У малыша проблемы в детском саду: как родители могут помочь ребенку

Рекомендации для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду»

Печуева Ольга Владимировна
Рекомендации для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду»

Итак первое с чего нужно начинать это – психологически подготовить ребенка к поступлению в сад:

1. Объясните ребенку причины, по которым вы приняли решение о посещении, смене садика.

2. Говорите с ним, как со взрослым — не бойтесь, что он не поймет. Разговаривая с ребенком, давайте понять, что понимаете его страхи и тревоги. Вы бы тоже очень боялись на его месте.

3. Вспомните ситуации, когда вам приходилось менять место учебы или работы. Может, и вам в детстве приходилось менять садик или школу. Расскажите о своем опыте ребенку, называя вслух пережитые эмоции. Чего вы боялись? Что вызывало печаль? Почему вам все-таки было немножко интересно? Как разрешилась ситуация?Обязательно завершите рассказ позитивным выводом: вы нашли новых друзей, вас стали чаще хвалить и т. д.

4. Познакомьте ребенка с новым садиком заранее. У вас есть еще время, можно просто «сходить в гости» к другому садику, погулять возле него. Приняв новую обстановку визуально, ребенку легче в ней адаптироваться. Познакомьте малыша с воспитателями, нянечками.

5. Дома поиграйте с малышом в детский сад, причем какая-то из игрушек пусть окажется им самим. Понаблюдайте за тем, что делает эта игрушка, о чем говорит, вместе с ребенком помогите найти ей друзей и решайте проблемы вашего малыша через нее, ориентируя игру на положительные результаты.

6. Задолго до начала посещения детского сада синхронизируйте режим ребенка с садовским режимом

Следующий этап адаптация в д/с

Когда ребенок начнет посещать д/сад, не ждите, что он полностью успокоится и перестанет переживать ситуацию. Малыш может стать капризным, агрессивным, упрямым, заторможенным или наоборот, слишком возбудимым. Так проходит процесс адаптации. Нервничать при смене обстановки — это нормально. Главное — не перейти ту границу, за которой естественные эмоциональные переживания превращаются в невроз.

Период адаптации в коллективе детского сада у каждого ребенка свой и по длительности,и по характеру:

у одного ребенка он проявляется постоянными ОРВИ, у другого – нарушениями в работе кишечника, у третьего – сильными эмоциональными реакциями (агрессивностью, раздражительностью, плаксивостью, быстрой сменой настроения, ребенок становится тревожным – адаптация протекает сложно, с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Родителям же видна лишь надводная часть этого «айсберга» – поведение ребенка.

Не волнуйтесь, это все естественно. И, конечно, в скором времени пройдет. Наша задача минимально сократить время адаптации ребенка в доу и создать наиболее комфортное прохождение этого процесса.

Для этого воспользуйтесь следующими рекомендациями :

Рекомендации для родителей.

1. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь Вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения.

2. Чаще обнимайте ребенка,говорите ему примерно так: «Я знаю, что ты скучаешь, что тебе бывает страшно. Когда происходит что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится».

3. На привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться от двух недель до полугода, в зависимости от его индивидуальных особенностей. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы.

4. Всегда сохраняйте спокойствие и твердость, не проявляйте тревожности и волнения.

5. Не потакайте капризам в отношении д/с (не хочу сегодня идти и т. д., затягивает адаптацию.

6. Утро без излишней суеты, оптимизм, спокойствие и чувство юмора.

7. В период адаптации дети быстро утомляются, может нарушиться сон, поэтому необходимо организовать деятельность ребенка дома таким образом, чтобы снять его эмоциональное напряжение, организовывать режим дня.

8. Никогда не лгать! Ребенок отправляется не «в гости» и не в какое-то «волшебное место» — он идет в детский сад. Ведь если он поймет, что вы его обманули в этом вопросе, то где гарантия того, что вы не обманывали его, обещая вернуться за ним? А боязнь остаться одному — один из серьезнейших детских страхов

9. Если вас все же не оставляют какие-то тревоги и опасения, ни в коем случае не делитесь ими с ребенком. Даже вида не подавайте!

10. Расставаясь, не забудьте заверить ребенка в том, что непременно вернетесь за ним, и постоянно повторяйте, что вы его любите.

11. Уходя, прощайтесь с ребенком легко и быстро. Долгое прощание с обеспокоенным выражением лица вызовет у вашего сына или дочери тревогу, а то и панику. Сообщайте кто прийдет за ребенком (бабушка)

12. Сообщите воспитательнице ласкательное имя ребенка.

13. Не в коем случае не высказывайте негатив, недовольство в отношении д/с, либо педагогов при ребенке, это формирует у него отрицательное отношение к д/с. И наоборот при ребенке старайтесь высказывать позитивное отношение к д/с, педагогам.

13. В выходные и праздничные дни придерживайтесь детсадовского режима.

Многие родители не задумываются о том, насколько режим дня ребенка сегодня соответствует тому режиму дня, которого нужно будет придерживаться, когда начнется детский сад. Ребенку, который привык ложиться спать после 22.00, крайне сложно будет просыпаться в 7 утра. А в садик, как правило, нужно вставать очень рано. Вспомните, как чувствует себя ваш ребенок, когда он не выспался? Он трет глаза, капризничает, сам не понимает, чего хочет, становится плаксивым и соответственно болезненно воспринимают все, что происходит вокруг.

То, как ребенок чувствует себя в первые дни в детском саду, накладывает отпечаток на все его последующее отношение к этому месту.Вспомните высказывание: У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление». Это в полной мере относится и к детскому саду. Чтобы первый опыт ребенка в детском саду был окрашен позитивными красками, не поленитесь заранее перевести вашего малыша на правильный режим. Тогда он сможет просыпаться легко и идти в группу в хорошем настроении!

Эта ошибка отчасти перекликается с предыдущей. Так как родителям жалко будить малыша и хочется, чтобы он поспал как можно дольше, его будят практически «впритык» ко времени, когда уже нужно выходить в садик. В итоге, сборы получаются нервные, поспешные, у мамы нет времени дать малышу внимание и нежность, которые ему необходимы, особенно когда он еще нежится в постельке. Ребенок только и слышит: «Давай скорее», «Давай быстрее», «Опаздываем в садик», «Потом поговорим» и т. д. Часто малыш с утра еще не может хорошо соображать и мама раздражается, повышает голос и все утро получается сумбурным и конфликтным. Настроение испорчено у всех, и ребенок отправляется в садик в расстроенных чувствах, как и мама, у которой уже нет моральных сил говорить какие-то добрые напутственные слова.

Поэтому, просыпайтесь сами и будите малыша заранее, чтобы у вас было достаточно времени на неспешные сборы, чтобы вы могли уделить внимание ребенку.

Выходите в садик тоже заблаговременно, с большим запасом времени, чтобы вы не нервничали по дороге сами и могли настроить вашего ребенка на позитивный лад.

Консультация для родителей «Как ребенку подружиться в детском саду» Когда мама отдает малыша в Дeтcкий сад, она надеется, что именно там у него появятся первые постоянные товарищи по играм, он научится дружить.

Адаптация к детскому саду «Как помочь ребенку в адаптационный период» При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Адаптация — от лат. «приспособляю».

Буклет для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду» В своей работе с родителями я применяю, как одну из форм, памятки в форме буклетов. Практика показывает, что материал, подготовленный.

Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду. Консультация для родителей Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду. “Радостное настроение малыша в наших руках!” Принято считать, что девочки созревают для.

Как помочь своему ребенку правильно произносить звук [Ш]. Рекомендации для родителей Шипящие звуки (Ш, Ж, Щ, Ч) не всегда получаются даже у шестилетнего ребёнка. Вместо слова «шишка» можно услышать «сыска», «фыфка», «тытка»,.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду» Как примут ребенка в детском коллективе? Какие отношения сложатся с воспитателем? Не будет ли часто болеть? Насколько быстро привыкнет,.

Консультация для родителей «Как адаптироваться ребенку в ДОУ» Консультация для родителей «Как помочь адаптироваться ребенку в ДОУ» Уважаемые родители! Ваш ребенок скоро в первый раз переступит.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку освоиться в детском саду» Приводя впервые ребенка в детский сад, родители часто беспокоятся, как ему там будет? Волнение это вполне объяснимо: они оставляют ребенка.

11 проблем, которые мне пришлось решить, когда я отдала ребенка в садик

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

День, когда мой ребенок впервые отправился в детский сад, был счастливым и страшным одновременно. Странно, что моя девочка теперь будет где-то без меня, зато теперь у нас должны воцариться режим, порядок и спокойствие. Однако я даже предположить не могла, что все 3 года нахождения дочки в детском саду у меня постоянно будут возникать вопросы, на которые придется искать ответы.

Я хочу рассказать читателям AdMe.ru обо всех трудностях, с которыми столкнулись я и моя дочь в детском саду, а также о том, как лучше справляться с ними.

