5 признаков задержки речи, о которых стоит волноваться

5 признаков задержки речи, о которых стоит волноваться

Путь к материнству не легок – беременность, роды, недосыпание, посещения педиатра… И все это ради того, чтобы после идти за ручку со своим малышом, который любознательно смотрит по сторонам и что-то увлеченно рассказывает маме.

Когда мне было 20 лет, я представляла своего кроху именно так – веселым болтуном, с которым можно поговорить о машинках и космических кораблях. Однако все случилось совершенно по-другому сценарию.

В первые года взросления моего ребенка я столкнулась с массой проблем, которые мне никак не удавалось разрешить. Сначала у меня не получилось приучить ребенка к горшку. Я все делала по советам педиатров и уделила процессу обучения несколько месяцев, но все происходило очень тяжело, казалось, ребенок просто не понимает, что от него хотят.

После меня ожидал еще один провал и касался он питания. Я пыталась приучить ребенка к тому, что он должен кушать все со взрослого стола. Однако меня ожидал отпор – малыш не отказывался от еды, он ею буквально давился, если это было не то, что он хотел кушать или что до этого он не пробовал.

Когда мы с сыном поехали в Россию, чтобы проведать его бабушку, я решила накормить его гречневой кашей с мясом. Так как ребенок в очередной раз отказывался от еды, я делала это насильно. В итоге сын, конечно, проглотил все 5 ложек каши и ножку курицы, но потом начал давиться и все съеденное оказалось на столе.

Однако эти неприятности были ничем по сравнению с тем, что у нас так и не удавалось научить ребенка разговаривать. Я учила его говорить на двух языках, надеясь, что он вырастит двуязычным.

Впервые я поняла, что у малыша задержка с речью, когда ему исполнилось 18 месяцев. Посетив в очередной раз медсестру я с ужасом узнала о том, что у него задержка речи и он не произносит звуков, которые бы означали у него чашку, игру или еду. Единственное, что меня успокаивало, это то, что у него были любимые слова-звуки, с помощью которых он показывал машину, поезда и самолеты. Так, к году он сказал “сar” и всегда, когда рядом проезжала машина, говорил -“брррррр”. Правда, больше слово “сar” от него я не слышала, только один раз и то я не была уверена, что это было именно это слово. Кроме этих трех слов-звуков ребенок больше ничего не произносил.

К двум годам, к моему счастью, сын знал некоторые цифры и от него часто можно было услышать слова. Вскоре он научился считать до десяти и когда видел какое-то видео, повторял слова, которые там звучали. Мы надеялись, что все страхи остались позади и вскоре наш мальчик будет говорить и радовать нас своей болтовней. Однако наши ожидания снова не оправдались – после этого ребенок больше не говорил новых слов.

Также очень странным казалось то, что сын, казалось, вообще меня не понимает. Когда я говорила ему «садись в коляску», «пойдем домой», он не понимал, что от него хотят. Какие-то действия с его стороны начинались только после того как повторяла просьбу 500-й раз. Когда говорила «неси маме» или «закрой двери», малыш делал все наоборот – я никогда не добивалась желаемого. Слова «где папа?» также приводили кроху в замешательство, он не знал, чего от него ожидают.

Теперь спустя много лет, вспоминая о происходящем, я понимаю, насколько была наивна. Я искренне полагала, что если сын говорит слова, это и есть его общение со мной. Подобно и другим мамам, у которых растут «особенные» дети, я глубоко заблуждалась и теперь готова поделиться тем, что знаю о проблемах речи детей.

  1. Ребенок не сразу начинает говорить, сперва у него развивается способность к коммуникации, взаимодействию с другими людьми. То есть сперва он должен научиться выражать свои эмоции и желания с помощью звуков, а после только когда придет время – начинает разговаривать. Поэтому если малыш запаздывает с речью, насторожиться стоит только в том случае, если ребенок не общается с окружающими другим невербальным способом. То есть он, к примеру, не указывает маме или папе пальцем, что ему нужно достать, он не меняет интонацию, когда протестует или же доволен. Также стоит присмотреться, каким образом у ребенка меняется выражение лица во время смены эмоций, когда он видит бабушку, приехавшую в гости, или чему-то удивляется, чего-то боится. За этим наблюдать легче родителям, которые проводят с малышом большую часть времени.
  2. Важный момент и то, что некоторые родители считают, что если малыш учится разговаривать на двух языках, то значит, он будет запаздывать с речью. На самом деле это не так, если задержка речи и происходит, то не значительно. Переживать стоит в тех случаях, когда малыш в 2,5 года не имеет постоянного словарного запаса пусть даже и в несколько слов, но таких, которые он использует регулярно. Если вы видите, что в 2,5 года малыш не общается с вами, сразу же обращайтесь к специалистам, не запуская ситуацию.
  3. Ребенок должен понимать, что от него хотят окружающие и должен соответственно на это реагировать. Так, если он не согласен, он может не сказать «нет», но тогда должен помотать головой в разные стороны, чтобы окружающие поняли, что он протестует. Также его не должны вводить в заблуждение простые вопросы по поводу выбора предметов. Если малыш отстает в речевом развитии, нужно проконсультироваться с врачом и выявить причины этого.
  4. Не стоит думать, что если у вашего ребенка происходит задержка с речью, то у него однозначно аутизм. На самом деле такие проблемы могут вызвать и неврологические отклонения, по типу – апраксии, дислексии и тому подобное. Эти нарушения в развитии важно выявить сразу в раннем возрасте, когда они поддаются лечению.
  5. Бояться этого не стоит, это только можно принять, только тогда вы сможете пройти весь путь до конца без потерь и напрасных ожиданий. Конечно, для меня, как и для каждой матери было тяжело смириться с тем, что мой малыш отстает в развитии. Став матерью, я была полна надежд и грез о том, как будет выглядеть мое идеальное материнство. С каким ужасом я осознала, что я не стану самой лучшей мамой и у меня не будет самого талантливого и самого одаренного ребенка.

И снова хочу сделать акцент на том, когда родителям стоит переживать о том, что их малыш сильно отстает в речевом развитии. Даже если ваш ребенок не разговаривает, вы в принципе можете его понимать благодаря невербальным способам общения. Но следует помнить о том, что это обязательно должна быть коммуникация. То есть если кроха взял вас за руку и подвел к столу, показывая пальцем, что он хочет печенья, это не коммуникация. Происходящие единичные случаи такого способа взаимодействия не являются общением, если не сопровождаются определенными невербальными знаками и индикаторами.

Не стоит бояться трудностей, ведь это возможность выполнять другие более сложные задачи, приобретать новый опыт и становится участником новых приключений.

