Почему в 21 веке некоторые люди отказываются заводить детей?

ЖизньЧайлдфри: Почему люди отказываются заводить детей

От 70-х до наших дней

Текст: Елизавета Любавина
ИЛЛЮСТРАЦИИ: Даша Чертанова

О феномене чайлдфри — то есть сознательном нежелании заводить детей — активно заговорили в 70-е годы в Европе. В России же пик популярности чайлдфри-сообществ пришёлся уже на нулевые. Правда, в подобной позиции многие до сих пор видят не свободный выбор, а уклонение от «долга» перед обществом, хотя далеко не все готовы и хотят становиться родителями. Разбираемся, как возникла идеология чайлдфри и почему люди осознанно отказываются заводить детей.

Как появились чайлдфри

Концепция чайлдфри появилась в Европе, где в брак традиционно вступали позже: считалось, что прежде нужно позаботиться о своём материальном положении. Говоря о том, как люди в разных странах вступают в брак, учёные пользуются линией Хаджнала — воображаемой чертой, проходящей по Европе (от Финляндии через Санкт-Петербург до города Триест в Италии). Наиболее высокий процент чайлдфри встречается в западных странах. К востоку же от этой линии общества всегда были более традиционными, но сейчас и там ситуация меняется — чайлдфри появляются даже в Арабских Эмиратах. А вот в африканских странах южнее Сахары рождение ребёнка по-прежнему считается обязательным.

Возможность осознанно выбрать бездетность появилась во многом благодаря сексуальной революции и надёжной контрацепции. Но всё же говорить, что чайлдфри возникли только после шестидесятых, не совсем верно. Исследователи полагают, что исключения встречались и раньше: правда, те, кто хотел отказаться от детей, были вынуждены отказываться и от секса — например, девушки могли стричься в монахини или не выходить замуж в принципе, оставаясь «старыми девами». Иные и вовсе шли на жестокие меры, вплоть до детоубийства.

Развитие контрацепции помогло развести сексуальность и деторождение. Материнство стало правом, а не обязанностью, женщины получили возможность самостоятельно распоряжаться своим телом, а давление извне начало ослабевать. В шестидесятых годах, благодаря большей свободе, возник и новый тип семьи. В послевоенные годы семьи строились вокруг детей: ради них родители были готовы сохранять брак или отказываться от карьеры. Но в следующем десятилетии фокус сместился на взрослых и их потребности: люди получили большую свободу выбора, начали тратить силы исключительно на свои интересы или совмещать их с воспитанием детей.

Часть из тех, кто в двадцать лет хотели завести ребёнка, изменили своё решение. Тем не менее многие женщины признаются, что не пожалели о своём решении не рожать

Во многом идеи чайлдфри были тесно связаны и с феминизмом. Рождение ребёнка всегда считалось не просто долгом, но ещё и «естественным» желанием любой женщины, а материнский инстинкт — «встроенным» в каждую по умолчанию. Феминизм второй волны не обошёл этот вопрос стороной: тяжёлое положение женщины связывали со способностью к деторождению — она оказывалась заложницей физиологии. Например, придерживавшаяся радикальных взглядов Суламифь Файерстоун считала, что деторождение должно стать основой феминистской революции — женщины должны были захватить контроль над воспроизводством.

Популярность чайлдфри привлекла внимание социологов: в 1980 году Джин Виверс опубликовала книгу «Бездетные по собственному выбору». Она выделяла два типа людей с такими взглядами: так называемых реджекторов и аффексьонадо. Первые испытывают отвращение ко всему, что связано с маленькими детьми: беременности, родам и лактации. Вторые настолько очарованы своим бездетным образом жизни, что не хотят от него отказываться; при этом они могут положительно относиться к чужим детям.

Если одни чайлдфри никогда не сомневались, что у них нет «родительского гена», другие не всегда настолько уверены в своём выборе. В 2000-х годах на первый план выходят новые типы людей, отказывающихся от деторождения, — исследователи Дилан Нил и Хизер Джоши назвали их «волнообразные отказники» и «постоянные откладыватели». Их позиция по поводу детей может меняться со временем. Первые хотят завести ребёнка, затем меняют свои планы, а потом снова возвращаются к мыслям о детях, не переставая при этом использовать надёжную контрацепцию, — в итоге появление потомства так и остаётся на уровне нереализованного проекта. Вторых же сложно назвать уверенными в своём решении не рожать: они готовы к детям, просто не сейчас. В итоге это «не сейчас» становится постоянным: со временем люди настолько привыкают к своему образу жизни, что уже не могут вписать в него детей, или не могут завести их по состоянию здоровья.

Со временем позиция любого человека может меняться, и чайлдфри — не исключение. В Австралии провели долгосрочное исследование: респондентов дважды спрашивали о желании завести ребёнка: сначала в двадцать лет, затем в тридцать. За это время позиции опрошенных успели измениться: те, кто раньше считали себя чайлдфри, задумались о детях. Часть из тех, кто в двадцать лет хотели завести ребёнка, изменили своё решение. Тем не менее многие женщины признаются, что не пожалели о своём решении не рожать.

Как и почему становятся чайлдфри

Статистика бюро переписи населения США показала, что женщин без детей становится всё больше. В 2014 году этот показатель достиг рекордного уровня: 47,6 % женщин в возрасте от 15 до 44 лет сказали, что у них никогда не было детей. Правда, этот опрос не учитывает важный фактор — само желание стать родителем: сюда попадают и те, кто хотел бы детей, но лишён этой возможности. Сейчас об осознанном нежелании продолжать семью говорят всё больше. О бездетном образе жизни рассказывают многие знаменитости — от Челси Хэндлер до Опры Уинфри и Долли Партон. Писательница Сезин Кёлер в колонке для The Huffington Post сказала, что ей «не нужно выталкивать ребёнка из вагины, чтобы стать настоящей женщиной». Традиционно между женственностью и материнством ставился знак равенства, но сейчас женщины всё чаще сомневаются в необходимости деторождения — при этом мужчины-партнёры не всегда разделяют их взгляды. Во многом это связано с нагрузкой, которая при рождении ребёнка до сих пор ложится только на мать, и тем, что женщины боятся потерять карьеру.

Причины, по которым люди отказываются от детей, могут быть разными. Первыми чайлдфри часто становились люди с высоким уровнем дохода и образования, в основном атеисты — но сейчас к такому решению могут прийти люди с другими убеждениями. По словам социолога Ольги Исуповой, причины не заводить детей у мужчин и женщин различаются: тогда как у большинства женщин-чайлдфри высокий уровень образования и дохода, мужчины, наоборот, зарабатывают меньше. Выбирая бездетность, женщины подумают скорее о времени, необходимом для ухода за ребёнком, а мужчины — о деньгах. Женщины-чайлдфри предпочитают сосредоточиться на карьере и не уверены, что смогут совместить её с ребёнком — решение мужчины завести детей тесно связано с тем, сможет ли он их обеспечить: не все мужчины готовы зарабатывать больше ради ребёнка и при этом меньше тратить на себя.

