7 навыков, которые должен освоить ребёнок перед детским садом

8 навыков дошкольника, которые стоит развивать

Команда «ЛогикЛайк» рассказывает про навыки, которые важно освоить в дошкольном и младшем школьном возрасте в первую очередь.

ЛогикЛайк — онлайн-платформа для развития детей 5-12 лет. Учим детей рассуждать и работать с информацией, развиваем логику и нестандартное мышление.

1. Умение и желание учиться: познавательные способности и интерес к учёбе

Восприятие, внимание, память, воображение, речь, мышление — психические познавательные процессы, из которых складывается умение и желание учиться. У большинства детей развитие познавательного интереса — естественный процесс, заложенный природой. В дошкольном возрасте пытливые дети более всего желают открывать для себя что-то новое.

Ближе к 5-7 годам ребёнок уже не просто воспринимает информацию в готовом виде, как это было ранее. Пытливый ум стремится находить ответы на вопросы самостоятельно. Любознательный дошкольник учится приводить разные понятия в одну систему, анализирует их, сравнивает, отыскивает закономерности и делает выводы.

Программа начальной школы не содержит отдельных занятий, посвященных развитию познавательных способностей. Поэтому задача научить ребёнка учиться во многом ложится на родителей.

Высокий познавательный интерес плюс развитое внимание, память, мышление и другие познавательные способности помогут без стресса привыкнуть к школе, стать более самостоятельным, инициативным и избежать хронической неуспеваемости.

Умение учиться самостоятельно невозможно переоценить. Технологии развиваются в разы быстрее, чем 20 лет назад, и специалисты любой профессии участвуют в гонке за новыми знаниями. Попробуйте представить, что будет еще через 20 лет.

2. Творческое мышление: умение мыслить нестандартно, вопреки шаблонам

Способность создавать нечто новое, нешаблонное — так определяет понятие «творческое мышление» классическая психология. Не стоит связывать его исключительно с искусством: неординарные решения приветствуются в любой сфере деятельности, будь то актёрское мастерство или разработка мобильных приложений.

В возрасте 5-7 лет мышление не сковано стереотипами и ребёнку проще научиться «креативить». Это поможет в будущем выходить из любых затруднительных ситуаций, просто подключая творческое мышление.

Умение мыслить нешаблонно полезно не только в повседневной жизни. Например, инженер и орнитолог Эйджи Накатсу разработал закругленный нос для сверхскоростного поезда. Идея пришла во время наблюдений за зимородком — птицы, чей обтекаемый клюв позволяет ей легко рыбачить, погружаясь в воду без всплесков. Такая конструкция поезда снизила сопротивление воздуха и затраты на энергию.

3. Умение мыслить логически: развиваем логико-математический интеллект

Некоторые бытовые и учебные задачи можно решить творчески. Но в большинстве случаев, когда нужен объективный, взвешенный подход, креативности недостаточно. На помощь приходит логическое мышление:

  • умение размышлять;
  • доказывать истинность или ложность суждений;
  • принимать обоснованные решения;
  • объяснять свою позицию себе и окружающим.

Когда ребёнок прокачивает логическое мышление и математические способности, он учится пользоваться конкретными понятиями, «взвешивать» варианты и принимать решения.

Решение занимательных логических задач — проверенный способ развития логики у дошкольников и младших школьников. Вашему ребёнку 5-7 лет? Это идеальное время для старта.

проходят по 10-20 заданий на сайте ЛогикЛайк. А сколько сможете вы? Выбирайте, с чего начать:

Дети с развитым логико-математическим интеллектом легко справляются со школьной математикой. В 3-4 классе они побеждают в математических олимпиадах и в целом имеют больше шансов на рывок в общем интеллектуальном развитии.

4. Пространственное мышление и воображение: развиваем визуально-пространственный интеллект

Создавать в голове 3D-картинки, разглядывать их в мельчайших деталях и вращать как угодно возможно с помощью пространственного мышления и воображения. Развивая эти способности, ребёнок учится ориентироваться в пространстве, распознавать направления движения, определять стороны горизонта, понимать положение объектов в пространстве и воспринимать их форму.

Универсальные навыки для успехов в любых начинаниях

Умение и желание учиться, творческое, логико-математическое и пространственное мышление являются составляющими интеллекта и абсолютно необходимы и детям, и взрослым. Однако для достижения успеха этого мало.

Специальные, «твёрдые» навыки (hard skills) влияют на успех человека в конкретной деятельности. Их тоже можно и нужно развивать с самого детства, особенно если у ребёнка есть явные задатки и интересы.

Что может определить успехи человека в самых разных видах деятельности? Общие, «гибкие» навыки (soft skills): умение учиться, мыслить нестандартно, красиво и правильно говорить, грамотно распределять время и т.п. Это одинаково полезно в учёбе, работе и в личных делах. «Мягкие» навыки — база для развития специальных умений и эффективности человека во всем.

5. Коммуникативные навыки: умение общаться и выступать публично

Умение вести диалог, договариваться, где-то убеждать, а где-то уступать, помогает влиться в коллектив и найти общий язык с любым человеком. У коммуникабельного человека больше шансов раскрыть свои способности и добиться успеха, нежели у того, кто зажат в общении.

