Игры по дороге в школу

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ ПО ДОРОГЕ ДОМОЙ

Словесные игры по дороге домой

В нашем современном, скоростном мире все меньше места остается для живого общение. Все постоянно куда-то спешат, в том числе и родители малышей, девчонок и мальчишек, которые так нуждаются в простом общении со своими все время занятыми родителями. А ведь порой, чтобы позаниматься с ребенком, поиграть с ним, с пользой для его воспитания и развития, не так уж много времени и нужно.

Вот, например, по дороге в детский сад или домой можно не только расспросить ребенка о прошедшем дне, занятиях, которые ему понравились, его удачах и неудачах, обсудить то, что ребенку интересно, но и поиграть с ним.

Очень большой плюс таких словесных игр в том, что никаких игровых атрибутов они не требуют, а развивающий эффект от них большой. А какое живое, эмоциональное, интересное и полезное общение может получиться!

Наша младшая дочка (зовут ее Маргарита) с удовольствием играет в такие словесные игры, когда мы идем в детский сад, домой или куда-либо. Она с удовольствием предлагает игру, вносит свои творческие коррективы. А мы с радостью наблюдаем, как с каждым разом набор любимых игр расширяется, а правила усложняются.

В какие же словесные игры можно поиграть в дороге?

На мой взгляд, список подобных игр огромен, если не сказать бесконечен. Мы, например, постоянно придумываем новые, а старые изменяем и усложняем.

Вот некоторые примеры словесных игр. Возможно вам, уважаемые читатели, они пригодятся. А, может быть, вы поделитесь своими вариантами словесных игр, расскажете о своих любимых подобных играх в своих комментариях.

Словесные игры

Игра по дороге домой «Придумай рифму»

Игроки по очереди задают друг другу по одному слову, к которому необходимо придумать рифму. Можно придумывать сразу несколько таких слов и объединять затем их в несложные стишки-рифмовки . Получается в итоге очень весело.

Например, заданное слово «цветок». Придумываем: листок, платок, венок.

Сорву я душистый цветок.

Добавлю к нему я листок.

Сплету я красивый венок.

И одену его на платок.

Или еще варианты: Повешу его на крючок. Положу его на пенек. Уберу его я в кулек.

Вы сами, уважаемые читатели, можете убедиться, что возможности для усложнения и семейного творчества безграничны.

Словесная игра «Отгадай число»

Одним игроком задумывается число от 1 до 10 (20, 100), что зависит от уровня подготовки ребенка, а второй его угадывает. Когда называется неверный вариант числа, нужно сказать «нет – больше» или «нет – меньше». Чем быстрее будет угадано задуманное число, тем «круче» результат. Числа загадываются игроками поочередно.

Игра в дорогу «Сосчитай машины»

Если ваш путь домой или куда-либо проходит вдоль или недалеко от дороги, можно посчитать машины, которые вы увидите. Если машин не очень много, можно считать, называя их марки и цвет. Если машин очень много, можно вести подсчет по заданным параметрам. Например, «сегодня будем считать, сколько увидим черных автомобилей» или «сколько навстречу проедет грузовых машин».

Следующая словесная логическая игра «Узнай, что (кого) я задумал»

Один игрок задумывает слово (существительное): предмет, живое существо, явление и пр. Другой или другие игроки должны отгадать задуманное слово. Можно задавать любые вопросы, на которые будут получены односложные ответы: «да», «нет» или «и да, и нет». Чем меньшее количество вопросов понадобится для угадывания нужного слова, тем «продвинутей» игрок. Если отгадывают сразу несколько игроков, побеждает тот, который задаст итоговый вопрос. Потом победитель и ведущий меняется местами.

Эта игра способствует развитию умения классифицировать, ориентироваться в различных понятиях, предметах и их признаках, развивает логическое мышление .

Приведу пример 1.

Задумано слово «вода».

Вопросы: Это предмет? (Нет)

Это живое? (И да, и нет)

Это есть дома? (Да)

Это есть на кухне? (Да)

Это нужно для приготовления пищи? (Да)

Это вода? (Да! Угадал!)

Задумано слово «кукла».

Вопросы: Это живое? (Нет)

Это есть у меня дома? (Да)

Это игрушка для девочки? (Да)

Это кукла? (Да! Угадала!)

Такие цепочки ответов-вопросов могут быть очень различными и по размеру, и по содержанию.

Эта игра подойдет людям практически любого возраста, начиная со среднего дошкольного (хотя, есть продвинутые малыши… ).

Игра «Назови 3 (5) предметов»

Эта игра также помогает развить умение классифицировать . Она расширяет словарный запас и кругозор ребенка.

Игроки по очереди задают друг другу задания: «Назови 3 (5) видов фруктов, названий сказок, видов воздушного транспорта, головных уборов, предметов мебели и т. д.». Список заданий практически не имеет конца, а их количество и сложность зависит от возраста и кругозора играющих.

Словесная игра «Ты поедешь на бал?»

Эту игру из детства (или ее вариации) многие взрослые смогут вспомнить. Основное правило игры – «да» и «нет» не говори, черное и белое не носи. Ведущий начинает с вопроса: «Ты поедешь на бал?». А потом можно задавать разнообразные вопросы: На машине? На карете? На чем? Какого цвета платье? А туфли черные? И т. д. Игрок, нарушивший правило, выбывает из игры или меняется местом с ведущим.

Игра по дороге домой «Скажи какой»

Предлагается слово (существительное), к которому нужно придумать как можно больше признаков. Кто назовет больше прилагательных, тот и выиграл. Делать это можно по очереди. Тогда победителем будет тот, кто придумает и назовет признак последним.

Например, «цветок» (садовый, полевой, душистый, ранний, весенний, любимый, желтый, пестрый, большой, махровый, долгожданный, капризный, комнатный и т. д. Одних цветовых оттенков можно назвать бесчисленное множество).

