7 советов, как превратиться из обычного родителя в мудрого. Часто упускаемые детали воспитания

​Девять правил мудрого родителя!

Быть хорошим родителем – настоящая наука. А быть мудрым родителем сложнее вдвойне. Есть множество вопросов сложных, на которые должен ответить каждый, кто воспитывает маленького человека. Как не потерять связь со своим малышом во время переходного возраста? Что делать, если не знаешь, прав ли твой ребенок? Как успокоить детскую истерику? Ответ на эти вопросы кроется в девяти правилах мудрого родителя.

Правило 1. Не только ребенок

В момент рождения вашего чада и по мере его взросления велик соблазн полностью посвятить себя ему. Мудрый родитель никогда не будет уделять ребенку 100% родительского времени. И это не случайно.

Во-первых, очень важно приучать малыша к самостоятельности. Даже если вам кажется, что ребенку постоянно нужно ваше внимание, это не так. Младенец вполне может заняться какое-то время игрой с погремушками. Нужно только показать ему, что они могут быть интересны.

Во-вторых, самопожертвование не есть самое лучшее качество человека. Нужно учить ребенка заботе о других, но не приучать к тому, что свои интересы нужно задвигать. Кроме того, подход «все лучшее – ребенку» – это большой риск воспитать эгоиста в семье.

Правило 2. У каждого свои обязанности

С возрастом у малыша появляются определенные задачи: делать домашние задания в школе, прибираться в своей комнате, ходить в ларек за хлебом и так далее. Некоторые родители стремятся «не загружать» ребенка такой мелочевкой, мол, пусть будет у него беззаботное детство. Но на деле они лишают малыша важного аспекта взросления.

Без решения собственных задач и выполнения обязанностей, ребенок не сталкивается с трудностями: все за него делают взрослые. Так он не учится принимать ответственность, ничего не запоминает в школе, растет с ожиданиями, что всегда появится добрый волшебник-папа или мама и решат все его проблемы.

Правило 3. Ограничения – в меру

Соблазнов в жизни маленького ребенка очень много. Мультики, вредная пища, компьютер и различные девайсы. Все это притягивает внимание и нередко вредит здоровью. Обычный родитель сочтет за лучшее просто запретить вещи, которые могут негативно повлиять на малыша. Мудрый родитель не будет так поступать: он понимает, что запретный плод всегда сладок.

Напротив, мудрый родитель постарается извлечь пользу из предметов, которые могут навредить. Взять, например, компьютерные игры. Определенная их часть очень опасна для ребенка, но если подобрать приложения с умом, они могут стать помощником в развитии малыша. Специально для мудрых родителей сайт Playshake.ru составил подборку развивающих игр, где можно найти логические загадки, игры на реакцию и другие полезные приложения. А чтобы не нанести вреда здоровью, достаточно составить график занятий за компьютером, где будут перерывы и ограничения по времени.

Правило 4. Некоторые вещи остаются недоступными

Мудрый родитель никогда не покупает и не достает ребенку все, что он хочет. Если малыш на самом деле старается, например, сам копит на что-то или учится чему-то без секции, взрослые должны его поддержать. Но исполнять любую «хотелку» значит культивировать эгоизм и неконтролируемое желание получить больше. Это идет только во вред.

Правило 5. Деньги – не зло

Многие родители стараются оградить детей от «общения» с деньгами, считая, что они портят людей. Или, наоборот, не дают ни копейки на расходы. Мудрый родитель вместе с ребенком учится считать деньги, распределять их, тратить и зарабатывать.

Правило 6. У всего есть причина

Когда на ребенка жалуется учитель, каждому родителю хочется, чтобы подобные ситуации более не повторялись. Ошибкой обычных родителей становится то, что они заминают ситуацию: наказывают ребенка, стараясь его усмирить угрозой. Мудрые же взрослые не наказывают просто так. Они подходят к проблеме основательно, узнают причины плохого поведения и, если ребенок не виноват, становятся на его сторону.

Правило 7. Правило есть правило

Если ребенок закатывает истерику, с ним сложно справиться. Часто взрослые просто стараются угодить малышу, чтобы тот успокоился. Мудрый родитель всегда придерживается установленных правил и не дает ребенку нарушать чужие интересы, а также отстаивает его интересы.

Правило 8. Идеальных людей не бывает

Как ни хочется сделать из ребенка самого-самого идеального, мудрый родитель понимает, что у всех свои недостатки. Он старается фокусироваться на достоинствах своих детей, относясь спокойно к тому, что у них не получается.

Правило 9. Все сложные вопросы – без свидетелей

Мудрый взрослый помнит, что у ребенка также есть чувство собственного достоинства, как и у взрослого. Он бережет самооценку малыша, и все его ошибки обсуждает только наедине. Никаких свидетелей во время разговора по душам – вот главная заповедь мудрых родителей.

44 мудрых совета для родителей

1. Говорите слово «любовь» как можно чаще.

2. Будьте осторожны с критикой, просто укажите им лучший способ.

3. Если вы убрали свое внимание, не убирайте любовь.

4. Учите детей принципам «почему», а не просто «что делать или не делать».

5. Дисциплинируйте с любовью, особенно, если вы сердиты. Если вы «наказываете» или «забираете», то делайте это с любовью.

6. Помните, что дети часто отражают то, чему были научены.

