Как отец влияет на развитие ребенка

Психология ребенка

  • Развитие ребенка
  • Статьи
  • Психология ребенка
  • Семь аспектов влияния отца на ребенка

При общении с отцом у ребенка развиваются критическое мышление, мотивация и самостоятельность

Семь аспектов влияния отца на ребенка

Папа – это тот, кто хочет поймать вас, прежде чем вы упадете, но вместо этого поднимает вас после падения, отряхивает и позволяет вам попробовать еще раз.

Мы часто говорим о проблемах, с которыми сталкиваются матери при воспитании детей. Но давайте не забывать о той важнейшей роли, которую играют отцы в жизни и воспитании ребенка.

Роль отца не ограничивается зарабатыванием денег и оплатой счетов. Вовлеченный в воспитание отец может внести значительный вклад в социальное, когнитивное и эмоциональное развитие своего ребенка.

Кроме того, раннее вовлечение отца в процесс ухода за детьми приводит к стабильности в супружеской жизни и повышает вероятность длительного и счастливого брака после рождения первого ребенка.

Предлагаем рассмотреть семь аспектов того, как отец может повлиять на жизнь своего малыша, если с самого начала будет вовлечен в его воспитание.

1. Отец является образцом для подражания. Когда девочка подрастет, она невольно будет искать в мужчине качества, которые видела в своем отце. Нежный и любящий отец заложит в дочери желание искать спутника жизни с аналогичными качествами, к которым она привыкла и с которыми хорошо уживается.

Мальчик, в свою очередь, будет подражать своему отцу. Он будет стремиться получить его одобрение и копировать поведение, которое ему знакомо и которое он считает успешным и достойным уважения. В то же время, если отец привык доминировать и прибегать к насилию, своим примером он, скорее всего, воспитает жестокого и авторитарного сына.

2. Уникальный опыт игр с папой. Отцы и матери общаются и играют с детьми по-разному. Игры ребенка один на один с отцом, как правило, являются более стимулирующими и захватывающими по сравнению с играми с матерью. Такое взаимодействие дает ребенку возможность узнать мир и свой собственный диапазон эмоций, а также способы справляться с эмоциями в безопасной среде.

3. Развитие когнитивных функций. Отцы, вовлеченные в воспитание детей, способствуют лучшему развитию их когнитивных функций, так как склонны вести разговоры с использованием большого количества вопросов «Что?», «Где?», «Когда?» и «Почему?», а также развернутых ответов, которые помогают ребенку понять, как устроен мир. Если отцы участвуют в обучении детей, те, как правило, демонстрируют лучшую академическую успеваемость.

4. Подготовка к взрослой жизни. Хороший отец не будет делать работу или решать проблемы за своего ребенка, но всегда будет подталкивать его к тому, чтобы ребенок справился с ними самостоятельно. Отцы поощряют у детей чувство самостоятельности, независимости и уверенности в себе. Они бросают вызов ребенку, чтобы тот попытался решить проблему разными способами, что способствует формированию здоровой самооценки и чувства уверенности в себе. Эти навыки подготавливают ребенка к общению с внешним миром и решению проблем.

5. Хорошее поведение. Исследования показывают, что дети, которые имели хорошие отношения со своими отцами, проявляют хорошее просоциальное поведение в обществе и менее склонны к депрессии. Мальчики, чьи отцы были вовлечены в воспитание, имели меньше проблем с поведением, в то время как девочки, которых заботливо любили отцы, имели более высокую самооценку.

6. Дисциплина. Дисциплина является одним из самых сложных аспектов воспитания детей. Родителям очень важно сохранять спокойствие во время решения трудных воспитательных вопросов и никогда не противоречить друг другу при ребенке. Отцы могут облегчить жизнь всей семье, взяв на себя ответственность за поддержание дисциплины, поскольку они, как правило, демонстрируют большую эффективность в этом вопросе. Исследования показывают, что отцы более успешны в поддержании дисциплины у мальчиков.

7. Свобода и ответственность. Отцы находятся в положении людей, которые разговаривают со своими детьми-подростками о ценностях и убеждениях, и предлагают им свободу наряду с чувством ответственности. Вовлечение детей в совместную работу по дому также поощряет их чувство ответственности, которое делает более зрелым их мышление и дает им ощущение контроля над своими собственными успехами и неудачами.

Отец незаменим в жизни ребенка. Даже если родители не вместе, отец все равно может успешно играть свою роль. Благодаря общению с отцом у ребенка развиваются критическое мышление, мотивация, социальные навыки, самостоятельность и независимость. Такие дети вырастают более чуткими, имеют лучшие отношения в социуме и гораздо эффективнее справляются со стрессами и разочарованиями.

Как отец влияет на развитие ребенка

Между тем, множество исследований относительно влияния родителей на становление личности проводилось, проводится и будет проводиться. В том числе и влияние отца на формирование детской личности. Это влияние берет свои истоки с самого момента зачатия и внутриутробного развития.

