Буллинг в школе: как защитить ребенка от травли

Школьный буллинг: почему одни дети травят других и как защитить своего ребёнка от насилия

Фоксфорд поговорил о проблеме буллинга с практикующим психологом. Елена Трушина рассказала, что делать, если ребёнка травят в школе или он сам проявляет агрессию. Чем опасен школьный буллинг?

Что такое буллинг

Буллинг (от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») — это агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил и жертва показывает, как сильно её это задевает.

Буллинг не всегда выражается в физическом нападении. Чаще происходит психологическое насилие в форме:

  • словесной травли (оскорбления, злые и непристойные шутки, насмешки и прочее);
  • распространении слухов и сплетен;
  • бойкота (одна из самых опасных форм буллинга, так как чаще остальных приводит к суициду).

Кто участвует в буллинге

Буллинг наиболее распространён в начальной и средней школе. К 10–11 классам на фоне процессов созревания мозговых структур и способности у подростков к саморегуляции он постепенно сходит на нет.

Исследование о частоте проявлений буллинга в зависимости от класса, проведённое Даном Ольвеусом.

Если в коллективе началась травля, сложно не включиться. В буллинге много ролей. Три основные: булли (придумывают и возглавляют издевательства), наблюдатели (вроде в стороне от конфликта, но всё равно одобряют либо осуждают агрессоров) и жертва.

К сожалению, в ситуации буллинга бесполезно занимать отстранённую позицию. Даже если нападкам подвергается только один одноклассник и вашего ребёнка «это не касается», наблюдатели получают не меньшую, а порой и большую травматизацию.

В психологии даже есть термин «травма наблюдателя». Часто ребёнок не может самостоятельно справиться с опытом наблюдения за продолжающимся насилием.

Буллинг причиняет ущерб психическому здоровью не только жертвы, но и детей, которые находятся в позиции безмолвных свидетелей.

Что делать, если ребёнок стал жертвой буллинга

Жертвой буллинга может стать абсолютно любой ребёнок, вне зависимости от благополучности семьи, заботы родителей и уровня развития. Что делать с буллингом в школе?

Поэтому важно, чтобы взрослые не оставляли без внимания случаи травли, даже если агрессия (пока) не направлена на их детей.

Как распознать буллинг и чем он опасен

Если ребёнок стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, о травле можно догадаться по другим физическим и психологическим признакам.

  • Беспричинные боли в животе и груди
  • Нежелание идти в школу и плохая успеваемость
  • Нервный тик, энурез
  • Печальный вид, беспокойство, тревожность
  • Нарушенный сон, кошмары
  • Длительное подавленное состояние
  • Участившиеся простуды и другие заболевания
  • Склонность к уединению, нежелание общаться
  • Проблемы с аппетитом
  • Излишняя уступчивость и осторожность.

Школьный буллинг – что делать родителям

Родители ребёнка-жертвы испытывают чувство вины, стыда, гнева, боли и бессилия. Из-за этого иногда вместо поддержки и сочувствия обрушиваются на него с советами и обвинениями: «Что же ты не дал сдачи?!», «Не будь тряпкой!», «Сам виноват» и так далее.

Важно понять, что это может случится с любой семьёй. Здесь никто не виноват, особенно сам ребёнок.

Если вы чувствуете, что как родитель не справляетесь с ситуацией (а это нормально), то прежде всего нужно самому получить поддержку близких или психолога.

После этого вы сможете нормально поговорить о случившемся с ребёнком. Вот фразы, которые помогут вам начать диалог.

  • «Я тебе верю». Это даст ребёнку понять, что вместе вы справитесь с проблемой.
  • «Мне жаль, что с тобой это случилось». Это сигнал, что вы разделяете его чувства.
  • «Это не твоя вина». Покажите ребёнку, что в этой ситуации он не одинок, многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания и агрессии.
  • «Хорошо, что ты мне об этом сказал». Докажите, что ребёнок правильно сделал, обратившись к вам.
  • «Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность». Эта фраза позволит ощутить защиту и с надеждой посмотреть в будущее.

Старайтесь всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они вовремя смогли попросить о помощи в случае школьного насилия.

Что делать учителю

Проблема буллинга в школе и в классе — отдельная большая тема. Вот лишь один пример, как можно поступить учителю.

Ситуация: две девочки объявили бойкот третьей. Учитель, получив согласие жертвы и её родителей, организует встречу с инициаторами бойкота и ещё четырьмя ребятами, занявшими нейтральную позицию. Преподаватель объясняет детям, что чувствует девочка и просит их придумать два-три возможных решения, как уменьшить её страдания. Чувствуя важность своей миссии, дети активно включаются в «проект». Раз в неделю все участники встречаются и рассказывают о своих успехах. Через несколько таких встреч ситуация, как правило, себя исчерпывает.

Однако, к сожалению, не все родители находят поддержку со стороны школы. Тогда почти единственная «опция» — уход на семейное образование. Просто смена школы не всегда работает, так как травля может повториться. Во время семейного обучения у вас будет достаточно времени на обсуждение с ребёнком его травмирующего опыта.

Что делать ребёнку

Ребёнок в силу возраста не может сам защититься от буллинга. Это работа взрослых. Однако есть базовые вещи, которые взрослые должны объяснить ему для профилактики буллинга в школьной среде.

  • Рассказывать о случаях буллинга взрослым, которым доверяешь, — правильно, это не стукачество.
  • Нужно укреплять самооценку и вести себя уверенно. Быть настойчивым и сильным (хотя бы внешне).
  • Нельзя надеяться отомстить с помощью ещё большей жестокости. Это приведёт к новым проблемам. Лучше искать друзей среди сверстников и использовать самое мощное оружие против агрессии — юмор.
  • Необходимо избегать ситуаций, в которых возможна травля, и отклонять предложения поучаствовать в ней.
  • Если стал свидетелем насилия, нужно немедленно привести кого-то из взрослых или посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или учителю, которому она доверяет.

