей». Консультация социального педагога для родителей Мамы и папы, бабушки и дедушки всегда заботятся о том, чтобы малыш развивался правильно, читал хорошие книжки и смотрел добрые мультфильмы.

Влияние телевидения и гаджетов на развитие ребенка Жизнь современного общества без гаджетов невозможна. И многие родители с раннего возраста приучают детей невольно или специально к взаимодействию.

Консультация для родителей «Влияние компьютерных игр на сознание ребёнка» Еще недавно компьютеры были скорее роскошью, но уже сейчас являются чуть ли не «предметом первой необходимости». Результаты анкетирования.

Консультация для родителей «Влияние лепки на развитие ребёнка» Консультация для родителей. 1. Влияние лепки на развитие ребёнка. Задача дошкольного воспитания – подготовить ребёнка к школьному обучению.

Консультация «Как сохранить здоровой психику ребёнка?» Каждый день ставит перед детьми новые проблемы, решение которых зависит, в том числе, и от их душевного равновесия, умения справляться с.

Консультация «Влияние очередности рождения на поведение ребёнка» Консультация «Порядок появления ребенка в семье» Уважаемые коллеги! Хочется поделиться с Вами следующей информацией полученной на одном.

Консультация «Влияние музыки на психику ребенка» Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или,.

Консультация «Влияние музыки на развитие личности ребёнка через экологическое воспитание» «Влияние музыки на развитие личности ребёнка через экологическое воспитание» Человек и природа …Философы, поэты, художники, музыканты всех.

Влияние цвета на психику ребёнка Человечеством давно подмечено, что цвет влияет не только на психоэмоциональное состояние человека, но и на его интеллект. Что уж говорить.

Читайте также:  Как правильно ответить ребенку откуда у мамы и папы появляются деньги

Влияние телевидения на психику детей Влияние телевидения на психику детей. ТЕЛЕВИДЕНИЕ сегодня вполне способно соперничать с родителями и педагогами в качестве источника.

Ребенок и гаджеты: влияние на психику в разном возрасте

Сложно представить современного человека без смартфона, компьютера и прочих полезных гаджетов. Эти устройства значительно упрощают нашу жизнь и позволяют выполнять сложные для человека задачи. Однако, учены и психологи утверждают, что частое использование гаджетов ребенком ведет к негативным для него последствиям. Давайте разберемся, какое влияние на психику детей оказывают гаджеты, и какие меры стоит предпринять родителям?

Особенности влияния гаджетов

Мнения специалистов различаются, одни утверждают, что гаджеты способствуют социализации ребенка и улучшают его умственные навыки, т.к. он постоянно познает новую информацию. Другие утверждают, что гаджеты сильно ограничивают кругозор детей и делают их более пассивными.

Для начала выделим положительное влияние гаджетов на детей:

  • Снижают гиперактивность. Многие дети в раннем возрасте слишком активны и неусидчивы. Гаджеты отлично помогают снизить гиперактивность ребенка и занять его на определенное время;
  • Помогают приспособиться к современным условиям. Представить мир без гаджетов невозможно, поэтому приучать ребенка идти в ногу со временем нужно с самого детства.

ВАЖНО! Компьютеры активно используют в обучении в школах и вузах, поэтому приобщение к использованию гаджетов с детства позволяет лучше приспособиться реальной жизни

  • Улучшают познавательные процессы. Есть множество компьютерных игр, позволяющих развивать мышление ребенка. Так он легче справляется в той или иной сложной ситуации.

Об отрицательных сторонах:

  • Снижает умственные способности. Доступность информации несет и отрицательные стороны для психики ребенка. Так он перестает решать сложные задачи самостоятельно, и мозговая активность сильно понижается. К такому неутешительному выводу пришли ученые из Канады, ниже мы об этом расскажем.
  • Потеря грани между реальным и виртуальным мирами. Гаджеты вызывают зависимость, и дети все больше времени проводят в виртуальном мире. Это приводит к тому, что ребенок со временем просто грань между реальным и виртуальным миром, воспринимая их как 1;
  • Появление психических расстройств. Чрезмерное использование гаджетов формирует у ребенка дефицит внимания, вследствие этого появляются психические расстройства;
  • Изменение структуры мозга. Со временем структура мозга детей видоизменяется, а его кора становится тоньше, чем у сверстников, которые не так зависят от гаджетов.

ВАЖНО! При отсутствии зависимости и не частом использовании, гаджеты пойдут только на пользу ребенку.

