10 вещей, которым следует поучиться у детей

10 важных вещей в жизни, чему можно научиться у детей

Время на чтение: 5 минут

Не раз все мы слышали выражение – «Учитесь у своих детей!», но мало кто всерьез задумывался – а чему, в действительности, можно научиться у наших крох? Мы, «умудренные жизнью», родители, даже не догадываемся, что собственные дети могут дать нам кратно больше, чем все психологи, вместе взятые — достаточно прислушаться и приглядеться к ним пристальнее.

  1. Самое главное, чему могут научить нас наши крохи – жить сегодня . Не в каком-то канувшем в забвение прошлом, не в иллюзорном будущем, а именно здесь и сейчас. Причем, не просто жить, а наслаждаться этим «сегодня». Посмотрите на детей – они не мечтают о далеких перспективах и не страдают о прошедших днях, они счастливы, даже если условия их жизни оставляют желать лучшего.
  2. Дети не умеют любить за «что-то» — они любят за то, что мы есть. И от всего сердца. Бескорыстие, преданность и наивность живут в них гармонично и вопреки всему.
  3. Дети – психологически гибкие существа. Этого качества не хватает очень многим взрослым. Дети легко приспосабливаются, подстраиваются под ситуацию, перенимают новые традиции, учат языки и решают проблемы.
  4. Сердце маленького человека нараспашку открыто миру. И (закон природы) мир ответно открывается ему. Взрослые же, запираясь внутри себя на сто замков, на это практически не способны. И чем больше обид/предательств/разочарований, тем крепче замки и тем сильнее страх, что снова предадут. Проживающий жизнь по принципу «Чем шире раскроешь объятья, тем легче тебя будет распять», ждет от мира исключительно негатива. Такое восприятие жизни возвращается бумерангом. И мы не можем понять – почему мир так агрессивен в отношении нас? А, оказывается, причина в нас самих. Если мы запираемся на все замки, выкапываем вокруг себя ров с острыми кольями на дне и, для верности, забираемся в башню повыше, то незачем ждать, что в твою дверь постучатся, радостно улыбаясь.
  5. Дети умеют удивляться . А мы? А мы уже ничему не удивляемся, наивно полагая, что это подчеркивает нашу мудрость. В то время как наши малыши с замиранием сердца, распахнутыми глазенками и открытым ртом восхищаются первым выпавшим снегом, ручьем посреди леса, трудягами-муравьишками и даже бензиновыми разводами в лужах.
  6. Дети видят во всем только позитив (не берем в расчет детские страхи). Они не страдают от того, что не хватает денег на новые шторы, что начальник отругал за нарушенный дресс-код, что любимый «мальчик» валяется на диване и не хочет помогать мыть посуду. Дети видят бело в черном и большое в малом. Они радуются каждой минутке своей жизни, используя ее по максимуму, впитывая впечатления, разбрызгивая на всех свой солнечный задор.
  7. Дети непосредственны в общении. Взрослый человек скован законами, правилами, различными привычками, комплексами, установками и пр. Детям эти взрослые «игры» не интересны. Они в лоб вам скажут, что ваша помада, как у той полуголой тети возле дороги, что у вас толстая попа в этих джинсах, и что ваш суп пересоленный. Они легко знакомятся с новыми людьми (любого возраста), не стесняются вести себя «как дома» в любом месте – будь то квартира друзей или холл банка. А мы, связанные всем тем, что сами себе напридумывали, боимся говорить, что думаем, стесняемся знакомиться, комплексуем из-за ерунды. Конечно, полностью избавиться от таких «оков» взрослому человеку очень сложно. Но ослабить их воздействие (глядя на своих детей) – вполне по силам.
  8. Дети и творчество – неразделимы. Они постоянно что-то мастерят, рисуют, сочиняют, лепят и конструируют. А мы, завистливо вздыхая, тоже мечтаем вот так сесть и как нарисовать что-нибудь шедевральное! Но не можем. Потому что «не умеем». Дети тоже не умеют, но их это абсолютно не смущает – они просто наслаждаются творчеством. А через творчество, как известно, уходит весь негатив – стрессы, обиды, усталость. Смотрите на своих детей и учитесь. Заблокированные взрослением творческие «каналы» никогда не поздно разблокировать.
  9. Дети делают только то, что им доставляет радость – им не свойственно лицемерие. Они не будут читать скучную книжку, потому что это модно, и не будут общаться с нехорошими людьми, потому что это «важно для бизнеса». Дети не видят смысла в действиях, которые не приносят удовольствия. Мы об этом, взрослея, забываем. Потому что есть слово «надо». Но если приглядеться к своей жизни, несложно понять, что весомая часть этих «надо» просто высасывает из нас силы, не оставляя ничего взамен. И мы были бы гораздо счастливее, игнорируя «нехороших» людей, сбегая от сатрапов-боссов, наслаждаясь чашкой кофе и книжкой вместо стирки/уборки (хоть иногда) и пр. Любое занятие, которое не приносит радости – это стресс для психики. Поэтому следует либо отказываться от такого занятия вообще, либо сделать так, чтобы оно приносило положительные эмоции.
  10. Дети умеют смеяться от души. Даже сквозь слезы. Во весь голос и запрокинув голову – непринужденно и легко. Для них не имеют значения условности, окружающие люди и обстановка. А смех от души – это лучшее лекарство для организма и психики. Смех, как и слезы – очищает. Вы когда в последний раз так смеялись?