Что делать, если твой ребёнок — буллер

Чаще всего буллерами становятся дети, подвергающиеся насилию в семье, а также пережившие психотравмирующие моменты в прошлом. Если отец бьёт и унижает мальчика дома, то с огромной вероятность на следующий день он попробует отыграться на более слабых одноклассниках. Такому ребёнку бесспорно нужна помощь специалистов, но главное проанализировать, что происходит в вашем доме.

Но бывают случаи, когда буллер обладает высокой самооценкой вкупе со сниженной эмпатией и вполне осознаёт свои действия. Такому ребёнку необходимы жёсткие границы и понятные последствия его действий. Поговорите с ним об этом. Расскажите о своём опыте в качестве жертвы или агрессора.

Обратите внимание на окружение ребёнка: не подвергается ли он насилию со стороны более взрослых приятелей (иногда достаточно постоянных саркастических замечаний).

Наконец, сходите на консультацию к семейному психологу, чтобы всем вместе разобраться в происходящем. Часто сделать это своими силами невозможно.

Елена Трушина, клинический психолог (МГУ имени М. В. Ломоносова), аналитический психолог, супружеский терапевт.

Детский буллинг как разновидность насилия. Проблема детского буллинга (травли) в школе

В России наиболее часто используется понятие буллинга как синоним школьной травли. Различают также термин моббинг (от англ. mob— толпа), когда агрессорами являются несколько человек.

Психологическое насилие: издевательства, обидные шутки, оскорбления, угрозы, унижение, социальная изоляция (например, бойкот), оказание психологического давления, распространение слухов и др.

Физическое насилие: избиение, жестокое обращение, порча имущества.

Каковы причины буллинга? Часто ситуации буллинга возникают вследствие целой совокупности факторов. И все же, даже при наличии многих факторов непосредственно буллинга может не быть. Тем не менее, давайте рассмотрим факторы, которые увеличивают вероятность травли:

Искусственно собранная группа. Сами дети не выбирали оказаться в данной группе, а также не могут добровольно из нее выйти. Группа не отвечает интересам ребенка, ребенок сам не выбирает деятельность. Буллинг мало вероятен в ситуации, например, кружка по интересам или даже дворовой компании, ведь ребенок занят тем, что интересно ему, и может в любой момент покинуть группу. То есть практически все школьные коллективы оказываются так или иначе в зоне риска.

Позиция педагога. Чаще всего травля зарождается на глазах педагогов. По какой-то причине педагоги не пресекают детскую жестокость, а, возможно, и неосознанно в чем-то поддерживают издевательства над, например, неудобным ребенком, ситуация продолжает набирать обороты.

«Некомфортно в группе». Часто буллинг начинается в группах, в которых недостаточно механизмов для регулирования правил. Кому-то из детей необходимо чувствовать свое влияние на группу, отслеживать свой статус в группе, кому-то важно, чтобы были понятно, что происходит и какая-то предсказуемость.

Насилие в семье агрессора. Ребенок, который в своей семье оказывается «под ударом», находится в стрессовой ситуации. Часто дети, которые оказываются агрессорами и причиняют боль другим — в своей семье терпят насилие и унижение. И в группе проявляют свою силу и возможности так, как умеют — проявляют насилие к другим и становятся, пусть на время, на более сильную позицию, в которой они могут что-то решать.

Кто подвержен буллингу? Мифы про буллинг

В обсуждении ситуации буллинга есть большой соблазн начать обсуждать «жертву» буллинга: что с ней/ним не так, и как сделать так, чтобы он/она поменяла свое поведение. На это направлены житейские советы: «не обращай внимания», «больше улыбайся», «похудей» и т.д. К сожалению, по опыту работы, этот подход в коррекции ситуации оказывается не только неполезным, но и вредным. Вместо того, чтобы обсуждать особенности жертвы, стоит переключиться на ситуацию в группе, а также на недопустимость жестокого обращения /террора.

Жертвой травли может стать абсолютно любой ребенок. Ребенок с одними и теми же особенностями в одной группе будет подвергаться травле, а в другой — нет. Более того, дети, которые в классе становятся обидчиком и жертвой, в другой обстановке (например, в отсутствии других членов группы) могут мирно общаться. Травля — это групповой системный процесс.

Также при работе с буллингом стоит помнить, что буллинг — это не конфликт между детьми. В конфликте есть две стороны, которые не смогли договориться, не умеют общаться и проч. В ситуации буллинга недопустимые действия направлены только на «жертву».

Распространенный миф — что от буллинга страдает только «бедная жертва». Это не так, и в результате многочисленных исследований было показано, что психологическую травму могут получить и свидетели травли, и активные обидчики.

Пути профилактики и преодоления буллинга. Общие рекомендации.

Обычно, когда педагоги начинают беспокоиться о ситуации, начинаются поиски профилактических мер. Однако важно понять, на какой стадии развития буллинга находится ситуация, т.к. меры профилактики могут быть бесполезны, а также вредны для ситуации травли.

Что может быть эффективной профилактикой буллинга?

Для того, чтобы заниматься профилактикой буллинга, достаточно того, что у вас есть учебный класс. Вот какие способы можно использовать для улучшения атмосферы в классе:

Командообразование. Тренинг на командообразование может провести педагог, школьный психолог или приглашенный специалист. Взрослый берет на себя ответственность и собирает группу, учит ребят кооперироваться для достижения общих целей. Желания лидеров класса быть в центре внимания может быть реализовано безопасным и достойным способом, ребята во время занятий учатся слушать и поддерживать друг друга.