Важной точкой отсчета нового времени является рождение ребенка. Оно является стрессовой ситуацией для всей семьи. Поэтому так важна та атмосфера, которая окружает беременную женщину, вынашивающую малыша. Еще неродившегося малыша и его маму следует окружить заботой, душевным теплом, вниманием. Согласно исследованиям, беременная жена проще переносила стресс предродового и послеродового периода, а также меньше была подвержена депрессии и тревоге, если она испытывала эмоциональный комфорт в период беременности. А ведь депрессивное состояние матери очень пагубно отражается на психическом развитии малыша. Недопущение развития тяжелых психических состояний лежит на ответственности супруга. Поэтому, уже начиная с дородового периода, отец оказывает влияние на развитие своего будущего малыша.

Подрастая, малыш получает столь нужную порцию любви, проявлений нежности и заботы от отца. В свою очередь, отец учится выстраивать отношения со своим ребенком, налаживает общение через игры с ним. Польза от игр с отцом значительно отличается от игр с матерью, так как, играя с отцом, ребенок развивает моторику, осваивает окружающий мир, изучает свое тело, что имеет самую прямую связь с развитием интеллекта ребенка.

Влияние степени вовлеченности отца в воспитательный процесс на развитие сына

Серьезные психологические исследования говорят о положительном влиянии взаимодействия отца с сыном. Доказано наличие тесной связи, зависимости между познавательными достижениями сыновей и интересом, проявляемым к воспитанию ребенка отцом, который своими действиями показывает пример эффективного решения проблем. Данная связь сильна для мальчиков и менее заметна для девочек. Отец на своем примере показывает мужской подход к той или иной ситуации.

Влияние отца на выработку норм морали у ребенка

Родители служат для детей примером, выражающим отношение свое к тем или иным собыитям. Слова, поведение, поступки родителей служат для ребенка моделями, как следует или не следует поступать. Ребенок активно занят освоением моделей поведения взрослого и изучает вопросы моральной оценки. Отец, как никто другой, способен дисциплинировать детей, выстраивать рамки приемлемого поведения.

Самостоятельное отнесение ребенком себя к определенному полу

Когда в отношениях между отцом и сыном доминирует тепло и забота, ребенок берет их за основу своих будущих отношений, желая стать мужественным, как отец. В этом случае сильно позитивное восприятие, хорошо усваивается линия мужского поведения, формируется правильная полоролевая идентичность. В отношениях с дочерью отец оказывает влияние на её дальнейшее выстраивание отношений с противоположным полом, беря за основу имеющийся опыт. Также отец имеет влияние на выстраивание приоритетов в жизни дочери – карьера или семейная жизнь.

Влияние на личность

Во время исследования, проводившегося в течение 26 лет в Соединенных Штатах Америки, было выяснено, что только отцовское участие в жизни ребенка оказывает определяющее влияние на развитие эмпатии у ребенка. Если отец находил время на занятия с ребенком не менее 2 раз еженедельно, у него была более развита чуткость во взрослом периоде.

Близость отца к ребенку формировала более высокую самооценку и стабильность восприятия личного «Я» у детей. Если отец принимал участие в жизни ребенка, то последний вырастал более отзывчивым во взрослом возрасте.

И наоборот, если ребенок рос без отца, то он менее успешно решал конфликтные ситуации, у мальчиков могли возникать некоторые проблемы с идентификацией пола.

Таким образом, влияние отца на развитие ребенка невозможно ни умалить, ни игнорировать. Ведь от отцовского отношения к своему ребенку зависело и то, каким человеком он вырастал впоследствии. Интересным фактом явилось также доказательство того, что дети из полных семей чаще имеют высшее образование, склонны к независимости и являются поклонниками здорового образа жизни.

Влияние отца на психическое развитие ребенка

Особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами, как:

– доступность для ребенка,

– включенность в совместную деятельность с ним,

– ответственность за материальное обеспечение,

– ответственность за организацию образовательно-воспитательной сферы ребенка.

Сравнение «включенных отцов» и «включенных матерей», т. е. активно участвующих в воспитании, позволило сделать вывод о том, что такие отцы успешнее влияют на развитие ребенка, чем матери.

На фоне относительной изученности материнства в литературе отцу отводится второстепенная роль, идущая после матери. В частности, А.С. Спиваковская, говорит о том, что «воспитательная позиция отца в своем формировании несколько отстает от материнской позиции, так как наибольшую привязанность к ребенку отцы начинают чувствовать, когда дети уже подросли» Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья/А. С. Спиваковская. – Том 2. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. С. 398..

Психологами получены данные, свидетельствующие о том, что у детей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности. При сравнении материнского и отцовского стилей воспитания было показано, что авторитарность отца оказывает на умственные характеристики детей положительное влияние, тогда как авторитарность матери – отрицательное. Обнаружена определенная связь между одаренностью детей и уровнем сложности отцовской профессии.

Многие исследователи подчеркивают исключительную важность поведения родителей в первые годы жизни ребенка для развития его самооценки. Были выявлены, например, такие факты, влияющие на формирование положительной самооценки, как теплые отношения, заинтересованность, забота о ребенке, требовательность, демократизм в семейных отношениях.