Влияние на психику в разном возрасте

Теперь приведем объективную оценку ученых о влиянии гаджетов на психику детей:

  1. Канадские ученые следили за 2500 детьми в возрасте до 5 лет, которые проводили за гаджетами более 17 часов в неделю. В итоге выявилось, что умственные способности детей развивались гораздо медленней, чем у не зависящих от гаджетов сверстников.
  2. Американские ученые в течение 10 лет следили за зависящими от гаджетов детьми в возрасте до 9 лет. Они пришли к результатам, что структура мозга детей и их мозговая активность сильно изменяется.

СОВЕТ! Не стоит после прочитанного отбирать смартфон у ребенка. Просто ограничьте времяпрепровождение за гаджетами, этого достаточно.

После исследования ученых из Кореи выяснилось, что зависящие от гаджетов подростки более восприимчивы к депрессии, тревоге и прочим психическим расстройствам.

Заключение

Даже с учетом всех негативных факторов ребенку необходимы гаджеты с ранних лет. Это помогает его к социализации и отлично готовит к взрослой жизни. Однако, ограничьте время пользования устройства, и это позволит избежать вреда. Отрицательно на психику влияют не сами гаджеты, а зависимость от них.

Влияние гаджетов на психику ребенка

Польза и вред для детей от современных гаджетов

Компьютерная техника, планшеты, смартфоны уже давно стали неотъемлемой частью жизни современных обитателей мегаполисов и не только. Тесная связь, которую не рассмотреть человеческим взглядом, прочно удерживает нас возле мониторов и экранов. Для многих гаджеты — необходимость, но для остальных — это развлечения. Наблюдая за увлеченными «продвинутыми штучками» взрослыми, дети на уровне подсознания начинают воспринимать эту технику, как обязательный аспект бытия. Но чем может обернуться влияние современных гаджетов на ребенка? Давайте попробуем разобраться, можно ли допускать детей к мобильным электронным устройствам и со скольки лет, а также действительно ли общение с гаджетами наносит вред малышу, и как его отучить.

Назад, в будущее.

Большинство родителей, помнят веселые времена «настоящего детства». Уже практически с пеленок малыш начинает самостоятельно исследовать мир, протирая коленки ползунков, пытаясь забраться на стол за конфеткой, а дальше – копаясь в грязи, пытаясь отремонтировать велосипед, собирая рюкзак для путешествий и еще много, много увлекательного.

В прежние времена жизнь ребенка можно смело назвать сплошным приключением, когда он мог сам постигать реалии мира. По мере взросления менялись и его увлечения. И если в четыре года – это помощь папе в гараже и маме на кухне, то в 10 лет – это кружки и всяческие секции по интересам.

Такая жизнь каждый день наполнялась новыми открытиями, благодаря которым ребенок мог прочувствовать все нотки души и тела. В итоге мы получаем, счастливое детство, бурлящую фантазию, элементарные навыки выживания и друзья.

Но что мы увидим, взглянув на нынешнее поколение? Уже в возрасте 1,5-2 лет мамы и папы вручают отпрыску потрепанный мобильный телефон, планшет или сажают у телевизора с мультиками, чтобы выкроить для себя полчаса-час свободного времени. Таким образом, ребенок «привязывается» к технологическим изобретениям с самых ранних лет и уже в 10-15 лет отучить его от них будет очень сложно.

В то же время, ему необходимо самостоятельно познавать окружающую среду: крутиться, что-то разбирать и собирать, разливать или просыпать.

На детских площадках ситуация тоже выглядит иначе, чем в прежние времена. Ранее дети исследовали вдоль и поперек песочницы, искали там клад или строили замки, натыкаясь на кошачьи каки. Сейчас же, во избежание тревожных ситуаций, и чтобы малыш не упал вдруг, не запачкался, не подхватил инфекции или не порезался, ему вручается смартфончик, в то время, как мама может заняться своими делами. Это совсем не значит, что 10-30 лет тому назад родители не опекали своих чад и не предпринимали меры безопасности.

В современном мире все известные гаджеты стали средством манипуляции над детьми. Пожалуй, большинство родителей сталкивались с ситуацией, когда взамен выполненного действия чадо получает вознаграждение в виде игры на телефоне или планшете. И неважно, сколько лет малышу 2 или 10 — он осознает, что современные устройства являются отличным инструментом угрожать или мотивировать. Согласитесь, многие современные детки начинают знакомство с миром через стерильные компьютерные технологии и виртуальное восприятие, не задумываясь, что вред этого проявится значительно позже.

Отрицательные стороны общения с устройствами

Основной задачей каждого родителя является подготовка своего ребенка к условиям реального мира и выживанию. В результате, воспитательные усилия в течение многих лет заключаются в обучении отпрысков, заботе об их безопасности и состоянии здоровья. Но как воспринимается это детьми?