Посмотрите на своих детей и учитесь вместе с ними – удивляться и изучать этот мир, получать удовольствие от каждой минуты, видеть положительные стороны во всем, просыпаться в хорошем настроении (дети крайне редко «встают не с той ноги»), воспринимать мир без каких-либо предрассудков, быть искренними, подвижными, никогда не сдаваться, не переедать (дети выпрыгивают из-за стола, едва насытятся, а не с полным животом), не расстраиваться из-за пустяков и отдыхать, если кончились силы.

10 вещей, которым стоит поучиться у детей

Мы, взрослые, постоянно чему-то учим детей, при этом не замечаем, что сами можем многому научиться у них самих. Казалось бы, чему малыши могут научить умудренных жизненным опытом взрослых? Оказывается, могут.


Фото с сайта www.pixabay.com

Дети, не имея социальных установок, принятых в обществе взрослых людей, еще не «испорчены» и могут позволить себе быть собой и действовать в соответствии со своими истинными потребностями, следуя своей интуиции, природе.

Порой взрослым действительно стоит вспомнить, что когда-то сами были маленькими, а значит, нам под силу под другим углом посмотреть на нашу жизнь, проблемы, окружающих, ценности и самих себя. Так чему же нас могут научить дети?

  1. Активность. Дети не находятся в движении, только если они спят. В остальное время – это вечные двигатели-прыгатели, которые ни секунды не сидят на месте. Только взрослые могут, придя домой, улечься на диван и наслаждаться любимым сериалом, жалуясь домашним, как же вымотала работа. Представить подобный сценарий для ребёнка невозможно: чаще всего ребенок всегда находит для себя занятие;
  2. Отношение к еде. Для взрослых еда стала не просто способом получения энергии, но даже культом. Отношения с едой у детей намного проще: захотелось – поел, не хотелось – отказался. Многие взрослые, напротив, склонны к перееданию; пренебрежительно относятся к режиму своего питания, а также злоупотребляют фастфудом и неполезными напитками. Более того, радостные события «отмечаем» едой, а все горести пытаемся «заесть» вкусностями. Ребёнок же может и вовсе забыть о еде, если он чем-то увлечён;


Фото с сайта www.pixabay.com

  • Физическая форма. Ввиду своей активности дети всегда находятся в прекрасной физической форме, что сказывается и на общем состоянии организма. Как правило, у детей метаболизм работает, как часы, если нет каких-то нарушений пищевого поведения или вопросов со здоровьем. Тогда как взрослым в большей степени свойственен недостаток мышечной массы и избыточная масса тела. Одна из частых причин этого – низкая физическая активность: заставить взрослого двигаться нужно ещё постараться, тогда как ребёнок активен без всяких указаний. Гибкости малышей может позавидовать любой взрослый. Чтобы быть в хорошей форме, ребёнку не нужно прилагать особенных усилий. Взрослому же, напротив, требуются для этого мотивация, сбалансированное питание и постоянные физические нагрузки;
  • Принятие своего тела. Пожалуй, нет ни одного взрослого, который был бы полностью доволен своим телом. То жир на боках, то мышц недостаточно, то рост слишком низкий, то грудь маленькая – всегда найдётся что-то, что нужно изменить. У детей такой проблемы нет – своё тело их устраивает абсолютно. У них даже мысли не возникает, что они не совершенны;