Взрослые, заботящиеся о ребенке, должны стараться удерживать его поведение в определенных рамках. Иногда родители думают, что любой контроль за действиями ребенка помешает его творческой активности и самостоятельности, и потому лишь беспомощно взирают на то, как малыш делает все, что ему заблагорассудится. Другие родители убеждены, что маленький ребенок во всем должен вести себя сознательно, как взрослый. Они контролируют и ограничивают поведение ребенка, практически не предоставляют ему самостоятельности. Недостатки подобных крайностей очевидны. Любые указания родителей не должны выходить за рамки здравого смысла и обязаны учитывать потребности детей в безопасности, независимости и творческой активности.

Установки родителей, благодаря которым ребенок чувствует, что его любят, принимают в семье, относятся с уважением, порождают у него аналогичную самоустановку, приводящую к ощущению собственной ценности и успешности. Таким образом, тепло, забота родителей и их требовательность, продиктованные любовью, должны способствовать развитию положительной самооценки, а холодные, враждебные отношения приводят к противоположному эффекту.

Несмотря на то, что практически все родители любят своих детей, между ними существуют различия в том, насколько часто и открыто они выражают это чувство и насколько им свойственны холодность и враждебность.

Для нашей культуры нехарактерно внешнее проявление любви, нежности отца к ребенку. Редко увидишь на прогулке папу за руку с сыном – чаще они идут рядом и даже не разговаривают, как будто папа просто сопровождает ребенка. Обнять, посадить на колени, похвалить, расспросить, что видел на прогулке, в детском саду, удивиться, восхититься сооружением из кубиков, рисунком, умением танцевать, рассказывать стихотворение – все это несвойственно для большинства современных отцов.

В наши дни любовь отца к ребенку чаще всего выражается в покупке дорогой игрушки. Но гораздо больше даже самой привлекательной игрушки малышу нужны отцовские внимание, участие, понимание, дружба, общность интересов, дел, увлечений, досуга. Папа не просто кормилец – он человек, открывающий ребенку мир, помогающий ему расти умелым, уверенным в себе.

Д.С. Акивис в своей работе «Отцовская любовь» отмечает, что любящий отец нередко более эффективный воспитатель, чем женщина. «Отец меньше опекает детей, предоставляет им больше самостоятельности, воспитывая в ребенке самодисциплину» Акивис Д. С. Отцовская любовь/Д. С. Акивис. – М.: Профиздат, 1989. – С. 26..

Очень осторожно следует пользоваться порицанием и запрещением. Младенцы уже в первом полугодии жизни чрезвычайно чувствительны к ним, а во втором становится очевидным, что поощрение взрослого приобретает роль стимула для развития действий ребенка. Доброжелательность, обращение к ребенку по имени, констатация его действия, сопровождаемая похвалой, будут способствовать тому, чтобы действие повторялось чаще и интенсивнее. Порицание и запрет следует высказывать мягко, доброжелательно; недопустимы порицания личности ребенка – их можно адресовать лишь отдельным его действиям. Так, следует говорить не «ты плохой», а «ты плохо сделал».

Еще одна негативная черта нашей традиции воспитания – преобладание порицания над похвалой. Многие папы думают, что воспитывать – значит делать замечания, запрещать, наказывать, и именно в этом видят свою родительскую функцию. В результате к 4-5 годам у ребенка складывается представление об отце как о человеке, который ожидает от него «неправильного», «плохого» поведения (в отличие от матери), низко его оценивает – не только тот или иной конкретный поступок, но и его личность в целом. В дальнейшем это представление распространяется на других людей – ребенок становится неуверенным в себе, ожидает от окружающих негативных оценок своих способностей и умений.

Особенно неблагоприятен для развития Я-концепции авторитарный стиль воспитания, характерной чертой которого является стремление к безапелляционности в суждениях и ясности во всякой ситуации. Поэтому любое наказание, любое требование к ребенку не содержат в себе даже намека на готовность принять его, помочь ему или убедить. Такие отцы могут временами искренне считать, что их ребенок плох целиком, без всяких оговорок. В результате у малыша с первых лет жизни растет уверенность в том, что его не принимают, не одобряют, и, в конечном счете, он приходит к убеждению в своей малоценности и ненужности для родителей. В поведении детей в результате такого воспитания отмечаются напряженность, отсутствие спонтанности. Кроме того, любая новая или неясная ситуация ассоциируется у детей с возможностью наказания, что в свою очередь сопровождается повышенной тревожностью и ощущением дискомфорта. А поскольку для ребенка раннего возраста очень многие ситуации являются незнакомыми, он почти все время пребывает в тревожном состоянии.

С воспитательной точки зрения поощрение более информативно, чем порицание. Когда ребенку запрещают что-либо, он узнает, чего не надо делать, но еще не знает, что и как следует сделать. Поэтому вслед за запретом или порицанием какого-либо действия необходимо показать ребенку положительный образец.