Работа с групповыми правилами. Это очень полезная работа для группы, ее можно проводить также в рамках тренинга. Самое важное — что дети будут обсуждать, как можно друг с другом поступать, а как — нет, договариваться вместе. В моменты обсуждений у детей часто появляется своя точка зрения, они подбирают аргументы и т.д. Для такого процесса нужен специальный ведущий, который сможет уделить внимание всем и не продвигать правила, которые нравятся ему.

Читайте также:  Как обезопасить дом для ребенка: 10 простых рекомендаций

Сопровождение новых детей, курирование «бывалыми» новичков. «Новички» часто поначалу чувствуют себя в группе некомфортно. Если класс заинтересован, можно выделить сопровождающих для новых детей (можно даже из старших классов), или поделить роли. Если дети берут на себя ответственность за какую-то область жизни класса (подтягивание отстающих в учебе, организаторов концертов и чаепитий и т.д.) — это также возможность реализовать способности ребенка.

Обсуждения с детьми. Ситуации, когда педагог предлагает детям высказаться, обсудить что-то также может быть полезно для участников. Можно обсуждать ситуации в классе, можно — какие-то мировые ситуации, а также можно смотреть и обсуждать мультфильмы, в том числе про буллинг. Обсуждение ситуации буллинга, когда дети могут сами придумывать, что можно сделать в разных ситуациях, как они могут помочь другу и т.д.— это также является профилактикой. Смущаться такого разговора не нужно, наоборот, дети чувствуют себя взрослее и боеле ответственными, когда обсуждают разные реальные ситуации.

Рекомендации для работы с травлей:

Реакция на травлю. Травля часто происходит с ведома педагога. Для «жертв» травли страшно и непонятно, когда есть взрослый, который не может повлиять на ситуацию, и защитить ребенка. Очень важно, что педагоги реагируют, говорят о недопустимости насилия, террора, в том числе словесного, и останавливают это.

Не стоит жалеть и заступаться за «жертву», призывать остальных к жалости — часто это усиливает ситуацию травли.

Не стоит также разбирать и обсуждать, что с «жертвой» не так. Даже если у ребенка есть какое-то особое поведение/привычки и проч. — когда дело доходит до ситуации травли дело не в этом, а в насилии, которое совершается в отношении ребенка в школе. И даже перемены привычек эту ситуацию, в большинстве случае, могут не поменять. Дети могут не дружить, но не должны травить друг друга.

Педагог должен выступить — это можно сделать по-разному — с идеей, что травля недопустима. Отказаться от того, чтобы считать травлю «нормальной», «так уж получилось», «ничего не поделаешь». Одна позиция педагога по этому вопросу значит для учеников оень много. Ценность этой позиции многократно возрастает в начальной школе.

Очень важно не нападать на агрессоров, не стыдить их за травлю. К сожалению, многие дети и сами не всегда понимают, что с ними происходит, когда они травят кого-то — это бывает малоосознаное поведение. Вместо этого стоит вместе с классом придумать, как бороться с травлей, как сделать так, чтобы ее не было, потому что травля это неправильно и недопустимо. В видеолекции Людмила Петрановская предлагает технологию обсуждения с детьми ситуации травли в классе, когда травля уже есть.

Поддержка позитивных изменений. Детям важно, когда взрослые реагируют. Позитивная обратная связь — это то, что может поддержать ребят на пути к желаемому результату. Иногда педагоги предпочитают «не обращать внимание» на небольшие достижения, потому что это еще далеко от цели. Однако более эффективно замечать и даже праздновать небольшие успехи. Это может быть чаепитие или игра по поводу того, что уже неделя/2 недели из класса ушла травля или что-то другое — на ваш выбор.

Когда острая фаза травли завершается, стоит подумать о том, что может поддержать класс, сделать его более дружным и тд. На этом этапе хорошо индивидуально работать с «жертвой» травли, чтобы поддержать, помочь пережить негативный опыт. Если буллинга в классе нет, это хорошая точка, чтобы вернуться на стадию профилактики и снова подумать о квестах, играх и т.д.

Буллинг в школе

– Дети не любят тех, кто от них отличается, – объясняет Регина Александровна. – В любом классе есть среднестатистическое большинство, которое вот так вот одето или вот так вот разговаривает, и все, кто будет отличаться от этой «среднести», окажется в зоне риска. Это могут быть внешние отличия – слишком высокий рост, лишний вес, торчащие уши. Или физические дефекты – косоглазие, заикание. Дети, неуверенные в себе, тоже попадают в ситуацию, когда класс их не принимает. А еще подвергаются буллингу ребята, которые не следят за личной гигиеной: если у них одежда не очень чистая, запах неприятный.

– Понятно, придраться могут к кому угодно. Но и те, кто занимается травлей, – разные люди. Одни из благополучных семей, другие – из асоциальных.

– Да, но есть общее: все они самоутверждаются. В какой бы семьи ни росли эти дети, чаще всего они не уверены в себе, потому что воспитываются в агрессии. А в школе пытаются самоутвердиться, унижая других.

1-й метод. «Коллекция достоинств». Когда кто-то ведет по отношению к ребенку агрессивно – физически или морально, у него серьезно падает самооценка. Поэтому один из способов помочь чаду – составить список его хороших качеств, которые выделят его из толпы. В следующий раз при встрече с обидчиком-задирой у ребенка в голове всплывает список своих позитивных черт.

– Так и вижу картинку: против условного Васечкина идет условный Петечкин с кулаками, а Васечкин гордо вспоминает: «Ах! Я же такой молодец, я хорошо разбираюсь в Бахе!»

– Не так все примитивно. Просто если ребенок знает свои достоинства, у него нет внутренней тревожности – я ничего не значу, не умею. А такая уверенность влияет на его поведение в конфликтных ситуациях.