Словесная игра «Из предмета – признак»

Эта игра немного похожа на предыдущую, но здесь нужно не только придумывать слова, но и изменять их. Сейчас приведу пример, и сразу станет понятно.

Пример. 1-й игрок предлагает словосочетание: садовая ромашка, 2-й игрок: ромашковое поле, 1-й: полевой цветок, 2-й: цветочный узор и т. д.

Все эти словесные игры помогают (если играет взрослый с ребенком) постепенно, ненавязчиво, в процессе увлекательного игрового общения делится своими знаниями с малышом.

Кроме того, эти игры всегда можно “взять с собой в дорогу”, даже если в вашей сумочке совсем нет свободного места , ведь никаких атрибутов, кроме фантазии, увлеченности и желания играть не требуется.

И, кстати, словесные игры могут оказаться полезными и в общении с детьми более старшего возраста. Они могут разнообразить досуг и взрослым, главное – творческий подход.

Предлагаю ознакомиться и с другими идеями организации развивающих детских игр:

Развивающие игры по дороге в школу

Вот и пришло время, когда мы с ребенком начали ходить в школу. Поход в школу у большинства родителей с ребенком проходит в полном молчании, изредка нарушаемом фразой «давай быстрее». Мы совершенно не ценим это время, которое можно провести с интересом и пользой для ребенка.

Давайте больше общаться с нашими детьми и играть по дороге в школу в интересные развивающие и полезные игры.

Кроме того, хорошее настроение, в котором придет ребенок в школу поможет настроиться ему на учебу.

Игры, в которые можно поиграть по дороге в школу и домой:

Слова – это распространенная игра, в которую многие любят играть. Называете поочередно слова на определенную букву и продолжаете до тех пор, пока у вас не закончатся варианты. Еще один вариант этой игры – называете слово, следующий участник игры должен назвать слово на ту букву, на которое оно закончилось.

Найди букву. По дороге в школу вы проходите много вывесок и разных надписей (не путать с надписями на заборе). Договоритесь с ребенком, что сегодня в путешествии вы будете искать букву А. На следующий день ищите следующую букву, например, О и т.д. Игра развивает внимательность, помогает закрепить и даже выучить буквы.

Буква из предметов. По дороге в школу можно искать ассоциации с буквами. Например, высоковольтный столб может быть похож на букву А или Д. А дом с козырьком может напоминать букву Б. Остановка общественного транспорта может напоминать перевернутую букву Ш.

Вопросы. Многие дети любят задавать вопросы. Поставьте ребенку условия, когда в игре нельзя говорить «Я не знаю», «Я не скажу». Пусть малыш задаст Вам вопрос, Вы на него ответьте, а потом задайте вопрос ребенку. Пусть кроха учится формулировать свои мысли, отвечать на вопросы и развивает речь.

Рифма. По дороге в школу можно придумывать рифмы. Ребенок называет слова, а вы придумываете к нему рифму. Затем меняетесь — вы называете слово, а он рифму.

Найди предмет. В игре нужно загадать признак предмета. Например: деревянный, стеклянный, пластмассовый и т.д. По дороге в школу нужно найти предметы, которые выполнены из этого материала и находятся вокруг вас. Также можно загадывать форму предмета, величину и цвет.

Антонимы. Поиграйте в слова противоположности. Вы называете слово «холодное», ребенок должен дать ответ — «горячее». Ночь-день. Светло-темно. Весело-грустно. Сухо-мокро. Закрыто-открыто…
Слова загадки. Один из участников игры задумывает слово, лучше загадывать то, что встречается вам по дороге. А второй участник должен отгадать слово. При этом можно задавать любые наводящие вопросы. Тот, кто загадал слово, может говорить только «да» или «нет». Игра отлично развивает ассоциативное мышление и наблюдательность.

Простые задачи. Мой ребенок любит, когда по дороге я загадываю ему простые математические задачки. Например, такие: у тебя было 7 конфет, 1 конфету ты съел, 2 конфеты отдал своим друзьям, а одна упала и потерялась. Сколько у тебя осталось конфет? Можно загадывать логические задачки или задачки путаницы. Все зависит от вашей подготовки и возраста ребенка.
Путешествие по миру. Это игра-фантазия. Предложите ребенку отправиться в виртуальное путешествие. Спросите, куда бы он хотел поехать. Дальше вместе с ребенком нужно решить, что вам нужно взять с собой в дорогу и что вы будете там делать. Представьте, какие у вас там будут развлечения и как весело вы проведете время.
По дороге можно еще разгадывать загадки и учить стишки или скороговорки.

Урок-игра по ПДД «Школа дорожного движения». 2-4 класс

Тема: Школа дорожного движения.

Цель: Формирование представлений учащихся о безопасности дорожного движения.

Задачи:1. Познакомить учащихся с историей возникновения ПДД.

2. Закрепление знаний о правилах дорожного движения.

3. Развитие умений распознавать дорожные знаки.

4. Воспитание общей культуры поведения на улице.

5. Развитие речи, памяти, воображения, мышления.

Оборудование: Презентация, компьютер, проект, знаки дорожного движения на парты, модель светофора, знаки дорожного движения (стоп, главная дорога, велосипедная дорожка), коробка для знаков, листы А3, буквы П, Р, А, В, И, Л, О, альбомные листы, круги красного, желтого и зеленого цвета для рефлексии (на каждого человека по 3 круга).

Форма организации деятельности учащихся групповая (3 группы). Группы создаются на основе выбора ребенком кружка (красного, желтого, зеленого).

1. Оргмомент. Эмоциональный настрой.

– Дорогие ребята, я рада приветствовать вас сегодня на уроке, посвященном Правилам дорожного движения.

– Похлопайте в ладоши, кто сегодня по дороге в школу переходил пешеходный переход.

– Потопайте ногами те, кто сегодня был на автобусной остановке.