Прошла 1-я неделя сентября. Я уже начала мечтать пить кофе горячим, а душ принимать без малолетней свидетельницы. Мне стало казаться, что детский сад придумал какой-то святой, а рассказам подруг об этом прекрасном учреждении я не особо верила.

Но потом оказалось, что все не так радужно: дочь устраивала истерики по утрам, в саду не хотела есть и ходить в туалет. Кроме того, стала часто болеть. Педиатр посоветовал не бояться микробов, но об этом ниже.

1. «Не пойду сегодня в садик»

Разумеется, нас не обошел стороной этот период. Каждый вечер дочь рассказывала мне, как хорошо и весело было в саду, как она обязательно пойдет туда снова. Каждое утро у двери садика начиналась истерика: «Не уходи». Возле дверей детского сада обычно происходила кульминация кошмара. Все это, естественно, добавляло мне чувства вины.

Что я сделала: я чувствовала себя последней дрянью, оставляя дочь с чужими людьми, поэтому попросила мужа и бабушку отводить ее в сад. Я же забирала и расспрашивала о прошедшем дне, не забывая восхищаться воспитателями. По утрам рассказывала, как здорово мы проведем время, когда я приду за ней. И всегда повторяла, как мантру: «Я никогда не оставлю тебя, я обязательно приду за тобой, я люблю тебя больше всех на свете, ты нужна мне». Когда дочка поняла, что ее не бросят, она успокоилась.

2. Ребенок часто болеет

В мире существует около 200 различных вирусов, которые мутируют и становятся все сложнее. Во время болезни у ребенка формируется иммунитет, на это уходят годы. В любом детском саду малыш будет подвергаться частому воздействию вирусов, так как закрытое пространство с кучей людей — идеальная среда для них. Для иммунной системы, приспособившейся к избранному кругу людей, новые 20–30 человек — серьезный вызов.

Есть и психологическая составляющая: даже если ребенку нравится в садике, расставание с родителями может даваться тяжело. Целый день с чужими людьми — ощутимый стресс для незрелой нервной системы.

Что я сделала: изначально морально подготовилась к тому, что дочь будет чаще болеть. Несколько месяцев мы действительно просто не вылезали из болезней. Однако несмотря ни на что я все же последовала совету педиатра не бояться микробов и прекратила все обеззараживать, отглаживать и стерилизовать. И действительно, это пошло ребенку на пользу: постепенно болезни начали отступать, дочь повеселела, а я стала меньше убираться.

3. В саду ребенок ведет себя идеально, а как только появляется мама, в него будто бес вселяется

Можно сказать, что в саду педагоги умеют воспитывать детей, а я нет. Но я ращу дочь по теории привязанности Гордона Ньюфелда (Gordon Neufeld) и знаю, что шумное, истеричное и даже агрессивное поведение ребенка после сада — это нормально. Более того, на самом деле это хороший знак для родителя: значит, малыш чувствует себя со мной в полной безопасности, раз может показать себя «во всей красе».

Что я сделала: запаслась огромным терпением, постаралась как можно больше обнимать и целовать, проводить с дочкой после сада максимум времени вместе. Самое главное (и трудное) — помнить о том, что чем ужаснее ведет себя ребенок, тем сильнее он в нас нуждается.

4. Ребенок не ходит в туалет в саду

Первые недели у ребенка идет адаптация к новому месту, и у всех это проходит по-разному. Признаюсь, я удивилась и растерялась, когда выяснилось, что дочь отказывается ходить в туалет в саду и все время до прихода родителей терпит. Я поговорила с другими мамами и выяснила, что подобные случаи не редкость. Некоторые чувствительные дети пребывают в таком внутреннем напряжении из-за перемен, что физически не в состоянии расслабиться и спокойно сходить в туалет.

Что я сделала: первым делом зашла в туалет и посмотрела, что может быть не так: вдруг причина в чем-то очень простом, например внутри темно, а выключатель высоко. Я поговорила с воспитателями, и мы принесли из дома родной горшок. А дома мы несколько дней проигрывали эту ситуацию в ролевой игре с куклами. Оказалось, что дочь пугается того, что в туалете не 1, а 3 унитаза.

5. И к тому же не ест весь день

Дочь никогда не могла похвастаться хорошим аппетитом, однако в детском саду ситуация усугубилась. Сначала воспитатели ничего не говорили мне: многие дети в первые дни мало едят. Но потом сообщили, что ребенок весь день держится на куске хлеба или булки. А я-то, наивная, радовалась, что она дома стала лучше есть.

Воспитатели сказали, что так бывает часто. Сад — это стресс, ведь у ребенка весь уклад жизни, по сути, поменялся. Еда может казаться непривычной, невкусной, некрасивой, и самое главное — ее дает не мама.

Что я сделала: стала хвалить еду, которую дают в саду. Рассказывать, что нянечка угостила меня котлеткой, она такая хорошая и так вкусно готовит! Но самое главное — старалась соблюдать спокойствие. Надо помнить, что нужно время, что никто никогда еще не умирал в детском саду от голода. Действительно, голодовка через несколько недель закончилась, а спустя полгода дочь стала требовать, чтоб на выходных я варила ей каши «как в садике».

6. Иногда детей докармливают

Дочь отказывалась есть, а в некоторых детских садах воспитатели насильно «заталкивают» еду в ребенка. Я настоятельно просила такого не делать — пусть лучше будет голодной. Ведь получается, что малыш не в состоянии дать отпор взрослому человеку, покоряется и ест. Родители довольны: чадо ест, растет. Но не стоит радоваться: такие действия могут привести к расстройствам пищевого поведения.

Возможно, раньше я согласилась бы на это, но, прочитав книгу испанского педиатра Карлоса Гонсалеса «Мой ребенок не хочет есть», поняла, что заставлять нельзя.

Что я сделала: спросила у воспитателей и нянечек, существует ли в нашем саду такое явление. И настоятельно даже не просила, а требовала, чтобы мою девочку ни в коем случае не докармливали.

7. Воспитатель не справляется с детьми и превышает полномочия

Детский психолог Людмила Петрановская утверждает, что дети по своей природе существа послушные. Непослушными они становятся, только если не чувствуют себя в безопасности. Я, конечно, не хочу сказать, что со мной моя дочь всегда покладиста — нет, как и все дети, иногда она шалит, заигрывается и не реагирует на мои просьбы.

Но в саду стали жаловаться, что мой ребенок не слушается. И происходило это во время смены только одного воспитателя. Позже я поняла, в чем дело: она не справлялась. А иногда и превышала свои полномочия: грубо одергивала, насмехалась и повышала голос на детей. Ольга Васильевна бывала чересчур строга и раздражительна и часто выговаривала родителям, как плохо воспитаны их дети.

Что я сделала: к сожалению, практически ничего. Но мы с другими родителями попытались: побеседовали с заведующей. Новую воспитательницу долго не могли найти, а переводить ребенка в другую группу или сад тоже не дело: еще не известно, что тут более травматично. К счастью, через год она ушла сама и у нас появилась отличная замена.

8. Дополнительные сборы денег

Любые платежи, которые требуют оплатить в детском саду, должны быть официальными, т. е. на каждую оплату необходим чек. «Добровольные пожертвования», «на нужды группы» и т. д. — все это исключительно добрая воля каждого отдельно взятого родителя. У меня ее не было. Знакомые, которые уже проходили через это, подсказали, как себя вести в таких ситуациях.

Что я сделала: все те несколько раз, когда родителям нашей группы предлагали сделать какие-то благотворительные взносы, я не выступила против. Я спрашивала, на какой счет могу перечислить деньги, а если предлагали оплатить наличкой, просила квитанцию. Обычно на этом разговоры о деньгах заканчивались.

9. Давление со стороны других родителей

Обычно коллектив родителей делится на 2 части: одна хочет скинуться и собрать деньги на кондиционер или новые окна, вторая говорит, что денег не даст. Несколько раз я была человеком, который говорит нет и вызывает недовольство активистов. Выдерживать это очень трудно. Но мне действительно было непонятно, почему я должна отдать половину своей зарплаты на замену окон в саду, построенном 6 лет назад.

Читайте также:  Водить или не водить ребенка в детский сад

Что я сделала: всегда есть единомышленники, и я их нашла. Оказалось, нас не так мало — тех, кто не жаждал выбрасывать деньги на ненужные вещи. Кстати, это неплохой урок и для наших детей: не превращаться в стадо и не идти на поводу.

10. Детей на утренниках снимает исключительно фотограф детского сада

Увы, во многих детских садах руководство считает себя вправе обеспечить заработком какого-то своего знакомого фотографа, знания которого устарели еще лет 30 назад. И большинство родителей молча подчиняется этим правилам, несмотря на недовольство. Тут мне снова помогли советы тех, кто уже проходил это.

Что я сделала: с группой других родителей отправилась к заведующей, чтобы сообщить, что у нас будет свой фотограф. Ей это не понравилось, но сделать она ничего не могла: это наше право — пригласить того фотографа / видеооператора, который подходит нам, а не заведующей.

