Чему дети учатся у взрослых, а взрослые – у детей?

10 важных вещей в жизни, чему можно научиться у детей

Время на чтение: 5 минут

Не раз все мы слышали выражение – «Учитесь у своих детей!», но мало кто всерьез задумывался – а чему, в действительности, можно научиться у наших крох? Мы, «умудренные жизнью», родители, даже не догадываемся, что собственные дети могут дать нам кратно больше, чем все психологи, вместе взятые — достаточно прислушаться и приглядеться к ним пристальнее.

  1. Самое главное, чему могут научить нас наши крохи – жить сегодня . Не в каком-то канувшем в забвение прошлом, не в иллюзорном будущем, а именно здесь и сейчас. Причем, не просто жить, а наслаждаться этим «сегодня». Посмотрите на детей – они не мечтают о далеких перспективах и не страдают о прошедших днях, они счастливы, даже если условия их жизни оставляют желать лучшего.
  2. Дети не умеют любить за «что-то» — они любят за то, что мы есть. И от всего сердца. Бескорыстие, преданность и наивность живут в них гармонично и вопреки всему.
  3. Дети – психологически гибкие существа. Этого качества не хватает очень многим взрослым. Дети легко приспосабливаются, подстраиваются под ситуацию, перенимают новые традиции, учат языки и решают проблемы.
  4. Сердце маленького человека нараспашку открыто миру. И (закон природы) мир ответно открывается ему. Взрослые же, запираясь внутри себя на сто замков, на это практически не способны. И чем больше обид/предательств/разочарований, тем крепче замки и тем сильнее страх, что снова предадут. Проживающий жизнь по принципу «Чем шире раскроешь объятья, тем легче тебя будет распять», ждет от мира исключительно негатива. Такое восприятие жизни возвращается бумерангом. И мы не можем понять – почему мир так агрессивен в отношении нас? А, оказывается, причина в нас самих. Если мы запираемся на все замки, выкапываем вокруг себя ров с острыми кольями на дне и, для верности, забираемся в башню повыше, то незачем ждать, что в твою дверь постучатся, радостно улыбаясь.
  5. Дети умеют удивляться . А мы? А мы уже ничему не удивляемся, наивно полагая, что это подчеркивает нашу мудрость. В то время как наши малыши с замиранием сердца, распахнутыми глазенками и открытым ртом восхищаются первым выпавшим снегом, ручьем посреди леса, трудягами-муравьишками и даже бензиновыми разводами в лужах.
  6. Дети видят во всем только позитив (не берем в расчет детские страхи). Они не страдают от того, что не хватает денег на новые шторы, что начальник отругал за нарушенный дресс-код, что любимый «мальчик» валяется на диване и не хочет помогать мыть посуду. Дети видят бело в черном и большое в малом. Они радуются каждой минутке своей жизни, используя ее по максимуму, впитывая впечатления, разбрызгивая на всех свой солнечный задор.
  7. Дети непосредственны в общении. Взрослый человек скован законами, правилами, различными привычками, комплексами, установками и пр. Детям эти взрослые «игры» не интересны. Они в лоб вам скажут, что ваша помада, как у той полуголой тети возле дороги, что у вас толстая попа в этих джинсах, и что ваш суп пересоленный. Они легко знакомятся с новыми людьми (любого возраста), не стесняются вести себя «как дома» в любом месте – будь то квартира друзей или холл банка. А мы, связанные всем тем, что сами себе напридумывали, боимся говорить, что думаем, стесняемся знакомиться, комплексуем из-за ерунды. Конечно, полностью избавиться от таких «оков» взрослому человеку очень сложно. Но ослабить их воздействие (глядя на своих детей) – вполне по силам.
  8. Дети и творчество – неразделимы. Они постоянно что-то мастерят, рисуют, сочиняют, лепят и конструируют. А мы, завистливо вздыхая, тоже мечтаем вот так сесть и как нарисовать что-нибудь шедевральное! Но не можем. Потому что «не умеем». Дети тоже не умеют, но их это абсолютно не смущает – они просто наслаждаются творчеством. А через творчество, как известно, уходит весь негатив – стрессы, обиды, усталость. Смотрите на своих детей и учитесь. Заблокированные взрослением творческие «каналы» никогда не поздно разблокировать.
  9. Дети делают только то, что им доставляет радость – им не свойственно лицемерие. Они не будут читать скучную книжку, потому что это модно, и не будут общаться с нехорошими людьми, потому что это «важно для бизнеса». Дети не видят смысла в действиях, которые не приносят удовольствия. Мы об этом, взрослея, забываем. Потому что есть слово «надо». Но если приглядеться к своей жизни, несложно понять, что весомая часть этих «надо» просто высасывает из нас силы, не оставляя ничего взамен. И мы были бы гораздо счастливее, игнорируя «нехороших» людей, сбегая от сатрапов-боссов, наслаждаясь чашкой кофе и книжкой вместо стирки/уборки (хоть иногда) и пр. Любое занятие, которое не приносит радости – это стресс для психики. Поэтому следует либо отказываться от такого занятия вообще, либо сделать так, чтобы оно приносило положительные эмоции.
  10. Дети умеют смеяться от души. Даже сквозь слезы. Во весь голос и запрокинув голову – непринужденно и легко. Для них не имеют значения условности, окружающие люди и обстановка. А смех от души – это лучшее лекарство для организма и психики. Смех, как и слезы – очищает. Вы когда в последний раз так смеялись?