Собственные мотивы и побуждения авторитарных отцов всегда стоят на первом месте, а мотивы и побуждения ребенка для них второстепенны. Как правило, такие отцы убеждены в своей непогрешимости, уверены, что не могут ошибаться, поэтому требуют от ребенка абсолютного подчинения своей воле.

Однако, даже ругая и наказывая ребенка, родители наносят его самовосприятию меньший вред, чем, проявляя к нему полное безразличие. Безразличие, незаинтересованность в ребенке приводят к деформации его образа Я.

Эффективный родитель выступает в роли консультанта своего ребенка по всем вопросам. Кроме того, он является «архитектором» окружающей среды. Мать и отец должны быть доступны для малыша, чтобы объяснять ему незнакомое явление, назвать новый предмет или новый субъективный опыт, похвалить за исследование, успешное действие. Важно также установить для малыша границы безопасной деятельности и помочь приспособиться к социальным требованиям. В то же время необходимо создавать среду, стимулирующую и поддерживающую познавательное и физическое развитие ребенка, побуждать его самостоятельно исследовать окружающий мир. Такое поведение родителей будет способствовать благоприятному умственному и эмоциональному развитию детей» Авдеева Н. Н. Роль отца в развитии ребенка в раннем возрасте//Дошкольное воспитание. № 7, 2005..

«Еще одна чрезвычайно важная функция отца – организация сексуального воспитания мальчика. Отец для сына является первичным источником если не прямой, то косвенной информации о взаимоотношениях полов. Именно в семье, наблюдая за отношениями отца и матери, мальчик приобретает первый опыт отношения к противоположному полу. Отец здесь выступает образцом мужского поведения, который на первых порах будет неосознанно копироваться сыном практически во всех ситуациях, связанных с общением с противоположным полом.

В возрасте от 3 до 5 лет каждый маленький мужчина переживает так называемый Эдипов комплекс – стремление сконцентрировать любовь и внимание матери на себе, в то время как отец рассматривается в качестве соперника в борьбе за эту любовь, что пробуждает в ребенке негативные эмоции по отношению к нему. Эту ситуацию можно рассматривать как один из этапов психосексуального развития ребенка, на котором он с помощью доступных ему поведенческих средств впервые заявляет о своей половой принадлежности и активно демонстрирует ее.

С точки зрения психологии в этом нет ничего противоестественного, однако для многих отцов такое поведение сына становится неожиданным и неприятным сюрпризом. И это вполне объяснимо, ведь противодействие отцу может принимать самые различные формы – от желания постоянно находиться вместе с мамой и ограничить ее общение с отцом до открытых проявлений вербальной и невербальной агрессии. Такое поведение сына большинству отцов кажется необоснованным и необъяснимым: ласковый и послушный сын вдруг становится неуправляемым и агрессивным. Однако излишне драматизировать события не стоит – все это временно. Обычно к 5 – 6 годам Эдипов комплекс разрешается через формирование устойчивых черт полоролевого поведения, присущих мужчине, и принятие отца в качестве основного объекта для подражания.

Однако следует обратить внимание на то, что эффективное разрешение Эдипова комплекса, равно как и нормальное развитие половой идентификации вообще, возможно лишь при условии активного участия отца в жизни мальчика. Отсутствие отца как примера мужского полоролевого поведения может иметь далеко идущие последствия для мальчика, начиная от проблем установления отношений с представительницами противоположного пола до сексуальной дезориентации и сексуальных проблем» Достовалов С. Г., Мальцева Л. В. Отец и сын: атрибутика мужского воспитания// http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0066.shtml.

Подведем некоторые итоги.

1. Факторы, влияющие на отцовскую роль в семье: доступность для ребенка, включенность в совместную деятельность с ним, ответственность за материальное обеспечение, ответственность за организацию образовательно-воспитательной сферы ребенка.

2. На умственные характеристики детей оказывает положительное влияние авторитарность отца.

3. Забота о ребенке, требовательность, демократизм в семейных отношениях со стороны отца влияют на формирование положительной самооценки.

4. Авторитарный стиль воспитания, характерной чертой которого является стремление к безапелляционности в суждениях и ясности во всякой ситуации неблагоприятен для развития ребенка.

5. Отец для сына является первичным источником информации о взаимоотношениях полов.

Влияние отца на психическое развитие ребенка
консультация по теме

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
vliyanie_ottsa_na_psikhicheskoe_razvitie_rebenka.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние отца на психическое развитие ребенка

(Консультация для родителей)

Особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами как доступность отца для ребенка, его включенность в совместную деятельность. Сравнение “включенных отцов” и “включенных матерей”, т.е. активно участвующих в воспитании, позволило сделать вывод о том, что такие отцы влияют на развитие ребенка успешнее, чем матери.

Психологами получены данные, свидетельствующие о том, что у детей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности. При сравнении материнского и отцовского стилей воспитания было показано, что авторитарность отца оказывает, в основном, положительное влияние на познавательные способности детей, тогда как авторитарность матери — отрицательное. Интеллектуальные характеристики отца точнее, чем подобные характеристики матери, соответствуют формированию познавательных навыков ребенка независимо от его пола. Обнаружено положительное соответствие между одаренностью детей и уровнем сложности отцовской профессии.

