10 самых популярных родительских страхов перед детским садом

10 самых популярных родительских страхов перед детским садом

Будущее человека заключено в нем самом, оно живет в нем в это самое мгновение.

+7 (926) 416-24-86

morin8@yandex.ru

filo578

  • Обо мне
  • Услуги
  • Обучение
    • Воспитание ребенка от 1 до 3 лет
    • Воспитание ребенка от 3 до 6 лет
    • Психология консультирования
  • Блог
    • Эмоциональный интеллект
    • Воспитание ребенка
    • Отношения в паре
    • Разное
  • Вопрос/Ответ
    • Общие вопросы
    • Дети 0-3 лет
    • Дети 3-8 лет
    • Дети старше 8 лет

Дистанционные курсы – результат моей психотерапевтической работы с семьями и проведения занятий для родителей. Это специально отобранный теоретический материал по психологии и воспитанию детей, тесты и практические задания, которые помогают лучше усваивать теорию.

Мои книги

«Дети и деньги». Пособие для родителей

«Большая книга родителей будущих первоклассников»

«Воспитание ребенка от 1 до 3 лет: перезагрузка»

«Воспитание ребенка от 3 до 6 лет: перезагрузка продолжается»

«Мама, папа, я: острые углы семейного круга»

«Детки без клетки: 5 ступеней к развитию самостоятельности детей»

«Тайное общество победителей страха»

«Тайное общество победителей Вранья»

Скачать книги

«Ледяная пустыня одиночества: книга для тех, кто хочет научиться дружить»

Подписка на рассылки

Кто боится детских садов

Часть рителей испытывает острое беспокойство, при мысли о посещении ребенком детского сада. Такие родители не принадлежат к числу уверенных в том, что детский сад нужен непременно, но они также не принадлежат к числу и тех, кто категорично выступает за камерное, домашнее воспитание.

В этой статье речь пойдет не об идеологических противниках массового воспитания, а именно о тех родителях, которые считают, что детский сад – это желательное развитие событий в дошкольном детстве, но сильно беспокоится на этот счет.

Можно выделить три группы проблем, которые влияют и усиливают беспокойство родителей.

Социальные проблемы самих родителей

Часть людей боится других людей, испытывает многообразные трудности в общении.

Взрослые у которых есть проблемы с общением, склонны проецировать их на собственных детей. Таких родителей пугает, что с ребенком могут обращаться грубо его сверстники, что воспитатели примут ребенка в штыки из – за особенностей характера. Родители также могут побаиваться администрацию детского сада или быть в повышенной готовности защищать ребенка от этой администрации.

Важно отличать собственные внутренние проблемы и страхи от реально существующих затруднений в детском саду. Не начинайте переживать буквально ЗА РЕБЕНКА, то есть ВМЕСТО него.

Трудный собственный опыт посещения детского сада

В результате болезненных воспоминаний родитель может бояться отдавать ребенка в сад. Приходя в сад, такой родитель как бы вторично травмируется, благодаря похожей обстановке. Острая тревога, переживаемая родителем, переносится на ребенка, может влиять на его поведение.

При этом совершенно необязательно, что обстановка сада действительно опасна и ребенок ваш в опасности. Просто организм “включает” воспоминания из вашего собственного детства и вам может казаться, что окружающие вас условия так же опасны.

Вы и ваш ребенок – это два совершенно разных человека, и ребенок не повторяет вашу историю. Надо точно понимать, что у вашего ребенка другая семья, другая личная история, другие родители, другой темперамент. Он не часть вас и часто вовсе не похож на вас. К тому же ситуация в детских садах за последнее время значительно изменилась в лучшую сторону, воспоминания родителей скорее страшный миф, чем сегодняшняя реальность.

Трудности с сепарацией.

Сепарацией в психологии называют отделение от психологически важного человека (например, родителя), увеличение дистанции с ним.

Сепарация – это естественный процесс, происходящий в течении всего взросления ребенка. В сущности, взросление – это и есть постепенная сепарация ребенка от матери для самостоятельной жизни.

Есть события или этапы в жизни родителей с ребенком, когда сепарация идет наиболее интенсивно: рождение ребенка, прекращение грудного вскармливания, поход в детский сад, школу, замужество. В эти периоды родитель может ощущать разделение с ребенком особенно болезненно, сожалеть об ушедшей близости, даже стремиться ее вернуть (хотя, не всегда сознательно). Важно уметь переносить боль сепарации, отпуская ребенка, не придерживая его для удовлетворения собственных психологических потребностей. Существуют случаи, в которых отделение ребенка от родителей происходит очень тяжело, и родитель с ребенком как бы замыкаются в скорлупе своего маленького мирка. Часто при этом ни ребенок не может жить своей жизнью (например, создать семью), ни родитель не позволяет себе ничего такого, что могло бы оторвать его от ребенка (часто уже совершенно взрослого). Такая ситуация нередко возникает в случае с разведенными женщинами, растящими одного ребенка. Это может звучать, как “пожертвовала своей жизнью ради ребенка” или “всю жизнь посвятила ребенку”. Разумеется, у такой жертвы есть своя цена, которую отчасти платить ребенку. Психологические потребности в любви, дружбе, развлечениях начинают решаться исключительно внутри пары мама- ребенок, выход за ее рамки воспринимается как предательство. Это очень ограничивающая, болезненная ситуация для всех участников.

Возможность отделиться, покинуть родителя без чувства вины – обязательная составляющая здорового взросления. Родители могут бессознательно препятствовать этому отделению, любовь и близость ребенка настолько привлекательны и значимы, что родителю трудно от этого отказаться, особенно если других важных отношений в жизни нет.

Множество родителей испытывают неприятные чувства, если ребенок без труда их покидает, предпочитает общество других людей, не демонстрирует печали при расставании.

Марианна, мама трехлетнего Паши всерьез расстраивалась, если при визитах бабушки сын бежал к ней и про маму не вспоминал совершенно, а когда бабушка уходила, горько рыдал. Умом женщина понимала, что это, наверное, хорошо, у ее ребенка такие прекрасные отношения с родной бабушкой. Но душой принять такую ситуацию не могла. Осложнялось дело воспоминаниями Марианны о том, как холодна, а часто и жестока бабушка (ее мама) была с ней в детстве. Теперь в отношении внука женщина не видела и следов прежней холодности! Марианна понимала, что этой перемене скорее следует радоваться, но злилась на сына и бабушку все больше. Она вновь, как и в своем детстве оказалась отверженной.

Надеясь укрепить чувство привязанности ребенка, родители могут подчеркивать, как им было грустно без ребенка или как невозможно было провести хорошо время в одиночестве. Другие объявляют ребенка слабым, неадаптированным, болезненным, подчеркивают дурной нрав, говоря о том, с ним тяжело уживаться. И единственным существом, способным терпеть ребенка оказывается, конечно, родитель. Все это тактики бессознательного привязывания ребенка к себе.

У тебя такой характер, что это только мать терпеть может! – так может говорить мама взрослеющей дочери, создавая у нее ощущения собственной неадекватности.

Праздник прошел тоскливо, ведь тебя не было со мной, как я могла радоваться! – так может говорить родитель, желая, чтобы подросток подольше оставался рядом.

Умение сепарироваться, отделяться – признак здорового организма, трудности с сепарацией обычно означают некое нарушение развития.

Как чрезмерное привязывание, так и преждевременное выталкивание ребенка из гнезда могут повлечь за собой неприятные последствия. Психологическое и физическое оставление ребенка «при себе» ослабляет адаптивность ребенка, его способность и желание общаться с другими людьми.