На основе истории Ники Вейкхам. В 2012 году ее сыну врачи поставили диагноз – аутизм.

5 признаков задержки речи, о которых стоит волноваться

Вот вы пережили беременность, роды, грудное вскармливание и первый год, и кажется: ну, наконец-то, скоро заговорит, и наступит полное счастье.

Должна признаться, что в свои 20 лет, когда я думала о материнстве, я видела активного, любопытного, сразу трехлетнего ребенка, без умолку болтающего и задающего беспрестанно миллион вопросов. Я бы часами смогла вести с ним интеллектуальные беседы на тему космических кораблей, бороздящих просторы вселенной.

Первые два года, честно сказать, меня очень напрягали. Сначала у меня ничего не получилось с приучением к горшку, причем, я, как самая порядочная мать, пыталась это сделать много раз, регулярно, чуть ли не каждые пять месяцев. Но об этом я расскажу попозже и детально, потому что это интересный взгляд и опыт, стоящий особого внимания.

Задержка речи. Личный опыт мамы

Второй момент тотального провала меня как матери – это приучение есть все или хотя бы многое. Мой ребенок с самого младенчества проявил свой характер, и он не просто отказывался есть, он давился едой, каждый раз, если это было не то, что он есть хотел, привык и «будет».

Помню в год, под давлением бабушки, моей мамы, у которой мы гостили тогда в России, я практически насильно накормила сына гречневой кашей и курицей, и он съел почти пять ложек каши и целую ножку курицы, после чего на последнем кусочке, стал давиться и выплюнул все съеденное вместе с моими гигантскими усилиями. Но самый страшным моим грехом в глазах ближайшей общественности было то, что сын серьезно запаздывал с речью.

Ничего, говорила я себе, он учится говорить на двух языках, он вот-вот заговорит…

Первый раз я забила тревогу в 18 месяцев. Мы пришли на регулярную проверку к медсестре, и выяснилось, что в 18 месяцев у него не было не то что первых слов, а даже звуков, которые бы означали любимую чашку, тарелку, еду, игру, или что-то другое любимое. На самом деле, у него были три любимых слова-звука: машина, это собственно было его первое слово, он реально к году сказал один раз “сar”. Возможно, он сказал это еще раз, но я не могла точно сказать, было ли это слово или был спонтанный звук. Но машину он обозначал всегда точно и вовремя -“брррррр”, и это ни с чем нельзя было спутать. То же самое случалось с поездами и самолетами. На этом все его звуковые выражения слов заканчивались.

К двум годам сын стал повторять слова и даже знал какие-то цифры. Вообще-то он умел считать до 10-ти, а еще стал говорить. Он повторял слово за видео, в котором детей учили читать, и мы радовались, выдыхая, ну, наконец-то, теперь-то его будет не остановить и детская мимишная болтовня польется рекой. Не тут-то было, это новое слово больше нигде и никогда не появлялось.

Третьим странным, сложным и действительно волнительным моментом стало то, что казалось, он меня не понимал. То есть, «садись в коляску», «пошли домой», и очень знакомые фразы, он понимал, с пятисотого раза. Но такие просьбы, как «неси маме», «кидай мячик», «закрой двери», «где папа?» вызывали полную потерю, ребенок катил машинку не мне, а куда-то в сторону, кидал мячик отвернувшись от меня, и делал все совершенно противоположное. Заставить его выполнить просьбу так, как это предполагалось, было совершенно невозможно.

Но я уговаривала себя, что это двуязычие, это такой характер, он еще очень маленький, и вообще, вот он завтра заговорит, и тут же начнет все понимать, ему можно будет объяснить все до деталей, и все трудности решатся сами собой.

Как я была наивна… Наивна, как и многие другие родители, считающие, что дети у них типичные, и что речь – это когда человек произносит слова и предложения, принимая речь за коммуникацию. И в этом самое грубое заблуждение таких же замечательных мам, которым выпал счастливый билет, другого материнства.

Первое. Все дело в том, что речь – это всего лишь верхушка айсберга. Речь не развивается сама по себе, она является естественным и логическим продолжением огромного пласта человеческой способности коммуницировать. Оказывается, что ребенок сначала постигает эту науку в совершенстве, прежде, чем он заговорит.

Другими словами, если развитие речи задерживается, то сразу стоит обратить внимание, насколько хорошо ребенок разговаривает на других невербальных языках:

  • знаковое общение (указание пальцем, рукой или взглядом на предмет его желаний или интереса),
  • звуковая коммуникация (интонация, возгласы, визги, плач, он тоже бывает разный, и если ты никогда не слышала разного типа плача своего ребенка, в комплексе с отсутствием других коммуникативных навыков, то стоит задуматься и насторожиться),
  • язык тела (мимика, улыбка, удивление, любопытство, сопровождение взглядом взрослого – мамы, папы, бабушки, воспитателя и человека, заботящегося в основном о ребенке).

Второй важный момент, который необходимо иметь в виду: даже двуязычные дети не отстают в развитии коммуникации, и даже если отстают, но не намного от своих сверстников. Если ребенок не использует регулярно слова в свои два с половиной года на одном или двух языках, его можно смело вести к специалистам и выяснять причины задержки.

Третье, ребенок должен понимать простые просьбы и вопросы, он может отвечать невербально «да-нет», мотая головой, но вопросы “это или это”, “да-нет” не должны вызывать у него полный ступор или тотальную потерю ориентации в этом возрасте.

Далее, сверху на эти знаки, необходимо наложить базовые ступени развития ребенка в этом возрасте, и, если есть задержки, идти выяснять их причины.

Четвертое, на что я бы обратила внимание, это то, что не только аутизм является причиной задержки развития речи и общего развития. Такие нейрологические отклонения, как апраксия, дислексия и др., также влияют на появление трудностей.

Читайте также:  Как оставить ребенка одного дома и не переживать. Подготовка детей и правила безопасности

Апраксия, как и аутизм, очень важна в идентификации и диагностике в раннем возрасте, просто потому, что интервенцию в данном случае необходимо производить, чем раньше, тем лучше.

И самое главное, пятое , что было очень сложно сделать мне: это не бояться, принять, что что-то идет не так, начать искать причины и быть готовой пройти весь этот путь до конца. Лично для меня, было невыносимо согласиться с тем, что ребенок отстает. Под давлением высоких ожиданий и возложенных надежд, мне было ужаснее всего на свете не оправдать этого доверия, провалить жизненный тест, не получив Оскар за Материнство. Именно поэтому, я продолжала искать оправдания во всем.