– Подвигайте плечиками те, кто сегодня переходил дорогу по светофору.

– Погладьте по голове себя те, кто сегодня не нарушил правил дорожного движения по дороге в школу.

2. Сообщение цели.

– Ребята, а вы любите делать открытия для себя и узнать новое? (Да)

– В таком случае я приглашаю вас в Школу дорожного движения. Ее двери всегда открыты для тех, кто хочет узнать законы улиц и дорог. (слайд 2)

Вход в эту школу охраняет великан Светофор. Вот он наш хозяин дорог. (Демонстрирует заранее приготовленную модель светофора).

Помогает с давних пор

Друг наш, добрый светофор.

Объяснит без напряжения

Детям правила движения.

– Со всеми, кто приходит в эту школу, Светофор играет в интересную игру. А вы готовы с ним сыграть?

Тогда вперед. Игра называется «А верите ли вы?». За каждый правильный ответ вы получаете букву. Из букв мы составим слово, произнеся которое мы с вами попадем в Школу дорожного движения.

Игра «А верите ли вы?»

1. Верите ли вы, что пешеходный переход – это зебра на дороге?

2. Верите ли вы, что место пересечения дорог и улиц – это площадь?

3. Верите ли вы, что часть дороги, по которой ходят пешеходы – это тротуар?

4. Верите ли вы, что если на дороге нет машин, то мы можем переходить дорогу в любом месте?

5. Верите ли вы, что на желтый свет мы можем переходить дорогу?

6. Верите ли вы, что пешеходный переход можно переезжать на велосипеде?

7. Верите ли вы, что на зелёный сигнал светофора можно переходить дорогу?

8. Верите ли вы, что на велосипеде по проезжей части можно передвигаться только с 14 лет?

9. Верите ли вы, что машины могут ездить только по проезжей части?

10. Верите ли вы, что в темное время суток пешеходу должны иметь на одежде светоотражатели?

– Молодцы! Какое слово у вас получилось? (Правило)

– Для чего нам важно знать правила на дороге? (Для нашей безопасности, др.)

– И сегодня мы все в Школе дорожного движения, для того чтобы узнать и закрепить знаний о правилах дорожного движения.

– (слайд 3) А вы знаете, что правила дорожного движения были не всегда. Оказывается, пока люди передвигались по земле пешком, правил ПДД не было совсем. Для того чтобы передвигаться быстрее и перевозить тяжести, человек приручил животное и стал использовать его в качестве источника передвижения. И первым транспортным средством можно считать всадников и колесницы.

Считается, что история ПДД берет свое начало в Древнем Риме. Родоначальником ПДД считают Юлия Цезаря. Многие из правил, введенных им, существует до сих пор. Там люди ездили по узким улочкам, сталкивались друг с другом, поскольку никто не знал, как правильно ездить. Вначале, приезжающие в город должны были оставлять свои повозки при въезде в город, чтобы не заполонять ими город. Появились частные извозчики.

История возникновения ПДД в России началась с 17 века. В крупных городах появилось большое количество частных извозчиков. Для того чтобы регулировать их деятельность и следить за качеством обслуживания пассажиров, государственные органы стали выдавать лицензии. Для получения «номера» извозчики должны были опрятно выглядеть, следить за внешним видом лошадей и соблюдать правила — управлять конным транспортом только в трезвом виде и не останавливать повозки посреди улиц. С возникновением «конки» появилось новое правило проезда перекрестков — преимущество тяжелых «вагонов» перед другими транспортными средствами.

С появлением автомобиля (слайд 4) появлялись новые правила, позволяющие удобно и безопасно передвигаться по улицам. Ездили первые автомобили очень медленно и вызывали у многих критику и насмешки. Например, в Англии впереди каждого автомобиля должен был идти человек с красным флагом или фонарём и предупреждать встречные кареты и всадников. А скорость движения должна быть минимальной 3 км/ч (слайд 5).

Сейчас, конечно, движение на улицах городов и сел оживленнее, чем сто лет назад. И правила дорожного движения – это наши ориентиры при выходе из дома. Выходя на улицу и двигаясь пешком, на велосипеде или автомобиле, мы являемся участниками дорожного движения. Те, кто передвигается пешком – пешеходы, те, кто на автомобиле – водители и пассажиры.

А как вы думаете, что помогает поддерживать порядок на дорогах? Что показывает нам, где можно ходить и ездить, где остановить машину или проехать на велосипеде? (Дорожные знаки)

4. Игра «Угадай дорожный знак» (Приложение 1)

– А вы хорошо знаете дорожные знаки? (Да) (Слайд 6)

– Сейчас мы в этом убедимся. Перед вами находятся разные дорожные знаки. Ваша задача внимательно послушать загадку о дорожном знаке, найти его среди знаков и поднять его вверх.

1. Под этим знаком, как ни странно,

Все ждут чего-то постоянно.

Кто-то, сидя, кто-то стоя

Что за место здесь такое?

2. Что за знак висит такой?

«Стоп!» – машинам он велит. –

Пешеход, идите смело

По полоскам черно-белым.

3. Белый треугольник красная кайма,

Чудный паровозик с дымом у окна.

Этим паровозом правит дед чудак,

Кто из вас подскажет, что это за знак?

4. Ты скажи-ка мне, приятель,

Как зовется указатель

У дороги здесь стоит

Скорость снизить нам велит.

5. Круглый знак, а в нем окошко,

Не спешите сгоряча.

А подумайте немножко,

Что здесь? Свалка кирпича!

6. Затихают моторы,

И внимательны шоферы.

Если знаки говорят:

«Близко школа и детсад».

7. Замечательный есть знак!

Может можно здесь кричать,

Прыгать, бегать и скакать,

Петь, гулять и кувыркаться?

Отвечает знак нам строго:

«Здесь опасная дорога!»

8. В дождь и в ясную погоду

Здесь не ходят пешеходы.