Но, и резкое, преждевременное выталкивание ребенка из гнезда может привести к чувству хронической тревоги, потребности в защите, постоянному навязчивому поиску эмоционального тепла. Часто дети, недополучающие тепла в семье очень ласковы с окружающими, как бы добирают то, чего не удается получить от родителей.

Начало посещения детского сада дает значительную пищу сепарационным страхам родителей. Как ни странно, но мамы зачастую волнуются больше малышей, отправляя их в детский сад. Очень важно задать себе вопрос – действительно ли мои волнения обоснованы, ребенок в опасности или они скорее связаны с непривычной и новой ситуацией?

Некий уровень тревоги (сепарационная тревога) перед началом посещения детского сада (или любого другого важного этапа взросления ребенка) нормален, но его чрезмерный уровень может указывать на трудности в области отпускания ребенка.

Трудности родителей с сепарацией могут иметь двоякий эффект. Во-первых, тревога прямо передается ребенку, заставляя его волноваться вместе с родителем. Во – вторых, родитель благодаря страху перед отделением ребенка обязательно найдет 1000 причин, по которым в сад ребенку ходить все – таки не стоит: болезни, грубый персонал, негативное отношение ребенка к саду… при желании можно найти аргументы в пользу идеи «не водить ребенка в сад».

Обнаружив у себя какие – то из перечисленных трудностей важно понимать, что все они абсолютно преодолимы, и не являются приговором родительской компетенции. Плохой выход – игнорировать трудности, но и не лучший выход – посыпать голову пеплом, уличая себя в несовершенствах. Сталкиваясь с трудностями мы личностно растем, становимся лучше, если верим в себя и свои способности к развитию! О том, как занять активную позицию в отношении проблем читайте в статье “Как повлиять на ребенка”.

10 главных страхов перед детским садом

Некоторые мамы боятся детского сада больше, чем сами дети. Ведь в новостях масса страшных историй, а сколько ещё рисует воображение. Спокойствие: не так страшен сад, как его малюют – развенчиваем 10 главных маминых страхов.

Тоска по маме

Да, поначалу малыш будет скучать, ведь большую часть времени он проводил с мамой. Но не зря придуман период адаптации: сначала вы оставляете ребёнка на час, потом на два… Малыш быстро понимает, что его бросают не навсегда, и с каждым днем легче переносит разлуку.

Психологи советуют сохранять спокойствие, в первую очередь, маме. Не рыдать за дверью и не наворачивать круги вокруг сада – дети это чувствуют. И придумать ритуал расставания – фразы или действия, которые вы будете повторять, уходя. Для ребёнка это будет сигналом: вчера мама попрощалась так же и вернулась – значит, и сегодня все будет хорошо.

Частые болезни

По мнению известного теледоктора, в первый год ребёнок будет болеть 1-2 раза в месяц. Это нормально, если нет осложнений. В остальном, волноваться не о чем: количество вирусов ограничено, однажды к большинству из них выработается иммунитет и малыш перестанет неделями сидеть дома. Просто смиритесь и верьте: скоро все пройдёт. В конце концов, лучше пережить это в саду, чем в школе, пропуская программу.

Наказания

Нам кажется, что дома – ласка и контейнирование, а в саду злая тётка будет шлепать по попе и ругать за любую провинность. Но обычно это не так: среди воспитателей не так много прапорщиков в юбке! К тому же у всех соответствующее образование и каждая проходит собеседование с заведующей. Заподозрив неладное, та вряд ли станет рисковать своим креслом и брать на работу неуравновешенную особу.

Главное, не стесняйтесь разговаривать с воспитателем. С самого начала твёрдо донесите, как нельзя вести себя с вашим ребёнком, и ей, чтобы сохранить работу, придётся прислушаться.

Насильные кормление и укладывание

Мы зря боимся фраз «Пока не съешь, из-за стола не выйдешь» или «Марш в постель» – они скорее из нашего детства. Сейчас воспитатели читают психологов и лояльны к родительским просьбам. Если малыш малоежка, предупредите об этом, и никто не будет пихать в него кашу. Если не спит днем, попросите разрешить ему играть во время тихого часа, но научите кроху делать это тихо.

А еще помогайте ребёнку подстроиться под детсадовский режим. Заранее перестройте распорядок дня, сдвигая дневной сон (если он есть) на то же время, что и в саду. А в выходные не давайте спать до 12 и есть когда придётся.

Проблемы с едой

  • Страшно, малыш откажется от еды в детсаду или его пищеварение с ней не справится. Чтобы этого не случилось, к перемене рациона готовьте ребенка заранее.
  • Узнайте примерное меню в саду, куда стоите в очередь. Можно подойти туда лично, изучить сайт или поговорить с мамами.
  • Следуйте принципам 5-разового питания и установите запрет на «кусочничанье». Перекусывать печеньем и яблоками в саду не выйдет, а есть вместо 5 раз 2, но помногу, не получится.
  • Не давайте ребёнку экзотические продукты, кетчуп, майонез и специи. Готовьте лучше простые блюда: салаты из овощей, пюре, котлеты на пару, варёную рыбу. Если ребёнок привыкнет к такой пище дома, в саду она не покажется ему пресной.

Злые сверстники

Да, у кого-то растут бойкие сорванцы, а ваш может быть тихоней. Особенно если это единственный ребёнок, которому дома не с кем делить игрушки. Но дети быстро учатся друг у друга: в первый раз кто-то заберёт машинку, и малыш заплачет, а во второй – сообразит, как вернуть ее обратно.

Но лучше, чтобы сначала ребёнок пережил такие ситуации в вашем присутствии. Чаще гуляйте с ним на площадке, ведите себя невозмутимо, подбадривайте кроху, если что-то пошло не так. И в детском саду он уже не растеряется.

Плохие привычки

Не у всех детей мамы – педагоги, а папы – пианисты. В группу может попасть ребёнок, который нецензурно выругается, расскажет пошлый анекдот или чуть что полезет в драку. А ваш – схватит на лету и принесёт новые знания в дом. Но катастрофы здесь нет: объясните малышу, что некоторые слова очень плохие, а вопросы лучше решать разговором, а не кулаками. Ребёнок больше прислушается к родителям, чем к чужому мальчику из группы.

Неподходящие условия

Допустим, вы растите ребёнка по Комаровскому: дома +18 и работает увлажнитель. Увы, в саду, скорей всего, будет жарко, а против частых проветриваний восстанут другие родители. Но от этого ваш кроха не станет менее закаленным, ведь каждый вечер он будет возвращаться в привычные условия. Если, наоборот, малыш привык к теплу, а в группе холодно (например, пока не дали отопление), просто попросите одевать его потеплее.

Недосмотр

Ребёнка забыли на прогулке, и он сбежал. Другой – засунул куда-то голову и задохнулся… Почти каждую неделю новости пестрят страшными заголовками о халатности воспитателей. Конечно, детей в группе много – за всеми не уследишь. Но и жутких историй – по одной на всю страну, а не на город или конкретный сад. Поверьте, воспитатель не хочет на скамью подсудимых. И заинтересован в безопасности вашего ребёнка не меньше вас самих.

Интеллектуальная деградация

Дома – и кинетический песок, и 2 часа занятий по развивающим книжкам, а в саду что? Гора игрушек и час малевания в альбоме. Что ж, конечно, заниматься с вашим малышом индивидуально никто не будет. Но рисовать, петь и играть в группе – тоже развитие! Не зря детки, которые не говорили, в саду начинают болтать. К тому же для детей каждого возраста в садах есть примерная программа. Её разрабатывают методисты, а воспитатели чётко следуют – проводят познавательные игры, готовят с детьми праздники. А осваивать английский и ментальную арифметику дома детский сад никак не помешает.