Многие исследователи подчеркивают исключительную важность поведения родителей в первые годы жизни ребенка для развития его самооценки. Установки родителей, благодаря которым ребенок чувствует, что его любят, относятся к нему с уважением, вызывают у него аналогичную установку, приводящую к ощущению собственной ценности и успешности. Таким образом, тепло, забота родителей и их требовательность, продиктованная любовью, должны способствовать развитию положительной самооценки, а холодные, враждебные отношения приводят к противоположному эффекту.

Несмотря на то, что практически все родители любят своих детей, между ними существуют различия в том, насколько часто и открыто они выражают это чувство.

Для нашей культуры не характерно внешнее проявление любви, нежности отца к ребенку. Редко увидишь на прогулке папу за руку с сыном — чаще они идут рядом и даже не разговаривают, как будто папа просто сопровождает ребенка. Обнять, посадить на колени, похвалить, расспросить, что видел на прогулке, в детском саду, удивиться, восхититься сооружением из кубиков, рисунком, умением танцевать, рассказывать стихотворение — все это не свойственно для большинства современных отцов.

В наши дни любовь отца к ребенку чаще всего выражается в покупке дорогой игрушки. Но гораздо больше даже самой привлекательной игрушки ребенку нужны отцовское внимание, участие, понимание, дружба, общность интересов. Папа не просто кормилец, но человек, открывающий ребенку мир, помогающий ему расти умелым, уверенным в себе.

Еще одна негативная черта нашей современной тенденции воспитания — преобладание порицания над похвалой. Многие папы думают, что воспитывать — значит делать замечания, запрещать, наказывать и именно в этом видят свою родительскую функцию. В результате к 4-5 годам у ребенка складывается представление об отце как человеке, который, в отличие от матери, ожидает от ребенка “неправильного”, “плохого” поведения, низко его оценивает — не только тот или иной конкретный поступок, но и личность ребенка в целом. В дальнейшем это представление распространяется на других людей — ребенок становится неуверенным в себе, ожидает от окружающих негативных оценок своих способностей и умений.

Особенно неблагоприятен для развития личности ребенка авторитарный стиль воспитания. Характерной чертой поведения авторитарных отцов является их стремление к безапелляционности в суждениях и ясности во всякой ситуации. Поэтому любое наказание, любое требование к ребенку не содержит в себе даже намека на готовность принять ребенка, помочь ему в чем-то или убедить. Такие отцы могут временами искренне считать, что их ребенок плох целиком, без всяких оговорок. В результате у ребенка с первых лет жизни растет уверенность в том, что его не принимают, не одобряют, а в конечном счете приводит к убеждению в своей ненужности для родителей. В поведении детей в результате такого воспитания отмечается напряженность. Кроме того, любая новая или неясная ситуация ассоциируется у детей с возможностью наказания, что в свою очередь сопровождается повышенной тревожностью и ощущением дискомфорта. А поскольку для ребенка раннего возраста очень многие ситуации являются незнакомыми, он почти все время пребывает в тревожном состоянии.

Однако, даже ругая и наказывая ребенка, родители наносят его самовосприятию меньший вред, чем проявляя к нему полное безразличие. Безразличие, незаинтересованность в ребенке приводят к деформации его образа “Я”.

  1. Матери следует предоставлять отцу возможности для взаимодействия с ребенком, начиная с первых дней жизни.

Отец может участвовать в уходе за малышом: поменять памперс, помочь искупать, погулять, покормить из бутылочки и пр. При этом свои действия полезно сопровождать ласковыми словами, обращенными к ребенку, улыбкой.