Чайлдфри называют и другие причины: от простого отсутствия желания до несовершенства мира, в котором детям будет нелегко. Некоторые женщины открыто говорят, что их пугает беременность и то, что будет происходить с их телом после родов. Многие чайлдфри всерьёз обеспокоены социальными проблемами, которые могут затронуть и их детей.

Позицию чайлдфри часто считают инфантильной или эгоистичной, но сами они так не считают. Многие упирают на то, что уход за ребёнком требует огромной ответственности и вложений — и материальных, и эмоциональных — и нельзя заводить детей, как следует не обдумав вопрос. Психолог Катерина Поливанова отмечает, что сейчас наступила эпоха интеллектуального выбора: если раньше воспитание детей было более интуитивным, а родители беспокоились прежде всего о физическом комфорте детей, сейчас модели воспитания усложняются, а родителей больше волнует психологическое состояние и материальное благополучие ребёнка.

ЖЖ породил ещё одно понятие — чайлдхейт: так называют тех, кто ненавидит детей. Таких людей раздражает всё, что связано с маленькими детьми: слёзы, шумное поведение, грудное вскармливание и сам уход за ребёнком

Актриса Соня осознанно подходит к своему решению: «В отличие от многих коллег, я не считаю, что после родов будет трудно, а то и вовсе невозможно вернуться в профессию. И всё же для меня рождение ребёнка стало бы шагом назад: моя мечта — это интересные роли, а не дети. Но несмотря на то, что я прекрасно нахожу общий язык с детьми, своих я не хочу. Они требуют колоссальной отдачи энергии, ребёнок — это не то, что можно вернуть, подарить или поменять, он останется с тобой навсегда. К сожалению, многие родители и те, кто хочет ими стать, забывают об этом. Такая позиция мне видится менее зрелой, чем выбор чайлдфри: зачем мучить себя и ребёнка, если я чувствую, что он будет меня ограничивать?»

Чайлдфри исходят из того, что не нужно рожать ребёнка из-за социального давления: «на радость маме», которая мечтает понянчить внуков, ради спасения брака или «потому что потом будет поздно». «Дети должны появляться только в семьях, которые могут им что-то дать: от материальных благ и собственной комнаты до образования и заботы. Я просто не готова дать их ребёнку, — говорит Соня. — Я не хочу рожать „для себя“ — во-первых, я не считаю, что смысл жизни в детях. Во-вторых, я считаю, что ребёнку нужна полная семья, независимо от пола партнёров — а не ситуация, когда мать берёт на себя все роли, от добытчика до уборщицы. Я безумно благодарна своей маме — она была для меня всем, — но не думаю, что это лучшая модель для ребёнка». Девушка не сводит главную цель женщины к материнству: «Я искренне рада за тех, кого материнство делает счастливыми — как я порадуюсь за любого, кто сумел достичь желаемого. Я хорошо отношусь к детям, но не считаю, что ребёнок — это главное достижение женщины».

Формированию культуры чайлдфри в России во многом помог интернет. Началось всё в эпоху ЖЖ, с сообщества ru_childfree. ЖЖ породил ещё одно понятие — чайлдхейт: так называют тех, кто ненавидит детей. Таких людей раздражает всё, что связано с маленькими детьми: слёзы, шумное поведение, грудное вскармливание и сам уход за ребёнком. К родителям они зачастую относились негативно и придумывали для них прозвища, среди которых «овуляшка» покажется самым невинным. Со временем бурные дискуссии вокруг сообщества сошли на нет, а чайлдфри-группы переместились в социальные сети.

Участница одной из таких групп Ксения совсем не видит себя в роли матери. В своём образе жизни она находит множество плюсов: тишину, наличие свободного времени и своего пространства, а главное — возможность не беспокоиться о малыше, который полностью зависит от родителей. «Ребёнок — это не красивая кукла, которой можно только умиляться, а человек со своими потребностями и нуждами. Не все готовы брать на себя такую ответственность — и это не признак инфантильности. Незрелость — это скорее рождение ребёнка без подходящих для него условий», — считает Ксения.

К своей позиции она пришла очень рано, даже не зная самого термина. «Моя основная мотивация — это банальное „не хочу“. На первом месте у меня стоят мои увлечения, а в планах — публикация книги. Вопреки стереотипам, мы не пропагандируем наш образ жизни: в нём есть плюсы и минусы, но бонусов для меня больше. Скорее наоборот, в интернете я сталкивалась с агрессией и угрозами в свой адрес из-за моей позиции. Я отношу себя к чайлдхейт — не люблю маленьких детей, — но у меня никогда не было ни малейшего желания оскорбить ребёнка или его родителей, хотя многие нас представляют именно так. Причём с неприязнью я отношусь только к невоспитанным детям, а детоцентрики лишь усугубляют ситуацию вечными оправданиями. Спокойных детей я воспринимаю нейтрально и даже с уважением», — рассказывает Ксения.

Противники бездетности считают, что чайлдфри угрожают демографической ситуации в стране. Но сами чайлдфри отмечают, что стоит обращать больше внимания не на рождение детей, а на их воспитание и создание благоприятных условий. Подписчик чайлдфри-паблика Натан считает, что «угроза вымирания абсолютно мифическая, страшнее — перенаселение планеты при постоянном сокращении ресурсов»: позиция чайлдфри не настолько популярна, чтобы привести к масштабному демографическому кризису. Само появление чайлдфри он считает результатом большей сознательности: «Люди стали отчётливее понимать: только им решать, кем становиться и что делать, а не слепо следовать за предками, родителями или обществом».

Чайлдфри — почему люди отказываются заводить детей?

Люди, сознательно не желающие иметь детей, принимающие меры, направленные на то, чтобы их не было, называются чайлдфри (от английского childfree — свободный от детей). Для человека 21 столетия, такая позиция считается нормальной, а вот церковь относится к ней категорически отрицательно. Чтобы достоверно понять, кто же такие чайлдфри на самом деле и почему церковь негативно относится к данному течению, стоит рассмотреть этот вопрос детальнее.

Чайлдфри – особенности течения

Молодые пары, которые осознанно отказываются иметь детей, называются чайлдфри. Эти люди отказываются от наследников не по состоянию здоровья либо из-за временных финансовых трудностей, они просто предпочитают жить без лишних хлопот, в свое удовольствие. Кажется, позиция не совсем плохая, особенно в условиях современной экономики, да и никакого противозаконного действия в этом нет.

Люди указанной категории не имеют материнского или отцовского инстинкта, что слегка ассоциируется с самолюбием и даже эгоизмом. Некоторые считают это серьезным психологическим отклонением, но только не чайлдфри, ведь для них это полностью нормально. Пары чайлдфри, чтобы не зачать ребенка, используют разные методы контрацепции, делая это на протяжении всей жизни, а вот к аборту относятся попросту, как к праву женщины распоряжаться своим телом.