Читайте также:  Что должен уметь ребенок перед детским садом: 4 полезных навыка

Теги по теме:детский сад
Источник

9 самых популярных детских страхов

Чего боятся дети

В большинстве своем того же, чего боялись и мы их возрасте, а именно: одиночества, чужих людей, врачей, крови, фантастических существ вроде Бабы-Яги, Серого Волка или злобной Буки. Кроме того, во все времена и у всех народов отмечались характерные страхи, обусловленные общими закономерностями развития психики: страх потерять маму, боязнь темноты, ужас перед животными.

Многие современные дети всерьез боятся апокалипсиса (спасибо блокбастерам), маньяков (отдельная благодарность СМИ) и даже экономического кризиса (пугает малышей в основном то, что у родителей нет денег и они постоянно злятся). К приметам времени можно отнести и чрезмерное обособление детей. Городские ребятишки, как правило, испытывают недостаток общения, и в результате у живущих под неусыпным родительским контролем крох формируются слишком интенсивные страхи одиночества, темноты и сказочных чудовищ. Этому способствует и слишком ранняя интеллектуализация современных малышей, особенно если в жертву ей приносятся коллективные подвижные игры, развивающие эмоциональную сферу.

1. Страх одиночества

Это один их главных детских страхов, пик его приходится на 2−3-летний возраст (причем мальчики боятся одиночества больше, чем девочки). Страх одиночества основывается на боязни внезапного нападения (когда ты один, ты наиболее уязвим и беззащитен) и страхе перед злыми сказочными персонажами. Если у ребенка есть возможность полноценно общаться со сверстниками, страх одиночества посещает его гораздо реже. А вот общество чрезмерно опекающих взрослых не позволяет малышу сформировать собственные механизмы психологической защиты.

Лучшая профилактика — хорошо налаженное общение малыша с другими детьми. Не обязательно отдавать ребенка в детсад, достаточно регулярных встреч со сверстниками на детских площадках, во дворе и на «развивалках». Ну и, разумеется, постарайтесь не «душить» наследника заботой и контролем.

2. Боязнь фантастических существ

Этап первый. Во сне

Многочисленная «корпорация монстров» донимает деток в возрасте от 2 до 5−6 лет. Первые кошмары (чаще всего посещают сновидения малышей, у которых непросто складываются отношения с папой) — это, как правило, Волк, Кощей, Бармалей и прочие «мужские персонажи». Ближе к 3−4 годам появляются женские страшилки — Баба-яга и Ведьма (подобные сны отражают проблемы в отношениях с мамой). Такие страхи характерны для детей строгих, эмоционально холодных или, напротив, «взрывоопасных» и скорых на расправу родителей.

Спокойствие, доброта и родительская ласка — лучшая профилактика ночных кошмаров. Обнимайте и целуйте ребенка перед сном и в течение дня; заботьтесь о том, чтобы у него было достаточно впечатлений, подвижных игр и общения (но не чрезмерно!), а также о том, чтобы малыш поужинал и лег спать не слишком поздно, в хорошо проветренном помещении.

Этап второй. Наяву

В 4−5 лет страшные существа «выходят из сумрака», и ребенок может быть подвержен страхам даже днем. Все эти бяки-буки — словно антиподы родителей (если те добрые и спокойные) или, что бывает чаще, их «тени» — та часть родительских личностей, которую детки признавать не могут и не хотят, ведь любой ребенок по возможности до последнего верит, что мама с папой все-таки хорошие.

В этом возрасте для борьбы со страхами стоит использовать сказкотерапию, рисуночную или игровую терапию. Страшное существо можно нарисовать, чтобы потом «подарить» ему портрет и тем самым задобрить его и подружиться с ним. А можно, напротив, торжественно сжечь рисунок, чтобы окончательно избавиться от незваного гостя.

3. Боязнь чужих людей

Впервые этот страх появляется у ребенка рано — в 8 месяцев. Малыш может разрыдаться при виде чужого человека даже сидя на ручках у мамы. В норме через этот этап проходят все дети, и примерно после года страх утихает — на смену ему приходит интерес к людям. Но иногда повышенная тревожность при контактах с незнакомцами сохраняется надолго и даже закрепляется как черта характера — например, если мама всегда с опаской смотрит на окружающих. В младшем школьном возрасте, когда круг общения ребенка резко расширяется, проблема страха перед чужими вновь становится актуальной. В норме ребенок быстро адаптируется к новым условиям, но иногда робость и опасливое отношение к людям становятся стилем общения — как правило, это «заслуга» родителей

В наш неспокойный век совершенно естественным представляется воспитание ра­зум­ной осторожности по отношению к реально существующим опасностям (чужие машины, незнакомые взрослые). Кто предупрежден, тот вооружен! Но делать это следует без фанатизма и на доступном малышу уровне. Главное — чувство меры! Мы не должны превратить ребенка в человека с манией преследования, с базовым ощущением, что мир страшен и суров.

Нельзя намеренно пугать малыша реально существующими персонажами — милиционером, например. Так вы формируете у него искаженную модель правосознания, отрицание правоохранительной системы как таковой и возможности сотрудничества с ее представителями. Случись что в дальнейшем, обратиться в милицию будет последним, что придет в голову вашему повзрослевшему чаду, тогда как это может спасти чью-то жизнь — и его собственную в том числе.

4. Навязчивые страхи

Существуют страхи, которые свидетельствуют о неблагополучии в детской психике. Желательно распознать их как можно раньше, чтобы успеть скорректировать проблему. Навязчивые страхи или фобии развиваются при неврозах, а изредка — при шизофрении. Это неподконтрольные состояния, при которых малыш не просто боится — он испытывает ужас. Наиболее типичные фобии — это боязнь заражения каким-либо заболеванием, страх смерти, открытых или закрытых пространств, публичных выступлений.

Сверхценные страхи — это, например, боязнь темноты, привидений, определенных предметов, собак или насекомых. Ребенок убежден в обоснованности своих страхов: привидение может утащить его в свой мир, а пауки «кусаются». Вы скажете, что у многих совершенно нормальных детей бывают такие страхи, однако насторожить должен не факт их наличия, а чрезмерная выраженность или слишком большое их количество — когда ребенок одновременно боится и того, и другого, и пятого-десятого. Как правило, такие страхи появляются при невротических расстройствах.

Бредовые страхи отличаются переживанием скрытой угрозы, сопровождаются постоянной тревогой и настороженностью, а возникают «на ровном месте», без психотравмирующей ситуации. Такие страхи практически не поддаются коррекции и нередко являются признаком серьезных психических расстройств, в первую очередь — шизо­фре­нии. Это, например, бред преследования, отравления, нападения механизмов.

Ночные страхи возникают во время сна (ими страдает 2−3% детей). Спящий ребенок становится беспокойным, плачет, часто зовет маму, но не узнает ее, а утром обычно не помнит о том, что случилось ночью и что же его так напугало. Причину следует искать в стрессе или страхе, пережитом наяву, однако виновником может оказаться и невроз или какое-либо нарушение в развитии головного мозга (минимальная мозговая дисфункция).

5. Боязнь животных

Страх перед животными, даже самыми безобидными, возникает в 2−3 года, и если к этому времени он не преодолен, то его второй пик придется на 5−7 лет. Этот страх вызывается либо психотравмирующим опытом (малыша покусала собака), либо внушением (тревожная мама «поделилась» с ребенком своими проблемами). Внушение может быть прямое («Не подходи — укусит. ») или косвенное (комментарии к телесюжетам, болтовня мамочек на детской площадке под девизом «Вы подумайте, какой ужас!»).