Специальная литература рассматривает воспитательный процесс, как увлекательную игру с малышом, программа которой меняется по мере его взросления. Сегодня все эти игры стали виртуальными, лишая ребенка не только контакта с родителями, но и ограничивая полет его фантазии. Но вред регулярного использования гаджетов заключается не только в этом.

Рассматривая тему, как влияют гаджеты на детей и их вред, стоит выделить несколько основных моментов.

В первую очередь, это ухудшение зрения. Если малыш постоянно смотрит на монитор или экран мобильного устройства, это отразится на его зрении. Специалисты утверждают, что влияние подобных электронных «игрушек» настолько сильно, что посаженное в возрасте до 10 лет зрение восстановить не удастся. Следовательно, необходимо строго контролировать нахождение ребенка у компьютера. Кроме того, есть специальные методики, помогающие составить схему безопасного использования современных устройств. На основании того, сколько лет чаду, можно определить допустимую норму пребывания перед монитором:

  • детям от 1 года до 5 лет находиться у компьютера педиатры вообще не рекомендуют;
  • в возрасте от 5 до 7 лет безопасными считаются игры на компьютере или планшете в течение 10 минут (максимум 20 на протяжении 24 часов);
  • ученикам 1, 2, 3, 4 и 5 классов разрешается без перерыва сидеть с гаджетами 10-15 мин. в день;
  • с 10 лет ребенок может допускаться к девайсам на 20 минут без перерыва максимум трижды на протяжении дня.

Вредное влияние гаджетов на современных детей сказывается и в малоподвижном образе их жизни. Ребенок, который много и часто играет за компьютером или с планшетом, практически не двигается, что сказывается на позвоночнике и суставах. Кроме того, у таких детей уже с малых лет наблюдается склонность к накоплению избыточного веса.

Психические расстройства – еще один побочный эффект чрезмерного общения с современной электронной техникой. Хотя и редко, но такие явления вполне возможны. Расстройства психики зачастую наблюдаются больше у тех детей, которые проводят время у монитора за игрой. Особенно наносят вред психическому здоровью детей игры, не соответствующие их возрасту. Например, те, в которых присутствуют сюжеты с элементами насилия, кровью, воздействием психотропных веществ, а также сцены эротического характера.

Помимо этого, в каждой онлайн-игре присутствует элемент виртуального общения. В результате, у ребенка меняется мировоззрение, и он попадает под влияние путешествий в мире компьютерных технологий. Конечно, после таких увлекательных игровых эпизодов чаду очень сложно возвращаться в реальный мир к урокам и своим обязанностям, а родителям – тяжело отучить отпрыска от такой пагубной привычки.

На фоне длительного регулярного общения с гаджетами у ребенка деградирует способность отличать правду и реальность от вымысла. Многие поступки и сюжеты увиденных сцен на мониторе девайса дети переносят в настоящее, не понимая их вред и негативные последствия. Модель поведения формируется детьми на основании действий героев виртуального мира. В этом заключается основная проблема современных маленьких пользователей электронными девайсами – они перенимают навыки персонажей, большая часть которых является эгоистичными и агрессивными личностями, руководствующимися в действии только собственными желаниями и потребностями.

Вред постоянного общения с гаджетами также выражается в том, что у детей вырабатывается зависимость. Многие специалисты сравнивают такую зависимость с алкогольной и наркотической.

Однако родители могут не замечать это влияние девайса на чадо. Первые подозрения у них начинают закрадываться, когда они предпринимают попытки отучить отпрыска от электронной «игрушки», заменить виртуальность реальностью.

Положительные стороны

В то же время, есть и «плюсы» общения детей с современными мобильными устройствами и компьютером:

  • Возможность всестороннего развития чада при условии тщательного контроля со стороны родителей. Это не значит, что с первого года жизни кроху стоит знакомить с гаджетами. Этот навык эму понадобиться с семи лет. Современные школьники 7-10 лет умеют включать ноутбук, компьютер или планшет и запускать на нем нужную для обучения или приобретения новых знаний программу. Главное, чтобы родители могли присутствовать рядом с детьми в это время, чтобы ненавязчиво помогать и одновременно контролировать процесс.
  • Возможность ненадолго занять чадо в условиях длительного ожидания. Все знают, что детки плохо переносят долгие очереди, время однообразных длительных путешествий, ожидание в поликлиниках и т.д. В таких ситуациях не всегда увлекательные игрушки или бумага с карандашами оказываются под рукой. Другое дело – смартфон или планшет, который может минут на 10-15 отвлечь малыша. Это время родители тоже могут провести с пользой, запустив познавательную и развивающую игру. Так они смогут и пообщаться со своими детьми, и дополнительно знакомить их с новыми знаниями.