И так, чтобы разобраться до конца, кто такие чайлдфри, стоит рассмотреть о них следующие факты:

  • не желают становиться родителями и живут в свое удовольствие;
  • не считают аборт убийством, а относятся к нему, как к праву распоряжаться своим телом;
  • не имеют отцовского и материнского инстинкта;
  • боятся процесса беременности, родов, поскольку это может не только испортить фигуру, но и угрожать жизни;
  • считают грудное вскармливание эстетически ужасным и бессмысленным процессом;
  • люди, не желающие менять образ жизни из-за того, что у них появился малыш;
  • из-за нестабильности и опасности мира, не считают нужным продолжать свой род и подвергать нового человека страданиям, разочарованиям;
  • полностью посвящают свою жизнь путешествиям, развлечениям либо карьере.
Читайте также:  Чем отличаются первая, вторая и третья беременности?

К счастью, процент семейных пар с такими ценностями невысок, иначе, человеческий род мог бы полностью исчезнуть.

Как церковь относится к чайлдфри?

Конечно же, позиция церкви по отношению к чайлдфри негативная. Церковь относится к появлению детей, как особому подарку, ведь не каждая семейная пара может получить такую награду, даже при сильном желании. Еще в библейские времена, много женщин страдали от бесплодия, поэтому возможность зачатия и рождения наследника считалась огромным даром, к которому относились, как к чуду. Негативно церковь относится не только к отсутствию желания иметь ребенка, но и использованию медицинских методик контрацепции, а также искусственному оплодотворению, считая эти методы насильственными и не соответствующими Воли Божьей.

Важно! Церковь считает возможность стать родителями огромным благословением Господним, а кто не принимает этого дара, тот совершает огромный грех.

Конечно же, с одной точки зрения, человек имеет волю свободно выбирать, но с другой – одно из его предназначений продлевать свой род. Если позиция чайлдфри сложилась из-за пережитой психологической травмы, священники рекомендуют обратиться к психологу, чтобы от нее избавиться. Если же человек делает этот выбор осознанно, находясь в здравом уме и не имея серьезных физических проблем, то церковью расценивается это, как высшая степень проявления эгоизма, который также попадает в разряд грехов.

Рассматривая мнение священнослужителей, касательно жизненной позиции чайлдфри, обязательно стоит отметить следующие моменты:

  • женщины, не желающие становиться матерями, должны полностью отказаться от половой жизни;
  • поскольку женщины спасаются именно через деторождение, отказываться от такого своего предназначения неправильно;
  • получить благословение тем, кто может рожать детей, но не хочет, практически нереально.

Конечно же, церковь не пропагандирует, что нужно рожать каждый год по ребенку, ведь дети не игрушка, а большая ответственность. Православие всего лишь напоминает, что к вопросу семьи нужно отнестись ответственно, узаконив отношения гражданскими обязательствами и перед Богом. Не запрещает церковь и момент планирования детей в семье, но все должно делаться без искусственной, аптечной контрацепции.

Еще когда-то давно, женщины умели хорошо считать свой цикл, знали дни, когда могут забеременеть, а когда нет. Если ребенок в семье не планировался, то в дни с повышенной вероятностью забеременеть и полового контакта не было. Такой способ планирования семьи вполне допустим церковью, а вот контрацептивы, аборты или полное отсутствие иметь детей не одобряются.

Стоит сразу же сказать о том, что верующие, практикующие христиане не попадают в разряд чайлдфри, а вот тех, кто не верит ни во что, убедить, что ребенок является благословением нереально. Дети, которые появились в гармоничном браке и были желанными – это действительно большое благословение, а вот если девушка забеременела от случайного встречного и не сделала аборт, но ненавидит ребенка, тогда счастливым не будет никто.

Исходя из этого стоит сказать, что каждое решение в жизни стоит принимать взвешенно и обдуманно. Хоть церковь и относится к позиции чайлдфри негативно, она рекомендует относиться к вопросам планирования семьи осознанно и ответственно. Только обвенчавшись в церкви, стараясь жить согласно христианским нормам, достигнув гармонии и взаимной любви, стоит решаться на детей. Главное не опережать события, ведь всему свое время. Возможно и такое, что семейная пара, которая на отрез отказывалась от детей, рано или поздно все переосмыслит, приняв этот большой Господний дар и достойно выполнив свое предназначение на земле.

5 мифов о Childfree: Почему люди 21 века не хотят иметь детей?

За последние несколько лет в мире появился новый феномен – Childfree или добровольный отказ от рождения детей. Все больше и больше женщин в современном мире принимают решение – не продолжать род и отказываются от радости материнства. С каждым годом движение Childree становится все более популярным и уже вызывает серьезные беспокойства со стороны правительств. Данный тренд положил начало в Европе, что звучит не удивительно. Ведь настоящий европейский человек отличается целым рядом преимуществ и скрытых возможностей. Европейское общество давно пришло к заключению, что человек 21 века имеет право свободно выбирать свой образ жизни. Это касается и права выбора сексуальной ориентации, и права быть немного или не совсем немного чудаковатым, права выбирать вторую половинку по собственному вкусу, менять пол и права иметь или не иметь детей.

Бесспорно, сколько людей, столько и мнений. Всегда будет несколько лагерей со своим личным мнением. Однако, сейчас, именно европейское общество является примером того общества, к которому стремится весь мир. К обществу, где каждый может сделать свой выбор. Это касается всего. Мир смирился с нетрадиционными сексуальными обществами, с расцветом феминизма, с трансексуалами, даже с легализацией легких наркотиков, но с новым движением Childfree люди совершенно не хотят мириться. Женщина, открыто заявляющая, что она не собирается иметь детей и что они ей не нужны, подвергается суровому осуждению со стороны социума. Но как ни парадоксально, таких людей становится все больше и больше, они находят друг друга, создают группы. Поэтому сейчас люди разделились на два лагеря: феномен Childfree и представители традиционных взглядов на семью.

Мне стало интересно, в чем же причина появления людей с таким негативным отношением к семье и детям и почему их становится больше? Я сделала подборку самых распространенных мифов о Childfree, которые показались мне наиболее интересными.

По одной из версий, впервые термин «childfree» (свободный от детей; бездетный) появился 40 лет назад в противовес слову «childless» («бездетный»). Термин ввела уже не существующая неправительственная организация The National Organization for Non-Parents (Национальная Организация для Неродителей). Официальные создательницы – американки Эллен Пек и Ширли Радл придерживались такой идеалогии:

В начале 70-х годов тридцатилетняя женщина, не имеющая детей, воспринималась как неполноценная. Оправданием ее бездетности люди считали плохое здоровье, нетрадиционную сексуальную ориентацию, психические заболевания, злоупотребление алкоголем или наркотиками. Никому и в голову не приходило, что женщина не имеет детей по одной простой причине – у нее нет желания.

Основной целью организации являлось доказать обществу, что отказ от материнства – это нормально. Дальше, тренд стал достаточно популярным в начале 1990х, благодаря Лесли Лафэйетт, учительнице младших классов из Калифорнии, которая сформировала одну из первых современных групп чайлдфри, the Childfree Network (CFN). Организация категорически отвергала деторождение как обязанность каждой женщины, боролась за разрешение абортов и уменьшение возрастного порога на стерилизацию.