Трижды подумайте, чего вы на самом деле хотите — воспитать в ребенке разумную осторожность (то есть привить основные навыки безопасного поведения — не дразнить животное, не размахивать руками, не бежать) или вызвать в малыше панический страх перед любым зверем? Ответ, как представляется, очевиден. А если страх уже сформировался, постарайтесь с ним «подружиться»: рисуйте то, что вызывает боязнь, придумывайте про это сказки, играйте в игру, где надо помочь мальчику, который, например, боится собак.

Еще несколько страхов и 5 условий победы над ними

6. Боязнь врачей, боли и крови

В возрасте 2−3 лет этот страх выходит на первое место — с ним сталкивается каждый второй ребенок. Подоплека явления понятна — так проявляет себя инстинкт самосохранения. Наиболее подвержены этой боязни дети тех родителей, которые и сами испытывают трепет перед «людьми в белых халатах».

Не нагнетать обстановку, не заводить разговоров о визите к врачу задолго до события, не обсуждать при ребенке некомпетентность докторов или разнообразные «несчастные случаи». Обманывать чадо — мол, «тетя доктор ничего тебе делать не будет» — тоже не стоит, ведь в данном случае разумное дитя вправе задать резонный вопрос: «А зачем же мы тогда к ней идем?» Вместо этого спокойно объясняем малышу, что ходить к врачу необходимо, это нормальная часть жизни и так делают абсолютно все.

7. Страх смерти

Главный страх детей старшего дошкольного возраста появляется в возрасте 5−7 лет и чаще всего приходит во сне. Это отражение осознания жизненного цикла и неотвратимости предстоящих перемен — взросления, старения, исчезновения. Появление этого страха — своеобразный «маркер» того, что ребенок вырос и его чувства и эмоции приобрели некоторую глубину. Это период щемяще-трогательных фраз вроде: «Мамочка, ты никогда не умрешь!»

Ребенок понимает неизбежность течения жизни, но не принимает ее, не может смириться с тем, что смертен и он сам, и его родные. От невозможности избежать неотвратимого и рождается страх. Малыши видят во сне, что они умерли, им снятся кошмары про похороны и всяческие опасные ситуации, связанные со смертью. Чуть позже приходят сны, символизирующие осознание своего места в мире и значимости родных, — ребенку может присниться, например, что скончался кто-то из родителей (отголосок страха потери матери). Вместе со страхом смерти появляются также боязнь хулиганов, войны, стихийных бедствий (ведь всё это — прямая угроза жизни), а также страх перед представителями иного мира, посланниками неизведанного и жуткого небытия.

Разумнее всего переждать этот период, по возможности ограждая ребенка от непосильных для детской психики переживаний — насилия на экране, разговоров о болезнях, смерти и о том, «как страшно жить». Постепенно малыш примет устройство мира, боязнь смерти притупится и уйдет на задний план. Спокойно говорите с чадом о том, что хотя смерть и случается со всеми людьми, однако придет она еще очень-очень нескоро, и малыш, и все его родные проживут вместе еще много долгих и счастливых лет, а болезни совсем не означают непременной кончины. Приводите конкретные примеры: «Вот дядя Миша болел недавно, но выздоровел и жив-здоров; и твои друзья в садике болели, как и ты, и все прекрасно живут-поживают дальше». Ситуация может сильно усложниться, если именно на этот период пришелся факт реальной смерти кого-то из близких или даже домашнего животного. В этом случае вам может понадобиться помощь детского психолога.

8. Страх темноты

Универсальная фобия, которая может появиться в 2 года и продолжаться чуть ли не до подросткового возраста. Это отражение и продолжение страха смерти, боязни небытия (в темноте можно исчезнуть, раствориться, пропасть), страх перед чем-то неподконтрольным, неосознаваемым и потенциально опасным. Боязнь темноты часто связана со страхом перед сказочными персонажами — ребенку кажется, что бяки-буки живут в укромных уголках и от них невозможно защититься. Кроме того, темнота ассоциируется с ночью, а в это время карапуз наиболее уязвим, ведь все вокруг спят и помочь ему не могут.

Постарайтесь сделать так, чтобы отход ко сну был для ребенка максимально комфортным. Почитайте добрую сказку — без чудищ, опасных ситуаций, ссор и угроз, обнимите кроху, погладьте, сделайте ему расслаб­ляющий массаж и не уходите из комнаты, пока трусишка не уснет.

9. Страх «несоответствия»

С поступлением в 1-й класс для ребятишек все более важной становится задача «вписаться» в коллектив сверстников и соответствовать требованиям взрослых — родителей и преподавателей. Иными словами — освоиться с новой социальной ролью школьника (а для малышей, не посещавших сад, в новинку будет и роль члена детского коллектива). В этом возрасте дети уже способны оценить свои поступки, и это становится дополнительным источником тревог и страхов — ученики боятся, например, опоздать на урок, не выполнить задание и получить двойку.

Важно не «перегрузить» ребенка моральной ответственностью: не «давить» на школяра в случае неудач, но и не способствовать формированию безответственного характера. Не пугайте первоклашку рассказами о его многочисленных обязанностях и о том, что будет, если он вдруг не справится. Не обсуждайте с ним и при нем недостатки преподавателей и школьной администрации. Не рассказывайте «жуткие» истории из собственного детства! Словом, ваша задача — не сформировать у детки представление, будто школа — это неотвратимый кошмар.

Не нацеливайте ребенка учиться на одни пятерки — ведь завышенные притязания родителей ведут к тому, что дети испытывают дополнительный страх им не соответствовать. В случае неудач не ругайте и не запугивайте наследника, лучше разберите ситуацию и по возможности помогите — расскажите, например, что и у вас не все бывало гладко (а это святая правда), но вы все же справились. Ребенок должен чувствовать, что родители — его надежный тыл и что приключившиеся у него проблемы вовсе не уникальны — у других они тоже есть и справиться с ними реально.

Дети чаще подвержены страхам, если:

  • они растут в психологически неблагополучных семьях, где постоянно происходят конфликты
  • их родители чрезмерно строги, бескомпромиссны и требовательны
  • они единственные наследники гиперопекающих родителей
  • их мамы слишком рано вышли на работу
  • их мамы и папы развелись, когда детям было 5−7 лет — в этом возрасте должна происходить идентификация ребенка с родителем своего пола
  • они «поздние» дети родителей старше 35−40 лет
  • их родители тревожны и сами страдают от каких-либо страхов. Кстати: наибольшее количество страхов отмечается у малышей 3−5 лет, а самые сильные переживания характерны для детей 6−8-летнего возраста

Воспитание.

Учитывайте особенности именно вашего ребенка — его темперамент, условия развития, интересы и склонности и старайтесь сформировать систему адекватных воспитательных мер. Чем жестче и эмоционально холоднее отец и мать или, напротив, если их опека и любовь «удушают», тем труднее приходится крохе.

Общение и эмоции.

Создайте малышу условия для полноценного развития и общения со сверстниками. Следите за тем, чтобы он проводил достаточно времени на свежем воздухе. И ни в коем случае не стремитесь к ранней интеллектуализации чада в ущерб его эмоциональному развитию.

Родительские страхи.

Ребенок — ваше отражение, и большинство страхов он получает «по наследству». Если родители тревожны, мнительны и не уверены в себе, нет ничего удивительно в том, что дети становятся их маленькими копиями.

Семья.