    Фото с сайта www.pixabay.com

  • Режим дня. У детей ещё не нарушена заложенная природой программа: днём играть, а ночью спать. У взрослых же всё сбито напрочь. Порой это вызвано и объективными причинами (график дежурств или работа в ночную смену, например). Но достаточно часто взрослые сознательно лишают себя сна по разным причинам (успеть сделать больше дел, подготовиться к экзамену или сдачи проекта, сходить на вечеринку, продрейфовать в интернет-пространстве). Выделять на сон в будние дни всего пару-тройку часов и потом не вылезать из постели все выходные – для многих людей стало привычным делом. Они не высыпаются, чувствуют себя по утрам разбитыми, что сказывается на настроении и общем самочувствии. Излишне говорить о последствиях такого образа жизни. Дети же по утрам бодры, веселы и полны сил;
  • Искренность. Детям не нужно притворяться. Когда им весело, они смеются, когда грустно – плачут. У них не бывает так, как у взрослых: на лице улыбка, а в душе кошки скребутся; мило беседуют с человеком, а в действительности хочется не видеть его никогда; отгораживаются от любимого, а сами полны чувств к нему. Общаясь с ребёнком, не нужно угадывать в каком эмоциональном состоянии он сейчас пребывает. В случае со взрослыми это не работает. По сути, они бояться показать истинные чувства, боятся открыться, чтобы не сделали больно или не показаться слабым. Ребёнок же еще не научился скрывать эмоции, которые его переполняют в настоящий момент;
  • Умение радоваться мелочам. В материальном мире взрослых человек чаще всего оценивается по уровню успешности и степени реализованности, а не по личностным качествам; авто – по скорости, престижу, а не по уровню безопасности; подарок – по стоимости, а не по вложенным в него чувствам. У детей всё гораздо проще. Они играют одинаково весело и с дорогой игрушкой, и с найденной на улице палкой причудливой формы или самодельной тряпичной куклой. Для них статус человека не имеет значения: или нравится, или нет. Сделать ребенка счастливым может вещь (событие, слова, обещание) с точки зрения взрослого не представляющая никакой ценности. Тогда как многие взрослые разучились ценить радоваться встречи с друзьями, объятиям близких, отсутствию плохих новостей, хорошей погоде, первой весенней грозе и т.д. Многие вещи воспринимаются взрослым как само собой разумеющееся, как нечто обыденное.


    Фото с сайта www.pixabay.com

  • Умение жить здесь и сейчас. Мы, взрослые, прожив уже немало лет, не только относимся иначе ко всему, но и видим мир немного под другим углом. Мы более конкретны во всём. Это ребёнок может в мгновение придумать для себя игру, а из подручных средств подобрать всё необходимое: в качестве денег подойдут листочки, вместо пистолета обычная палка, а машину с лёгкостью заменит стул. Взрослые озабочены, как правило, более земными, конкретными делами (что сегодня приготовить на ужин, куда пойти в выходные, зайти в аптеку за лекарством, вовремя сдать отчет и пр.). Родители забывают, что когда-то сами были детьми. Это мешает им с головой погружаться в детские игры. Но дело не только в этом – дети могут находить необычное в обычных вещах (узоры на окне, облака в виде различных фигур и пр.);
  • Умение ощущать свои потребности. Если малыш голоден – он попросит поесть, если устал – может уснуть где угодно и как угодно. И так во многом. Взрослые же делают всё с точностью до наоборот: будут с трудом пересиливать сон, но всё же досмотрят серию любимого сериала; будут мучить свой желудок, но всё же съедят всю порцию целиком; получив своё, хотим получить ещё больше. В нас нет чувства меры. Оно с возрастом, словно размывается.
  • Отсутствие страха сделать ошибку. Жизнь в современном мире требует от нас очень больших энергозатрат: нужно быть успешными, сделать карьеру, купить дом, машину, дачу, вырастить сына и посадить дерево. И чем дольше человек живет и сталкивается на своем пути с трудностями, тем больше у него возникает сомнений: смогу-не смогу?; стоит- не стоит? и пр. Дети знают, чего хотят в данный момент. Когда ребенок хочет кататься на велосипеде, он просто садится на него и едет, потому что пока не знает, что может упасть или у него может не получиться. Когда ему хочется нарисовать что-то, он берется за карандаши или фломастеры, не боясь неудачи. Именно не боязнь ошибиться позволяет добиться результата в жизни. Но, к сожалению, многим взрослым этот страх по жизни очень мешает.