  1. Важное место во взаимодействии отца с подрастающим ребенком имеет игра. В отличие от матерей отцы склонны устраивать энергичные, непредсказуемые игры, которые детям особенно нравятся. Матери не следует запрещать подобные игры на том основании, что игра с отцом не похожа на игру с матерью.
  2. Отцы больше общаются со своими детьми в общественных местах, таких как зоопарк или парк отдыха. Полезно организовывать подобные совместные прогулки отца с ребенком.
  3. Отцы, которые часто общаются со своими маленькими детьми, становятся значимыми фигурами в мире ребенка. Прежде всего, они становятся моделью поведения, которой ребенок начинает следовать. Чем больше общения и взаимодействия отца с ребенком, тем лучше для психического развития малыша.
  4. Взрослые, заботящиеся о ребенке, должны стараться удерживать его поведение в определенных рамках. Иногда родители думают, что любой контроль за действиями ребенка помешает его творческой активности и самостоятельности, и поэтому лишь беспомощно взирают, как малыш делает все, что ему заблагорассудится. Другие родители убеждены, что маленький ребенок во всем должен вести себя сознательно, как взрослый. Они контролируют и ограничивают поведение ребенка, не предоставляют ему самостоятельности. Любые указания родителей не должны выходить за рамки здравого смысла и обязаны учитывать потребности детей в безопасности, независимости и творческой активности.
  5. Следует предъявлять детям разумные требования и настаивать на их выполнении, ясно давать понять ребенку, чего от него ждут, и быть последовательными. Необходимо сосредоточить усилия на поддержке желательного поведения, а не на искоренении нежелательного.
  6. Избегайте неоправданного применения силы и угроз для контроля над поведением детей. Их использование формирует у детей аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт как недоброжелательность, жестокость и упрямство.
  7. Очень осторожно следует пользоваться порицанием и запрещением. Порицание и запрещение следует высказывать мягко, доброжелательно, недопустимы порицания личности ребенка, их можно адресовать лишь отдельным его действиям. Так, следует говорить не “ты плохой”, а “ты плохо сделал”. Вслед за запрещением или порицанием какого-либо действия необходимо показать ребенку положительный образец.
  8. Хвалите малыша за успехи. Если у ребенка что-либо не получается, помогите ему справиться с трудностями, поддержите, дайте почувствовать свою успешность. Не следует хвалить за неуспешные действия. Это может деформировать самооценку. Оценка детских достижений должна быть адекватна достигнутому результату.

Центр социальной помощи семье и детям Невского района

Влияние отца на формирование личности ребенка.

Безусловно, всем детям — и мальчикам, и девочкам — нужен папа. Его общество, его любовь и забота, его дружба и воспитание помогают ребёнку расти и развиваться правильно. Детям необходимо проводить больше времени в обществе папы, общаясь, учась и играя .

Особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами как доступность для ребенка, включенность в совместную деятельность с ребенком, ответственность за материальное обеспечение и организацию образовательно-воспитательной сферы ребенка. Сравнение «включенных отцов» и «включенных матерей», т.е., активно участвующих в воспитании позволило сделать вывод о том, что такие отцы успешнее влияют на развитие ребенка, чем матери.

Результаты современных психологических исследований говорят о значительном влиянии отца на развитие ребенка. Рождение ребенка является вехой в развитии семьи и представляет для нее стрессовую ситуацию. Важнейшим фактором пренатального развития ребенка является благоприятная обстановка в семье, эмоциональный комфорт беременной женщины и поддержка мужа, благодаря которой жене удается с наименьшими психологическими потерями преодолевать трудности этого периода. Отсутствие поддержки становится провоцирующим моментом для возникновения у нее депрессивно-тревожного состояния. Таким образом, еще до рождения ребенка отец оказывает влияние на его развитие через создание благоприятных эмоциональных условий для матери.

Многие исследователи подчеркивают исключительную важность участия отца в воспитании ребенка в первые годы жизни для развития его самооценки. Были выявлены, например, такие факты, влияющие на формирование положительной самооценки, как теплые отношения, заинтересованность, забота о ребенке, требовательность, демократизм в семейных отношениях.

Взаимодействие с отцом положительно влияет на когнитивное развитие детей. Однако прямая взаимосвязь между вовлеченностью отца в воспитание и когнитивными достижениями была выявлена только на мальчиках. Это объясняется тем, что отец дает пример практического и действенного разрешения различных проблемных ситуаций, причем вовлеченность в жизнь ребенка предполагает также эмоциональное участие, и именно потому, что отец в этом случае демонстрирует мужской подход к решению проблемы, его влияние не так заметно на девочках.

Обследование более 20 тыс. американских семей показало, что дети, чьи отцы вовлечены в процесс их образования (например, посещают родительские собрания), чаще получают высшие баллы, больше любят школу, реже остаются на второй год.

Кроме того установлено, что отец играет важнейшую роль в усвоении детьми моральных норм. Родители через слова и поведение выражают свое отношение к определенным событиям или поступкам людей, предоставляя, таким образом, модели поведения и моральную оценку. Родители, особенно отец, дисциплинируют детей, ставят определенные рамки поведения, одобряя одни поступки и наказывая за другие.

При нормальных условиях отец значительно влияет на половую идентификацию ребенка. Для сына уже в раннем возрасте он является своеобразным примером, моделью для подражания, следовательно, влияет на формирование половой идентичности. Как замечает И.С. Кон пассивные, отстраненные отцы мало влияют на формирование собственно мужских черт у своих сыновей. Недостаточный опыт общения с отцом и отсутствие приемлемой модели идентификации ослабляет формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, часто неблагоприятно сказывается в будущем на воспитании своих собственных детей.

Любовь отца условна, что является важнейшим фактором морального развития ребенка. Происходит это потому, что отцы придают большое значение самостоятельности, предоставляя детям отвечать за свои действия, и с большим уважением, чем матери, относятся к проявлению детьми независимости.

З.Фрейд отмечал, что взаимоотношения с отцом влияют на формирование половой идентичности. Важнейшими ее детерминантами для мальчика являются:

1. Доминантность отца (именно доминирование отца может привести к развитию пассивности ребенка);

2. Забота отца , желание быть таким же мужественным, как отец значительно усиливает позитивное восприятие, усвоение мужского поведения и формирования адекватной поло ролевой идентичности.