В общем, имейте в виду, и помните, даже если ваш ребенок не разговаривает, вы можете с легкостью понимать его речь, но это обязательно должна быть коммуникация. Привести за руку к шкафу с игрушками или книжками, поднять вашу руку, показав, что то, что хочет ваш ребенок наверху или внизу – не совсем означает невербальное общение. И уж точно единичные случаи не считаются за общение без других невербальных знаков и индикаторов. Помните, любая трудность – это возможность к покорению новых вершин, опыту и приключениям . опубликовано econet.ru

Ника Вейкхам. Сыну Ники в 2012 был поставлен диагноз аутизм

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Задержка речевого развития

Задержка речевого развития – это более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми младше 3-х лет. Задержка речевого развития характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребенка фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам. Дети с задержкой речевого развития нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, психолога; при необходимости – проведении медицинского обследования. Коррекционная работа при задержке речевого развития должна включать психолого-педагогическую и медицинскую помощь.

МКБ-10

Общие сведения

Задержка речевого развития (ЗРР) – понятие, отражающее более медленные темпы освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза. Логопедическое заключение «задержка речевого развития» правомерно в отношении детей младше 3-4-х лет. Темповое отставание касается формирования всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, словаря и грамматики, фразовой и связной речи. Задержка речевого развития встречается у 3–10% детей; у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек.

Задержка речевого развития негативно отражается на развитии психических процессов, поэтому ЗРР и ЗПР часто наблюдается у детей параллельно и обозначается в литературе как задержка психо-речевого развития (ЗПРР). Задержка речевого развития является медико-педагогической проблемой, затрагивающей аспекты педиатрии, детской неврологии, логопедии и детской психологии.

Причины ЗРР

Органические причины

Задержка речевого развития может вызываться причинами биологического и социального порядка. Примерно в трети случаев причины задержки речевого развития так и остаются невыясненными. Биологические факторы:

  1. Минимальная мозговая дисфункция. Обусловлена перинатальным поражением головного мозга (перинатальной энцефалопатией). В анамнезе детей с задержкой речевого развития, как правило, прослеживаются внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах, родовые травмы, внутриутробные инфекции; недоношенность или переношенность.
  2. Заболевания раннего возраста: ЧМТ, гипотрофия, неонатальные менингиты и энцефалиты, частые или длительные заболевания, ослабляющие ребенка, поствакцинальные осложнения.
  3. Тугоухость у ребенка. Известно, что становление и развитие речевой функции происходит при непосредственном участии слухового анализатора, т. е. с опорой на услышанную ребенком информацию, поэтому нарушения слуха также могут вызывать задержку речевого развития.
  4. Наследственные факторы. Иногда более медленные темпы созревания нервной системы носят генетически детерминированный характер: если один из родителей поздно заговорил, вполне вероятно, что у ребенка также будет наблюдаться задержка речевого развития.

Социальные причины

Социально-педагогические предпосылки задержки речевого развития чаще всего кроются в неблагоприятной микросоциальной среде, приводящей к дефициту речевых контактов: невостребованности речи (неразвитости культуры общения в семье), «синдроме госпитализма» у часто болеющих детей; педагогической запущенности. Отрицательное влияние на темпы развития речи ребенка может оказывать билингвизм, неблагоприятная речевая среда, эмоциональные стрессы.

С другой стороны, тормозящее влияние на формирование речевой функции ребенка может оказывать не только психосоциальная депривация, но и гиперопека: в этих условиях речевое общение также остается невостребованным, поскольку окружающие взрослые предупреждают все желания ребенка, не стимулируя его самостоятельную речевую активность.

Крайне вредным для ребенка раннего возраста является нахождение в чрезмерно информированной среде, где он сталкивается с избыточным потоком информации, которая к тому же не соответствует возрасту малыша. В этом случае ребенок привыкает не прислушиваться к речи и не осмысливать значение слов; произносит длинные, шаблонные фразы, не имеющие отношения к развитию истинной речи.

Патогенез

В постнатальном развитии выделяют 3 критических периода (I – 1-2 года; II – 3 года; III – 6-7 лет), характеризующихся наиболее интенсивным развитием речевой системы и одновременно – повышенной ранимостью нервных механизмов речевой деятельности. В эти периоды воздействие даже незначительных вредных экзогенных факторов может привести к возникновению различных речевых нарушений.

Так, в I критический период, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон, при неблагоприятных условиях могут создаваться предпосылки для задержки речевого развития и алалии. Во II критический период – время интенсивного развития связной речи, могут возникать мутизм, заикание. В течение III критического периода «срыв» нервной деятельнос­ти может вызывать заикание, а органические поражения головного мозга – детскую афазию.

Развитие речи в норме

Для правильного понимания того, какие признаки свидетельствуют о задержке речевого развития, необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста.

Появление ребенка на свет знаменуется криком, являющимся первой речевой реакцией младенца. Крик ребенка реализуется посредством участия голосового, артикуляционного и дыхательного отделов речевого аппарата. Время появления крика (в норме на первой минуте), его громкость и звучание могут многое сказать специалисту-неонатологу о состоянии новорожденного. Первый год жизни – это подготовительный (предречевой) период, в течение которого ребенок проходит этапы:

  • гуления (с 1,5-2 мес.);
  • лепета (с 4-5 мес.);
  • лепетных слов (с 7-8,5 мес.);
  • первых слов (в 9-10 мес. у девочек, 11-12 мес. у мальчиков).

В норме в 1 год в активном словаре ребенка имеется примерно 10 слов, состоящих из повторяющихся открытых слогов (ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя и т.д.); в пассивном словаре – около 200 слов (обычно названия повседневных предметов и действий). До определенного времени пассивный словарь (количество слов, значение которых ребенок понимает) намного превышает активный словарь (число произносимых слов).

Примерно в 1,6 – 1,8 мес. начинается так называемый «лексический взрыв», когда слова из пассивного словаря ребенка резко вливаются в активный словарный запас. У некоторых детей период пассивной речи может затягиваться до 2-х лет, однако в целом их речевое и психическое развитие протекает нормально. Переход к активной речи у таких детей нередко происходит внезапно и вскоре они не только догоняют рано заговоривших сверстников, но и перегоняют их в речевом развитии.

Исследователи полагают, что переход к фразовой речи возможен, когда в активном словаре ребенка имеется не менее 40–60 слов. Поэтому к 2 годам в речи ребенка появляются простые двухсловные предложения, а активный словарь вырастает до 50-100 слов. К 2,5 годам ребенок начинает строить развернутые предложения из 3-4 слов.