6. Умение работать с информацией

Когда информация в голове не раскладывается по полочкам, а сваливается в кучу, найти и использовать что-то ценное гораздо сложнее.

Для эффективной работы и учебы важно уметь:

  • оценивать информацию на достоверность и надежность;
  • отсеивать лишнее и пустое, выделять главное;
  • объединять элементы в смысловые группы;
  • запоминать и вовремя находить нужную информацию.

7. Самоорганизация, тайм-менеджмент

Иногда кажется, что человека по жизни организовывают обстоятельства. Школа загоняет в рамки уроков по 45 минут, работа создает границы 8-10-часового рабочего дня.

Но без умения планировать дела и управлять своим временем сложно быть продуктивным. Это то, чему не учат в школе, но без чего сложно обойтись в жизни.

«Я не раз думала о том, как бы убить время!» — говорила Шляпнику Алиса из сказки Льюиса Кэрролла. Он отвечал ей:

8. Личные качества: лидерство, воля, упорство

Целеустремленный, стрессоустойчивый, ответственный, инициативный, трудолюбивый, умеющий справляться с рутинными задачами — словно вырванная строчка из резюме топового специалиста, не правда ли? Все эти качества относят к soft skills. Они не связаны с конкретной профессией, но без них тяжело дается любая работа.

Качества личности формируются в детстве и зависят от воспитания. Важно в этом плане правильно «распределить обязанности» между школой и родителями.

Способности и навыки открывают ребёнку мир возможностей

Все начинается с обнаружения задатков, заложенных природой, которые проще всего развить в способности. Но без усилий даже богатые задатки рискуют остаться в стадии непроросших зерен.

Яркий пример — в биографии русского живописца Василия Сурикова. Его задатки к рисованию проявились рано, но к моменту поступления в художественную академию не были развиты в достаточной по мнению учителей степени.

Суриков не согласился, за три месяца прошел трехгодичный курс у художника Дьяконова и успешно поступил. Чтобы этот пример стал еще показательнее, представьте, что Суриков так и не открыл свою способность к рисованию.

Как вам такое, если ваш ребёнок согласится со школьным учителем, мол, «ну нет способностей к математике и логике — гуманитарий»?

В любом возрасте не рано и не поздно!

В детстве закладывается потенциал на далекое будущее. Но означает ли это, что взрослым людям уже поздно развивать свои способности? Вовсе нет.

Это подтверждают люди, которые своим примером развенчивают мифы. Белорусская биатлонистка Дарья Домрачева получила два высших экономических образования, прежде чем реализоваться в спорте.

Художник-самоучка Анри Руссо начал заниматься живописью уже в зрелом возрасте, имея за плечами разве что военную службу и опыт работы на таможне. Никогда не поздно развиваться и открыть у себя второе дыхание.

Идём в садик: что должен уметь ребёнок перед посещением детского сада?

Ребёнок идёт в садик… Это предмет гордости и, одновременно, волнения родителей, ведь впереди знакомство с воспитателем и одногруппниками, привыкание к коллективу и режиму детского сада.

Ситуация осложняется тем, что любимой мамочки, которая способна понять своё драгоценное чадо с полуслова и полужеста, рядом не будет.

Однако просто переживать и беспокоиться – мало, мамина и папина задача – принять все меры для подготовки малыша к дошкольному учреждению. Но чтобы всё сделать правильно, нужно знать, что должен уметь ребенок, готовящийся к детскому саду.

Идеальный возраст

Перед тем как узнать, что должны уметь дети к детскому саду, нужно определить оптимальный возраст начала посещения образовательного учреждения.

  • До 1,5 лет. Посещение детского сада малышом младше полутора лет – не очень хорошая идея. Во-первых, ребенок в столь юном возрасте нуждается лишь в маме, сверстники ему ещё не нужны. Во-вторых, в эти годы даже короткая разлука с матерью воспринимается крохой как трагедия.
  • В 2 годика. В этом возрасте дети уже начинают интересоваться ровесниками, но играют по-прежнему рядом, а не вместе. Ребенок привыкает к условиям сада, однако подобная адаптация больше напоминает смирение обречённого узника.
  • В 3 года. Трёхлетний ребенок уже начинает понемногу интересоваться компанией сверстников и общением с ними. К тому же трёхлетки стремятся к самостоятельности, поэтому адаптационный кризис обычно протекает легче.
  • В 4 года. Нервная система малыша активно развивается, поэтому его поведение отличается нестабильностью, что затрудняет привыкание к детскому саду. Специалисты рекомендуют переждать эту пору в домашних условиях.
  • К 5 годам. Пятилетние детки – обычно активные, доброжелательные, стремящиеся общаться и взаимодействовать с ровесниками. Если родители прежде не успели определить ребенка в дошкольное учреждение, то нужно успеть это сделать сейчас, поскольку малыш точно готов к детсадовским условиям.

Именно о нём мы и будем говорить, обсуждая вопрос, что должен уметь малыш к началу посещения дошкольного учреждения.

Что должен знать и уметь ребёнок к детскому саду?

Чтобы ребёнок почувствовал себя более уютно в детском саду, а адаптационный процесс прошёл максимально безболезненно, крайне важно понимать, какими навыками должны обладать дети. Это поможет подтянуть малыша по определённым показателям, уделить больше внимания несформированным умениям.