Посмотрите на своих детей и учитесь вместе с ними – удивляться и изучать этот мир, получать удовольствие от каждой минуты, видеть положительные стороны во всем, просыпаться в хорошем настроении (дети крайне редко «встают не с той ноги»), воспринимать мир без каких-либо предрассудков, быть искренними, подвижными, никогда не сдаваться, не переедать (дети выпрыгивают из-за стола, едва насытятся, а не с полным животом), не расстраиваться из-за пустяков и отдыхать, если кончились силы.

Чему взрослые могут научиться у детей?

Дети — цветы жизни. Их непосредственность вызывает умиление. Когда человек взрослеет, его мышление меняется. И это не всегда хорошо. Взрослым есть чему научиться у детей. Конечно, это утверждение может показаться смешным, но это чистая правда. Хотите убедиться, значит, читайте дальше.

Логическое мышление

Прежде всего, у детей хорошо развита логика. Они любознательны, поэтому стремятся изучить все, что попадается им на глаза. Для ребенка каждый день приносит новые ощущения. Дети способны замечать те мелочи, на которые взрослый человек никогда не обратит внимание. Поэтому стоит попробовать посмотреть на мир глазами ребенка.

Этот метод позволит вам вновь обрести свежесть восприятия мира, всех его красок. Также это позволит по-новому взглянуть на имеющиеся проблемы, найти новый способ их решения. Стоит помнить, что самые гениальные решения приходят тогда, когда образ мыслей «освежается». Попробуйте мыслить и творить так, чтобы это не вписывалось в обычные понятия логики, и вы станет очень креативным человеком.

Любопытство

Говорят, что любопытство может довести до беды. Но не в случае с детьми. Для них любопытство — это норма. Они стремятся узнать как можно больше фактов о мире, в котором живут, об окружающих предметах и, конечно, о людях. Естественно, что дети растут и развиваются. Однако они не теряют свою способность запоминать и впитывать огромное количество информации.

Такой метод очень пригодится в предпринимательстве. Поэтому не бойтесь быть в меру любопытными. Тогда вы будете расти, придумывать новые идеи. Фото: Depositphotos

Находчивость

Дети очень находчивы. Они постоянно придумывают что-то новое, примеряют роль творца. Ребенку достаточно найти какой-то новый предмет, и он тут же придумывает, как использовать его по-новому. Кроме того, детям легче вырабатывать новые решения для проблем. Причем решают они эти проблемы по мере поступления. Дети не бояться допустить ошибки, у них на все имеется свое мнение.

Коммуникабельность

Еще одна способность, которая присуща детям — это коммуникабельность. Попадая в незнакомое окружение, они очень быстро находят новых друзей. Когда человек взрослеет, он теряет эту способность. Поэтому не может общаться так же легко и просто, как в детстве.

Простота в решении проблем

Если ребенок сталкивается с какой-то проблемой, то решает ее он при помощи тех знаний и инструментов, которые у него уже есть. Поэтому препятствия его никогда не пугают. Нет стремянки? Ребенок воспользуется велосипедом вместо нее!

Движение — это жизнь

Вы наверняка замечали, что дети очень подвижны. Они двигаются практически весь день до того времени, пока их не отправит спать мама. Дети — словно машинки, которые сжигают калории. Они бегают, прыгают, постоянно находят себе новые занятия. Вместо того чтобы сидеть на стуле, ребенок усядется на пол. Вместо того чтобы идти, дети бегают. Поэтому всегда берите пример с детей. Старайтесь больше двигаться. Фото: Depositphotos

Время отдыха

Дети умеют отдыхать. Если ребенку хочется спать, то он уснет там, где находится. Это еще одна удивительная детская способность. Дети точно знают, когда их силы на исходе и их пора восстанавливать. По мере взросления эта способность теряется. Поэтому взрослым так трудно правильно рассчитать свои силы и энергию, из-за чего они сильно устают.

Разборчивость в еде

Многие родители скажут вам, что дети очень капризны в еде. На самом же деле они очень разборчивы в этом вопросе. Ребенок никогда не будет есть то, что ему не нравится.

Обиды

Дети очень впечатлительны. Их легко расстроить даже самым незначительным пустяком. Однако они быстро забывают о неприятностях и продолжают дальше беззаботно играться и радоваться жизни.

Отсюда мудрость: не зацикливайтесь на своих проблемах. Отпускайте свои обиды в пространство, не копите их в себе!

