Домашнее воспитание как альтернатива детскому саду: преимущества и недостатки

Консультация для родителей «Детский сад или семейное воспитание. Что выбрать?»

Иванова Анна Витальевна
Консультация для родителей «Детский сад или семейное воспитание. Что выбрать?»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, ЧЬИ ДЕТИ НЕ ПОСЕЩАЮТ ДЕТСКИЙ САД.

«ДЕТСКИЙ САД ИЛИ СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ… ЧТО ВЫБРАТЬ.

Рано или поздно перед родителями встает вопрос о том, стоит ли отдавать ребенка в ясли или детский сад. Сторонники “домашнего воспитания” выдвигают множество аргументом не в пользу детских дошкольных учреждений, основными среди которых являются частые болезни ребенка. Кроме того, многие склонны считать детский сад причиной едва ли не всех нарушений в поведении ребенка. “Плохие слова”, обман, попытки воровства, агрессивное поведение — все это считается следствием подражания дурному примеру других детей. С другой стороны, те родители, которые предпочитают воспитанию в домашних стенах детский сад, в первую очередь аргументируют свою точку зрения тем, что детский сад — это первая школа общения, которую ребенок обязательно должен пройти. Ведь умение общаться с людьми — одно из главных условий того, что столкнувшись в дальнейшем с более взрослым коллективом сверстников, ребенок не потеряется в нем, а сумеет отыскать свое место.

Безусловно, последняя точка зрения гораздо более основательна.

Главное преимущество детского сада — это общение.

Находясь в коллективе сверстников, ребенок учится общаться с другими детьми, отстаивать свое собственное мнение и прислушиваться к чужому.

Он учится жить в коллективе, учится самостоятельности. Особенно важен детский сад для ребенка, который в семье единственный, а также для тех детей, которые по тем или иным причинам не имеют возможности проводить свободное время в кругу своих ровесников.

Некоторые дети, поступая в детский сад, на самом деле начинают часто болеть. Частые простуды бывают вызваны тем, что организм адаптируется к новым условиям существования. Ребенок чаще болеет, посещая детский сад, совсем не потому, что воспитатели за ним плохо смотрят, как считают многие. Как правило, количество заболеваний и их продолжительность существенно сокращаются уже на втором году посещения детского сада, когда период адаптации завершается.

В каком возрасте лучше отдавать ребенка в дошкольное учреждение?

Самое подходящее время для начала посещения детского дошкольного учреждения — это трехлетний возраст.

В этот период дети гораздо быстрее приспосабливаются к детскому саду и проявляют большее желание ходить туда, чем в более старшем возрасте. В два-три года ребенок начинает испытывать потребность в общении со сверстниками. Как правило, до этого возраста дети обращают мало внимания друг на друга и предпочитают играть самостоятельно. Общения с родителями и другими членами семьи малышу вполне хватает. Однако со временем границы его мира расширяются, и ребенок начинает проявлять интерес к другим детям. Интерес этот постепенно переходит в настоятельную потребность.

Исключительно важно уловить этот момент в развитии ребенка. Если интерес к общению со сверстниками в нем еще не проснулся, если ребенок очень сильно привязан к матери и не испытывает потребности в том, чтобы расширить свой мир, ему будет очень сложно адаптироваться в детском саду.

Частые случаи заболеваний в младших группах детского сада или в яслях, повышение нервной возбудимости, обидчивость, плаксивость и боязливость — все эти неприятности, как правило, являются следствием того, что родители поторопились отдать ребенка в детский сад или ясли. Как показывают наблюдения, дети, поступающие в дошкольное учреждение “по собственному желанию”, адаптируются в детском саду гораздо быстрее, чем те, которые не испытывали потребности в том, чтобы расширить свой круг общения.

Чем сильнее эмоциональная связь матери и ребенка, тем сложнее будет протекать период адаптации в детском саду.

Определенные психологические проблемы, возникающие у ребенка в период адаптации к детскому учреждению — явление вполне нормальное и естественное. Более того, в определенной степени возникновение этих проблем свидетельствует и о высоком интеллектуальном и психическом уровне развития ребенка, о его способности испытывать сильные эмоции. Проблем адаптации в детских учреждениях, как правило, полностью избегают только умственно не полноценные дети или же дети алкоголиков, у которых отсутствует глубина переживаний. И все же следует различать нормальные эмоциональные переживания и невроз, который может развиться у ребенка, психика которого травмирована стрессовой ситуацией.

Нормальной может считаться адаптация, не выходящая за рамки временных ограничений.

Чем старше ребенок, тем дольше он адаптируется к новым условиям. В яслях этот период не должен превышать семи – десяти дней, в детском саду, для детей в возрасте около трех лет — две-три недели, в старшем дошкольном возрасте — один месяц.

Для периода адаптации могут быть характерны различные психофизиологические реакции — беспокойство, страх, заторможенность или, напротив, повышенная возбудимость (в зависимости от темперамента ребенка, капризность, раздражительность и упрямство.

Гораздо сложнее и дольше адаптируются в детском саду дети,которые:

– являются единственными в семье;

– чрезмерно опекаемые родителями или бабушками;

– привыкшие к тому, что их капризам потакают;

– пользующиеся исключительным вниманием взрослых;

– не имеющие элементарных навыков самообслуживания;

– неуверенные в себе;

– страдающие ночными страхами;

– пережившие психологическую травму;

– дети с ярко выраженными дефектами (в более старшем возрасте);

– дети, родители которых слишком сильно переживают за ребенка в связи с необходимостью отдавать его в детский сад.