11. Пышный выпускной в детском саду

Здравомыслящий человек понимает: красиво нарядить ребенка и устроить большое празднество с клоунами и ресторанами — это исключительно потребность родителей. Ближе к выпуску из сада 2 самые активные мамы нашей группы начали предлагать безумные программы проведения детского мероприятия: банкетный зал, речной трамвайчик и т. п.

Что я сделала: предложила вариант более бюджетного мероприятия и напомнила, что это все же праздник наших детей, а не наш. В результате группа, как это бывало и раньше, разделилась на 2 половины. Мы ограничились утренником в саду и скромными посиделками в кофейне с пирожными. Потом мы с дочерью зашли в детский магазин и она выбрала игрушку, которая ей нравится. И мы обе были очень довольны.

А как вы решаете возникающие в детском саду вопросы и проблемы?

Особенности воспитания замкнутого ребенка

Замкнутый ребенок дошкольного возраста практически не причиняет родителям проблем. Он тихо сидит один, не любит шумных подвижных игр, избегает контактов со сверстниками и взрослыми. Чаще всего проблемы появляются, когда такого необщительного малыша отдают в детский сад.

В дошкольном учреждении замкнутый ребенок трудно адаптируется к коллективу, не может задать воспитателю даже самый простой вопрос, например, попроситься в туалет. Не расслышав задания на занятии, он боится переспросить взрослого, в результате, выполняет его так неумело, что вызывает детские насмешки. На вопросы он отвечает тихо и невнятно, а утренники и вовсе превращаются для него в настоящий ад.

Если не помочь ребенку преодолеть замкнутость, положение его в группе сверстников будет незавидным. Не вступая в активный контакт с другими детьми, он будет обречен на изоляцию. В лучшем случае замкнутого карапуза будут сторониться, в худшем – обращаться с ним грубо: дразнить, отнимать игрушки и т. д.

Столкнувшись с активным нежеланием идти в садик, слезами и истериками, некоторые мамы опускают руки и заносят свое чадо в категорию «несадовских детей». Но подобные ситуации могут повториться и в школе. Неумение адаптироваться в обществе негативно скажется во взрослой жизни. Если не помочь ему в дошкольном возрасте, замкнутый малыш сохранит в себе неуверенность на долгие годы.

Постепенно необщительный ребенок приспосабливается жить в своем одиноком мире, что негативно сказывается на его социализации. Потребность в эмоциональных контактах подавляется, а замкнутость становится причиной серьезного комплекса неполноценности. Ему будет трудно реализоваться как личности: найти призвание, создать семью, научиться дружить.

Какого ребенка дошкольного возраста можно назвать замкнутым

Психологи считают, что замкнутость формируется после одного года. Как правило, такие крохи сильно привязаны к маме и болезненно реагируют на ее отсутствие. Они не идут на контакт с незнакомыми людьми и не отпускают родителей от себя надолго. По мере взросления появляются и другие симптомы:

  • Ребенок больше молчит, а если и обращается к кому-то, то делает это неуверенным, тихим голосом.
  • Плохо адаптируется к компании сверстников: играет один на детской площадке, в садике.
  • Старается не высказывать своего суждения, соглашается с мнением большинства.
  • Не любит посещать детские секции, кружки, где требуется коммуникация.
  • У ребенка мало или вообще нет друзей.
  • Уклоняется от разговоров, любимая фраза: «Я не знаю».
  • Отсутствует живая жестикуляция, часто прячет руки в карманах или за спиной.

Врачи отмечают у замкнутых детей дошкольного возраста некоторые психосоматические проявления: боли в животе, частое поверхностное дыхание, беспокойство, перепады настроения.

Похожие модели поведения могут наблюдаться и у излишне застенчивых детей. Однако закрытость и застенчивость – это совершенно разные состояния.

Главное отличие в том, что застенчивый дошколенок хочет общаться и очень переживает из-за своей стеснительности. У закрытого ребенка потребность в общении напрочь отсутствует. Если первому нужно помочь преодолеть скромность, то второго – грамотно мотивировать к общению.

Почему дети становятся малообщительными

Психологи считают детскую замкнутость сложным феноменом, в основе которого лежат личностные особенности, издержки воспитания и другие причины. Без устранения истинного побудительного мотива скорректировать поведение замкнутого ребенка невероятно трудно. Почему же малыши растут нелюдимыми?

  1. Тяжелое заболевание, заставляющее думать о том, что он не такой, как все.
  2. Если ребенок интроверт по натуре, некоторая доля замкнутости свойственна ему от рождения. Исправить эту особенность темперамента коррекция не поможет. Такой маленький человечек умеет общаться, но отличается мечтательностью, неэмоциональностью, погруженностью во внутренний мир.
  3. Строгое воспитание. Ребенок может стать замкнутым, если родители предъявляют к нему завышенные требования, часто ругают, выражают недовольство его поведением, наказывают несоразмерно проступкам. В результате он чувствует свою ненужность, а его отстраненность становится средством защиты от негатива окружающих.
  4. Большую вероятность стать замкнутым имеет ребенок дошкольного возраста, отличающийся высоким уровнем интеллекта.
  5. Психологическая травма. Малыш может замкнуться вследствие сильного стресса для детской психики. Шокирующим обстоятельством может послужить потеря одного из членов семьи, развод родителей, частые скандалы в его присутствии.

Определить первопричину необщительности маленьких детей трудно, так как они очень закрыты и еще не осознают истоков своего поведения. С другой стороны, родителям, постоянно находящимся рядом, также трудно понять, почему он стал замкнутым. Если причина не лежит на поверхности, лучше всего обратиться к детскому психологу. Проведя совместную беседу, он определит степень его замкнутости, поможет отличить ее от застенчивости и даст советы по коррекции поведения.

Следует быть готовым к тому, что помочь замкнутому ребенку раскрепоститься – непростая задача. Некоторые малыши откликаются практически сразу, другим потребуется уделить немало времени и терпения.

Направления работы с замкнутым ребенком

Коррекция должна проводиться в трех плоскостях:

  1. Устранить причины, повлекшие это нарушение.
  2. Мотивировать ребенка к контактам со сверстниками и взрослыми.
  3. Гармонизировать отношения в детском коллективе. Здесь требуется не только помочь закрытому ребенку «повернуться» к сверстникам, но и снять с него ярлык «белой вороны».

Если первые два пункта во власти родителей, возможно, с привлечением психолога, то для решения последней задачи потребуется задействовать воспитателей детских садов. Если в дошкольном учреждении, куда ходит ваш ребенок, нет грамотного специалиста, нужно задуматься о том, чтобы поискать более прогрессивную группу или садик, где к воспитанникам применяется индивидуальный подход.

Рекомендации родителям

Из-за большой чувствительности детей дошкольного возраста, обучать их общаться нужно с большой осторожностью. Следует избегать оказывать на малыша сильное тактильное и психологическое воздействие: не тормошить его, чтобы вывести из задумчивости, не смотреть пристально ему в глаза.

Ребенок, имеющий негативный опыт общения, не должен понимать, что его намеренно хотят вовлечь в неприятную для него ситуацию. Не настаивайте на том, чтобы он делал это против желания, барьер замкнутости невозможно преодолеть одномоментно.

Избавиться от необщительности поможет спокойная, уютная, безопасная обстановка. Например, при разговоре держите его за ручку, поглаживайте по голове или посадите к себе на колени. Понаблюдайте, что он любит делать, какие игры ему нравятся, а не предлагайте незнакомые ему занятия. Постарайтесь постепенно разнообразить удовольствия от игры, усильте их выражением собственной радости. Это покажет ему, что играть вместе гораздо веселее, чем одному.

Первые успехи могут появиться достаточно быстро, но обольщаться ими не стоит. После «прорыва» скорлупы замкнутого ребенка наступит своеобразное «плато», когда придется работать долгое время без видимых результатов. Когда наладится контакт с близкими людьми, наступит длительный период адаптации с окружающим миром. Форсирование этого этапа может привести к обратному эффекту.

Советы психологов

  • Не навязывайте ребенку общение с посторонними людьми, а приспосабливайтесь к его реакции. Если он отказывается играть с ребятами, не настаивайте. Пусть пока постоит в стороне, почувствует атмосферу веселья.
  • Найдите область, которая ему интересна, и через обсуждение этих тем помогите наладить общение. Если ребенка интересуют космические приключения, запишите его на детские занятия в планетарий. Увидев, что его сверстников интересует то же самое, он воспримет их как своих друзей.
  • Приглашайте почаще гостей в дом, покажите малышу на собственном примере, как важно людям общаться, какие положительные эмоции они при этом испытывают: радость, смех, удивление.
  • Если вы пригласили детей, не предоставляйте их самим себе. Организуйте совместные занятия для детской и взрослой компании. Вам помогут настольные игры, отгадывание загадок, прятки и собственная фантазия.
  • Дайте ему почувствовать принадлежность к коллективу. Читайте сказки, посещайте спектакли, где рассказывается о дружбе, коллективном занятии или творчестве, например: «Репка», «Карлсон», «Винни Пух» и др.