7. Учите их доверять правде и говорить правду, будьте им для этого моделью.

8. Будьте терпеливы, а не просто терпимы.

9. Спрашивайте детей, чем бы вы могли им помочь, и делайте все возможное, чтобы осуществить эту помощь.

10. Когда вы находитесь в стрессе или не можете общаться с ними, помогите детям понять, что это только проблема вашей жизни, и дело не в них, и подтвердите свою любовь.

11. Помните, что дети нуждаются в любви больше всего, когда они меньше всего этого заслуживают.

12. Слушайте их больше, не прерывайте.

13. Помогите им научиться сочувствовать, а не просто извиняться.

14. Приносите свои извинения, когда вы допускаете ошибку или делаете что-либо, о чём сожалеете.

15. Учите их этике и принципам, которые они смогут выразить в своем собственном выборе или решении.

16. Никогда не насмехайтесь над ними, не обвиняйте их и не стыдите.

Это не их «вина». Это просто индикатор того, в чем они нуждаются или то, что они должны выучить или наоборот переучить.

17. Говорите им, как вам нравится быть с ними. А если не нравится, загляните внутрь себя и подумайте, что на вас так влияет, что вы не испытываете этого чувства. И исправьте это в себе.

18. Не пытайтесь своих детей сравнивать с другими, а вместо этого помогите им развить свои собственные уникальные возможности и свой собственный путь.

19. Знайте, что они уважают то, что вы говорите, только если они уважают кто вы есть.

20. Поощряйте их делиться и учите их делиться, но не заставляйте их делиться. Если они чувствуют достаточно любви в своей жизни, у них будет возможность поделиться, если они не могут поделиться – это значит они нуждаются в еще большей любви.

21. Обнимайте и ласкайте их чаще, когда они маленькие. Обнимайте и ласкайте их как можно чаще, когда они вырастают.

22. Помогите детям понять, что такое благодарность, а не просто говорить спасибо.

23. Оставляйте им пространство, когда они действительно в нем нуждаются.

24. Хвалите их чаще, меньше критикуйте.

25. Помните, что ребенок, получающий много любви, сможет и выразить много любви. Ребенок, который получает мало любви в своей жизни, с течением времени отразит это в своем характере. И пока вы будете пытаться изменить поведение ребенка, это не будет работать. Это останется вам еще одним напоминанием, что все что нужно – любовь.

26. Помогите ребенку научиться, как и почему надо заботиться о деньгах. Будьте хорошей моделью для этого.

27. Не делайте акцента на то, сколько что стоит.

28. Помогайте им понять, что такое смысл и что такое намерение.

29. Поощряйте и поддерживайте в них лучшее, не ожидайте или требуйте от них быть лучшими.

30. Держите обещания, которые вы даете. Если вы не храните своего слова, тогда обоснуйте это. Помогите им понять те обстоятельства, которые заставили вас изменить ваши планы. Дети замечают, когда обещания не держатся и это становится правилом.

31. Отвечайте на все их вопросы.

32. Если вам не нравятся друзья ваших детей, научите их, как необходимо выбирать себе друзей.

33. Ходите смотреть их выступления и спортивные соревнования, знайте их учителей и тренеров.

34. Будьте последовательными.

35. Пусть они рассказывают вам, как себя чувствуют. Помогите им научиться распознавать свои чувства и как их выражать.

36. Говорите своим детям больше комплиментов и действительно это чувствуйте. Если вы не делаете этого или не можете выразить, исследуйте себя, почему.

37. Советуйте им выражать свое поведение лучше, если они проявляют себя неверно. Учите сначала. Чаще поощряйте. Будьте понимающими. Наказание в крайнем случае.

38. Если они удаляются от вас, любите их еще больше, вместо предъвлений к ним требований или осуждений.

39. Готовьте для них хорошую еду, чаще предлагайте их любимую еду и помогайте им выбирать здоровую пищу.

40. Учите своих детей быть ответственными в соответствии с их возрастом. Старайтесь не вести диалогов и повторять им фразу типа «Ты должен быть ответственным».

41. Когда вы замечаете изменения в их поведении, будьте особенно открытыми для них, чтобы ваши дети могли говорить с вами о том, что происходит в их жизни.

42. Понимайте, когда у них бывают «трудные дни».

43. Учите их приходить во время и держать свое слово – и моделью необходимо быть вам самим.

44. Любите своих детей, что бы ни произошло – и особенно подтверждайте свою любовь, когда вы сердитесь. Когда вы чувствуете любовь к ребенку в момент, когда сердитесь, ваше чувство гнева в безопасности. В противном случае, ребенок будет понимать, что гнев имеет большую силу, чем любовь, потому что может ее замещать. И будет учиться чувствовать гнев – ваш или чужой – и потенциально развивать его в подавляющий гнев, который аккумулируясь, будет оборачиваться в ярость.

Как воспитать достойного ребёнка: советы мудрым родителям

Как воспитать достойного ребёнка, за которого потом не пришлось бы краснеть? Что необходимо для того, чтобы стать нормальным и адекватным родителем?

В воспитании самым главным является работа над качествами характера своего ребёнка.

Именно они затем определят его жизнь. Именно качества характера влияют на судьбу человека, а не диплом об образовании.

Но проблема в том, что воспитывать качества характера в ребёнке невозможно, потому как ребёнок воспитывается сам, перенимая всё от родителей.