Взаимоотношения девочки с отцом оказывают влияние на ее дальнейшие гетеросексуальные контакты, являясь прототипом этих отношений. Теплые отношения с отцом помогают дочери гордиться своей женственностью, способствуют принятию себя в качестве женщины и более легкой гетеросексуальной адаптации, кроме того, отец может влиять и на жизненные приоритеты дочери – семейная жизнь или ориентация на карьеру.

Любовь отца дает девочке уверенность в своей женской привлекательности и обаянии. Каждый раз, подчеркивая, что его дочь «умница и красавица» отец формирует у нее уверенность в себе. Недостаточная же эмоциональная отзывчивость отцов порождает у девочек беспокойство, неустойчивость настроения и капризность, как средство привлечения внимания.

У ребенка на примере взаимоотношений с отца и матери формируется представление о том, что такое семья. Они узнают как относятся мужчины к женщинам, невольно учатся понимать природу мужчин и женщин.

Психиатр Р.Кэмпбелл отмечает, что влияние отца на половую идентификацию девочки наиболее значительно проявляется в период юности. Половая идентичность девочки есть одобрение себя самой как достойной представительницы женского пола. Именно в этом возрасте 13-15 лет она должна получить признание своей значимости как будущей женщины в основном от отца. Отец способствует формированию у дочери позитивной самооценки, выражая одобрение ее действиям, способностям, внешности. Для девочек, воспитывающихся без отцов, при отсутствии реальной модели отношений между мужчиной и женщиной, может сформироваться нереалистичное отношение к лицам мужского пола.

Таким образом, мы можем подвести итог того, что отец играет немаловажную роль в жизни ребенка: учит его адаптироваться к серьезным жизненным испытаниям, предает уверенность, оказывает эмоциональную поддержку.

Психолог Четверик Мария Андреевна-психолог отделения дневного пребывания

Влияние отца на ребенка и формирование его личности

Автор: admin · Опубликовано 11.01.2018 · Обновлено 20.01.2018

Мать и отец – двое самых близких для ребенка людей и самых значимых для его развития. Долгое время специалисты первостепенную роль в воспитании ребенка признавали за матерью. Недавние исследования детско-родительских отношений показали особое влияние отца на ребенка. Активно задействованный в воспитании папа часто гораздо эффективнее влияет на формирование его личности, чем мама.

Мама и папа: такая разная любовь

Ребенок не может обходиться без родительской любви, так как не способен на первых порах выжить самостоятельно. По сути, любовь родителей означает для маленького беспомощного человека разрешение на жизнь. Если тебя любят, ты обеспечен едой, защитой, заботой, вниманием – ты будешь жить.

Но любовь мамы и папы изначально неодинакова:

  1. Материнская любовь по своей природе безусловна, так как подчиняется инстинкту. Она не требует никаких условий («люблю тебя, потому что ты есть»), в норме проявляется сразу же при появлении малыша на свет и создает основу для его развития. Ребенок только тогда начинает исследовать окружающий мир, когда его базовые биологические потребности удовлетворены.
  2. Отцовская любовь безусловной не является, её ещё надо заслужить, завоевать. Другими словами, это любовь «за что-то». Возникает она у папы не сразу, а созревает в течение первых лет отцовства.

Оба типа любви необходимы ребенку для гармоничного развития, просто родителям отведены разные роли. Мама – это эмоциональность, чувственность, это человек, который поддержит, пожалеет, успокоит. Папа – рационализм, опора и защита, помощь в преодолении трудностей, проводник в неизвестный внесемейный мир.

Влияние отца на ребенка

Отцы, добровольно вовлечённые в воспитательный процесс, в первые годы жизни малышей способствуют их физическому развитию. Мужчины более склонны к физическим забавам и подвижным играм, что стимулирует развитие у деток основных двигательных навыков.

Для успешного влияния отца на ребенка очень важно раннее начало их общения. Изучение реакций годовалых младенцев обнаружило, что дети заботливых пап не так боятся и меньше плачут, оставшись наедине с незнакомыми людьми.

Папы лучше обучают детей практическим действиям с предметами. Они расширяют кругозор, развивают мышление, отдавая предпочтение конструкторам и головоломкам.

Мужчинам в общении с ребенком не свойственно сюсюкать и коверкать слова, поэтому они непроизвольно учат разговаривать чисто и правильно.

До 7-8 лет ребенок осваивает основные бытовые навыки через механизм подражания – делай, как я. Ему важно слышать одобрение родителя – тогда он охотно учится дальше.

Ученые выяснили, что подростки реже конфликтуют и чаще прислушиваются к мнению отцов, если с раннего детства между представителями разных поколений был установлен тесный эмоциональный контакт.