12 фраз родителей, которые не самым лучшим образом отражаются на жизни ребенка

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Читайте также:  Язык примерз на морозе к железу – что делать, как помочь ребенку

Многие недооценивают силу слова, а ведь одной неосторожной фразой можно изменить всю жизнь человека. Особенно это касается детей, которые все впитывают в себя, как губка. И ученые подтверждают, что грубое отношение в детстве пагубно сказывается на физическом и эмоциональном состоянии будущего взрослого человека. Из этой статьи вы узнаете, к каким последствиям может привести употребление самых распространенных родительских фраз.

AdMe.ru понимает, что прошлое изменить нельзя, но можно постараться не допускать ошибок предыдущего поколения.

1. «Все папе расскажу»

Что слышит ребенок: «Мы с папой — одна команда, и если я на тебя обиделась, то и он тоже».

Последствия: Малыш думает, что если папа безоговорочно поддерживает маму, а его версию произошедшего никто и слушать не хочет, то это значит, что они оба настроены против него. Так зарождаются чувства одиночества и недоверия, которые с возрастом будут только усиливаться.

Как лучше сделать: Дети, как правило, ведут себя лучше, когда папа дома, поскольку они считают его авторитетной фигурой. Но мамам проще довериться, поэтому важно показать ребенку, что вы владеете ситуацией и знаете, как с ней справиться. Если вам важно донести информацию до папы, поинтересуйтесь, готов ли ребенок сам ему все рассказать. Научите малыша признавать свои ошибки и делать это искренне.

2. «Твоего ничего нет, это мы все купили»

Что слышит ребенок: «Даже твой любимый медвежонок не принадлежит тебе, и в любой момент мы можем все забрать».

Последствия: В маленького ребенка вселяют ужас мысли, что все, к чему он привык (комната, одежда, игрушки), — не его. Любимые вещи становятся главным предметом шантажа, и именно после таких фраз дети начинают понимать, что материальное в этом мире важнее всего остального.

Как лучше сделать: Мелочи, которые кажутся взрослому человеку незначительными, очень важны для ребенка. Самый важный момент в воспитании — показать малышу, что его любят и никто не будет манипулировать его чувствами с помощью самого дорогого, что у него есть, даже если это просто плюшевый медведь.

3. «Ты меня в могилу сведешь»

Что слышит ребенок: «Если с родителями случится что-то плохое, то в этом будешь виноват ты».

Последствия: Некоторые родители убеждены, что ребенок должен быть благодарен им за подаренную ему жизнь, поэтому любое возражение рассматривается как личное оскробление. Таким образом постепенно взращивается чувство неполноценности.

Как лучше сделать: Для начала нужно понять, что ребенок — абсолютно отдельная личность, и главная цель родителей — воспитать хорошего человека, которого в какой-то момент нужно будет отпустить. Забудьте про фразы «Ты сводишь меня с ума», «Из-за тебя у меня болит голова», «Ты нас с отцом в могилу сведешь» и так далее. Вместо драматических спектаклей четко объясните суть ваших претензий к ребенку, если они действительно есть.

4. «Кто тебя такую замуж возьмет?»

Что слышит ребенок: «Ты никому не будешь нужна».

Последствия: Подобные «предсказания» бабушек и мам вызывают боязнь будущего и разуверение в собственных силах: раз самые близкие говорят, что ничего не получится, то так и будет. Подобный подход не поможет ребенку добиться успеха в жизни, и он даже не поймет, что, по мнению родителей, с ним было не так.

Как лучше сделать: Уделяйте больше внимания характеру ребенка, а не внешним атрибутам (которые сменятся еще много раз), не препятствуйте самовыражению. И самое важное — верьте в своего ребенка, даже если на данный момент его образ далек от того, который вам хотелось бы видеть.

5. «Я сам сделаю, ты еще маленький»

Что слышит ребенок: «Нет смысла стараться и пробовать, у тебя все равно ничего не получится» и «Тебе нельзя ничего доверить».

Последствия: Такой «заботой» вы сводите на нет рвение ребенка и отнимаете у него шанс научиться чему-то новому. Когда малыш вырастет, он не сможет быть самостоятельным, и единственное, в чем он будет уверен, так это в том, что он неудачник.

Как лучше сделать: Ребенку важно понимать, какую роль он играет в семье, и для здоровой самооценки необходимо, чтобы малыш мог заниматься тем, что у него хорошо получается. А для этого нужна практика, поэтому запаситесь терпением и придумайте задания, которые ребенок сможет выполнить самостоятельно. Если увидите, что у ребенка что-то не получается, не помогайте, а задайте наводящие вопросы, которые помогут ему справиться с заданием.

6. «Почему четверка, а не пятерка?»

Что слышит ребенок: «Ты не оправдываешь моих ожиданий. Если бы ты был хорошим, то обязательно получил бы пятерку».

Последствия: Взрослые быстро забывают, каково это — быть детьми, и искренне верят, что проблем у них нет и поводов для беспокойства тоже. Но дети испытывают стресс по многим причинам, поэтому не надо усугублять ситуацию. Не заражайте собственное чадо «синдромом отличника», который в будущем может привести к трагедии.