Говорит им знак одно:

Здесь ходить запрещено!

5. Физминутка. (Слайд 7 – 21)

– А знаете ли вы, кого по праву называют командиром дорог и улиц? (Регулировщика)

– А кто знает, что обозначают жесты регулировщика? (Обсуждение)

– Мы сейчас поиграем с регулировщиком. Готовы?

– Регулировщик показывает движение. Наша задача идти, стоять, поворачивать направо или в любом направлении.

Учитель демонстрирует слайды, а дети под музыку и под руководством учителя делают движения.

6. Игра «Помоги товарищу»

– Молодцы! Хорошо отдохнули и запомнили знаки регулировщика.

А знаете ли вы, ребята, что на улицах и дорогах города с вашими сверстниками происходят разные ситуации. В Школе дорожного движения мы обсуждаем такие ситуации, рассказываем о них, чтобы в дальнейшем предотвратить их повтор. А вы готовы разобрать? (Да)

На листочках каждая группа получает ситуацию.

1. Вася решил перейти на дорогу на зеленый сигнал светофора. Только он ступил на проезжую часть, как вдруг зеленый сигнал исчез, появился желтый и затем красный. Но Вася все равно решил перейти дорогу. Чем мог закончиться Васин поступок, и что ему следовало сделать?

2. Рома катался на велосипеде в городском парке. Ему необходимо было отправляться домой. Путь домой проходил через проезжую часть. Дождавшись зеленого сигнала светофора, Рома сел на велосипед и переехал дорогу к противоположному тротуару. Прав ли Рома?

3. Миша в этот день очень спешил в школу. Он увидел, что на дороге нет машин, а до ближайшего пешеходного перехода еще 100 метров, он решил быстро перебежать дорогу. Прав ли Миша?

7. Собери дорожный знак.

– К нам в Школу дорожного движения очень часто приносят рассыпавшиеся знаки. Рассыпаются они по разным причинам – из-за неправильно вождения, сильного ветра и вандалов. Вот и сегодня нам принесли целую коробку знаков. Ребята, помогите их собрать. (Приложение 2)

8. Творческая часть «Придумай свой знак»

– На дорогах и улицах существует огромная количество знаков. А давайте подумаем, может быть, нам не хватает какого-то очень важного и нужного знака. Я предлагаю вам в группе посовещаться и нарисовать свой знак.

Учащиеся в творческих группах рисуют дорожный знак, затем его представляют.

– Наше занятие в Школе дорожного движения подошло к концу. Каждая группа скажите несколько слов, что нового вы узнали, что понравилось, что хотелось бы вам узнать еще о правилах дорожного движения. (Высказывания детей)

– Мне очень понравилось с вами работать сегодня. И в завершении занятия я попрошу каждого из вас оценить урок и свою работу на уроке. (На доске начерчены три круга). Если вам все понравилось – приклейте зеленый кружок туда, где у нас зеленый сигнал светофора, если не очень понравилось – то желтый кружок на место желтого сигнала, если не понравилось – красный сигнал на место красного сигнала.

15 классных игр, которые ни за что не дадут скучать в дороге (смартфон не пригодится)

Лето — это не только солнце, дача, речка, парк, развлечения и отдых. Лето — это дороги. Дорога утомляет не только водителя, но и пассажиров. Можно, конечно, отвлечь ребёнка смартфоном. Но можно обойтись и без него, если вы хотите провести это время вместе с ребёнком, а не отгородившись от него.

В поезде, в самолете и в аэропорту, в автобусе или в машине можно играть в самые разные игры на внимательность. Даже самые маленькие могут соревноваться, кто первый увидит жёлтую машину или кто заметит три трактора. Считать можно водокачки и велосипеды, стада коров, аистов на крыше, здания с колоннами, памятники, светофоры. Главное, чтобы у каждого ребёнка был заранее заготовлен свой листок подсчёта, на котором он будет отмечать, сколько разных интересных объектов встретилось ему на пути. Подобные игры развивают внимание и фантазию детей, учат их развлекать себя и окружающих в любых обстоятельствах.

Можно в дороге слушать аудиосказки, можно читать вслух книжку (если машину не трясёт), а можно придумывать свои сказки, истории — и записывать их на остановках.

Игры на листе бумаги

Если игроков несколько, и у вас есть возможность писать и рисовать, то вы можете вспомнить самые разные игры на листе бумаги: дорисовки, «Крестики-нолики», гонки, «Танчики», «Быки и коровы», «Наборщик».

Для игры вам понадобятся два карандаша разных цветов и листок бумаги. Один из игроков рисует линию своим карандашом, а другой превращает эту линию во что-то своё. Листок можно поворачивать в процессе игры. Можно дорисовывать любую закаляку до смешного существа, добавляя руки, ноги и глаза. А можно попробовать разглядеть, на что похожа эта линия, и добавить недостающие детали. Может быть, это клюв птицы или хобот слона? А вон та штука — кузов машины?

На листочке в клетку вы рисуете трассу и выставляете точки на линии старта. В каждый ход машинка может проехать столько же, сколько в прошлый, или на одну клеточку больше. Задача — пройти всю трассу, не вылетая из поворотов. Тот, кто не смог рассчитать траекторию и врезался в край, начинает снова с единичного движения.

Каждый загадывает трёхзначное число и потом старается отгадать число, загаданное противником. «Бык» — правильная цифра стоит на правильном месте. «Корова» — правильная цифра стоит не на своём месте.

Если партнер загадал число 273, а я спрашиваю его 123, то он мне отвечает «один бык и одна корова». Он не указывает, какая из цифр бык, а какая — корова, и я должна догадаться об этом сама. В данном случае цифра «3» — бык, она стоит в нужном месте, а «2» — корова, стоит не там, где в загаданном числе. Если я спрошу 250, то мне ответят «один бык», а если «237», то мне скажут «бык и две коровы». Если второй игрок спросит «965?», я отвечу «пусто». Это значит, что ни одной из этих цифр нет в загаданном числе.