2-й метод. Соблюдать принцип непроницаемой стены. Мы говорим ребенку: представь, что ты окружен непроницаемой стеной. Там, за ней, кто-то кричит, шумит – а ты как будто его не слышишь. Можешь даже засунуть в уши наушники и делать вид, будто слушаешь классную музыку.

– Угу, а наш Петечкин как выдернет эти наушники да еще и порвет.

– Не посмеет, если ты делаешь это с чувством достоинства (а ведь ты уже знаешь, какой список достоинств есть внутри тебя). Впрочем, это действительно совет не для всех, а для тех, у кого хорошая выдержка.

3-й метод. «Проблемы обидчика». Предложите ребенку: представь, все, что говорит обидчик, относится не к тебе, а к нему, к личным проблемам забияки. Потому что человек, у которого порядок в голове, вряд ли так себя будет вести. И ребенок начинает видеть и оценивать ситуацию по-другому, и даже его организм начинает издавать другие запахи! Ведь если заглянуть в психофизиологию, когда человек напрягается, у него появляется запах пота. Если он постоянно в напряжении – то и запах с ним постоянно. Вы же знаете: если человек боится собаки, она это чувствует. То же – в мире людей. На уровне законов природы мы все едины.

4-й метод. «Техника толстокожего слона». Учимся самовнушению: «Я слон, я толстокожий, и все обидное, что мне говорят, отскакивает от меня как мячик». Не зацикливаться на обиде. Чем больше жертва расстраивается – тем интереснее тирану.

5-й метод. Научите детей парировать выпады. Например, обидчица в школе говорит однокласснице: «ты страшная», а та в ответ: «а ты такая милашка». Обидчица ей: «ты дура», а та – ей: «тебе видней, ты умная».

Смысл этих методов – толстокожести, парирования – в том, чтобы не дать словам обидчика проникнуть на вашу территорию. Как только позволили это, вы начинаете в сказанное верить и тоже становитесь невольным игроком в буллинг.

6-й метод. Играть с детьми в настольные, командные игры. Чтобы ребятишкам был важен сам процесс игры, а не возможность выиграть.

7-й метод. Дайте ребенку реализовать себя, тренировать его сильную сторону. Например, кружки, в которых он будет самоутверждаться, где у него будет расти самооценка.

Что делать, если ребёнка травят в школе

Дети так жестоки, что перед ними пасуют даже учителя. Школьная травля, бессмысленная и беспощадная, всегда была, есть и будет. Мы постарались разобраться, откуда она берётся, кто входит в группу риска, что можно с этим сделать и стоит ли менять школу, если на ребёнка нападают.

Кто-то вспоминает школу с ностальгией, кто-то — с ужасом. Последний возникает не из-за плохих условий или скучной программы, а из-за школьной травли.

Не путайте буллинг и отсутствие сотни друзей. Ребёнок может быть интровертом, замкнутым, любящим одиночество или непопулярным. Но он не должен быть жертвой. Разница в регулярной и сознательной агрессии по отношению к ребёнку.

Относительно недавно появился ещё и кибербуллинг — это эмоциональное давление, только в интернете, особенно в социальных сетях.

Как часто это встречается?

Гораздо чаще, чем кажется. 30% человек в возрасте от 5 до 14 лет испытывали на себе насилие. Это 6,5 миллионов человек (по данным за 2011 год) Шеренги, Ф. Э. Насилие в школе над детьми и подростками в возрасте до 14 лет. . Из них пятая часть приходится на насилие в школе. Цифра не просто большая, она огромная.

Чем опасна школьная травля?

Помимо того, что травля может принимать форму физического насилия, то есть приводить к травмам, она может быть и психологической, эмоциональной. Её следы труднее заметить, но она не менее опасна.

Травля уничтожает самооценку человека. У объекта буллинга формируются комплексы. Ребёнок начинает верить, что заслужил плохое отношение к себе.

Травля мешает учиться, потому что ребёнку не до занятий: ему бы в школе выжить. Травля формирует тревожные расстройства, фобии, депрессии National Center for Injury Prevention and Control. Understanding School Violence. .

И ни один человек, который прошёл через неприятие коллектива, никогда этого не забудет. Впоследствии негативное отношение к жизни в классе может перейти вообще на любую общность, а это означает проблемы с коммуникацией во взрослом возрасте.

Кто в группе риска?

На самом деле все. Для травли ищут повод, что-то, чем ребёнок отличается от других (в любую сторону). Это могут быть физические недостатки, проблемы со здоровьем, плохая успеваемость, очки, цвет волос или разрез глаз, отсутствие модной одежды или дорогих гаджетов, даже неполная семья. Часто страдают замкнутые дети, у которых мало друзей, домашние дети, которые не умеют общаться в коллективе, и вообще все, чьё поведение не похоже на поведение обидчика.

Исправлять какие-то особенности, ставшие поводом, бесполезно. Те, кто травит, при желании могут докопаться и до фонарного столба.

А кто, собственно, травит?

Есть два совершенно противоположных типа нападающих.

  • Популярные дети, короли и королевы со своей школьной свитой, лидеры, управляющие другими детьми.
  • Асоциальные, оставшиеся за бортом коллектива ученики, которые пытаются занять позицию королей, собирая собственный двор.

Отдельный тип агрессоров — это взрослые сотрудники школы. Как правило, учителя.

Почему травят?

Потому что могут. Если спросить уже выросших обидчиков, зачем они занимались буллингом, как правило, они отвечают, что не понимали, что делают что-то не так. Кто-то ищет оправдания своему поведению, объясняя, что жертва получала «за дело».