    Фото с сайта www.pixabay.com

  • Готовность к чудо. Это, возможно, самое важное умение, которое взрослыми напрочь забыто. Ведь вера в чудо – это безусловная радость в предвкушении чего-то важного и очень хорошего. Это то, что позволяет человеку почувствовать себя счастливым без особого повода. А дети действительно всегда ждут чуда. И какой же Дед Мороз или добрый волшебник воздержится от подарка?
  • Читайте также:  10 строгих нельзя при беременности

    Взрослому уже не дано снова стать ребенком, но можно сохранить этот невероятный душевный настрой из детства, когда весь мир кажется неизведанным, когда есть жажда познания, когда хочется все успеть за один день. Дети отличные учителя, и есть вещи, которым нам, взрослым, стоит у них поучиться.

    10 вещей, которым ребенок должен научиться до 10 лет

    Существует несколько жизненных установок, к которым нужно приучить детей. Это позволит им развить чувство ответственности. Будучи взрослыми, дети поблагодарят тех, кто их этому научил. Давайте рассмотрим, каким вещам нужно научить ребенка до 10 лет.

    Не боятся ошибок

    Ошибки – это то, что составляет опыт человека. Этого не нужно стыдиться. Нет, не нужно хвалить ребенка за все, что он делает. Просто следует указывать на ошибку, а также подсказывать путь к ее решению. Если у ребенка не получается рисовать, попробуйте нарисовать вместе с ним.

    Воспринимать конструктивную критику

    Важно объяснить ребенку, что не всем может понравитьсяего пение или его характер. Научите ребенка задавать наводящие вопросы тем, кто его критикует, чтобы узнать, что именно не нравится. Это позволит ребенку извлечьпользу из слов оппонента. Но также ребенок должен понимать, что существует и неконструктивная критика, когда оппонент не способен логически объяснить, что именно ему не понравилось и сразу переходит к оскорблениям.

    Уметь отказываться

    Во многих ситуациях нужно отказываться от предложения. У ребенка должна быть сила воли. Иначе, попав в неприятную компанию, ребенок может начать курить или употреблять алкоголь.

    Не давать себя в обиду

    Ребенок не должен терпеть обиду даже со стороны учителя. Важно научить ребенка, как действовать в определенныхситуациях.

    Выражать свое мнение

    Каждый имеет право выражать сове мнение. Это подчеркивает уверенность в себе. Ребенок сможет выражать свою рассудительность и индивидуальность.

    Не ждать одобрения за каждый хороший поступок

    Ребенок должен понимать, что если он будет выполнять чужие условия, это не сделает его крутым. Он должен уметь отказываться, если друзья предложили сделать что-то плохое. В то же время не за каждый хороший поступок его будут благодарить. Ребенок должен понимать и это.

    Не боятся спрашивать

    Если ребенок умеет задавать вопросы, ему будет легче учиться. Учителя обращают внимание на таких детей, ведь это означает, что они внимательно слушают и стараются вникнуть в тему. Но вот глупые вопросы способны все испортить, поэтому важно объяснить ребенку, что нужно спрашивать только о серьезных вещах.

    Развить умение переключаться

    Если ребенок сосредоточен на определенном деле, от него достаточно сложно оторваться. Но важно давать себе отдых. Порой сложно решить задачу по математике, так можно попробовать через несколько часов со свежими силами. Ребенок должен уметь расслабляться, но также умение переключаться поможет ему в будущем выполнятьнесколько важных поручений одновременно.

    Планировать время

    Это может вызывать трудности даже у взрослых. Ребенок может гулять после школы, а потом понять, что у него совсем нет времени на уроки.

    В таких случаях лучше всего составить режим дня. Можно сделать его креативным, а также поощрять ребенка мультиками или вкусной едой, если он выполнил все раньше срока.

    Уважать других

    Некоторые дети могут грубить взрослым. Это не правильно. Важно приучить ребенка быть вежливым еще с детства. Уважать нужно всех, никого нельзя обижать. Просто подайте ему пример, любезно общаясь со всеми в его присутствии. Даже с грубыми старушками у подъезда. Ребенок поймет, что это важно в жизни.

    Велемудр. Мир тесен.

    Популярные статьи

    10 ВЕЩЕЙ, КОТОРЫМ НАМ СЛЕДУЕТ ПОУЧИТЬСЯ У ДЕТЕЙ

    1. Дети находятся в движении весь день. Дети постоянно двигаются и что-то делают: с момента, когда они встают и до того момента, когда они ложатся спать. Они – машинка для сжигания калорий, которая бегает, прыгает и находит себе все новые занятия. Они не сидят на стуле, когда можно усесться на полу, не идут, если можно бежать. Берите пример с детей – больше двигайтесь, будьте энергичнее.

    2. Дети не переедают. Детям не важно, сколько еды осталось еще в тарелке, если они уже наелись, в отличии от взрослых.