Таким родителям следует помнить и неукоснительно соблюдать несколько правил, изложенных ниже. Это поможет избежать серьезных проблем и психологических нарушений у ребенка.

1. Учитывайте возраст и эмоциональную привязанность.

Как правило, мальчики проявляют интерес к общению со сверстниками в три года, девочки — несколько позже, в три с половиной. Это — наиболее благоприятный возрастной период для того, чтобы отдать ребенка в дошкольное учреждение. Однако следует учитывать также и индивидуальные особенности.

2. Прежде чем отдать ребенка в детский сад, поговорите с ним об этом. Для того чтобы сформировать у малыша положительный настрой, расскажите ему о том, как вы сами в детстве посещали детский сад. Постарайтесь сделать рассказ интересным — в этом случае ребенок не будет бояться, что его ждет что-то плохое, а будет с радостью ожидать первого дня своей новой жизни.

3. Подготовительный период должен начаться задолго до дня первого посещения группы детского сада. Лучше уберечь ребенка от неожиданностей. К примеру, за несколько недель до первого посещения начните гулять с ребенком возле детского сада или, если есть такая возможность, непосредственно на детской площадке детского сада. На знакомой территории он будет чувствовать себя более уверенно.

В том случае, если детский сад находится поблизости от дома, в будущем детском коллективе у ребенка наверняка найдутся знакомые дети. Именно с ними он и будет общаться в первые несколько дней — до тех пор, пока не найдет себе новых друзей. В том случае, если группу не посещает ни один ребенок, который был бы знаком вашему малышу, лучше заранее познакомить его с кем-нибудь из ребят. Это поможет ему быстрее наладить общение в коллективе.

Прежде чем отвести ребенка в детский сад, познакомьте его с воспитателями, с детьми. Первые несколько дней не оставляйте ребенка в детском саду на полный день, даже если, по мнению воспитателя, ребенок не выказывал никакого беспокойства по поводу нахождения в новом коллективе.

4. Избавьте ребенка от трудностей адаптации к новому режиму.

Дети, не посещающие детский сад,живут по своему собственному расписанию: кто-то просыпается рано, кто-то — поздно; в разное время разные дети ложатся спать, садятся за стол и т. д. В детском коллективе — свое расписание, свой режим, соблюдать который обязан каждый ребенок. Поэтому лучше приучить малыша заранее именно к такому режиму дня, который он будет соблюдать в детском саду.

5. Приучайте ребенка к самостоятельности. В детском саду его не будут кормить с ложки, уговаривать “скушать ложечку за маму, за папу”. Совсем маленьким детям помогают одеться воспитатели; в более старшем возрасте ребенок должен уже кое-что уметь и сам. Безусловно, навыки самостоятельности прививаются не сразу. Однако в привычной домашней обстановке ребенку будет гораздо проще научиться надевать колготки, застегивать пуговицы и т. д. Самостоятельному ребенку будет проще, чем не приспособленному к самообслуживанию.

6. Любя, не воспитывайте эгоиста. Проявляя свою любовь к ребенку, восторгаясь им, старайтесь не спровоцировать возникновения в его сознании мысли о собственной исключительности. Ребенок должен знать, что родители и близкие люди с радостью выполняют его желания, а иногда и капризы, восхищаются им совсем не потому, что они обязаны это делать, а только потому, что любят его. Уступая ребенку, иногда просите и его пойти на уступки. Эгоистично настроенным детям в коллективе сверстников приходится порой туго. Не стоит забывать об этом.

7. Предоставьте ребенку возможность эмоциональной разрядки.

В первые несколько дней ребенок чувствует себя в детском саду скованно. Постоянное сдерживание эмоций может привести к нервному срыву, поэтому в период адаптации ребенку просто необходимо “выпускать” эмоции в привычной домашней обстановке, не вызывающей скованности. Не ругайте его за то, что он слишком громко кричит или быстро бегает — это ему необходимо.

В том случае, если адаптационный период проходит слишком остро и значительно превышает допустимые сроки, имеет смысл посоветоваться с психологом.

Консультация для родителей «Как выбрать игрушку» Во все времена взрослые выбирают и покупают детям игрушки. На первый взгляд, нынешнее изобилие снимает все проблемы с приобретением забавных.

Консультация для родителей «Как правильно выбрать игрушки для детей» Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий.

Консультация для родителей «Как правильно выбрать обувь ребёнку» Родителям следует подбирать обувь в соответствии с формой и размером стопы ребенка, а также надо учитывать такие свойства обуви как: прочность,.

Консультация для родителей «Как правильно выбрать спортивную секцию для ребёнка?» Консультация для родителей “Как правильно выбрать спортивную секцию для ребёнка?” Все родители хотят, чтобы их дети росли здоровыми, крепкими.

Консультация для родителей «Как выбрать автокресло» Консультация для родителей. «КАК ВЫБРАТЬ АВТОКРЕСЛО» Правилами дорожного движения предусмотрена перевозка детей младше 12 лет только в.

Консультация для родителей «Как выбрать школу для ребенка?» «Наш старший тоже идет в первый класс! В нашем микрорайоне школ много (есть даже школа во дворе, в которую пойдут дети из нашего сада, но.

Читайте также:  Видео от супер мамочек: как быстро собрать ребенка в садик

Консультация для родителей «Как выбрать спортивную секцию для ребенка» Спорт закладывает в фундамент развития личности три главных кирпичика: хорошее здоровье, правильную самооценку, интерес к собственному развитию.