  1. Очень важно, чтобы ребёнок был физически развит в соответствии со своим возрастом, обладал достаточно крепким здоровьем. Это легко понять по тому, насколько редко малыш болеет, как часто гуляет на свежем воздухе и, например, занимается плаванием.
  2. Адаптация существенно ускорится, если новоиспечённый детсадовец будет довольно самостоятельным в быту. Конечно, педагог и няня обязательно помогут ребёнку, однако будет замечательно, если он хотя бы стремится к самостоятельности. У малыша должны быть развиты следующие навыки самообслуживания:
    • умение пользоваться ложкой и вилкой (не обязательно, но желательно);
    • умение мыть ручки с мылом без посторонней помощи;
    • способность одеваться и снимать одежду;
    • умение ходить на горшок, снимать штанишки и натягивать их обратно.
  3. Ещё один важный показатель готовности – развитые коммуникативные умения. Под этим понятиям нужно понимать хорошо сформированные речевые навыки, желание общаться и играть с одногруппниками и способность вступать в контакт. Дети должны уметь:
    • просить взрослого (пока ещё незнакомого) человека о помощи;
    • вступать в игры с другими детьми, играть с ними хотя бы 15 минут;
    • выполнять воспитательские просьбы и указания;
    • понимать, что нужно делиться игрушками и другими предметами с другими детками;
    • немного играть в одиночестве, увлекать себя на какое-либо время.
Читайте также:  Ошибки родителей, из-за которых ребенок не хочет ходить в детский сад

Поэтому при определении уровня готовности вашего чада к саду не забывайте и о том, что нужно ориентироваться не только на усреднённые показатели, но и на личность ребёнка.

Как помочь ребёнку?

Таким образом, дети должны усвоить множество сложных для них вещей, перед тем как освоиться в детском саду. Не всегда ребенок с лёгкостью осваивает все навыки, поэтому родителям нужно помочь ему справиться с различными проблемами и научить многим полезным умениям.

Психологи советуют готовиться к саду примерно за 3-4 месяца до начала первого похода в группу. Адаптация в детском саду у детей проходит по-разному, однако быстрее приспосабливаются те дети, которых с раннего детства приучали к самостоятельности и поощряли их желание делать всё самим.

1. Учим ребёнка одеваться-раздеваться

Подобные умения должны быть сформированы к трём годам, но только если взрослые постарались научить малыша заранее натягивать непослушные рукавчики и штанины. Что нужно делать?

  • Заинтересованность к самостоятельному одеванию важно поощрять, например, через похвалу любой незначительной попытки одеться своими силами. Ребёнок сам подтягивает штаны, слезая с горшочка? Обязательно хвалите. Уже 15 минут пытается застегнуть пуговку или надеть носочки? Не торопите, напротив, подбодрите, не замечая маленькие промахи.
  • Нужно научить ребёнка снимать одежду таким образом, чтобы у взрослых не возникало необходимости её выворачивать лицевой стороной. Не секрет, что дети просто сдирают колготки, попутно выворачивая их наизнанку. Кроме того, следует приучать кроху укладывать одежду на стульчик, а не бросать куда попало.
  • Не забудьте обеспечить ребёнка перед детским садом легко снимающейся и одевающейся одеждой. Кофточка с широкой горловиной в данной ситуации лучше водолазки или свитера, молния предпочтительнее пуговиц. Приобретайте ботинки с липучками, от шнурков лучше отказаться.

2. Совершенствуем навыки гигиены

Мыть ручки ребёнок должен уже в 2-3 годика, конечно, поначалу он будет мокрым, а всё вокруг забрызганным водой, однако детская самостоятельность намного важнее. Аккуратности нужно приучать чуть-чуть позднее.

  • Дети должны заходить в ванную комнату перед каждым приёмом пищи или после всякого похода к горшку. Чтобы научить малыша мыть ручки, сделайте следующее:
    • поставьте рядом с раковиной удобную и безопасную скамейку, подвесьте маленькое полотенце так, чтобы кроха смог до него дотянуться;
    • превратите процесс обучения в увлекательную игру, которая будет сопровождаться стишками, потешками и песнями, в непринуждённо форме рассказывая, как нужно намыливать ладони, смывать пенку и вытирать пальчики полотенцем;
    • не забывайте высказывать одобрение детским попыткам, проявленному усердию.
  • Ребёнок, поступающий в дошкольное учреждение, должен уметь пользоваться горшком или унитазом. Нужно научить его снимать штаны или трусики, усаживаться на горшок, вытирать попу бумагой. К трём годам вы должны забыть о подгузниках, даже при длительных прогулках.

3. Учим малыша кушать самостоятельно

Как научить ребенка есть ложкой? Родители сами должны решать, когда вручать ребёнку столовые приборы, ориентируясь на его поведение и желание. Если кроха просит ложку, дайте ему её. Безусловно, поначалу каша будет обнаруживаться везде, но затем малыш научится направлять её строго в рот.