В период с 3-х до 4-х лет ребенок усваивает некоторые грамматические формы, говорит предложениями, объединенными по смыслу (формируется связная речь); активно использует местоимения, прилагательные, наречия; овладевает грамматическими категориями (изменением слов по числам и родам). Словарный запас возрастает от 500-800 слов в 3 года до 1000-1500 слов в 4 года.

Специалисты допускают отклонение нормативных рамок в сроках речевого развития на 2-3 месяца у девочек, и на 4-5 месяцев у мальчиков. Правильно оценить, является ли запаздывание сроков появления активной речи задержкой речевого развития или индивидуальной особенностью, может только специалист (педиатр, детский невролог, логопед), имеющий возможность наблюдать ребенка в динамике.

Симптомы ЗРР

Признаками задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза могут являться:

  • аномальное протекание доречевого периода (малая активность гуления и лепета, беззвучность, однотипные вокализации)
  • отсутствие реакции на звук, речь у ребенка в возрасте 1 года;
  • неактивные попытки повторения чужих слов (эхолалии) у ребенка в возрасте 1,5 лет;
  • невозможность в 1,5-2 года на слух выполнить простое задание (действие, показ и т. д.);
  • отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2-х лет;
  • неспособность соединения слов в простые фразы в возрасте 2,5-3-х лет;
  • полное отсутствие собственной речи в 3 года (ребенок употребляет в речи только заученные фразы из книжек, мультфильмов и пр.);
  • преимущественное использование ребенком неречевых средств коммуникации (мимики, жестов) и др.

Диагностика

Ребенок с задержкой речевого развития должен быть проконсультирован группой специалистов, включающей педиатра, детского невролога, детского отоларинголога, детского психиатра, логопеда, детского психолога. Задачей педиатра на этапе обследования служит оценка соматического статуса, предварительное определение возможных причин задержки речевого развития и направление ребенка к специалисту соответствующего профиля.

  1. Медицинский блок. Неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭхоЭГ, дуплексное сканирование артерий головы ребенку) требуется для выявления микроорганических поражений головного мозга. Посещение детского отоларинголога необходимо для исключения хронического отита, аденоидов, тугоухости у ребенка.
  2. Логопедическое обследование. Включает в себя изучение анамнестических данных и заключений медицинских специалистов, моторного развития детей, состояния речевого аппарат, слуховых и зрительных ориентировочных реакций, специфику коммуникативной деятельности ребенка. У детей до 1 года проводится наблюдение за голосовой и доречевой активностью в естественной и провоцирующей ситуациях. При наличии слов определяется время их появления, объем активного и пассивного словаря, общая речевая активность ребенка, наличие фразовой и связной речи и т. п.
  3. Психологическая диагностика. Для диагностического обследования речи и оценки общего психического развития детей раннего возраста специалистами-логопедами и детскими психологами используются денверский тест психомоторного развития, шкала психомоторного развития по Гриффитс, шкала раннего речевого развития, шкала Бейли и др.

Задержку речевого развития необходимо отличать от общих нарушений развития (аутизма, элективного мутизма, олигофрении), общего недоразвития речи I-IV уровня.

Коррекционно-развивающая работа при ЗРР

Объем коррекционной помощи детям с задержкой речевого развития зависит от факторов, вызвавших отставание становления речевых навыков. Так, при причинах социально-педагогического характера, в первую очередь, необходима организация благоприятной речевой среды, стимуляция речевого развития ребенка, правильный подбор речевого материала, демонстрация образцов правильной речи, «оречевление» (проговаривание) всех действий ребенка.

Если в основе задержки речевого развития лежит дисфункция мозга, коррекционно-педагогической работе должно сопутствовать лечение, назначаемое детским неврологом: прием ноотропных препаратов, массаж, транскраниальная микрополяризация, магнитотерапия, электрорефлексотерапия и др.

Параллельно с медицинскими процедурами и семейным воспитанием детям с задержкой речевого развития необходимы занятия с логопедом и детским психологом по развитию речи и познавательных процессов. Особое внимание в раннем детском возрасте уделяется развитию мелкой моторики, пальчиковым и подвижным играм, продуктивной деятельности (рисованию, лепке, аппликации), дидактическим играм (логопедическое лото, специальные речевые игры и упражнения и т. д.), развитию зрительного и слухового внимания, пассивного словаря и активной речи, связной речи.

Прогноз и профилактика

Чем раньше начаты развивающие занятия с ребенком, тем быстрее и успешнее будет результат. Обычно при устранении предрасполагающих причин и грамотно организованной работе уже к старшему дошкольному возрасту дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников. Эффективность коррекции зависит не только от участия врачей и педагогов, но и усилий родителей, соблюдения ими единых речевых требований и рекомендаций специалистов.

Профилактика задержки речевого развития у детей включает создание условий для благоприятного течение беременности, родов и постнатального периода; обеспечение адекватных микросоциальных условий и речевой среды, окружающей ребенка. Необходимо, чтобы игрушки, с которыми играет ребенок, носили развивающую направленность, а поступающая информация относилась к зоне актуального и ближайшего развития ребенка. Для оценки уровня речевого развития в 2–2,5 года целесообразно посетить логопеда.

Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка. Когда нужно начинать беспокоиться?

Один из самых волнующих вопросов для родителей — развитие речи у ребенка. Считается, что развитие речи служит показателем и умственного развития ребенка. Это не всегда верно. И имеет, скорее, обратную тенденцию: при задержке речи у ребенка замедляются навыки общения и обучения.

У большинства детей к празднованию второго дня рождения или несколькими месяцами позже происходит настоящий «взрыв» развития речи. В течение первых двух лет жизни ребенок как бы созерцает мир и накапливает информацию. К двум годам он уже готов более активно участвовать в окружающей жизни. К тому же к этому времени клетки мозга и мускулы речевого аппарата уже в достаточной мере развиты, чтобы ребенок начал выражать себя с помощью слов. Но иногда случается так, что развитие речи у ребенка запаздывает. Этому может быть несколько причин.

1. Неразвитые мускулы рта или слабый мышечный тонус лица. Если ребенок предпочитает мягкую пищу твердой, часто роняет пищу изо рта во время еды, дышит ртом, говорит мало и невнятно, или у него повышенное слюноотделение – это может означать, что у ребенка недостаточно развиты мышцы рта и губ. Очень часто это происходит, когда малыша рано отнимают от груди. Мышцы рта можно укрепить несложными игровыми упражнениями:
· Дуть и свистеть. Очень действенны любые упражнения, при которых надо с напряжением сводить губы вместе. Можно выдувать мыльные пузыри, а еще дуть на перышко, стараясь удержать его в воздухе. Очень полезны игрушки, в которые надо дуть – дудки, свистульки и т.д.
· Сосать. Почаще предлагайте малышу пить сок через соломинку, как можно сильнее втягивая щеки. Это очень полезное упражнение.
· Имитировать звуки. Малышу понравится имитировать звуки различных животных и птиц, а также предметов – поезда, машины, звонков и сирен.