    Поэтому они не переедают, если, конечно, взрослые их не заставляют. Взрослым также следовало развить в себе привычку прислушиваться к ощущениям в теле и вовремя останавливаться.

    3. Дети любят бегать голышом. Дети не стесняются своего тела и своей наготы, они естественны, как сама природа. Большинство взрослых недовольны своим телом и постоянно критикуют его. Позвольте себе иногда побыть голым, спать обнаженным или пройтись по квартире, когда никого нет дома. Почувствуйте снова естественность и начните любить свое тело.

    Читайте также:  Что делать, если ребенок боится шума бытовой техники: пылесос, фен, миксер, блэндер

    4. Дети очень гибкие. Дети, как пластилин, гнуться и выгибаются, как угодно. Став взрослыми, мы теряем гибкость, так как почти не делаем упражнений на растяжку. Поэтому попробуйте заняться йогой или, по крайней мере, выполняйте простые упражнения для растяжки. Это поможет вам оставаться здоровым.

    5. Дети рано встают и рано ложатся спать. Утром они активны и полны энергии. Когда в последний раз вы могли то же самое сказать и о себе? Самый полезный сон с 22:00, так что выключайте телевизор, компьютер, телефон и идите спать.

    6. Дети искренни. Дети всегда прямо говорят, что думают, они искренне показывают свои эмоции, не скрывают их. Когда им весело, они смеются, когда обидно, они плачут. Нам всегда понятны их реакции. Но можете ли вы то же самое сказать про себя и окружающих?

    7. Дети радуются мелочам. Детям не важно с чем играть – с дорогим компьютером, мячом или, например, со снежинками. Им все интересно, они полны счастья и оптимизма. Взрослые же предпочитают дорогие игрушки и редко радуются простым вещам.

    8. Дети не зацикливаются. Дети легко расстраиваются из-за пустяка, но плохое настроение у них длиться недолго, и вскоре, как ни в чем не бывало, они живут и играют дальше. Взрослые же хранят обиду и злобу годами. Нам следует поучиться у ребенка отпускать эти состояния.

    9. Дети умеют отдыхать. Дети способны уснуть прямо за столом во время еды или снимая обувь после прогулки. Они точно знают, когда у них заканчиваются силы и что им надо отдохнуть, чтобы набраться новых сил. А вот взрослые утратили эту возможность замечать усталость и не умеют вовремя останавливаться и восстанавливать силы.

    10. Дети видят вещи по-новому. Для детей каждый день – это новый день. Они подмечают такие мелочи, на которые взрослые никогда не обращают внимание. Если смотреть на мир глазами ребенка, к нам вернется утраченная свежесть восприятия мира со всеми его красками и абсурдом. А это качество креативного(Творческого) человека.

    Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

    Мудрые игрушки наших предков

    (Приглашаю на сайт без рекламы, но с такой же тематикой: “Велемудр” по адресу: http://welemudr.ru)

    Наши предки были прозорливы и умны. Чутко чувствуя природу ребенка, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к дальнейшей жизни. Игрушек было немного, но каждая из них приучала ребенка к дальнейшей жизни.

    Игрушки мастерили из всего, что давала человеку природа: глина, солома, еловые шишки и дерево. Как было малышу не любить такую детскую игрушку?

    Как только малыш появлялся на свет, его верным спутником становилась игрушка или «потешка», как называли ее наши предки. Самые маленькие получали погремушки или «шаркуны». Это могла быть засушенная коробочка мака с семенами, трещотка, яркий лоскуток ткани с колокольчиками или пришитыми кусочками меди. К звуку в игрушке относились с большим вниманием. Ритмичные движения игрушки находились в полной гармонии с ее звуковыми повторами. Самым ярким примером такой игрушки является деревянная неваляшка, чье звучание напоминает детям ласковую колыбельную песню, а покачивание — убаюкивание младенца.

    Как только малыш делал первые шаги, ему делали каталку на палке, которая помогала ему учиться ходить, осваивать пространство. Научившись ходить, малыш получал каталку на веревочке. Как правило, это был конь. «Он следовал по пятам покорно воле маленького хозяина, а тот переживал первые ощущения своей силы и превосходства. Так каталка развивала ребенка физически и одновременно воспитывала духовно». Кони у наших предков считались главными животными, поэтому в каждой семье дети играли с деревянными лошадками на колесиках, на качалке, в виде глиняных свистулек. Еще одно животное, которому поклонялись наши предки, — это медведь. Медведь считался подателем доброй силы, добрым вестником пробуждения природы, был одним из главных сказочных героев. Игрушечный медведь — символ мужской силы и доброты.