Дорогие мамы и папы, по возможности не расставайтесь с малышом в первые годы его жизни. Сам факт вашего присутствия рядом с деткой — уже надежная страховка от тревог и опасений.

Читайте также:  Ребенок не хочет идти в детский сад: что делать родителям

Без насмешек и обвинений!

Маленький человек имеет право бояться и еще не умеет самостоятельно справляться со своими страхами. И это не повод его наказывать, смеяться над ним или сравнивать с другими детьми, которым якобы «ничего не страшно».

Детские страхи

Каждый из нас периодически испытывает чувство тревоги, беспокойства и страха – это одна из сторон нашей психической активности. Но у взрослых есть опыт и знания, которые часто помогают рационализировать происходящее и уменьшить интенсивность переживаний. Дети многого не понимают и переживают намного острее. Зачастую, то, что пугает малыша, взрослому может казаться сущим пустяком. А ведь чувство страха заставляет ребенка переживать по-настоящему сильные эмоции, которые моментально могут завладеть всем его маленьким миром.

Если малыш жалуется, что он чего-то боится – это не причина для насмешек или паники, а скорее повод задуматься и поговорить с ребенком, постараться выяснить причину и потом принимать решение о дальнейших действиях. Большинство детских страхов имеют временный характер, при своевременном выявлении страхов взрослыми и правильном отношении к ним в скором времени бесследно исчезают. Есть, конечно, и такие страхи (невротические или навязчивые), которые затрудняют нормальную жизнедеятельность ребенка, мешают его развитию и адаптации, распространяются на все сферы жизни – в этом случае лучше обратиться за помощью к специалистам.

Что такое детские страхи?

Страх – это чувство, которое возникает в ответ на воздействие угрожающих факторов, в основе которого лежит врожденный инстинкт самосохранения. Психологи выделяют две базовые угрозы, вызывающие чувство страха – угрозы жизни и жизненным ценностям человека. Специфика детских страхов заключается в том, что они, как правило не связаны непосредственно с актуальной угрозой. Детские страхи основаны на информации, которую дети получают от ближайших взрослых и пропускают сквозь призму своей яркой фантазии и воображения.

Причины возникновения детских страхов

Самая очевидная причина детских страхов – это пережитая ранее травмирующая ситуация. Например, если ребенка укусила собака, есть большая вероятность, что в будущем он будет бояться собак. Если родители запугивают малыша сказочными персонажами, пытаясь добиться собственных целей, ребенок может бояться оставаться в одиночестве или в темноте. Базой для формирования страхов так же служит общая тревожность ближайшего окружения, которая транслирует ребенку огромное количество запретов и установку на неудачу. Мамы и бабушки часто предостерегают детей фразами: «осторожно! Иначе упадешь, поранишься, сломаешь ногу». Из таких фраз ребенок, как правило, воспринимает только вторую часть. Он еще не до конца понимает, от чего его предостерегают, но его наполняет чувство тревоги, которое может перерасти в устойчивые страхи. Чрезмерно эмоциональное обсуждение взрослыми различных происшествий и стихийных бедствий, акцентирование внимания на том, что опасность может подстерегать на каждом шагу также не остается без внимания детей и является плодотворной почвой для страхов.

Есть не столь очевидные причины, которые могут лежать в основе детских страхов:

  1. Гиперопека
    Дети, живущие в современном мегаполисе, часто подвержены чрезмерной опеке со стороны родителей, они постоянно слышат о том, что на каждом углу их ждет опасность. Это делает малышей неуверенными в себе и боязливыми. Кроме того, сама жизнь в большом городе наполнена стрессами и очень интенсивна, что не может не сказываться на детской психике в общем, делая ее более уязвимой.
  2. Недостаток внимания родителей
    Из-за чрезмерной загруженности взрослых, их общение с детьми часто сильно ограничено во времени. На замену живому эмоциональному общению приходят компьютерные игры и телевизионные передачи. Поэтому необходимо качественно общаться с ребенком хотя бы несколько часов в неделю, совершать совместные прогулки, играть, обсуждать значимые моменты.
  3. Недостаток физической активности
    Отсутствие достаточного количества физической активности так же может стать причиной возникновения страхов.
  4. Агрессия матери по отношению к ребенку
    Если мать в семейной системе занимает лидирующую позицию и часто позволяет себе проявлять агрессию по отношению к другим членам семьи, возникновение страхов у ребенка практически неизбежно. Она не воспринимается малышом, как объект, который в любой ситуации защитит и придет на помощь, поэтому страдает базовое чувство безопасности.
  5. Нестабильная атмосфера в семье
    Нестабильная эмоциональная ситуация в семье, частые скандалы между членами семьи, отсутствие взаимопонимания и поддержки становятся причиной хронической тревоги, которую испытывает ребенок, находясь в семье. Со временем это может привести к возникновению страхов.
  6. Наличие у ребенка психологических и психических расстройств
    Так же причиной страха может быть наличие у ребенка невроза, диагностика и лечение которого входит в компетенцию медицинских работников. Проявлением невроза являются детские страхи, которые не свойственны для возраста, в котором находится ребенок, либо соответствуют его возрасту, но приобретают патологическое проявление.

Виды детских страхов

Принято выделять три вида страхов:

  1. Навязчивые страхи
    Эти страхи ребенок испытывает при определенных обстоятельствах, которые могут вызвать у него панику. Например, страх высоты, открытых пространств, мест скопления большого количества людей и т.д.
  2. Бредовые страхи
    Наличие таких страхов указывает на серьезные проблемы в психике ребенка. Их причину найти невозможно и объяснить логически невозможно. Например, ребенок боится играть с конкретной игрушкой, одевать определенную одежду, открывать зонтик и т.д. Но, если вы обнаружили такой страх у своего малыша, не стоит сразу паниковать, надо попытаться выяснить причину, возможно он не хочет играть с определенной игрушкой в силу объективных причин. Например, он мог сильно удариться или больно упасть, когда играл раньше с этой игрушкой.
  3. Сверхценные страхи
    Эти страхи являются продукцией фантазии ребенка, именно они встречаются в 90% случаев при работе с детьми. Сначала такие страхи соотносятся с определенной жизненной ситуацией, но потом они настолько завладевают мыслями ребенка, что ни о чем другом он не может думать. Например, страх темноты, которая в детском воображении «кишит страшными чудовищами».

Возрастные детские страхи

Психологи выделяют детские страхи, которые проявляются в определенном возрастном периоде, считаются нормой, и со временем исчезают при нормальном развитии.