Читайте также:  Как наладить отношения между ребенком и его бабушками и дедушками?

2. Недостаточная концентрация слухового внимания. Такой ребенок плохо понимает длинные фразы или не слышит фоновых шумов (шумов заднего плана). Постарайтесь привлекать внимание ребенка к каждому звуку и слову. Почаще читайте вашему ребенку вслух, выбирая книги, которые ребенок хорошо знает. Иногда заменяйте в тексте знакомое слово на другое, смешное, неожиданное для ребенка и привлекайте внимание ребенка к шутке. Показывайте ребенку окружающие его вещи и называйте их. Объясняйте ребенку, что именно вы делаете в данный момент. Четко произносите слова и повторяйте фразы несколько раз.

3. Проблемы со слухом. Недостаточно хороший слух может значительно замедлить умственное развитие ребенка. И если недостаточный слух диагностирован поздно, может быть упущено критическое время для стимуляции слуховых проходов, ведущих к слуховым центрам мозга. У ребенка может произойти задержка развития речи, что приведет к замедлению навыков общения и обучения. К несчастью, большинство проблем со слухом обнаруживается довольно поздно. От начала ухудшения слуха и до того времени, как вы можете заметить очевидные признаки нарушения слуха у вашего ребенка, может пройти довольно значительное время. Существует несколько признаков, в зависимости от возраста ребенка, по которым вы можете понять, все ли у него в порядке со слухом:

Новорожденный: должен вздрагивать при хлопке руками в 1-2 метрах от него и успокаиваться при звуке вашего голоса.
3-4-месячный ребенок должен проявлять ответную реакцию на вашу улыбку и жесты.
7-месячный ребенок должен лопотать и повторять за вами простые звуки.
От 7 до 12 месяцев: должен поворачивать голову, слыша знакомые звуки, и подавать голос в ответ на обращенную к нему человеческую речь.

Когда нужно начинать беспокоиться?

Педиатры выделяют следующие признаки Речевое развитие детей у двухлетнего ребенка:
· Ребенок имеет в запасе менее 20 слов и не комбинирует их между собой. Термин «слова» в данном случае вовсе не означает полноценных внятных слов, а скорее принадлежность одного и того же звука одному и тому же объекту, например звуки «Ба» должны всегда означать «бабушка».
· Произносит слова так невнятно, что вы понимаете только половину из них.
· Не играет и не взаимодействует с другими детьми.
· Не понимает или не может ответить на простые вопросы.
· Не может узнать или назвать простые предметы из своего окружения.
· Не может назвать кого-то из членов семьи.

Если вы обнаружили у своего двухлетки один или несколько из этих признаков, следует обратиться к педиатру. Первое, что сделает врач, это проверит слух у вашего ребенка. Незначительные нарушения слуха, например, после ушной инфекции, могут значительно тормозить развитие речи.

Если со слухом все нормально, врач может предположить незначительное отставание в развитии. В этом случае, скорее всего, он предложит вам подождать и понаблюдать за ребенком в течение 6-12 месяцев, чтобы посмотреть, нужно ли будет дальнейшее лечение. Но не следует в течение этого периода сидеть сложа руки. Ваша задача – помочь ребенку развить навыки речи. Даже если ребенок посещает логопеда, домашние упражнения могут сделать чудеса.

Примите в расчет и то, что речевое развитие мальчика может слегка запаздывать по сравнению с речевым развитием девочек. Считается, что мальчики начинают говорить позже девочек. Правда, у мальчиков с запаздыванием речевого развития и в два раза чаще диагностируются проблемы со слухом или с распознаванием речи.

AnnaMama

Когда начинать волноваться при задержке речи?

Вопрос о речи встает в той или иной мере у большинства родителей. Надо понимать, что фразу “ребенок не говорит” люди воспринимают совершенно по-разному, поэтому не ориентируйтесь на других детей когда хотите оценить развитие речи. Есть общепринятые нормы, о которых мы сейчас и поговорим.

Что нужно знать про появление и развитие речи у детей?

  1. Существуют современные нормы развития речи и появления слов и предложений, и отклонения от этих норм должны Вас насторожить даже если соседская девочка говорила в этом возрасте еще хуже, а потом у нее было все хорошо.
  2. Помимо речевого развития необходимо оценить также и другие параметры в сфере коммуникации:
    1. понимание речи;
    2. общение жестами;
    3. способность строить игру;
    4. эмоции;
  3. Речь можно и нужно развивать. Профессионально этим должен заниматься логопед (не зависимо от возраста ребенка и степени владения им речью), но самостоятельно это могут делать родители.
  4. Задержка речи может быть проявлением большого количества заболеваний, в том числе аутизма, расстройствами аутистического спектра, нарушений слуха, и других психоневрологических расстройств (кинестетическая апраксия, афазия, ринолалия и различного типа дизатрии и дислексии, моторная, сенсорная или комбинированная алалия).
  5. Задержка речи влияет на общее развитие, на развитие интеллекта и эмоциональной сферы и чем позже происходит коррекция речи, тем меньше возможностей для саморазвития у Вашего ребенка. Становление речи у ребенка напрямую взаимосвязано с интеллектом, степенью социальной адаптации, эмоциональностью, социоэкономическим статусом, отзывчивостью и речью взрослого человека [ источник, еще и еще].

Нормальное развитие речи.

Речь – это способ коммуникации ребенка с нами.