  • Важно научить ребёнка чуточку наклоняться над столом, чтобы он не смог перепачкать поверхность стола и собственную манишку.
  • Перед детским садом ребенок должен уметь пользоваться салфеткой. Показывайте ему пример обращения с этим гигиеническим предметом, объясняйте, что бумажные салфетки нужны для вытирания ручек и губ.
  • У ребёнка должны быть подходящие ему по размеру столик и стульчик, безопасные тарелки и кружки. Чашка обязательно должна иметь удобную для захвата ручку.
  • Чему учат в детском саду? Сервировать стол, в том числе. Привлекайте ребёнка к сервированию, показывая, как нужно расставлять приборы, укладывать салфетки.
  • Обязательно устраивайте семейные обеды и ужины, из которых ребенок сможет узнать, как нужно держать ложку или вилку, вытирать личико салфеткой.

4. Закрепляем умения в игровой деятельности

Дети лучше воспримут полученные навыки, если подавать их в несерьёзной форме. Этим правилом активно пользуются в детском саду, чему есть очевидные подтверждения. Почему бы и вам не перенять воспитательский опыт?

  • Собираясь на улицу, читайте малышу простые стишки, которые повторяют каждый этап сборов. Пусть ребенок с радостью выполняет сложные задачи, это хорошо помогает в развитии самостоятельности.
  • Кто сказал, что мытьё рук – скучнейшее занятия? Веселые потешки должны стимулировать ребенка закатывать рукава, намыливать ручки, вытирать их после водной процедуры полотенцем. А в финале можно похлопать, продемонстрировав качество умывания.
  • Повторить и закрепить навыки вы можете в ходе сюжетно-ролевой игры. Погуляв с куклой, малыш должен вымыть ей ручки. За «обедом» кукла должна кушать ложкой и вытирать ротик салфеткой. Укладывая пупса спать, малыш раздевает и снимает с него одежду, а после «сна» одевает и отправляется на улицу.
  • Все эти манипуляции невозможны без достаточного уровня развития тонкой моторики пальцев. Можно приобрести готовые ручные тренажёры, а можно и сделать из подручных материалов. К отрезу плотного материала просто пришейте различные застёжки (пуговки, молнии, липучки и кнопки). Расстёгивая и застёгивая, ребёнок тренирует пальцы и память, фиксируя в голове очерёдность действия.

Если ваше чадо обладает описанными выше навыками, можете немного выдохнуть. Ещё один шажок на пути к лёгкой адаптации сделан.

Однако размышляя над тем, что должен уметь ребёнок, поступающий в садик, не забывайте и о психологической готовности.

Умение взаимодействовать с другими детками также крайне важно, поэтому расширяйте круг общения малыша, чаще общайтесь с ровесниками.


Что должен знать и уметь ребёнок перед школой

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит, быть готовым всему этому научиться». Венгер Л.А.

Г отовность ребёнка к школе – это не только обладание необходимыми знаниями по ряду предметов, но и способность принимать информацию в новой для себя обстановке, организовать своё общение с коллективом (психологическая готовность и способность к социализации). Что важнее? Всё важнее.

Когда можно начинать давать знания: потихоньку лет с трёх в игре или лет в пять, но уже с элементами уроков? Или перед самой школой на подготовительных курсах? Как, с кем и когда готовиться – решает сама каждая семья.

Марина Тетерина, психолог ДРЦ «Рио», г. Анапа: «Всё дошкольное детство в той или иной степени является подготовкой к школьной жизни. В игре ребёнок выстраивает свои отношения с окружающим миром. В одних ситуациях он лидирует, в других – подчиняется, в третьих – учится сотрудничать. Поэтому важнейшая предпосылка готовности к школе – уметь играть. В ином случае нагрузка начальной школы станет непомерной и может привести к нарушениям поведения (капризности, плаксивости, страху, агрессии и даже отказу идти в школу)».

Обучение дошкольников действительно возможно разве что в игре. Потому что у малышей физически не получается сидеть подолгу, рука плохо слушается, да и мотивации не хватает – родительское «надо» не понятно. К тому же должна сформироваться некоторая готовность принимать новое. Почему дети идут в школу именно в 6-7 лет? Это важный рубеж, он не случаен: начинает просыпаться осознание себя в жизни, появляется возможность впитывать знания.

Сейчас готовиться к школе, как считается, необходимо как можно раньше. Да и вообще учить детей принято чуть ли не с первых месяцев его жизни. И если раньше читать и писать учили в школе, то сейчас редко кто к пяти-шести годам не знаком с грамотой. Мамы озабочены ранним развитием, «развивашки» и курсы для детей открываются на каждом шагу. Общество заставляет нас вкладывать в детей всё больше и больше, потому что считается, что только развитый ребёнок может рассчитывать на успешность в будущем.

Анжелика Аванесова, мама четырёх детей: «Хорошо, когда мама может себе позволить себе сидеть дома и заниматься с ребёнком, но зачастую это не так. Более того, даже если мама сидит дома, то не все мамы горят желанием заниматься с ребёнком, проще всё свалить на домашние дела и сидеть, уткнувшись в ящик, пока чадо занимается самостоятельно (как правило, тоже уткнувшись в ящик). В этих случаях развивалки, курсы подготовки к школе – это выход, и хорошо, если мама им воспользуется».

Заниматься с ребёнком самостоятельно, маме или папе, совсем неплохо – это общение, эмоции, похвалы. Некоторым родителям удобнее учить детей самим. Но не всем и не всегда. Если заниматься с собственным ребёнком скучно, если мама «срывается» или ребёнок не воспринимает её как учителя, то стоит рассматривать вариант общения малыша с профессионалом – в группе или индивидуально.