Как можно увидеть, положительные стороны общения с гаджетами тоже имеются. Однако чтобы не допустить привыкания к миру виртуальных путешествий и попыток манипулировать со стороны чад, лучше контролировать время препровождения у мониторов компьютеров и планшетов.

Читайте также:  Как выбрать ювелирные украшения для вашей малышки

Как избежать привыкания?

Если в вашей жизни возникла проблема привыкания ребенка к миру компьютерных технологий и это сказывается на его поведении, общении, учебе, срочно стоит предпринять меры безопасности. Такая зависимость распознается по двум признакам:

  • реальная жизнь и общение с родителями (родственниками, друзьями) отодвигаются на второй план;
  • возникает бурный протест, истерика, угрозы, когда родители пытаются ввести ограничения.

Заметив подобные симптомы чрезмерной увлеченности электронными игрушками, следует отучить ребенка следующими приемами:

  • контроль за длительностью общения отпрыска с «технологиями будущего». Чтобы потом не сталкиваться с подобной проблемой, детей от года и до 5 лет старайтесь совсем не подпускать к гаджетам;
  • изучение рекомендаций к приложениям, чтобы описания соответствовали его возрастной группе;
  • не прибегайте к помощи девайсов без надобности. Не старайтесь отделаться от ребенка, тыкнув ему в руки планшет или айфон, лучше увлеките своим занятием, попросите помочь. И не манипулируйте детьми, обещая игру в качестве вознаграждения за выполненную просьбу.

Дети и гаджеты: в чем таится опасность?

Представители Всемирной организации здравоохранения недавно заявили, что детей в возрасте до 5 лет необходимо оградить от современных гаджетов. Привычка постоянно «залипать» в телефонах и планшетах сейчас формируется уже в раннем детстве, к тому же малыши уже с этого возраста привыкают к сидячему образу жизни.

В ВОЗ отметили важность вернуть детям интерес к подвижным играм, которые будут способствовать их планомерному развитию. В долгосрочной перспективе отказ от гаджетов убережет малыша от ожирения и многих побочных проблем, например, с психикой.

Телефон – «глава семьи»?

Пару лет назад большой резонанс был у статьи социолога и журналиста из США Джин Твенге. Она подробно описала вред гаджетов, их влияние на несовершеннолетних.

Сделанные ей выводу обсуждают многие эксперты, большинство сходится во мнении, что ответственность за пагубное влияние на здоровье и психику детей лежит не на электронных устройствах, а родителях, которые позволяют телефону или планшету превращаться в главу семьи.

При этом сегодня каждому приходится признавать, что у любого подростка есть друг, с которым никогда не скучно. Это смартфон. Из-за них дети все чаще остаются дома, предпочитая прогулки и встречи с одноклассниками общению с ними в сети.

То, что ребенок постоянно находится дома, никак не способствует его сближению с родителями. Хоть они постоянно рядом. Ребенок нуждается в живом общении, а если отец и мать замучены на работе, ведут амебный образ жизни, а разговор с сыном или дочерью превращается каждый раз в испытание, они это сразу чувствуют.

Детские гаджеты способствуют стремлению подростка скрыться из взрослого мира в своем собственном.

Если раньше в этой ситуации он отправлялся на детскую площадку или на стадион, то теперь прямая дорога в виртуальное пространство.

Гаджеты для самых маленьких

Сегодня электронные игрушки адаптируют для детей самого разного возраста. Есть совсем элементарные игры, которые яркими звуками и красками привлекают малыша, даже если он совершенно не понимает, что происходит на экране.

Гаджеты для новорожденных некоторые родители начинают считать для себя спасительными, так как они помогают быстро успокоить младенца или увлечь его чем-нибудь, чтобы заниматься своими делами.

Перспективы у таких методов воспитания плачевные. Малыш постоянно занят только игрушками на телефоне. Это становится единственным способом накормить его, успокоить, заставить перестать плакать.

Есть и непосредственное влияние на физическое здоровье грудничков. Их череп еще не до конца сформировался, а мозг совсем небольшого размера.

Это способствует практически беспрепятственному проникновению вредных лучей к участкам мозга, которые у взрослого человека надежно защищены.

Наконец, стремление малыша с первых лет жизни разглядывать, что происходит на экране смартфона, приводит к перенапряжению глазных мышц. Это одна из причин ранней близорукости, проблем с аккомодацией.

Возникает психологическая зависимость от мобильных устройств. Младенцев привлекают яркие интерактивные игрушки, которыми родители отвлекают их. Все это имеет непосредственное отношение и к планшетам, в которые можно использовать в качестве телефона, вставив в них SIIM-карту.