Как лучше сделать: Не забывайте интересоваться у ребенка, как прошел его день, и если вы заметили какие-то трудности, то направьте малыша в сторону их решения. А если вы видите, что ваш ребенок сдался, научите его видеть любую проблему в перспективе. Так можно уменьшить беспокойство, помочь обрести силу и желание попытаться решить задачу снова.

7. «Не хочешь по-хорошему?»

Что слышит ребенок: «Я сильнее, поэтому я всегда прав».

Последствия: Запугивание быстро перестает работать, если вы не воплощаете угрозы в жизнь. А если дело дошло до рукоприкладства, не удивляйтесь, откуда у здорового с рождения ребенка в дальнейшем появляются проблемы со здоровьем: мигрень, артрит, боли в нижней части спины, астма, гипертония, хроническая усталость, депрессия и многое другое. В ходе исследований была найдена непосредственная связь между негативным опытом из раннего детства и физическим состоянием взрослого человека.

Как лучше сделать: Доверительными отношениями и разговорами можно добиться гораздо большего, чем угрозами и ремнем.

8. «Меня не волнует, чего ты хочешь, а чего нет»

Что слышит ребенок: «Никому не интересны твои желания, как и ты сам».

Последствия: Чем большее давление оказывается на ребенка, тем сильнее ему хочется сопротивляться. В будущем могут ждать две крайности: либо безвольный человек с полным отсутствием собственного мнения, либо бунтарь, который будет все делать назло, пусть даже во вред самому себе.

Как лучше сделать: Всегда объясняйте ребенку свою позицию и почему вы хотите, чтобы было именно так. Компромисс с детьми вполне возможен, поэтому лучше выслушать друг друга и быть откровенным. Например, если ребенок хочет что-то дорогое, а у вас не хватает средств, то так и скажите: «Я знаю, что тебе очень хочется эту вещь, но пока мы не можем ее себе позволить. Зато можем купить вот это. Хочешь?»

9. «Не выдумывай»

Что слышит ребенок: «Мне нет дела до твоих проблем» и «Я тебе не верю».

Последствия: Отрицая страхи ребенка, вы не решаете проблему. Любые эмоции (даже если они вызваны фантазиями) реальны, а подобными словами вы учите скрывать истинные чувства и переживания. Из таких детей вырастают замкнутые и черствые взрослые. Детские страхи нельзя игнорировать.

Как лучше сказать: Разберитесь с самыми страшными монстрами вместе с малышом, дайте ему понять, что вы верите ему и всегда рядом. И перестаньте использовать частицу «не». Например, замените фразу «Не выдумывай, под кроватью никого нет» на «Давай вместе посмотрим, вот увидишь, там никого нет».

10. «Мне за тебя стыдно»

Что слышит ребенок: «Ты плохой».

Последствия: Когда хочется указать ребенку на его недостаток, то нелишним будет вспомнить, что он копирует поведение родителей. И помните: как корабль назовешь, так он и поплывет. Поэтому можно догадаться, каким вырастет ребенок, постоянно слышащий в свой адрес слова «ленивый», «невоспитанный», «грязнуля», «жадина» и так далее.

Как лучше сказать: Демонстрируйте своим примером достойное поведение. Если вы здороваетесь с соседями, доносите обертки до урны и внимательны к окружающим, то и ребенок «унаследует» эти черты.

11. «Пока не поешь — никаких игр»

Что слышит ребенок: «Услуга за услугу».

Последствия: Такая тактика работает до определенного момента, но совсем скоро ребенок начнет торговаться с вами: хорошо закончу четверть, если купите новый компьютер, погуляю с собакой за 2 часа за приставкой и так далее. Такая модель семьи искажает истинную мотивацию, по которой человек должен делать те или иные вещи.

Как лучше сказать: Объяснять свою позицию и почему важно сделать то, о чем вы просите. Постарайтесь не покупать поведение своего ребенка: рано или поздно это выйдет из-под контроля.

12. «Замолчи!»

Что слышит ребенок: «Я тебя не люблю».

Последствия: Каждое грубое слово вернется в будущем, только тогда обидно будет уже вам. Родители искренне удивляются грубости и пренебрежению со стороны собственных детей, хотя не помнят, как забывали относиться к ним с уважением в детстве.

Как лучше сказать: Прежде чем приступить к диалогу с ребенком, разберитесь в себе: почему вас так раздражает типичное детское поведение? Возможно, проблема заключается в накопленных вами негативных переживаниях, и ребенок не должен становиться громоотводом.

А вы какие фразы запретили бы говорить родителям?

Чему взрослые могут научиться у детей?

Когда человек взрослеет, он меняется. Перестаёт верить в чудеса, неосознанно радоваться жизни, фантазировать. Вступая во взрослую жизнь, мы начинаем думать, что уже достаточно увидели. Мы перестаём интересоваться чем-то новым, а порой впадаем в депрессию. Исчезает жажда жизни, зато появляется взрослый цинизм.