Есть ли альтернатива детскому саду – все варианты

Альтернативы постсоветским ДОУ есть, и их достаточно много. Все зависит от того, сколько времени могут выделить родители своему ребенку и сколько денег потратить на его развитие. Все-таки, вальдорфский детский сад и другие частные заведения стоят дороже посещения государственных. Есть несколько основных вариантов.

Частные детские сады

Вначале надо определиться, что в семье ждут от детского сада, и только потом определяться с выбором платного заведения. За последние годы появилось много разновидностей частных ДОУ, среди которых можно выделить несколько основных.

Облагороженная классика

Частный садик – это наиболее дешевый вариант, хоть многое зависит от педагогического состава и услуг, предоставляемых дополнительно.

Это своего рода стандартный детский сад, который имеет несколько преимуществ:

  1. Вежливый персонал. Воспитатели и няни на детей не кричат, на родителях не срываются. А если это и случится, то вопрос быстро и кардинально решается.
  2. Маленькие группы. В среднем это 10-15 малышей. Благодаря этому внимание воспитателя больше сосредоточено на каждом и реже случаются непредвиденные ситуации. Но от болезней это все равно не спасает.
  3. Оснащение. Родители сами платят за более дорогие игрушки, качественные материалы для творчества и вкусную еду.
  4. Дополнительное развитие. Частные сады обычно предоставляют возможности раннего обучения языкам, основам школьной программы или логическому мышлению. В комбинации с индивидуальным подходом от воспитателя это дает хорошие результаты.

Иногда в качестве дополнительной услуги родителям предоставляется возможность вступить в местный семейный клуб. На встречах разные семьи общаются и играют вместе, учатся новым методам воспитания.

В остальном такие частные заведения не предоставляют ничего принципиально нового.

Вальдорфский сад

Это популярная немецкая методика обучения, помогающая вырастить творческую личность.

Внешне все выглядит прекрасно:

  1. Воспитатель выступает в роли “мамы”, изначально обучая детей всем домашним обязанностям на собственном примере. Каждый малыш учится ухаживать за собой и соблюдать порядок.
  2. Основная деятельность — прогулки, музыка и рукоделие во всех его проявлениях. Это отличный старт для развития креативных возможностей.
  3. Детям прививается любовь к природе, проводятся регулярные прогулки на свежем воздухе.
  4. Ребенок растет в натуральной среде. Синтетика запрещена. Отделка, мебель, только из природных материалов, а игрушки — самодельные.
  5. Проводится профилактика зависимости от игр и Интернета. В садике запрещены любые телефоны, планшеты, компьютеры и телевизоры.
  6. Личность в приоритете. Отсутствует принуждение в любом виде. Запреты только в ситуациях, когда может пострадать ребенок или имущество.

Вальдорфский подход интересен, но он развивает у детей завышенную самооценку.

Также руководство сада не приветствует любое интеллектуальное развитие, обучение счету, чтению и письму, спортивные тренировки, занятия в музыкальной или изостудии.

У ребенка искусственно ограничивается сфера интересов и поощряется эзотерическое мышление, воспитанное на волшебных сказках, мифах и легендах.

Система Монтессори

Это не только альтернатива детскому саду. В некоторых муниципальных учреждениях руководство формирует отдельные группы обучения по итальянской методике.

Они кардинально отличаются от стандартных:

  1. Вместе занимаются дети разных возрастов, что стимулирует интеллектуальное развитие у младших и формирование эмпатии у старших.
  2. Обучение основано на принципе саморазвития. Воспитатель только предоставляет возможность обучения, но никого не заставляет. Каждый ребенок занимается только тем, что ему интересно.
  3. Формируется безоценочное мышление и стимул к познанию на основе интереса к предмету.

Методика Монтессори плохо подходит гиперактивным детям.

Также нужно учитывать, что в школе ребенку будет тяжело привыкнуть к “принудиловке” и кардинально отличающемуся подходу к получению знаний.

Соответственно, первый класс может стать испытанием для родителей.

Реджио-педагогика

Еще одна итальянская методика, созданная на основе идей Монтессори и советского мэтра психологии Льва Выготского.

Объяснить, как работает Реджио-педагогика и что это за система, можно основываясь на 3 принципах:

  1. Опуститься до уровня ребенка. Вместо нравоучений используются только обсуждения, пояснения и разговоры, как со взрослым человеком.
  2. Отказаться от категоричности. Надо забыть о любых убеждениях и односложных ответах (да/нет). Каждый возникающий вопрос, проблема или конфликт — повод провести исследование и найти новое решение.
  3. Поощрять фантазию и выбор. Любой вопрос и действие должны иметь альтернативу, пусть даже на уровне: “Чай с сахаром или без?”.

Методика подходит для развития воображения, творческого и исследовательского подхода к жизни. Единственный минус — минимум внимания классическому обучению чтению, счету и письму.

Кружки и секции

Это другая возможность развития для несадиковского ребенка. В этом случае уже не получится отдать малыша на весь день воспитателям и полностью посвятить себя работе. Необходимо подобрать и оплатить занятия в различных заведениях, а потом еще и лично возить ребенка.

Такой выбор поможет развить разностороннюю личность и уделить максимум внимания тем сферам, которые родители считают более важными.

Современные группы раннего развития позволяют начать эффективное обучение уже с 3 лет, отлично подготовить детсадовца к школе и начать раннюю творческую или спортивную карьеру.