    Кроме развлечения игрушки служили для привлечения к малышу доброго духа, защитника, оберегающего ребенка от нечистой силы и сглаза. Погремушка или мяч, символизирующие, по мнению предков, небо и небесный мир, как бы соединяли ребенка с миром добра. Самое интересное, что в игрушках нашего народа не встретишь изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло малышу.
    Девочки играли в тряпичных кукол, кукол из соломы. Такую куклу бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке. Лицо у такой куклы обычно не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Наши предки считали, что такие игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме.

    Когда ребенок проживает свое детство, играя, он растет, развивается и взрослеет успешно. Эмоционально благополучная, «дружественная» игровая среда — хорошее подспорье в воспитании малыша. Само рождение народной игрушки подобно таинству, потому что никто не знает, как именно она появилась впервые.

    Среди старинных игрушек нет никчемных безделиц. «Каждая, даже вовсе примитивная потешка, имела определенное назначение, существовала не просто сама по себе, а была одним из звеньев цепи, где игрушки чередовались, сменяли друг друга в нужную пору детства. Их создатели глубоко понимали интересы и желания ребенка, учитывали особенности его физического и духовного развития». Не столько знали, сколько именно понимали! Может быть, все дело в интуиции, проявлению которой ничего не мешало, — ни яркие рекламы и витрины, ни городская суета и череда забот. Может быть, люди, которые жили в постоянном соприкосновении с живой природой, лучше понимали и мир детской души?

    Ясно одно: игрушки, которые рождались в живом разговоре матери с дочкой, бабушки с внучкой, на глазах братьев и сестер дарили детям радость общения, добрые эмоции, открывали простор для развития фантазии и воображения, хранили и передавали следующим поколениям семейные ценности, народные традиции. В старину считали так: мальчик — будущий охотник, добытчик, воин, поэтому его незаменимой игрушкой должен быть лук со стрелами. Девочка же станет хозяйкой в доме, матерью — ей играть в куклы. Старинная русская игрушка — настоящая копилка народной мудрости.

    Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

    10 вещей, которым мы можем научиться у детей

    Слово «зуррия» — «потомки, дети» — встречается в 19 сурах Корана 32 раза. Это говорит о большой значимости этого слова. Семья — краеугольный камень общества, поэтому ислам всячески подчеркивает важность семьи.

    Когда мы думаем о детях, нас часто одолевают вопросы:

    Как нам их воспитывать?
    Как обеспечить?
    Как их учить?
    Как нам их защитить?

    И это естественно, ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

    «Каждый из вас пастух и каждый из вас ответственен за свою паству» (Бухари, Муслим)
    А также:

    «Учите своего ребенка и всю свою семью добродетельности, прививайте им нравственность» (Абд ар-Раззак)

    Но сегодня хотелось бы предложить вам взглянуть на детей по-другому: как на учителей. У детей есть множество достоинств, которых, порой, так не хватает взрослым. Вот лишь некоторые из них:

    1. Настойчивость. Дети не любят легко сдаваться, стараются добиться своего. Они не обращают внимания на препятствия и сосредоточены только на своей цели, пока не получат то, чего хотят. И напротив, очень часто взрослые из-за всевозможных препятствий отказываются от своей цели.

    2. Позитивное отношение к ошибкам. Пока дети не пошли в школу, где их научат, что ошибаться плохо, дети не зацикливаются на своих ошибках, а относятся к ним как к своему опыту. Хотелось бы, чтобы мы, взрослые, тоже умели смотреть на свои ошибки как на возможности для обучения и роста, а не как на провалы. Ведь наш успех заключается не в том, чтобы никогда не падать, а чтобы после каждого падения подниматься.

    3. Чистота сердца. Дети не держат зла, легко прощают. Их чувства просты и понятны. Взрослым следует поучиться у них искренности в отношении к людям. В ответ на доброту ребенок легко забывает прошлые обиды. Мы же зачастую из-за одной обиды способны забыть годы доброго отношения.

    4. Умение приспосабливаться. Дети быстро приспосабливаются к переменам в жизни, у них большой запас жизненных сил и гибкости. Тогда как взрослые часто бывают косными, противятся изменениям.

    5. Улыбка и смех. Ребенок в среднем смеется примерно 200 раз в день, а взрослый — в среднем 14-17 раз в день. Большую часть дня взрослые обычно ходят хмурыми.