Отметим, что самые интересные уроки для ребёнка до 7 лет – жизненные. И они необходимы больше всех остальных. Путешествия, походы, прогулки. Да и просто ходить в магазин или на рынок полезно. Только надо понимать, что купить, почему, почём, как. Принимать участие во взрослой жизни для ребёнка очень важно, это развивает интеллект, эмоции, навыки и вообще готовит к жизни. Это та база, которую необходимо дать каждому родителю своим детям.

Читайте также:  Ребенок не хочет идти в детский сад: что делать родителям

И всё-таки современные реалии таковы, что готовиться к школе, её требованиям и особенностям организации, необходимо. Нужно научить ребёнка играть по правилам, которые ему предлагает общество. Без этого он будет, что называется, «выплывать» сам. Есть вполне чёткий перечень необходимых для первоклассника знаний, который поможет ему влиться в учебный процесс. Психологи и педагоги считают, что ребёнок 6-7 лет должен иметь следующие знания.

Общие знания о себе и окружающем мире:

– называть свои ФИО и ФИО членов семьи, уметь рассказать о себе и своих увлечениях;

– знать времена года, месяцы, дни недели, ориентироваться в сутках;

– находить лишнее среди предложенных предметов, обобщать и исключать;

– запоминать текст и пересказывать его;

– ухаживать за собой (одеваться, шнуровать обувь, мыть руки и пр.);

– различать много цветов и оттенков;

– знать части света, некоторые страны, название своей страны, её столицу, название края и города, свой домашний адрес;

– знать название частей тела.

Необходимые навыки в математике:

– знать числа до 20, уметь считать в прямом и обратном порядке;

– знать и уметь рисовать геометрические фигуры;

– знать правила сложения и вычитания.

Необходимые навыки в русском языке:

– знать алфавит;

– уметь читать простые тексты, пересказывать его;

– знать, где гласные и согласные буквы;

– писать печатными буквами, правильно держа ручку.

Тренированная моторика рук:

– умение резать и вырезать по контуру;

– умение писать «графические диктанты».

Творческие навыки:

– уметь рисовать: пользоваться красками, кисточками, фломастерами, карандашами;

– уметь штриховать внутри очерченного пространства;

– уметь лепить из пластилина;

– уметь клеить аппликации.

Психологическая и социальная готовность:

– знать, как нужно себя вести в обществе, не оскорблять и не задираться, вести себя прилично, не капризничать;

– уметь общаться со взрослыми уважительно, на дистанции;

– общаться со сверстниками: говорить, обсуждать, отстаивать мнение, не бить и не быть битым;

– уметь спокойно сидеть на занятиях около получаса;

– уметь сравнивать понятия, явления, делать выводы;

– пытаться доводить дело до конца, преодолевать трудности;

– удерживать внимание на действии;

– понимать, для чего нужна школа, осознавать себя в учебном процессе.

Психолог Марина Анатольевна Тетерина даёт рекомендации для родителей по подготовке детей к школе:

– Читайте ребёнку книги – это один из самых эффективных способов развития речи, мышления, воображения, внимания, памяти и т.д. Но это должно быть не просто чтение, а активное обсуждение прочитанного, обмен мнениями. Развивайте моторику, это поможет ребёнку овладеть навыками письма: играйте в пальчиковые игры, рисуйте, лепите, работайте с ножницами, делайте аппликации и фигурки в технике оригами. Учите детей самостоятельности: уметь одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде и т.д. Часто взрослые забывают о подобных «мелочах». Ребёнок может быть развитым, обладать определёнными знаниями и умениями, но это не значит, что он готов к школе. Обязательно нужно заботиться о здоровье детей: обучение в школе требует значительных усилий и напряжения всего организма. Поэтому так важна физическая подготовленность. И ещё: прежде, чем подавать документы, постарайтесь познакомиться не только с директором школы, но и с тем преподавателем, который будет обучать вашего ребёнка. Вообще, в этом возрасте важнее выбрать учительницу, а не школу. Даже в школах с не самой лучшей репутацией могут оказаться опытные преподаватели начальных классов, которых ценят и любят ученики».

6 навыков, которыми должен обладать каждый ребенок перед детским садом

Переживаете о том, что ваш ребенок в скором времени отправится в детский сад? Уже установили приложения на своих гаджетах, которые помогут вашему малышу выучить буквы, цифры, фигуры и цвета еще до того, как начнется школа? Это нормально, но не совсем необходимо. Мы все хотим, чтобы наши дети были подготовлены к детскому саду, и многие из нас обращаются к дошкольным образовательным программам и различным сервисам, надеясь на получение преимущества для ребенка, который пойдет в детсад. Правда лишь заключается в том, что к саду ребенку нужно знать максимум азбуку и счет на 1-2-3. А то, что действительно способствует успешному началу обучения, может вас удивить.

Представляем подборку из шести наиболее важных вещей, которым вы можете обучить ребенка перед детским садом с перечнем того, что может в этом помочь.