  • Для замкнутых детей дошкольного возраста полезны игры, где есть тактильный контакт, например, паровозик, салочки, хоровод.
  • Обеспечьте ощущение безопасности. Когда ребенок находится в незнакомом месте, держите его за руку. Дайте понять, что не оставите его одного.
  • Учите малыша выражать свои эмоции словами. Научите ребенка, как правильно знакомиться. Для начала можно экспериментировать с игрушками. Он должен уметь представиться, поздороваться, рассказать о себе, попрощаться. Как бы формально это не звучало, без этого дружеского общения не получится.
  • Искусственно создавайте ситуации, когда ребенок должен первым заговорить со взрослым. Например, он просит вас купить игрушку в магазине. Попросите его подойти к продавцу и попросить показать, как она работает. Если ребенок еще не созрел для такого подвига, повторите просьбу через неделю, месяц. Постепенно желание пересилит застенчивость.
  • Если ребенок внешне отличается от сверстников, подумайте, как скорректировать его особенности. Заикание, неуклюжесть — все это мешает ему почувствовать себя на равных.
  • Замкнутым детям бывает намного проще найти общий язык со старшими или младшими детьми. Если у него появится друг старше или младше по возрасту, это будет хорошей тренировкой для общения со сверстниками.
  • Дозируйте общение. Неконтактные дети быстро истощаются от активного времяпровождения, дайте ему время освоиться в компании.
  • Если вы идете в театр, театр, океанариум, музей, приглашайте детей ваших знакомых. После просмотра представления у них появится много интересных тем для обсуждения.

И последнее. Когда вы почувствуете, что ребенок научился преодолевать замкнутость, сведите свою помощь к минимуму. Настало время для самостоятельных поступков.

Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду?

С чего начинается садик? Как это ни странно, садик начинается с расставания, с прощания мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тётей и незнакомыми ребятами. Поэтому нам, родителям, надо подготовить и себя, и ребёнка к этому нелегкому испытанию.

Начнем с себя. В том, что малыш плачет и никак не хочет отпускать мамину руку, часто виноваты мы сами. Нам очень его жалко, мысленно мы рисуем грустные картины: вот он плачет, вот ни с кем не играет и прочее. Мы в нерешительности, никак не уходим и чего-то ждем. Стоп! Настройте себя положительно, даже если ваш собственный опыт посещения детского сада был далеко не радостным. В конце концов, детский сад – это необходимая «школа» жизни, и в ней, как и в жизни, будут и радостные, и грустные минуты.

Бесспорные плюсы

Главное преимущество детского сада в том, что ребенок получает возможность общаться со сверстниками. Он не просто играет, он получает неоценимый опыт взаимодействия, сочувствия, сопереживания, коллективного творчества и сотрудничества. Всё это готовит ребенка к дальнейшей жизни. Именно в это время происходит формирование характера, закладываются основные жизненные принципы.

Неизбежные минусы

Кроме положительного опыта общения ребенок получает и негативные модели поведения: одни дети учатся ябедничать, подлизываться, другие – командовать и указывать, третьи – подчиняться. 8 часов предельного напряжения всех сил маленький человек просто не выдерживает. Он становится агрессивным, раздражительным, плаксивым. В результате такого перенапряжения ребенок заболевает. Частые простуды – неизбежный спутник детсадовского ребенка.

Безусловно, было бы идеально приводить в детский сад ребенка в возрасте 4- 5 лет на полдня. Но, к сожалению, мало какая работающая мама сегодня может себе этого позволить.

Готовимся к первому дню

Начните издалека. К мысли о детском саде, необходимости его посещать ребёнка надо подготовить заранее. Но это не значит, что надо говорить об этом каждый день, не превращайте это событие в проблему.

Расскажите малышу о детском саде, о том, что там много ребят, новых игрушек, качелей и др. Если есть такая возможность, сходите туда, поиграйте на площадке, познакомьтесь с воспитателем. Создайте у малыша настроение радостного ожидания. В то же время подготовьте его к предстоящей разлуке: практикуйте недолгие расставания (в магазин, на работу). Придумайте свой ритуал прощания. Ребенок должен быть уверен в том, что вы всегда возвращаетесь! В первые дни побудьте с ним некоторое время в детском саду, не уходите сразу. А расставаясь, обязательно скажите, что вернётесь за ним. Как правило, многие дети через несколько дней привыкают к новым условиям.

До поступления в детский сад важно формировать у ребенка чувство уверенности в себе, а это невозможно без развития самостоятельности. Понаблюдайте за малышом, умеет ли он сам одеваться, садиться на горшок, кушать, играть. Помогите ему научиться всем этим вещам. Поиграйте с ребенком в игру «Давай познакомимся, поиграем», ролевые игры учат малыша общаться, выражать свои мысли, строить предложения. Конечно, все дети разные. Общительный и улыбчивый малыш в садике может оказаться молчуном. Нельзя однозначно предсказать, какой будет детская реакция и как сложится этот непростой период в его жизни.

Как скоро ребенок привыкнет к садику?

Средний срок адаптации к детскому саду, по мнению специалистов, составляет в ясельном возрасте 7-10 дней, в 3 года – 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте – 1 месяц. Словом, чем старше ребёнок, тем дольше он привыкает к новым условиям. Психологи полагают, что особенности привыкания ребёнка к новой обстановке зависят от многих факторов: от типа нервной системы и состояния здоровья, личностных черт, семейной атмосферы, условий пребывания в детском саду. Наибольшие трудности в адаптации испытывают дети с ослабленным здоровьем, быстро устающие от шума, с трудом засыпающие днём, имеющие плохой аппетит. Тяжело привыкают к детскому саду чрезмерно опекаемые дети, не имеющие навыков самообслуживания, тревожные. Легче приспосабливаются к новым условиям сангвиники и холерики, тяжелее – флегматики и меланхолики.

Родителям важно знать, что некоторые дети так не могут привыкнуть к детскому саду. Тревожными сигналами, говорящими об эмоциональном неблагополучии ребёнка, о том, что он сильно страдает в условиях детского сада, тяжело переносит расставание с матерью, служат устойчивое нежелание посещать детский сад, плач, капризы по утрам, частые болезни, плохой аппетит, беспокойный сон. В старшем дошкольном возрасте у плохо адаптированных детей могут даже появиться нервные симптомы в виде грызения ногтей, тиков, заикания.

Почему дети так часто болеют в детском саду?

Кроме психологической подготовки ваш малыш должен быть готов к этому нелегкому испытанию и физически. Каждый ребенок перед посещением детского сада должен пройти медицинскую комиссию и сдать анализы. Итак. Педиатр выдал вам заключение, что ваш ребенок готов к посещению детского сада. Отлично! Но это вовсе не означает, что малыш не будет болеть. Всех мам интересует ответ на один и тот же вопрос: «Почему дети так часто болеют?» Почему они болеют, это понятно. Детский организм встречается с незнакомыми бактериями, вирусами. Иммунная система формируется, и процесс этот сопровождается ОРВИ, насморками. Таким образом, происходит «тренировка» иммунитета. Но почему это происходит так часто? На этот вопрос ответят психологи. Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Малыш находится в особом состоянии, которое психологи называют «третьим состоянием» между здоровьем и болезнью. Это значит, что не сегодня, завтра ваш ребенок или просто в самом деле заболеет, или снова станет сам собой. Всё зависит от степени выраженности стресса. Если она минимальна, в скором времени вы позабудете о негативных сдвигах адаптационного процесса и о том, что беспокоит вас сегодня. Это будет говорить о легкой или же благоприятной адаптации. Если выраженность стресса велика, у ребенка, очевидно, будет срыв, и он, по-видимому, заболеет.

Как укрепить защитные силы ребенка?

Лучший способ избежать многочисленных простуд в период адаптации к детскому саду– закаливание. Приступать к закаливающим процедурам лучше всего летом. Сделать это проще всего: пусть малыш больше времени проводит на свежем воздухе, купается в природных водоемах, бегает босиком. Важно, не забросить это «полезное дело», когда лето закончится. Пусть ребенок ходит дома босиком, моет посуду, играет с водой. Собираясь на прогулку, одевайте его по погоде. Замечательно, если вы организуете регулярные посещения бассейна.

Психологи советуют родителям в период адаптации ребенка к детскому саду:

1.Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.

2. Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.

3. Создавать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.

4. Щадить его ослабленную нервную систему.

Читайте также:  Памятка родителям: 20 причин, почему ребёнок не ест в детском саду, и что с этим делать (часть 1)

5. Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. Сократить просмотр телевизионных передач.

6. Как можно раньше сообщать врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.

7. Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.

8. Создавать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.

9. Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.