  1. 0-3 месяцев. Первая коммуникация ребенка с мамой происходит через взгляд: ребенок смотрит на маму- мама реагирует на него. Далее коммуникация происходит через улыбку: ребенок улыбается- мама улыбается в ответ. Далее ребенок гулит – мама отвечает ему и реагирует. Основной способ общения ребенка с мамой – это крик и плач: ребенок плачет- мама реагирует.
  2. 3-6 месяцев. Примерно с 3 месяцев ребенок начинает гулить: ааа, гууу, гыыы, гэээ и т.д. Ребенку важно слышать как мама повторяет за ним или еще лучше — пропевает эти слоги.
  3. 6-12 месяцев. В 6 месяцев ребенок запоминает свое имя и может узнать знакомые звуки (например, лай собаки или звон ключей при открытии двери). Ребенок начинает активно лепетать и повторять слоги: дада, мама, тата, баба. Эти фразы одинаковы на всех языках мира. Повторяйте и реагируйте на эти слоги ребенка.
  4. 12-15 месяцев. В определенный момент весь коммуникативный опыт, полученный ребенком на первом году жизни позволяет ему понимать слова, обращенные к нему и помогает начать речевое развитие для общения с окружающими.
    1. В этот период ребенок начинает произносить свои первые слова (10 и более слов)
    2. может повторять мелодию или песню за Вами
    3. имитирует звуки животных
    4. понимает простые просьбы
    5. играет в “ку-ку”, показывает на нужный предмет, показывает на простых животных и части тела на себе и на окружающих предметахлюдях.
    6. ребенок понимает гораздо больше слов, чем он произносит.
  5. 18-24 месяцев. Словарный запас начинает расти с огромной скоростью.
    1. появляются фразы с двумя словами (“мама иди”, “ляля бах”, “кушать нет”)
    2. дети начинают использовать слова в своих ролевых играх (например, во время кормления куклы или игр с собачкой)
    3. появляются простые вопросы (“ляля где?”, “идем куда”)
  6. 24 и более месяцев. К двум — трем годам ребенок:
    1. говорит предложениями
    2. в речи появляется вопрос “почему” и “как”
    3. общается и разговаривает с другими детьми. Крайне важно объяснять ребенку, что именно при помощи речи он может решать все вохникающие конфликты и проблемы с другими детьми.
  7. К 4м годам ребенок
    1. начинает говорить сложными предложениями
    2. комбинирует 4 и более слова
    3. понимает сложные конструкции речи, обращенные к нему
    4. дети поют, разговаривают эмоционально
  8. К 5ти годам
    1. словарный запас ребенка превышает 2000 слов
    2. ребенок понимает более 10 000 слов
    3. знают свое имя и фамилию, могут запомнить свои адрес и номер телефона
    4. ребенок может рассказать историю с выраженным началом, комбинацией и концовкой
    5. ребенок задает множество вопросов о природе и жизни
    6. уделяйте время для разговоров с ребенком, терпеливо отвечайте на его вопросы и внимательно выслушивайте его речь. Исследования говорят о том, что речь взрослого напрямую взаимосвязана с развитием речью ребенка.

Итак, в каких случаях необходимо начать волноваться при задержке речевого развития?

  1. ребенок говорит меньше слов, чем положено по нормам речевого развития
    1. в 4 месяца не реагирует на обращенную к нему речь взрослого и не узнает маму;
    2. в 6-9 месяцев не произносит слоги дадада-мамама-бабаба;
    3. к 18 месяцам не говорит простых слов и не понимает просьб;
    4. в 2,5года не строит предложения и знает менее 20 слов;
    5. к 3 годам не строит фразы самостоятельно, а лишь повторяет фразы взрослых)
  2. ребенок отстает в развитии по другим параметрам помимо речевого развития, в том числе, при нарушении моторного развития
  3. ребенок не использует аналоги речи (жесты, звуки). Это называется невербальным общением и особенно часто бывает в случаях, если родители хорошо понимают ребенка. Если ребенок не говорит, то он должен использовать невербальный язык вместо речи: указывать пальцем, рукой или взглядом на желаемый предмет, кивать или мотать головой вместо того чтобы говорить “да” и “нет”. Насторожить Вас должно отсутствие невербального языка при отсутствии речи.
  4. ребенок не понимает обращенную к нему речь, понимает ее выборочно, не реагирует на обращенную к нему речь и просьбы.
  5. речь ребенка не совсем адекватная: ребенок не использует слова по назначению, ребенок повторяет одни и те же любимые цитаты из мультиков или фильмов,
  6. у ребенка нет интонации, нет возгласов, визгов, восхищенных и удивленных вздохов. В норме у детей даже плач по-разному звучит.
  7. если эмоции у ребенка скудны, и мимические изменения минимальны, если ребенок не улыбается, не проявляет любопытство или удивление, совхищение,
  8. если ребенок не смотрит или не проводит взглядом близких людей.
  9. Если ребенок играет в игрушки необычным способом, не может играть со сверстниками, не хочет чтобы взрослый играл с ним
  10. Если у ребенка с задержкой речи нарушен сон
  11. если ребенок с задержкой речи не умеет жевать твердую пищу и давится ею.
  12. Если происходит регресс словарного запаса по сравнению с тем что было раньше

Что нужно делать если у ребенка выявлено нарушение речи? В первую очередь нужно удостовериться, что ребенок здоров с точки зрения неврологии и психиатрии.

  1. Необходимо проверить слух
  2. 3. Необходима консультация специалиста, который занимается развитием детей, хорошо представляет себе нормы развития детей и возможные отклонения от нормы (таким специалистом может быть невролог, психиатр, психолог, логопед)
  3. при необходимости сделать ЭЭГ, исследование сосудов головного мозга, МРТ и КТ головного мозга.

Если ребенок здоров, то как можно помочь ему развить речь?