Содержание

Любовь к учебе

В то время как детский сад может быть вашей непосредственной целью сам по себе, вы на самом деле закладываете основу для обучения своего ребенка в течение всей его жизни. Для вашего ребенка важнее получать удовольствие от обучения, чем осваивать факты и цифры сами по себе. Воспитывайте любопытство, поощряйте вопросы, поддерживайте критическое мышление и сами периодически вживайтесь в роль ученика. Используйте:

  • Активности, которые помогают развивать привычные концепции в оригинальном направлении
  • Телепередачи и фильмы, развивающие любопытство
  • Игры, требующие навыков критического мышления
  • Приложения и сайты со множеством задач, требующих решения

Ладить с другими

Большая часть школьной жизни включает в себя строительство взаимоотношений с окружающими и общение с ними. Дети, которые умеют делиться, хорошо играть со сверстниками и разрешать конфликты, всегда идут напролом. Пробуйте:

  • Фильмы, телешоу и игры, которые учат командной работе
  • Добрые фильмы, телешоу, книги и игры, вызывающие сострадание и сочувствие
  • Телепередачи с позитивными социальными новостями

Самоконтроль и умение планировать

Маленькие детки только начинают осваивать важные навыки самодисциплины и исполнительности. Эксперты по развитию ребенка называют это «внутренним управлением воздушного движения» — и это ключ к успеху в школе. Даже детсадовцам приходится управлять большим количеством информации, избегать отвлекающих факторов и придерживаться планов. Помогайте своему ребенку практиковаться в запоминании последовательности (после завтрака мы чистим зубы, одеваемся и идем в школу), обуздывать импульсы (не хватать игрушки других детей), научите адаптироваться, когда дела идут не так, как планировалось. Показывайте:

  • Фильмы и телешоу, которые способствуют самоконтролю
  • Приложения, помогающие детям придерживаться четкой последовательности
  • Программы, которые помогают детям понять последовательность, причинно-следственную связку «если-тогда»
  • Мероприятия, которые побуждают детей узнавать и называть свои чувства

Много читать и говорить

Одним из самых сильных факторов, способствующих более раннему успеху в чтении и других школьных предметах, является раннее изучение лексики и навыков устной речи в целом. Говорите со своими детьми, используйте сложные слова, опишите, что они значат, прочитайте их, поиграйте в игры со словами, вместе сочините бессмысленные рифмы и рассказы, научите ребенка не только слышать, но и слушать, пойте песни — все, что подчеркивает речевые обороты. В этом помогут:

  • Приятные и интересные для чтения книги
  • Аудио рассказы
  • Занятия по грамматике

Прививайте независимость

Детский сад – это важный переходный период в мир сверстников и взрослых, особенно если у вашего ребенка мало опыта дошкольного обучения. Но есть много вещей, которые вы можете делать дома, чтобы подготовить почву: научите детей убирать свои вещи и самостоятельно выполнять основные домашние дела. Этим немногим можно помочь вашему ребенку подготовиться к новым задачам, обязанностям и неизбежной тревоге от расставания с прежней жизнью, которую приносит школа. Пользуйтесь:

  • Телепередачами, которые побуждают детей продолжать выполнять задание, когда дела идут не так как планировалось
  • Книгами с образцовыми героями, кому бы подражали девочки и мальчики
  • Приложениями, которые побуждают детей планировать и думать о будущем
  • Фильмами и телешоу, которые учат ценности правильно строить общение с людьми

Чтение, письмо и математика

Приведенные выше навыки являются важным показателем готовности ребенка к нахождению в детском саду. Если ваш ребенок проявляет повышенный интерес ко всему этому, данные инструменты могут стать «строительными блоками» для будущих навыков чтения, письма, математики и многого другого. Пользуйтесь:

  • Приложениями и сайтами, которые ориентированы на навыки раннего обучения, включая чтение и основы математики
  • Веселыми математическими играми
  • Занятиями по изучению родного языка и грамматики

Развитие ребенка

  • Развитие ребенка
  • Статьи
  • Развитие ребенка
  • Необходимые навыки для детского сада

Информация о том, какие навыки необходимо развить у ребенка к тому времени, когда он начнет ходить в детский сад

Необходимые навыки для детского сада

Современные родители стремятся как можно раньше дать детям все необходимые жизненные навыки, чтобы в будущем они не оставались в стороне, когда другие дети будут играть вместе. Они также уверены в том, что данные навыки помогают детям в учебе, в игре и при выборе друзей. Итак, что же представляют собой жизненные навыки? Это то, как мы учимся с помощью опыта и всестороннего обучения, управляем нашим поведением внутри семьи или за ее пределами. Таким образом, жизненные навыки развивают важные социально-эмоциональные компетентности.

Однако такие компетентности не возникают у детей сами по себе. Им обучаются, их приобретают постепенно, с течением времени, в процессе наблюдения за окружающими, живущими в соответствии с общественными нормами, которые они уважают и которых придерживаются в семье. Социально-эмоциональные компетентности не присущи человеку от природы. Это приобретенный навык, который включает в себя сотни выборов в течение дня, которые мы делаем, чтобы оправдать ожидания нашего тела, ума, души, сверстников, семьи и учителей. Важно сформировать этот навык к тому времени, когда ребенок пойдет в детский сад.

Дети начинают приобретать жизненные навыки задолго до школы, проживая повседневные ситуации вместе со взрослыми. Например, когда вы покупаете продукты для своего дошкольника, он наблюдает за тем, как вы делаете выбор (основываясь на том, полезно ли это для здоровья или нет), смотрите на цены, сравниваете предметы, говорите о том, почему выбираете этот, а не другой бренд; за тем, как вы относитесь к персоналу в магазине, как реагируете на требования детей купить больше печенья, как вы приветствуете друзей, используете мобильный телефон и т. д. Таким образом, поход в магазин превращается в настоящий социально-эмоциональный урок.