10. При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обращаться к детскому врачу или психологу.

В заключение хочется сказать всем родителям: ваша любовь поможет ребенку пережить это непростое время. Дайте почувствовать малышу, что он для вас самое дорогое существо на свете, и ни на минуту не позвольте ему усомниться в этом .

Проблемы в детском саду

Что делать, если кроха категорически отказывается от посещения садика? Попробуйте вместе понять, какие проблемы в детском саду.

В жизни каждого взрослого бывают моменты, когда не хочется утром идти на работу. Гораздо приятнее понежиться в теплой постели, выпить кофе. Похожие моменты случаются и в жизни детей, когда им совсем не хочется в детский садик. Но если у взрослого «надо» пересиливает «не хочу», то у маленького ребенка чувство долга не так развито, и он в очередной раз спросит: «Можно я останусь дома?» Однако такому нежеланию может быть масса других причин.

Проблемы в детском саду: дома лучше!

Основная проблема «домашних» детей связана с неумением жить в большом коллективе и по правилам этого коллектива. А правила гласят, что надо есть и спать в определенное время, ждать своей очереди, чтобы сходить в туалет или вымыть руки, а на занятии делать то, что требует воспитатель, а не то, что хочется. Как же помочь домашнему малышу преодолеть трудности?— Обучайте ребенка навыкам самообслуживания. Готовьте его к тому, что в садике придется самому раздеваться и одеваться, кушать и даже застилать постель. Дома предоставьте малышу как можно больше самостоятельности в бытовых вопросах. Пусть он сам переодевается, убирает за собой со стола, складывает игрушки, моет руки и лицо.— Дома придерживайтесь режима дня. Лучше, чтобы он в общих чертах повторял распорядок в детском садике. Пусть малыш привыкнет кушать в определенное время, а днем обязательно немного поспит. Отлично, если такой график станет общим для всей семьи. Это не значит, что всем придется ложиться спать после обеда, но завтракать, обедать и ужинать всей семьей в одно и то же время не помешает. Обеспечьте малышу полноценный опыт отношений с другими детьми. Расширяйте круг общения — чаще приглашайте в гости друзей с детьми, соседских ребятишек, водите малыша на детскую площадку.Наладить отношения малыша с другими детсадовцами помогут общие мероприятия. Например, позовите малышей из группы к себе домой, устройте совместный праздник или отметьте день рождения. Общие игры, конкурсы и занятия, праздничная атмосфера сблизят детей.— Проигрывайте дома ситуации из жизни детского сада. Пусть кукла станет воспитателем, а мишка — ребенком. Еще вариант — каждый член семьи берет на себя какую-то роль. Примерные ситуации: «Что ты будешь делать, если захочешь сходить в туалет во время прогулки?» — «Подойду к воспитателю, скажу ему о своем желании и попрошу разрешения сходить в туалет»; «Как ты себя поведешь, если кто-то отнимет у тебя игрушку?» -«Попрошу его, чтобы он вернул. Если он откажется, я обращусь к воспитателю«. Такой игровой тренинг подготовит малыша к различным нестандартным ситуациям в садике, выходящим за рамки его предыдущего опыта и помогут решить некоторые проблемы в детском саду.

Проблемы в детском саду: здесь так шумно!

Когда спрашиваешь у некоторых малышей: «Что тебе не нравится в садике?» можно услышать: «Здесь так шумно и все кричат!» Проблемы в детском саду часто возникают у тихих детей, предпочитающих спокойную обстановку. Постоянный шум, гам и назойливость сверстников их быстро утомляют, вызывая раздражение и апатию. Эти особенности детей можно отнести к свойствам их нервной системы. Сюда же относятся и уровень чувствительности ребенка к сигналам окружающей среды — звукам, прикосновениям, зрительным впечатлениям, и быстрая утомляемость или, наоборот, возбудимость. Так, для одних детей крик — обычный способ общения, а для более чувствительных — сильный раздражитель. К индивидуальным особенностям относится и уровень потребности в общении с окружающими. Кому-то из ребят оно более необходимо, другие малыши, наоборот, ориентированы на свой внутренний мир. Им гораздо интереснее побыть в одиночестве, размышляя и фантазируя. При этом общения со сверстниками они не избегают, но быстро пресыщаются им. Такие особенности составляют индивидуальность и неповторимость каждого малыша. Но, к сожалению, порой все это не соответствует ритму жизни в детском саду.Чем сильнее такое несоответствие, тем большая вероятность того, что ребенок ощущает дискомфорт, отрицательные эмоции и в итоге — нежелание его посещать. Нервную систему малыша насильно не перестроишь. Но она достаточно пластична, и родители могут помочь крохе приспособиться к детскому садику.— Попросите воспитателя, чтобы у ребенка была возможность заняться любимыми делами. Например, поиграть с конструктором вдали от детей, не спеша сложить мозаику или даже какое-то время побыть в одиночестве. Сверхподвижному малышу, наоборот, надо обеспечить плотный двигательный режим. Для воспитателя он может стать хорошим помощником в организации подвижных игр и физкультурных занятий.— Обратите внимание воспитателя на вкусовые пристрастия крохи. Так, если ребенок придирчиво относится к еде, предупредите воспитателя, чтобы его не заставляли есть нелюбимые блюда. Если у малыша по утрам снижен аппетит, тоже не следует кормить его насильно. Ребенок с голода не умрет, а добровольную диету с лихвой компенсирует дома за ужином.— Обеспечьте малышу дома возможность жить в соответствии со своим ритмом. Это будет в какой-то мере компенсировать дискомфорт от посещения детского сада.

Проблемы в детском саду: мне не интересно

Многое зависит от индивидуальных особенностей детской личности. Ребенок настроен порисовать, а ему говорят — сейчас будем петь, ему хочется полистать книгу, а воспитатель предлагает заняться лепкой. Воспитателя можно понять — ведь каждому не угодишь, к тому же есть программа.

Встречается и более сложная ситуация, например, когда малыш немного отстает в своем развитии, а значит, и в усвоении программы. Это порой формирует у него отрицательное отношение к детскому саду в целом.

Кстати, подобные проблемы в детском саду испытывают не только «притормаживающие», но и одаренные малыши. Программа детского сада усваивается ими легко и быстро. Воспитатели же видят, что ребенок все знает, и потому уделяют ему на занятиях минимум внимания. Из-за этого маленький ученик чувствует себя обделенным и пытается самыми разными способами вернуть внимание взрослых. Среди этих способов не последнее место занимает демонстративность и нарушение правил поведения. Что делать?

— Наладить конструктивный диалог с воспитателем. Расскажите ему об интересах, склонностях, трудностях своего ребенка. В силах воспитателя помочь крохе реализовать свои способности.

— Ознакомьтесь с программой, по которой работает детский сад. Это обеспечит преемственность между домашним и общественным обучением. Если дома вам удастся умело преподнести ребенку какие-то знания, то, возможно, этот интерес малыш перенесет и на занятия в детском саду. Особенно это важно для отстающего ребенка. Как только он почувствует свой успех, его уровень тревоги заметно снизится. Дома у родителей есть прекрасная возможность подтянуть кроху по всем разделам программы. При этом минимум критики и максимум похвалы за самые малейшие успехи.

— Регулярно интересуйтесь, как прошел день в детском саду. Причем не только тем, что и как малыш ел, но и тем, во что играл, на каких занятиях был, что понравилось, а что нет. Для крохи важно внимание взрослых, и он всегда с большим удовольствием расскажет вам о своих впечатлениях. Проявляйте искренний интерес! Тогда, возможно, ребенок пойдет в садик хотя бы ради того, чтобы потом было о чем вам рассказать.

Проблемы в детском саду: «мама, а ты заберешь меня домой?»