  1. Стимулировать общение ребенка со сверстниками, отдать ребенка на развивающие занятия где не будет пониающего родителя, в секции где есть командные игры, почаще стараться оставлять его одного с другими детьми. Научите ребенка комуницировать с другими: меняться предметами, гладить если другой упал, делиться печеньками и т.д.
  2. В играх дома покажите ребенку как играть в ролевые игры, как катать машинку, как причесывать куклу, кормить животных и т.д.
  3. Заниматься развитием речи. Большинство логопедов считают, что они должны заниматься только артикуляцией и не беруться заниматься с детьми до 4-5 лет. Однако, есть очень много того, что Вы можете сделать с ребенком гораздо раньше. Если Вы не можете найти профессионального логопеда, который занимается не только артикуляцией, но и развитием речи, то нужно начинать заниматься с ребенком как можно раньше самостоятельно. Это может включать в себя:
    1. дыхательную гимнастику (надувать шарик, задувать свечку, выдувать мыльные пузыри, надувать щеки, свистеть с свисток, дуть в дудочку, пускать пузыри в воду, дуть через трубочку в стаканчик, дахание через нос, медленное выдыхание с полузакрытым ртом, задержка воздуха на несколько секунд и т.д.)
    2. языковую гимнастику (предлагать ребенку языком дотронуться до верхнейнижней губы, до уголков рта, свернуть язык в трубочку, высынуть язычок, облизат губы и зубы, вытягивание губ в трубочку и т.д.)
    3. занятия по альбому развития речи. Сейчас много всяких пособий, они очень удобные и четкие.
    4. перестать понимать ребенка если он изъясняется жестами. Пытаться вынудить ребенка говорить с Вами словами.
    5. начинать общение с ребенком с упрощенных слов типа биби, баба, мама, ав-ав и т.д. (звукоподражание и облегченные фразы), особенно сделать акцент на облегченных глаголах (кач-кач, бабах, куп-куп, баю-бай, прыг, бух, биби, туту и т.д.).
    6. когда ребенок освоил упрощенные слова, желательно прекращать их использовать и говорить правильно, но продолжать понимать искаженные слова ребенка
    7. произносить правильно все звуки в слове (не говорить ты мой «холёсый» вместо «хороший»), не сюсюкаться с ребенком
    8. побольше говорить с ребенком, комментировать все подряд, все ваши и его действия
  4. пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры, массаж пальцев рук.
  5. развитие мелкой моторики, пинцетного захвата (предлагать ребенку сортировать мелкие предметы, втыкать зубочистки в пластилин, проталкивать пальчиком предметы в отверстия и т.д.), игры со шнуровкой, сенсорной развитие (сенсорные коробки), мелкие сортеры (важно знать, что при сортировке предметов ребенок должен с усилием просовывать предмет в отверстие). Все вышеперечисленное должно быть в игровой форме.
  6. предлагать ребенку твердую пищу как можно раньше, чтобы ребенок научился сортировать язычком пищу во рту, это также влияет на развитие речи.
  7. исключить планшет, компьютер и телевизор (большой обзор по влиянию “экрана” на ребенка я написала ЗДЕСЬ; в нем говориться о том, что доказано, что просмотр телевизора замедляет развитие речи; это происходит за счет того, что во время просмотра мультфильма или фильма у ребенка не возникает потребность использовать активную речь с целью коммуникации)
  8. Прочитать литературу на тему развития речи, например:
    1. книги “Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет”, Елена Янушко. Елена Янушко также ведет вот этот сайт и вот этот .
    2. кроме того, можно почитать об опыте мамы ребенка с аутизмом ЗДЕСЬ
    3. вся информация о детях с аутизмом с понятными картинками есть вот на этом сайте , здесь же есть очень важный онлайн тест для раннего выявления аутизма для родителей
Читайте также:  Трейси Хогг делится секретами укладывания младенцев

И последнее: любите ребенка таким, какой он есть и помогайте ему, каким бы он не был. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Просто примите его таким какой он есть.

Что такое ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей)

По разным причинам малышей с отставанием в речевом развитии становится все больше. Но неразвитость речи не такая страшная проблема, если ее вовремя обнаружить и не запустить. И ответственность в этом деле ложится в первую очередь на родителей, которые должны заметить недуг, направить ребенка на полноценное обследование и выбрать ему лучших врачей. Если же отставание в речевом развитии вовремя не скорректировать, с ростом ребенка все больше будет отставать и его психика и учиться в школе и общаться с ровесниками ему будет крайне тяжело.

За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей возросла в десятки раз. Задержка речевого развития (ЗРР) затормаживает и развитие мышления (формируется ЗПРР), и, напротив, врожденные психические и неврологические заболевания провоцируют недоразвитость речи.

Задержка психоречевого развития диагностируется чаще у детей старше 5 лет, среди которых в среднем 20% имеют это заболевание. Такая ситуация понятна: ребенок начинает активно общаться с окружающими именно в этом возрасте, в противном случае родители замечают неладное. Но 5 лет — уже довольно поздний возраст для начала лечения ЗПРР. Если до 6 лет ребенок не заговорил вовсе, то вероятность его излечения — 0,2%, а если речи нет и после 7 лет, то ее уже и не будет.

Конечно, возможность излечения задержки психоречевого развития зависит от ее степени, от применяемых методик. Но чем раньше родители выявят признаки данного заболевания у ребенка — в идеале в 2–3 года, — тем больше надежда на полное выздоровление.

Как выявить ЗПРР: признаки и симптомы задержки психоречевого развития

ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.

Признаки задержки психоречевого развития:

  • 4 месяца : ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);
  • 8–9 месяцев : отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);
  • 1 год : ребенок очень тихий, почти не издает звуков;
  • 1,5 года : не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;
  • 2 года : знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;
  • 2,5 года : применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;
  • 3 года : не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.

У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Ребенок очень медленно соображает, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Физически такие дети тоже слабо развиты, могут даже иметь ДЦП.

Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).

В целом, чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими. Это еще одна причина как можно раньше начинать лечение ЗПРР.

Основные причины задержки речевого и психического развития

Задержка речевого и психоречевого развития — это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.

Факторы, провоцирующие ЗПРР:

  • Болезни матери во время беременности. Нарушению развития плода может способствовать проникновение инфекции, отравление, травмы.
  • Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.
  • Тяжелые роды (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи), травма ребенка при родах (перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС, шейных отделов позвоночника).
  • Перенесение ребенком тяжелых инфекций (вызвавших заболевания мозга) и травм в раннем возрасте.
  • Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.
  • Неправильное воспитание: ребенок растет под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются. Чаще дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей.
  • Тяжелая психическая травма в раннем возрасте.

Заболевания, которые могут вызывать задержку психоречевого развития:

  • врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней;
  • эпилепсия и другие психические заболевания;
  • ишемия головного мозга;
  • гидроцефалия;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • ДЦП;
  • опухоль головного мозга;
  • патологии сосудов головного мозга;
  • лейкодистрофии;
  • нарушение ликвородинамики.

Еще раз подчеркнем, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР усугубляется в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что лечить нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления.

ЗПРР с элементами аутизма

В результате сбоев в работе ЦНС или воздействия сильных инфекций на организм ребенка может сформироваться не только отставание в речевом и психическом развитии: в ряде случаев болезнь сопровождается признаками аутизма.

Аутичные черты в поведении ребенка:

  • Не вступает в эмоциональный контакт с людьми, не улыбается, не тянется к родителям.
  • Склонен к частым приступам агрессии, когда чем-то недоволен, может направлять эту агрессию на себя (кусать себя, бить).
  • Стереотипное поведение: может долго раскачиваться на одном месте или ходить по кругу, вертеть в руке один предмет, склонен расставлять предметы в ряд, негативно реагирует на любые перемены.
  • Не знает, как играть в игрушки, использует их по-своему, может быть привержен только к одной игрушке или ее части.
  • Избегает общества, не знает, как взаимодействовать со сверстниками.

Непонимание обращенной речи — тоже один из признаков аутизма, как и задержки речевого развития. При наличии указанных выше черт лечение ребенка должно проводиться с участием нескольких специалистов, в том числе с психологом.