В 2004 году чайлдфри-движение появилось и на территории стран СНГ. Казахстан не стал исключением. На данный момент деятельность движения проявляется в создании различных тематических форумов и групп в социальных сетях. Кстати, сейчас, последователи данного движения в странах СНГ себя особо не проявляют, лишь иногда участвуют в теле-шоу и просто высказывают свое отношение и мнение, но, на мой взгляд, все еще впереди. Например, недавно в Украине появилась первая чайлдфри-консультант, которая благодаря специальной методике помогает женщине определить, стоит ли ей заводить детей.

Западные активисты движения, в свою очередь, ведут себя намного активнее – например, требуют от правительства отменить социальные и налоговые привилегии для сограждан, имеющих детей. Кстати, они уже сумели добиться многого – в Европе и Америке уже есть целые сети отелей, в которые не допускаются постояльцы с детьми младше 10/12/16 лет, во многих музеях существуют определенные часы, когда не допускаются школьные группы, также существуют рестораны и кинотеатры, куда не пускают с младенцами, авиарейсы и железнодорожные вагоны исключительно для взрослых.

За эти 40 лет в обществе сложилось достаточно стереотипов и мифов о людях, решивших не иметь детей и не создавать семью.

Миф 1: Все чайлдфри – агрессивные люди, которые ненавидят и презирают детей.

На самом деле, приверженцы чайлдфри – это спокойные люди с адекватным поведением. Конечно, есть такие, которые не терпят детей, но такие типажи присутствуют и в обычном традиционном обществе. Заблуждение, что все чайлдфри против детей. Отнюдь, многие чайлдфри не прочь посидеть или погулять с детьми своих друзей или родственников. Скорее, дело в том, что чайлдфри нетерпимо относятся не к детям, а к их родителям, которые считают что детям довзолено все, а если они являются родителями, то у них есть какие-то особые права и окружающие должны к ним относится с особым уважением.

Миф 2: Чайлдфри активно пропаганидируют свою идеалогию и давят на других своими убеждениями.

На самом деле, у каждого человека, выбравшего путь без детей, есть своя личная причина. Зачастую, давление оказывает само общество, давящее стереотипами, что женщина должна, в первую очередь, рожать детей, а уж потом, думать о карьере или еще о чем-то. На мужчину, в этом плане, давления меньше. Именно в рождении детей женщина должна видеть смысл своей жизни. Женщину детородного возраста почти никто не спрашивает: «А хочешь ты иметь ребенка?» Родственники, знакомые считают, что женщина априори очень этого желает, и она постоянно слышит: «А когда Вы планируете?», «Смотри, рожай, потому что потом будет поздно» и т.д. Если женщина вдруг говорит, что не желает рожать ребенка, то выслушивает о том, что «это ненормально», «тебе надо лечиться», «ты не понимаешь, ребенок — это самое большое счастье в жизни». И такие разговоры длятся годами. Чайлдфри создают свои сообщества не через желание распространить свои взгляды на мир, а в стремлении найти окружение, которое поддерживает их выбор.

Одинокий человек, который постоянно выслушивает от других: «ты урод», «ты ненормальная», «все хотят иметь детей, а ты нет, с этим срочно надо что — то делать», со временем начинает верить, что это так, что она просто ненормальная. В сообществе чайлдфри сознательно бездетные люди чувствуют себя более комфортно, впервые они не должны обосновывать свой выбор.

Как правило, чайлдфри не пытаются убедить своих родственников, друзей и знакомых в том, что ребенок им не нужен. Им это не важно. Большинство чайлдфри — это личности, которые живут довольно напряженной жизнью, делают карьеру, имеют широкий круг интересов. Они не имеют желания кого — то учить, как надо жить, и очень уважают свободу выбора. Более того, чайлдфри достаточно позитивно относятся к родителям, которые хорошо воспитывают своих детей, предъявляют к своему ребенку умеренные требования в отношении к окружению.

Миф 3: Чайлдфри – глубоко несчастные люди с большими психологическими проблемами. Их надо срочно лечить.

На самом деле, это вытекающий миф из мифа № 2. В современном сумасшедшем мире почти все люди имеют психологические проблемы. и, кстати, материнство такие проблемы только обостряет, поскольку оно — новый этап в жизни личности, связанный с преодолением психологических кризисов, с проблемами адаптации. Есть также еще такой стереотип, что материнство — это лекарство от психологических проблем. То есть, если тебе плохо, у тебя бывают частые стрессы и перепады настроения, значит тебе просто необходимо рожать. Или, если у тебя есть некоторые проблемы в семье, если, например, муж загулял или бойфренд вот-вот бросит, то роди ребенка и все устаканится. Но, парадокс, все эти советы действуют с точностью до наоборот. Для того чтобы быть хорошими отцом и матерью, в идеале надо начать с гармонизации собственной личности. Но почему — то это почти никого не смущает. Общество не учитывает то, что мать, которая имеет психологическую травму с детства, передаст ее ребенку, но ее очень смущают психологические проблемы чайлдфри. Почему — то в последнее время стало очень модно говорить о том, что родительство должно быть сознательным. Конечно, такая позиция приводит к снижению демографических показателей. Чайлдфри, как это ни парадоксально, — сторонники осознанного и ответственного родительства, они с уважением относятся к успешным и гармоничным родителям (у русскоязычного чайлдфри — сообщества их называют «адекватные детные»).

Миф 4: Чайлдфри – неудачники и нищие. Они не могут позволить себе детей.

На самом деле, большинство чайлдфри – довольно успешные люди со средним и выше среднего уровнем достатка. Они прекрасно знают, что воспитание ребенка требует больших затрат, но деньги – не основной элемент мотивации чайлдфри. Большинство из них считают, что если бы у них было настоящее желание иметь ребенка и воспитывать его, то можно было бы заработать на его содержание. Одновременно с этим чайлдфри присуще повышенное ответственное отношение к проблеме обеспечения ребенка. Они с большим возмущением воспринимают людей, которые рожают детей, не задумываясь над тем, за что они будут их содержать, что смогут им дать. Абсолютное большинство чайлдфри с осуждением смотрит на людей, которые рожают и оставляют своего ребенка, на случаи плохого отношения к детям (домашнего насилия, например). У чайлдфри достаточно высокие стандарты жизни, для них важно иметь высокий уровень доходов.

Миф 5: Чайлдыри – эгоисты.

Для чайлдфри очень важно удовлетворить собственные потребности — как материальные, так и духовные. Добровольно бездетные люди очень ценят собственную свободу и возможность заниматься тем, что им нравится. Но здесь мы имеем дело с двойными стандартами в нашем обществе. Попробуем задуматься над тем, какой процент людей в современном обществе являются эгоистами. Считается ли эгоистом человек, который рожает ребенка для того, чтобы «было кому поднести стакан воды»? Какой процент родителей выбирает родительство из — за желания дать новую жизнь, а не для того, чтобы удержать партнера, избежать общественного осуждения («у всех подруг уже есть дети, а у меня нет, что люди скажут?»), решить свои материальные или жилищные проблемы? И почти никто таких родителей не осуждает, обществу нет до этого дела. Однако об эгоизме чайлдфри говорят почти всегда, именно их эгоизм вызывает широкое общественное осуждение.