Этот вопрос задают родителям все малыши, впервые переступающие порог детского сада. Но о том же волнуются и детки постарше. К сожалению, и у них бывает повод к беспокойству, который, сами того не осознавая, дают родители. «Будешь плохо себя вести — оставлю в садике», — пытаясь образумить малыша, нередко говорит мама. А ребенок верит так, как способен поверить любому другому вашему слову. Для формирования страха совсем не обязательно пугать малыша впрямую, что его оставят в детском саду. Дети легко понимают все без слов. Ведь кроха видит, если родителям не терпится в любой момент от него избавиться. Так бывает, когда для занятых родителей детский сад — отличный способ пристроить малыша на весь день. Некоторые дети проводят в саду чуть не круглый год… Представьте себе: 4 года, день в день, с небольшими перерывами в выходные дни отходить в садик! Дома все общение с мамой и папой из-за нехватки времени или желания сводится к обычным режимным моментам — пришел из садика, поел, в лучшем случае посмотрел телевизор и лег спать. Да и это время нередко он проводит не с мамой и папой, а с бабушкой или няней. В результате ребенок чувствует себя отвергнутым, его потребность в тесном эмоциональном общении с родителями остается неудовлетворенной. Вот кроха и цепляется за любую возможность побыть с родителями, а в детском садике видит основную преграду к этому. Есть еще одна ситуация, когда малыш, несмотря на любовь и внимание семьи, чувствует себя отвергнутым. Так бывает, когда в семье рождается второй ребенок. Первенец видит, что теперь все внимание мамы направлено на младенца, и начинает ревновать. Он может решить, что в садик его специально уводят, чтобы он не мешал родителям быть с братиком или сестричкой. Некоторые дети в таких ситуациях начинают фантазировать о том, что родители хотят их заменить «новеньким» ребенком и поэтому отдают в детский сад. Что же делать?— Уделяйте малышу больше внимания. Это звучит банально, но речь идет не о кормлении, переодевании или купании. Нужно общаться с ребенком безо всякого повода, просто ради удовольствия побыть рядом, поговорить, выразить друг другу свои чувства. Благодаря этому малыш поймет, что он интересен и ценен для родителей, независимо от того, хорошо ли он поел, не забыл ли помыть руки или убрать за собой игрушки. Это не значит, что вам теперь необходимо позабыть о делах и все время посвящать только ребенку. Здесь главное не количество, а качество общения. На самом деле детям так много внимания и не надо! Они его требуют в тех случаях, когда их не устраивает качество общения со взрослыми. Достаточно после садика часик-другой поговорить с ребенком о том, что ему интересно, вместе поиграть или заняться каким-либо интересным для обоих делом. Но это время вы должны посвятить только ему одному. Чаще говорите малышу комплименты, признавайтесь в любви. Кроха должен быть уверен в том, что мама и папа ждут не дождутся вечера, когда заберут его из детского садика домой, где смогут насладиться общением с ним.

Проблемы в детском саду: если воспитательница ведьма

Для детей злая и конфликтная воспитательница — то же самое, что для вас злой начальник. Но у детей таких начальников не менее двух, а то и трех. И каждый нередко по-своему относится к детям и выдвигает к ним свои специфические требования. Бывает так, что один воспитатель разрешает то, что категорически запрещает второй. Как же быть? Внимательно отнеситесь к жалобам ребенка, выразите ему свое понимание и сочувствие. Случается, что дома ребенок рассказывает страшные истории о воспитателях — как они его бьют, морят голодом, издеваются над ним. При этом родителям всегда сложно разобраться. Нередко воспитатель говорит одно, а ребенок другое. Кому верить? Ведь дошкольники любят пофантазировать! Однако, каким бы авторитетом и репутацией ни обладал воспитатель, вы, как родитель, в первую очередь должны защищать права и интересы своего ребенка. Если сомневаетесь в правдивости детских слов, предложите ему поиграть в детский садик с куклами. Как правило, малыш будет неосознанно воспроизводить реальные отношения между детьми и воспитателем в его группе. После спокойно изложите воспитателю жалобы ребенка и поинтересуйтесь о возможной их причине.Если окажется, что конфликт действительно имел место, первый раз попытайтесь разрешить его мирным путем. Если такое повторяется, задумайтесь о его истинной подоплеке.Связаны ли конфликты с личностью самого воспитателя или с поведением вашего ребенка? Помните, что как бы хорошо ваш ребенок ни вел себя дома, в детском саду он может быть совершенно другим. Если у ребенка все же выработалось стойкое неприятие воспитателя, иногда не остается ничего лучше, чем перевести его в другую группу, а может, даже сменить садик.

Проблемы в детском саду: «я боюсь»

Детский сад может стать источником страхов, в результате чего малыш откажется туда идти. Но чем же можно напугать в садике? Бывали случаи, что дети боялись сварщиков, чинивших трубы, или пьяницу, бродившего за забором во время прогулки. Среди других страхов лидирует боязнь остаться в группе одному, если всех заберут, а за ним вдруг не придут.Детей беспокоит, что с близкими случится что-нибудь плохое, пока он будет в садике. Особенно страдают страхами те дети, у которых тревожные и беспокойные родители, пытающиеся оградить своего ребенка от любой реальной или мнимой опасности. Если ребенок испытал в детском саду стресс, испугавшись чего-то, сделайте небольшой перерыв в посещении. Даже если страх ребенка кажется вам смешным и ничтожным, со всем вниманием отнеситесь к его переживаниям. Ведь для него они самые настоящие! Поэтому не следует пытаться развеять страхи взрослой иронией или обесценить («Глупости это все!»). Лучше посочувствуйте малышу, выразите ему свое понимание. Далее постарайтесь уверить ребенка в своей любви и готовности защитить. Пересмотрите свои методы воспитания. Нередко взрослые сами формируют у ребенка подобные страхи, запугивая его незнакомыми людьми («Веди себя хорошо, а то сейчас отдам вон тому дяде!»), врачами («Если не будешь есть, тебе сделают укол!»), милиционерами («А ну прекрати, а то тебя заберет милиционер!»), сказочными персонажами («Быстро ложись спать, иначе придет серый волк и съест тебя!»). А потом те же родители искренне недоумевают, почему их ребенок трясется от страха на приеме у врача, замирает при виде милиционера или рыдает в садике во время детского утренника с участием Бабы-Яги. Справьтесь с собственными страхами и тревогами. Ведь вам неосознанно подражают дети. Конечно, особенно в наши дни, беспокойство за своих детей понятно. Тем не менее излишняя и необоснованная тревога взрослых невротизирует всех — и малышей, и родителей.

Проблемы в детском саду: чистая манипуляция

Что делать, если с утра пораньше ребенок закатывает вам настоящую истерику, лишь бы не идти в садик? Неужели ребенку действительно так плохо там? Но почему тогда он с папой ведет себя совсем по-другому? Один из возможных ответов на этот вопрос — ребенок пытается манипулировать вами. Для него утренняя истерика связана не столько с нежеланием идти в детский сад, сколько с возможностью добиться от родителя какой-либо выгоды для себя. Например, обещания, что ему купят новую игрушку, если он успокоится. В других случаях маленькому тирану просто хочется показать свою власть. Ведь если мама уступит, все увидят, кто на самом деле главный в семье. Истинный манипулятор использует подобные истерики как способ повлиять на родителей. Это может случиться в магазине, на улице, в гостях. Причем малыш прекрасно чувствует слабости близких. Именно поэтому он знает, что можно и чего нельзя позволить себе с каждым из них. Как же поступить родителям? Выясните первопричину. Задумайтесь, чего малыш хочет добиться? Может, внимания или самостоятельности в принятии решений? Или какой-нибудь другой уступки с вашей стороны?— Будьте последовательны. В следующий раз, когда ребенок закатит вам истерику, сохраняйте спокойствие и невозмутимость, не показывайте ему, что вы обескуражены и готовы на уступки. Это тяжело, но, единожды уступив, вы будете капитулировать снова и снова. Обратите внимание на свои переживания. Что вы чувствуете — стыд, обиду, злость? Скажите ему об этом спокойно, без упреков и угроз.— Обратитесь к психологу. Особенно если истерики происходят по малейшему поводу. Как правило, в таких случаях родителям вместе со специалистом приходится сильно потрудиться, перестраивая отношения с ребенком. Для этого вам будет необходимо выработать в семье между всеми ее членами единые требования и способы дисциплинирования ребенка.

Проблемы в детском саду: жди меня и я вернусь

Нет универсального рецепта, как сделать так, чтобы ребенок с радостью ходил в садик. Ведь кроха — живой человек, со своими потребностями и чувствами. Но в этом его индивидуальность! Родителям следует со всем вниманием и уважением относиться к внутреннему миру ребенка, даже если это выражается в виде протеста против детского сада. Покажите малышу, что разделяете его чувства, страхи, опасения. Задумайтесь, возможно, сегодня у него действительно есть основания не пойти в сад. Но если все же расставание по утрам и вам, и ребенку дается тяжело, попытайтесь придерживаться наших рекомендаций. Нередко конфликт начинается еще дома или по дороге в сад. Подъем, умывание, одевание превращаются в настоящее испытание для родителей. Чтобы сделать этот процесс менее конфликтным, попробуйте вместе с ребенком выработать некий ритуал утреннего подъема. Например, вы подходите к малышу, ласково его будите, целуете и разрешаете еще минут 10 полежать в постели. Затем помогаете одеться, рассказывая по ходу дела о своем сне и интересуясь тем, что снилось ему. Очень скоро такой ритуал станет не только приятным и привычным способом утреннего подъема, но и средством выражения любви друг к другу. По дороге поговорите с ребенком о чем-нибудь приятном и интересном, поиграйте в словесную игру, вместе сочините сказку или просто подурачьтесь. Если ребенок утром в садике вас не отпускает, не следует убегать, подкараулив момент, когда кроха отвлечется. Представьте себя в его положении: вы приходите в малопривлекательное место с самым близким человеком. И, хотя вам неуютно, вы чувствуете себя в безопасности, ведь рядом ваш защитник. Но вот вы отвернулись буквально на минутку, а родного человека и след простыл. Он просто исчез — неожиданно, без объяснений, даже не попрощавшись! Вы растеряны, напуганы, обижены, брошены! Такие же чувства испытывает ребенок, а еще он начинает задумываться, можно ли вам теперь доверять, не бросите ли вы его так же в любом другом месте — в магазине, в парке, в гостях. И чем больше его это беспокоит, тем сильнее он будет цепляться за вас, стараясь ни на минуту не упустить из поля зрения. Не стоит расставание превращать в настоящую драму. Достаточно уделить этому несколько минут и также выработать определенный ритуал прощания. Например, вы обнимаете ребенка, целуете его, говорите, что очень его любите и непременно будете по нему скучать, но обязательно вернетесь вечером. Не следует пускаться в бесконечные оправдания и споры, нервничать. Некоторые родители — словно эмоциональные вампиры: пока ребенок утром не заплачет, они не успокоятся. Для них это сигнал подтверждения их родительской самооценки: «Он так сильно любит меня, что не может без меня провести и дня. Какой я все-таки хороший родитель!» Главное — сохранять спокойствие и доброжелательное отношение к ребенку. Ведь гораздо приятнее расстаться, признавшись ему в любви, чем разругавшись с ним.