Читайте также:  Еда. Карточки Домана

Прочитайте эту статью до конца и Вы узнаете как воспитать достойного ребёнка и что для этого нужно.

Принципы воспитания ребёнка

«Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя»

Перенимает ребёнок от родителей, прежде всего, состояние их разума. Нужно понять, что детей бесполезно заставлять и принуждать к чему-то, говорить им что-то. Дети будут такими, какими являются родители.

Очень сильно на детей влияет атмосфера, которая есть в семье. На атмосферу главным образом влияют принципы, по которым живёт семья.

Если главными принципами в семье является:

Побольше поспать, поесть на ночь, покурить, выпить алкоголя, думать только о себе, поскандалить и тому подобное, то даже не стоит надеяться, что ребёнок вырастит правильно воспитанным.

При отсутствии правильного примера для ребёнка в семье, будьте уверены, что он измотает Вам нервы, когда придёт время.

Дети, либо приносят огромное счастье родителям, либо огромное страдание.

Всё зависит от жизни, которой живут родители.

Главная ошибка родителей в воспитании – это то, что они сами не умеют быть счастливыми и не умеют строить отношения, которые были бы примером для ребёнка. А как воспитать достойного ребёнка, если сам не можешь быть счастливым?

Если родители сами счастливы и реализованы в жизни, а также между отцом и матерью существуют уважительные и доверительные отношения, то ребёнок будет естественным образом впитывать всё это.

К примеру, как обучить ребёнка говорить правду ?

Мы всегда делаем ошибки в жизни и будем делать. Так вот когда родитель допускает ошибку, то нужно подойти к ребёнку и сказать: «Извини, я был не прав».

Такой поступок обучает ребёнка правде в тысячи раз лучше и эффективнее, чем слова о правде. Это учит ребёнка тому, что все могут ошибаться в этом мире, но нужно всегда иметь смелость с искренностью говорить об этом.

Не допускайте эту ошибку: Ни в коем случае не ставьте ребёнка на первое место в жизни.

Если всё внимание в семье уделяется ребёнка, в нём души не чают и т.п., то он он обязательно вырастает страшным эгоистом. Таким образом, родители портят судьбу своему ребёнку.

В мудрой и духовно развитой семье на первом месте должен быть Бог, а жена должна больше любви отдавать мужу, а не детям, тогда в семье царит покой и гармония.

Что развивается в ребёнке в определённом возрасте?

До 5 лет ребёнок учится любить и глубоким отношениям с людьми Если в этот период он этому не научится и не увидит пример, то в будущем у него могут быть серьёзные проблемы с созданием семьи.

С 5 до 12 лет у человека формируется характер. В это время человеку нужно давать нравственное образование. Именно в этом возрасте формируются плохие и хорошие черты характера.

С 12 до 20 лет – в это время человек получает профессиональные навыки. В это время человек должен получать навыки или профессию, с помощью которых он будет зарабатывать деньги.

Даже вкратце зная временные рамки и что в каждом из этих возрастных периодов развивается, можно понять, как нужно себя вести и над чем работать в себе, чтобы показать положительный пример ребёнку.

Вывод о том, как воспитать достойного ребёнка

Для того чтобы знать, как воспитать достойного ребёнка нужно усвоить следующие моменты:

  1. С малых лет нужно из мальчика воспитывать мужчину, из девочки – женщину (читайте статью как правильно вести себя матери с сыном);
  2. Воспитывать ребёнка можно только собственным примером;
  3. Для того чтобы правильно воспитать ребёнка, нужно культивировать правильные ценности в семье и строить возвышенные отношения между супругами, основанные на уважении и доверии;
  4. Ребёнка нельзя ставить на первое место. Также нельзя сильно привязываться к нему. Воспитывать его нужно в доброте и строгости, в соответствии с законами этого мира – это и есть высшее проявление любви;
  5. Самые настоящие и самые эффективные отношения с ребёнком – это внутренние, которые развиваются при помощи молитвы и служения.

Теперь вспомните, часто ли в наше время можно увидеть такое воспитание?

Отсюда и возникают проблемы родителей и детей.

Я буду благодарен Вам, если Вы напишите комментарий ниже, в котором выскажите своё отношение к воспитанию детей.

Хотите досконально разобраться в вопросе воспитания детей? Хотите узнать, как должны вести себя родители, чтобы правильно воспитывать ребёнка? Читайте прямо сейчас: Отношения Между Родителями и Детьми в Современной Семье

Консультация для родителей “Простые правила мудрого родителя”
консультация на тему

Консультация для родителей “Простые правила мудрого родителя”

Скачать:

ВложениеРазмер
prostye_pravila_mudrogo_roditel1.docx17.13 КБ

Предварительный просмотр:

Простые правила мудрого родителя

Можно прочитать тысячи книг, посмотреть сотни фильмов и поговорить с разными людьми об успешном воспитании, но не добиться никакого эффекта. А можно заглянуть внутрь своего сердца, приблизиться к своему ребёнку и стать тем, кем положено быть самой ПРИРОДОЙ.