Так можно играть и с четырёхзначными числами, и со словами из четырёх или пяти букв.

Словесные игры

В дороге можно играть в самые разные словесные игры в зависимости от возраста участников и от ваших собственных предпочтений.

Как-то раз я была свидетельницей такой картины: в плацкартном вагоне ехали с тренером и тремя мамами полтора десятка подростков. Они ехали на какие-то сборы или соревнования и заняться в поезде им было совершенно нечем. Одна из мам принялась играть с ними в детскую игру «Барыня прислала 100 рублей». Правила, я думаю, все знают: «чёрного и белого не берите, „да“ и „нет“ не говорите».

Вы поедете на бал?» Нельзя ответить «да», надо придумать какую-то альтернативу, например: «Возможно» или «После дождичка в четверг».

Подростки были совершенно счастливы, играли с огромным удовольствием и были готовы делать это снова и снова. Им было важно внимание, которое уделила эта мама, и они готовы были играть с ней в любые игры. Когда остальные родители её отвлекли, подростки огорчённо вздохнули — и уткнулись в свои мобильники.

«Я беру с собой в дорогу…»

Один игрок водит. Он задумывает правило, по которому предметы делятся на две группы — то, что он «возьмёт с собой в дорогу», и все остальное.

Правила могут быть самые разные, от очень простых — типа «беру все шарообразные предметы», до весьма хитрых — типа «съедобное, начинающееся с гласной».

Водящий начинает игру, давая правильный пример:

— Я беру с собой в дорогу… арбуз!

Игроки пытаются отгадать задуманное правило, спрашивая, возьмёт ли водящий с собой в дорогу то или иное, например:

— А ты возьмёшь с собой… банан?

Когда кто-нибудь думает, что отгадал правило, он говорит об этом и называет правило. Если правило названо неверно, то он выходит из игры. Малышам можно давать несколько попыток.

Игроки загадывают друг другу три слова из одной группы предметов и четвёртый — из другой. Остальные должны угадать, что лишнее. В этой игре важно не только угадать лишнее, но и объяснить своё решение. И если объяснение хорошее, то вполне можно признать правильным и не то решение, какое задумал автор.

Например: огурец, банан, морковка, вишня (лишняя вишня, она маленькая и не длинная, а круглая). Груша, картошка, яблоко, персик. Здесь будет лишняя картошка: это овощ, а не фрукт.

Огурец, помидор, киви, горох. Лишними могут быть и помидор — он другого цвета, и горох — он растёт в стручках, и киви — он пушистый, и огурец — он длинный.

Игроки договариваются, на какую букву они будут придумывать слова, а потом начинают придумывать слова и давать им смешные определения.

Например, все придумывают слова, начинающиеся на «К».

— Это много веток, меньше, чем дерево.

— Это очень колючее растение из пустыни.

— Это очень кислая красная ягода.

— Это часть обуви, бывает очень высокий и тонкий.

— Это напиток, похожий на кофе с молоком по цвету.

Водящий загадывает глагол и заменяет его словом «шнуцать». Остальные игроки должны задавать вопросы и отгадать глагол. Вопросы развёрнутые, единственное ограничение — всегда заменить глагол (и производные) словом «шнуцать».

Например, загадано «завтракать»:

— Что нужно, чтобы качественно пошнуцать?

— Ложка, вилка и нож.

— Когда чаще всего шнуцают?

— У шнуцающих есть профессиональный праздник?

Каждый выбирает букву, которая ему нравится, и старается придумать смешную фразу из трёх и более слов таким образом, чтобы каждое слово начиналось с выбранной буквы.

Вот примеры от Гали, 7 лет:

— Ультрамариновая устрица уморила усатого удава.

— Красный крокодил кидал кривые кактусы к куче коричневых колючих кошек, крутя крабовое коллекционное колечко.

— Синий сурок скинул серый станционный след с сиреневого солнца, сушёную солёную сову, словно старый садовый сонный стол, стирающий северную скалистую серу.

Настольные игры

Сейчас в продаже появилось огромное количество интересных настольных игр. Если раньше под настольными играми понимались исключительно «ходилки» с кубиком и фишками на поле, то теперь разных игр продаётся очень много. Некоторые из них отлично подходят для разновозрастной компании. В дорогу лучше всего брать компактные игры, правила к которым можно объяснить за пять минут.

Простая и весёлая карточная игра, в неё можно играть и в поезде, и в машине на заднем сиденье, вдвоём или втроём, и в самолете. А вообще количество игроков может быть любым. Каждому на руки раздают по пять карт. Задача игроков — избавиться от карт, сбрасывая их на стопку сброса.

Изначально в этой стопке лежит одна карта, скажем, синяя пятёрка. Поверх неё можно положить либо синюю карту с любой цифрой, либо карту с пятёркой любого цвета. В свой ход игрок может положить только одну карту. Если подходящей карты нет, он добирает одну карту из колоды. Игрок, у которого на руках осталась ровно одна карта, должен сказать «Уно». Если он забыл это сказать, и другие игроки заметили, что у него одна карта, они кричат ему «Уно», и он берёт две штрафные карты из колоды.

Это тоже карточная игра, но карточки круглые и на каждой — восемь маленьких картинок. Карты так устроены, что на любой паре карточек есть ровно одна совпадающая картинка. Задача в том, чтобы быстро её найти и назвать. У этой игры есть пять разных вариантов правил, она подходит как для детей лет с четырёх, так и для взрослых.

Простая и быстрая игра. На каждой карточке нарисованы фрукты пяти разных типов: малина, банан, клубника, ананас, апельсин. Одного фрукта пять штук, другого — четыре, третьего — три, четвёртого — два, последний один. На обороте каждой карточки — или цифра от одного до пяти, или один из перечисленных фруктов.