Ниже мы рассмотрим навыки, которые дети обычно развивают в дошкольном возрасте.

Уход за телом – самостоятельное одевание и раздевание (при этом ребенок начинает правильно выбирать одежду согласно погоде и ожидаемой активности), использование туалета, мытье рук, умение пользоваться простыми столовыми приборами и посудой, ножницами и карандашами, а также другими канцелярскими принадлежностями для занятия творчеством, включая рисование.

Навыки социального взаимодействия. Игра – это тренировка социальных навыков и эмоционального интеллекта, умение играть с другими детьми является жизненно важным навыком. Свободное владение языком (правильные местоимения и времена глаголов) помогает самовыражению, которое дети используют для того, чтобы взаимодействовать с окружающим миром. Умение ожидать своей очереди, думать перед тем, как действовать, и уметь разговаривать со взрослыми являются необходимыми (и невероятно полезными) в детском саду.

Управление информацией. В детском саду дети должны уметь следовать инструкциям своего воспитателя, чтобы приобретать знания посредством активного слушания. Сосредоточение внимания на одной задаче (процесс более успешен, если задание выбрано ребенком самостоятельно) на более длительный период времени может сделать выполнение задания более полезным и познавательным. Чем дольше ребенок углублен в процесс выполнения задания, тем эффективнее результат. Знание печатных букв и любознательность при изучении новых слов – это ожидаемые ранние навыки грамотности.

Управление эмоциями. Многие дети, как правило, становятся более уравновешенными к тому моменту, когда им исполняется пять лет. Это не означает, что они не будут пытаться манипулировать родителями, чтобы избежать чувства вины или дисциплинарных наказаний. В основном, они уже могут выразить словами то, что они или их сверстники чувствуют. Тем не менее, когда они расстроены, малыши обычно нуждаются в некоторой поддержке взрослых и разъяснении ситуации. Им важно научиться понимать свои эмоции.

Что должен уметь ребенок перед детским садом – 4 полезных навыка

Перед началом посещения детского сада каждого ребенка нужно подготовить не только морально. Стоит обеспечить полноценное усвоение малышом жизненно важных умений и навыков, которые позволят влиться в новый коллектив, легко сориентироваться в незнакомой обстановке, проявляя самостоятельность во время осуществления соответствующих действий. Самое главное, что могут сделать любящие родители – помочь своему ребенку с успешной адаптацией в новых условиях, обучив его простейшим навыкам самообслуживания.

Как сформировать 4 необходимых навыка, облегчающих адаптацию ребенка к детскому саду?

Начало посещения детского сада для многих малышей означает нарушение привычного устоя жизни. Он оказывается в абсолютно другом мире, в котором встретится не только с новыми взрослыми людьми, детьми, но и разработанным распорядком дня, новой обстановкой, специальным рационом, обучающими занятиями.

Пребывание в детском саду сопровождается переживанием стресса в силу отсутствия рядом мамы, которая способна поддержать и прийти на помощь, если у ребенка что-то не получается. Большое количество детей не позволит воспитателю уделять полноценное внимание каждому малышу, вследствие чего ребенок должен овладеть навыками самообслуживания, чтобы не ждать, когда его оденут или накормят. Психологи считают, что подготовка к детскому саду должна осуществляться за несколько месяцев до первого визита. Адаптация способна пройти без особых проблем, если дети получили необходимые навыки самостоятельности с ранних лет. Задача родителей позаботиться об этом и не стремиться бежать на помощь к ребенку, если у него сразу что-то не получается. Самое главное, поощрять каждое успешное начинание, стимулируя у детей желание, достигать своих целей. Впоследствии ребенок сможет получать приятные эмоции от того, что смогли сделать что-либо сами, приобретая полезный опыт и развиваясь как личность.

1. Учим малыша самостоятельно одеваться

В трехлетнем возрасте (кризис «Я сам») у любого малыша возникает непреодолимое желание делать все самостоятельно. Это касается не только потребности помочь матери на кухне, в процессе уборки, но и при выборе одежды, которую он хотел бы носить. Самое главное, терпеливо ждать, когда ребенок застегнет пуговицы, завяжет шнурки, не бросаясь сделать данные действия за него. Это позволит развить в малыше самостоятельность, что значительно облегчит адаптацию в детском саду. В ином случае можно столкнуться с развивающимся инфантилизмом и полным отсутствием инициативы, особенно в более взрослом возрасте.

Видя желание ребенка одеться своими силами, стоит поощрять каждую попытку. Подтягивает штаны, когда встает с горшка? Весомый повод для похвалы. У малыша слабо развита моторика, но ее регулярное развитие, в том числе при рутинных действиях (застегивание пуговицы, натягивание носка, надевание варежек) будет способствовать значительным успехам. Родители должны поощрять каждую инициативу ребенка, не делая акцент на неудачных действиях, а уж тем более, не прибегая к оскорблениям и навешиванию ярлыков, чтобы таким образом замотивировать малыша. Это вызовет обратный эффект и приведет к отсутствию уверенности в себе.