    Читайте также:  Прогулки с детьми: что нужно знать маме – советы от супермамы

    6. Дух открытий. Дети от природы любопытны. Они постоянно делают открытия: о мире и о себе. Мы, взрослые, должны идти тем же путем открытий, любопытства, познания непознанного.

    7. Доверие. Дети заметно чаще доверяют другим. Доверчивые люди обычно более счастливы, больше нравятся окружающим, более нравственны, чем недоверчивые. Мы, как община, должны вести себя так, чтобы нам можно было доверять, и действительно доверять друг другу, верить братьям и сестрам.

    8. Уверенность. Маленькие дети уверены, что они самые красивые, самые быстрые, самые сильные, самые умные. Нам, взрослым, стоит поучиться у них уверенности в себе, которая помогала бы нам в исполнении мечты.

    9. Живость и активность . Дети всегда в движении. Взрослым тоже нужно почаще вставать с насиженного места и двигаться.

    10. Знания, которых, возможно, у нас нет. Поколение Гугла и смартфонов часто располагает полезной информацией, с которой мы никогда не сталкиваемся. Если мы научимся открывать уши и слушать своих детей, мы будем удивлены. Образование изменилось, дети учат в школе то, чему нас не учили. Если мы будем обсуждать это с ними, возможно, мы действительно кое-чему у них научимся.

    Братья и сестры!

    Цените эти сокровища в детях и развивайте их. Не пренебрегайте ими, чтобы дети их не потеряли. Мы ждем, что следующее поколение будет лучше нас, что молодежь будет бороться за то, чтобы удержать наши завоевания.

    Помните, благочестивый ребенок — это акт постоянного милосердия, который продолжится и после вашей смерти, а если он уйдет раньше вас, то станет самой весомой наградой в вашу пользу.

    Жизнь заключается не столько в том, что вам удалось совершить, сколько в том, какой вклад вам удалось сделать. Да сохранит Аллах наших детей и да причислит их к праведным!

    10 вещей, которым нужно научить ребенка до школы.
    консультация (подготовительная группа) на тему

    Консультация для родителей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    10_veshchey.docx79.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    10 вещей, которым нужно научить ребенка до школы.

    1.Играть по правилам .
    Игра — основа обучения, мы играем всю жизнь. От того, насколько «качественно» ребёнок умеет играть, зависит то, насколько легко он будет принимать на себя новые социальные роли по мере взросления. Кроме того, в игре развиваются все стороны личности.

    Играть — значит действовать в условной, созданной тобой и твоими партнёрами по игре, реальности, соблюдать правила, держать роль, творить и развивать сюжет, общаться, действовать согласно плану и замыслу. Это живое сотворчество, которое возможно только при условии согласованных действий всех участников процесса, их коммуникативной компетентности и определённой эмоциональной зрелости. Отдельным пунктом следует упомянуть спортивные и настольные игры — развивающие и развлекательные, которые задают довольно жёсткие правила и ритуалы, что требует от ребёнка принимать условия, следовать им, уметь переживать проигрыш. Невозможно переиграть до школы, а вот недоиграть вполне.

    2. Ездить на велосипеде.
    В основе любой высшей психической функции — будь то речь или письмо — лежит движение. Собственно, с движения начинается развитие малыша в самом раннем периоде детства. Движение — та почва, от богатства и полноты которой зависит рост древа познания.

    В этой связи я хочу привести высказывание философа Жан-Жака Руссо: «Если вы хотите воспитать ум вашего ученика, воспитывайте силы, которыми он должен управлять. Постоянно упражняйте его тело; делайте его здоровым и сильным; пусть он работает, действует, бегает, кричит; пусть всегда находится в движении; пусть будет он человеком по силе, и вскоре он станет им по разуму… Если мы хотим извратить этот порядок, то произведём скороспелые плоды, в которых не будет ни зрелости, ни вкуса и которые не замедлят испортиться: у нас будут юные учёные и старые дети».

    Сегодня первоклассник, не умеющий ловить мяч и делать колесо, уже не редкость. Интересно, что не только в XVIII веке, но и сегодня «продвинутые» родители поддаются соблазну перехитрить законы развития.

    3. Знать день своего рождения.
    Нет, это совершенно не о том, чтобы перед собеседованием в школу, повторить на скорую руку с ребёнком дни недели, времена года и день его рождения. Это именно о настоящей, честной ориентации во времени и пространстве, которая создаёт те самые координаты, на которые затем нанизываются не только навыки самоорганизации, но и изучение той же математики.