Читайте также:  7 ВЕЩЕЙ, КОТОРЫМИ МЫ ОБИЖАЕМ СВОИХ ДЕТЕЙ

Исследователи приходят к выводу, что источник травли не в личности жертвы или обидчика, а в том принципе, по которому формируются классы Peter Gray. GraySchool Bullying: A Tragic Cost of Undemocratic Schools. .

Детей в школах собирают на основании одного признака — года рождения. Естественным образом такая группа никогда бы не сформировалась. Поэтому неизбежны и конфликты: дети вынуждены общаться с теми, кого им навязывают, без права выбора.

Ситуация в школе напоминает ситуацию в тюрьме: людей насильно загоняют в одно помещение, а следить за ними должны люди, за которыми установлен не менее жёсткий контроль.

Травля — это и возможность установить свою власть в таком неестественном коллективе, и объединение обидчиков в сплочённую группу. А в любой группе ответственность за поступки размывается, то есть дети получают психологическую индульгенцию на любые поступки Руланн, Э. Как остановить травлю в школе. .

Есть только одно обязательное условие, без которого травля невозможна: попустительство со стороны учителей или молчаливое одобрение такого поведения.

Так это учителя во всём виноваты?

Нет. Дело в том, что учителя не видят травли. Нападающие умеют вести себя тихо, притворяться паиньками и издеваться над жертвой, когда этого никто не замечает. А вот жертва такой хитростью, как правило, не отличается. И если даёт ответ, попадается на глаза преподавателям.

Итог: учитель видит, как ученик нарушает порядок, но не видит, что стало поводом для этого.

Хотя нельзя отрицать проблему. Многие взрослые считают, что дети сами разберутся, что лучше не вмешиваться, что объект травли «сам виноват». А иногда педагогу не хватает опыта, квалификации (или совести), чтобы прекратить буллинг.

Как понять, что ребёнка атакуют?

Дети часто молчат о своих проблемах: боятся, что вмешательство взрослых обострит конфликт, что взрослые не поймут и не поддержат. Есть несколько признаков, по которым можно заподозрить буллинг.

  • Синяки и царапины, которые ребёнок не может объяснить.
  • Ложь в ответ на вопрос, откуда взялись повреждения: ребёнок не может придумать объяснение, говорит, что не помнит, как появились кровоподтёки.
  • Часто «теряющиеся» вещи, сломанная техника, пропавшие украшения или одежда.
  • Ребёнок ищет повод не ходить в школу, притворяется больным, у него часто внезапно заболевает голова или живот.
  • Изменение пищевого поведения. Особенно нужно обратить внимание на случаи, когда ребёнок не ест в школе.
  • Ночные кошмары, бессонница.
  • Испортившаяся успеваемость, потеря интереса к занятиям.
  • Ссоры со старыми друзьями или одиночество, низкая самооценка, постоянная подавленность.
  • Побеги из дома, самоповреждение и другие виды деструктивного поведения.

Как прекратить травлю?

На самом деле, никто из исследователей не может дать рецепта, как остановить травлю. Нужно учесть, что если в школе началась травля, устранять проблему на уровне «жертва — нападающий» нельзя, потому что это неэффективно. Работать нужно со всем коллективом, потому что в буллинге всегда больше двух участников Петрановская, Л. Травля в детском коллективе. .

Весь класс и учителя — это свидетели, на которых также влияет развернувшаяся драма. Они тоже принимают участие в процессе, пусть и как наблюдатели.

Единственный способ на самом деле остановить травлю — создать нормальный здоровый коллектив в школе.

Этому помогают совместные задания, работы в группе над проектами, внеклассная активность, в которой участвуют все.

Главное, что нужно сделать, — это назвать травлю травлей, насилием, обозначить, что действия агрессоров замечены и что это необходимо прекратить. Так всё, что обидчики считают прикольным, окажется выставлено в другом свете. И сделать это должен либо классный руководитель, либо завуч, либо директор.

Как реагировать на агрессию?

Обсудите с ребёнком все случаи травли, чтобы он мог отвечать на действия обидчиков. Как правило, сценарии повторяются: это обзывания, мелкое вредительство, угрозы, физическое насилие.

В каждом случае жертве нужно действовать так, как не ожидают агрессоры.

На оскорбления всегда отвечать, но спокойно, не скатываясь в ответную ругань. Например, сказать: «А я с вами вежливо разговариваю». Если ребёнок увидел, что кто-то испортил его вещи, нужно об этом сообщить учителю, так, чтобы услышали обидчики: «Мария Александровна, на моём стуле жвачка, кто-то испортил школьную мебель». Если пытаются бить или затащить подальше, если не получается убежать, нужно громко кричать: «Помогите! Пожар!». Непривычно. Но дать себя избить — хуже.

Поскольку способы буллинга разнообразны, то и ответы будут индивидуальными. Не можете придумать, как быть? Спросите у специалистов-психологов, которые должны быть в каждой школе.

Что можно сделать с обидчиками?

Вариантов немного. Если ребёнка бьют, нужно обращаться в травмпункт, проходить медицинское освидетельствование, сообщать в полицию и обращаться в суд за компенсацией вреда. Ответственными за противоправные деяния будут родители и школа. Сами обидчики отвечают только после 16 лет (за тяжкий вред здоровью — после 14) Уголовный кодекс Российской Федерации. Статья 20. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность. .

Но если буллинг только эмоциональный, доказать что-то и привлечь правоохранительные органы вряд ли получится. Нужно немедленно идти к классному руководителю, а если учитель отрицает проблему — к завучу, директору, в РОНО, Городское управление образования. Задача школы — организовать ту самую психологическую работу внутри класса или нескольких классов, чтобы прекратить насилие.

Если я вмешаюсь, хуже не станет?

Не станет. Травля — это не единичный конфликт. Их может быть множество. Если ребёнок стал объектом буллинга, он уже не может справиться с агрессией своими силами.