Итак, несколько простых советов житейской мудрости:

1. Всегда слушайте своего ребёнка. Пусть его лепет вам непонятен и неинтересен, пусть вы устали и хотите есть, никогда не машите на кроху и не откладывайте время общения на потом. Очень важно слушать и слышать своих детей: пока они ещё с вами всем делятся, им интересны ваши мысли и чувства. Если упустить этот момент, то потом не стоит горевать о том, что ребёнок перестал вам что-либо рассказывать и поверять. Достаточно один раз оттолкнуть человека, чтобы он навсегда отдалился от вас.

2. Всегда сдерживайте свои обещания . А если понимаете, что не сможете сдержать слово, то не стоит и давать его. Очень часто бывает так, что родитель в горячке наобещает гору мороженого и парк аттракционов, а потом разленится и решит заняться чем-нибудь другим. Помните, что ребёнок вам доверяет! Вы являетесь для него авторитетом. И уж если вам нельзя верить, то что же тогда делать в этом большом и непонятном мире?

3. Чаще проводите время вместе. Можно играть дома в настольные игры, смотреть вместе мультики или ходить в походы. Неважно, чем именно вы будете заниматься: главное, чтобы ребёнок чувствовал ваше присутствие, вашу заинтересованность в общем деле. Следует научиться получать радость от общения с собственной семьёй : это только для некоторых — данность. Для других же — сложная и замысловатая наука, премудрость. Но ведь никогда не поздно освоить что-то новое?

4. Выражайте свою любовь . Кто-то стесняется лишний раз обнять и поцеловать кроху, кто-то считает, что и так всё понятно: зачем же лишние сантименты? Ох, какая непростительная глупость! Разве любви и её проявлений может быть слишком много? Разве близкие люди не нуждаются в наших тёплых словах и добрых жестах? Конечно, мы любим и мы любимы. Конечно, мы об этом знаем. Но. Нам всем нужны забота, ласка и внимание. Особенно они нужны детям, которые пока не всё понимают, но многое чувствуют.

5.Принимайте ребёнка таким, какой он есть . Никогда не насмехайтесь над его чудачествами. Не сравнивайте его с другими детьми. Не пытайтесь переделать и лишить индивидуальности. Мы все почему-то хотим идеальных детей, которые в нашем понимании обязаны нас слушаться, учиться на одни пятёрки и знать несколько иностранных языков. Но что делать, если ребёнку интересна биология, но совсем ненавистна физика? Что делать, если он совсем не хочет учить язык, но любит гонять по двору мяч или хочет заниматься бисероплетением? Просто смиритесь со склонностями и увлечениями своего чада и помогите ему развивать то, что в него реально заложено. То, что идёт изнутри малыша, а не из ваших «лучших» побуждений.

6. Не отнимайте у ребёнка свободу и детство . Не контролируйте его ежечасно, не изводите своими советами и добрыми рекомендациями. Не наставляйте его полчаса, когда он собирается на прогулку. Не напичкивайте его день умным содержанием, которое он ненавидит. Не читайте его личные дневники и сообщения. Не говорите за его спиной с его друзьями и знакомыми . Если заслужите доверие, то ребёнок сам всё расскажет и сделает то, что считает нужным. 7. Будьте собой . Не стремитесь стать идеальным родителем. Слушайте свою интуицию и совершайте то, что она вам подсказывает. Ведите себя естественно, не скрывайте собственные страхи и тревоги. Если чувствуете, что напугаете или расстроите ребёнка, то выберете просто правильные слова. Живите полной жизнью, и тогда не будет никаких проблем с воспитанием.

Советы мудрецов о воспитании детей. Воспитываем родителей

Быть матерью или отцом – одна из распространенных общественных ролей. Однако люди нередко, погружаясь в эту роль, забывают, что функция истинного родителя не выполняется. Обеспечивая потребности ребенка, оберегая его от опасности и планируя время, родители часто отождествляют себя с этой частью функции, в результате чего она становится гипертрофированной и переходит в роль. Удовлетворение детских потребностей превращается в баловство, стремление оградить от опасностей – в излишнюю опеку. Разъяснения, что нужно делать, а что нет, приобретают форму жесткого контроля и давления.

Далай-лама: «Женщины, кормите своих детей грудью!»

На протяжении тысячелетий родители воспитывают своих детей так, как когда-то воспитывали их. Самой важной составляющей воспитания во все времена и в разных странах была любовь. Но времена меняются, меняется и качество любви. Восточные духовные практики причину изменений видят в неверной расстановке приоритетов. Людьми обуревают страсти и привязанности. Страсть заработать много денег, добиться признания, славы, обрести власть. Многие женщины привязаны к работе, не жалеют себя даже будучи беременными, выходят на работу сразу после родов, хотя для полноценного развития малютки его необходимо кормить грудью и как можно больше держать на руках. В конечном итоге вырастают дети, которые почему-то не любят своих родителей, начинают мстить и сдают их в дом престарелых. Это может быть следствием того, что вместо того, чтобы общаться с ребенком, мама много работала.

В один из приездов Далай-ламы в Америку на вопрос журналистов «Какое ваше главное послание?» он ответил: «Женщины, кормите своих детей грудью!» Кормление грудью не только способствует эмоциональному сближению матери и младенца, но очень важно для психического здоровья женщины, оно завершает процесс психо-эмоциональных изменений в организме. Если этот процесс не завершился нормально, то у мамы может развиться некорректируемое нарушение в психике, называется «продолжающиеся роды». И даже когда ребенок вырастет, женщина продолжает как бы его «рожать», относится как к маленькому и чрезмерно опекать. Такое отношение может нанести непоправимый вред ребенку. Вот почему так важно естественным путем завершить роды.