    4. Заваривать чай в чайнике и делать бутерброды.
    Сюда же отнесём любые простые алгоритмы — готовить что-то по простой инструкции. Выполнять какие-то несложные программы действий: выбрать и купить хлеб в магазине, убрать комнату, покормить кота и убрать за ним и тому подобное. Когда ребёнок действует по плану, то есть учится держать в голове сложные многоступенчатые инструкции, он развивает свою произвольную регуляцию, навыки программирования своих действий, а это ключевые компетенции в обучении. Кстати, уметь составлять собственные инструкции для членов семьи — это уже высший пилотаж!

    5. Шнуровать ботинки.
    Вспомним мелкую моторику, без неё никуда. Пока ребёнка не слушаются руки, его не слушается речь, а развивать моторику лучше до школы.

    6. Ждать маму в банке.
    Да, мы снова говорим о произвольной регуляции своего поведения. Ждать своего хода в игре, ждать, пока мама доделает свои дела. Ждать своей очереди выбирать мультфильм — эти бесконечные «ждать», о которых так много писали в книжке про французских детей. Сложно призвать к ожиданию годовалого малыша, а вот если семилетка совсем не умеет ждать, в школе ему придётся трудно. Умение затормозить сиюминутный импульс, желание, занять и отвлечь себя — одна из составляющих высокого эмоционального интеллекта и гарантия успеха в будущем. Гуглим на эту тему «Гарвардский эксперимент с маршмеллоу».

    7. Задавать вопросы.
    Вопросы дети задают чуть ли ни с рождения, вот только взрослые не всегда имеют желание отвечать на них или учить ребёнка рассуждать и самому находить нужную информацию. Любую проблему можно сформулировать в виде правильного вопроса. Если вопрос задан, на него можно найти ответ. Уметь видеть в любом препятствии задачу, которую можно решить — крайне важный для обучения навык.

    8. Договариваться со сверстниками.
    Ещё один кивок в сторону эмоционального интеллекта. Обучение — это не только про русский и математику, мы учимся взаимодействовать с другими, находить компромиссы, решать конфликтные ситуации, сотрудничать — именно эти качества в нынешнем мире ценятся гораздо выше, нежели вечное сияние чистого разума.

    9. Принимать помощь.
    Истинное обучение всегда творится в зоне ближайшего развития (зона тех умений, где ребёнок уже может что-то делать, но с помощью взрослого). Не нужно ждать, пока ребёнок полностью сам, без вашего участия научится чему-то. Сам процесс созревания того или иного умения происходит во взаимодействии с мамой (или папой), когда мы пробуем делать то, что пока не получается. Это мы, взрослые, и сама среда — то пространство, в котором проявляются лучшие качества и способности наших детей.

    Что это значит? Задача, которую ребёнок решает сегодня, должна быть всегда вызовом для него — сначала таким, чтобы от нас требовалась помощь, — направить внимание, очертить границы, придать направление. Потом просто посидеть рядом, подсказать, скорректировать. Далее ребёнок постепенно начинает выполнять задачу сам. В этот момент мы можем отходить.

    Итак, для родителя важно быть рядом там, где ребёнок ПОКА не может, и отойти там, где ребёнок УЖЕ может. Тот самый баланс свободы и безопасности, только в обучении. Для ребёнка должно быть естественным — приходить к взрослому за помощью, а главное — получать её в том объёме, в котором это необходимо.

    10. Верить в свои силы.
    Нам, родителям, следует предлагать ребёнку такие жизненные задачи, которые он решить в состоянии, но пока не полностью самостоятельно или не идеально. Речь идёт о постоянном микровызове, микроусложнении. Именно это поступательное движение навстречу сложному, но интересному и питает мотивацию «я могу», «я смогу».

    Самое трудное, пожалуй, — взрастить в ребёнке уверенность в том, что нет ничего невозможного, если ты готов приложить силы и уделить этому время. Создание таких «историй успеха» в жизненном опыте ребёнка зависит в большей степени от нас.

    Заметьте, здесь нет почти ничего про обучение письму и чтению. Почему? Для меня всё это может служить отличным средством, но не самоцелью. Да, если ребёнок познаёт мир символов, тянется к книге, спрашивает, как написать то или иное слово — используйте его живой интерес для создания удивительного опыта совместных открытий, близости, поддержки, работы с трудностями. Поверьте, для того, чтобы научить ребёнка всему, что описано выше, вы все равно будете творить ту или иную среду — питательную и развивающую, отталкиваясь от задач возраста и склонностей дошкольника. И будет это музыка или живопись, театр или спорт или то же самое чтение — не так важно.

    Ссылка на основную публикацию