На столе складываем стопку карточек, одну из них переворачиваем. Предположим, нарисована малинка. Тогда нам надо быстро сосчитать, сколько малинок нарисовано на верхней карточке в стопке. Кто первый сосчитал, тот и выиграл. Открываем новую карточку. Написано «3». Какого фрукта ровно три на верхней карточке?

Компактная настольная игра, развивающая внимание и навыки счёта. Отлично подходит для детей с 6-7 лет, но интересна и школьникам. В этой игре детям понадобится не только набирать нужное количество зверей на разных карточках, но и понимать, выполнились ли такие правила как «птичек больше, чем ёжиков» или «лягушек больше, чем четыре».

Подвижные игры

Во время любых остановок старайтесь дать возможность детям подвигаться. Это правило верно даже в том случае, если вы с детьми идёте пешком. В походе можно заметить, что на привале дети посидят минутку — и вскакивают. Они устают идти в заданном направлении. Но быстро переключаются и мгновенно восстанавливают силы. Так что не усаживайте их, в свободном движении ребята отдыхают.

На привале или на остановке хорошо бы побегать. Вы еще не забыли, как играть в «Колдунчики»? Один или двое водящих — колдуны, они догоняют всех остальных. Тот, кого колдун успел догнать, останавливается там, где его догнали, раскинув руки в стороны, и кричит «чай-чай-выручай». Другие игроки могут пробежать мимо и, коснувшись его ладони, расколдовать остановленного игрока.

Тише едешь, дальше будешь, стоп!

Пока водящий произносит эти слова, остальные игроки стараются тихонько к нему подойти. Как только он сказал «стоп!», он оборачивается и штрафует тех, кто не успел замереть на месте. Можно усложнять игру, задавая остановившимся смешные и каверзные вопросы. Если отвечающий покачнётся или не сможет найти ответ, то делает две шага назад.

Время в дороге можно провести скучно или весело, с пользой или с обидами. Как его проводить — решать вам!

Фото: iStockphoto (monkeybusinessimages)

Игры по дороге в детский сад

Игры по дороге в детский сад

Не секрет, что в наши дни многие родители признают, что в силу различных причин не могут уделять достаточно времени для игр с ребенком. Но играть и заниматься можно не только дома, но и по пути в детский сад, не теряя понапрасну драгоценных минуток. Дорогу в садик можно превратить в познавательную и интересную для ребенка игру. Игру, которая поможет развить его речь, внимание, мышление, воображение.

Одним из важных элементов речевых игр является смена ведущего. Сначала задание дает взрослый, а выполняет ребенок, потом ребенок придумывает задачку для взрослого, а тот послушно выполняет задание, и так далее с чередованием ролей. Возможность почувствовать себя «руководителем» игры особенно важна для становления самосознания детей, не являющихся лидерами среди ровесников.

«Считаем всё!» (развитие внимания, памяти и счета)

Взрослый и ребенок договариваются считать все предметы определенной категории, которые будут встречаться по дороге в детский сад. Например, легковые машины красного цвета или всех детей, идущих навстречу.

Следующий этап игры – это счет предметов сразу двух категорий (например, деревья и голуби), который ведется последовательно: одно дерево, один голубь, два дерева, три дерева, два голубя, четыре дерева, три голубя и т. д.

«Что на что похоже» (развитие связной речи, наблюдательности, творческих способностей)
Ребенку предлагается подобрать слова-сравнения:

Белый снег похож на…(что? а еще на что?), дом похож на…и…, туман похож на… и…, столб похож на… и…и…
Если есть возможность остановиться и подумать, то можно поискать похожее к проплывающему облаку, интересно изогнутой ветке дерева, луже или трещине на асфальте.

«А что, если…» (развитие связной речи и мыслительных процессов)
Взрослый начинает фразу, ребенок заканчивает.
А что произошло бы, если бы не стало ни одной машины?
… если бы из крана текла не вода, а апельсиновый сок?
… если бы не было конфет?
… если бы было все вокруг твоим?

… если бы все взрослые превратились в детей, а дети – во взрослых?
(И т. д., можно придумать различные варианты).

«Сравнивалки» (развитие речи, памяти, мышления)
Ребенку предлагается сравнить два предмета, назвав их сходство и различие. Начать лучше с простого, например, сравнить кошку и собаку (это животные, домашние, есть хвост, четыре лапы…кошка мяукает, а собака лает…), корову и лошадь. Затем можно сравнивать совершенно разные предметы и явления. Сравните дом и дорогу, камень и машину, птицу и реку, утро и вечер, стол и вазу, лошадь и телегу, кошку и яблоко, сказку и песню.

Ребенку предлагается помочь инопланетянину, незнакомому с нашим языком, понять, что значит то или иное слово (клюшка, зонтик, сапоги и т. п.). Например, «велосипед» – это транспорт, который (умеет) …, состоит из…, служит для…, бывает…

«Бывает – не бывает» (развитие речи, внимания, мышления)

Взрослый говорит фразу, ребенок должен хлопнуть в ладоши, если так быть не может. Например:

Почтальон принес письмо, Шапочка резиновая,

Кошка варит кашу (хлопок), Яблоко соленое (хлопок),

Папа идет на работу, Телефон звонит в дверь (хлопок),

Поезд летит по небу (хлопок), Ветер качает деревья,

Мама идет в школу, Картина прибила гвоздь (хлопок),

Пол бежит по кошке (хлопок), Зимой идет снег,
Собака гуляет по крыше (хлопок), Мальчик виляет хвостом (хлопок),
Снежная баба лепит Ваню (хлопок), Писатели пишут книги,
Чашка упала на потолок (хлопок), Катя ужалила осу (хлопок) и т. д.

Варианты игры: «Съедобное – несъедобное», «Летает – не летает».