Читайте также:  Почему чешется живот у беременных?

Интересно, что среди знаменитостей тоже много чайлдфри. Вот, что они отвечают на вопрос: “Почему вы стали чайлдфри?”

1. Ким Кэтролл: “Единственное, что меня раздражает, так это чувствовать себя изгоем общества. Поймите же, наконец, я совсем не жалею, что не стала матерью. Я хорошая тетя и у меня много друзей с детьми”.

2. Рене Зелзвегер: “Дети – это добровольное рабство… И я могу сказать откровенно, что я никогда не задумывалась о том, чтобы стать матерью. Материнство – это не то, о чём я мечтаю в данную минуту”.

3. Кэмерон Диаз: “Я молода, наслаждаюсь жизнью. Думаю, женщины боятся говорить о своем нежелании иметь детей, потому что уверены, что их начнут избегать. Я же не стремлюсь заводить детей”.

Рассуждать о том, хорошо ли бы быть чайлдфри или нет – дело каждого, но осуждать их – не стоит. Столь негативное отношение общества к чайлдфри — это проявление внутренних конфликтов, вызванных тем, что общество мало внимания уделяет проблемам гармоничного, осознанного родительства по собственному выбору.

Отстаивать свое право на выбор в сфере родительства — это тяжелый путь от родительства по принуждению к ответственному родительству по желанию.

Почему некоторые люди не хотят иметь детей

Сегодня мы поделимся с вами мнениями из дискуссии, которую устроили пользователи Quora. На повестке дня одна из важнейших социальных проблем: почему некоторые люди не хотят иметь детей?

Так принято, что в счастливой семье должны быть дети. Считается, что любой нормальный и здоровый человек хочет иметь детей. Но так ли это на самом деле? Кто устанавливает стандарты? Этими вопросами задались пользователи Quora, они устроили оживлённую дискуссию, самыми важными мнениями из которой мы сегодня поделимся с вами.

Некоторые люди просто не представляют, какое это счастье — быть родителем.

Думаю, сначала надо ответить на другой вопрос: почему люди хотят иметь детей?

  1. Отцовская традиция — у мужчины обязательно должен быть сын, чтобы продолжить его род.
  2. Вы хотите оставить кого-то после себя, чтобы все помнили о вас после того, как вы умрёте.
  3. Чувство собственности. Это же так важно, чтобы рядом был кто-то, кого можно назвать своим.
  4. Пережитки прошлого: раньше считалось, что чем больше у вас детей, тем большую работу по хозяйству они смогут выполнить, а значит, тем богаче будет ваша семья.
  5. У вас должен быть кто-то, кто будет заботиться о вас в старости.
  6. Люди просто ищут смысл в своей жизни. И семья — один из таких смыслов.

Почему люди не хотят иметь детей

  1. Перенаселение. Многие считают, что на Земле уже и так слишком тесно.
  2. Это сумасшедший мир. Как я могу растить своего ребёнка в мире, который давно сошёл с рельс?
  3. Дети — это дорогое удовольствие. Каждый родитель знает, сколько денег придётся потратить на то, чтобы вырастить ребёнка. А некоторые индивидуумы не слезают с родительской шеи и в 30, и в 40 лет.
  4. Они уже нашли смысл в чём-то другом. Они счастливы и наслаждаются жизнью, а рождение и воспитание детей не входит в их планы.
  5. Боятся стать паршивыми родителями.
  6. Боятся ответственности.

Я не хотел иметь детей. Но я женился на женщине, у которой уже был ребёнок. Я полюбил этого ребёнка, как своего собственного. Позже у нас появился совместный ребёнок. Я люблю обоих детей, я готов умереть за них. Так что, возможно, люди, которые не хотят иметь детей, просто не представляют, какое это счастье — быть родителем.

У меня нет детей, и я не собираюсь их рожать. И нет, это не потому, что у меня финансовые или личные проблемы. Просто я никогда не хотела иметь детей. Я думала, что изменю своё мнение тогда, когда мне исполнится 30, но этого не случилось.

Некоторые люди заводят детей только потому, что все так делают, а значит, так надо. Я не из их числа.

4 основные причины

  1. Они были старшими детьми в семье, нянчились со своими младшими братьями и сёстрами, пока их родители строили карьеру. Они, образно говоря, уже пресытились игрой в дочки-матери.
  2. У них есть болезнь, которая передаётся по наследству. Они не хотят обрекать ребёнка на жизнь, которую он проведёт в мучениях.
  3. Не хотят менять свой образ жизни. Все члены семьи, как правило, подстраивают все свои дела под нужды ребёнка. Не все готовы на такие жертвы.
  4. У них другие приоритеты. Например, они недавно устроились на хорошую работу, стремятся построить карьеру. А ребёнок, по их мнению, будет тормозить их в этом начинании.

Не хочу тратить своё время на детей

Я не хочу иметь детей, потому что они будут отнимать львиную долю моего времени. Мне придётся либо красть для них время у работы и любимого хобби, либо нанять для них няню.

Для последнего у меня пока нет финансовой возможности. К тому же, я не хочу заводить детей, если не смогу проводить с ними достаточно времени.

Может быть, если бы у меня была возможность отказаться от работы, то я бы и подумала о том, чтобы родить ребёнка. Но такой возможности у меня нет и не предвидится.

Дети — это ответственность, которая не каждому по плечу

Это большая ответственность, которая не каждому по плечу. Вам придётся постоянно следить за тем, чтобы ваш ребёнок был сыт, одет и обут, здоров. К тому же, вас постоянно будут мучить мысли о том, как сделать его счастливым.

Не чувствую в себе силы быть хорошим родителем

А почему некоторые люди не любят шоколад, а другие — рыбалку? Почему кто-то просто обожает читать, а другие считают это занятие нудным? Кто устанавливает стандарты?

Возможно, кому-то это сравнение покажется диким, но я считаю его уместным. Каждому человеку что-то нравится, а что-то нет. Кто-то чувствует в себе силы быть хорошим родителем, а кто-то — нет.

Сладкая свобода

Мне 36 лет, детей у меня нет. Недавно мы вместе с друзьями ездили отдыхать, у всех друзей есть семьи, почти у всех есть дети.

Наблюдая за своими друзьями, я заметил, что они очень любят своих детей, даже несмотря на то, что они отнимают львиную долю их времени.

Я ничего не имею против детей, но своих заводить не хочу. Возможно, я боюсь ответственности, которую непременно повлечёт за собой рождение ребёнка.

Мир катится к чертям

У меня есть ребёнок, которого я безмерно люблю. Но я отлично понимаю людей, которые не хотят иметь детей, ни в коем случае не осуждаю их. Уж лучше честно признаться в том, что не хочешь иметь детей, чем родить ребёнка и наплевать на него.

Оглянитесь вокруг. Многие люди рожают детей просто потому, что так принято. Другие хотят таким образом спасти брак, который дал трещину. У других людей ребёнок — это лишь следствие незащищённого полового акта. Мир катится к чертям.