Благодаря постоянной смене коллектива, из-за занятий в разных местах, ребенок будет лучше социализирован, приспосабливаясь к различным правилам и нормам поведения.

Но нужно учитывать, что необходимость постоянного посещения развивающих центров отнимет практически все свободное время у одного из родителей. К тому же это будет стоить дороже, чем частный детский сад. Бесплатные кружки и секции в основном ориентированы на детей от 5 лет и редко помогают подготовиться к школе.

Общение с няней

Этот вариант по праву можно считать одним из наиболее спорных. Насколько такое решение позитивно повлияет на развитие ребенка, во многом зависит от личности няни.

Если она обладает достаточной квалификацией и готова действительно посвящать свою жизнь чужому ребенку, то это отличное решение. Так у малыша появится индивидуальный воспитатель, охранник и повар.

Недостаток контактов со сверстниками можно компенсировать:

  • занятиями в кружках и секциях;
  • регулярным посещением детских площадок;
  • общением с друзьями семьи, родственниками, приглашенными в гости;
  • посещением кинотеатров, цирка, клубов для детей и их родителей.

Но всегда сохраняется шанс, что няня, как чужой человек, будет халатно относиться к своим обязанностям. Проконтролировать этот процесс очень сложно. Если есть такая возможность, то лучше обратиться за помощью к родственникам или близким друзьям. Это надежнее и безопаснее.

Где ребенку будет лучше

Однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Многое зависит от финансовых возможностей, индивидуальной жизненной ситуации в семье и прочих факторов.

С точки зрения финансовой нагрузки — проще всего оставлять ребенка в муниципальном садике, хотя бы на полдня. В дальнейшем можно отправить малыша к родственникам или на кружки, обеспечивая социализацию и развитие за приемлемую стоимость.

Если необходимо высвободить максимум времени, то стоит обратить внимание на частный детский сад. Только стоит внимательно отнестись к изучению методики обучения. В противном случае можно неприятно удивиться полученному результату.

Развивающие детские центры, кружки и секции — это возможность разнопланово развивать ребенка. Особенно, если водить на занятия малыша сможет бабушка или дедушка. Только вопросом социализации будет лучше заняться отдельно, не забывая давать крохе возможность общаться и играть со сверстниками, а не только учиться.

Заключение

Выбор альтернативы детскому саду родителям лучше делать, ориентируясь на комфорт ребенка, как физический, так и психологический.

Только в этом случае он будет развиваться гармонично, не впадая в истерики из-за нехватки внимания от родителей. А знания и навыки общения всегда можно изучить чуть позже.

Альтернатива детскому саду: что лучше?

Вашего малыша не взяли в муниципальный садик? А вам предстоит скоро выходить на работу? Что делать? Предлагаем на выбор несколько альтернатив садику с их преимуществами и недостатками, подкрепленными отзывами кировчанок.

1. Родственники: бабушки и дедушки, тети и дяди

  • такой «воспитатель» знаком ребенку, и ему не придется проходить период адаптации, как если бы это был незнакомый человек
  • для бабушки или дедушки это возможность по-новому реализовать себя в жизни
  • доверие: родные люди все же лучше, чем чужая тетя
  • отсутствие финансовых расходов на содержание ребенка в детском саду
  • могут быть расхождения в вопросах воспитания и дисциплины
  • общение малыша со сверстниками сводится к песочнице

Мнения кировских мамочек:

Маша
– Бабушки это хорошо, но в коллективе ребенок зачастую легче учится многим навыкам: например, одеваться, садиться на горшок, кушать ложкой и т.п. И еще очень многие детки начинают лучше говорить в коллективе.

Лена
– Наша бабушка чудо, никакой тете я не доверю своего сынулю. Бабушка с ним и погуляет два раза в день и накормит, и позанимается. Конечно она не педагог, азов раннего развития не знает, но лепить, рисовать, читать умеет, для начала и этого достаточно, по мне так главное любить. А бабушка своего внука любит и поэтому может дать больше чем няня.

Елена
– Бабушки могут и избаловать. Мой сынуля ходит в садик хоть и постоянно болеет, каждый месяц. Сходит 3 дня в садик и болеет 3 недели, снова тащу его в сад, сама знаю, что вновь заболеет, но тащу. Потому, что хочется, чтобы, став повзрослее, смог жить в обществе. Многие говорят, что на детской площадке достаточно общения, я тоже раньше так думала, когда моему было 1,5-2 года. Сейчас мнение изменилось: на детской площадке ребенок знает, что рядом бабушка, все ситуации урегулирует. А в садике ребенок начинает сам думать как выйти из проблемы, накапливается опыт взаимоотношений сверстников.

2. Профессиональная няня

  • ребенок находится дома, среди своих игрушек и вещей
  • он может рассчитывать на полное внимание взрослого, который один отвечает за него
  • опытный педагог даст определенное развитие, соответствующее возрасту вашего карапуза
  • хорошая няня стоит недешево
  • вам придется терпеть в доме присутствие чужого человека
  • ребенок может привязаться к няне и будет переживать, если она по какой-либо причине решит уйти
  • ну и самое главное: очень сложно доверить свое маленькое сокровище чужому и малознакомому человеку

Услуги няни по городу Кирову на полный рабочий день варьируются от 10.000 до 13.000 рублей в месяц (на 2009 г.) Мнения кировских мамочек:

Екатерина
– Мое мнение такое, что няня должна быть: женщина, лет 40-50, приятной внешности, с приятным голосом, опрятная, с опытом работы (в детском саду желательно), только с письменными рекомендациями (устным я не доверяю), обязателен правильный первый контакт с ребенком, ведь детки всё чувствуют.
Я раньше искала няню, но потом ситуация поменялась и я буду сидеть дома с малышом. Попозванивала по объявлениям и поняла, что при нашей невысокой зарплате будешь работать только на няню.