Каждый человек рано или поздно начинает задумываться о смысле жизни, о своем предназначении, а к старости подводит некоторые итоги. Часто поиски счастья не увенчаются успехом, но, оказывается, счастье всегда рядом, а самый большой вклад в развитие человечества – это воспитание счастливого потомства. Еще Бернард Шоу сказал: «Самая большая услуга, которую человек может оказать стране и обществу, – это, пожалуй, вырастить детей». Когда в одной семье много детей – это счастье. Люди, рожденные в бедных многодетных семьях, обычно очень талантливы. Поскольку ребенку легче развивать неординарные способности и характер в том доме, где много детей и где благодаря этому стимулируется развитие каждого. А отсутствие материальных средств как нельзя лучше подталкивает обрести их. Дети – это будущее, а здоровое потомство – гарантия мира и благополучия в обществе. Государство, в котором разрушается институт семьи, неизбежно погибнет. Об этом знали древние мудрецы во времена ведической цивилизации, поэтому огромное значение придавали семье.

Аюрведа: как оградить, но не подавить

Древнейшая из медицинских систем аюрведа особое внимание уделяла здоровью и воспитанию детей. Чтобы ребенок родился физически и психически здоровым, родителям необходимо задолго до зачатия готовиться к физическому и ментальному очищению. Примерно за год родители начинают чистить свой организм от шлаков, а сознание – от гнева и обид. В дальнейшем здоровье женщины во время беременности играет главную роль в развитии полноценного ребенка.

Матери на протяжении всей беременности и в первые 2-3 месяца жизни ребенка рекомендуется контролировать не только образ жизни, но и мысли и чувства, так как ребенок все впитывает. Несмотря на любые жизненные трудности нужно сохранять спокойствие и целостность. Лучшим лекарством для малыша с момента зачатия является внимание матери. Поэтому в ведические времена после родов мать оставалась наедине с младенцем на протяжении двух месяцев. Не разрешалось показывать дитя даже близким родственникам и друзьям. Так как в первые месяцы жизни иммунная система человека еще не сформирована и не может защитить от разных инфекций и энергоинформационных заражений.

Сразу после рождения и в ближайшие восемь месяцев ребенок должен находиться с матерью в непосредственной близости, тело к телу, чтобы сохранить вакуум защищенности на всю оставшуюся жизнь. Аюрведическая наука в отношении детского здоровья придерживается принципов целостности, индивидуальности и естественности. Нельзя ломать малыша и переделывать его программу под свои нереализованные желания и мечты. Человек приходит уже со своей заложенной программой, и задача родителей – помочь эту программу оптимально выполнить. Одной из главных причин, почему у ребенка закрывается будущее, является излишняя опека и страх за него.

Если родитель не занимается своими детьми, то у него также будущее закрыто. Например, отец много работает, с детьми общается мало или видит их только спящими. Материальное благополучие семьи не может быть его оправданием, так как детям отцовская любовь нужна не меньше материнской. Сосредоточенность только на одной сфере жизни не позволяет мужчине развиваться гармонично. Природа не прощает пренебрежительного отношения к детям, включаются защитные механизмы, и у отца могут возникнуть проблемы со здоровьем, трудности в общении с близкими или финансовый крах.

Ведущая роль в воспитании и обучении детей принадлежит матери, но гармоничной атмосферы в семье нельзя достичь только материнскими усилиями. Поэтому воспитанием детей должны заниматься оба родителя, тогда ребенок получит мужскую и женскую энергии. От отца отпрыску необходимо получить здоровую строгость и дисциплину, а от матери – ласку, заботу и поддержку. Неосознанно дети видят в своих родителях пример для подражания, поэтому последние должны проявлять уважение друг к другу. Для девочки необходимо видеть уважение матери к отцу, так вырабатывается уважение к противоположному полу. Мальчику важно видеть готовность и желание отца защищать семью и нести ответственность. Сидя за обеденным столом, например, семья не начинает трапезу, пока не начнет отец (эта традиция существовала и в древней Руси). Если родители разведены, то они не должны говорить плохо друг о друге при детях. Иначе в подсознание детей будет заложена программа, что противоположный пол плох. Многим может показаться, что эти знания старомодны, но это естественные мужские и женские качества. Выбирая путь сопротивления своей природе, человек приходит к дисгармонии и проблемам.

Осознанное родительство

В различных мировых религиях, будь то христианство, буддизм, иудаизм, суфизм или ислам, семье и взаимоотношениям внутри ячейки общества отводится центральное место. Семья должна быть крепкой супружеской любовью, священной родительской властью, детской почтительностью и послушанием. Из чистой семейной жизни складываются столь же чистые начала государства. Поэтому воспитание детей начинается с воспитания самих родителей. Дети являются всего лишь зеркалом семейных отношений. Знания о правильном подходе в воспитании в том или ином возрасте помогут родителям пройти этот удивительный процесс легко и радостно.