Как лечить ЗПРР

При ЗПРР лечение нужно начинать как можно раньше и при этом комплексно. В терапии участвуют родители, невролог, логопед, психолог, рефлексотерапевт. Если степень отставания в развитии невысока и лечение начато рано, можно рассчитывать на высокие результаты. Чем позже начинается лечение, тем меньше вероятности, что ребенок сможет учиться в обычном классе школы и нормально общаться со сверстниками.

Основные методы лечения ЗПРР:

Микротоковая рефлексотерапия — метод, представляющий собой воздействие сверхмалыми электрическими импульсами на биологически активные точки мозга, нейрорефлекторные зоны. Такие импульсы позволяют восстанавливать работу ЦНС в тех участках, где она была нарушена. При ЗПРР врач воздействует аппаратом на зоны мозга, связанные с речью: ее пониманием и воспроизведением, словарным запасом. Доказано, что этот метод высокоэффективен при гидроцефалии. Микротоковая рефлексотерапия разрешена детям с 6 месяцев.

Занятия с дефектологом и логопедом . Дефектологи занимаются с детьми двух и более лет, их работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления. Логопеды, как правило, начинают работать с детьми, которым не менее 4–5 лет. Задача этих специалистов — научить ребенка правильной артикуляции, составлению предложений и текстов.

Дополнительной мерой при задержке речевого развития является логопедический массаж, направленный на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, благодаря чему ребенку становится легче произносить звуки и их сочетания.

Серьезной ошибкой родителей будет обращение к логопеду без предварительной работы с ребенком. Как уже говорилось выше, 5 лет — довольно позднее время для начала коррекционной работы при признаках ЗПРР. Но хорошее продолжение, если эта работа была начата ранее с другими специалистами.

Лекарственная терапия . Медикаменты при задержке психоречевого развития назначает врач-невролог или невропатолог. Он прежде всего (с помощью компьютерной томографии, ЭЭГ и других методов) выявляет патологии ЦНС у ребенка, а затем разрабатывает индивидуальную схему лечения данных нарушений и их последствий. Чаще всего неврологи прописывают ноотропные лекарственные средства: «Актовегин», «Кортексин», «Пирацетам» (и содержащие одноименное вещество лекарства), «Энцефабол», «Нейромультивит» и др. К сожалению, в России по причине недостаточной компетентности многих врачей, психотропные средства назначаются не всегда «по адресу», в некоторых случаях можно обойтись и без них, либо не «сидеть» на них постоянно.

Дополнительные способы коррекции ЗПРР:

  • Работа с детским психологом. Она нужна, например, в тех случаях, когда отставание в речевом развитии связано с психологическими травмами, неблагополучной обстановкой в семье, когда ребенок избегает сверстников.
  • Альтернативные подходы к лечению: иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, развитие моторики, крупной и мелкой, различные развивающие упражнения. Родители могут сами работать с ребенком, например, собирая паззлы, угадывая музыкальные инструменты по звукам, устраивая подвижные игры.
  • Остеопатия. Этот метод альтернативной медицины тоже может помочь детям с ЗПРР. Мануально воздействуя на активные точки на теле, остеопат старается сбалансировать работу нервной системы, обмен веществ, психику ребенка.

Только с помощью таблеток или одной работой с логопедом ЗПРР чаще всего устранить нельзя. Задача родителей — найти профессионала, который проведет корректную диагностику и назначит наиболее эффективное лечение, включающее разные методы.

Не отыскав такого врача в своей стране или не видя заметных результатов от терапии, россияне обычно обращаются за помощью к зарубежным специалистам.

Лечение ЗПРР за границей

Популярными странами, в которые жители России отвозят своих детей на лечение ЗПРР, являются Израиль, Китай, Германия. Лечение во всех случаях недешевое. Например, в сравнительно недорогом Китае один курс лечения вместе с проживанием и трансфером обойдется в 6–10 тыс. долларов, а таких курсов может понадобиться несколько.

К помощи зарубежных специалистов российские родители прибегают обычно в тех случаях, когда отечественная медицина уже разводит руками. За границей же таким детям дают надежду на хотя бы частичное выздоровление.

Зарубежным клиникам доверяют, потому что там — зачастую более профессиональные доктора, новейшие методики, сверхсовременное оборудование, внимательное и вежливое отношение к клиентам.

Курс реабилитации за рубежом может составить несколько месяцев. В Германии, Китае и Израиле с помощью комплексной (лекарственной, мануальной, двигательной, речевой) терапии добиваются действительно высоких результатов. Дети после лечения (если оно начато не слишком поздно) хорошо реабилитированы к обучению в общеобразовательной школе, не испытывают затруднений в общении, в повседневной жизни. В тяжелых случаях (например, когда ЗПРР сочетается с ДЦП или другими серьезными заболеваниями) иностранные доктора прибегают к методикам микрохирургии.

Впрочем, немалое разнообразие подходов к лечению, как традиционных, так и альтернативных, можно увидеть и в московских клиниках.

Где лечить ЗПРР в Москве

В российской столице находится несколько клиник, в которых предлагают разные методики коррекции ЗПРР.

Техники, применяемые в московских медицинских центрах:

  • Стимулирующая терапия: воздействие на головной мозг электрическими и магнитными импульсами, стимуляция речевой, слуховой, зрительной активности («Клиника восстановительной неврологии»).
  • Психологическая помощь пациентам: развитие познавательных и поведенческих процессов, речи и умения общаться, подготовка к письму, психотерапия и т. д. («Медикор плюс»).
  • Патогенетическая технология: аутонейритотерапия — активация речевых центров мозга, введение ноотропов в мозг или лимфу под действием микротоков, иглорефлексотерапия, ЭЭГ-музыкотерапия, логопедия («CORTEX»).
  • Малоинвазивная микрохирургическая операция: присоединение дополнительных сосудов к речевым зонам головного мозга («Александрия»).

Мы назвали лишь несколько примеров лечения ЗПРР, предлагаемого в Москве. Согласно отзывам пациентов, лечение у столичных врачей тоже может иметь хорошие результаты.

Вни­ма­ние к ре­бен­ку с пер­вых дней его жиз­ни, бе­реж­ное от­но­ше­ние и зна­ние пер­вых симп­то­мов пси­хи­чес­ких за­бо­ле­ва­ний по­мо­гут ро­ди­те­лям убе­речь свое ча­до от тя­же­ло­го кре­с­та на всю жизнь. И если вы за­ме­ча­е­те, что ма­лыш го­во­рит на­мно­го мень­ше, чем обыч­но де­ти в его воз­рас­те, луч­ше сра­зу про­вес­ти ди­аг­нос­ти­ку и при­нять ме­ры.

Ссылка на основную публикацию