Лена
– Я – няня со стажем более 6 лет. В настоящее время – заканчиваю нянчить девочку, т.к. родители отдают ее в садик на полный день. В этой семье работаю третий год, когда пришла к ним, как только девочке исполнился годик, с первого дня ребенок остался со мной на целый день. Нашла их по объявлению, мы ничего друг о друге не знали, у меня не было никаких рекомендаций. Молодая семья, ребята очень хорошие, я у них, как бабушка, полностью целый день с девочкой. Выполняла и гигиенические процедуры, и готовила, и развивала, и посещала поликлинику, и при необходимости, забирала девочку к себе домой или в сад с ночевкой. У нас очень хорошие, теплые отношения.

Оля
– Огромный плюс няни – это то, что можно спокойно работать и не бояться больничных, да и на привыкание к няне времени уйдет меньше намного.
А минус – что разнообразным питанием малыша обеспечивать на весь день необходимо, т.е. ещё + средства на продукты и время на готовку. У нас няня не готовит.

Оксана
– Если няня с ребенком и попоет и потанцует и полепит и порисует, да еще и накормит, то это супер-няня! Но такую еще поискать надо.

3. Домашний детский сад

  • ребенок находится в домашней обстановке вместе с другими детьми, что способствует развитию навыков общения
  • небольшой коллектив в отличие от обычного садика, дает возможность легче адаптироваться и проявлять малышу свою личность
  • воспитатели уделяют больше внимания детям, так как группа детей небольшая, как в муниципальных садиках
  • по оплате это гораздо выгодней, чем оплачивать услуги няни
  • если ваш малыш не поладит с воспитателем или с кем-то из детей, он будет переживать, пострадает его социальное развитие
  • вам трудно судить о том, как ребенок проводит день в саду
  • в коллективе трудно уберечься от инфекции
Читайте также:  Если бы родители задумывались о последствиях своих действий: 4 примера неудачной адаптации к детскому саду

Стоимость частных домашних детских садиков по городу Кирову варьируется от 6.000 до 8.000 рублей в месяц (на 2009 г.)
Мнения кировских мамочек:

Ольга
– Мы начали ходить в домашний детский сад. Расположен совсем близко к дому, группа из пяти деток, все разновозрастные, сынуля ходит с удовольствием, кушает хорошо. Единственное, заболели через 4 дня посещения, но я это списываю скорее на адаптацию. Но ходить будем, мне нравится, как с ними занимаются, и самое главное нравится сыночку.

Света
– Мне недавно знакомая рассказала про домашний детский сад, так я в шоке! Там в группе 5 детей от 1,5 до 2 лет, на них 2 взрослых. И они ухитрились на прогулке одного ребенка потерять и не заметили даже после возвращения! Одежда и обувь детей там регулярно теряется навсегда, кормят сухими завтраками, пиццей и прочей гадостью, даже кашу не сварят малышам. После этого я целиком за госсадики, там хоть есть нормативы, проверки всякие. Но вообще, я думаю, в любом садике главное – личность воспитателя.

Анастасия
– Мы вот уже месяц ходим в домашний частный садик. Моей дочке там очень нравится. Она с первого же дня осталась на целый день и ходит с большим удовольствием. Я сама стала замечать, как благотворно на нее повлиял садик. Она раньше хоть и ходила на горшок, но временами все-таки забывалась. а теперь только на горшок и даже ночью! Стала более самостоятельной – кушать, одеваться. Словарный запас увеличился. В общем, я очень довольна этим садиком. В группе всего 6 человек. Занятия проводят логопед, ортопед, приходят учителя музыки, рисования и 2 раза в неделю детишек осматривает педиатр.

4. Частный детский сад

  • небольшой коллектив в отличие от обычного садика, дает возможность легче адаптироваться и проявить малышу свою личность
  • малыш получает доступ к множеству новых игр и игрушек
  • с малышами работают различные специалисты (психологи, педиатры, логопеды и т.д.)
  • ребенок не находится под вашим контролем; риск инфекций и другие недостатки, характерные для детских садов
  • зачастую высокая стоимость пребывания ребенка

Стоимость частных детских садов по городу Кирову варьируется от 7.000 до 12.000 рублей в месяц (2009 г. Мнения кировских мамочек:

Алла
– Мы ходим в частный садик с самого основания. Очень довольны. Ни крика, ни раздраженного тона ни разу не слышала (хотя приходила за ребенком в любое время). Воспитатели очень профессиональные. Да, дорого, но деньги там действительно отрабатывают. Недавно даже цирк туда к ним приезжал (клоуны, кошки дрессированные, еще какие-то животные – не помню). Мой сын был просто в восторге! Безопасность ребенка там на высшем уровне, над каждым ребенком трясутся.

Ксюша
– Моя племянница закончила частный садик и была совершенно не готова к школе, отдавали ещё на год в простой садик и теперь учится на-отлично в школе. Её дружок из частного садика не осилил ни одно собеседование в “серьезные” школы и учится в простой. И таких случаев известно много. По правилам школы он должен уметь заниматься тем, что не вполне его интересует и концентрироваться на том, чем занимается коллектив из 30 человек. На примере моих знакомых, детки из частных садиков с большим трудом к этому привыкают. Так что, увы, однозначного мнения тут нет.