Худшая политика — решить, что ребёнок сам разберётся с проблемами.

Некоторым это действительно удаётся. А многие ломаются. Дело может дойти даже до суицида. Вы хотите проверить на своём ребёнке, повезёт ему или нет?

Как поддержать ребёнка?

  • Если травля уже есть, то это повод обратиться к психологу, причём разбираться надо сразу всей семьёй. Если ребёнок занимает в семье позицию жертвы, то и в школе будет то же самое.
  • Покажите, что вы всегда на стороне ребёнка и готовы помогать ему, разбираться с трудностями до самого конца, даже если это будет непросто. Никаких предложений перетерпеть сложный период быть не должно.
  • Постарайтесь уничтожить страх. Ребёнок боится и обидчиков, и учителей, которые могут наказать его за нарушение норм поведения, если он даст отпор или пожалуется. Расскажите, что его самоуважение важнее, чем мнение одноклассников и учителей.
  • Если ребёнку не хватает возможностей для самоутверждения в школе, найдите для него такие возможности. Пусть он покажет себя в хобби, спорте, дополнительных занятиях. Нужно привить ему уверенность. Для этого нужны практические подтверждения своей значимости, то есть достижения.
  • Сделайте вообще всё, что поможет поднять ребёнку самооценку. Это отдельная тема. Переройте весь интернет, перечитайте всю литературу на эту тему, поговорите со специалистами. Всё, чтобы ребёнок поверил в себя и в свои силы.

Что нельзя говорить?

Иногда родители занимают позицию, при которой их помощь становится вредной. Некоторые фразы сделают только хуже.

«Ты сам виноват», «ты так себя ведёшь», «ты их провоцируешь», «тебя травят за что-то». Ни в чём ребёнок не виноват. И у каждого из нас можно найти отличия от других, недостатки. Это не значит, что каждого могут травить. Обвинять жертву и искать причины буллинга — значит оправдывать обидчиков. Так вы встанете на сторону врагов своего ребёнка.

Есть мнение, что существует особое виктимное поведение, то есть шаблон жертвы, на которую невозможно не напасть. Даже если и так, это не повод делать ребёнка козлом отпущения. Так просто нельзя — и точка.

«Не обращай внимания». Травля — это грубейшее вторжение в личное пространство, не реагировать на такое нельзя. В какой-то момент обидчики и правда могут отстать. Не факт, что к этому времени от самооценки и от самоуважения ребёнка хоть что-то останется.

«Дай им сдачи». Рискованный совет, который ставит под угрозу здоровье ребёнка и обостряет конфликт. Если жертва пытается неумело сопротивляться, травля только усиливается.

«Что вы делаете, ему же плохо!». Этими или похожими словами пытаются утихомирить нападающих. Не старайтесь достучаться до тех, кто травит, объясняя, что жертве плохо. Так вы только докажете, что жертва слабая, а обидчики — сильные, то есть подтвердите их позицию.

Надо ли переводить ребёнка в другую школу?

Популярна позиция, что перевод ребёнка в другой класс или школу — это неудачная мера, потому что на новом месте будет то же самое. Лучше научить ребёнка вести себя по-новому, чтобы он закалял характер и мог дать отпор.

На самом деле нет. Как мы уже выяснили, травля начинается там, где у ребёнка нет права выбора коллектива. Потенциальной жертвой может стать любой. И буллинг невозможен, если педагогический состав умеет пресекать травлю в самом начале.

То есть переход в другой коллектив (например, в школу, где углубленно изучают предметы, близкие ребёнку) или к другому учителю может исправить ситуацию.

Если не удаётся решить проблему, если учителя в школе закрывают глаза на травлю, если ребёнок боится идти в школу, то смените её.

А потом уже, на новом месте и с новыми силами, ходите к психологу и учите ребёнка моральной стойкости.

У моего ребёнка всё хорошо, ему травля не грозит?

Будем надеяться, что нет, и что ваш ребёнок не будет ни жертвой, ни агрессором. Но на всякий случай помните:

  • Буллинг — распространённое явление, которое было всегда.
  • Травля растёт там, где её выращивают: в коллективе, где собраны слишком разные дети без общих целей и интересов. Стать жертвой может любой человек, так как все мы чем-то отличаемся от других.
  • Дети не всегда рассказывают родителям о травле, но без вмешательства взрослых проблему решить сложно. Устранять буллинг нужно во всём классе сразу, работать с учителями и психологами.
  • Главное — спасти детскую самооценку, чтобы это не вылилось в серьёзные психологические проблемы во взрослом возрасте.
  • Если сотрудники школы делают вид, что ничего не происходит, ищите другую школу.

Поделитесь опытом: как вы смогли остановить травлю в школе, что именно помогло? Если вы когда-то участвовали в травле, то что вами двигало?

Как защитить ребенка от травли в школе и не сделать еще хуже

К сожалению, травля в школе – явление довольно частое, затрагивающее жизнь практически каждого юного ученика. Кому-то из детей удается избежать последствий буллинга, другие же справляются с нанесенными травмами всю жизнь. Вылечить их непросто, поэтому главной задачей родителя является своевременное предотвращение травли. Давайте выясним, как нужно себя вести, если ваш ребенок столкнулся с буллингом.

Травлей или буллингом называют преследование и унижение одного и того же человека со стороны коллектива, в котором он находится. В случае со школьниками таким коллективом становятся как небольшие группки учащихся, так и целые классы. Согласно статистике, именно в школе большинство из нас столкнулись с навязчивым агрессивным отношением сверстников.

Обратите внимание: непопулярность школьника и травля – разные вещи. В первом случае ребенок может не быть частью коллектива, но спокойно с ним сосуществовать. Во втором же он постоянно испытывает моральные и физические страдания.