Психологи и врачи рекомендуют как можно дольше держать ребенка в неведении о существовании подобных устройств. Займете малыша вы только на короткое время, а затем будете долго бороться, пытаясь его оторвать от очередной игрушки.

Со смартфоном по жизни

Исследования современных педагогов на тему «Дети и гаджеты», просто поражают воображение. Как выяснили студенты Тульского педагогического университета, 78% учащихся выпускных классов практически не выпускают смартфон из рук на протяжении всего дня.

Принимавшие участие в этом опросе преподаватели признали, что увлечение гаджетами негативно влияет на успехи в учебе.

У старшеклассников были отмечены:

  • дефицит слухового аспекта (проблемы с восприятием информации на слух);
  • дефицит концентрации и внимания;
  • снижение фантазии.

В отечественных школах, в отличие от некоторых зарубежных учебных заведений, отсутствует категорический запрет на гаджеты. Обычно, ими запрещают пользоваться на уроках, но ученики все равно это делают, маскируя их на парте или пряча на коленях.

В результате подросток только физически присутствует на уроке. При этом сам настолько погружен в свой девайс, что не воспринимает информацию, которую пытаются до него донести.

Все это негативно сказывается на качестве учебы, плохо влияет на психический фон подростков и их настроение.

Оставаясь без смартфонов, школьники испытывают растерянность, начинают тосковать, не понимая, чем себя занять.

Как справиться с этой зависимостью?

Гаджеты для детей начинают играть такую большую роль, что многие родители сравнивают увлечение ими с настоящей зависимостью.

Психологи, анализируя, как помочь справиться с этой проблемой, отмечают, что, прежде всего, необходимо обратить внимание на возраст малыша.

Как отучить младшего школьника

В 8-11 лет основная причина может заключаться в том, что ребенок пытается скрыться в воображаемом мире от окружающей его негативной реальности. За просмотром роликов на YouTube или за играми он отвлекается от истинных причин своей грусти. Проблема бывает и в том, что ему попросту скучно.

Электроника для детей – один из самых эффективных способов убить время. Когда малыш не в состоянии найти общий язык со сверстниками, то гаджет превращается в самого близкого друга, который не требует развития никаких навыков социализации. Для ребенка он превращается в единственный ресурс общения.

Детям не свойственно отсутствие интереса к происходящему вокруг. Если они развиваются нормально, то должны проявлять увлеченность, сталкиваясь со всем новым и неизвестным.

Родители, которые подозревают, что у их малыша развивается опасная зависимость от электронных устройств, должны понаблюдать за тем, как он ведет себя в обычной жизни.

Тревожные признаки, когда ему проще контактировать с девайсом, чем с кем-нибудь из родителей. Часто это может происходить из-за конфликтов в семье или из-за того, что дома он не ощущает себя в безопасности.

Распространенная причина часто заключается в том, что сами родители проводят в телефоне большую часть свободного времени. Малыш начинает копировать поведение мамы и папы, у него просто отсутствует пример того, как можно вести себя иначе.

Если родители в такой ситуации начинают настаивать, чтобы он не сидел в телефоне, ребенку это кажется несправедливым. Действительно, почему он не может поиграть, пока вы просматриваете переписку. Свои права он будет всячески отстаивать.

Сложный период – младший школьный возраст. В это время у ребенка сильно меняются привычки, происходят значимые перемены в организме. Часто это сопровождается сильным стрессом и тревогой.

В такой ситуации не помешает оставить ему занятие, за которым он будет гарантированно чувствовать себя в безопасности. Пусть даже это будут игры в телефоне. Важно, чтобы это не была его единственная возможность проводить время.

Как отучить подростка

В подростковом возрасте родителям следует просто смириться, что подобные проявления – разновидность нормы. Все это моменты, которыми сопровождается кризис подросткового возраста. В это время ему важно ощутить собственную самостоятельность, поэтому он отказывает родителям в авторитете, вправе принимать решения, влиять на него.

Значимым окружением становятся друзья, в том числе виртуальные. Они занимают место, которое раньше принадлежало маме, папе и другим взрослым. Такая ситуация считается нормальный. Кризис подросткового возраста нужно просто пережить.

Наконец, онлайн-игры со сверстниками не так плохо, как может показаться на первый взгляд. Ведь ребенок все-таки общается с другими людьми, пусть и в непривычном для многих взрослых формате.

Беспокоиться стоит, если он предпочитает играть исключительно сам с собой.

Главное, не использовать строгие запретительные методы. Это не принесет результата, а только усугубит ситуацию.

Если малыш начинает вести себя агрессивно при попытках родителей оградить его от смартфона или планшета, необходимо обратиться за помощью к психологу. Причем для начала родителям нужно сходить без ребенка, чтобы для него это не было дополнительным стрессом.