Влияние отца на личность ребенка

Хороший отец часто более успешный воспитатель, чем любящая мать. Отцовское внимание – существенный фактор развития личности ребенка, так как папы придают большее, чем мамы, значение формированию независимости и проявлению инициативы. Они поощряют двигательную и познавательную активность детей, меньше опекают их, способствуя тем самым развитию творческого потенциала и вырабатыванию самодисциплины.

Имеет значение не только наличие в семье отца, но и стиль отцовского воспитания, зависящий от тех или иных индивидуально-психологических качеств мужчины:

  • силы,
  • уверенности,
  • интеллекта,
  • решительности,
  • твердости,
  • стремления к успеху,
  • сдержанности и т. д.

Из авторитарного, либерального, индифферентного и авторитетного воспитательных стилей наиболее эффективным оказывается последний.

Жестокость, импульсивность, безразличие, тревожность родителя отрицательно действуют на детскую психику. Ученые пришли к интересному факту, что властность отца, тем не менее, позитивно влияет на интеллектуальные показатели ребенка, в то время как властность матери – негативно.

Психологические исследования влияния отца на личность ребёнка показали, что:

  • не настолько важны черты характера отца, насколько содержание сложившихся взаимоотношений с сыном или дочкой. Дети, получающие папину эмоциональную поддержку, его принятие и понимание, чувствуют себя психологически благополучнее;
  • не так важно количество времени, отведенного папой на взаимное общение, как качество совместного времяпровождения и положительная оценка его детьми;
  • отсутствие в неполной семье родного отца может заменить значимый для ребенка мужчина из ближайшего окружения – старший брат, дядя, дедушка, друг семьи.

Отец для своего ребенка – один из первых источников информации о взаимоотношениях с противоположным полом. Это не только родной человек, это – символ мужского начала, образец мужского поведения. Отцы играют особую роль в половой идентификации своих детей – постепенном процессе принятия ими своего биологического пола.

Отцы выполняют социализирующую функцию: они помогают детям усвоить моральные нормы, выражая своё отношение к поступкам или событиям. Чаще всего именно глава семьи определяет рамки поведения, следит за дисциплиной, наказывает или одобряет.

Отец – важнейшая фигура на границе между маленьким миром семьи и обществом в целом. Его задача – взять ребенка за руку, безболезненно «отделить» от мамы и познакомить с окружающим миром за границами семьи, его законами и порядками.

Влияние отца на сына

Мальчику отец особенно необходим. В психике детей возраста от 3 до 7-8 лет отчетливо проявляется феномен импритинга – запечатления конкретного образа, «привязывание» к нему и подражание. Сын осваивает свою половую принадлежность, копируя родителя (объект подражания) своего пола. Подсознательно у него складывается определенная модель мужского поведения, которой он в большой степени будет придерживаться во взрослой жизни, желая того или нет. У мальчиков, в отличие от девочек, эталон мужчины не бывает собирательным – он запечатлевается только с одного объекта подражания. Его отсутствие, либо неожиданное исчезновение (в случае смерти), либо прерывание контакта с ним (например, развод) приводит к серьёзным последствиям – нарушению целостности мужского образа, что неизбежно повлияет на личность будущего мужчины.

Влияние отца на сына проявляется и в том, что именно он сможет авторитетно объяснить, как поступают настоящие мальчики. Трудно переоценить роль хорошего отца в становлении типично мужских черт характера – инициативности, направленности на успех, соперничества. Пассивный родитель слабо влияет и на их становление, и на зарождение будущих отцовских чувств у юноши.

Психологами установлена связь между «слабым», недостаточно мужественным отцом (или полным его отсутствием в семье) и агрессивным поведением мальчика. Гипертрофированная враждебность к окружающим может возникнуть как протест против чрезмерной зависимости от матери и попытка освобождения от неё.

Влияние отца на дочь

Теплые эмоциональные отношения с папой нужны и дочери для формирования у неё образа женщины и уверенности в своей женской привлекательности. Отстраняющийся от общения с дочерью отец провоцирует возникновение у неё тревожности, вызывающих поступков как способа привлечения к себе внимания.

Влияние отца на дочь больше всего проявляется в подростковом и юношеском возрастных периодах. В это время девочка должна получить от папы признание достойной представительницей женского пола в виде одобрения её внешности и способностей.

На подсознательном уровне повзрослевшая дочка будет выбирать себе в партнёры такого же мужчину, как и её отец. Отношения дочери с отцом являются прототипом её отношений с противоположным полом. В неполной семье есть риск формирования у девочки неадекватного отношения к мужскому полу.

Авторитетный отец может повлиять на жизненный выбор дочери – нацеленность на карьеру или семейные ценности.

Правильно воспитанный ребенок, считают современные психологи, после достижения 18 лет должен быть готов уйти из семьи и начать самостоятельную жизнь. Позитивное воспитательное влияние отца на ребенка неоднократно подтверждено психологическими исследованиями – дети в таких семьях эмоционально более благополучны, более самостоятельны, больше уверены в себе, имеют адекватную самооценку и лучшую стрессоустойчивость.

Текст подготовила психолог Павлова И. А.

Читайте также:  Чего боятся молодые папы
Ссылка на основную публикацию