  • 0–6 месяцев – страх вызывают неожиданные громкие звуки, резкие движения, падение предметов; отсутствие матери, и резкие перемены в ее настроении, общая потеря поддержки;
  • 7–12 месяцев – страх могут вызвать громкие звуки; люди, которых ребенок видит впервые; переодевания; резкая смена обстановки; высота; отверстие стока в ванной или бассейне, беспомощность перед неожиданной ситуацией;
  • 1–2 года – страх могут вызвать громкие звуки; разлука с родителями; засыпание и пробуждение, плохие сны; незнакомые люди; отверстие стока ванны или бассейна; страх травмы; потеря контроля над эмоциональными и физическими функциями;
  • 2–2,5 года – страх потери родителей, эмоционального непринятия с их стороны; незнакомые дети того же возраста; ударные звуки; возможно появление ночных кошмаров; перемены в окружающей обстановке; проявления стихии – гром, молния, ливень;
  • 2–3 года – большие, непонятные, «несущие в себе угрозу», объекты, например, стиральная машина; изменение привычного жизненного уклада, экстренные события (смерть, развод и т.д.); изменения местоположения привычных объектов;
  • 3–5 лет – смерть (приходит понимание того, что жизнь конечна); ночные кошмары; нападения грабителей; стихийные бедствия; пожар; болезнь и операция; змеи;
  • 6–7 лет – сказочные персонажи (ведьмы, призраки); страх потери (потеряться или потерять маму и папу), одиночества; страх не оправдать надежды родителей в учебе, страхи, связанные со школой; страх физического насилия;
  • 7–8 лет – темные зловещие места (подвал, каморка), стихийные бедствия и катастрофы, утрата внимания и принятия, любви со стороны окружающих (сверстников, учителей, родителей); страх опоздания в школу, исключение из школьной и домашней жизни; физическое наказание; отсутствие принятия в школе;
  • 8–9 лет – несостоятельность в играх, в школе; уличение во лжи либо нежелательном поведении; страх физического насилия; страх потери родителей, ссоры с родителями;
  • 9–11 лет – невозможность достигнуть успеха в школе или в спорте; болезни; определенные животные; высота, кружение (страх могут вызывать некоторые карусели); люди, несущие в себе угрозу (наркоманы, хулиганы, пьяницы и т.д.);
  • 11–13 лет – поражение; необычные собственные поступки; собственная внешность и привлекательность; болезни и смерть; сексуальное насилие; критика со стороны взрослых; собственная несостоятельность; потеря личных вещей.

Как работать с детскими страхами

Детские страхи, на которые взрослые не обращают внимания, могут в результате принести негативные последствия, такие как проблемы в общении со сверстниками, агрессивность, трудности в социальной адаптации, неврозы и комплексы. Поэтому взрослым важно вовремя обратить внимание на имеющиеся у ребенка страхи, понять, имеют ли они патологический характер, и, в зависимости от этого, самостоятельно постараться помочь ребенку или обратиться за помощью к специалисту.

По вопросам детских страхов можно обратиться к психологу на портале «Я-родитель» в рубрике раздела «Родителям» – «Вопрос психологу».

Консультацию квалифицированных специалистов по всем волнующим вопросам, в том числе и психолога по вопросам детских страхов, детям и родителям можно получить по Единому всероссийскому телефону доверия.

Первым этапом помощи является выявление страха. Это можно вделать в ходе доверительной беседы с ребенком. Можно спрашивать ребенка, боится ли он конкретных вещей. Это становится целесообразным только в том случае, если ребенок уже достиг возраста трех лет. Родитель может мягко и неторопливо расспрашивать ребенка о страхах, не заостряя внимания на каких-то из них, чтобы не привести к фиксации и внушению. В ходе разговора подбадривайте и хвалите малыша. В случае обнаружения страха реагируйте спокойно и уверенно, ведь ребенок считывает ваше эмоциональное состояние. Так, если страх ребенка пугает взрослого, ребенок может переживать еще больше. Попросите ребенка описать страх, рассказать на что он похож, что он чувствует, в каких ситуациях к нему приходит чувство страха, и что бы малышу хотелось с ним сделать. Как правило, дети с радостью соглашаются отправить его на Северный полюс, запереть в высокой башне и т.д.

Еще один действенный метод – сочинить вместе с малышом сказку про страх, которая непременно должна закончиться победой главного героя над страхом.

Нарисовать страх – увлекательное и полезное занятие. В ходе рисования можно проводить беседу, расспрашивать ребенка о его страхе и предлагать ему искать решения. А по завершении рисования страха, листок с рисунком можно сжечь, объяснив малышу, что таким образом вы сжигаете его страх вместе с рисунком, и больше он его не побеспокоит. Сожжение необходимо провести в виде некоего ритуала, постоянно подбадривая и хваля малыша за то, какой он смелый, акцентируя внимание на том, как здорово он расправился со страхом.

Отлично работает в борьбе со страхами инсценировка или игра – стоит отметить, что использование этого способа широко используется психологами. Дети в группе придумывают рассказы на тему своих страхов и с помощью психолога проигрывают сюжеты в группе. Далее родители могут дома еще раз проиграть ситуацию с ребенком, но только в том случае, если это не вызывает у него негатива.

Важно помнить о том, что страхи присущи всем, и их не стоит бояться. Родителям важно научиться принимать своих детей такими, какие они есть, со всеми их страхами и тревогами. Ведь если рядом уверенный, надежный и принимающий родитель, преодолеть страх становится для ребенка делом времени. Все, что требуется от мамы и папы в преодолении детских страхов – быть рядом с ребенком, уметь выслушать его, вовремя выявить страх малыша, и найти правильный способ борьбы с этим страхом: самостоятельно или при помощи специалиста.

Мария Меролаева

Комментирует независимый эксперт портала «Я-родитель» Екатерина Блюхтерова, психолог, специалист по сказкотерапии:

«Мы все чего-то побаиваемся, и наши дети не исключение. Ведь бояться и опасаться – это вполне нормально. Мы все не очень уютно чувствуем себя в темноте, вздрагиваем от резких звуков, держимся подальше от края обрыва.

Но дети часто придумывают дополнительные страхи, и это создает тот самый умеренный стресс, необходимый для психоэмоционального развития и созревания нервной системы. Действительно, период активных страхов приходится на возраст от трех до семи лет. Безусловно, спокойствие и уверенность родителя поможет малышу почувствовать себя в безопасности.

Послушайте автора, откажитесь от запугивания ради воспитания и принуждения к выполнению требований. Есть много других способов договориться ребенком. Ведь для деток родитель – большой, сильный, всемогущий. И если ТАКОЙ родитель говорит, что придет Бабай и унесет (между строк: а я не смогу ему помешать и защитить тебя), то для ребенка это действительно СТРАШНО. Важно транслировать деткам, что наш дом – наша крепость, я тебя люблю и буду защищать всегда! Но не позволяйте ребенку манипулировать вами и использовать страхи как предлог, чтобы привлечь к себе побольше внимания.

Всегда принимайте ребенка таким, какой он есть, и принимайте его страхи. Так вам будет легче помочь малышу и изменить его отношение к ситуации. Говорите о страхах ребенка, как о реальности. Тогда от них можно будет избавиться. Или со страхами можно подружиться: обмениваться подарочками со страшилками, которые живут под кроватью, или переписываться с Бабаем и просить приносить яркие сны».

Родительские страхи

Родительские страхи разнообразны. Родители, и чаще всего мамы и бабушки, склонны бояться всего на свете: ребенок простудится, заболеет, упадет, разобьется, не поел, плохо выглядит. Уже поздно, пропал, с ним случалось что-то страшное. Он грозит уйти, а без меня он обязательно пропадет. Чего только не боятся родители! Страх поздноты, страх плохого, страх непонятного. Между двух гипотез: “Ничего страшного” и “Ужас-ужас-ужас” такие тревожные родители обязательно выберут гипотезу вторую.

Если дети им не звонят и они не могут до них дозвониться, 50% родителей боятся, что с детьми случилось что-то страшное, 48% – опасаются, что с детьми что-то страшное вот-вот может произойти, и только 2% могут предположить, что в мобильнике может сесть аккумулятор.

Лучше всего о родительских страхах написал психолог и юморист Леонид Каганов, даем ему слово:

Родительские страхи – предмет особого разговора. Они настолько обширны и многосторонни, что в этой главе мы коснемся только наиболее типичных из них.