«Рыба – птица – зверь» (развитие внимания, переключаемости, скорости реакции)

Взрослый проговаривает как считалку: «рыба – птица – зверь – рыба – птица – зверь…», затем останавливается на одном из трех слов, например «птица». Ребенок должен как можно быстрее назвать любую известную ему птицу.

Варианты игры: «Дерево – овощ – фрукт», «Одежда – посуда – игрушка».

«Цепочка слов» (обогащение словарного запаса, закрепление умения выделять первый и последний звук в слове, развитие памяти, внимания)
Взрослый и ребенок по очереди называют слова, обозначающие предметы, с правилом, что каждое новое слово должно начинаться на последнюю букву предыдущего. Повторять уже названные слова нельзя. Например: кошкаавтобуссоккусттанккапуста – .

«Я положил в мешок…» (развитие речевой памяти и внимания)

Взрослый начинает игру словами «Я положил в мешок…», после чего называет любой предмет, например, «шкаф». Ребенок продолжает: «Я положил в мешок шкаф и…», добавляя свое слово, например, «кошку». Далее взрослый: «Я положил в мешок шкаф, кошку и яблоко». Ребенок: «Я положил в мешок шкаф, кошку, яблоко и самолет». Таким образом, каждый следующий ход требует проговаривания всей предыдущей цепочки слов.

«Муха» (авторы , ; для детей старше 6 лет; развитие внимания, пространственных представлений)

Для этой игры потребуется небольшая подготовка дома. Нарисуем поле из клеток 3 х 3 как для игры в «крестики – нолики». Это будет «дом» мухи, в котором 3 этажа, на каждом этаже 3 комнаты. Перемещение мухи с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд («Вверх!», «Вниз!», «Вправо!» или «Влево!»), которые она послушно выполняет. Исходное положение мухи — центральная клетка игрового поля. Сначала муха движется по командам взрослого, а ребенок должен показать и назвать ту «комнату»-клеточку, где муха остановилась (например, правый верхний угол). Затем путь мухе командует ребенок, а следит за мухой взрослый. Для начала достаточно пути из 5 – 7 перемещений. Например, командует родитель: вверх – вправо – вниз – вниз – влево – вверх – влево, где муха? Ребенок: в левой средней клеточке.

Когда ребенок научится хорошо играть с использованием нарисованного поля, что случается довольно скоро, можно переходить к игре в воображаемом плане. Поле в этом случае каждый из участников пред­ставляет перед собой, поэтому играть можно в любое время в любом месте.

«Муха» требует от играющих постоянной сосредото­ченности: стоит кому-то из них хоть на мгновение отвлечься или подумать о чем-нибудь постороннем, и он тут же потеряет нить игры и вынужден будет ее остановить.

«Как можно использовать?» (развитие речи, творческого мышления)

Выбирается предмет. Необходимо придумать как можно больше вариантов его использования. В качестве предметов рекомендуем: пластиковая бутылка, лист бумаги, зонтик, скрепка, катушка, ластик и т. п. Например, выбрали кнопку: ею можно сделать дырку в чем – либо, можно обвести вокруг карандашом и получится кружочек, можно скрепить листы бумаги, нацарапать надпись, сделать волчок и т. д.

а) Один игрок говорит слово, другой – рифму на него, после чего роли меняются. Например: «сестрёнка» – бурёнка, «рябина – дубина»…

б) По очереди называем рифмы на одно слово. Например: «ложка» – ножка, кошка, матрешка…и т. д.

в) Первый игрок говорит слово, второй рифму на названное слово, третий сочиняет двустишие с этой парой рифм. Например: первый – «дорожка», второй – «мошка», третий – «Вышел Мишка на дорожку, наступил на злую мошку».

Эта игра имеет множество вариантов, объединяет их то, что за основу берется одна конкретная буква.

а) Составьте рассказ на одну букву. Например: «Сонькин сон».

Сонька сладко спала. Соне снится сон. Снег серебрится. Солнце сияет. Сонька с семьей собирается строить снеговика. Сонькины сани сами скатываются со склона. Санки скрипят. Сонька смеется. Семья смастерила самого симпатичного снеговика.

б) Надо назвать имя, город, животное, птицу и растение на заданную букву. Например: Марина, Москва, мамонт, малиновка, можжевельник… и так далее.

в) Надо назвать на одну букву слова определенной категории. Например: имена, профессии, животные.

«Отгадай предмет» (развитие мышления)

Взрослый загадывает какой-либо предмет. Ребенок должен отгадать, что задумано, задавая взрослому вопросы, на которые можно отвечать только «да» или «нет».

Например, задумано «цветок»:

– Это живой предмет? – да

– Он может ходить? – нет

– Его можно взять в руки? – да

– Я его сейчас вижу? – нет… и т. д. до угадывания.

«Причины – следствия» (развитие мышления)

1. Взрослый предлагает ребенку придумать как можно больше причин, по которым могло случиться то или иное событие. Например: на асфальте лужа. Почему?

Варианты ответов: прошел дождь, у кого-то разбилась бутылка с водой, налили специально для птичек, из самолета выпал пакет сока, здесь мыли машину…

2. Требуется придумать как можно больше возможных последствий к какому–либо действию. Например: в ванной не закрыли воду. Что может произойти дальше?

«Назови предмет по функции» (развитие речи, мышления)

Попробуйте называть предметы одним словом по той функции, которые они выполняют.

Лопатка – “копалка”; стул – “сиделка”; телевизор – “смотрелка”; карандаш – “писалка”; вентилятор – “дулка”; холодильник – “холодилка” и т. п.

Помимо того, что игра полезная, она еще и веселая! Она неизменно вызывает у детей смех, так как они понимают, что подобных слов нет и это словотворчество на волне веселья тоже весьма полезно.

«Слова – шифровки» (развитие речи, внимания, мышления)

Возьмите любое слово и “расшифруйте” его, то есть придумайте предложение, первое слово в котором начинается с первой буквы выбранного слова, второе – со второй и так далее. Например: «суслик» – солнечным утром сосновый лес изумительно красив.