Не хочу растить детей в нищете

Я рос в нищете, испытывая нехватку во всём. И тогда я пообещал себе, что если не выберусь из этой ямы, то никогда не стану заводить детей. Из ямы я всё ещё не выбрался.

Пусть у меня нет своих детей, но я счастлив (-а)

У моей матери было два выкидыша, насмотревшись на её мучения, я никогда не хотела испытывать ничего подобного. У меня слабое здоровье, поэтому, когда в 14 лет я узнала, что у меня тоже есть риск выкидыша, я навсегда отказалась от идеи быть матерью.

Сейчас мне 30 лет, у меня есть племянники и племянницы, которых я просто обожаю. Пусть у меня нет своих детей, но я могу назвать себя счастливым человеком.

Не кажется ли вам всё это печальным? Что вы думаете по этому поводу?

Основной инстинкт. Почему некоторые люди не хотят иметь детей?

Созреть для родительства

Что стоит за отказом рожать ребёнка? Мода, эгоизм, неуверенность в завтрашнем дне? Психологи уверены, что причины глубже. А материальная необеспеченность, желание строить карьеру и прочие аргументы – лишь следствие внутренних нерешённых проблем.

Кто-то вспоминает постоянные упрёки матери: «И зачем только я тебя родила на свою голову?» Или: «Если б не ты, карьеру бы сделала». А у кого-то перед глазами пример близких родственников, когда беременности и роды были тяжёлыми или ребёнок родился с неизлечимым заболеванием.

«Всегда есть какие-то истории. Обычно они связаны с ощущением опасности этого мира для детей, убеждением, что не имеешь права приводить их в него, – говорит доцент кафедры детской и семейной психотерапии МГППУ департамента психологии НИУ ВШЭ, семейный психотерапевт Елена Чеботарёва. – И такие люди были всегда. Они сознательно принимают решение не иметь детей, но не пропагандируют его как образ жизни. Другое дело – движения сторонников бездетности, которые агрессивно отстаивают свою позицию».

Зародилось это в 1960–1970-х на Западе, а с 2000-х так называемые чайлдфри стали всё активнее заявлять о себе и в России.

Когда-то выбора у женщины особо не было: либо отказ от супружеской жизни и уход в монастырь, либо рожать детей. С появлением надёжной контрацепции нарисовалась альтернатива: можно отложить рождение ребёнка на потом, а можно и вовсе заняться исключительно своими интересами, не растрачивая энергию на заботы о ребёнке. Изменился уклад. Женщины начали наравне с мужчинами делать карьеру, и стало понятно, что место слабого пола – не только «у очага».

«Ещё несколько десятилетий назад всё было «на автомате». Молодёжь должна жениться. Женились – должны рожать детей, – продолжает Чеботарёва. – Сейчас нет единого общепризнанного стиля жизни. Принято искать свой путь. И в том числе к родительству каждый хочет прийти сознательно. А это требует больше времени – чтобы разобраться в себе, быть уверенным, что сможешь поставить ребёнка на ноги. Для родительства нужна личностная зрелость. Созреваем полноценно – хорошо, если к 35–40 годам. А решать вопрос с детьми большинство людей стараются раньше – в 25–30 лет».

Идеология отрицания детей больше характерна для молодых людей: они во всём придерживаются более радикальных взглядов. Им хочется оторваться от родителей, жить по своим соб­ственным правилам. С годами позиция любого человека может измениться. И чайлдфри – не исключение, что доказало проведённое в Австралии исследование. Молодых людей спрашивали, хотят ли они иметь детей, сначала в 20 лет, а потом в 30. И оказалось, что часть из тех, кто раньше называл себя чайлд­фри, захотели родить ребёнка. «Это вполне объяснимо, – считает Елена Чеботарёва. – Пожили, попробовали, посмотрели на окружающих. Их знакомые, друзья обзавелись детьми, у них в душе что-то отозвалось».

Кому дети не нужны?

В соцсетях сторонники чайлд­фри довольно агрессивно выражают свою позицию: «Никогда не скрывала своего презрения к «овуляшкам». «Как люди могут быть счастливы от какулек?!» «О зверюшках тоже можно заботиться». «Овуляхам с личинками нас не понять». Тем же, правда, отвечают бездетным и «детные» группы.

Мода это или на самом деле чувство ненависти к детям, отвращение к беременности, неприязнь к родам? Разобраться сложно, уверена психолог. Как только человек примыкает к социальному движению, срабатывает «эффект толпы». Происходит подзарядка – промываются мозги, и он тоже начинает пропагандировать бездетность.

«Но если этого отдельного, яро выступающего против рождения детей человека вытащить из массовки и поближе с ним пообщаться, то всегда можно найти причину. За криками всегда стоит боль», – считает Елена Чеботарёва.

И уж совсем не стоит упрекать сторонников идеологии чайлд­фри в том, что они ненормальны, имеют психическое заболевание и т. д., считают психологи. Хотя жизненные ценности у сторонников и противников детей на самом деле отличаются.

«Мы провели исследование, сравнивали молодые семьи, которые принципиально не хотят иметь детей, с теми, у кого есть дети, – рассказывает доцент МГППУ и НИУ ВШЭ. – В молодых ­семьях большой ­разницы в супружеских отношениях нет. Хотя бездетные порой даже больше удовлетворены своими супружескими отношениями. Что касается жизненных ценностей, то обнаружено одно значимое различие. У тех, кто хочет или уже имеет детей, ценность добра значительно важнее, чем у тех, кто не хочет детей. Им важно о ком-то заботиться. Они фактически рожают детей для себя, чтобы реализовать эту часть своей жизни. Для тех, кто сознательно решил не иметь детей, важнее ценность гедонизма, то есть получение радости и удовольствия от жизни, стремление жить для себя».

Желание пожить для себя подтверждают социологи МГУ: 60% сознательно выбравших бездет­ность были единственными деть­ми в семье, 70% – материально обеспечены.

Одумались – родили

Впрочем, инстинкт продолжения рода может накрыть даже убеждённых детоненавистников, причём в любом возрасте. Певица Джанет Джексон из отчаянной чайлдфри превратилась в заботливую маму в… 50 лет. Светится от счастья и души не чает в двухлетнем сынишке.

Самый известный чайлдфри среди мужчин Джордж Клуни говорил ещё совсем недавно: «Для меня видеть прыгающих, пукающих, писающихся маленьких Джорджей совсем не так увлекательно, как кому-то может показаться. Я всегда знал, что отцовство – это не для меня». А в 2017 году, в 56 лет, став отцом двойняшек, поделился: «Надо видеть лица моих друзей, наблюдающих за тем, как я меняю подгузник. Они смеются надо мной. Я столько лет называл их дерьмом, поэтому сейчас заслужил всё это».

«Я – чайлдфри», – именно так на протяжении долгого времени говорила о себе Ева Мендес. Она строила актёрскую карьеру, добивалась успеха и жила для себя. Пока не встретила актёра и музыканта Райана Гослинга. И тогда всё встало на свои места: семья и дети для 45-летней мамы оказались важнее карьеры в кино, она не спешит возвращаться к съёмкам. Сейчас супруги воспитывают двоих дочерей.