Постарайтесь разобраться, почему телефон стал для него настолько важен.

Влияние современных гаджетов на жизнь ребёнка

В современном мире цифровых технологий невозможно представить людей без гаджетов. Сотовые телефоны, планшеты, компьютеры – неотъемлемая часть нашей жизни. Родители всегда являются примером для ребёнка, тем более в детстве. Дети наблюдают за мамой с папой, видят у них в руках средства коммуникации и интересуются ими. В наше время невозможно оградить сына или дочь от девайсов. Но родители могут либо регулировать их присутствие в жизни детей, либо пустить ситуацию на самотёк. Однако во всём нужна золотая середина. Сейчас уже в младших классах ученикам необходимо знать компьютер, а сотовый телефон нужен первоклашкам. Так что полностью отказаться от электронных устройств у вас не получится. Но на то и нужны родители, чтобы контролировать жизнь детей. Так что пользование гаджетов должно проходить под наблюдением мамы с папой.

Плюсы и минусы использования гаджетов

Положительное влияние современных гаджетов на детей

Во-первых, телефоны и планшеты помогают отвлечь малыша от затяжных занятий. Например, вы сидите в очереди к врачу или едете к бабушке в деревню на машине. Ребёнок от долгого сидения на одном месте устаёт, начинает нервничать, капризничать. Ему хочется побегать-попрыгать, и это нормально – он же ребёнок. Вот тут и приходят на помощь электронные устройства. Вы даёте ему гаджет, и вот малыш уже занят игрой или рисует на нетбуке.

Во-вторых, в наше время большое развитие получает цифровое образование. Книги и методички постепенно уходят на второй план, уступая место компьютерным играм и мобильным приложениям. Они учат детей дошкольного возраста чтению, счету, рисованию. Они помогают развивать их память, внимание, логическое мышление. Также есть обучающие мультфильмы, рассказывающие ребёнку о природе, мире, вселенной, обо всём окружающем мире.

Отрицательное влияние гаджетов на жизнь ребёнка

Сейчас дети чуть ли не с младенчества сидят в социальных сетях. Они так много проводят времени за компьютером, что постепенно «теряются» в «ВКонтакте» и Instagram. Ребёнок настолько увлечён виртуальным общением, что забывает о домашнем задании, прогулке во дворе, иногда даже об ужине!

Читайте также:  Прокалываем уши ребенку: когда, где и как

Кроме этого, в Интернете много жестокости. Youtube заполнен агрессивными роликами и фильмами ужасов. Другие сайты тоже содержат вредную для ребёнка информацию. Редко, но иногда это влияет на психику малыша. Он может начать относиться ко всему враждебно. В этом случае задача родителей оградить ребёнка от компьютера или следить за тем, что он ищет в сети.

Не нужно забывать и о негативном влиянии на физиологию. Во-первых, это касается отрицательного воздействия на зрение детей. К тому же, те дети, которые постоянно проводят время за гаджетами, меньше двигаются. А это плохо сказывается на их опорно-двигательной системе. Ребёнок за ноутбуком часто сидит с сутулой спиной, а это ведёт к искривлению позвоночника. Родители должны в этом случае дозировать время, которое ребёнок проводит за электронными устройствами. Например, ограничьте период, проведённый за компьютером. Следите за тем, чтобы малыш больше двигался. Придумайте совместное занятие: прогулка по городу или приготовление ужина. Тогда у ребёнка не останется времени для девайсов. А часы, проведённые с семьёй, всегда лучше часов, проведённых за ноутбуком.

Когда можно пользоваться детям гаджетами?

Чуть ли не с младенчества ребёнок начинается увлекаться окружающим миром. Малыш активно развивается и растёт. В этом процессе на помощь ему должны прийти не виртуальные стимулы, а реальные объекты. Игрушки, которые можно потрогать, растения, которые можно понюхать, рассказы родителей, которые можно услышать.

Специалисты считают, что лучше детей знакомить с различными девайсами после трех лет. В этот период у малыша формируются осознанные действия. Но необходимо сократить общение с телефоном или айпадом. Ребёнку 3-4 лет хватит не более часа в день, ребёнку 5-6 лет – не более двух часов в день.

Влияние гаджетов на развитие ребёнка

Самое отрицательное влияние гаджетов на детей состоит в том, что они не способствуют их интеллектуальному развитию. Телефоны и ноутбуки негативно влияют на развитие ребёнка. Из-за девайсов у ребёнка не развивается воображение, образное мышление, фантазия, логика, концентрация внимания. Игры в гаджеты не создают моральную базу – они дают готовую картинку, которая не требует умственного напряжения. Как следствие – малыш ничему не учится.