Восточные мудрецы говорили, что к ребенку до пяти лет нужно относиться как к царю и не наказывать его. В этот период формируется базовое доверие к миру и тип нервной деятельности. Поэтому в этот период нужно как можно чаще брать малыша на руки, садить на колени, проявляя максимум любви и заботы. Но с пяти до пятнадцати лет нужно использовать «палку для воспитания». Это относится только к мальчикам, девочек бить запрещено. Этот же подход практиковался в английской системе воспитания. До 15 лет с мальчиками обращались очень строго, даже секли розгами, но после 15, когда ребенок сформировался как личность, с ним общались как с джентльменом. Если подходящее для верного воспитания время с 5 до 15 лет упущено, воспитывать потом будет уже поздно. Тогда ребенок сам начнет воспитывать родителей. После 15 лет к отроку нужно относиться, как к другу, прекратить наказывать и контролировать. Иначе он воспримет это как унижение. Предложить помощь мальчику со стороны матери, если он о ней не просил, рассматривается как оскорбление и признание его некомпетентным и несостоятельным. Для девочки, напротив, предложение помощи, особенно со стороны отца, означает заботу и проявление любви. Так она будет больше доверять мужчинам.

Родители, особенно мать, ставит воспитание детей на первое место. В любом возрасте ребенок получает много любви, если даже ошибается, ему указывают на неправильное действие, а не на то, что он плохой. Дети развиваются в соответствии со своими талантами и желаниями, а не в угоду эгоистичным мотивам родителей: «Мой ребенок должен быть артистом или бизнесменом». Главное, чтобы он состоялся как гармоничная личность.

Как не превратить функцию родителя в роль?

Восточная психология дает несколько советов родителям:

Нужно научиться выслушивать своего ребенка. Слушать – значит отдавать. Уделяя человеку время, мы проявляем уважение к нему. Существует два типа внимания: бесформенное и имеющее форму. Внимание, основанное на форме, связано с действием: «Ты сделал домашнее задание? Убери со стола. Помой посуду». Такое внимание тоже должно быть, но, если в отношениях с ребенком нет ничего другого, это говорит об отсутствии жизненно важного измерения. Бесформенное внимание основано на присутствии. Когда вы слушаете своего ребенка, прикасаетесь или помогаете ему, вы спокойны и предельно внимательны, вы присутствуете в настоящем моменте и не хотите ничего другого. Вы принимаете своего ребенка и создаете пространство любви. В этот момент вы словно не отец и не мать, а сам покой. От умения слушать зависит половина успеха.

Быть духовным наставником для детей. Родители на собственном примере задают ребенку нужное направление. Просто делать – всегда мало, если родитель забывает быть. Хорошо, когда в семье есть традиции, например, кататься на велосипедах по выходным, петь караоке или по вечерам читать и обсуждать книгу (или смотреть фильм). Пример родителей вдохновит детей с удовольствием заниматься в творческих студиях или спортивных секциях. Важно беседовать с детьми на духовные темы о будущем и смысле жизни, научить отдавать и бескорыстно служить людям. Вместе участвовать в благотворительных мероприятиях.

Почаще выбираться на природу. Никакие компьютеры не сравнятся с костром у палатки и подвижными играми. Такие выезды расширяют кругозор, прививают любовь ко всему живому, помогают выйти негативной энергии и объединяют семью.

Максимально оградить подростка от телевизора и компьютерных игр. Не надо бояться слова «нет», ведь любая нормальная мать запретит ребенку наркотики, а компьютерные игры сродни зависимости. В большинстве компьютерных игр каждый жестокий поступок совершается множество раз. Научные исследования подтвердили, что неоднократно совершенная жестокость в виртуальном мире не остановит человека от совершения ее в реальном, автоматически. В период 11-15 лет, когда формируется личность, очень важно уберечь подростка от пагубного влияния жестоких игр и агрессивных фильмов. Позже, когда он окрепнет и сформируется, он сам сможет противостоять злу, но если ребенок в этом возрасте будет надломлен, ему будет труднее жить в будущем и приносить добрые плоды людям.

Мама должна учить дочерей женским секретам, кулинарии, рукоделию, а папа обучать сына разным ремеслам и навыкам, чтобы будущий мужчина мог строить и чинить сломанные вещи.

Очень важно научить ребенка уважать старших, почитать родителей и бабушку с дедушкой. Хорошо, когда все члены семьи собираются за ужином каждый день и обсуждают текущие вопросы. Без уважения к старшему поколению, без благодарности за появление на свет невозможно дальнейшее счастливое существования.

Любой ребенок всей душой хочет, чтобы мать и отец были для него, прежде всего, людьми, а не играли хоть и добросовестно роли родителей. Заработанные деньги, слава и власть – явления временные, после смерти они вряд ли кому-то понадобятся. По-настоящему бесценным, тем, что можно оставить после себя на земле является заложенное в детях свое продолжение. Когда зерно выращено на ниве воспитания бережно, оно приносит богатый урожай. Так и хорошо воспитанный ребенок принесет пользу людям и зародит новое зерно. Много хорошо проросших зерен даст счастливый род, счастливую страну, счастливую нацию и счастливую планету.

8 мудрых законов о воспитании детей

Воспитание детей ставит перед родителями разные задачи, но больше всего нам хочется видеть детей счастливыми. Особенно счастливыми взрослыми: самостоятельными, уверенными в себе и умеющими строить отношения. У нас могут различаться мечты о карьере и достижениях детей, но эти качества все равно остаются самыми главными.