Читайте также:  37 неделя беременности: что происходит с малышом и мамой

Да что далеко ходить. Телеведущая, политик и журналист Ксения Собчак долгое время придерживалась позиции, что её всё устраивает без детей, и даже, по слухам, называла их «маленькими гадёнышами». В ноябре 2016-го она стала мамой.

По мнению исследователей, большая часть заявлений о нежелании иметь детей – лишь декларация намерений. Реально отказавшихся от рождения детей и не пожалевших об этом в России не более 3–4%. Увлекаясь идеями, нужно только помнить, что откладывать рождение ребёнка, особенно женщине, невозможно бесконечно. Мужчинам проще. Они могут нагуляться, передумать и стать отцами. Женский век короче.

«Типичная ситуация: женщина предохраняется до 40 лет, строит карьеру, зарабатывает день­ги. Наконец решает завести ребёнка – не получается. Она не верит, что у неё уже не может быть детей. Но тех драгоценных клеточек, из которых в организме будущей мамы развивается новая жизнь, к 40 годам у неё просто не осталось, – говорит врач акушер-гинеколог с 30-летним стажем Ирина Торганова. – Многие думают так: сейчас детей не хочу, а если передумаю, в крайнем случае сделаю ЭКО в 45 лет. Но это поздно! Программа ЭКО хорошо работает на своих яйцеклетках (своих яичниках) до 40 лет. Потом придётся брать донорские клетки. То есть генетически от мамы в таком ребёнке не будет ничего. Она его только выносит».

История семьи

Андрей – перспективный программист, его жена Милана – юрист.

«Первое время совсем не хотели детей, хотя родители страшно наседали: мол, время идёт, хотим увидеть внуков и всё в таком роде, – рассказывает Андрей. – Честно, это страшно раздражало.

Мы посчитали, что только в первый год на ребёнка нам придётся потратить примерно 200 тыс. руб., а то и больше. Это значит – постоянно откладывать, лишать себя возможности делать карьеру, путешествовать. А мы к этому были не готовы.

Через три года уже объездили мир, купили машину, квартиру в ипотеку и поняли, что нам чего-то не хватает… Рождение ребёнка просто перевернуло наш мир. Да, сейчас живётся тяжелее, чем раньше. Не всегда получается выбраться в гости или сходить в кино. Но мы счаст­ливы».

«Я хочу до старости жить так»

Чайлдфри о сознательном отказе от рождения детей и реакции общества на их выбор

Все больше здоровых, состоятельных россиян с хорошим образованием принимают сознательное решение не заводить детей. По данным социологов, в 2014 году о такой позиции заявили 17 процентов москвичей; в целом по стране — 6 процентов граждан. «Лента.ру» спросила убежденных чайлдфри, почему они отказываются от продолжения рода и как общество реагирует на их выбор. Эту статью мы включили в число лучших публикаций 2015 года. Другие лучшие материалы можно посмотреть пройдя по этой ссылке.

Диаманда Сергеева

Я поняла, что не хочу детей, еще в детстве. Когда стала задумываться о своей жизни, лет в 14-15, я стала понимать, что мне это неинтересно, мне этого не хочется. Мне говорили: встретишь мужчину, полюбишь, все будет как у всех. Время прошло, мне почти 38 лет, а мое мнение не изменилось. Я много об этом думала, анализировала, но мне это по-прежнему неинтересно. Дети меня напрягают необходимостью заботиться о них.

При этом к детям отношусь спокойно, у меня есть племянники — моя младшая сестра двоих родила, двоюродный брат тоже. Я общаюсь с подросшими детьми, которые могут ходить, говорить и адекватно реагировать на окружающий мир. Спокойно отношусь к детям на улице, которые нормально себя ведут и никак не посягают на мое личное пространство. Но младенцы меня совершенно не умиляют, не восхищают, не вызывают никаких чувств.

Окружающие реагировали на мое решение по-разному, некоторые даже смеялись. Другие отнеслись с пониманием. У меня подруги такие же, у них тоже нет детей. Они поддерживают меня. Старшие родственники до определенного момента говорили, что это у меня пройдет. Так получилось, что сейчас у меня осталась только мама. Кто ушел, кто умер, и теперь уже некому мозги мне парить. Мама реагирует спокойно, она мой выбор принимает, она сама, наверное, в глубине души жалеет, что родила троих. Говорит, если бы была возможность, ограничилась бы одним.

Никакой дискриминации я не чувствую. Никто в мою жизнь не лезет, не пытается ничего пропагандировать. Негатива со стороны окружающих я не встречала. Были недоуменные вопросы, но не более. Видимо, люди чувствуют, кому они могут что-то высказать, а кому нет.

Другим приходится сложнее. Потому, наверное, и возникают в соцсетях сообщества чайлдфри, где люди ищут поддержки. Иногда приходится слышать, что нежелание иметь детей — это психическое отклонение. Многих это тревожит, но, общаясь в наших сообществах, люди понимают, что не одиноки, что таких, как они, много — что это нормально. Просто это такое решение самостоятельного взрослого человека.

Артур Лоянич, модератор группы «Адекватные чайлдфри»

Я понял, что не хочу иметь детей, лет в 13-14. Я человек, который очень любит стоять на своем, давлению я сопротивляюсь всю жизнь. Моя бабушка, например, настаивает, чтобы я пошел работать на завод, потому что настоящие мужики должны на заводе работать. А я не хочу работать на заводе, это не мое. Давят на всех — кто-то сопротивляется, кто-то не может. Дети — один из поводов для такого давления.

Посыл «ты должен родить ребенка» очень характерен для России. В Западной Европе, например, никто косо не посмотрит, если скажешь, что у тебя нет детей и ты не хочешь их заводить. Сложнее всего тем, кто живет в нашей глубинке, в маленьких городах, где особенно сильны традиции. Отношение также зависит от социального слоя и круга общения. Если вокруг тебя прогрессивная европеизированная молодежь, она все воспринимает адекватно. А люди с консервативными взглядами и представители старшего поколения, как правило, осуждают такую позицию. Милонов, Мизулина и прочие странные люди находят поддержку как раз в этих слоях общества.

Люди отказываются иметь детей по разным причинам. Кто-то пережил детские травмы, кто-то боится обязательств. Но именно этот страх заставляет людей принимать более ответственные решения. Например, чувствует человек, что не готов завести ребенка, не уверен, что будет его любить. Мне кажется, отказ производить на свет еще одно несчастное существо говорит в пользу этого человека. Парадокс нашего общества заключается в том, что мы терпимы к матерям, которые оставляют ребенка в роддоме, но осуждаем женщин, которые отказываются заводить детей. Давайте, однако, не забывать, что в России более миллиона детей в детдомах!