СТРАХ ПОЗДНОТЫ – пожалуй самый распространенный из страхов родителенка. Корнями он уходит в те времена, когда первобытные люди жили в пещерах, выходить их которых ночью было делом весьма опасным. Поэтому еще предки наших родителят боялись за наших с вами предков когда те уходили на охоту и к ночи не возвращались – не погрызли ли их там мамонты? В наше время, когда мамонты исчезли, страхи родителят остались. Поэтому большинство родителят с приходом темноты и вечерних телепередач начинают вести себя беспокойно и порой совершать нелепые поступки – например звонить вашим друзьям или милиционерам. Почему они это делают, родителята, как правило, внятно объяснить не могут: “Ну это, одиннадцать вечера, а тебя нет, что же еще делать?”, – типичный ответ родителенка.

Читайте также:  Памятка родителям: 20 причин, почему ребёнок не ест в детском саду, и что с этим делать (часть 1)

Глупости со звонками можно предупредить. Если телефон милиционера родителята помнят с самого раннего возраста, то телефоны ваших друзей могут попасть в их шаловливые ручонки только из-за вашей невнимательности – не бросайте свою записную книжку на видном месте когда уходите из дома и оставляете родителят одних без присмотра. Если ваш родителенок обладает сильным страхом поздноты, пристает каждый раз к вашим друзьям и вам приходится потом краснеть за него – записывайте телефоны особым образом, например меняйте местами две цифры. Разбудив пару раз незнакомых людей словами: “здравствуйте, я машина мать”, и услышав в ответ соответствующие выражения на эту же тему, ваш родителенок быстро отучится от такой вредной привычки.

Однако это крайние меры. В целях же воспитания следует приучить родителят к терпению и спокойствию. Для этого надо спокойно сказать, что вы уходите, и вернетесь поздно, к такому-то времени. Назовите точное время возвращения и родителенок сразу станет смирнее. Если вы задерживаетесь – обязательно позвоните и скажите об этом родителенку, назвав новый срок возвращения. Помните, что родителята очень любопытны, поэтому расскажите им заранее куда вы идете. Даже если вы идете просто гулять – назовите названия улиц по которым будете идти и цель прогулки – например “посмотреть иллюминацию”. Цели и маршруту можно не следовать в полной точности, однако не надо явной лжи. Родителенок может тоже научиться лгать и это принесет вам много неприятностей. Хотя иногда без этого не обойтись. Например если ваш родителенок беспокойный – не давайте телефона того места, куда вы идете, скажите, что сами не знаете его или придумайте какую-нибудь сказку – скажите что там очень платный телефон, или что там живут родителята, которые рано ложатся спать или, наоборот, сами ждут важного звонка. Чтобы успокоить родителенка дайте ему слово, что позвоните ему сами, и действительно позвоните, поговорите с ним немножко. При этом разговор не должен быть долгим, краткость разговора следует объяснить так: “Я не могу больше говорить, тут чужой телефон.” Согласитесь, аргумент довольно странный, однако на родителят он действует безотказно.

СТРАХ ПЛОХОГО. В отличие от страха поздноты, в этом случае родителенок точно знает причину страха. Он может бояться, что вы заболеете, попадете в плохую компанию, станете наркоманом, родителенком, бросите школу, институт, аспирантуру. Страхи могут быть самыми разными, ваша задача – понять родителенка и успокоить его. Объясните ему, что без шапки вам и так тепло, что ваши друзья – замечательные люди, расскажите хорошие подробности про них и их родителят (родителята любят слушать про сверстников), покажите непроколотые вены (это убедит родителят, что в вашей компании не курят марихуаны), объясните, что раз вы до сих пор не бросили школу, институт, аспирантуру, то значит не бросите и дальше. Здесь не может быть точного совета – старайтесь найди свой подход к родителенку.

СТРАХ НЕПОНЯТНОГО. Родителята очень впечатлительные существа. Однако они еще мало знают о мире и боятся всего, что им неизвестно. Родителята всегда с большим вниманием относятся ко всему, что с вами связано, подмечая и обдумывая разные мелочи. При этом их может пугать ваша прическа, джинсы, музыка, украшения, плакаты на стене или ваши высказывания и мысли. Это нормально. Ваша задача – доходчиво и терпеливо объяснить родителенку что:

1) Каждый имеет право на свои вкусы, и при этом странно было бы, если бы ваши вкусы полностью совпадали.

2) В ваших вкусах нет ничего противоестественного, сейчас это модно и все так делают. На многих родителят почему-то действует аргумент “все”. Покажите родителенку красивую, добрую статью из его любимой газеты, где рассказывается о вашей музыке или о вашем колечке в носу.

3) Ваши вкусы ничем не хуже вкусов родителенка. Это доказать трудно, но можно. Трудно потому, что многие родителята наивно следуют принципу: “что не мое – то неправильное”. Если речь идет о музыке, типичный аргумент родителенка: “Как можно слушать такую гадость?”. Помните – “гадость” – это эпитет. И отвечать эпитетом “нет, это круто” – не разумно. Будьте умнее, пусть родителенок размышляет вместе с вами и сам поймет нелепость своей точки зрения. Попросите его пояснить, что именно он называет “гадостью”, просите пояснений до тех пор, пока родителенок не укажет вам на конкретную деталь, например на “глупые слова” или на “идиотский вид” певца. Спросите, музыку какого стиля любит сам родителенок, и найдите среди этой музыки песню с еще более глупыми словами или певца с более странным видом – как правило это сделать весьма легко.

Всю книгу Леонида Каганова “Воспитание родителят” можно прочитать тут.

Тревожно-мнительное воспитание

Ничто так сильно не терзает душу родителей, как страх за своего ребенка. Это чувство может проявляться по-разному. Мама на протяжении трех лет была неразлучна со своим малышом, привыкла вместе с ним засыпать и просыпаться, гулять, играть, научилась одновременно делать домашние дела и занимать ребенка. И вот принято решение отдать ребенка в детский сад. Мама тешит себя надеждами, что наконец-то без суеты может сделать что-то дома, спокойно пройтись по магазинам, заняться собой. Но вместо ожидаемого облегчения вдруг замечает, что не способна отдохнуть и расслабиться, все валится из рук и мысли только о ребенке: «Как он там? Не плачет? Все ли съел? Не забыли ли воспитатели надеть на прогулку шарфик. » Тревога зачастую рушит все мамины планы, и она бежит в садик узнать, все ли в порядке, наблюдает издалека, как ребенок гуляет и, вконец измучившись, забирает свое чадо домой раньше, чем намечала. См. →

13 простых и эффективных техник побороть даже сильные детские страхи

В рамках совместного проекта канала TiJi и «Академии Монсиков» Виктория Шиманская, психолог, автор книг и специалист по развитию эмоционального интеллекта детей, провела вебинар «Страхи у детей. Как помочь ребенку?». Мы прослушали ее лекцию и делимся с вами интересными мыслями и действенными техниками.

Страх — это некий сигнал, который предупреждает нас об угрозе. Страх бывает полезным и вредным.

Безопасная жизнь без такой эмоции, как страх, невозможна, ведь именно она сдерживает нас от безрассудных и опасных поступков. Когда мы видим проносящиеся мимо нас машины, нам становится страшно, и это чувство останавливает нас от того, чтобы выйти на дорогу. Но у страха есть и обратная сторона, которая разрушает нас: он не позволяет совершать важные поступки и заставляет чувствовать себя дискомфортно. Бывает, что мы не можем проявить себя на работе, потому что боимся начальника. Или не можем водить машину, так как боимся аварий на дорогах.

Именно с этой негативной стороной страха нужно бороться. Но сначала давайте выясним, что может стать причиной детской страха.

Причины детских страхов

• Этапы взросления. Уже в 7 месяцев ребенок бьет тревогу из-за долгого отсутствия мамы. До 3 лет у малыша развиваются привязанность и чувство доверия к родителям. И в этом возрасте особенно сильно работают внушаемые страхи, а также страхи, вызванные неожиданностью, — резкий звук или боль от укола.