А теперь посмотрите на детей. Они верят в русалок и Деда Мороза. Они хотят всё быстрей узнать, задавая многочисленные «Почему?» Дети настолько искренние и улыбчивые, что смотря на них, поневоле сам заражаешься их смехом и энергией. Поэтому нужно подумать над тем, чему нас учат дети.

Читайте также:  Заикание у детей – как помочь ребенку

ЧЕМУ МОЖНО НАУЧИТЬСЯ У РЕБЕНКА?

Мы учим наших детей различным правилам и нормам, но забываем о том, что есть что-то, чему взрослые могут научиться у детей. Понаблюдайте за своим ребёнком, и вы поймёте, как много ярких эмоций может войти в вашу жизнь. Так чему мы можем научиться у детей?

  1. Легко знакомиться. Дети живо находят себе друзей. Им достаточно подойти и сказать: «Привет, меня зовут Тоня, давай дружить!»
  2. Задавать вопросы. Малыши не боятся показаться глупыми. Им интересен весь мир. Постоянно спрашивая обо всём на свете, они расширяют кругозор и развивают эрудицию.
  3. Смотреть на вещи по-новому. Пересматривая в сотый раз любимый мультфильм, дети вдруг увидят что-то новое. Перечитывая сказку, им придёт в голову свежая мысль.
  4. Мечтать и фантазировать. Детям достаточно закрыть глаза, и вот они уже покоряют заснеженные горы или спускаются на морское дно в гости к царю Тритону. Попробуйте так же. Расслабьтесь, подумайте о приятном, и это отвлечёт вас от проблем и грустных мыслей.
  5. Любить животных. Дети часто приносят домой бездомных кошек и собак. Они хотят приютить их и дать любовь и крышу над головой. Побудьте хоть иногда такими же заботливыми и искренними, как ваш ребёнок.
  6. Жить в настоящем. Вспомните, когда вы в последний раз не задумывались о будущем, а цеплялись за настоящее мгновение? Хоть на денёк забудьте о том, как жить дальше и насладитесь тем, что происходит сейчас.
  7. Верить в чудеса. Дети верят в сказочных героев, в выдуманные миры, в волшебство. Возьмите с них пример. Пусть чудеса войдут в вашу жизнь. Ведь магия реальна, если в неё поверить!

ДЕТСКОЕ ЛЮБОПЫТСТВО

Говорят, что любопытство может довести до беды. Но не в случае с детьми. Для них любопытство — это норма. Они стремятся узнать как можно больше фактов о мире, в котором живут, об окружающих предметах и, конечно, о людях. Естественно, что дети растут и развиваются. Однако они не теряют свою способность запоминать и впитывать огромное количество информации. Такой метод очень пригодится в предпринимательстве. Поэтому не бойтесь быть в меру любопытными. Тогда вы будете расти, придумывать новые идеи.

РАДОСТЬ МЕЛОЧАМ

Дети могут радоваться мелочам. Это может быть просто вкусное мороженое, но ребёнок обязательно улыбнётся этому поводу. А ещё малыши умеют видеть прекрасное в обыденном. Как часто мы проходим мимо одной и той же клумбы, не замечая цветов. А ребёнок увидит красивые тюльпаны и обязательно обратит на них внимание.

СПОСОБНОСТЬ ПЕРЕКЛЮЧАТЬСЯ С НЕГАТИВА НА ПОЗИТИВ

Дети умеют быстро переключаться с негатива на позитив и забывать неудачи. Малыши не будут копаться в себе, размышляя, в чём причина неприятностей. Они просто забудут и пойдут дальше.

ДЕТСКАЯ ДОБРОТА ДЛЯ ВЗРОСЛОГО

От природы ребенок чистый, искренний и добрый. Это позже социум и жизнь научит его быть осторожным и внимательным, научит защищаться, а иногда и нападать. А пока их доброта проявляется во всем, в отношении к людям, к животным, к себе. Еще одна важная черта, которая появляется у нас с появлением малыша – это терпение. А как же без него? Также мы учимся относиться с пониманием сначала к своему ребенку, а потом и к другим людям. Мы чаще задаем себе вопрос, почему ребенок себя так ведет, может, что-то случилось. Мы с пониманием стараемся относиться к ее иногда странных интересов и потребностей. Дети открыты миру, а в ответ мир открыт для них. Взрослые очень часто «закрываются», пытаясь уберечь себя от различных угроз и неприятных ситуаций.
Иногда это действительно оправдано, но часто это приводит к негативному восприятию мира и себя в нем. Но когда мы доверяем мира, мир доверяет нам, он открывает нам свои возможности и ресурсы.

РАДОВАТЬСЯ САМОМУ ПРОСТОМУ

Наши дети, подрастая, начинают открывать для себя мир. Они радуются самым обычным и повседневным явлениям: вот бабочка порхает с травинки на травинку, а вот пролетел самолет, а это большой жук гудит. Чудеса! Мы помогаем малышам увидеть красоту окружающего мира. Дети в восторге, но и мы получаем не меньше позитивных эмоций, чем они.