Читайте также:  Адаптация ребенка к детскому саду: что необходимо знать родителям

Трудный ребенок
консультация на тему

Советы родителям по воспитанию их детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
konsultatsiya_dlya_roditeley_na_temu_trudnyy_rebenok.docx26.16 КБ

Предварительный просмотр:

Почему понятие «трудный ребенок» широко бытует в практике детского сада? По оценкам воспитателей, фактически в каждой группе есть 1 – 3, а иногда и больше детей, которые с трудом поддаются воспитательному влиянию, по отношению к ним малоэффективны многие приемы педагогического воздействия.

Почему учителя нередко говорят о патологическом упрямстве, лености, жестокости детей, которые только-только пришли в первый класс?

Объяснить это можно тем, что трудновоспитуемость, которая наиболее ярко проявляется в подростковом (11 -15 лет) возрасте, не возникает вдруг, ни с того ни с сего. Она формируется по крупицам, является результатом длительных нарушений процесса формирования личности. Чаще всего трудным ребенок становится вследствие педагогической запущенности, т.е. неправильного или вовсе неорганизованного процесса воспитания. Таким образом, если понятие «трудновоспитуемый» говорит о результатах неправильного воспитания, то понятие «педагогическая запущенность» характеризует историю процесса воспитания, в котором допускаются серьезные просчеты, которые, если их своевременно не устранить, рано или поздно приведут к трудновоспитуемости (Л.М. Зюбин, В.А. Татенко).

Итак, педагогическая запущенность (ПЗ) как процесс для многих детей начинается в дошкольном детстве. Именно в эти годы в неблагоприятных условиях жизни и при неправильном воспитании создаются определенные предпосылки для появления и закрепления таких отрицательных качеств, как жестокость, жадность, лживость, которые лежат в основе антиобщественного и даже криминального поведения личности в более старшем и зрелом возрасте. Недооценку же родителями самых первых стремлений детей 1,5 – 2 лет к самостоятельности (самому снять или надеть штанишки, ботиночки, подать бабушке очки, принести комнатные туфли маме, отцу и т.д.) исследователи связывают с появлением привычки добиваться результатов только с помощью взрослых, упрямства, пассивности, лени, которую народная педагогика считает матерью всех пороков. Если своевременно не принять меры по нормализации воспитательной ситуации, то к 6 – 7 годам у детей могут сформироваться отдельные отрицательные черты характера.

Как бы ни были серьезны нарушения в поведении дошкольника и младшего школьника, они не затрагивают всю систему его отношений к другим. Как правило, дети сохраняют доброе расположение к взрослому, стремление быть хорошими, всегда ищут человека, у которого они могли бы заслужить одобрение.

Улучшение семейных условий, поступление в класс к хорошему, чуткому учителю, целенаправленная кропотливая работа педагогов с такими детьми и их родителями всегда дают положительные результаты.

Когда речь идет о детях дошкольного и младшего школьного возраста, мы предлагаем использовать термин «педагогическая запущенность». Ребенок запущен взрослыми людьми, в первую очередь родителями. Они не сумели или не захотели дать ему все то, что необходимо для его нормального развития; в итоге малышу трудно общаться с педагогами и товарищами по группе. Он часто просто не знает, что тот или иной его поступок плох, а его во всех случаях одергивают, стыдят, наказывают.

Осознавая всю сложность проблемы формирования и преодоления ПЗ в детском саду, следует помнить, что пластичность нервной системы дошкольников создает наиболее благоприятные предпосылки для исправления (коррекции) поведения и личных качеств ребенка.

Недооценка роли раннего периода детства как наиболее благоприятного для профилактики педагогической запущенности детей обусловлена самим характером их проступков, которые, как известно, не таят в себе серьезной опасности для окружающих. Опасность, которую они представляют для самого ребенка, зачастую в расчет не берется. К тому же родители и воспитатели маленьких детей всегда имеют в своем распоряжении средства воздействия, которые, не будучи целесообразными, с педагогической точки зрения, все же до поры до времени дают сиюминутный результат (например, окрик, отстранение от игры или занятия, угроза наказать и т.д.). В таких случаях не учитывается главное: если вовремя не остановить ребенка, совершившего первый, пусть самый незначительный проступок, не разъяснить ему в доступной форме ошибочность его действий и не научить поступать правильно, то у малыша может сформироваться искаженное понимание основных нравственных ценностей, неправильное отношение к окружающему.

Таким образом, мы понимаем ПЗ как двусторонний процесс неблагоприятного воздействия на ребенка и накопления последним нежелательных качеств, и одновременно как состояние ребенка, развитие личности, которое уже нуждается в коррекции.

Что же касается содержательной стороны ПЗ, то она может быть разнообразной.

Собственно педагогическая запущенность.

Для нее характерны отдельные неглубокие и неустойчивые нарушения в отношениях ребенка с окружающими.

Рассмотрим такой пример.

Руслан (6 лет) хорошо развит, активен на занятиях, пользуется авторитетом у товарищей. По дороге в детский сад мальчик угнал «ничей» велосипед, который стоял возле дома. Опасаясь расспросов воспитателя, спрятал его в кустарнике и целую неделю катался на нем по вечерам, пока не создал на дороге аварийную ситуацию, в результате которой чуть не погиб. Родители Руслана узнали о краже лишь после дорожного происшествия. Несмотря на решительное сопротивление сына, велосипед возвратили владельцу и выплатили ему штраф. Однако родителям не удалось доказать Руслану неправомерность его поступка: «Это мой велик, он уже давно у меня. Я не крал его, он просто стоял у дома. Он мой!»

А.С. Макаренко писал, что первый случай детского воровства – это не воровство, это «взял без спросу». Лишь потом, когда ребенок знает, что брать без разрешения нельзя, но делает это, такой поступок можно назвать воровством. Поведение Руслана свидетельствует о том, что мальчик не новичок в таком деле, что он имеет определенный опыт не только брать, но и прятать украденное.

Другими словами, здесь налицо деформированное отношение к чужой собственности, которое сказывается и на характере отношений ребенка с родителями и воспитателями (ложь, недоверие, обида). Пример, конечно, крайний, но большинство воспитателей рано или поздно сталкиваются со случаями присвоения отдельными детьми игрушек и вещей, принадлежащих другим детям или детскому саду.

Неблагоприятные условия жизни и воспитания нередко ведут к появлению задержки психического развития дошкольника (ЗПР), которая в дальнейшем не только не позволяет ребенку успешно учиться в школе, но и в особо сложных случаях ставит под удар его здоровье. Дети страдают патологической возбудимостью, несобранностью, жалуются на головную боль, рвоту, плохо спят, не могут справиться с простыми умственными задачами и наряду с этим серьезно нарушают нормы поведения в детском саду или школе (Дубинская А., Плуде В. Изучение шестилетних детей. – Рига, 1980). Дети с ЗПР всем видам деятельности предпочитают игры, характерные для младших (например, катают взад – вперед машинку, разбрасывают кубики), избегают общения с товарищами по группе и более старшими детьми, не доводят до конца начатое дело, бывают капризными, особенно в присутствии матери. У них не сформированы познавательные потребности. Эти дети не любят книгу, занятия, не проявляют интереса к окружающему.

В старшем дошкольном возрасте, как правило, появляется нравственное неблагополучие личности: ребенок избегает непосильных заданий, не может преодолеть свою леность, как «неумеха» не пользуется авторитетом у сверстников и постепенно озлобляется против них. Трудности, связанные с воспитанием такого ребенка, еще более скажутся, когда он пойдет в школу. И поскольку коррекция поведения ребенка с возрастом, как уже отмечалось, не становится проще, а, наоборот, усложняется, то в детском саду необходимо все сделать для преодоления ЗПР таких детей.