Необходимо обучить ребенка раздеваться таким образом, чтобы не возникла необходимость выворачивать его одежду перед следующим процессом одевания. Маленькие дети, чтобы облегчить процесс, стягивают надетую одежду, от чего она выворачивается наизнанку. Непременно стоит показать ребенку, что стоит одеваться и раздеваться, усевшись на специальный стульчик. Во время снятия колготок малышу стоит встать спиной к сиденью, спуская их ниже уровня колен. Усевшись, лучше всего схватить пятку чулка, пальцами другой руки – носок. Последовательно стянуть чулки с одной и второй ноги. Лучше всего взрослому показать несколько раз данный процесс, терпеливо объясняя, как называются части колготок. Малыш должен научиться грамотно складывать колготки на спинку стула: резинка у края, а центральный шов – сверху. Ребенку стоит брать колготки за резинку двумя руками, что позволит надевать их без особых проблем.

При посещении детского сада родители должны позаботиться об одежде для ребенка, способная легко надеваться и сниматься (кофта, молния, липучки, несложные застежки). Это позволит затратить меньше времени утром, когда малыш сонный, может проявлять капризы и нежелание никуда идти, а также вечером, когда возвращается домой после детского сада.

2. Формирование навыков гигиены

Обязательный ритуал мыть руки после посещения улицы, горшка и перед тем, как приступить к процессу поглощения еды, необходимо воспитывать у ребенка с раннего детства. Для удобства крохи, нужно создание условий: детская устойчивая скамейка, личное полотенце на высоте его роста, что облегчит процесс гигиены. Если сопроводить процесс мытья рук атмосферой незамысловатой игры, благодаря чему ребенок сможет научить тщательно намыливать руки, смывая пену, вытирая их полотенцем, можно говорить об успешном получении навыка, который пригодится малышу в детском саду. Необходимо одарить ребенка похвалой за усердные действия. При регулярном их повторении, кроха сам будет бежать в ванную, чтобы помыть руки. Многие напоминают о данной процедуре родителю сами, когда лишь подходят к дому.

Перед поступлением в детский сад, ребенок должен быть отучен от ношения подгузников. Не стоит думать, что это задача воспитателей. Малыша стоить обучить к горшку или унитазу, вовремя говорить о своей потребности, уметь пользоваться туалетной бумагой. Это один из самых важных навыков, которому стоит обучить кроху, перед тем как он начнет ходить в детский сад.

3. Учим ребенка самостоятельно принимать пищу

Каждая мама сама решает, когда дать ребенку ложку. Если малыш в годовалом возрасте показывает желание есть самостоятельно, значит стоит не терять времени даром. Стоит проявить терпение, кроха обязательно научится кушать, стараясь не допустить попадания кусочков пищи на стол или одежду.

  • Ребенка в двухлетнем возрасте стоит обучить слегка наклоняться над тарелкой, что позволит не выпачкать поверхность стола и одежду;
  • Родителям нужно показать ребенку пользу применения бумажных салфеток. Самое лучшее – собственный пример. Главное – доступность данного предмета во время приема пищи малышом.
  • Во время ежедневного кормления стоит организовать специальную мебель для ребенка, а также удобные и безопасные столовые приборы.
  • При желании малыш может помогать родителю с сервировкой стола, расставляя тарелки, раскладывая столовые приборы и салфетки. Если время от времени усаживать ребенка за стол вместе со всеми членами семьи, он будет ощущать себя «большим», будет брать пример, как стоит аккуратно кушать, почувствует, что его признают и поддерживают близкие люди.

4. Закрепление навыков самостоятельности через развивающие игры

Ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте – игровая, следовательно, данный нюанс стоит учитывать для отработки и усвоения полученных навыков.

  • Во время сбора на прогулку можно зачитывать крохе забавные стишки, которые помогут одеться и обуться. Это позволит превратить рутинную обязанность в увлекательное приключение;
  • Можно выучить или придумать стишок, напоминающий ребенку о необходимости вымыть руки, а в завершении процедуры показать свои чистые ладони, получив похвалу от родителя;
  • Отработанные навыки можно усвоить в том числе, благодаря ролевой игре с куклой. Малыш может начать воспитывать куклу, рассказывая ей, как важно мыть руки, аккуратно кушать и ощущая себя в этот момент «большим». Не менее эффективными окажутся действия с кукольной одеждой. Ее можно аккуратно раздевать и одевать, что станет отличной тренировкой перед началом посещения ребенком детского сада;
  • Чтобы развить малышу мелкую моторику, необходимо сделать специальный макет, на котором будут закреплены застежки, пуговицы, ремешки, ручки, шнурки. Это позволит не только быстро справляться с одеждой и обувью, но и избавит от последствий излишнего любопытства ребенка, который чаще всего старается понять, как устроен тот или иной предмет интерьер.

Психологи говорят, что самая главная цель воспитания – научить ребенка самостоятельности, обучить тем необходимым навыкам, которые помогут ему во взрослой жизни. Родители способны облегчить стресс от начала посещения малышом детского сада, если обучат его простейшему самообслуживанию, а также поддержат своим теплом и заботой, чтобы помочь пережить трудные моменты.

Читайте также:  Если бы родители задумывались о последствиях своих действий: 4 примера неудачной адаптации к детскому саду
Ссылка на основную публикацию