БЫТЬ СОБОЙ

Дети не могут притворятся, когда их переполняют эмоции, так как не совсем умеют контролировать свое состояние. Радуются, когда действительно радостно, грустят, обижаются, восхищаются, проявляют заинтересованность, когда на то есть причины, злятся. Когда вы общаетесь с ребенком, то можете ненароком выявить в себе то капризную малышку лет четырех, то неугомонного подростка, а вот вы уже леди, которая может проявить свои интеллектуальные и спортивные способности в играх. Позволяйте себе быть непосредственными и проявлять настоящие, а не наигранные эмоции. А дети обнаруживают, что нет ничего страшного в том, чтобы оставаться непосредственным даже будучи в таком «почтенном» возрасте.

СОВЕРШАТЬ ОТКРЫТИЯ

Дети ежедневно открывают что-то новое для себя. Оказывается, соль растворяется в воде, а песок никак не хочет, собака — хороший друг и защитник. Что касается бабушкиной выпечки, то она самая вкусная! Удивительный факт: мы, взрослые, неожиданно для самих себя находим что-то новое в давно знакомых вещах.

Воспитать ребёнка правильно – одна из важнейших функций родителей. Но воспитывать ребёнка, воспитывая себя – куда более значительное и прекрасное занятие.

Обучение ребенка

  • Развитие ребенка
  • Статьи
  • Обучение ребенка
  • Естественное обучение или как учатся дети

Основные идеи выдающегося американского педагога Джона Холта из книги «Залог детских успехов»

Естественное обучение или как учатся дети

Джон Холт – выдающийся американский педагог и реформатор американской школьной системы. Он разработал ряд альтернативных методик обучения, которые успешно используются во всем мире.

Джон Холт наблюдал за детьми в естественных для них условиях полной свободы, когда их не контролировали учителя. В этом он отличался от большинства исследователей в сфере педагогики и детской психологии. Он наблюдал за детьми своих родственников и друзей во время игры, он наблюдал за детьми в школах во время уроков. В результате тщательных исследований он сформулировал основные закономерности естественного обучения детей. Рассмотрим подробнее главные педагогические идеи Джона Холта, представленные в книге «Залог детских успехов».

Дети учатся не потому, что знания пригодятся им в будущем. Они учатся, повторяя действия окружающих

Современная школа стремится дать ребенку знания и развить навыки, которые принесут им пользу когда-то в будущем. Но дети интересуются тем, что происходит сейчас, а не в будущем. Они хотят делать что-то на практике прямо сейчас. Таким образом, они тоже готовятся к будущему, но это не является их главной целью, а всего лишь побочный эффект.

Дети – прекрасные ученики, потому что они не считают, что они учатся – они считают, что они просто делают те или иные вещи. Они хотят попробовать все, что видят вокруг, но поначалу у них это плохо получается. День за днем они делают новые попытки и в результате приобретают необходимые навыки. Они хотят разговаривать, как взрослые, но сначала они не знают, как связывать звуки в слова. Их лепет кажется нам полной ерундой, но они думают, что они разговаривают. Ребенок учится связно говорить, когда родители и другие люди разговаривают в его присутствии, повторяют отдельные слова и объясняют их значения, работают с ребенком над его произношением, постепенно повышая сложность упражнений.

Становясь старше, ребенок видит, как люди выполняют разные действия и непонятным для окружающих образом выбирает себе занятия. Он начинает читать, потому что видит, как это делают другие. Если родители читают ему на ночь или в течение дня, он понимает, что это занятие интересное. Ребенок пробует читать еще до того, как его этому целенаправленно учат родители. Он запоминает отдельные буквы и узнает их в книгах. Он может переворачивать страницы книги в произвольном порядке и произносить все, что придет ему в голову. С точки зрения взрослого, это не чтение, но ребенок действительно думает, что читает. Со временем он начинает узнавать слова, даже в незнакомых для него предложениях, и начинает видеть связь между звуками и буквами. Таким образом, ребенок осваивает первоначальные навыки чтения.

Главными навыками, которые осваивает ребенок, считаются умение ходить, говорить и читать. Их у ребенка пытаются развить прежде всего. Остальные навыки у ребенка развивают выборочно, в зависимости от предпочтений родителей.

Родителям кажется, что ребенок учится ходить, говорить или читать. Но, с точки зрения ребенка, он уже ходит с того момента, как сделал первый шаг, и говорит с момента первых издаваемых звуков. Ребенок ничему не учится намеренно – он просто выполняет определенные действия и раз за разом делает это лучше и лучше.

В процессе обучения ребенок переходит от общего к частному, а не наоборот

Этот факт является логическим следствием из того, что ребенок учится делать что-то, когда видит, как это делают другие. Он учится выполнять все действие сразу, а не по частям: пытается произносить целые фразы, а не отдельные звуки, потому что никто не разговаривает звуками. Он хочет читать сказки, а не запоминать буквенное выражение звуков или правильно читать отдельные слова. Одна из самых больших ошибок, которую допускают современные школы – это деление общих задач на компоненты и обучение ребенка отдельным компонентам. При таком внимании к деталям общая задача кажется чем-то незначительным и скучным. Дети усваивают частные навыки (например, учатся понимать, как звуки соответствуют буквам) естественным образом в процессе выполнения общих задач.