Читайте также:  Как я все успеваю: 5 лайфхаков от мамы четверых детей

Нашим соотечественникам порой сложно бывает поверить, что буллингу подвергаются невиновные, ведь нас всегда учили, что дыма без огня не бывает. К сожалению, в реальности жертвы травли – обычные дети, имеющие какие-либо особенности, например, лишний вес, курносый нос, дефекты речи и т. д.

Жертвы травли часто боятся поделиться с родителями тем, что происходит с ними в школе. Поэтому нам следует научиться замечать признаки, указывающие на то, что ребенок подвержен буллингу. К ним относят следующие изменения в поведении:

  • появление агрессии по отношению к младшим детям и животным;
  • нарушения сна или режима питания;
  • потеря концентрации;
  • быстро наступающая усталость;
  • молчаливость;
  • обидчивость;
  • отгораживание от мира, повторение фраз “никто меня не понимает” и т. д.

К сожалению, зачастую травля в школе выражается не только в психологической, но и в физической агрессии. Поэтому признаками буллинга могут стать также синяки, ссадины, порезы и прочие повреждения, происхождение которых ребенок откажется вам объяснить.

Измученный нападками сверстников ребенок почти никогда не просит взрослых о помощи, хотя они могли бы прекратить издевательства над ним в любой момент. Причин такого поведения обычно много, однако главной является боязнь показаться слабым и спровоцировать еще более агрессивные действия обидчиков.

Еще один фактор, который нужно принять во внимание, – стыд. Сталкиваясь с издевательствами, ребенок начинает думать, что он в действительности какой-то не такой, и своих особенностей ему следует стыдиться. Так в его голове унижения вдруг начинают казаться справедливыми.

Родители, отправляющие детей в школу, рассчитывают, что за ними есть кому присмотреть. Однако в реальности учителя далеко не всегда приходят ученику на помощь. Мало того, часто именно их поведение становится запускающим травлю сигналом. Например, отчитав ученика при всем классе, педагог дает детям понять, что такое поведение разрешено и в нем нет ничего предосудительного.

Впрочем, то же касается и поведения родителей. Наказав ребенка, ввязавшегося в драку, и не выяснив предварительно, что обидели в первую очередь его, вы также применяете буллинг, демонстрируя окружающим, что с вашим отпрыском так обращаться можно.

В итоге получается, что взрослые, которые должны подавать правильный пример, демонстрируют агрессивное поведение. Дети впитывают его и начинают вести себя так же, как авторитетный предмет подражания.

Защитить ребенка от унижений со стороны сверстников можно несколькими способами.

1. Научите его абстрагироваться. Пусть ваши сын или дочь проявят толстокожесть и научатся не реагировать на агрессию. Объясните им, что любые действия со стороны обидчиков окончатся, если никак на них не реагировать.

2. Еще один способ огорошить агрессора – ответить на его комментарии, поставив в неловкое положение. Например, ответив на фразу “ты глупый”, например, “ты лучше знаешь, ведь ты умнее”, ребенок мгновенно пробудит в обидчике чувство вины и лишит его эмоционального превосходства.

3. Самый эффективный способ избежать подавленного состояния – рассказать ребенку о его достоинствах и достижениях. Человек, знающий, насколько он хорош, не будет верить пустым словам окружающих людей.

4. Запишите ребенка в спортивную секцию. Спорт не только укрепит его иммунитет, но и в целом положительно изменит его образ в собственных глазах, а также в глазах коллектива.

Разумеется, если решить вопрос с травлей этими простыми действиями не удалось, в “выяснение отношений” придется вмешаться родителям.

Довольно часто травля начинается с обзывательств, а заканчивается избиениями. Поэтому чем дольше ребенок был жертвой буллинга, тем серьезнее окажется ситуация с точки зрения закона. Чтобы справедливо разрешить ситуацию в соответствии с ним, сделать нужно следующее.

1. Соберите доказательства. Записки, сообщения, скриншоты, фотографии, видеозаписи, поломанные вещи и т. д. – все это можно будет показать родителям задир или передать в суд, чтобы доказать, что сверстники неправомерно обращались с вашим ребенком. Если дело дошло до избиений, не забудьте показать судье чеки за покупку лекарств, необходимых для излечения последствий буллинга.

2. Обратитесь к классному руководителю и родителям учеников, а также психологу и социальному работнику. Если прочие стороны ситуации будут готовы пойти навстречу, проблему удастся решить своими силами. Если же конфликт окажется неразрешим, то обращайтесь в суд.

Необходимо также отправить жалобу с описанием ситуации в такие инстанции, как:

  • администрация школы;
  • комиссия по делам несовершеннолетних.

Если реакции не последовало, опять составляем жалобу, только на этот раз добавляем в нее строку о бездействии государственных работников, и отправляем в:

  • Департамент образования;
  • прокуратуру;
  • приемную Уполномоченного по правам человека.

Помните, ждать, что дети разрешат конфликт самостоятельно, абсолютно бессмысленно. Агрессоры перестанут унижать вашего ребенка тогда, когда поймут, что понесут за свои действия наказание. Очень важно, чтобы их поведение осудил весь коллектив, поэтому к решению данной ситуации следует подключать всевозможные государственные инстанции.

Не забывайте и о том, что вашему ребенку сейчас нужно внимание, как никогда до этого. Постарайтесь отвлечь его от проблем в школе различными творческим активностями. Дайте сыну или дочери понять, что вы всегда будете на его стороне, и тогда последствия травли очень скоро сойдут на нет.

Буллинг в школе: как защитить ребенка от травли?

Буллинг в школе: как защитить ребенка от травли?

С развитием технологий родители многих подростков сталкиваются с различными и относительно новыми проблемами в воспитании и развитии. Одной из таких является буллинг, который оказывает существенное негативное влияние на современных школьников.