Но что же происходит на деле? Мы хотим видеть ребенка самостоятельным, но при этом кружим над ним, как вертолет. Ребенок усваивает с детства, что родитель знает, как лучше, а он еще не дорос, чтобы иметь свое мнение. Подстеливаем соломку там, где надо и не надо. Спешим развить в нем все его способности.

Конечно, родители действуют из лучших побуждений. Но, к сожалению, не в интересах ребенка, который оказывается не приспособленным к жизни.

Психолог Катерина Демина разобрала самые популярные родительские ошибки в воспитании и дала 8 мудрых советов, как вырастить счастливого взрослого.

8 главных законов воспитания, или как сделать из ребёнка счастливого взрослого

1. Устанавливайте границы

Дверь в родительскую спальню должна быть закрыта на замок, чтобы никакой любопытный глаз не мог «случайно» засвидетельствовать, что мама и папа всё ещё пылко любят друг друга. Одно дело — догадываться и подозревать, с обожанием смотреть, как родители целуются при встрече и прощании. И втискиваться между ними во время семейного просмотра мультиков, чувствуя надёжное тепло со всех сторон. И опираться на их сплетённые руки. И совсем другое — своими глазами увидеть соитие. Психика маленького ребёнка не может это вместить, поэтому дети дошкольного и школьного возраста обычно вытесняют, выбрасывают из памяти увиденное, или сильно пугаются. Подростки уже не пугаются, но могут быть сильно смущены или шокированы, даже если отрицают этот факт. Потому что, ещё раз повторю, участие детей любого возраста в сексуальной жизни родителей категорически запрещено во всех культурах. А наблюдение — тоже участие.

2. Не вешайте ярлыки

Понимаете, дорогие родители, педагоги, горе-психологи, когда вы говорите ребёнку «ты такой-то и такой-то», вы фактически загоняете его в рамки одной роли, одной модели поведения. Он ничегошеньки не знает о себе, он смотрит в вас, как в зеркало, ищет в ваших глазах и словах одобрение и любовь. Он впервые живёт на этой земле, в этом сообществе, в это время. Он ничего не знает ни о законах, ни о принятых обычаях, ни о ваших проблемах с деньгами, партнёром, здоровьем. То, что для вас недостаток («он тормоз», «она слишком чувствительная», «упрямый», «капризный»), в других глазах будет благом, счастьем и удачей. Спокойный мыслитель, творческая девочка, настойчивый в спорте, разборчивая и внимательная к деталям — таким человеком хочется быть, это то, на чём может вырасти и самооценка, и будущая профессия.

Попробуйте не обзываться, а говорить о желаемом поведении. Не клеймить, а называть своё чувство. «Когда ты так громко кричишь, мне больно в ушах, не делай так, пожалуйста» — это вместо «Что ты кричишь как резаный». «Я очень расстроилась, когда обнаружила, что ужина нет», или «разозлилась», или «я в ярости». Всё что угодно про вас, но не про него. Мы можем осуждать действия, поступки, но не его самого. Иначе вы сами-то кто: плохой родитель, жёсткий насильник? И как вам им быть?

3. Не платите за оценки и успехи

Поначалу оно и правда работает. Ребёнок начинает с энтузиазмом делать домашние задания, это не проходит незамеченным в классе, учительница хвалит. До первой двойки. Когда заработанные тяжёлым трудом деньги — отбираются. Ребёнок, конечно, в состоянии отследить связь между двумя этими событиями, но не может ничего исправить. Снова в системе появляется страх, как универсальный рычаг управления. А где страх — там паралич воли, блокируется любое творчество, учёба снова превращается в муку и «отбывание номера».

Более щадящий вариант этого метода — когда деньги только даются, без штрафных санкций. В общем, наверное, ничего плохого в этом нет: ребёнок приложил некие усилия и получил заслуженную награду.

Некоторая опасность таится в том, что ребёнок привыкает получать деньги в общем-то за то, что является его обязанностью. На самом деле без всяких скидок: учиться — обязанность ребёнка, а обязанность родителей — обеспечить учебный процесс.

Не стоит платить ребёнку за сделанные уроки или школьные оценки. Лучше наймите на эти деньги репетитора (можно терпеливую старшеклассницу из соседней квартиры) или сходите на приём к семейному психологу. Если денег много, а проблемы серьёзные — найдите хорошую частную школу. Но только не устраивайте рыночные отношения там, где полагается быть интересу и доверию.

4. Не делайте из старших детей нянек младшим

Самое главное, что необходимо держать в голове родителям, — старшие дети не виноваты, что вы родили себе ещё наследников и не рассчитали силы. Ещё раз повторю: если только не война, то воспитание и присмотр за детьми — это обязанность родителей. Старшие дети могут помогать, могут делать это добровольно и с удовольствием, но ответственность — только на вас.

А часто видишь (с огромным сожалением, сочувствием и желанием немедленно вмешаться), как старших наказывают, ругают за проблемное поведение младших, что тот испачкался или упал, или потерялся. «Тебе же велено было следить! Ты куда смотрела?!». А ей самой лет семь. За ней бы кто присмотрел. И как часто в терапию приходят потом эти ответственные, очень заботливые, очень внимательные девочки, у которых почему-то не получается завести собственных детей. Потому что на самом деле внутри у неё есть знание: «Дети — это непосильная ноша». Так что хотите когда-нибудь внуков — сами занимайтесь своими детьми. Это для всех будет полезно.