Дети учатся на своих ошибках, замечая и исправляя их

Дети стремятся не только делать то, что делают окружающие, но и делать это правильно.

Они не боятся пробовать делать то, что еще не умеют, и замечают собственные ошибки и неточности. Повторяя действия снова и снова, они пытаются с каждым разом выполнять их лучше и, таким образом, улучшают свои навыки.

Взрослые склонны исправлять детей, указывать им на ошибки. Они верят, что это помогает детям лучше овладевать новыми навыками. Но, поступая таким образом, они только дают понять ребенку, что он не может справиться с задачей и родители могут сделать это лучше.

Чувствуя, что его оценивают, ребенок испытывает тревогу. Это мешает ему пробовать выполнять новые действия. Он может также отказаться и от дальнейших попыток выполнить данное действие, в котором родители хотят ему помочь.

Пробуя выполнить какое-либо действие, ребенок не должен испытывать тревогу, потому что это не дает ему возможности приступить к освоению навыка. Никто, кроме ребенка, не знает, когда он готов совершать ошибки и исправлять их.

Родителям не стоит поправлять детей, потому что они сами прекрасно видят свои ошибки. Они постоянно стараются улучшить свои навыки, но делают это в наиболее подходящем для них темпе. Когда ребенку дают свободу действий, не подгоняют и не вызывают у него чувство тревоги, он способен сам увидеть и исправить большинство допущенных ошибок.

Дети лучше учатся у старших детей, чем у взрослых

Маленькие дети видят, в чем они не настолько компетентны, как взрослые. Это может вызывать у них чувства стыда и тревоги, даже если взрослые им на это не указывают. Родители, которые делают все хорошо, не всегда являются хорошим примером для ребенка. Он может подумать, что никогда не сможет делать так же, и не стоит даже пытаться.

Поэтому дети лучше учатся у старших детей, чем у родителей. Например, младшие дети, наблюдая за старшими, учатся играть в футбол или выполнять другие действия.

С помощью воображения дети учатся тому, что не могут попробовать на практике

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что воображение играет важную роль в развитии познавательной сферы (в частности, гипотетического мышления) у детей. Кроме того, оно помогает ребенку научиться тому, чему он не может научиться на практике. Воображение, таким образом, не уводит ребенка из реального мира, а помогает ему адаптироваться.

Маленький ребенок не может научиться водить грузовик, но в своем воображении он представляет себя водителем. Такие фантазии мотивируют его узнавать больше о грузовиках и о вождении. Он может построить себе грузовик из ящиков или стульев и имитировать реальную езду на грузовике. Играя в игры, основанные на воображении, ребенок обычно выбирает роли, которые видит в мире взрослых. Они играют в мам и пап, водителей, машинистов, летчиков, врачей, учителей и т. д. В процессе игры они максимально точно отображают свои роли. Например, дети, которые играют в охотников, представляют себя сильными и отважными, они подкрадываются к мелким животным и стреляют в них из своего игрушечного оружия. Они учатся тому, что должен чувствовать охотник, и развивают реальные навыки, которыми он должен обладать. Такие игры увлекают их больше, чем простая стрельба по мишеням.

Кроме того, ребенок с помощью воображения осваивает то, что в реальном мире ему не позволяют родители.

Дети познают мир, выстраивая умозрительные модели и применяя к этим моделям новую информацию

При взаимодействии с окружающим миром дети проявляют умственную активность. Они стремятся понять смысл вещей. Дети – прирожденные исследователи, они постоянно выдвигают гипотезы и проверяют их, подтверждают, опровергают и развивают их на основе своего опыта. Но мотивация к познанию окружающего мира должна исходить от самого ребенка, а не навязываться окружающими. Например, дети, которым разрешают проводить дома физические эксперименты (что может приводить к беспорядку в комнате), лучше усваивают школьный курс физики, чем те, кто учит физику по учебникам.

Дети часто выстраивают умозрительные модели на основе предыдущих занятий. На основе этих моделей ребенок осваивает новые навыки. Умозрительные модели основываются на личном опыте, поэтому они мотивируют ребенка. Если родители или учителя будут использовать подобные модели для обучения ребенка, это покажется ему неестественным.

Естественное обучение и система образования

В своих работах Джон Холт часто задавался вопросом: как учителям стать более эффективными. Он пришел к выводу, что в процессе обучения ребенку следует давать больше свободы. Свобода – это главная ценность в обучении, и родители, и учителя должны ее уважать.

Дети часто не воспринимают школьную систему обучения, потому что она ограничивает их самостоятельность и делает неуверенными в способности самостоятельно исследовать окружающий мир. Более того, ни учителя, ни сверстники – никто, кроме самого ребенка, не способны понять его мотивы, умозрительные модели и увлечения на тот или иной момент времени. Поэтому дети лучше всего учатся тогда, когда они полностью контролируют процесс или, иными словами, могут свободно заниматься тем, что их интересует.