Случай глубокой ЗПР и ее реабилитации описан А.Л. Венгером (Венгер А.Л. Родители просят совета. – М.: Знание, 1981. – С. 58 – 92). Марина до четырех с половиной лет «жила у бабки. копалась с ней на огороде, все время на воздухе», и родители, люди молодые и очень прогрессивные, думали, что это ей будет полезно. Игра и речь у Марины были на уровне двухлетнего ребенка, в рисовании – полный ноль, она не проявляла никакого интереса к окружающему миру, не задавала никаких вопросов. Такую педагогическую запущенность, указывает автор, можно компенсировать только большой работой по специально предусмотренной программе. Иначе эффект будет таким же, что и при умственной отсталости: ребенок не сможет учиться в массовой школе, не станет полноценным человеком. Наверстать это надо сейчас, пока не поздно. И далее автор пишет, что в результате работы по намеченной программе «Марина за три года прошла в своем развитии путь, который обычно дети проходят за пять, учась в массовой школе». «Могло быть и хуже», – завершает свой рассказ автор. Жизнь показывает, что такое бывает очень часто, особенно в сельской местности, где еще многие дети, подобно Марине, растут «у бабок на свежем воздухе» и фактически никем не воспитываются. Поэтому первоочередной задачей сельских дошкольных учреждений следует считать повышение педагогической культуры родителей.

Распространенной формой педагогической запущенности является избалованность.

Избалованные дети растут, как правило, в благополучных, материально обеспеченных семьях, где на единственного ребенка активно влияют родители, бабушки, дедушки, другие родственники. Здесь дети с первых дней жизни привыкают к особому положению «кумира» семьи, все пожелания которого немедленно удовлетворяются. Такие дети, как правило, хорошо развиты, умеют продемонстрировать свои достижения перед знакомыми и воспитателями. Они знают и правила поведения, но придерживаются их лишь тогда, когда эти правила помогают им выгодно оттенить свои достоинства. В общении с товарищами часто бывают грубыми, претендуют на главные роли в играх и на утренниках. Необходимость уступить свое лидерство нередко вызывает взрыв, обиду, демонстративный выход из игры или другой деятельности. Избалованные дети не приучены к труду, даже в старшем дошкольном возрасте они ждут помощи от других, не доводят до конца неинтересное им дело. Например, Миша (5 лет) проявляет большую невыдержанность на занятии по родному языку. На замечание воспитателя: «Нельзя на все вопросы отвечать только тебе» – отвечает: «Мне можно, потому что я самый умный в детском саду» – и продолжает нарушать дисциплину. На занятии по конструированию выглядит притихшим – работа руками ему явно не дается. Поняв, что он так и не сумеет склеить коробочку, отодвигает все от себя со словами: «Не хочу, не люблю я это дело». Воспитательную ситуацию в семье Миши ярко характеризуют слова его дедушки: «Я сам уже 30 лет преподаю, но перед очарованием моего внука педагогика бессильна!»

Избалованность может развиться и в результате болезненности ребенка, стать следствием щадящего воспитания, которое продолжается и после его выздоровления. В этих ситуациях Дети бывают менее самоуверенны, но еще более капризны и изнеженны. Позиция родителей здесь чаще всего отражает страх перед той болезнью ребенка, которую пережила семья.

К сказанному нужно добавить, что родители, которые избаловали детей, часто проявляют недоверие к воспитателю, считают, что в детском саду не оценили достоинств их ребенка, несправедливы к нему. Последнее еще больше осложняет коррекцию поведения малыша и работу педагогов с семьей.

Профилактика появившихся признаков педагогической запущенности, по существу, должна начинаться с первых дней жизни ребенка. Она заключается в правильной, в строгом соответствии с возрастом, организации систематического, целенаправленного воздействия на его личность в семье и дошкольном учреждении.

Трудности в воспитании могут быть обусловлены длительной болезнью ребенка, пограничным состоянием его нервной системы: чрезмерной возбудимостью, эффективностью или, наоборот, заторможенностью, медлительностью.

Вместе с тем каждый случай педагогической запущенности требует и специальной психолого-педагогической диагностики. При этом глобальная оценка поведения типа «непослушный», «невоспитанный», «неразвитый» и т.д. совершенно недостаточна для того, чтобы оказать действенную помощь ребенку и его родителям. Нужен более тонкий диагноз, который охватывает самые важные стороны жизни малыша в детском саду и семье, дает конкретный ответ на ряд вопросов, в частности: чем именно обусловлены трудности воспитания ребенка, какие его качества нуждаются в совершенствовании.

В таких случаях стоят сложные задачи: во-первых, объединить усилия причастных к рассматриваемой проблеме организаций и лиц к оздоровлению воспитательной ситуации семьи; во-вторых, компенсировать недостатки семейного воспитания, т. е. в условиях детского сада дать ребенку максимум того, что он мог бы получить в хорошей, благополучной семье, подготовить его к обучению в школе, к общению с товарищами по классу, учителем. Опыт лучших педагогических коллективов свидетельствует о посильности этих задач.

Иного подхода требуют педагогически ослабленные семьи.

Например, такие, в которых родители не в состоянии активно участвовать в воспитании ребенка: инвалиды или люди, в силу специфики своей профессии подолгу не бывающие дома (проводники вагонов, чабаны).

Особую группу педагогически ослабленных семей составляют неполные семьи, т. е. такие, в которых нет одного из родителей. Эти семьи можно и следует выявить в результате анализа документации, которая оформляется при поступлении ребенка в дошкольное учреждение; в дальнейшем посредством наблюдений, тактичных бесед с родителями данные о них уточняются и расширяются. Педагогически ослабленная семья особо нуждается в помощи воспитателя. В отличие от неблагополучных семей, которые, как правило, не осознают необходимости такой помощи, члены этих семей с большим вниманием и благодарностью воспринимают заботу дошкольного учреждения об их ребенке, охотно повышают свою педагогическую культуру.

Большого внимания к себе требуют такие семьи, которые воспитывают единственного ребенка. Здесь, особенно если в воспитании активно участвуют бабушки и дедушки, часто растут избалованные дети, у которых формируются завышенные представления о своих возможностях и такие же потребности. Родителям бывает трудно отказаться от восторженных представлений о своем ребенке. Определяя пути влияния на эти семьи, следует учесть их довольно высокий педагогический потенциал, который нужно умело использовать. Здесь эффективными окажутся методы приобщения родителей, бабушек и дедушек к жизни детского сада, к творческому участию в воспитании не только своего, но и других детей, в том числе и тех, которые требуют повышенного внимания. Участие в воспитании других детей, в педагогическом процессе детского сада поможет этим взрослым в осознании и устранении собственных ошибок.

Следует учесть и то, что трудновоспитуемость – преимущественно «мужская» проблема (среди несовершеннолетних правонарушителей девочки составляют лишь 2 – 3%). Исследования (Мосин А. Е., Мосина Р. Р. Нравственное и эстетическое в семейном общении дошкольников // Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению. – Свердловск, 1981) показали, что по отношению к мальчикам воспитание в детском саду, как и в школе, оказывается менее продуктивным, чем по отношению к девочкам. Что же касается семьи, то общение родителей с девочками (совместные прогулки, домашний труд) происходит в 1,5 – 3 раза интенсивнее, чем с сыновьями. Усиливающееся к 7 годам стремление мальчиков к общению с мужчиной не удовлетворяется во многих семьях. С отцами в значительной мере связана и такая остросоциальная в наши дни проблема, как алкоголизм и самое первое приобщение ребенка к хмельным ритуалам. «У меня вчера был день рождения, гости вино пили, и папка мне дал попробовать. Оно сладкое, вкусное и хмельное, я потом качался и орал, а все смеялись». Эти первые представления четырехлетнего Володи имеют далеко идущие последствия: они ложатся в основу глубокого убеждения в том, что употребление спиртного обязательно для взрослого, что это торжественно, весело и вкусно. Жизнь показала и ежедневно подтверждает снова и снова прочность этого убеждения: многие подростки, познавшие вкус спиртного в дошкольные годы, к 14 – 15 годам успевают всякого натерпеться от отцов-пьяниц («бил маму, гонялся за нами с топором» и т. д.), много раз обещают не брать в рот спиртного, и тем не менее продолжают вновь и вновь возвращаться к тому, что «вкусно и весело».

Дети раннего и дошкольного возраста чрезвычайно чувствительны к конфликтам и разводам родителей. Так, у детей, оставленных отцами в дошкольном возрасте, отклонения в поведении наблюдаются в 44%, в возрасте 7 – 8 лет – 13 %, 9 – 12 лет – 24% и в возрасте 13 – 18 лет – в единичных случаях. Эти научные данные в корне подрывают представления о дошкольниках как о совершенно безобидных детях, которых не касаются проблемы взрослых. Поэтому целенаправленная работа с родителями – важнейший принцип предупреждения и преодоления педагогической запущенности.

Ссылка на основную публикацию