5. Перестаньте содержать ребёнка, если он уже может это делать сам

Если вы действительно хотите счастья своему ребёнку, вы должны зайти в его комнату, дождаться, чтобы он перевёл взгляд с монитора на вас, и очень чётко произнести: «Стоп! С завтрашнего дня ты начинаешь искать работу и оплачивать своё житьё сам. Наш кошелёк, а также холодильник, закрыты. Если нужна помощь с поиском работы — скажи. Но кредит закрыт».

И выдержать всю агрессию, все эти манипуляции несчастным видом, наезды бабушек и дедушек, выдержать накатывающие по ночам приступы паники «а не толкаем ли мы его на скользкий путь криминала». И ещё держать в голове, что это длинная дорога. То, что вы наворотили за предыдущие 15-20 лет, за одну неделю не исправить — это практически перегруппировка дивизии на марше.

Так что мой ответ на вопрос «Как и когда можно перестать давать ребёнку деньги, чтобы не нанести ему психологическую травму?» — «Никогда». Если вы боитесь нанести ребёнку травму, сделать ему больно, причинить неудобство — продолжайте его полностью содержать, давать деньги на карманные расходы, покупайте модную одежду и требуемые гаджеты. Он никогда не вырастет, не уйдёт от вас, не обидится, не разозлится. Вы будете одна счастливая семья с любимым малышом. Даже когда ему исполнится 40 лет.

6. Не сравнивайте детей между собой

С одной стороны, мы вроде бы уже приняли идею «каждый цветок прекрасен по-своему». Но справляться с детьми так сложно и утомительно, а рычагов давления и власти у нас так мало, что старая добрая конкуренция и ревность выглядят попросту меньшим злом. Похвали старшую дочку за помощь по хозяйству, упомяни, что «ты моя помощница незаменимая, не то, что эти противные мальчишки», и готово дело! Девочка отказывается выходить замуж за одноклассника, потому что «как же я мамочку оставлю в этом свинарнике одну».

Если уж вам так хочется стимулировать детей на достижения, попробуйте ставить индивидуальные цели: выучить сложный текст к субботе. Лично тебе выучить, потому что это добавит очков в рейтинге. И получить награду. А не наперегонки с сестрой, которая и так одарена памятью и языковыми талантами сверх меры, поэтому запоминает прочитанное с одного раза. Зато она не умеет рисовать. Можно устроить конкурс рисунков — для баланса. Опять натравим детей друг на друга. Понятно же, что никакой братской любви и помощи в таких условиях не получится? А можно вообще не устраивать никаких конкурсов в семье, а ценить и любить каждого таким, какой он есть. И управлять детьми какими-то другими методами, через интерес, например. Через понимание его собственных потребностей. Через разговоры, в конце концов.

7. Не насилуйте лишними знаниями (и раньше времени)

Десять раз подумайте, прежде чем отдавать ребёнка в школу в шесть с половиной лет. Конечно, крепкий крупный мальчик наверняка в состоянии осилить школьную программу первого класса. Но не болеющая девочка и не «маленький гений», который умеет читать с трёх лет, но формировался в домашних условиях в окружении взрослых.

Важны не «знания-умения-навыки», а способность ребёнка адаптироваться к изменившейся обстановке, к детскому коллективу и к повышенным нагрузкам. Не забывайте о принципе: школа для вас, а не вы для школы. У педагогического коллектива могут быть свои задачи и цели, но именно родители должны определять, что будет полезно их ребёнку. Главная задача ребёнка в начальной школе — не столько овладеть какой-то суммой знаний, сколько получить важные социальные навыки, узнать что-то новое о себе и об окружающем мире, научиться контактировать с людьми. Поэтому, согласитесь, лучше находиться в спокойной и доброжелательной обстановке, чем получить гастрит, обучаясь в престижной гимназии. Здоровый ребёнок выучит всё, что ему нужно, но немного позже — то есть вовремя.

8. Учите ребёнка быть самостоятельным

Мы наблюдаем сейчас уже второе поколение выросших детей, не имеющих ни малейшего представления о том, как происходит их жизнь. В прямом смысле: откуда берётся еда на столе, какими заклинаниями грязная одежда за ночь превращается в чистую, почему болит голова или живот… Гиперопека и тревожность родителей приводит к тому, что до 12-13 лет детей водят и возят всюду буквально «за руку», единственной обязанностью объявлена учёба.

Первоочередная задача детей, на мой взгляд, — не знание предметов, а навыка: саморегуляции, самообслуживания и самоподдержки. Это три главных навыка Само-, которые необходимо привить детям до их отъезда из родного дома.

Главная задача нас как родителей — подготовить ребёнка к самостоятельной жизни в современной среде. Он должен уметь обращаться с деньгами, заботиться о своём здоровье, внешнем виде, окружающем пространстве. Хорошо, если молодой человек имеет представление о психологии — как своей, так и вообще людей. Это всё гораздо важнее баллов ЕГЭ по математике, обществоведению и химии. Но почему-то этому не учат в школе. Придётся нам самим. Да, детям будет тяжко и временами совсем грустно. Так и нам было тяжко, поэтому мы и рвём себе жилы, пытаясь подстелить даже не соломки, а пуховых подушечек везде. Но они должны пройти это сами, чужой опыт присвоить невозможно.

Читайте также:  Острый момент: нужна ли ёлка, когда в доме дети
Ссылка на основную публикацию