Чему нам стоит поучиться у детей

Мы думаем, что взрослые должны учить и воспитывать детей. Наивные. Порой всё наоборот: дети настолько мудры, что утрут нос тренерам по саморазвитию. Узнайте, какие жизненные уроки взрослые могут вынести из общения с детьми.

Мы зависим друг от друга

В мире взрослых круто быть самостоятельным и независимым: «У меня есть я, и мне никто не нужен». Считается, что если не можешь обойтись в каком-то деле без другого человека, то ты слабак, это стыдно.

Дети почти во всём зависимы от взрослых, но это не ущемляет их эго. Ведь они вырастут и поменяются местами со своими родителями: будут помогать им одеваться, покупать подарки, лечить. А когда обзаведутся своими детьми, круг повторится.

Мы зависим друг от друга. Нам всем, независимо от возраста, нужен уход и внимание. Это залог выживания человека как вида. Это нормально. Не кичитесь своей независимостью и… позвоните маме.

Lee Davenport/Flickr.com

Любовь — это…

У взрослых слово «любовь» порой тесно связано с глаголом «получать». Она получает от меня деньги и стабильность, а я от неё вкусный борщ и свежие рубашки. Вроде бы всё честно, но весьма потребительски.

Дети ничего не делают специально, до определённого возраста они вообще только едят и спят, но мы любим их. Такими, какие есть. Здесь не работает схема «я буду о тебе заботиться, если дашь мне выспаться». Мы принимаем наших детей целиком и полностью, со всеми проблемами и капризами. И это ли не эталон подлинной, чистой, неэгоистичной любви? Когда ничего не ждёшь взамен, просто любишь и всё.

Люди не злые

Когда трёхлетний ребёнок прибегает с разбитой коленкой и ревёт, как пожарная сирена, мама теряется в догадках: упал, поцарапался, подрался? И есть только один способ выяснить истину — прижать малыша к себе и успокоить. А когда ребёнок хнычет и капризничает, мама тут же понимает: хочет есть или спать. Дай ему то, чего ему не хватает, и снова станет прекрасным милым крохой.

Почему это не работает со взрослыми? Если человек раздражён, мы просто записываем его в «неадекваты», а если расстроен, упрекаем в жалости к себе. Подумайте, как бы изменилось общество, если бы каждый стремился заглянуть глубже и понять, что скрывается за внешней озлобленностью? Часто по ту сторону медали всего лишь смятение, страх и усталость.

Между нами много общего

Каждый человек когда-то был ребёнком.

Эта мысль пугает, когда мы думаем о неприятных нам персонах. Неужели эта вульгарная хамка в банке была маленькой девочкой с косичками? А тот рыжий бугай, что украл у меня сумку на остановке, милым бутузом с веснушками?

Да. Несмотря на то, куда нас вывела жизнь, точка отправления у всех была одна и та же. Люди, которые вам не нравятся, тоже играли в салки, ели мороженое и строили шалаши. Между вами больше общего, чем может показаться на первый взгляд. Вспомните об этом, прежде чем осуждать кого-то.

Не надо никого бояться

Дети боятся довольно простых вещей: темноты или тётю в белом халате. Того, что пока неизвестно или что физически больше тебя.

С годами фобии множатся, и, пожалуй, больше всего взрослые боятся не соответствовать: «Этот человек так крут! Да у него денег больше, чем у всего списка Forbes! Он чай пьёт с английской королевой! Как я буду брать у него интервью?».

Эта прописная истина сродни демократическому базису о равенстве. Поэтому всякий раз, когда трясётесь перед собеседованием и боитесь проявить себя, говорите: «Как бы высоко ни взлетел мой оппонент, он, как и я, был ребёнком. А значит, как и я, ест, спит и ходит в туалет».

Деньги не главное

Жадность и тщеславие — одни из главных пороков современного общества. Если чувствуете, что гонка за материальными благами и социальным статусом заполняет ваше сознание, пообщайтесь с детьми.

Им плевать, какая у вас машина, кем вы работаете и где живёте. Гораздо важнее, во что вы умеете играть, сколько историй знаете, можно ли вам доверить секрет. В этом плане дети — утописты. Они слепо верят в лучшее и транслируют свою надежду окружающим. Нам следовало бы присмотреться к их подходу и выбирать друзей не по статусу, а по душе.

Счастье в мелочах

Дети с присущей им непосредственностью удивляются банальным вещам и радуются мелочам: «Ух ты! Смотри, радуга!», «Хм, вчера этой лужи не было — надо бы её проверить…».

Взрослым, чтобы испытывать положительные эмоции, нужны события (чем масштабнее, тем лучше), а порой и катализаторы (например, алкоголь). Но мы сами виноваты в том, что жизнь нам скучна.

Dawn/Flickr.com

Оставайтесь детьми — не переставайте замечать мелочи и радоваться им!

Читайте также:  Учим действия (учим глаголы). Развивающий мультик для самых маленьких
Ссылка на основную публикацию