«Полслова за вами» (развитие речи, скорости реакции, мышления)

Ведущий говорит часть какого-либо слова (имя существительное). Играющие по очереди должны немедленно закончить слово. Например: «Ка» – «нал»; «Ма»- «газин»…

«Снежный ком» (развитие памяти, внимания, мышления, речи)

Игроки по очереди должны составлять предложение, постепенно расширяя его. Например: Дом. – Дом стоит. – Дом стоит на горе. – Дом стоит на высокой горе. – Красивый дом стоит на высокой горе. и т. д.

«В королевстве кривых зеркал» (развитие внимания)

Читаем вывески и дорожные надписи задом наперед.

Такое чтение позволяет внимательнее прочитывать каждую букву и предотвратить возможные будущие дисграфические ошибки.

«Противоположности» (развитие речи, внимания, мышления)

Предлагается подобрать антонимы к заданным словам: высокий – низкий, тяжелый – легкий, вверх – вниз.

Подвижные игры по Правилам дорожного движения для 1-4 классов

Подвижные игры
1.«Змейка»
Оборудование: кегли.
Цели: развитие качеств, помогающих работать в команде; развитие ловкости у игроков.
Описание. В игре участвуют две команды с одинаковым количеством детей в каждой. Команды выстраиваются параллельно на таком расстоянии, чтобы не мешать друг другу. Участники должны пройти полосу препятствий, состоящих из кеглей. Капитан бежит между ними змейкой первый, возвращается на место, берет за руку участника №2, затем вместе с ним снова проходит тот же путь. Так продолжается до тех пор, пока все участники команды не пройдут данный маршрут. Побеждает та команда, которая первой пройдет маршрут и собьет наименьшее количество кеглей. Сложность заключается в том, что кегли стоят достаточно близко, и для того, чтобы не сбить их, ребятам надо бежать в одном темпе – не слишком быстро и не слишком медленно.
Вопросы после игры:
Как нужно вести себя на дороге водителям и пешеходам?

2.«Водитель грузовика»

Оборудование: одинаковые книги (по количеству участников), картонные рули, карточки с сигналами светофора.
Цели: развитие ловкости у игроков; воспитание грамотного поведения на дороге.
Описание. Игроки выстраиваются в одну шеренгу. Каждый участник – водитель грузовика. На голове у игроков – книга – груз, в руках – руль. Перед участниками на разном расстоянии стоят помощники с карточками – сигналами светофора – красным и зеленым. Они по очереди «зажигают» эти сигналы. Задача каждого игрока «доехать» до конечной точки, не уронив груз и не нарушив Правила дорожного движения (Если загорается красный – нужно остановиться, зеленый – продолжать движение). Те, кто нарушает правила, выбывают из игры. Сложность игры заключается в том, что помощники могут несколько раз показать один и тот же сигнал, а участникам нужно вовремя сориентироваться.
Вопросы после игры:
Что обозначают сигналы светофора?
Одинаковы ли они для пешеходов и водителей?
Что может произойти, если водитель не отреагирует на сигналы светофора?

3.«Островок безопасности»
Оборудование: обручи, карточки – сигналы светофора, флажки.
Цель: развитие внимания у детей.
Описание. Участники выстраиваются в одну шеренгу. Напротив каждого на больших расстояниях друг от друга разложено несколько обручей. Обруч – это островок безопасности. Внутри каждого обруча – флажок. По сигналу светофора – зеленая карточка – участники начинают движение до первого островка. Во время движения пешехода – игрока – помощники несколько раз могут менять сигналы светофора. Если игрок добирается успешно, не нарушив правила, то забирает флажок и продолжает движение до следующего островка. В конце игры у ребят должно быть такое количество флажков, как и обручей.
Вопросы после игры:
Что такое «островок безопасности» на дороге?
Что обозначают сигналы светофора?
Что может произойти, если пешеход не отреагирует на сигналы светофора?

4.«Самый быстрый»
Оборудование: Самокаты, таблички с дорожными знаками, таблички с сигналами светофора.
Цели: развитие внимательности у детей; знакомство детей с дорожными знаками.
Описание. Игрок – водитель транспортного средства (в этой роли выступает самокат) должен пройти полосу препятствий на время. На пути ему встречаются знаки, значение которых он должен соблюдать (остановиться, притормозить, объехать, свернуть и т.д.) Тот, кто быстро и правильно пройдет маршрут, является победителем.
Примечание: У каждого знака стоит помощник, который следит за тем, чтобы игрок правильно выполнил задание. При несоблюдении правил игроку добавляют штрафные секунды.
Вопросы для обсуждения:
Для чего нужны знаки на дороге?
Что обозначает каждый знак из тех, которые вам сегодня встретились?

5.«Веселый паровозик»
Оборудование: кегли, кубики, обручи.
Цели: развитие качеств, помогающих работать в команде; развитие ловкости у игроков.
Описание. Игра на время. Из кубиков, кеглей и обручей выкладывается две одинаковых полосы препятствий для соответствующего числа команд. Как и в первой игре, капитан начинает прохождение «трассы». Его задача пройти маршрут, не уронив, не сдвинув ни одного предмета, затем вернуться за следующим игроком и «паровозиком» снова продолжать прохождение полосы препятствий. Побеждает команда, игроки которой выполнили задание быстрее и качественнее.
Вопросы для обсуждения:
Какие опасности поджидают нас рядом с железнодорожными путями?
Какие знаки указывают на то, что поблизости находится железнодорожный переезд?

В конце каждой игры можно наградить команды или активных участников грамотами, сладкими призами (на усмотрение педагога)

Читайте также:  Интерактивный 3D телефон Маша и медведь – отличный развивающий подарок для вашего ребенка!
Ссылка на основную публикацию