Кроме этого, у ребёнка могут возникнуть проблемы с общением. Часто, особенно среди детей подросткового возраста, личное общение заменяется виртуальным, живые эмоции и мимика – смайликами и стикерами. Ребёнок не учится высказывать своё мнение, делиться переживаниями, разделять чью-то боль. Из-за гаджетов пропадают социальные навыки, которые так необходимы ребенку в будущем. К тому же общение в социальных сетях и на форумах не дает возможности увидеть подлинную реакцию собеседника. Это значит, что ребёнок забывает подумать о последствиях своих слов и действий.

Влияние гаджетов на здоровье детей

Гаджеты также отрицательно влияют на здоровье детей. Когда ребёнок долго использует нетбук или телефон, у него портится зрение. Из-за длительного вглядывания на экран может возникнуть близорукость, а из-за напряжения глаз – их сухость. Это может привести к воспалению и инфекции.

Так как ребёнок долго находится в одной позе, у него возникают проблемы с осанкой, позвоночник может искривиться.

Из-за того, что ребёнок долго держит телефон в руках и делает при этом однообразные движения пальцами, у него могут появиться патологии кистей. Также возможно нарушится координация между сигналами мозга и движениями рук.

Играясь с гаджетами, дети постоянно сидят на одном месте. Им не хватает двигательной активности. Из-за этого появляется лишний вес и даже ожирение.

Влияние гаджетов на психику ребёнка

Нужно помнить о воздействии девайсов на психику ребёнка. Чтобы полноценно развиваться, ребёнку нужно постоянно контактировать с окружающим миром. Такой контакт включает в себя общение со сверстниками и родителями, развивающие игры, исследование дома и природы, поиск новых звуков. Благодаря этим действиям ребёнок получает эмоциональные впечатления, потому что каждое движение он пропускает через себя. Он обдумывает каждую полученную информацию и сохраняет её в своем сознании.

А вот различные девайсы предоставляют детям лишь изображение, которое не может «поговорить» с ними. Конечно, развивающие мультфильмы и детские передачи дают малышу полезную информацию, но они не реагируют на конкретного ребёнка, не вызывают у него какого-то действия, а просто гипнотизируют разноцветными образами.

Кроме того, до определенного возраста детей привлекают лишь яркие изображения, которые быстро сменяют друг друга. Малыши не способны усваивать сюжет, воспринимать характеры героев и оценивать их поступки. С таким же успехом можно посадить ребёнка перед стиральной машиной, и он с упоением будет рассматривать крутящийся барабан.

К тому же зависимость от гаджетов возникает очень быстро. Попытки родителей отвлечь от экрана малыша заканчиваются плачем и скандалами, ведь отказаться от того, что приносит удовольствие, очень сложно.

Влияние современных гаджетов на детей: плюсы и минусы

Сегодня человек никак не может обойтись без телефона, компьютера или планшета. Гаджеты ныне незаменимы как в работе, так и в получении определенных услуг. С их помощью удается поддерживать связь с близкими людьми, поэтому важность телефонов и прочих технологических инноваций переоценить сложно. Как же быть с детьми, ведь ежедневно в СМИ появляется информация про вред гаджетов?

Прежде всего не следует воспринимать современные электронные устройства как сущее зло, это обычная компьютерная техника, которая значительно упрощает жизнь. Также не стоит забывать и о том, что уже в начальной школе умение работать с компьютером нужно будет обязательно и оно будет влиять на успеваемость малыша. Однако это не значит, что можно разрешать малышу проводить много времени за гаджетами, так как их бесконтрольное использование может привести к достаточно плачевным последствиям. Ниже представлены все преимущества и недостатки использования телефонов и планшетов детьми.

Плюсы использования гаджетов

  • Развлечение в минуты ожидания. Мало кому нравятся очереди или долгая дорога, а если еще и ребенок капризничает, то и без того стрессовая ситуация ухудшается в разы. А вот если ему дать в руки телефон с любимой игрой или включить мультик, ожидание не будет таким мучительным.
  • Познание в развлекательной форме. Не обязательно смотреть на планшете только мультики, можно предложить малышу и различные познавательные передачи для детей. Есть специальные игры, которые помогают детям быстрее выучить цифры и буквы. Такие развивающие программы можно включать уже с двух лет, но не стоит забывать, у каждой игры или приложения есть возрастное ограничение. Также нужно следить и за тем, сколько времени малыш провел за компьютером. Так, если это трехлетний кроха, его лимит – час перед компьютером каждый день. Также важно каждые 20 минут делать отдых для глаз, можно ребенка попросить погулять или же сделать вместе с ним специальную гимнастику для глаз. Ребенку чуть старше можно разрешать сидеть перед компьютером чуть больше, однако перерывы каждые 20-30 минут не отменяются.