Алена
– На мой взгляд, уж лучше я заплачу 10 тысяч, но отдам ребенка в хорошие условия содержания, где с ним каждый день индивидуально занимается логопед, психолог, если надо дефектолог, учат английскому и персональный педиатр и т.д., Тем более я сама коррекционный психолог и знаю, как в наших обычных детских садах с детьми занимаются! Что еще мне нравится в частном садике, там евроремонт, группы до 10 человек, специалисты хорошие.

Как видите, у каждой альтернативы есть свои плюсы и минусы, также как и у каждого родителя есть свои предпочтения и требования. Выбор за вами. В дополнение предлагаем список вопросов, которые дадут вам некоторые общие представления о том, что следует выяснить, когда вы будете разговаривать с потенциальными воспитателями.

Вы решили нанять няню?

  • о последнем месте работы и причинах, по которым она его оставила
  • какая оплата ее устраивает?
  • есть ли квалификация воспитателя или медицинского работника?
  • как она планирует проводить день с вашим ребенком?
  • что она делает, если малыш плачет?
  • готова ли она иногда с посидеть с малышом по вечерам или в выходные?

На что обратить внимание:

  • внешний вид (вы сами знаете, что для вас приемлемо, а что нет)
  • насколько легко няня находит контакт с ребенком?
  • личные качества
  • опыт: возможно, ей придется действовать в сложных ситуациях
  • интеллект: вы же хотите, чтобы она развивала вашего ребенка

Вы решили отдать малыша в частный или домашний сад?

  • как давно воспитатель присматривает за детьми?
  • сколько в саду детей и каков их возраст?
  • что воспитатель делает если ребенок не слушается?
  • где проходят прогулки с детьми?
  • распорядок дня
  • разделяют ли детей по возрастным группам?
  • где дети спят, играют и отдыхают?

На что обратить внимание:

  • чем заняты дети: играют, рисуют?
  • заметен ли интерес к детскому творчеству?
  • занимаются ли воспитатели детьми или болтают друг с другом?
  • чисто ли на кухне и в туалете?
  • много ли игрушек подходящих детям по возрасту?
  • обращает ли кто-нибудь внимание на плачущего малыша?
  • соблюдаются ли принципы здорового и, при необходимости, диетического питания?

Домашнее воспитание как альтернатива детскому саду: преимущества и недостатки

Малыш растет, и детский сад уже не за горами. Перед родителями встает вопрос: а не оставить ли ребенка дома? Комфортная обстановка, мама всегда рядом, никто не обидит… Правда, есть и минусы. Эта статья призвана помочь родителям сделать правильный выбор, взвесив все «за» и «против» детского сада и домашнего воспитания.

Преимущества домашнего воспитания

В 21 веке наравне с ростом частных детских садов растет количество детей воспитывающихся дома. Чем же привлекает новоявленных родителей воспитание на дому? Комфортная обстановка или естественная среда. На протяжении первых лет жизни малыш растет в домашней обстановке. Родители максимально подстроили ее к нуждам и потребностям маленького человечка. Знакомые предметы, любимые игрушки, близкие люди создают уют и безопасную среду.

Домашнее окружение естественным образом подходит под физиологические потребности дошкольника, создавая психологический комфорт. Домашний уход. Никакой детский сад не заменит маму: атмосферу любви, заботы и тепла. Даже мелочь не ускользнет от ее зорких глаз. Мама переоденет, если испачкалась одежда, почистит ушки, помоет личико. Туалет, прогулки и сон не по расписанию, а по требованию дитя. Малыш ударился — мама пожалеет, расплакался — обнимет, загрустил — поиграет. Она всегда рядом! Нет стресса. Каждый родитель знает, как тяжело дается детям первые месяцы адаптации к детскому саду.

Оторванность от привычной обстановки и мамы — это сильный стресс, который негативно сказывается на психическом состоянии ребенка. Домашние дети ограждены от нервного расстройства. Они не испытывают дискомфорта, понятие «адаптация» им не знакомо. 100% индивидуальный подход. Этот аспект можно рассматривать разносторонне. Это и воспитательный процесс, и режим дня, и физиологические особенности, и развитие способностей, и акцент на интересы и нужды дошкольника. Каким бы не был педагог профессионалом, учесть интересы 15 — 20 детей нереально. Подстроиться под одного «сорванца» гораздо легче. А учитывая, что мама его знает с пеленок, она интуитивно чувствует нужды и настроение родного человечка. Воспитание под наблюдением. Когда отдаете ребенка в садик, нет гарантии, что попадется тактичный и грамотный педагог.

А если не повезет? Какие убеждения, нормы и моральные ценности он заложит в сознание маленького человека? Какую модель поведения продемонстрирует? Если учесть, что основа личности формируется до 5 -7 лет, это большая ответственность. Воспитание в семье — гарантия, что малыша никто не обидит, не сломит его волю и не травмирует детскую психику. Антиморальные уставы, недопустимые примеры и недостойные поступки остаются вне досягаемости дошкольника. Он перенимает образцовое поведение и ценности семьи. Нет уравниловки. В детском саду групповое воспитание, где детей подстраивают под нужды коллектива. С одной стороны это хорошо — учитывать мнение других людей, с другой — нет. Присутствует стадное чувство — делать как все. А если не как все, то мешаешь группе. Обучение и развитие на дому дает почувствовать маленькому человеку собственную уникальную личность с широкими возможностями. Проявить индивидуальность. Здесь нет давления, и не присутствует чувство, что ты винтик некой системы.