С 3 до 5 лет появляется страх темноты и одиночества. А дальше ребенок сталкивается с осознанием реальной смерти. И страх потери самого близкого человека может прочно засесть в его мыслях.

Как мы видим, у каждого детского возраста существует своя «норма» страхов.

Страхи появляются и исчезают. Однако иногда они задерживаются в психике ребенка и полностью завладевают его вниманием, тем самым мешая развитию, общению со сверстниками, учебе.

• Угрозы. Не всегда страхи у детей возникают из-за возрастных особенностей. Иногда их причины кроются в родительских реакциях.

Мы не всегда умеем договариваться с детьми. Нам проще говорить угрозами, потому что так легче и быстрее добиваться результата. Например, «Не доешь кашу — позову Бабу-ягу!», «Не будешь слушаться — отдам тебя чужой тете!».

В результате семья перестает быть крепостью, а дети теряют психическую устойчивость.

• Семейная обстановка. Скандалы и выяснения отношений ведут к формированию чувства тревоги и мнительного характера. В результате при любом внешнем раздражителе у мнительного ребенка может сформироваться глубокий страх.

• Родительские страхи. Иногда мамы и папы проецируют свои страхи и опасения на своих детей.

Благодаря родителям малыш узнает, чего стоит бояться, а чего нет. Например, ваш ребенок может так и не научиться плавать, если вы сами боитесь воды или выражаете сомнения или неуверенность в этом действии.

Почему страхи могут быть вредными

Физиологически страх проявляется выработкой гормона адреналина, который усиливает сердцебиение и вызывает сужение сосудов. Все это позволяет моментально среагировать на опасность и стать на время быстрее и сильнее, чтобы справиться с опасностью. Это полезный страх.

Однако дети часто прячут свои страхи не только от сверстников, но и от взрослых, мнение которых важно для него. А что бывает, если человек не прорабатывает свой страх, а скрывает его?

В организме происходит продолжительная выработка адреналина, которая ускоряет белковый обмен.

Головной мозг расходует слишком много энергии на бессмысленную деятельность — постоянное переживание этих страхов. Это вредный страх.

Как помочь ребенку справиться со страхами

Пусть дети понимают, что бояться — это нормально, что ничего стыдного в этих эмоциях нет. Однако нездоровые страхи надо обязательно прорабатывать. Вот несколько советов, как делать это правильно.

1. Проявите понимание. Важно показывать ребенку, что мы понимаем его переживания и готовы всегда прийти на помощь.

Доверительный разговор и честный рассказ о том, как мы сами побороли свои страхи, поможет ребенку понять, что его ситуация не безвыходная. Личный пример родителей позволяет ему почувствовать себя в безопасности, осознать, что он не одинок в своих чувствах.

2. Поделитесь своим опытом. Расскажите малышу, что вы когда-то сами были маленьким ребенком и сталкивались со страхами, которые в итоге преодолели и стали храбрыми.

3. Примите страх ребенка. Ребенок имеет право бояться чего угодно, даже если это не соответствует нашим взрослым ожиданиям. Это могут быть и фантазийные страхи.

Привычная манера успокоения «Ну что за глупости! Тут нечего бояться» обесценивает детский страх и подрывает доверие ребенка к вам.

Даже если причина его страха — маленькая гусеница на тротуаре или монстр, живущий в темном углу комнаты.

4. Меняйте установки. Дети часто боятся выдуманных образов, которые возникают у них из-за невозможности объяснить себе что-то новое и непонятное.

Так, громкий лай одной собаки может сформировать страх перед всеми собаками мира.

Например, показывать добрые и смешные мультфильмы про собак, познакомить малыша с милым маленьким щенком, рассказать, какими преданными и добрыми по своей природе могут быть собаки. И со временем у ребенка произойдет замена негативного образа на позитивный.

5. Нарисуйте страх вместе с малышом. На бумаге отображаются все те пугающие образы, которые малыш зачастую не может осознать и сформулировать словами.

Попросите его нарисовать свой страх. Кто это? Монстр? Страшное животное? Или отрицательный герой? А потом предложите сделать его веселее — пририсуйте страшному монстру смешную рожицу или забавные усы.

Такие метаморфозы помогают детям взглянуть на ситуацию с разных сторон.

6. Придумывайте сказки. Представьте с ребенком ситуацию, в которой его страх стал реальностью и найдите способы выхода из нее.

Главным героем сказки может стать сам малыш, который смело преодолевает препятствия, сражается со злобными монстрами, побеждает их и вступает с ними в диалог. А иногда даже становится их другом!

Другой вариант — добавить в сказку волшебного персонажа. Это может быть герой мультика, который помогает малышу справиться с любыми страхами на его пути.

7. Делайте игрушки спутниками ребенка. Игрушка — верный друг, который поможет преодолеть страх темноты, врачей или сверстников.

Пусть любимая игрушка станет бесстрашным спутником вашего ребенка.

8. Определите страх в теле ребенка. Эмоции живут не только в нашей голове, они всегда отзываются определенными ощущениями в теле. Например, от счастья у нас может сводить скулы или щемить сердце. От тревоги сосет под ложечкой или трясутся руки.

Попросите ребенка показать, в каком месте у него сейчас находится страх. Затем попросите его дышать ровно и чувствовать, как успокаиваются его напряженные части тела.

Тактильный контакт — это самое эффективное средство, которое способно снять напряжение во время тревоги. К тому же оно всегда «под рукой».

9. Используйте ритуалы. Одним из самых частых страхов, которые возникают у детей в возрасте 3 лет, является страх темноты. Малыша пугает не только то, что он перестает видеть близких людей и окружающую обстановку. Ему кажется, что весь мир исчезает!

Например, прочитайте книжку, обнимите своего малыша, укройте его одеялом, поцелуйте, пожелайте доброй ночи и выйдите из комнаты. Это позволит малышу создать красивый сказочный образ ночи и отвлечься от страха темноты.

10. Включайте правильные мультфильмы. Просмотр мультиков также поможет в борьбе со страхами, ведь сказочные герои пробираются через темные леса и преодолевают разные страшные препятствия.

Прочтение пугающих сказок тоже полезно, так как они дают опыт переживания страхов. Ребенок в своем воображении рисует картины, которые наиболее просты для его понимания. Однако страшные мультфильмы лучше не включать, поскольку они предлагают уже готовые образы, к которым малыш может быть не готов. И тем более нельзя давать смотреть детям взрослые фильмы.

11. Дайте понять разницу реальных и нереальных страхов. Поиграйте с ребенком в игру на различие настоящих страхов и фантастических. Важно, чтобы он понял, что придуманный страх всегда можно остановить: закрыть книгу, выключить компьютер, проснуться или просто поменять игру во время таких праздников, как Хеллоуин.

12. Сделайте оберег от страха. Оберег нужен для того, чтобы оберегать человека от опасности.

Например, из фольги от шоколадки, скомкав ее в шарик и продев через него нитку. Такой талисман можно повесить рядом с кроваткой или носить в виде браслета или кулона по особым случаям.

13. Станьте настоящими укротителями страха. Соберите все вышеперечисленные способы борьбы со страхами, добавьте свои, вооружитесь фонариком и отправляйтесь с ребенком в поход в место, которое ему кажется страшным. Можно надеть нарисованные своими руками маски и сочинить храбрилку.

А в конце этого путешествия обязательно вручите медаль за храбрость!

Ссылка на основную публикацию