Минусы использования гаджетов

  • Развивающий эффект имеет односторонний характер. Имеется в виду то, что для маленького ребенка недостаточно только видеть изучаемый предмет, из-за этого информация становится недостаточной и однобокой. К примеру, для того, чтобы осознать, что мяч круглый, недостаточно видеть его изображение, так как должны быть задействованы все органы восприятия, в том числе и органы осязания. Мяч нужно не только видеть, но и трогать, ощущая руками все его грани. Именно тогда малыш запомнит форму предмета и информация будет освоена в полной мере.
  • Вред для здоровья организма. Длительное времяпровождение возле гаджетов приводит к тому, что у него уже через месяц начинает слабеть зрение. То есть если малыш больше 20 минут в день смотрит мультики или играет в игры, это негативно сказывается на остроту его зрения. Негативное влияние гаджетов на здоровье проявляется и в том, что проводя много времени перед компьютером или планшетом дети меньше двигаются и как следствие, у них может появиться лишний вес. Проблемы с осанкой, в том числе искривление позвоночника становятся последствием того, что ребенок, пользуясь электронными устройствами, часто сутулится.
  • Отсутствие творческого развития. Игры в гаджетах кажутся очень яркими, но на самом деле они снижают творческую активность, так как возможности малыша ограничены установленными опциями. Для полноценного развития ребенок должен работать с настоящими материалами — клеить, рисовать и комбинировать.
  • Сосредоточение на виртуальном мире. Такая губительная для психики ребенка трансформация происходит в случае, если малыш очень много времени проводит за гаджетами. Он отдает преимущество яркому виртуальному миру, в котором он может играть любую роль и практически выпадает из реального мира, ограничивая свое общение и взаимодействие с близкими людьми.
  • Развитие психических расстройств. Если ребенок отдает преимущество играм, в которых много крови или смотрит по гаджетам фильмы ужасов, могут начаться проблемы с психикой.

Как избежать зависимости от гаджетов

Если ребенка все сложнее отвлечь от игровых электронных устройств, у него начинает формироваться компьютерная зависимость.

Ее признаки проявляются в следующем:

  • Реальная жизнь не представляет интереса для малыша, он не хочет играть в игрушки и избегает игр с другими детьми.
  • Отношения с отцом и матерью становятся для ребенка второстепенными, совместного времяпровождения становится все меньше, вместо этого малыш пользуется планшетом и компьютером.
  • Запрет или ограничение пользования гаджетами приводят к истерике или бурным эмоциям.

Правила пользования гаджетами ребенком

Родителям следует запомнить, что их ребенок будет нормально и всесторонне развиваться, только если будет достаточно общения с близкими и друзьями, потому разрешая малышу пользоваться гаджетами, нужно придерживаться следующих правил:

  • Пользоваться электронными устройствами малышу можно только в пределах 20 минут. Превышать норму не следует, даже если ребенок будет сильно протестовать. Родителям следует запомнить, что именно на них возлагается ответственность за здоровье их ребенка, потому в таких важных вопросах нужно проявить твердость и непоколебимость.
  • У каждого фильма и игры есть возрастные ограничения, поэтому не стоит показывать шестилетнему ребенку боевики, даже если их главный герой – супергерой, которого малыш очень любит. Если по возрасту игра, кино или мультик подходят ребенку, не лишним будет просмотреть ее вместе с ним, так как производители порой умышленно занижают возрастные критерии, чтобы увеличить число потенциальных пользователей продукта.
  • Гаджет не должен становится вещью, с помощью которой можно «избавиться» от внимания ребенка. Да, если нужно просидеть в очереди час, гаджет можно использовать, чтобы развлечь малыша, но пользоваться этим приемом всякий раз, когда чадо стремиться получить родительское внимание, не стоит. К примеру, если маме нужно приготовить обед, то почему бы не попросить кроху помочь. Пока мама делает печенье, пусть он повозится с тестом.
  • Играть в электронные игры перед сном категорически нельзя, так как это может негативно повлиять на здоровый и крепкий сон малыша. Перевозбудившись, ребенок может не уснуть или же может беспокойно спать целую ночь.

Без гаджетов в современном мире невозможно и дети должны учиться ими пользоваться, чтобы использовать все предоставленные ими возможности. Однако родителям нужно сделать все возможное, чтобы телефон, планшет и компьютер не стали проблемой для ребенка, не принесли вред его психике и его здоровью. Чтобы этого не допустить использование гаджетов должно быть грамотным и главное умеренным. Только тогда электронные устройства будут способствовать развитию ребенка.

Ссылка на основную публикацию