Читайте также:  Адаптация ребенка к детскому саду: что необходимо знать родителям

Ребенок сам система, цельный механизм. Подходит каждому. Все дети со своими особенностями характера и иммунитетом. Есть замкнутые, шумные, шустрые. Есть болезненные, тревожные. Детский сад подходит не каждому. Застенчивому и скромному малышу тяжело «раскрыться» среди активных и шумных. Шустрых тормозят и подстраивают под «удобные стандарты». Часто болеющим детям садик — лишняя нагрузка на иммунитет.

Воспитание на дому — это лояльный подход и подстраивание под особенности характера и иммунной системы конкретного ребенка.

Недостатки домашнего воспитания

Казалось бы, оставил дошкольника дома и никаких проблем. Не нужно просыпаться рано, любимые игрушки под рукой, родные рядом, никто не обидит. Но не все так просто: дома телевизор, мама занята готовкой, стиркой, уборкой… А еще нужно найти время на прогулки, игры и занятия с малышом. Недостаточная социализация. Детский сад максимально адаптирует дошкольника под социальное окружение. Здесь широкий круг общения, где малыш взаимодействует с различными типами характеров. Познает, что такое справедливость, дружба, сопереживание. Учится: находить способы общения с группой, играть по правилам, конкурировать, договариваться, учитывать мнение других, подбирать друзей по интересам, примерять социальные роли, отстаивать свое мнение. Домашнее воспитание не компенсирует социальную адаптацию, оно значительно сужает круг общения дошкольника. Есть риск вырастить эгоиста, не общительного ребенка, «белую ворону». В школе могут возникнуть трудности общения с детьми и педагогами. Неквалифицированная подготовка к школе.

Сидя дома, ребенок не получает тех знаний, умений и навыков, что детсадовские дети. Некоторые родители думают, что выучить буквы и научиться читать — достаточная подготовка. Нет! В саду развивают мышление, память, речь, расширяют кругозор, подготавливают к обучению чтению и руку к письму. Воспитатели работают по специальной программе, где расписано, что должен знать и уметь дошкольник определенного возраста. Если мама взяла на себя ответственность воспитать малыша, то хорошо бы ей ознакомиться с программой дошкольного образования. Немаловажное значение имеет и методика обучения.

Родителям придется постигать основы дошкольной педагогики. Не сформирован навык дисциплины и усидчивости. Каким бы не был сообразительным ребенок, если он не усидчивый и не дружит с дисциплиной — будет отставать в учебе. Умение концентрировать внимание, высидеть несколько занятий, сдерживать и контролировать свое поведение — эти навыки оттачиваются в дошкольных группах. На занятиях, в коллективных играх, в повседневной деятельности детей.

Достоинства и недостатки семейного и общественного воспитания.
материал на тему

В данной таблице предоставлены все преимущества и недостатки семейного и общественного воспитания,сделан вывод.

Скачать:

ВложениеРазмер
dostoinstva_i_nedostatki_semeynogo.docx17.65 КБ

Предварительный просмотр:

Достоинства и недостатки семейного и общественного воспитания

Детский сад – недостатки

Деловая форма общения воспитателей с детьми, сниженная его интимность и эмоциональная недостаточность

Эмоциональная насыщенность отношений между родителями и ребенком, “общение ради общения”, кровнородственная близость и теплота

Наличие сменяющих друг друга воспитателей с разными программами поведения, методами воздействий на ребенка

Постоянство и длительность общения, переплетение частных жизней, сопричастность ребенка с общими планами отца и матери, других членов семьи

Обращение воспитателя ко всем детям, недостаточность индивидуального общения с каждым ребенком

Индивидуальная обращенность педагогических воздействий на ребенка

Регламентированное соблюдение режима дня

Подвижный режим дня

Преимущественное общение с детьми одного возраста

Возможность общаться с родственниками разных возрастов

Детский сад – преимущества

Наличие и использование программ воспитания и обучения дошкольников, научно-методических знаний у педагогов, методических пособий

Отсутствие программы воспитания, наличие отрывочных представлений о воспитании, использование случайной педагогической литературы

Целенаправленный характер воспитания и обучения детей

Стихийный характер воспитания и обучения ребенка, использование отдельных традиций и элементов целенаправленного воспитания

Условия жизни, быта, воспитания и обучения научно разработаны для детей, их потребностей

Тенденция создавать условия для себя, непонимание их важности для ребенка

Применение методов воспитания, обучения, адекватных возрастным особенностям и возможностям дошкольников, понимание их психических и духовных потребностей

Непонимание возрастных особенностей дошкольников; представление о них как об уменьшенной копии взрослых; инертность в поисках методов воспитания; стремление воспитывать, как получится, непонимание духовных потребностей ребенка

Умелое применение оценки деятельности и поведения детей как стимула их развития

Непонимание роли оценки в воспитании и обучении ребенка, стремление оценивать не поведение и деятельность ребенка, а его личность

Разнообразная содержательная деятельность детей в обществе сверстников; возможность играть и общаться с широким кругом ровесников

Однообразие и малосодержательность деятельности ребенка; недостаток игрового общения взрослого и детей в семье

Наличие профессиональных умений для изучения личности ребенка в процессе деятельности

Неумение дать своему ребенку объективную характеристику, проанализировать свои методы воспитания

Защищенность ребенка от травмирующей стороны личной жизни взрослых, их плохого настроения

Беззащитность ребенка перед травмирующими факторами личной жизни родителей, перед их плохим настроением

На основе приведенной таблицы можно сделать вывод о том, что каждый из социальных институтов имеет свои преимущества и недостатки. Так, воспитываясь только в семье, получая любовь и привязанность со стороны ее членов, опеку, заботу ребенок, не вступая в общение (контакт) со сверстниками, может вырасти эгоистичным, не приспособленным к требованиям жизни социума, окружающей среды.