Буллинг (от англ. bully – хулиган, драчун, насильник) – психологический террор, избиение, травля одного человека другим. Действия менее радикальные – обзывания, непристойные шутки, сплетни – называют моббингом. С распространением интернета появилась новая форма травли — кибербуллинг — травля с использованием современных технологий: СМС, электронной почты, социальных сетей и т.д.

Огромную проблему являет собой буллинг в подростковой среде, так как растущие дети имеют определенные особенности характера, среди которых сложность и противоречивость. На этом этапе частенько закладывается жизненная программа, ведь единожды усвоив позицию «жертвы», либо «агрессора», подросток будет следовать ей всю жизнь.

Несмотря на распространение этого негативного явления, часть родители по-прежнему недооценивают его потенциальную опасность. Они озабочены проблемами возможного потребления алкоголя и иных запрещенных веществ, ранних сексуальных связей или, в конце концов, плохой успеваемости. Однако многие из этих неприятностей могут являться непосредственно следствием негативного воздействия буллинга.

Издевательства и преследования одноклассников, постоянный психологический прессинг просто калечат психику, закладывая особенности поведения на многие годы вперед. Ситуация доходит до того, что дети просто отказываются ходить на занятия. Либо говорят, что идут в школу, но при этом постоянно прогуливают.

Очень важно для родителей не упустить тот момент, когда подростки сталкиваются с травлей. Определить это можно по некоторым признакам. Дети вдруг начинают хуже учиться, их самооценка резко снижается.

Периоды депрессии сменяются агрессивностью в поведении — как дома, так и в школе. Такое поведение уже не похоже на обычные проблемы подросткового возраста. Нанесенные в эти годы эмоциональные шрамы не заживают долгий срок и способны влиять на многие аспекты дальнейшей жизни ребенка. Но родителям следует помнить о том, что это касается не только жертв буллинга.

Нападающие на других детей и участвующие в травле на самом деле также страдают от психологических проблем. Невнимательность на занятиях, плохие оценки, потребление алкоголя, курение, склонность к агрессии и к насильственным действиям — это лишь часть негативных последствий, на которые нужно обратить внимание взрослым. Тревожным звоночком для родителей должно стать то, что подростки не проявляют сочувствия, например, к героям кино, находятся в постоянном конфликте с членами семьи, действуют импульсивно.

Проблемы подросткового возраста из-за буллинга часто связаны с особенностями физического и эмоционального состояния ребенка либо его воспитания. Мишенью для нападок, как правило, становятся те, кто слабее физически, эмоционально нестабилен, имеет низкую самооценку. Иногда травля начинается просто потому, что ребенок не похож на других — отличается национальностью, стилем одежды, привычками, сложением тела (например, имеет избыточный вес).

Могут ли родители помочь подросткам при проявлении буллинга. Не только могут, но и обязаны приложить для этого максимум усилий. Решение проблем подросткового возраста — это прямая обязанность взрослых.

Советы родителям как помочь своему ребенку предотвратить буллинг:
Научиться отличать конфликт от травли и не позволять первому перерасти во второе. В конфликте стороны понимают из-за чего конфликтуют, что их не устраивает. С буллингом дела обстоят иначе – инициатор травли не понимает, что с ним в этот момент происходит: подросток получает удовольствие, но на таком уровне, который он практически не осознает.
Не искать причину травли в том, кто стал её объектом. В каждом из нас можно найти что-то, за что захочется зацепиться. Человека травят потому, что в тот момент времени он является более уязвимым, непохожим на других (причем, по любым параметрам). Проблема – всегда в коллективе. Ребёнка, ставшего жертвой буллинга, ни в коем случае нельзя заставлять копаться в себе и искать проблему в своем поведении или действиях, иначе, мы рискуем развить в нём комплекс жертвы.
Не питать иллюзий о дружбе «всех со всеми». Если на уровне класса, компании, коллектива урегулированы межличностные конфликты между подростками, т.е. они умеют с довольно раннего возраста строить отношения личностные, а не групповые, тогда шансы на буллинг гораздо меньше. Невозможно дружить со всем классом, но вполне реально следовать принципу мирного «сосуществования».
Давать ребёнку право быть другим. Нужно давать каждому человеку право на «себя». Эти рамки устанавливаются в первую очередь в семье. Ребёнок должен понимать, что он может что-то сделать не так, но мама или папа будут достаточно чуткими и тактичными, чтобы слышать и понять его. Семья должна быть для подростка надёжным тылом. В подростковом возрасте дети сталкиваются с невероятным давлением по самым разным направлениям – проблемы могут быть в школе, с друзьями, в романтических отношениях. И семье точно не стоит становиться ещё одним источником этого давления.
Проще предупредить, чем бороться с последствиями. Для этого ребёнка необходимо с малых лет научить строить здоровые взаимоотношения. Родители могут сделать это только силой своего собственного примера: если ребёнок видит, что родители относятся друг к другу и к своим детям в равной степени уважительно, то и он сам перенесёт эту модель поведения на свои отношения со сверстниками.

Родителям необходимо научить своих детей рассказывать им обо всех проявлениях буллинга. Подростки могут довериться и другим взрослым, которым они доверяют. Нужно помочь детям находить друзей, предотвращать возможныйбуллинг и сохранять самооценку на высоком уровне. Ребенок также должен научиться уверенности и настойчивости.

Если же подросток является по своей сути агрессором, рекомендуется направить его энергию в мирное русло – дать возможность выразиться в спорте, культуре общественной работе.

Уважаемые родители, будьте в курсе взаимоотношений своего ребенка и вовремя реагируйте на негативные ситуации!

Социальный педагог отделения
помощи семье и детям п. Теплое
Галина Борисова.

Ссылка на основную публикацию