Особое внимание приходится уделять контрацепции. Мой знакомый сделал вазэктомию в Минске, теперь живет и не парится. Но на такое решаются немногие, потому что это сопряжено с известными трудностями. В России эту процедуру делают после 35 лет или при наличии двоих детей. На Украине, в Белоруссии или в европейских странах это можно сделать в более раннем возрасте, но для этого нужно время, средства и сильная мотивация.

Нам очень важна поддержка единомышленников. Но официально зарегистрированной чайлдфри-организации в России нет — все ограничивается сообществами в соцсетях и форумами. Люди, которые не хотят детей, объединяются в группы по интересу, чтобы поддерживать друг друга. Когда знаешь, что ты такой не один, проще противостоять внешнему давлению. Мы не Ванги — предсказывать будущее не можем. Сейчас я не хочу детей и не вижу предпосылок к тому, чтобы поменять свое мнение, но кто его знает, что будет дальше. Может, все человечество вообще вымрет.

Александр Кириченко

Я понял, что не хочу детей, лет в 20, когда пришел после армии на первую работу. Все мои коллеги были старше, и все были детные. Я каждый день слышал от них про какие-то проблемы. Сам же я вел очень веселый образ жизни и сейчас его веду, и я решил, что не хочу такой жизни, как у них.

Матушка периодически меня этим мучает, а отец спокойно отреагировал: говорит, твое решение. Тем более у меня есть старший брат, у него дочка. Друзья тоже реагируют спокойно.

У меня была девушка, с которой мы расстались из-за этого. Мы полтора года прожили вместе, и она сказала, что хочет детей. А я не хочу. Мы расстались хорошими друзьями, она сейчас замужем, у нее сын родился. А моя нынешняя подруга меня полностью поддерживает и тоже не хочет детей.

Материалы по теме

Москва без москвичей

В принципе, к детям я отношусь нормально. Иногда раздражают, но, думаю, кричащие дети на улице неприятны любому человеку. Иногда бывает — заходишь в транспорт, там маленький ребенок кричит. Я просто прохожу в другую часть салона, наушники иногда спасают, терпимо.

Люди, которые осуждают чайлдфри в интернете, — такие же, как те, которые пишут гадости в сообществах атеистов или вегетарианцев. Такие критики найдутся на любое сообщество. Я не участвую в интернет-спорах, мне это неинтересно. У каждого своя голова на плечах, зачем мне с ними спорить. Каждый сам выбирает свой жизненный путь, свою цель в жизни.

Я хочу до старости жить так, как сейчас живу. Быть постоянно в движении, не сидеть на одном месте. На мой взгляд, дети этому мешают. Мои друзья, у которых есть дети, ведут совсем другой образ жизни. Они с трудом выбираются в отпуск, все расходы они пересчитывают на четверых-пятерых — так далеко не уедешь. А когда ты один — ты можешь утром проснуться и решить, что сегодня полетишь на Байкал, написать заявление на работе и улететь. Это здорово.

Если на меня начинают наседать, у меня есть маленькая лазейка. Я говорю, что если когда-нибудь я вдруг захочу детей, лет после 40, когда буду уже состоявшимся человеком, я удочерю или усыновлю кого-нибудь. Но точно не маленького ребенка. Скорее уж семи-восьмилетнего, которого уже можно чему-то учить.

Александра Ф.

Прямая и обязательная связь между физиологической возможностью иметь детей и реализацией этой возможности представлялась мне странной и неочевидной лет с пятнадцати-шестнадцати. В те поры никаких сознательных решений я, понятно, не принимала, но думать об этом начала и возвращалась к этим размышлениям еще лет пятнадцать-двадцать. Мне видится, что нет нужды по умолчанию удовлетворять общественные ожидания от меня как от женщины. Это бессознательность и безответственность. Чтобы во всей полноте отвечать за свои решения и поступки — и перед собой, и перед другими, — необходимо максимально осознавать, что и зачем делаешь. К 35 годам я осознала, что материнство — не мой вид искусства. Я предпочитаю перевод, книгоиздание, живопись, человеческую и профессиональную опеку нескольких десятков людей, с которыми сейчас тесно сотрудничаю. Я много работаю, плачу налоги, занимаюсь преподавательской и просветительской деятельностью и тем обеспечиваю свое активное участие в жизни социума.

Да, я считаю, что рожать и воспитывать детей — такое же мастерство, талант, дар, как игра на скрипке, гравировка или, скажем, каскадерское автовождение. Многие педагоги по рисованию и живописи утверждают, что научить рисовать можно кого угодно. Но выйдет ли у любого человека шедевр? Маловероятно. Рисует ли каждый, у кого есть хотя бы одна рука и хоть какое-то зрение? Очевидно, нет. Я не считаю, что материнство в этом отношении чем-то отличается от живописи. Если нет искренней непреодолимой потребности рисовать, зачем за это браться? По моим наблюдениям, родивших женщин значительно больше, чем матерей. Для меня это совсем не одно и то же. По моему глубокому убеждению, и мне самой, и моей семье, и той части общества, которая имеет ко мне непосредственное отношение, я приношу и еще принесу больше пользы как бездетный человек, чем если кого-нибудь рожу.

Возражения из разряда: «Если человечество последует этой логике, оно вымрет», я не принимаю — нас семь миллиардов на Земле, естественное вымирание при такой популяции нам не грозит, и на каждую не расположенную к материнству женщину с гарантией найдутся сотни и тысячи женщин, к материнству расположенных, а прогресс науки и техники все больше освобождает людей от работы, поэтому опасаться, что человечеству не хватит рабочих рук, совершенно незачем. Аргументы из категории «А как же продолжение рода? Генетическое бессмертие? Воспитание собственного духа через взятую на себя ответственность за другую жизнь?» я тоже не принимаю, но по другим причинам. Эти вопросы и ответы на них касаются только меня, и никак не ущемляют ничьих интересов. Следовательно, я оставляю за собой и ответственность за последствия моих ответов.

К счастью, мой круг родных и друзей таков, что мое решение было воспринято спокойно и с уважением. У меня нет потребности убеждать внешний мир в своей объективной правоте (ее в таких вопросах, на мой взгляд, не может быть), но я твердо и спокойно пребываю в своем праве на выбор биографии. Мой супруг с самого начала наших отношений знал о моей позиции и всегда спокойно разделял ее.

У меня нет никакой предубежденности к детям как некой разновидности человека: дети — начинающие люди, они бывают всякие, как и люди пожившие. Не любить их по групповому признаку, на мой взгляд, неумно и незрело. Поэтому решение не выбирать творческую стезю под названием «мать» в моем случае никак не продиктовано нелюбовью к детям. Конкретный десяток детей моих друзей, с которыми мне доводится общаться, относятся ко мне тепло, мы прекрасно ладим, мне они тоже интересны и симпатичны как люди.

С моей точки зрения, общественный диктат в отношении материнства мешает женщинам, особенно молодым, принимать решение рожать или нет взвешенно, без страха, не под давлением и с полной ответственностью. Чрезвычайно важно понимать: способность женщины рожать — не синоним обязанности делать это, и осуждать кого бы то ни было за его выбор представляется мне абсурдным и недопустимым.

Ссылка на основную публикацию