Следовательно, семья и детское образовательное учреждение – два воспитательных института, каждый из которых даёт ребёнку определённый социальный опыт, но только во взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предложенный конспект родительской гостиной соответствует современным требованиям, носит практико-ориентированный характер и может быть использован для эффективного взаимодействия педагогов с семьями .

Наш многолетний опыт работы позволил выработать алгоритм взаимодействия с семьей на одном из самых трудных и важных этапов развития ребенка – в период его адаптации к условиям общественного восп.

Основная задача всех исследований Пиаже — изучение механизмов познавательной деятельности ребенка.

Воспитательное мероприятие в группе “Коррекция речи”- “Достоинства и недостатки человека”.

Эта консультация предназначена для родителейдетей раннего возраста.

Использование информационно-коммуникационных технологий является одним из приоритетов образования.Гармоничное соединение ИКТ с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями спосо.

Чтобы ребенок был готов к жизни, чтобы уверенно чувствовал себя в этом большом мире, необходимо вооружить его социальными знаниями и умениями.

Домашний детский сад — преимущества и недостатки

Устраивая ребенка в муниципальный детский сад, родители часто сталкиваются с проблемой нехватки мест, поэтому отличной альтернативой государственным ДДУ становятся так называемые домашние детские сады. Такая практика широко распространена в странах Европы и США, но на отечественном рынке услуга появилась сравнительно недавно. Давайте разберемся, что такое домашний детский сад и в чем его преимущества и недостатки по сравнению с государственными учреждениями.

Домашний детский сад как организовать

По сути, домашние детские сады представляют собой 2-х, 3-х или 4-х комнатную квартиру (или частный дом) со специально оборудованными помещениями для спальни, игровой и столовой. Руководитель такого детского сада должен иметь высшее педагогическое образование, он является одновременно организатором и воспитателем. В домашнем детском саду группа может включать максимум 12 детей примерно одного возраста (допустима разница в 1-2 года).

Преимущества домашних детсадов

  • Родителям не нужно становиться в очередь или платить взятки, чтобы устроить ребенка в государственное ДДУ. В домашний детский сад малыша можно отдать практически в любом возрасте, когда возникнет в этом необходимость.
  • Благодаря похожей на домашнюю обстановке, период адаптации ребенка к домашнему детсаду проходит гораздо быстрее.
  • В таких детских садах руководитель старается учитывать все пожелания родителей по поводу воспитания, питания и т. д.

Домашний детский сад — преимущества и недостатки

  • Разновозрастные группы обычно строятся по семейному типу, при этом старшие детки оказывают помощь младшим.
  • Родители могут приводить малыша в любое удобное для них время, в соответствии с устной или письменной договоренностью с воспитателем.
  • Маленькие группы дают возможность реализовать индивидуальный подход в развитии и воспитании детей, а также более полно учесть личностные особенности каждого ребенка.
  • Привитие детей необязательно и проводится по желанию родителей.

Недостатки домашних детских садов

  • Если домашний детский сад был открыт без лицензии, что встречается довольно часто, то он не контролируется службой образования и санитарными службами. Это приводит к трудностям в решении конфликтных и спорных ситуаций даже при наличии обязательств по договору.
  • Содержание обучающей и воспитательной программы полностью зависит от квалификации воспитателя.
  • Обычно в домашних детсадах нет узких специалистов (логопеда, психолога, музруководителя, физрука), что значительно сокращает диапазон воспитательного и развивающего влияния на детей.
  • Состав детей часто меняется, поэтому воспитателю трудно поводить развивающие занятия.

Домашний детский сад

  • В случае болезни воспитателя детсад закрывается до его выздоровления, а значит, работающим родителям придется отпрашиваться с работы или искать человека, который присмотрел бы за ребенком.
  • В связи с закрытостью домашнего учреждения родителям затруднительно контролировать взаимоотношения педагога с детьми.
  • Отсутствие специально огражденной территории делает прогулки с детьми опасными, так как один воспитатель физически не в состоянии следить сразу за всеми малышами.

  • В домашних детских садах отсутствует медперсонал, что затрудняет оказание первой медицинской помощи в случае экстренной необходимости.
  • Как правило, стоимость посещения домашних детсадов намного выше по сравнению с государственными, ее можно посмотреть используя сайты домашних детских садов.

Часть проблем решается, если домашний детский сад организован в частном доме. Тогда во дворе оборудуется детская площадка, с качелями, горкой, песочницей и даже переносным бассейном для водных процедур в летнее время года. Даже небольшой приусадебный участок может стать полем для проведения развивающих занятий с малышами, поскольку там можно будет выращивать разные растения и ухаживать за ними вместе с детками. Кроме того, ограда вокруг частного дома станет надежной защитой для малышей во время прогулок.

Ссылка на основную публикацию